язык нуосу
Нуосу | |
---|---|
Северный И, Ляншань И, Сычуань И | |
ꆈꌠꉙ Нуосуксоп | |
Родной для | Китай |
Область | Южный Сычуань , северный Юньнань |
Этническая принадлежность | Делать |
Носители языка | 2 миллиона (перепись 2000 г.) [ 1 ] |
Стандартные формы |
|
Слоговое письмо И , ранее логограммы И | |
Официальный статус | |
Признанное меньшинство язык в | ![]() |
Коды языков | |
ИСО 639-1 | ii Сычуань И, Нуосу |
ИСО 639-2 | iii Сычуань И, Нуосу |
ИСО 639-3 | iii Нуосу, Сычуань И |
глоттолог | sich1238 Сычуань И |
Нуосу или Носу ( ꆈꌠꉙ , транскрибируемый как Nuo su hxop ), также известный как Северный И , Ляншань И и Сычуань И , — престижный язык народа И ; он был выбран китайским правительством в качестве стандартного языка И ( китайский : 彝语 ) и, как таковой, является единственным языком, который преподается в школах как в устной, так и в письменной форме. На нем говорили два миллиона человек, и их число росло (по данным переписи населения КНР); 60% говорили только на одном языке (оценка 1994 г.). Нуосу — это родное название Нуосу для их собственного языка, которое не используется в мандаринском китайском языке , хотя иногда его можно перевести как Нуосуй ( упрощенный китайский : 诺苏语 ; традиционный китайский : 諾蘇語 ). [ 2 ]
Случайные термины «Черный И» ( 黑彝 ; hēi Yí ) и «Белый И» ( 白彝 ; bái Yí ) относятся к кастам народа нуосу, а не к диалектам. [ нужна ссылка ]
Нуосу — одна из нескольких часто непонятных друг другу разновидностей, известных как Йи, Лоло, Мосо или Носо; шесть языков и, признанных правительством Китая, содержат лишь от 25% до 50% общего словарного запаса. У них общая традиционная система письма , хотя она используется для шаманизма, а не для ежедневного учета. [ нужна ссылка ]
Распределение
[ редактировать ]На Ляншань И (Нуосу) в основном говорят на юге Сычуани (в основном в Ляншане ). В тех местах Сычуани, где говорят только на нуосу, его также называют просто и, а другой сычуаньский язык и — насу .
На северном И (Нуосу) на севере Юньнани говорят в основном в северной части Юньнани, включая Куньмин и Чусюн . Его также называют Черный Йи или Белый Йи.
Во Вьетнаме на нуосу (обычно известном как Северный Ло Ло) говорят в провинциях Хазянг и Лаокай , а говорящие на нем классифицируются как люди Ло Ло . Число говорящих на нуосу во Вьетнаме неизвестно.
В Лаосе на нуосу говорят в провинции Пхонгсали в трех деревнях недалеко от китайской границы. Динамики классифицируются отдельно как Lolo.
В Мьянме на нуосу, возможно, говорят в штатах Шан или Качин , и он обычно известен как северо-восточный й или просто йи , а носители языка классифицируются как народ лису , который образует народ качин .
В Таиланде на нуосу (обычно называемом лоло) говорят в провинции Чианграй . Говорящие относятся к подгруппе лоло народа лису. Лоло Таиланда мигрировали из Мьянмы . [ нужна ссылка ]
Диалекты
[ редактировать ]Старый (2012)
[ редактировать ]Лама (2012) дает следующую классификацию диалектов нуосу.
