Мусульманские раджпуты
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() | |
Языки | |
Религия | |
![]() | |
Родственные этнические группы | |
Раджпуты и другие индоарийские народы |
Мусульманские раджпуты или мусульманские раджпуты — потомки раджпутов в северных регионах Индийского субконтинента, которые обычно являются последователями ислама. [ 1 ] Сообщается, что они перешли из индуизма в ислам, начиная со средневекового периода, создавая различные династии и государства, сохраняя при этом индуистские фамилии, такие как Чаухан . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Сегодня раджпутов-мусульман можно встретить в основном на территории современной Северной Индии и Пакистана . [ 5 ] Далее они делятся на разные кланы. [ 6 ]
История
Термин «раджпут» традиционно применяется к первоначальным кланам Сурьяванши , Чандраванши и Агниванши , которые утверждали, что являются кшатриями в индуистской системе варн . [ нужна ссылка ]
Обращение в ислам и этос
После обращения из индуизма в ислам многие раджпуты-мусульмане сохранили многие из своих индуистских обычаев и, следовательно, сохранили свою культурную индуистскую идентичность. [ 2 ] Мусульманские раджпуты также часто сохраняли общие социальные практики, такие как пурда (изоляция женщин), с индуистскими раджпутами. [ 5 ]
Несмотря на разницу в религиозной вере, когда возникал вопрос об общей чести раджпутов, были случаи, когда и мусульманские, и индуистские раджпуты объединялись против угроз со стороны внешних этнических групп. [ 7 ] [ ласковые слова ]
Есть зарегистрированные случаи недавнего обращения раджпутов в ислам в Западном Уттар-Прадеше , Хурджа Тахсил Буландшахра . [ 8 ]
Мусульманские династии раджпутов
Харагпур Радж
Харагпур Радж был мусульманским вождем Киндвар Раджпутов в современном районе Мунгер в Бихаре . [ 9 ] [ 10 ] Раджа Санграм Сингх возглавил восстание против властей Великих Моголов и впоследствии был побежден и казнен. Его сына Торала Мала заставили принять ислам и переименовали в Роза Афзуна . Роз Афзун был верным полководцем императоров Джахангира и Шах-Джахана , и Джахангир называл его своим «любимым» полководцем в империи. [ 11 ] Другим видным вождем этой династии был Тахавар Сингх, который играл активную роль в экспедиции Великих Моголов против соседнего Чероса из Паламу . [ 12 ]
Династия Ханзаде
Меват был королевством в Раджпутане со столицей в Алваре, которым управляла Ханзада династия Раджпутов Мевати в период Делийского султаната в Индии . Раджа Хасан Хан Мевати был представлен Мео Ханзада в битве при Ханве . [ 13 ] Меват был покрыт на обширной территории, он включал Хатин техсил, район Нух , Тиджару , Гургаон , Кишангарх Бас, Рамгарх, хребет Лакшмангарх Техсилс Аравали в районе Алвар и техсилс Пахари, Нагар, Каман в районе Бхаратпур в Раджастхане , а также некоторую часть Матхуры. .район штата Уттар-Прадеш. Последний правитель Мевата, Хасан-хан Мевати, погиб в битве при Ханве против императора Великих Моголов Бабура. Мео Ханзада произошли от индуистских раджпутов Яду . [ 14 ] [ 13 ] [ 6 ]
Лалхани Навабс

Лалхани — мусульманская община раджпутов и субклан баргуджаров . Они были навабами различных поместий в Западном Уттар-Прадеше . В их число входили Чхатари и соседние регионы, включая части Алигарха и Буландшахра . [ 15 ]
Каймханис из Фатехпур-Джунджхуну
Каймхани были мусульманской династией раджпутов , которая правила регионом Фатехпур - Джунджхуну в Раджастане с 1300-х по 1700-е годы. [ 16 ] [ 17 ] Они произошли от индуистских чауханских раджпутов, хотя, как также утверждает историк Дирк Колфф, каимхани имеют тюркское происхождение. [ 18 ]
Миссис Чифс
