Список династий и государств раджпутов
Княжеское государство |
---|
Индивидуальные резиденции |
Агентства |
|
Списки |
В средневековый и более поздний феодальный/ колониальный периоды многие части Индийского субконтинента управлялись как суверенные или княжеские государства различными династиями раджпутов .
Раджпуты приобрели политическую известность после того, как большие империи древней Индии распались на более мелкие. Раджпуты приобрели известность в период раннего средневековья примерно в седьмом веке и доминировали в регионах, ныне известных как Раджастхан , Дели , Харьяна , равнины Западного Ганга и Бунделькханд . [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Однако термин «раджпут» использовался как анахроническое обозначение индуистских династий до 16 века, поскольку до этого времени не существовало раджпутской идентичности для линии, и в более поздние времена эти линии были классифицированы как аристократические кланы раджпутов. Таким образом, термин «Раджпут» не встречается в мусульманских источниках до 16 века. [11] [12] [13] [14] [15] [16]
Список
Ниже приводится список правящих династий раджпутов Индийского субконтинента:
- Качвахи Джайпура , Алвара , Лавы , [17] Кор [18] и Майхар [19]
- Сисодиас из Мевара [20]
- Раторы Джодхпура , Биканера , Кишангарха , Джабуа , Ратлама , Алираджпура , Идара и Серайкелы [21]
- Императорские Пратихара из Каннауджа [22]
- Чауханы (из Самбхара , Надола , Рантхамбора и Джалора )
- Династия Томара в Дели [23]
- Чаулукьяс (Соланкис) и Вагелас из Гуджарата
- Парамары малва [24] и Чандравати [25]
- Гахадавалас Варанаси и Каннауджа
- Чанделы Джеджакабхукти (современный Бунделькханд)
- Гухилас из Медапаты (современный Мевар)
- Династия Догра в Джамму и Кашмире [26]
- Династия Кумаона Чанд [27]
- Каточы из Кангры [28] [29]
- Панвары Гарвала [30]
- Содхи Амаркота [31]
- Бхатис из Джайсалмера [19]
- Бунделас из Орчхи [32]
См. также
- Список индуистских империй и династий
- Список индийских монархов
- Раджпутана
- Раджпуты в Гуджарате
- Раджпутское восстание
- Список династий и правителей Раджастана
Ссылки
- ^ Герман Кульке (2004). История Индии . Психология Пресс. п. 116. ИСБН 978-0-415-32920-0 .
Когда Харша переместил центр истории Северной Индии в Каннаудж в середине доаба Ганга-Джамуна, племена, живущие на западе этого нового центра, также стали более важными для дальнейшего курса индийской истории. В первую очередь это были раджпуты, которые теперь оказались в центре внимания индийской истории.
- ^ Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. п. 307. ИСБН 978-81-224-1198-0 .
Анархия и смятение, последовавшие за смертью Харши, — это переходный период истории. Этот период был отмечен возвышением кланов раджпутов, которые начали играть заметную роль в истории северной и западной Индии, начиная с восьмого века нашей эры.
- ^ Ален Даниэлу (2003). Краткая история Индии . Саймон и Шустер. п. 87. ИСБН 978-1-59477-794-3 .
Раджпуты. Подъем раджпутов в истории северной и центральной Индии значителен, поскольку они доминировали в период между смертью Харши и созданием Мусульманской империи.
- ^ Браджадулал Чаттопадхьяя (2006). Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы . Гимн. п. 116. ИСБН 978-1-84331-132-4 .
Период между седьмым и двенадцатым веками стал свидетелем постепенного возникновения ряда новых королевских родов в Раджастане, Гуджарате, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше, которые стали составлять социально-политическую категорию, известную как «Раджпут». Некоторыми из основных линий передачи были Пратихара из Раджастана, Уттар-Прадеша и прилегающих территорий, Гухила и Чахамана из Раджастана, Чаулукья или Соланки из Гуджарата и Раджастана и Парамары из Мадхья-Прадеша и Раджастана.
- ^ Сатиш Чандра (1996). Историография, религия и государство в средневековой Индии . Публикации Хар-Ананда. п. 115. ИСБН 978-81-241-0035-6 .
«На севере Индии доминирующими чертами периода между VII и XII веками были идентифицированы как растущая слабость государства; рост власти местных земельных элит и их децентрализация власти за счет приобретения большей административной, экономической и политической роли, упадок города, неудача в торговле. Этот период с 7 по 12 века также отмечен подъемом раджпутов.
