Jump to content

История армян на Кипре

Армяне имеют долгую историю на Кипре: первое подтвержденное присутствие армян на острове датируется 578 годом нашей эры, во время правления византийского императора Юстина II . В современной Республике Кипр они признаны одной из трёх «религиозных групп» меньшинства наряду с маронитами и латинянами .

Византийская эпоха (578–1191)

[ редактировать ]
Солид императора Мориса

Между армянами и Кипром существует давняя связь, возможно, восходящая к V веку до нашей эры. Однако армяне имели постоянное документально подтвержденное присутствие на Кипре с 578 года нашей эры: по словам историка Теофилакта Симокатты , во время своей кампании против персидского царя Хосрова I византийский генерал (и будущий император) Маврикий Каппадокийский захватил 10 090 армян в плен в Арзанене (Агдзник). ), из которых около 3350 были депортированы на Кипр. [ 1 ] Судя по стратегическому положению основанных ими колоний ( Арменохори , Армину , Корнокипос , Патрики , Платани , Спатарико и, возможно, Маусере ), весьма вероятно, что эти армяне служили Византии в качестве наемных солдат и пограничников .

Больше армян прибыло во время правления императора армянского происхождения Ираклия (610–641) по политическим причинам (он пытался преодолеть разногласия между Армянской церковью и Восточной православной церковью ), во время понтификата католикоса Ованеса III Одзнеци (717–728) . ) по коммерческим причинам и после освобождения Кипра от арабских набегов патриция Никиты Халкуца (965 г.) по военным причинам, когда армянские наемники были переброшены на Кипр для его защиты. В средневизантийский период на Кипре служили армянские генералы и губернаторы, такие как Алексиос Муселе или Маусере (868–874), Василий Хайгаз (958), Ваграм (965), Эльпидиос Брахамиос (1075–1085) и Лео Симбатикес (910–911) . ), который взялся за строительство базилики Святого Лазаря в Ларнаке. Похоже, что церковь Святого Лазаря была армянской апостольской церковью в 10 веке и использовалась армянами-католиками в латинскую эпоху и .

Многочисленные армяне нуждались в аналогичном духовном пастырстве, и поэтому в 973 году католикос Хачиг I основал Армянское епископство в Никосии. Отношения между Кипром и армянами стали более тесными, когда было создано Киликийское королевство . Королевство, расположенное на побережье Киликии к северу от острова, было основано примерно в 1080 году нашей эры армянскими беженцами, бежавшими от вторжения сельджуков на север и оставшимися союзниками Византии. Между 1136 и 1138 годами византийский император Иоанн II Комнин переселил все население армянского города Телль-Хамдун на Кипр. После свадьбы Исаака Комнина с дочерью армянского князя Тороса II в 1185 году с ним на Кипр пришли армянские дворяне и воины, многие из которых защищали остров от Ричарда Львиное Сердце (май 1191 года), когда он высадился в Лимассоле во время завоевательного похода. настроения, и рыцари-тамплиеры (апрель 1192 г.), купившие Кипр у Ричарда и правившие с особой жестокостью. В конце концов тамплиеры вернули остров Ричарду, который, в свою очередь, продал его Ги де Лузиньян . [ 2 ]

Латинская эпоха (1191–1570)

[ редактировать ]
Базилика Святого Лазаря в Ларнаке

После покупки Кипра титулярным франкским королем Иерусалима Ги де Лузиньяном в 1192 году, в его попытке создать феодальное королевство западного типа, последний отправил эмиссаров в Европу, Киликию и Левант , что привело к массовой иммиграции армян и других народов. народы из Западной Европы, Киликии и Леванта (в основном франки, латиняне и марониты , а также копты , эфиопы , грузины , якобиты , евреи) , мелькиты , несториане и другие). Этим многочисленным буржуа, дворянам, рыцарям и воинам были щедро дарованы феодальные владения, поместья, земли, должности и различные привилегии. Благодаря своей близости, торговым связям и ряду королевских и дворянских браков Королевство Кипр и Королевство Киликия стали неразрывно связанными. В последующие столетия тысячи киликийских армян искали убежища на Кипре, спасаясь от нападений мусульман: падения Антиохии (1268 г.), падения Акры (1291 г.), нападения сарацин ( 1322 г.), нападений мамелюков (1335 и 1346 гг.). ) и османская оккупация Киликии (1403 и 1421 гг.). Кипр стал теперь самым восточным оплотом христианства; В 1441 году власти Фамагусты пригласили армян из Киликии поселиться здесь.

