История армян на Кипре
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне имеют долгую историю на Кипре: первое подтвержденное присутствие армян на острове датируется 578 годом нашей эры, во время правления византийского императора Юстина II . В современной Республике Кипр они признаны одной из трёх «религиозных групп» меньшинства наряду с маронитами и латинянами .
Византийская эпоха (578–1191)
[ редактировать ]
Между армянами и Кипром существует давняя связь, возможно, восходящая к V веку до нашей эры. Однако армяне имели постоянное документально подтвержденное присутствие на Кипре с 578 года нашей эры: по словам историка Теофилакта Симокатты , во время своей кампании против персидского царя Хосрова I византийский генерал (и будущий император) Маврикий Каппадокийский захватил 10 090 армян в плен в Арзанене (Агдзник). ), из которых около 3350 были депортированы на Кипр. [ 1 ] Судя по стратегическому положению основанных ими колоний ( Арменохори , Армину , Корнокипос , Патрики , Платани , Спатарико и, возможно, Маусере ), весьма вероятно, что эти армяне служили Византии в качестве наемных солдат и пограничников .
Больше армян прибыло во время правления императора армянского происхождения Ираклия (610–641) по политическим причинам (он пытался преодолеть разногласия между Армянской церковью и Восточной православной церковью ), во время понтификата католикоса Ованеса III Одзнеци (717–728) . ) по коммерческим причинам и после освобождения Кипра от арабских набегов патриция Никиты Халкуца (965 г.) по военным причинам, когда армянские наемники были переброшены на Кипр для его защиты. В средневизантийский период на Кипре служили армянские генералы и губернаторы, такие как Алексиос Муселе или Маусере (868–874), Василий Хайгаз (958), Ваграм (965), Эльпидиос Брахамиос (1075–1085) и Лео Симбатикес (910–911) . ), который взялся за строительство базилики Святого Лазаря в Ларнаке. Похоже, что церковь Святого Лазаря была армянской апостольской церковью в 10 веке и использовалась армянами-католиками в латинскую эпоху и .
Многочисленные армяне нуждались в аналогичном духовном пастырстве, и поэтому в 973 году католикос Хачиг I основал Армянское епископство в Никосии. Отношения между Кипром и армянами стали более тесными, когда было создано Киликийское королевство . Королевство, расположенное на побережье Киликии к северу от острова, было основано примерно в 1080 году нашей эры армянскими беженцами, бежавшими от вторжения сельджуков на север и оставшимися союзниками Византии. Между 1136 и 1138 годами византийский император Иоанн II Комнин переселил все население армянского города Телль-Хамдун на Кипр. После свадьбы Исаака Комнина с дочерью армянского князя Тороса II в 1185 году с ним на Кипр пришли армянские дворяне и воины, многие из которых защищали остров от Ричарда Львиное Сердце (май 1191 года), когда он высадился в Лимассоле во время завоевательного похода. настроения, и рыцари-тамплиеры (апрель 1192 г.), купившие Кипр у Ричарда и правившие с особой жестокостью. В конце концов тамплиеры вернули остров Ричарду, который, в свою очередь, продал его Ги де Лузиньян . [ 2 ]
Латинская эпоха (1191–1570)
[ редактировать ]
После покупки Кипра титулярным франкским королем Иерусалима Ги де Лузиньяном в 1192 году, в его попытке создать феодальное королевство западного типа, последний отправил эмиссаров в Европу, Киликию и Левант , что привело к массовой иммиграции армян и других народов. народы из Западной Европы, Киликии и Леванта (в основном франки, латиняне и марониты , а также копты , эфиопы , грузины , якобиты , евреи) , мелькиты , несториане и другие). Этим многочисленным буржуа, дворянам, рыцарям и воинам были щедро дарованы феодальные владения, поместья, земли, должности и различные привилегии. Благодаря своей близости, торговым связям и ряду королевских и дворянских браков Королевство Кипр и Королевство Киликия стали неразрывно связанными. В последующие столетия тысячи киликийских армян искали убежища на Кипре, спасаясь от нападений мусульман: падения Антиохии (1268 г.), падения Акры (1291 г.), нападения сарацин ( 1322 г.), нападений мамелюков (1335 и 1346 гг.). ) и османская оккупация Киликии (1403 и 1421 гг.). Кипр стал теперь самым восточным оплотом христианства; В 1441 году власти Фамагусты пригласили армян из Киликии поселиться здесь.