- Нуосу
- Кумусу (Тианба)
- Собственно Носу
- Нуосу
- Мухису
- Нуосу ( no33su33 )
- Инуо
- Шэнчжа
- Ньесу ( nie³³su³³ )
- Суонди
- Много
- Нуосу
Диалект Кумусу (曲木苏, диалект Тяньба) является наиболее расходящимся. Остальные диалекты группируются как Ньесу (диалект Суонди и Аду) и собственно Нуосу (диалект Мухису, диалект Инуо и диалект Шэнчжа). Ньесу потерял глухой носовой звук и развил дифтонги. [ 3 ]
На языке аду (阿都话), характеризующемся губно-велярными согласными , говорят в Буто и Ниннань уездах Ляншань-Ийского автономного округа , провинция Сычуань , а также в некоторых частях Пугэ , Чжаоцзюэ , Дэчан и Цзиньян . уездов [ 4 ]
Ньису или Желтый И (黄彝) округа Фумин , Юньнань, имеет либо диалект Саунди И (Нуосу), либо диалект Нису .
Чжу и Чжан (2005) [ 5 ] По имеющимся данным, шуйтяне ( русские люди ) проживают преимущественно в низменностях водосборного бассейна реки Аньнин , в уездах Сичан, Сидэ и Мяньнин префектуры Ляншань в провинции Сычуань . называют их Мухису ( mu33 hi44 su33 Соседние горные жители И ). На шуйтянском языке говорят в следующих местах. Шуйтянь принадлежит к диалекту Шэнчжа Северного И.
- Уезд Мяньнин : Цзюнлун, Лугу, река Хэбянь; [ 6 ]
- Сичан : Личжоу Личжоу, Юэхуа Юэхуа
- Уезд Сидэ : город Мяньшань, город Мяньшань (включая деревню Ситоушань). [ 6 ] ), Озеро
Брэдли (1997)
[ редактировать ]По словам Брэдли (1997), [ 7 ] существуют три основных диалекта носу, из которых наиболее расходящимся является юго-восточный (сонди).
- Северный
- Тяньба 田坝 ака Северо-Западный
- Инуо сказал, он же Северо-Восточный.
- Центральный (Шэнжа Шэнджа)
- Юго-восточный (Сонди)
- Зонд
- Адур
Чен (2010)
[ редактировать ]Чен (2010) перечисляет следующие диалекты Носу. Также перечислены округа, в которых говорят на каждом соответствующем диалекте.
- Диалект Носу Нуосу
- Сенза, диалект Шэнчжа Шэнчачи
- Сенза, Шэнчжа 圣泽 ( no̠33 su33 ): 1 200 000 человек, говорящих в основном на языках Сидэ , Юэси , Ганьлуо , Цзиньян , Пугэ , Лейбо , Сичан , Дэчан , Мяньнин , Яньюань , Яньбянь , Мули , Шимиан , Цзюлун и Лудинг , а также в Хуапине , Юнш ; англ , Нинлан , Лицзян , Цзяньчуань , Юншань и Цяоцзя
- Ино, Yìnuò 义诺 ( no̠22 su22 ): 600 000 человек, говорящих преимущественно на языках Мейгу , Мабиан , Лейбо и Эбиан , Ганьлуо ; также в Юэси , Чжаоцзюэ и Цзиньяне.
- Лидим, Тяньба 田坝 ( no̠33 su33 ): 100 000 говорящих, в основном на языках Ганьлуо , Юэси и Эбиан ; также в Ханьюане
- Соди, Суди 所地次方言 ( no̠33 su33 ): 600 000 человек, говорящих в основном на языках Туосянь, Хуэйли , Хуэйдун , Ниннань , Мийи , Дэчан и Пугэ.
- Сенза, диалект Шэнчжа Шэнчачи
Система письма
[ редактировать ]Классический И — это слоговая логографическая система, состоящая из 8 000–10 000 символов. Хотя по функциям глифы похожи на китайские иероглифы , они независимы по форме и мало что указывает на прямую связь.
В 1958 году китайское правительство ввело латинский алфавит, основанный на латинизированном письме Гладстона Портеуса из Сайингпана. [ 8 ] Позже он был заменен сценарием Modern Yi.