Падение Сиса в апреле 1375 года положило конец Армянскому Киликийскому королевству; ее последнему королю, Левону V , был предоставлен безопасный проход на Кипр, и он умер в изгнании в Париже в 1393 году после тщетного призыва к новому крестовому походу. В 1396 году его титул и привилегии были переданы его двоюродному брату, королю Якову I де Лузиньяну , в соборе Святой Софии ; впоследствии на королевском гербе династии Лузиньянов также появился лев Армении. Так закончилось последнее полностью независимое армянское образование Средневековья после почти трех столетий суверенитета и расцвета; Титул «короля Армении» затем на протяжении веков до наших дней удерживался Савойским домом благодаря браку кипрской королевы Шарлотты с Людовиком Савойским . Хотя египетские мамлюки захватили Киликию, они не смогли удержать ее; Тюркские племена в конечном итоге проникли в этот регион и обосновались там, что привело к завоеванию Киликии Тамерланом . В результате 30 000 армян покинули Киликию в 1403 году и поселились на Кипре, которым до 1489 года продолжала управлять династия Лузиньянов. [ 3 ]

Во франкскую и венецианскую эпохи (1192–1489 и 1489–1570 годы соответственно) существовали армянские церкви в Никосии, Фамагусте, Спатарико [ Сурп Саркис ( Святой Сергий ) и Сурп Варваре (Святая Варвара)], Корнокипос [ Сурп Хрешдагабедк ( Святая Варвара)] . Архангелы )], Платани [ Кислый Кеворк ( Святой Георгий )], Пископия и др. [ Сурп Парсег ( Святой Василий )]. Армяне входили в число семи наиболее важных религиозных групп на Кипре, владея магазинами и магазинами в портах Фамагусты, Лимассола и Пафоса , а также в столице Никосии, контролируя таким образом большой сегмент торговли. Кроме того, армянский был одним из одиннадцати официальных языков Королевства Кипр и одним из пяти официальных языков венецианской колониальной администрации Кипра .

По данным летописцев Леонтиоса Махайраса (1369–1458), Георгия Бустрониоса (1430–1501) и Флорио Бустрона жили в своем квартале, Армениейтония называемом (1500–1570), армяне Никосии имели свою прелатуру и . Первоначально у них было три церкви: Сурп Кеворк ( Святой Георгий ), Сурп Богос-Бедрос ( Святые Павел и Петр ) и Сурп Хач ( Святой Крест ) – которые, как полагают, являются сегодняшней мечетью Араблар или Ставрос ту Миссирику. В Фамагусте в конце XII века было основано епископство, а вокруг сирийского квартала жили армяне. Исторические документы предполагают наличие здесь важного монашеского и богословского центра, в котором, святой Нерсес Лампронаци как говорят, учился (1153–1198); из трех армянских церквей окруженной стеной Фамагусты [ Сурп Асдвадзадзин (Богородица) , Сурп Саркис (Святой Сергий) и Сурп Хач (Святой Крест) – считается неопознанной церковью между церковью кармелитов и Святой Анной], только церковь Ганчвор сохранилась , построенный в 1346 году.

В средние века армяне на Кипре активно занимались торговлей, а некоторые из них сформировали военные гарнизоны в Кирении (1322 г.) и других местах. Ряд армян защищал Франкское королевство Кипр от генуэзцев (1373 г.) при Ксеросе, от сарацин (1425 г.) у деревни Стилли и от мамлюков (1426 г.) в Лимассоле и Хирокитии . К 1425 году знаменитый Магараванк – первоначально коптский монастырь Святого Макария недалеко от Халевги ( регион Пентадхактилос ) – перешел во владение армян, как и где-то до 1504 года бенедиктинский/картезианский женский монастырь Нотр-Дам-де-Тир или Тортоса ( Сурп Асдвадзадзин ) в обнесенной стеной Никосии. ; многие из его монахинь были армянского происхождения (например, принцесса Фими, дочь армянского короля Хайтона II ). проживало также В латинскую эпоху небольшое количество армян-католиков в Никосии, Фамагусте и аббатстве Беллапаис , где лорд Хейтон Корикусский монахом служил .