Падение Сиса в апреле 1375 года положило конец Армянскому Киликийскому королевству; ее последнему королю, Левону V , был предоставлен безопасный проход на Кипр, и он умер в изгнании в Париже в 1393 году после тщетного призыва к новому крестовому походу. В 1396 году его титул и привилегии были переданы его двоюродному брату, королю Якову I де Лузиньяну , в соборе Святой Софии ; впоследствии на королевском гербе династии Лузиньянов также появился лев Армении. Так закончилось последнее полностью независимое армянское образование Средневековья после почти трех столетий суверенитета и расцвета; Титул «короля Армении» затем на протяжении веков до наших дней удерживался Савойским домом благодаря браку кипрской королевы Шарлотты с Людовиком Савойским . Хотя египетские мамлюки захватили Киликию, они не смогли удержать ее; Тюркские племена в конечном итоге проникли в этот регион и обосновались там, что привело к завоеванию Киликии Тамерланом . В результате 30 000 армян покинули Киликию в 1403 году и поселились на Кипре, которым до 1489 года продолжала управлять династия Лузиньянов. [ 3 ]
Во франкскую и венецианскую эпохи (1192–1489 и 1489–1570 годы соответственно) существовали армянские церкви в Никосии, Фамагусте, Спатарико [ Сурп Саркис ( Святой Сергий ) и Сурп Варваре (Святая Варвара)], Корнокипос [ Сурп Хрешдагабедк ( Святая Варвара)] . Архангелы )], Платани [ Кислый Кеворк ( Святой Георгий )], Пископия и др. [ Сурп Парсег ( Святой Василий )]. Армяне входили в число семи наиболее важных религиозных групп на Кипре, владея магазинами и магазинами в портах Фамагусты, Лимассола и Пафоса , а также в столице Никосии, контролируя таким образом большой сегмент торговли. Кроме того, армянский был одним из одиннадцати официальных языков Королевства Кипр и одним из пяти официальных языков венецианской колониальной администрации Кипра .
По данным летописцев Леонтиоса Махайраса (1369–1458), Георгия Бустрониоса (1430–1501) и Флорио Бустрона жили в своем квартале, Армениейтония называемом (1500–1570), армяне Никосии имели свою прелатуру и . Первоначально у них было три церкви: Сурп Кеворк ( Святой Георгий ), Сурп Богос-Бедрос ( Святые Павел и Петр ) и Сурп Хач ( Святой Крест ) – которые, как полагают, являются сегодняшней мечетью Араблар или Ставрос ту Миссирику. В Фамагусте в конце XII века было основано епископство, а вокруг сирийского квартала жили армяне. Исторические документы предполагают наличие здесь важного монашеского и богословского центра, в котором, святой Нерсес Лампронаци как говорят, учился (1153–1198); из трех армянских церквей окруженной стеной Фамагусты [ Сурп Асдвадзадзин (Богородица) , Сурп Саркис (Святой Сергий) и Сурп Хач (Святой Крест) – считается неопознанной церковью между церковью кармелитов и Святой Анной], только церковь Ганчвор сохранилась , построенный в 1346 году.
В средние века армяне на Кипре активно занимались торговлей, а некоторые из них сформировали военные гарнизоны в Кирении (1322 г.) и других местах. Ряд армян защищал Франкское королевство Кипр от генуэзцев (1373 г.) при Ксеросе, от сарацин (1425 г.) у деревни Стилли и от мамлюков (1426 г.) в Лимассоле и Хирокитии . К 1425 году знаменитый Магараванк – первоначально коптский монастырь Святого Макария недалеко от Халевги ( регион Пентадхактилос ) – перешел во владение армян, как и где-то до 1504 года бенедиктинский/картезианский женский монастырь Нотр-Дам-де-Тир или Тортоса ( Сурп Асдвадзадзин ) в обнесенной стеной Никосии. ; многие из его монахинь были армянского происхождения (например, принцесса Фими, дочь армянского короля Хайтона II ). проживало также В латинскую эпоху небольшое количество армян-католиков в Никосии, Фамагусте и аббатстве Беллапаис , где лорд Хейтон Корикусский монахом служил .
