Эффект Дидро

Эффект Дидро — это явление, которое возникает, когда приобретение новой собственности приводит к спирали потребления, которая приводит к приобретению еще большего количества собственности. [ 1 ] [ 2 ] Другими словами, покупка чего-то нового может вызвать цепную реакцию, которая приведет к тому, что человек будет покупать все больше и больше вещей. Каждый новый предмет заставляет чувствовать, что ему нужны другие вещи, чтобы идти в ногу с ним или идти в ногу с ним. Это может привести к перерасходу средств [ 3 ] и накопление большего количества имущества, чем на самом деле нужно или используется.
Этот термин был придуман антропологом и исследователем моделей потребления Грантом Маккракеном в 1986 году. [ 4 ] и назван в честь французского философа Дени Дидро (1713–1784), который впервые описал этот эффект в эссе под названием «Сожаления о моем старом халате, или Предупреждение для тех, у кого больше вкуса, чем удачи».
Этот термин использовался в дискуссиях об устойчивом потреблении и зеленом потребительстве в отношении процесса, при котором покупка или подарок создают неудовлетворенность существующим имуществом и окружающей средой, провоцируя потенциально растущую модель потребления с негативными экологическими, психологическими и социальными последствиями.
Источник
[ редактировать ]
Эффект впервые был описан в эссе Дидро 1769 года «Сожаления о расставании с моим старым халатом». [ 5 ] В этом эссе Дидро рассказывает, как подарок красивого алого халата приводит к неожиданным результатам, в конечном итоге ввергая его в долги. Поначалу довольный подарком, Дидро пожалел о своем новом наряде. По сравнению с его новым элегантным халатом остальные его вещи стали казаться безвкусными, и он стал недоволен тем, что они не соответствовали элегантности и стилю его нового владения. Например, он заменил свой старый соломенный стул креслом, обтянутым марокканской кожей; его старый письменный стол был заменен новым дорогим письменным столом; его прежде любимые гравюры были заменены более дорогими гравюрами и так далее. «Я был абсолютным хозяином своего старого халата, — пишет Дидро, — но я стал рабом своего нового… Остерегайтесь осквернения внезапным богатством. Бедняк может отдыхать, не думая о внешности, но богатый человек всегда в напряжении».
Использование
[ редактировать ]По мнению антрополога Гранта Маккракена в 1986 году, эффект Дидро является результатом взаимодействия между объектами внутри «дополняющих продуктов» или «единств Дидро» и потребителями. Единство Дидро — это группа объектов, которые считаются культурно дополняющими друг друга. [ 6 ] Маккракен предполагает, что потребитель с меньшей вероятностью отклонится от предпочтительного единства Дидро, чтобы стремиться к единству во внешнем виде и представлении своей социальной роли. Однако это также может означать, что если приобретается объект, который каким-то образом отклоняется от предпочтительного единства Дидро, это может привести к тому, что потребитель начнет подписываться на совершенно другое единство Дидро.
Социолог и экономист Джульет Шор использует этот термин в своей книге 1992 года «Американский перерасход: почему мы хотим того, чего нам не нужно» , чтобы описать процессы конкурентного, ориентированного на статус потребления, движимого неудовлетворенностью. В эссе Шора 2005 года «Изучение урока Дидро: прекращение подъема желания» описывается эффект современной потребительской культуры в контексте ее негативных последствий для окружающей среды. [ 7 ]
Джеймс Клир использует этот термин в своей книге « Атомные привычки: простой и проверенный способ выработать хорошие привычки и избавиться от плохих» в 2018 году и описывает поведение Дидро как «цепную реакцию покупок» и связывает эффект Дидро с описанием накопления привычек. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ритцер, Джордж, изд. (15 февраля 2007 г.). Социологическая энциклопедия Блэквелла (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781405165518.wbeosd046.pub2 . ISBN 978-1-4051-2433-1 .
- ^ Беккер, Джошуа (27 октября 2021 г.). «Понимание эффекта Дидро для преодоления перерасхода средств» . Форбс .
- ^ Чакароз, Кубра Мюге; Кылыч, Сабиха; Сивек, Фунда (29 июля 2022 г.). «Взгляд потребителя на ось эффекта Дидро и незапланированной покупки» . Журнал факультета экономики и административных наук Университета Мехмета Акифа Эрсоя . 9 (2): 1327–1348. дои : 10.30798/makuiibf.1034930 . ISSN 2149-1658 .
- ^ Грант Маккракен, Культура и потребление: теоретический отчет о структуре и движении культурного значения потребительских товаров, Журнал потребительских исследований , том 13, выпуск 1, июнь 1986 г., страницы 71–84, https://doi.org /10.1086/209048
- ^ Дидро, Дени. «Сожаления о моем старом халате, или Предостережение тем, у кого вкуса больше, чем удачи» . Марксисты.орг .
- ^ Дэвис, Тереза; Грегори, Гэри (1 января 2003 г.). «Создание единства Дидро – поиск возможных личностей?» . Журнал потребительского маркетинга . 20 (1): 44–54. дои : 10.1108/07363760310456946 . ISSN 0736-3761 .
- ^ Шор, Джульетта. «Изучение урока Дидро: прекращение подъема желания» . Колорадо.edu . Архивировано из оригинала 27 июня 2018 года.
- ^ Ясно, Джеймс (2018). Атомарные привычки: простой и проверенный способ выработать хорошие привычки и избавиться от плохих: крошечные изменения, замечательные результаты . Лондон: Случайный домашний бизнес. ISBN 978-1-84794-183-1 .
- Маккракен, Культура грантов и потребление: новые подходы к символическому характеру потребительских товаров и деятельности . Издательство Индианского университета, Блумингтон и Индианаполис, 1988 г. ISBN 0-253-31526-3 ; стр. 118–129
- Шор, Джульетта Б. «Перерасходованный американец: почему мы хотим того, что нам не нужно» Harper Perennial; 1-й паб HarperPerennial Ed. Издание 1999 года. ISBN 0-06-097758-2 ISBN 978-0060977580
- Шор, Джульетта Б. «Изучение урока Дидро: остановка роста желания», в Тиме Джексоне (редактор), Устойчивое потребление (2005).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дидро, Дени (1875–77). [ Сожаления о моем старом халате ] (на французском языке). Париж: Гарнье – через Wikisource . [ сканировать
]
- Английский перевод книги «Сожаления о моем старом халате» https://www.marxists.org/reference/archive/diderot/1769/regrets.htm
- «Эффект Дидро» Эванс, Д., в: П. Роббинс, Дж. Мансвелт и Г. Голсон, редактор(ы). «Энциклопедия зеленого потребления». Мудрец; 2010.
- Панцар, Мика «Одомашнивание технологий повседневной жизни: динамические взгляды на социальные истории артефактов» в журнале Design Issues , Vol. 13, № 3 (осень 1997 г.), стр. 52–65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культура Блог Гранта Маккракена
- Блог Джульетты Шор