Процветание жителей Кипра было остановлено жесткой и коррумпированной венецианской администрацией и несправедливыми налогами, которые она ввела. Их тираническое правление в сочетании с неблагоприятными условиями ( засухами, землетрясениями, эпидемиями, голодом, наводнениями и т. д. ) вызвало заметное сокращение населения острова. По словам историка Стефана де Лузиньяна, к поздней венецианской эпохе армяне жили в основном в Фамагусте и Никосии и, в небольшом количестве, в трёх «армянских деревнях»: Платани , Корнокипосе и Спатарико .

Османская эпоха (1570–1878)

[ редактировать ]
Монастырь Магараванк (1967 г.)

Во время османского завоевания острова (1570–1571 гг.) было набрано около 40 000 османских армянских мастеров, в основном в качестве саперов. Новый порядок вещей коснулся и армянской общины: многие османские армяне, пережившие завоевание, поселились в основном в Никосии, увеличив ее армянское население, а Армянская прелатура Кипра была признана этнархией ( Ազգային Իշխանութիւն, Азкаин Ишханутюн ), через институт проса . Однако епископство в Фамагусте было упразднено, поскольку христианское население было вырезано или изгнано , а весь город, окруженный стеной, стал запрещен для немусульман до первых лет британской эры . В награду за свои заслуги во время завоевания армянам Никосии было предоставлено право охранять Пафосские ворота (эта привилегия использовалась лишь в течение короткого периода из-за требуемых больших затрат) и фирманом от мая 1571 года они были возвращены церковь Нотр-Дам-де-Тир (также известная как Тортоса), которую османы превратили в соляной склад. Кроме того, Монастырь Магараванк завоевал расположение османов и стал важным перевалочным пунктом для армянских и других паломников на пути в Святую Землю , а также местом отдыха для путешественников, католикосов и других священнослужителей из Киликии и Иерусалима .

В отличие от латинян и маронитов , армяне, будучи православными, не подвергались преследованиям со стороны османов из-за своей религии. Несмотря на то, что в первые годы Османской империи на Кипре проживало около 20 000 армян, к 1630 году осталось только 2 000 армян из общего числа 56 530 жителей. На Бедестене (крытом рынке Никосии) было много армянских купцов, а в конце 18-го – начале 19-го века ведущим гражданином Никосии был армянский торговец по имени Саркис, который был « бератли » (носитель берата или хартии, предоставляющей привилегия) и первоначально был драгоманом (переводчиком) французского консула, а затем стал драгоманом английского консула. Позже, в начале-середине XIX века, путешественники и реестры упоминают другого богатого армянского купца, Хаджи Симеона-агу из Крыма, который ранее финансировал полную репарацию Магараванка и был зятем Саркиса. Третьим известным армянином был Мардирос Фугас, драгоман французского консула и известный торговец, который был арестован и обезглавлен османами около 1825 года. Одаренные промышленным талантом армяне занимались прибыльными профессиями, и в начале 17 века Персидские армяне поселились на Кипре в качестве торговцев шелком, как и некоторые богатые османские армяне в 18 и 19 веках, такие как Погос-Берге Ага Эрамиан. Однако с новым порядком вещей число армян и других христиан резко сократилось из-за обременительного налогообложения и жесткости османской администрации, что вынудило многих христиан стать линобамбаками ( криптохристианами ) или принять ислам, что объясняет, почему бывшие армянские села ( Арменохори , Артеми , Айос Яковос , Айос Харитон , Корнокипос , Мелунда , Платани и Спатарико были заселены « турками-киприотами ) в конце XIX века »; несколько армян-киприотов стали католиками в результате браков с богатыми латинскими семьями.