- ^ Сара Р. Фаррис (5 сентября 2013 г.). Теория личности Макса Вебера: индивидуация, политика и ориентализм в социологии религии . БРИЛЛ. п. 145. ИСБН 978-90-04-25409-1 .
«Примерно в восьмом веке раджпуты, таким образом, начали выполнять функции, которые раньше принадлежали кшатриям, приняв их социальное и экономическое положение и заменив их новым классом воинов.
- ^ Евгения Ванина (2012). Средневековые индийские пейзажи: пространство, время, общество, человек . Книги Примуса. п. 140. ИСБН 978-93-80607-19-1 .
К периоду седьмого-восьмого веков нашей эры, когда были сделаны первые упоминания о раджпутских кланах и их вождях.
- ^ Питер Робб (21 июня 2011 г.). История Индии . Международное высшее образование Макмиллана. п. 103. ИСБН 978-0-230-34549-2 .
Примерно с 1000 г. н. э. среди этих региональных держав примечательными были различные династии раджпутов на западе и севере.
- ^ Бертон Стейн (2010). Арнольд, Д. (ред.). История Индии (2-е изд.). Оксфорд: Уайли-Блэквелл. п. 109.
Заявления раджпутов как общины были зафиксированы в санскритских надписях, которые составляли и записывались в Раджастане в седьмом веке, когда раджпуты начали становиться правителями различных местностей.
- ^ Дэвид Ладден (2013). Индия и Южная Азия: Краткая история . Публикации Oneworld. стр. 88–. ISBN 978-1-78074-108-6 .
Напротив, в Раджастане возникла единая группа воинов, названная раджпутами (от «раджапутры» — сыновья королей): они редко занимались сельским хозяйством, даже для того, чтобы контролировать сельскохозяйственный труд, поскольку сельское хозяйство было буквально ниже их достоинства, сельское хозяйство предназначалось для их крестьянских подданных. В девятом веке от разросшихся кланов Гурджара Пратихара отделились отдельные кланы раджпутов Кахамана (Чауханы), Парамары (Павары), Гухилас (Сисодиас) и Чаулукья...
- ^ Талбот 2015 , с. 33-35.
- ^ Пибоди, Норберт (2003). Индуистское царствование и государственное устройство в доколониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 38–. ISBN 978-0-521-46548-9 .
Как утверждал Дирк Колфф, оно получило привилегию, если не было первоначально вдохновлено, только в шестнадцатом и семнадцатом веках представлениями Великих Моголов о раджпутах, которые в предварительной форме ориентализма рассматривали отцовское происхождение как основу для раджпутской социальной организации и, следовательно, как основу для их политического включения в состав империи. До Великих Моголов термин «раджпут» в равной степени был открытым, общим именем, применявшимся к любому «конному солдату», «солдату» или «старосте деревни», независимо от происхождения, который достиг своего статуса через личная способность создать широкую сеть сторонников через свой бхайбандх (букв. «то есть или узы братьев»; то есть тесные сопутствующие отношения по мужской крови) или посредством наукари (военная служба более могущественному повелителю) и сагай ( союз через брак). Таким образом, язык родства, тем не менее, оставался сильным в этой альтернативной конструкции раджпутской идентичности, но подчеркивались побочные и родственные связи, а не связи происхождения. В течение шестнадцатого и семнадцатого веков
- ^ Джексон, Питер (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. стр. 9–. ISBN 978-0-521-54329-3 .
Теперь правителю Гуридов противостоял ряд крупных индуистских держав, для которых название «Раджпут» (не встречавшееся в мусульманских источниках до шестнадцатого века) является устоявшимся анахронизмом. Главным среди них было королевство Чахамана (Чаухан) Шакамбхари (Самбхар), которое доминировало на территории современного Раджастана из своей столицы в Аджмере.
- ^ Бэйли, Сьюзен (2001). Каста, общество и политика в Индии с восемнадцатого века до наших дней . Издательство Кембриджского университета. стр. 39–. ISBN 978-0-521-79842-6 .
Тем не менее, варнский архетип доблестного человека, подобного кшатрию, действительно стал ключевым ориентиром для правителей и их подданных при Моголах и их непосредственных преемниках. Вожди и воины, которых Моголы почитали как раджпутских лордов в шестнадцатом и семнадцатом веках, возможно, даже не были потомками более ранней домогольской элиты Раджастана.