Процветание жителей Кипра было остановлено жесткой и коррумпированной венецианской администрацией и несправедливыми налогами, которые она ввела. Их тираническое правление в сочетании с неблагоприятными условиями ( засухами, землетрясениями, эпидемиями, голодом, наводнениями и т. д. ) вызвало заметное сокращение населения острова. По словам историка Стефана де Лузиньяна, к поздней венецианской эпохе армяне жили в основном в Фамагусте и Никосии и, в небольшом количестве, в трёх «армянских деревнях»: Платани , Корнокипосе и Спатарико .
Османская эпоха (1570–1878)
[ редактировать ]
Во время османского завоевания острова (1570–1571 гг.) было набрано около 40 000 османских армянских мастеров, в основном в качестве саперов. Новый порядок вещей коснулся и армянской общины: многие османские армяне, пережившие завоевание, поселились в основном в Никосии, увеличив ее армянское население, а Армянская прелатура Кипра была признана этнархией ( Ազգային Իշխանութիւն, Азкаин Ишханутюн ), через институт проса . Однако епископство в Фамагусте было упразднено, поскольку христианское население было вырезано или изгнано , а весь город, окруженный стеной, стал запрещен для немусульман до первых лет британской эры . В награду за свои заслуги во время завоевания армянам Никосии было предоставлено право охранять Пафосские ворота (эта привилегия использовалась лишь в течение короткого периода из-за требуемых больших затрат) и фирманом от мая 1571 года они были возвращены церковь Нотр-Дам-де-Тир (также известная как Тортоса), которую османы превратили в соляной склад. Кроме того, Монастырь Магараванк завоевал расположение османов и стал важным перевалочным пунктом для армянских и других паломников на пути в Святую Землю , а также местом отдыха для путешественников, католикосов и других священнослужителей из Киликии и Иерусалима .
В отличие от латинян и маронитов , армяне, будучи православными, не подвергались преследованиям со стороны османов из-за своей религии. Несмотря на то, что в первые годы Османской империи на Кипре проживало около 20 000 армян, к 1630 году осталось только 2 000 армян из общего числа 56 530 жителей. На Бедестене (крытом рынке Никосии) было много армянских купцов, а в конце 18-го – начале 19-го века ведущим гражданином Никосии был армянский торговец по имени Саркис, который был « бератли » (носитель берата или хартии, предоставляющей привилегия) и первоначально был драгоманом (переводчиком) французского консула, а затем стал драгоманом английского консула. Позже, в начале-середине XIX века, путешественники и реестры упоминают другого богатого армянского купца, Хаджи Симеона-агу из Крыма, который ранее финансировал полную репарацию Магараванка и был зятем Саркиса. Третьим известным армянином был Мардирос Фугас, драгоман французского консула и известный торговец, который был арестован и обезглавлен османами около 1825 года. Одаренные промышленным талантом армяне занимались прибыльными профессиями, и в начале 17 века Персидские армяне поселились на Кипре в качестве торговцев шелком, как и некоторые богатые османские армяне в 18 и 19 веках, такие как Погос-Берге Ага Эрамиан. Однако с новым порядком вещей число армян и других христиан резко сократилось из-за обременительного налогообложения и жесткости османской администрации, что вынудило многих христиан стать линобамбаками ( криптохристианами ) или принять ислам, что объясняет, почему бывшие армянские села ( Арменохори , Артеми , Айос Яковос , Айос Харитон , Корнокипос , Мелунда , Платани и Спатарико были заселены « турками-киприотами ) в конце XIX века »; несколько армян-киприотов стали католиками в результате браков с богатыми латинскими семьями.