Фермерский дом Эрамиан в Дефтере

Постепенно, после кровавых событий 1821 года , когда в ответ на поддержку киприотами греческой революции османы разрушили армянские и греческие особняки, запретили грекам , франкам , армянам и маронитам носить оружие, а также повесили или убили 470 знатных людей, в том числе им был армянский приходской священник Никосии дер Бедрос – некоторые улучшения наблюдались в период Танзимата (1839–1876). В духе Хатт -и Шерифа Гюльхане (1839 г.) армянский епископ, греческий архиепископ и маронитский епископ-суфраган участвовали в Административном совете ( Меклис Идаре ), который был сформирован в 1840 году. После 1850 года некоторые армяне были наняты на работу. на государственной службе, а в 1860 году армянская церковь Никосии стала одной из первых на Кипре, имевшей колокольню – подаренная Константинопольский армянин Хапетиг Неврузян. Кроме того, открытие Суэцкого канала в 1869 году принесло пользу армянам и другим купцам острова, а в 1870 году новоприбывшим архимандритом Варданом Мамигоняном в Никосии была основана первая армянская школа. Кроме того, в результате Хатт-и Хумаюн в 1856 году была официально признана административная автономия Армянской прелатуры Кипра.

На протяжении всей Османской эпохи подавляющее большинство армянского населения Кипра составляли православные армяне , хотя есть также упоминания о небольшой армяно-католической общине в Ларнаке. Из трех религиозных групп армяне — единственные, у которых на протяжении всего османского периода постоянно присутствовали прелаты. По разным оценкам, армяно-кипрская община XIX века насчитывала от 150 до 250 человек, большинство из которых проживало в Никосии, меньшая численность проживала в Фамагусте, Ларнаке, на севере и юге столицы (особенно в Дефтере и Китрея ) и, естественно, вокруг Магараванка . [ 2 ]

Британская эпоха (1878–1960)

[ редактировать ]

С приходом британцев в июле 1878 года и их прогрессивной администрацией и без того процветающая, но небольшая армянская община острова особенно укрепилась. Известные своими лингвистическими навыками, несколько армян были наняты на Кипр для работы переводчиками и государственными служащими в консульствах и британской администрации, например Аписогом Утиджян – официальный государственный переводчик и устный переводчик османского турецкого языка в период с 1878 по 1919 год. Численность армян на Кипре значительно возросло после массовых депортаций, резни и геноцида, учиненных османами и младотурками. (1894–1896, 1909 и 1915–1923). Кипр принял более 10 000 беженцев из Киликии , Смирны и Константинополя , которые прибыли в Ларнаку и все другие ее гавани, некоторые случайно, другие намеренно; около 1500 из них сделали остров своим новым домом. Трудолюбивые, образованные и прогрессивные, они принесли новую жизнь в старую общину, и им не потребовалось много времени, чтобы встать на ноги и зарекомендовать себя как люди искусства, литературы и науки, предприниматели и торговцы, ремесленники и фотографы, а также профессионалы, представившие новые ремесла, блюда и сладости на острове, тем самым способствуя социально-экономическому и культурному развитию Кипра. [ 4 ]

Новички основали ассоциации, хоры, спортивные группы, скаутские группы, оркестры, церкви, школы и кладбища в Никосии, Ларнаке, Лимассоле, Фамагусте, Амиандосе и других местах, и вскоре арменофония стала реальностью. Армяне были первыми на Кипре слесарями, механиками, изготовителями сидений, гребен и штампов, обойщиками, часовщиками и цинкографами. Они первыми ввели кинематограф, значительно усовершенствовали ремесло сапожного дела и именно армяне впервые ввели армянскую бастурму , пахлаву , курагу, гассосу, гирос , халву , кубики льда , кубесы , лахмаджуны , локмадхесы в кипрский язык и помпы. кухня – все это очень популярно сегодня. Армяне также представили две техники вышивки рукоделием: айнтабскую работу (Այնթապի գործ) и марашскую работу (Մարաշի գործ). Были также некоторые армянские владельцы фабрик (льдогенераторы, мыловары, носоделки, кожевники и т. д.), но, прежде всего, было непропорционально большое количество армянских фотографов.

Законопослушный по натуре, [ нужна ссылка ] Армяно-киприоты всегда пользовались высоким авторитетом в британской администрации, и многие из них стали добросовестными государственными служащими и дисциплинированными полицейскими или работали на государственной железной дороге Кипра и в компании Cable and Wireless . На протяжении 1920–1950-х годов многие работали на асбестовых рудниках в Амиандосе и медных рудниках в Мавровуни и Скуриотиссе , некоторые из них были профсоюзными деятелями. Некоторые армяно-киприоты участвовали в греко-турецкой войне 1897 года , двух мировых войнах (1914–1918 – в Кипрском корпусе погонщиков мулов – и 1939–1945 – как в Кипрском полку , так и в Кипрском добровольческом отряде) и ЭОКА в освободительной борьбе . (1955–1959). Кроме того, , недалеко от Богази, был сформирован и обучен Восточный легион (позже названный Армянским легионом) в период с декабря 1916 по май 1918 года в деревне Монарга , состоящий из более чем 4000 армянских добровольцев из диаспоры, сражавшихся против Османской империи. Некоторые армянские беженцы прибыли из Палестины (1947–1949) и Египта (1956–1957). [ 3 ]