Клан Майи был вождём Нархат-Самаи (Хисуа) в современном районе Навада в Южном Бихаре . Основателем клана Майи был Нураон-хан, прибывший в Бихар в 17 веке. Его потомками были Азмери и Деянут, которым власти Великих Моголов предоставили права заминдари на шесть парган. Сыном Деянута был Камгар-хан, который расширил свои земли, нападая и грабя соседних заминдаров. Камгар-хан также возглавил многочисленные восстания против Великих Моголов и пытался отстоять независимость майи. Его потомком был Икбал Али Хан, который принял участие в восстании 1781 года в Бихаре против британцев, однако его восстание провалилось, и Майи потеряли большую часть своих земель. [ 19 ]
Бенгалия
Сообщества раджпутов начали селиться в Бенгалии в период султаната, когда им были присвоены высокие звания в правительстве Бенгалии. Одним из ярких примеров является Бхагират из Айодхьи , который принадлежал к клану индуистских Байсов и был назначен Деваном султана Гиясуддина Махмуд Шаха . [ нужна ссылка ] Его сын Калидас Гаждани принял суннитский ислам под руководством Ибрагима Данишманда и стал известен как Сулейман Хан. Внук Бхагирата, Иса Хан , стал главой бенгальской баро-буйанской конфедерации, которая представляла угрозу для Великих Моголов , которые хотели завоевать Бенгалию. [ 20 ] Мименсингха что диваны и Говорят , Дакки в XIX веке были потомками мусульманских раджпутов. [ 21 ]
Еще одна община бенгальских раджпутов — гхоси , которых преимущественно можно найти в 24 округах Парганас и Миднапур , особенно вблизи городов Барракпур и Харагпур . Они мигрировали в Бенгалию из Канпура пять веков назад и происходят от Амара Сингха Ратхора, раджпутского дворянина из Джханси , принявшего ислам . Они разделены на несколько кланов; Ратор, Догар, Чаухан, Хелари, Татар, Лехар, Нахар и Майдул. [ 22 ]
Демография
Британский Пенджаб
В провинции Пенджаб в Британской Индии , включающей Пенджаб и некоторые части Хайбер-Пахтунхвы в современном Пакистане, а также Пенджаб , Харьяну , Чандигарх , Дели и некоторые части Химачал-Прадеша в современной Индии, в 1921 году 70,7% пенджабских раджпутов были мусульманами. в то время как 27,7% были индуистами, при этом самый высокий процент раджпутов был обнаружен. в Равалпинди - 21%. [ 23 ]
Пакистан Пенджаб
В пакистанской провинции Пенджаб раджпуты доминируют на плато Потохар благодаря своей политике и вооруженным силам. [ 24 ]
Согласно переписи населения Пакистана 2017 года , раджпуты составляли около 5% населения Лахора , их население составляло около 550 000 человек из общей численности населения Лахора, составляющей около 11 миллионов человек. [ 25 ]
Уттар-Прадеш
В индийском Уттар-Прадеше многие общины раджпутов приняли ислам, например, баи или Гаутамы , Гаутаманасы или Гаутамы Тхакуры, как они любят себя называть, будучи крупнейшей такой группой в районе Фатехпур , где их численность составляет около 100 000 человек. [ 26 ]
См. также
- Раджпутская архитектура
- Раджпутская живопись
- Раджпутизация
- Список династий и государств раджпутов
- Кланы раджпутов
- Список раджпутов
Ссылки
- ^ «Трибунал УВКБ ООН по рассмотрению дел беженцев. IND32856, 6 февраля 2008 г.» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б Сингхал, Дамодар П. (1972). Пакистан . Прентис Холл . п. 17. ISBN 978-0-13-648477-6 .
Большие общины, принявшие ислам из числа индуистов, перенесли с собой индуистские обычаи и обычаи и часто передавали их другим мусульманам. Многие новообращенные раджпуты даже сохранили свои фамилии, такие как Чаухан и Раджпут.
- ^ Сингх, Йогендра (1973). Модернизация индийской традиции . Восточная пресса. п. 74.
Следующими по статусу являются несколько представителей высших каст индусов, принявших ислам, в частности раджпуты.
- ^ Кембриджские исследования Южной Азии, выпуск 16 . 1965. с. 24. ISBN 978-0-521-20432-3 .
Последних можно разделить на три отдельные группы: новообращенные из высших индуистских каст, таких как мусульманские раджпуты, новообращенные из чистых профессиональных каст, таких как джулахас и кассабс, и новообращенные из нечистых профессиональных каст, таких как бханги и чамары.