Постепенно, после кровавых событий 1821 года , когда в ответ на поддержку киприотами греческой революции османы разрушили армянские и греческие особняки, запретили грекам , франкам , армянам и маронитам носить оружие, а также повесили или убили 470 знатных людей, в том числе им был армянский приходской священник Никосии дер Бедрос – некоторые улучшения наблюдались в период Танзимата (1839–1876). В духе Хатт -и Шерифа Гюльхане (1839 г.) армянский епископ, греческий архиепископ и маронитский епископ-суфраган участвовали в Административном совете ( Меклис Идаре ), который был сформирован в 1840 году. После 1850 года некоторые армяне были наняты на работу. на государственной службе, а в 1860 году армянская церковь Никосии стала одной из первых на Кипре, имевшей колокольню – подаренная Константинопольский армянин Хапетиг Неврузян. Кроме того, открытие Суэцкого канала в 1869 году принесло пользу армянам и другим купцам острова, а в 1870 году новоприбывшим архимандритом Варданом Мамигоняном в Никосии была основана первая армянская школа. Кроме того, в результате Хатт-и Хумаюн в 1856 году была официально признана административная автономия Армянской прелатуры Кипра.
На протяжении всей Османской эпохи подавляющее большинство армянского населения Кипра составляли православные армяне , хотя есть также упоминания о небольшой армяно-католической общине в Ларнаке. Из трех религиозных групп армяне — единственные, у которых на протяжении всего османского периода постоянно присутствовали прелаты. По разным оценкам, армяно-кипрская община XIX века насчитывала от 150 до 250 человек, большинство из которых проживало в Никосии, меньшая численность проживала в Фамагусте, Ларнаке, на севере и юге столицы (особенно в Дефтере и Китрея ) и, естественно, вокруг Магараванка . [ 2 ]
Британская эпоха (1878–1960)
[ редактировать ]С приходом британцев в июле 1878 года и их прогрессивной администрацией и без того процветающая, но небольшая армянская община острова особенно укрепилась. Известные своими лингвистическими навыками, несколько армян были наняты на Кипр для работы переводчиками и государственными служащими в консульствах и британской администрации, например Аписогом Утиджян – официальный государственный переводчик и устный переводчик османского турецкого языка в период с 1878 по 1919 год. Численность армян на Кипре значительно возросло после массовых депортаций, резни и геноцида, учиненных османами и младотурками. (1894–1896, 1909 и 1915–1923). Кипр принял более 10 000 беженцев из Киликии , Смирны и Константинополя , которые прибыли в Ларнаку и все другие ее гавани, некоторые случайно, другие намеренно; около 1500 из них сделали остров своим новым домом. Трудолюбивые, образованные и прогрессивные, они принесли новую жизнь в старую общину, и им не потребовалось много времени, чтобы встать на ноги и зарекомендовать себя как люди искусства, литературы и науки, предприниматели и торговцы, ремесленники и фотографы, а также профессионалы, представившие новые ремесла, блюда и сладости на острове, тем самым способствуя социально-экономическому и культурному развитию Кипра. [ 4 ]
Новички основали ассоциации, хоры, спортивные группы, скаутские группы, оркестры, церкви, школы и кладбища в Никосии, Ларнаке, Лимассоле, Фамагусте, Амиандосе и других местах, и вскоре арменофония стала реальностью. Армяне были первыми на Кипре слесарями, механиками, изготовителями сидений, гребен и штампов, обойщиками, часовщиками и цинкографами. Они первыми ввели кинематограф, значительно усовершенствовали ремесло сапожного дела и именно армяне впервые ввели армянскую бастурму , пахлаву , курагу, гассосу, гирос , халву , кубики льда , кубесы , лахмаджуны , локмадхесы в кипрский язык и помпы. кухня – все это очень популярно сегодня. Армяне также представили две техники вышивки рукоделием: айнтабскую работу (Այնթապի գործ) и марашскую работу (Մարաշի գործ). Были также некоторые армянские владельцы фабрик (льдогенераторы, мыловары, носоделки, кожевники и т. д.), но, прежде всего, было непропорционально большое количество армянских фотографов.