Современный сценарий И ( ꆈꌠꁱꂷ nuosu bburma [nɔ̄sū bʙ̝̄mā] «Сценарий Носу») — это стандартизированное слоговое письмо, полученное на основе классического письма в 1974 году. Оно стало официальным письмом языков И в 1980 году. Существует 756 основных символов, основанных на Ляншаньский диалект плюс 63 слога, встречающиеся только в китайских заимствованиях. Правительство требует использовать этот шрифт для вывесок в некоторых общественных местах. [ 9 ]

Фонология
[ редактировать ]Согласные
[ редактировать ]губной | Альвеолярный | Ретрофлекс | (Альвеолы-) Палатальный |
Велар | Глоттальный | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | шипящий | |||||||
носовой | глухой | м̥ ⟨хм⟩ | н̥ ⟨hn⟩ | |||||
озвученный | м ⟨м⟩ | н ⟨n⟩ | ɲ ⟨те⟩ | ŋ ⟨нг⟩ | ||||
Останавливаться / Аффрикат |
глухой | п ⟨б⟩ | т ⟨д⟩ | тс ⟨z⟩ | ʈʂ ⟨zh⟩ | tɕ ⟨j⟩ | k ⟨g⟩ | |
безнаддувный | пʰ ⟨п⟩ | тʰ ⟨т⟩ | tsʰ ⟨c⟩ | ʈʂʰ ⟨ч⟩ | tɕʰ ⟨q⟩ | кʰ ⟨к⟩ | ||
озвученный | б ⟨bb⟩ | д ⟨дд⟩ | дз ⟨zz⟩ | ɖʐ ⟨rr⟩ | dʑ ⟨jj⟩ | ɡ ⟨gg⟩ | ||
преназальный | ᵐб ⟨нб⟩ | ⁿд ⟨нд⟩ | ⁿдз ⟨nz⟩ | ᶯɖʐ ⟨нр⟩ | ᶮdʑ ⟨nj⟩ | ᵑɡ ⟨мг⟩ | ||
Продолжение | глухой | ж ⟨f⟩ | л̥ ⟨hl⟩ | SS⟩ | ʂ ⟨ш⟩ | ɕ ⟨x⟩ | х ⟨ч⟩ | ч ⟨hx⟩ |
озвученный | v ⟨v⟩ | л ⟨л⟩ | с ⟨сс⟩ | ʐ ⟨р⟩ | ʑ ⟨у⟩ | ɣ ⟨w⟩ |
гласные
[ редактировать ]Передний | Не фронтальный | |||
---|---|---|---|---|
неокругленный | округлый | |||
слоговый согласный |
свободный | z̩ ⟨y⟩ | v̩ʷ ⟨u⟩ | |
тугой | z̠̩ ⟨yr⟩ | в̠̩ʷ ⟨ур⟩ | ||
Закрывать | свободный | е̝ ⟨i⟩ | ɤ̝ ⟨e⟩ | о̝ ⟨о⟩ |
Открытая середина | тугой | ɛ ⟨ie⟩ | ты ⟨уо⟩ | |
Открыть | а ⟨а⟩ |
В Нуосу пять пар фонематических гласных, что контрастирует с особенностью, которую Энди Итоф называет « свободное горло» и «сжатое горло» . Подчеркивание используется как специальный символ для обозначения напряжения в горле; фонетически эти гласные ларингеализируются и /или демонстрируют втянутый корень языка . Свободное и плотное горло — единственное различие между двумя парами слоговых согласных , но у вокоидов оно усиливается за счет разницы в высоте .