- ^ Бел, Адитья (2012). Венди Донигер (ред.). Тонкая магия любви: индийская исламская литературная традиция, 1379–1545 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 364–. ISBN 978-0-19-514670-7 .
Термин «Раджпут» является ретроспективным изобретением, поскольку большая часть военной литературы сопротивления турецкому завоеванию датируется только серединой пятнадцатого века. Как отметил Дирк Колфф в своей книге «Наукар, раджпут и сипай: этноистория военного рынка труда в Индостане, 1450-1850» (Кембридж: Cambridge University Press, 1990), изобретение «раджпутской» идентичности можно датировать шестнадцатым веком. повествования века о ностальгии по утраченной чести и территории.
- ^ Ричард М. Итон (25 июля 2019 г.). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Пингвин Великобритания. стр. 51–. ISBN 978-0-14-196655-7 . OCLC 1088599361 .
Термин «раджпут», который часто переносят в двенадцатый век или даже раньше, называют «устоявшимся анахронизмом».
- ^ Ашутош Кумар (2017). Переосмысление государственной политики в Индии . Группа Тейлора и Фрэнсиса. п. 400. ИСБН 978-1-138-22886-3 .
- ^ Ратор, Абхинай. «Кора (Талук)» . Раджпутская провинция Индии . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аллен, Чарльз; Двиведи, Шарада (1998). Жития индийских принцев . Издательство БПИ. п. 292. ИСБН 978-81-86982-05-1 .
- ^ Мелия Белли Бозе (2015). Королевские каменные зонтики: память, политика и общественная идентичность в раджпутском погребальном искусстве . Брилл. п. 248. ИСБН 9789004300569 .
Эти высокие кенотафы увековечивают память раджпутских правителей Сисодии Мевара и создают для них отличительную посмертную идентичность.
- ^ Дхананаджая Сингх (1994). Дом Марвара . Коллекция Лотоса, Roli Books. п. 13.
Он был главой раджпутского клана Ратор, клана, который, помимо Джодхпура, правил Биканером, Кишенгархом, Идаром, Джабхуа, Ситамау, Сайланой, Алираджпуром и Ратламом, всеми штатами, достаточно важными, чтобы заслужить салюты в британской системе протокол. Эти девять штатов Ратор в совокупности принесли Индии территорию площадью не менее 60 000 квадратных миль.
- ^ Сатиш Чандра (2006). Средневековая Индия: от султаната до Великих Моголов (1206–1526) . Том. 1. Публикации Хар-Ананда. п. 19. ISBN 978-81-241-1064-5 .
В середине десятого века произошел распад двух самых могущественных раджпутских государств, которые доминировали в северной и центральной Индии в предыдущие столетия. Это была империя Гурджара Пратихара со столицей в Каннаудже, первое из крупных раджпутских королевств.
- ^ Мала Даял (август 2010 г.). Празднование Дели . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-273-1 .
- ^ Нандини Чаттерджи (2020). Земля и закон в Индии Великих Моголов: Семья землевладельцев в трех индийских империях . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-1-108-48603-3 .
- ^ Джон Гордон Лоример (8 мая 1970 г.). Справочник Персидского залива, Омана и Центральной Аравии: исторический. 4 в . п. 52 и 55.
- ^ «Династия Догра» . Британника .
- ^ Нутан Тьяги (1991). Горные курорты UP Himalaya: географическое исследование . Индское издательство. п. 63. ИСБН 978-81-85182-62-9 .
- ^ Рана Мохд Сарвар Хан (2005). Раджпуты: история, кланы, культура и дворянство, Том 1 .
- ^ Дж. Марк Бейкер (2011). Кулы Кангры: ирригация, управляемая сообществом, в Западных Гималаях . Вашингтонский университет Press. п. 101. ИСБН 978-0-295-80091-2 .
- ^ Рамачандра Гуха (2000). Беспокойные леса: экологические изменения и крестьянское сопротивление в Гималаях . Издательство Калифорнийского университета. п. 63. ИСБН 9780520222359 .
- ^ Ааширбади Лал Шривастава (1964). Империя Великих Моголов, 1526-1803 гг. н.э. С.Л. Агравала. п. 63.
- ^ Мехта, Джасвант Лал (2005). Расширенное исследование истории современной Индии 1707-1813 гг . Стерлинговые издательства . п. 105. ИСБН 978-1-93270-554-6 .
Библиография
- Талбот, Синтия (2015). Последний индуистский император: Притхвирадж Каухан и прошлое Индии, 1200–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107118560 .