Законопослушный по натуре, [ нужна ссылка ] Армяно-киприоты всегда пользовались высоким авторитетом в британской администрации, и многие из них стали добросовестными государственными служащими и дисциплинированными полицейскими или работали на государственной железной дороге Кипра и в компании Cable and Wireless . На протяжении 1920–1950-х годов многие работали на асбестовых рудниках в Амиандосе и медных рудниках в Мавровуни и Скуриотиссе , некоторые из них были профсоюзными деятелями. Некоторые армяно-киприоты участвовали в греко-турецкой войне 1897 года , двух мировых войнах (1914–1918 – в Кипрском корпусе погонщиков мулов – и 1939–1945 – как в Кипрском полку , так и в Кипрском добровольческом отряде) и ЭОКА в освободительной борьбе . (1955–1959). Кроме того, , недалеко от Богази, был сформирован и обучен Восточный легион (позже названный Армянским легионом) в период с декабря 1916 по май 1918 года в деревне Монарга , состоящий из более чем 4000 армянских добровольцев из диаспоры, сражавшихся против Османской империи. Некоторые армянские беженцы прибыли из Палестины (1947–1949) и Египта (1956–1957). [ 3 ]
После переговоров в сентябре и октябре 1916 года между Погосом Нубар-пашой и французскими военными и политическими властями в ноябре 1916 года в Каире на основании специальной хартии, подписанной французским министром Война, генерал Пьер Огюст Рокес . Это должно было быть вспомогательное подразделение французской армии, состоящее в основном из армянских добровольцев, целью которого было освобождение Киликии от Османской империи с целью создания независимого армянского государства в этом регионе. После переговоров с британскими властями, в рамках англо-французского разведывательного сотрудничества, было решено, что подготовка добровольцев (ւորներ=gamavorner) будет проходить в Монарге , на полуострове Карпас на Кипре, недалеко от Богхаза . Легионом будут управлять французские офицеры. [ 5 ]
Лагерь был построен в декабре 1916 года беженцами Геноцида армян, а прибытие первых добровольцев – беженцев из Муса-Дага – началось в январе 1917 года. На протяжении 1917 и 1918 годов в гавань Фамагусты прибывали добровольцы из гаваней Марселя и Порт-Саида . Несколько армянских организаций на Ближнем Востоке , в Европе и Северной Америке поддержали Легион либо финансовыми пожертвованиями, либо путем привлечения армян диаспоры для формирования рот Легиона. Отбор и подготовка были довольно строгими, а чрезмерные трудности и большие транспортные расходы препятствовали прибытию большего количества добровольцев из Нового Света . Особенно нетерпеливо выполняли свой патриотический долг волонтеры.
Лагерь состоял из штаба, казармы, различных вспомогательных сооружений (в том числе водохранилища) и небольшой церкви. Всего насчитывалось 4124 добровольца, которые сформировали 3 армянских батальона, а также 2 сирийские роты (в составе около 300 человек). Командиром лагеря был подполковник пехоты Луи Ромье, а его духовным пастырем - архиепископ Таниэль Агопян, которому помогал архимандрит Крикор Бахлавуни, который позже стал известен как «Топал Вартабед» (Թոփալ Վարդապետ = Хромой архимандрит) из-за ранения, полученного им во время пребывания в лагере. военная служба. Оба священнослужителя прибыли на Кипр из Армянского Патриархата Иерусалима , хотя в то время Армянская Прелатура Кипра находилась в ведении Константинопольского Армянского Патриархата .
Помимо своих обязанностей на Кипре, в какой-то момент защита острова Кастелоризо (к востоку от Родоса Армянскому легиону была передана ). Базовая подготовка была завершена к маю 1918 года. До этого 1-й батальон имел подготовку около полутора лет, 2-й батальон - около восьми месяцев и формировался третий батальон. Затем большая часть Легиона была переброшена в Египет, а оттуда в Палестину , что ознаменовало битву при Араре 19 сентября 1918 года. 3-й батальон покинул Кипр в октябре 1918 года. В декабре 1918 года Легион, состоящий теперь из 4 батальонов. , 4368 солдат и 66 офицеров — расселились в районе Киликии (со штабом в Адане ) в составе французских Мандат, где он оставался до своего расформирования в августе 1920 года. В феврале 1919 года он официально назывался «Армянский легион» (Légion Arménienne/Հայկական Լեգէոն). В середине 1919 года на Кипр приехал генерал Антраник Озанян , желавший отправиться в Киликию, чтобы возглавить Легион, но французы отказали в этом. После его роспуска на Кипр вернулась лишь очень небольшая часть легионеров.