После переговоров в сентябре и октябре 1916 года между Погосом Нубар-пашой и французскими военными и политическими властями в ноябре 1916 года в Каире на основании специальной хартии, подписанной французским министром Война, генерал Пьер Огюст Рокес . Это должно было быть вспомогательное подразделение французской армии, состоящее в основном из армянских добровольцев, целью которого было освобождение Киликии от Османской империи с целью создания независимого армянского государства в этом регионе. После переговоров с британскими властями, в рамках англо-французского разведывательного сотрудничества, было решено, что подготовка добровольцев (ւորներ=gamavorner) будет проходить в Монарге , на полуострове Карпас на Кипре, недалеко от Богхаза . Легионом будут управлять французские офицеры. [ 5 ]

Лагерь был построен в декабре 1916 года беженцами Геноцида армян, а прибытие первых добровольцев – беженцев из Муса-Дага – началось в январе 1917 года. На протяжении 1917 и 1918 годов в гавань Фамагусты прибывали добровольцы из гаваней Марселя и Порт-Саида . Несколько армянских организаций на Ближнем Востоке , в Европе и Северной Америке поддержали Легион либо финансовыми пожертвованиями, либо путем привлечения армян диаспоры для формирования рот Легиона. Отбор и подготовка были довольно строгими, а чрезмерные трудности и большие транспортные расходы препятствовали прибытию большего количества добровольцев из Нового Света . Особенно нетерпеливо выполняли свой патриотический долг волонтеры.

Лагерь состоял из штаба, казармы, различных вспомогательных сооружений (в том числе водохранилища) и небольшой церкви. Всего насчитывалось 4124 добровольца, которые сформировали 3 армянских батальона, а также 2 сирийские роты (в составе около 300 человек). Командиром лагеря был подполковник пехоты Луи Ромье, а его духовным пастырем - архиепископ Таниэль Агопян, которому помогал архимандрит Крикор Бахлавуни, который позже стал известен как «Топал Вартабед» (Թոփալ Վարդապետ = Хромой архимандрит) из-за ранения, полученного им во время пребывания в лагере. военная служба. Оба священнослужителя прибыли на Кипр из Армянского Патриархата Иерусалима , хотя в то время Армянская Прелатура Кипра находилась в ведении Константинопольского Армянского Патриархата .

Помимо своих обязанностей на Кипре, в какой-то момент защита острова Кастелоризо (к востоку от Родоса Армянскому легиону была передана ). Базовая подготовка была завершена к маю 1918 года. До этого 1-й батальон имел подготовку около полутора лет, 2-й батальон - около восьми месяцев и формировался третий батальон. Затем большая часть Легиона была переброшена в Египет, а оттуда в Палестину , что ознаменовало битву при Араре 19 сентября 1918 года. 3-й батальон покинул Кипр в октябре 1918 года. В декабре 1918 года Легион, состоящий теперь из 4 батальонов. , 4368 солдат и 66 офицеров — расселились в районе Киликии (со штабом в Адане ) в составе французских Мандат, где он оставался до своего расформирования в августе 1920 года. В феврале 1919 года он официально назывался «Армянский легион» (Légion Arménienne/Հայկական Լեգէոն). В середине 1919 года на Кипр приехал генерал Антраник Озанян , желавший отправиться в Киликию, чтобы возглавить Легион, но французы отказали в этом. После его роспуска на Кипр вернулась лишь очень небольшая часть легионеров.