Слоговые согласные y(r) u(r) по сути являются обычными китаеведческими гласными ɿ ʮ , поэтому ⟨y⟩ можно отождествить с гласной китайского языка 四 sì «четыре», но они имеют разные реализации. Y(r) полностью ассимилируется с предшествующим корональным, за исключением голоса, например /ɕz̩˨˩/ [ɕʑ̩˨˩] ꑮ xyp «жениться», и стоит [m͡l̩] после губно-носового, например /m̥z̩˧sz̩˧/ [ m̥m͡l̩˧sɹ̩˧] ꂪꌦ hmy sy "ткань". U (r) ассимилируется аналогичным образом после латеральных, сохраняя закругление, например /l̥v̩ʷ˧/ [l̥l̩ʷ˧] ꆭ hlu «жарить», и [m̩ʷ] после губно-носового, например /m̥v̩ʷ˧/ [m̥m̩ʷ˧] ꂥ хму «гриб»; более того, он вызывает лабиальное высвобождение предшествующих лабиальных или альвеолярных упоров, например /ⁿdv̩ʷ˨˩/ [ⁿd ʙ β̩˨˩] ꅥ ndup "бить".
Горловой звук [ ɤ̝ ] возникает как реализация /ɤ̝/ в высоком тоне. То, что он фонематически болтлив, видно по его поведению в тесной гармонии в сложных словах.
Слоговая структура нуосу — (C)V.
Тоны
[ редактировать ]- высокий [˥] / [V̋] — пишется ⟨-t⟩
- высокий-средний [˦] / [V́] или средний нисходящий [˧˨] / [V᷆] - пишется ⟨-x⟩ (пишется с диакритическим знаком ̑ над символом в слоговом письме)
- середина [˧] / [V̄] – без обозначения
- низкое падение [˨˩] / [V̂] — пишется ⟨-p⟩
Высокие и средние тона контрастны лишь незначительно. Двумя его основными источниками являются правила тон-сандхи : результат среднего тона перед другим средним тоном и результат низко падающего тона после среднего тона. Однако эти изменения происходят не во всех сложных словах, где они могут: например, ꊈ wo «медведь» + ꃀ mop «мать» регулярно образует ꊈꂾ wo mox «медведица», а ꃤ vi «шакал» + ꃀ mop «мать» образует ꃤꃀ vi швабра «самка шакала» без сандхи. Синтаксис создает другие контрасты: тон сандхи применяется через границу между дополнением и глаголом, поэтому присутствует в таких предложениях SOV , как ꃅꏸꇐꄜꎷ mu jy lu ti shex «Муджи ищет Лути», но отсутствует в OSV, предложениях таких как ꃅꏸꇐꄜꎹ mu jy lu ti shep «Люти ищет Муджи». Некоторые слова, например ꑞ xix «что?», имеют в основе высокий-средний тон.
Словарный запас и грамматика
[ редактировать ]Нуосу — аналитический язык , основной порядок слов — субъект-объект-глагол . Словарь нуосу можно разделить на содержательные и служебные слова . Среди содержательных слов существительные в нуосу не склоняются по грамматическому роду, числу и падежам, классификаторы при подсчете существительного требуются ; глаголы не выполняют спряжения лиц и времен; прилагательные обычно ставятся после слова, фиксируясь структурной частицей и не совершают флексий для сравнения. Функциональные слова, особенно грамматические частицы , играют значительную роль в построении предложений в нуосу. В Нуосу нет артиклей, но союзы и послелоги . используются [ 10 ]
Числа
[ редактировать ]Классификаторы необходимы, когда для фиксации существительных используются числа.
Число | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Йи сценарий | ꋍ | ꑍ | ꌕ | ꇖ | ꉬ | ꃘ | ꏃ | ꉆ | ꈬ | ꊰ | ꊰꋍ | ꊰꑋ | |
НАСИЛИЕ | tsʰẑ̩ | ɲê̝ | sɔ̠̄ | лз̩̄ | ŋɤ̝̄ | fv̩̋ʷ | ʂʐ̩̄ | он | ɡv̩̄ʷ | tsʰz̩̄ | tsʰẑ̩ tsʰz̩̄ | tsʰē̝ ɲê̝ | |
И Пиньинь | Кипр | няп | его | ли | с | был | shyp | hxit | гарантированная победа | сай | cyp cy | там няп |
См. также
[ редактировать ]- Приложение: Список слов Йи (Михэй) в Викисловаре (Михэй — диалект Нуосу)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нуосу в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Чжу, Вэньсюй Чжу Вэньсюй, Реха Мунайреха Чен, Гогуан 陈国光 (2006) ; Базовый учебник по языку Yi (на китайском языке) (4-е изд.). Пекин: Чжунъян миньцзу даксуэ чубанше.