На армянском кладбище Ларнаки находится групповая могила 9 добровольцев Армянского легиона , построенная по заказу французского консульства в конце 1940-х годов. На месте, где когда-то находился лагерь Легиона, а сейчас это оккупированные Турцией территории, осталось очень мало следов. [ 6 ]
Армяно-кипрская община процветала на протяжении всей британской эпохи (1878–1960), создавая ассоциации, хоры, скаутские группы, спортивные команды, музыкальные ансамбли, церкви, кладбища и школы, в том числе известный Образовательный институт Мелконяна . Во многих отношениях уникальный для всей армянской диаспоры, он был построен недалеко от Никосии в период с 1924 по 1926 год после щедрого и благотворительного пожертвования египетско-армянских братьев-торговцев табаком Крикора и Гарабеда Мелконянов, первоначально для того, чтобы приютить и дать образование 500 сирот из Геноцида, посадивших деревья перед школой в память о своих убитых родственниках. Из детского дома (1926–1940) она постепенно превратилась во всемирно известную среднюю школу с отделением-интернатом (1934–2005). [ 7 ]
Изучая переписи населения Британской эпохи (см. раздел «Демография» ), мы наблюдаем устойчивый рост числа армян на Кипре: от 201 в 1881 году до 4549 в 1956 году. В подавляющем большинстве они были армянскими апостолами, но было также небольшое количество армян-католиков и армян-протестантов. В переписи населения 1960 года было зарегистрировано 3628 армян – по сравнению с 4549 в 1956 году – поскольку около 900 армян-киприотов эмигрировали в Великобританию , Австралию и другие страны не только из-за тяжелых экономических условий того времени, но главным образом из-за чрезвычайная ситуация, вызванная освободительной борьбой ЭОКА (1955–1959 гг.), и неуверенность, которую некоторые чувствовали после ухода ЭОКА Британцы, которых они считали своими защитниками. Фактически, большая часть британских армян родом с Кипра. [ 3 ]
Эпоха независимости (1960 – настоящее время)
[ редактировать ]Окончание освободительной борьбы ЭОКА (1955–1959) привело к тому, что армяне-киприоты установили прочные связи с остальными киприотами. Независимость 1960 года открыла новую эру для армян Кипра, которые – вместе с маронитами и латинянами « религиозной группой » Конституцией – были признаны (статья 2 § 3) и теперь были представлены избранным представителем – первоначально член Греческой общинной палаты (статья 109) и с 1965 года член Палаты представителей ( Закон 12/1965 ). Однако размер общины сократился из-за эмиграции около 900 армян-киприотов в Соединенное Королевство из-за чрезвычайной ситуации, вызванной освободительной борьбой ЭОКА (1955–1959) и плохого состояния местной экономики. . Вторым фактором, способствовавшим сокращению численности общины, стала эмиграция около 600 армян-киприотов в Советскую Армению в рамках панармянского движения за «репатриацию» в период 1962–1964 годов ( неркахт ). [ 8 ]
Во время межобщинных волнений 1963–1964 годов армяно-кипрская община понесла большие потери, поскольку армянский квартал Никосии был захвачен киприотами-турками. Были взяты здание Прелатуры, средневековая церковь Девы Марии , школа Меликян-Узунян, памятник Геноциду, клубные дома Армянского клуба, AYMA и Всеармянского благотворительного союза (AGBU) , а также Армянской евангелической церкви; также была захвачена средневековая церковь Ганчвор в Фамагусте. Всего жертвами турок и/или лишились своих магазинов и предприятий 231 армяно-кипрская семья. В результате сотни армян-киприотов уехали в Великобританию , Канаду , Австралию и США . [ 4 ] После турецкого вторжения 1974 года армяно-кипрская община понесла дополнительные потери: 4–5 семей, проживающих в Кирении , около 30 семей в Никосии и 40–45 семей в Фамагусте стали беженцами, а женщина армяно-киприотского происхождения (Роза Бакалян) была с тех пор пропал без вести; знаменитый монастырь Магараванк в Пентадхактилосе был захвачен турецкими войсками, общежитие мальчиков Мелконян подверглось бомбардировке турецких ВВС, а армянское кладбище Айос Дометиос было обстреляно из минометов и попало в буферную зону. В результате десятки армян-киприотов эмигрировали, в основном в Великобританию — всего в 1960-1970-е годы Кипр покинули около 1300 армян-киприотов, помимо тех, кто эмигрировал в Советскую Армению . [ 2 ]
Движение « неркахт » (hayrenatartsoutiun=возвращение домой) было панармянским миграционным движением армян диаспоры в Советскую Армению , организованным в рамках скоординированной попытки армянской диаспоры. ССР и Церковь Армении усилить свои претензии на территорию исторической Армении , апеллируя к патриотическим чувствам армян Диаспоры ; особенно после Второй мировой войны , неркахт также был способом частично заменить большое количество армян, погибших во время войны. В сотрудничестве с ВБС и партией Рамгавар велась массированная пропаганда , вызвавшая бурю энтузиазма в армянских общинах Диаспоры и породившая большие надежды на их обустройство на «родине», которую они воспринимали как свой конечный пункт назначения. Оглядываясь назад, «Неркахт» можно также рассматривать как советский маневр в эпоху «холодной войны» .