- ^ Перейти обратно: а б «Раджпут» . Британская энциклопедия . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тасиф Аль Хасан Мевати Аль Хинди (23 августа 2020 г.). История Майо и история Майоата .
- ^ Самость и суверенитет: личность и сообщество в южноазиатском исламе с 1850 года , Айша Джалал, Routledge 2000, стр. 480, стр. 481.
- ^ Мусульманские женщины , Закия А. Сиддики, Анвар Джахан Зубери, Мусульманский университет Алигарха, Гранты индийского университета, MD Publications Pvt. ООО, 1993, с93.
- ^ Тахир Хусейн Ансари (20 июня 2019 г.). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 22–28. ISBN 978-1-000-65152-2 .
- ^ Йогендра П. Рой (1999). «Аграрные реформы в «Саркаре» Мангере при радже Бахроксе Сингхе (1631-76) из Харагпура». Труды Индийского исторического конгресса . 60 : 287–292. JSTOR 44144095 .
- ^ Йогендра П. Рой (1993). «Раджа Роз Афзун из Харагпура (1601–31 гг. Н.э.). Труды Индийского исторического конгресса . 54 : 357–358. JSTOR 44142975 .
- ^ Йогендра П. Рой (1992). «Тахавар Сингх - мусульманский раджа Харагпурского раджа (1676–1727)». Труды Индийского исторического конгресса . 53 : 333–334. JSTOR 44142804 .
- ^ Перейти обратно: а б «Тарих-э-Мийо Чхатри Хакима Абдуша Шакура» . Рехта . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Бхарадвадж, Сурадж (2016). Формирование государства в Мевате. Отношения Ханзада с Делийским султанатом, государством Великих Моголов и другими региональными властителями . Издательство Оксфордского университета. п. 11. дои : 10.1093/acprof:oso/9780199462797.001.0001 . ISBN 978-0-19-946279-7 . Проверено 24 октября 2019 г.
- ^ Эрик Стоукс (1978). Крестьянин и владычество: исследования аграрного общества и крестьянского восстания в колониальной Индии . Архив Кубка. стр. 199–. ISBN 978-0-521-29770-7 .
- ^ Сунита Будвар (1978). «Семья Каямхани Шейхзада из Фатехпур-Джунджхуну». Труды Индийского исторического конгресса . 39 : 412–425. JSTOR 44139379 .
- ^ Доктор Дашаратха Шарма, Кьям Хан Расо, Эд. Дашарат Шарма, Агарчанд Нахта, Раджстан Пурататва Мандир, 1953, стр. 15
- ^ Колфф, Дирк Х.А. (2002). Наукар, Раджпут и Сипай: Этноистория военного рынка труда Индостана, 1450-1850 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 57. ИСБН 978-0-521-52305-9 .
- ^ Гьян Пракаш (30 октября 2003 г.). Кабальные истории: генеалогия трудового рабства в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 87–89. ISBN 978-0-521-52658-6 .
- ^ Ахмед, АБМ Шамсуддин (2012). «Иса Хан» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Итон, Ричард Максвелл (1993). «Бенгалия при султанах». Расцвет ислама и граница Бенгалии, 1204–1760 гг . Издательство Калифорнийского университета . п. 122. ИСБН 978-0-520-20507-9 .
- ^ МКА Сиддики; Институт объективных исследований (Нью-Дели, Индия) (2004 г.). Маргинальные мусульманские общины в Индии . Институт объективных исследований. стр. 295–305. ISBN 978-81-85220-58-1 . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Шарма, Субаш Чандер (1987). Пенджаб, решающее десятилетие . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Nirmal. п. 105. ISBN 978-81-7156-173-5 .
- ^ Аршад, Самир (7 мая 2013 г.). «Каста играет доминирующую роль на выборах в Пакистане» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 15 января 2024 года.
Раджпуты доминируют в северном Пенджабе, где расположен избирательный округ Аббаси, за ними следуют джаты в центре и белуджи на юге провинции.
- ^ «Профиль района» . Округ Лахор — правительство Пенджаба . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года.
- ^ Сетхи, Атул (8 июля 2007 г.). «Мусульманские раджпуты УП» . Таймс оф Индия . Проверено 27 января 2024 г.