На армянском кладбище Ларнаки находится групповая могила 9 добровольцев Армянского легиона , построенная по заказу французского консульства в конце 1940-х годов. На месте, где когда-то находился лагерь Легиона, а сейчас это оккупированные Турцией территории, осталось очень мало следов. [ 6 ]

Армяно-кипрская община процветала на протяжении всей британской эпохи (1878–1960), создавая ассоциации, хоры, скаутские группы, спортивные команды, музыкальные ансамбли, церкви, кладбища и школы, в том числе известный Образовательный институт Мелконяна . Во многих отношениях уникальный для всей армянской диаспоры, он был построен недалеко от Никосии в период с 1924 по 1926 год после щедрого и благотворительного пожертвования египетско-армянских братьев-торговцев табаком Крикора и Гарабеда Мелконянов, первоначально для того, чтобы приютить и дать образование 500 сирот из Геноцида, посадивших деревья перед школой в память о своих убитых родственниках. Из детского дома (1926–1940) она постепенно превратилась во всемирно известную среднюю школу с отделением-интернатом (1934–2005). [ 7 ]

Изучая переписи населения Британской эпохи (см. раздел «Демография» ), мы наблюдаем устойчивый рост числа армян на Кипре: от 201 в 1881 году до 4549 в 1956 году. В подавляющем большинстве они были армянскими апостолами, но было также небольшое количество армян-католиков и армян-протестантов. В переписи населения 1960 года было зарегистрировано 3628 армян – по сравнению с 4549 в 1956 году – поскольку около 900 армян-киприотов эмигрировали в Великобританию , Австралию и другие страны не только из-за тяжелых экономических условий того времени, но главным образом из-за чрезвычайная ситуация, вызванная освободительной борьбой ЭОКА (1955–1959 гг.), и неуверенность, которую некоторые чувствовали после ухода ЭОКА Британцы, которых они считали своими защитниками. Фактически, большая часть британских армян родом с Кипра. [ 3 ]

Эпоха независимости (1960 – настоящее время)

[ редактировать ]

Окончание освободительной борьбы ЭОКА (1955–1959) привело к тому, что армяне-киприоты установили прочные связи с остальными киприотами. Независимость 1960 года открыла новую эру для армян Кипра, которые – вместе с маронитами и латинянами « религиозной группой » Конституцией – были признаны (статья 2 § 3) и теперь были представлены избранным представителем – первоначально член Греческой общинной палаты (статья 109) и с 1965 года член Палаты представителей ( Закон 12/1965 ). Однако размер общины сократился из-за эмиграции около 900 армян-киприотов в Соединенное Королевство из-за чрезвычайной ситуации, вызванной освободительной борьбой ЭОКА (1955–1959) и плохого состояния местной экономики. . Вторым фактором, способствовавшим сокращению численности общины, стала эмиграция около 600 армян-киприотов в Советскую Армению в рамках панармянского движения за «репатриацию» в период 1962–1964 годов ( неркахт ). [ 8 ]

Во время межобщинных волнений 1963–1964 годов армяно-кипрская община понесла большие потери, поскольку армянский квартал Никосии был захвачен киприотами-турками. Были взяты здание Прелатуры, средневековая церковь Девы Марии , школа Меликян-Узунян, памятник Геноциду, клубные дома Армянского клуба, AYMA и Всеармянского благотворительного союза (AGBU) , а также Армянской евангелической церкви; также была захвачена средневековая церковь Ганчвор в Фамагусте. Всего жертвами турок и/или лишились своих магазинов и предприятий 231 армяно-кипрская семья. В результате сотни армян-киприотов уехали в Великобританию , Канаду , Австралию и США . [ 4 ] После турецкого вторжения 1974 года армяно-кипрская община понесла дополнительные потери: 4–5 семей, проживающих в Кирении , около 30 семей в Никосии и 40–45 семей в Фамагусте стали беженцами, а женщина армяно-киприотского происхождения (Роза Бакалян) была с тех пор пропал без вести; знаменитый монастырь Магараванк в Пентадхактилосе был захвачен турецкими войсками, общежитие мальчиков Мелконян подверглось бомбардировке турецких ВВС, а армянское кладбище Айос Дометиос было обстреляно из минометов и попало в буферную зону. В результате десятки армян-киприотов эмигрировали, в основном в Великобританию — всего в 1960-1970-е годы Кипр покинули около 1300 армян-киприотов, помимо тех, кто эмигрировал в Советскую Армению . [ 2 ]