Неркахта Волны имели место в 1921–1925 (19 688 человек), 1926–1929, 1932–1933, 1936 (22 598), 1946–1949 (самая крупная волна, 89 780 репатриантов) и 1962–1982 (31 920 человек), когда Всего в Советскую Армению мигрировали 163 986 армян из Ирана , Греции , Сирии , Ливана , Ирака , Франции , Болгарии , Египта , Турции , Румынии , Палестины , Иордании , Кипра, США , Великобритании , Аргентины , Китая , Израиля и других стран. [ 9 ]
В 1944–1948 годах существовало Общество «Друзья Армении» [ Հայաստանի Բարեկամաց Միութիւն (Айастани Парегаматс Миутюн)], созданное AGBU и сторонниками партии «Рамгавар» с целью пропаганды любви к Советскому Союзу. «Родина» и знакомство с ее культурой. Помимо различных других спортивных, культурных, социальных, благотворительных и других мероприятий, велась массированная пропаганда в пользу движения неркахт, включая статьи в газете ассоциации «Нор Аракс», а также в греко-кипрской коммунистической «Димократис». газета, лекции и другие мероприятия. Несмотря на противодействие партии Дашнакцутюн и колониального правительства, зарегистрировалось около 2000 армян-киприотов; Однако в конечном итоге предпочтение было отдано армянам из более бедных стран Ближнего Востока и Балкан. Однако было 4–5 отдельных армяно-кипрских семей, которые эмигрировали в Советскую Армению в 1947 году самостоятельно .
С объявлением новой волны неркахта в 1961 году AGBU и партия Рамгавар начали еще более массированную пропаганду в пользу «репатриации». Были организованы лекции, кинопоказы и радиопередачи, принимали докладчиков из Советской Армении, которую посетила армяно-кипрская делегация, которая впоследствии изложила свои впечатления как в выступлениях, так и в газете «Хенаран». Пропаганда в пользу неркахта велась также в левой греко-кипрской газете « Аравги », а также в Мелконянском образовательном институте . С другой стороны, со стороны партии «Дашнакцутюн» существовала сильная оппозиция как по идеологическим, так и по прагматическим причинам. В результате в период с 1962 по 1964 год в Советскую Армению было репатриировано в общей сложности 576 армян-киприотов (что составляло около 15% общины на тот момент). Из гавани Фамагусты 19 сентября 1962 г. вышло 20 (с пароходом «Феликс Дзержинский»), 373 — 3 октября 1962 г. (с пароходом «Грузия»), 168 — 19 октября 1963 г. (с пароходом «Литва») и 15 — 4 Сентябрь 1964 г. (с пароходом «Одесса»). Большинство из них поселились в Гироваган (Ванатсор) , меньшее количество поселилось в Ленинагане (Гюмри) . За прошедшие годы некоторым из них удалось переселиться в Ереван .
В сочетании с исходом около 900 армян-киприотов в Великобританию , Австралию , Канаду и США во время чрезвычайной ситуации в ЭОКА (1955–1959 гг.), дальнейшая эмиграция около 600 армян-киприотов в Советскую Армению привела к значительному сокращению численности населения. размера сообщества примерно на треть. Семьи были разделены (не только идеологически, но и физически), важные члены общины больше не входили в ее состав, а за будущее общины нависли волнения – особенно после межобщинного насилия 1963–1964 годов и изгнания армян. Киприоты из своего древнего квартала в Никосии.