- ^ Лама, Цзыво Цю-Фуюань (2012). Подгруппа нисоических (и) языков: исследование с точки зрения общих инноваций и филогенетической оценки (докторская диссертация). Техасский университет в Арлингтоне. hdl : 10106/11161 .
- ^ Пан, Чжэнъюнь, Нью-Йорк (2001). «Йийу Адоухуа чунруэнъэ фуфуин шэнмо бйцзяо яньцзю» Сравнительное исследование начальных согласных губных, мягких и небных согласных в диалекте аду языка йи Сравнительное исследование лабиовелярных кластерных инициалов в аду патуа языка и. Минзу ювен национальный язык . 2001 (2): 17–22.
- ^ Чжу, Вэньсюй Чжу Вэньсюй (2005). Обзор шуитского диалекта языка И [Краткое введение в шуйтянскую речь, язык И]. Минзу ювен национальный язык . 2005 (4): 67–80.
- ^ Jump up to: а б Основные данные, использованные в работе Zhu & Zhang (2005).
- ^ Брэдли, Дэвид (1997). «Тибето-бирманские языки и классификация» (PDF) . В Брэдли, Д. (ред.). Статьи по лингвистике Юго-Восточной Азии № 14: Тибето-бирманские языки Гималаев . Канберра: Тихоокеанская лингвистика. стр. 1–72. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2017 г.
- ^ «Йи» . WorldLanguage.com . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Сьюзан Гэри Уолтерс (2022): Письмо нуосу в лингвистическом ландшафте Сичана, Китай: социокультурный подтекст, Журнал многоязычного и мультикультурного развития, DOI: 10.1080/01434632.2022.2094388
- ^ Сян, Сяохун Сян Сяохун Цао, Юнань Цао Юнань (2006). Сравнительное исследование грамматики английского и йи . Синан минзу даксуэ сюэбао (Рэнвэнь шэ ке бан) Журнал Юго-Западного университета национальностей (издание по гуманитарным и социальным наукам) (на китайском языке). 29 (8): 62–65. doi : 10.3969/j.issn.1004-3926.2006.08.014 .
- Энди Итоф. 1997. Переход от слоговой инвентаризации к фонематической инвентаризации в анализе Ляншань И. Рабочие материалы сессии Летнего института лингвистики Университета Северной Дакоты, том 41.
- Чен, Кан 陈康 (2010). Ию фанъянь не боится Исследование диалекта И [ Исследование диалектов И ] (на китайском языке: Чжунъян миньцзу даксуэ чубанше).
- Эдмондсон, Джерольд А.; Эслинг, Джон Х.; Лама 拉玛兹偓, Зиво (2017). «Нуосу И» . Журнал Международной фонетической ассоциации . 47 (1): 87–97. дои : 10.1017/S0025100315000444 . S2CID 232345858 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллективная книга «Ритуал изгнания призраков», религиозная классика народности И в префектуре Ляншань, Сычуань . Тайбэйский институт Риччи (ноябрь 1998 г.) ISBN 957-9185-60-3 .
- Ма Линьин, Деннис Элтон Уолтерс, Сьюзан Гэри Уолтерс (редакторы). Nuosu Yi-китайско-английский словарь . Издательство «Национальности» (2008). ISBN 978-7-105-09050-1 /H.638.
- Гернер, Матиас (2013). Грамматика Нуосу . Библиотека грамматики Мутона 64. Берлин: Де Грюйтер Мутон. ISBN 978-3-11-030867-9 .
- Обзор двуязычного образования и сохранения языков меньшинств в Китае: роль школ в сохранении языка И , авторы Лубэй Чжан и Линда Цунг. Журнал лингвистики 56: 450–454 (2020).