Движение « неркахт » (hayrenatartsoutiun=возвращение домой) было панармянским миграционным движением армян диаспоры в Советскую Армению , организованным в рамках скоординированной попытки армянской диаспоры. ССР и Церковь Армении усилить свои претензии на территорию исторической Армении , апеллируя к патриотическим чувствам армян Диаспоры ; особенно после Второй мировой войны , неркахт также был способом частично заменить большое количество армян, погибших во время войны. В сотрудничестве с ВБС и партией Рамгавар велась массированная пропаганда , вызвавшая бурю энтузиазма в армянских общинах Диаспоры и породившая большие надежды на их обустройство на «родине», которую они воспринимали как свой конечный пункт назначения. Оглядываясь назад, «Неркахт» можно также рассматривать как советский маневр в эпоху «холодной войны» .

Неркахта Волны имели место в 1921–1925 (19 688 человек), 1926–1929, 1932–1933, 1936 (22 598), 1946–1949 (самая крупная волна, 89 780 репатриантов) и 1962–1982 (31 920 человек), когда Всего в Советскую Армению мигрировали 163 986 армян из Ирана , Греции , Сирии , Ливана , Ирака , Франции , Болгарии , Египта , Турции , Румынии , Палестины , Иордании , Кипра, США , Великобритании , Аргентины , Китая , Израиля и других стран. [ 9 ]

В 1944–1948 годах существовало Общество «Друзья Армении» [ Հայաստանի Բարեկամաց Միութիւն (Айастани Парегаматс Миутюн)], созданное AGBU и сторонниками партии «Рамгавар» с целью пропаганды любви к Советскому Союзу. «Родина» и знакомство с ее культурой. Помимо различных других спортивных, культурных, социальных, благотворительных и других мероприятий, велась массированная пропаганда в пользу движения неркахт, включая статьи в газете ассоциации «Нор Аракс», а также в греко-кипрской коммунистической «Димократис». газета, лекции и другие мероприятия. Несмотря на противодействие партии Дашнакцутюн и колониального правительства, зарегистрировалось около 2000 армян-киприотов; Однако в конечном итоге предпочтение было отдано армянам из более бедных стран Ближнего Востока и Балкан. Однако было 4–5 отдельных армяно-кипрских семей, которые эмигрировали в Советскую Армению в 1947 году самостоятельно .

С объявлением новой волны неркахта в 1961 году AGBU и партия Рамгавар начали еще более массированную пропаганду в пользу «репатриации». Были организованы лекции, кинопоказы и радиопередачи, принимали докладчиков из Советской Армении, которую посетила армяно-кипрская делегация, которая впоследствии изложила свои впечатления как в выступлениях, так и в газете «Хенаран». Пропаганда в пользу неркахта велась также в левой греко-кипрской газете « Аравги », а также в Мелконянском образовательном институте . С другой стороны, со стороны партии «Дашнакцутюн» существовала сильная оппозиция как по идеологическим, так и по прагматическим причинам. В результате в период с 1962 по 1964 год в Советскую Армению было репатриировано в общей сложности 576 армян-киприотов (что составляло около 15% общины на тот момент). Из гавани Фамагусты 19 сентября 1962 г. вышло 20 (с пароходом «Феликс Дзержинский»), 373 — 3 октября 1962 г. (с пароходом «Грузия»), 168 — 19 октября 1963 г. (с пароходом «Литва») и 15 — 4 Сентябрь 1964 г. (с пароходом «Одесса»). Большинство из них поселились в Гироваган (Ванатсор) , меньшее количество поселилось в Ленинагане (Гюмри) . За прошедшие годы некоторым из них удалось переселиться в Ереван .

В сочетании с исходом около 900 армян-киприотов в Великобританию , Австралию , Канаду и США во время чрезвычайной ситуации в ЭОКА (1955–1959 гг.), дальнейшая эмиграция около 600 армян-киприотов в Советскую Армению привела к значительному сокращению численности населения. размера сообщества примерно на треть. Семьи были разделены (не только идеологически, но и физически), важные члены общины больше не входили в ее состав, а за будущее общины нависли волнения – особенно после межобщинного насилия 1963–1964 годов и изгнания армян. Киприоты из своего древнего квартала в Никосии.