Кроме того, когда новости о плохих жизненных и финансовых условиях эмигрантов наконец прибыли на Кипр (через зашифрованные письма или фотографии – из-за советской цензуры – а также от посетителей, приехавших в/из Советской Армении ), возникло чувство горечи по поводу всей ситуации, а также дальнейшее соперничество между Дашнакцутюн (выступающим за свободную и независимую Армению) и антидашнакцутюнскими организациями (поддерживающими или, по крайней мере, соглашающимися с Советской Арменией). Последний также потерял ряд сторонников, поскольку большинство эмигрантов были связаны с AGBU и/или Рамгаваром . Наконец, Дашнакцутюн приобрела больше сочувствующих среди некоторых разочарованных сторонников ВБС и/или Рамгавара .
Разочарованные увиденным и пережитым, почти все уехавшие в Советскую Армению изначально хотели вернуться на Кипр, так как не привыкли к такой жизни. Из-за ограничений советского режима, чтобы вернуться, большое количество из них переехало в Баку , Азербайджан . Авантюрное возвращение началось в 1967 году и продолжалось до 2005 года, хотя большинство из них пришлось на конец 1980-х (после Спитакского землетрясения ) и начало 1990-х (после распада Советского Союза ). Фактически, первая волна армян из Армении , приехавших на Кипр после 1991 года, состояла в основном из армян-киприотов, мигрировавших в Советскую Армению в 1960-х годах, и их супругов/потомков. [ 8 ] Их жизнь была неизгладимо отмечена, что также создало своего рода «кризис идентичности»: на Кипре их считают « Айастанци » (армяне из Армении), тогда как в Армении их считали « Гибраци » (киприоты) или « Гибрахай » (армяне из Армении). Кипр).

При неизменной поддержке правительства небольшой, но трудолюбивой армянской общине Кипра постепенно удалось оправиться от своих потерь и продолжать процветать в оставшихся городских районах, внося культурный и социально-экономический вклад в развитие своей родины. 24 апреля 1975 года Кипр стал первой европейской страной (и второй в мире после Уругвая ), признавшей геноцид армян резолюцией 36/1975; За этим последовали еще две резолюции: Резолюция 74/1982 и Резолюция 103/1990, последняя из которых объявила 24 апреля Национальным днем памяти Геноцида армян на Кипре. За последние десятилетия динамика армяно-кипрской общины изменилась в связи с увеличением числа браков с греками-киприотами и другими неармянами, а также прибытием за последние 30–35 лет тысяч армянских политических и экономических иммигрантов, поскольку гражданской войны в Ливане (1975–1990 гг.), повстанческих движений в Сирии (1976–1982 гг.), Исламской революции в Иране. и ирано-иракская война (1978–1988 гг.), а также после Спитакского землетрясения (1988 г.) и распада Советского Союза (1991 г.); некоторые из них навсегда поселились на Кипре. Согласно Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств Совета Европы , армянский язык – родной язык подавляющего большинства армян-киприотов – был признан языком меньшинства Кипра с 1 декабря 2002 года. Сегодня он по оценкам, численность армян, проживающих на Кипре, превышает 3500 человек; Помимо упомянутых выше стран, на Кипре проживает также небольшое количество армян из Эфиопии , Греции , Кувейта , Турции и Великобритании . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэн, Робин (2008). Глобальные диаспоры: введение . п. 49. ИСБН 9780203928943 .
- ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Брошюра об армянах Кипра» . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Книга Армяне Кипра» (PDF) . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Жизнь в Армянском квартале» . Май 2011. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ «Армянский легион 1918–1921» . Март 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ «Армянский легион и Кипр» . Фейсбук . Февраль 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
- ^ Спинтуракис, Юлия-Афина; и др. (ноябрь 2008 г.). «Политика в области образования, направленная на решение проблемы социального неравенства: страновой отчет Кипра» (PDF) . Департамент начального образования . Университет Патры . п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Из прошлого общины: Неркахт» . Апрель 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ «Осуществление мечты: тогда и сейчас» . Апрель 2011. Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ «Армяне на Кипре (Никосия, Ларнака, Лимассол) — Айк Вездесущий Армянин» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 29 мая 2014 г.