Разговор с маршалом де ***
«Разговор с маршалом де ***» (или «Разговор с дамой-христианкой» , французский : Entretien d'un philosophe avec la maréchale de *** ) — эссе Дени Дидро 1774 года, содержащее дружеский диалог спорного характера между религиозная дама и вольнодумка , по богословским вопросам. Содержание диалога полемично, но современные комментаторы по-разному описывают его тон как нежный, изящный, любезный, очаровательный, остроумный и вежливый. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Голландский издатель, которому Дидро первоначально отправил рукопись, отклонил ее на том основании, что она была слишком подстрекательской. [ 4 ] В конечном итоге он был опубликован под вымышленным именем. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Эссе было написано в 1774 году, когда Дидро возвращался из России . Считается, что этот диалог был смоделирован на основе реального разговора Дидро с маршалкой де Бройль во время переговоров о покупке коллекции Кроза для Екатерины Великой . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Часть содержания, возможно, также была взята из разговоров Дидро со своей хозяйкой в Гааге . [ 3 ]
Фундаментальный вопрос, затронутый в диалоге, знаком: существует ли Бог? Предполагается, что опыт Дидро в Германии, России и Нидерландах побудил его написать эссе, поскольку он узнал, что сопротивление материалистическому мышлению было гораздо более стойким, чем он сам. раньше предполагалось. [ 5 ]
Содержание
[ редактировать ]Эссе начинается с диалога между итальянским вольнодумцем Томассо Крудели, представляющим точку зрения Дидро, и Марешаль, которую описывают как привлекательную, добродетельную и набожную женщину. Дама удивлена, что такой человек, как Крудели, не имеющий религиозных убеждений, может иметь моральные принципы верующего. «Что! Вы не воруете, не убиваете, не грабите», — спрашивает она Крудели-Дидро. «Очень редко», — следует ответ. [ 3 ] [ 6 ] Затем Крудели-Дидро лукаво заявляет, что у религиозного человека, который в то же время честен, нет причин не быть столь же принципиальным, как такой вольнодумец, как он сам. [ 7 ]
Дама заявляет, что рассчитывает получить награду за добродетельную жизнь, которую она сейчас ведет; если бы она не была убеждена в наградах и наказаниях за свое поведение, ожидающих ее в загробной жизни, у нее, возможно, возникло бы искушение совершить проступок. Крудели-Дидро приводит притчу о молодом мексиканце, заснувшем на плоту в океане. Проснувшись, он обнаруживает, что находится в далекой стране, где его приветствует почтенный старец, который является здесь правителем. Аргумент состоит в том, что если Бог существует, то он простит человека за то, что он не верил в Его существование. [ 7 ]
Крудели-Дидро говорит, что верующие руководствуются больше своими страстями, чем религиозной верой. [ 7 ] Он утверждает, что религиозные взгляды дамы в конечном счете утилитарны и прагматичны. Дама говорит, что не может ему ответить, но и не может принять его точку зрения. Крудели-Дидро отвечает, что не намерен менять ее взгляды. Религия подобна браку, говорит он. Как брак делает счастливыми многих людей, так и она сделала счастливой. Точно так же религия сделала ее лучше; поэтому для нее лучше всего продолжать оставаться религиозным человеком. [ 3 ] «Вам приятно представить себе рядом с собой и над вашей головой великое и могущественное существо, которое видит, как вы ходите по земле; эта мысль успокаивает ваши шаги. Продолжайте, сударыня, наслаждаться этим августейшим гарантом ваших мыслей, этим зрителем, этим возвышенный образец ваших действий», — говорит Крудели-Дидро. [ 8 ] Дама тогда говорит: «Похоже, у вас нет мании к прозелитизму». «Абсолютно нет», — отвечает Крудели-Дидро. [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]Взгляды, выраженные в эссе, были названы «старыми знакомыми». [ 5 ] Отличительной чертой здесь является мягкий и дружелюбный тон аргументации, благодаря которому она кажется гораздо менее полемической, чем она есть на самом деле. [ 5 ] Предполагается, что этот разговор можно было бы взять за образец для разговоров, которые происходили в салонах Парижа восемнадцатого века. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Артур М. Уилсон (1972). Дидро . Издательство Оксфордского университета. стр. 652–3.
- ^ Перейти обратно: а б Отис Феллоуз (1977). Дидро . Твейн. стр. 113 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 391.
- ^ Перейти обратно: а б П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 392.
- ^ Перейти обратно: а б с д Артур М. Уилсон (1972). Дидро . Издательство Оксфордского университета. п. 653.
- ^ Отис Феллоуз (1977). Дидро . Твейн. стр. 113–14 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Отис Феллоуз (1977). Дидро . Твейн. стр. 114 .
- ^ П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. стр. 391–2.