Кроме того, когда новости о плохих жизненных и финансовых условиях эмигрантов наконец прибыли на Кипр (через зашифрованные письма или фотографии – из-за советской цензуры – а также от посетителей, приехавших в/из Советской Армении ), возникло чувство горечи по поводу всей ситуации, а также дальнейшее соперничество между Дашнакцутюн (выступающим за свободную и независимую Армению) и антидашнакцутюнскими организациями (поддерживающими или, по крайней мере, соглашающимися с Советской Арменией). Последний также потерял ряд сторонников, поскольку большинство эмигрантов были связаны с AGBU и/или Рамгаваром . Наконец, Дашнакцутюн приобрела больше сочувствующих среди некоторых разочарованных сторонников ВБС и/или Рамгавара .

Разочарованные увиденным и пережитым, почти все уехавшие в Советскую Армению изначально хотели вернуться на Кипр, так как не привыкли к такой жизни. Из-за ограничений советского режима, чтобы вернуться, большое количество из них переехало в Баку , Азербайджан . Авантюрное возвращение началось в 1967 году и продолжалось до 2005 года, хотя большинство из них пришлось на конец 1980-х (после Спитакского землетрясения ) и начало 1990-х (после распада Советского Союза ). Фактически, первая волна армян из Армении , приехавших на Кипр после 1991 года, состояла в основном из армян-киприотов, мигрировавших в Советскую Армению в 1960-х годах, и их супругов/потомков. [ 8 ] Их жизнь была неизгладимо отмечена, что также создало своего рода «кризис идентичности»: на Кипре их считают « Айастанци » (армяне из Армении), тогда как в Армении их считали « Гибраци » (киприоты) или « Гибрахай » (армяне из Армении). Кипр).

Армянский комплекс в Строволосе , Никосия.

При неизменной поддержке правительства небольшой, но трудолюбивой армянской общине Кипра постепенно удалось оправиться от своих потерь и продолжать процветать в оставшихся городских районах, внося культурный и социально-экономический вклад в развитие своей родины. 24 апреля 1975 года Кипр стал первой европейской страной (и второй в мире после Уругвая ), признавшей геноцид армян резолюцией 36/1975; За этим последовали еще две резолюции: Резолюция 74/1982 и Резолюция 103/1990, последняя из которых объявила 24 апреля Национальным днем ​​памяти Геноцида армян на Кипре. За последние десятилетия динамика армяно-кипрской общины изменилась в связи с увеличением числа браков с греками-киприотами и другими неармянами, а также прибытием за последние 30–35 лет тысяч армянских политических и экономических иммигрантов, поскольку гражданской войны в Ливане (1975–1990 гг.), повстанческих движений в Сирии (1976–1982 гг.), Исламской революции в Иране. и ирано-иракская война (1978–1988 гг.), а также после Спитакского землетрясения (1988 г.) и распада Советского Союза (1991 г.); некоторые из них навсегда поселились на Кипре. Согласно Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств Совета Европы , армянский язык – родной язык подавляющего большинства армян-киприотов – был признан языком меньшинства Кипра с 1 декабря 2002 года. Сегодня он по оценкам, численность армян, проживающих на Кипре, превышает 3500 человек; Помимо упомянутых выше стран, на Кипре проживает также небольшое количество армян из Эфиопии , Греции , Кувейта , Турции и Великобритании . [ 10 ]

  1. ^ Коэн, Робин (2008). Глобальные диаспоры: введение . п. 49. ИСБН  9780203928943 .
  2. ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Брошюра об армянах Кипра» . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Книга Армяне Кипра» (PDF) . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Жизнь в Армянском квартале» . Май 2011. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  5. ^ «Армянский легион 1918–1921» . Март 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  6. ^ «Армянский легион и Кипр» . Фейсбук . Февраль 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  7. ^ Спинтуракис, Юлия-Афина; и др. (ноябрь 2008 г.). «Политика в области образования, направленная на решение проблемы социального неравенства: страновой отчет Кипра» (PDF) . Департамент начального образования . Университет Патры . п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Из прошлого общины: Неркахт» . Апрель 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  9. ^ «Осуществление мечты: тогда и сейчас» . Апрель 2011. Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 17 июля 2013 г.
  10. ^ «Армяне на Кипре (Никосия, Ларнака, Лимассол) — Айк Вездесущий Армянин» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 29 мая 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3ee68a9d95dbdfff574cafddf72a533__1723597560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/33/a3ee68a9d95dbdfff574cafddf72a533.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Armenians in Cyprus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)