Соглашение о моратории (Индия)
Соглашение о приостановлении было соглашением, подписанным между новыми независимыми и Пакистана доминионами Индии и княжествами Британской Индийской империи до их интеграции в новые доминионы. Форма соглашения была двусторонней между доминионом и княжеским государством. Он предусматривал, что все административные договоренности, существующие между британской короной и государством, будут оставаться неизменными между подписавшим доминионом (Индией или Пакистаном) и княжеским государством до тех пор, пока не будут приняты новые договоренности. [ 1 ]
До независимости
[ редактировать ]Проект соглашения о моратине был сформулирован вскоре после 3 июня 1947 года Политическим отделом британского правительства Индии . Соглашение предусматривало, что все административные договоренности, представляющие «общий интерес», существовавшие тогда между Британской Короной и любым конкретным подписавшим его государством, будут продолжать действовать без изменений между подписавшим доминионом (Индией или Пакистаном) и государством до тех пор, пока не будут заключены новые договоренности. В отдельном графике должны были быть указаны эти вопросы, представляющие общий интерес. В ходе обсуждения Джавахарлал Неру , будущий премьер-министр Индии, усомнился в том, что соглашение должно охватывать только «административные» вопросы. Мохаммед Али Джинна , будущий генерал-губернатор Пакистана, высказал мнение, что так и должно быть. [ 2 ]
Соглашение о моратине было отделено от Акта о присоединении , позже сформулированного Государственным департаментом будущего доминиона Индии, который представлял собой юридический документ, предполагавший отказ от суверенитета в пределах, указанных в Инструменте. [ 1 ] [ а ]
Оба проекта соглашения были представлены Палате князей 25 июля. Для обсуждения обоих соглашений был сформирован переговорный комитет штатов, состоящий из десяти правителей и двенадцати министров. После обсуждения Комитет 31 июля доработал оба проекта соглашений. [ 4 ]
Некоторые местные правители княжеств пытались выиграть время, заявляя, что они подпишут Соглашение о моратине, но не Документ о присоединении, пока у них не будет времени принять решение. В ответ индийское правительство заняло позицию, согласно которой оно подпишет соглашения о моратории только с теми штатами, которые к ним присоединятся. [ 5 ] К 15 августа 1947 года, назначенному сроку и дню независимости Индии, все, кроме четырех княжеств внутри Индии, около 560 из них, подписали с Индией как Документ о присоединении, так и соглашение о приостановлении. Исключением стали Хайдарабад , крупный штат в центре Южной Индии, получивший продление сроком на два месяца, и три небольших штата в Гуджарате : Джунагадх и его дочерние предприятия ( Мангрол и Бабариавад ). [ 6 ]
15 августа штат Джунагад подписал с Пакистаном документ о присоединении, а также соглашение о моратине. Он был принят Пакистаном 13 сентября. [ 6 ] Джунагад был единственным штатом, объявившим о присоединении к Пакистану к 15 августа. [ 7 ]
Штат Джамму и Кашмир , граничащий с Индией и Пакистаном, решил остаться независимым. Он предложил подписать соглашения о моратории с обоими доминионами. Пакистан немедленно согласился, но Индия попросила продолжить обсуждение.
Ханство Калат на западной окраине Пакистана также решило остаться независимым. Он подписал соглашение о моратории с Пакистаном.
Джамму и Кашмир
[ редактировать ]Джамму и Кашмир на крайнем севере Индийского субконтинента имели смежные границы как с Индией, так и с Пакистаном и теоретически были в состоянии присоединиться к любому из них. Однако к июлю 1947 года Махараджа Хари Сингх решил не присоединиться ни к одной из сторон и остаться независимым. Якобы он оценил, что мусульмане штата будут недовольны присоединением к Индии, а индуисты и сикхи станут уязвимыми, если он присоединится к Пакистану. [ 8 ] [ 9 ] Однако 11 августа Махараджа уволил своего премьер-министра Рама Чандру Кака , который выступал за независимость. Это действие было расценено наблюдателями как уклон в сторону присоединения к Индии. [ 10 ] [ 9 ]
Новый премьер-министр майор Джанак Сингх 12 августа направил телеграммы в Индию и Пакистан, в которых выразил намерение государства подписать с ними соглашения о моратории. [ б ] Правительство Пакистана ответило телеграфно 14 августа, подтвердив, что статус-кво будет сохранен. [ с ] По словам Кристофера Бердвуда , никакого официального соглашения так и не было подписано. Однако правительство Пакистана позже истолковало это телеграфное соглашение как предоставление ему статуса бывшего правительства Британской Индии в его отношениях с государством. [ 12 ] Правительство Индии приветствовало намерение государства и обратилось с просьбой направить представителя министерства в Дели для переговоров по соглашению, но государство, очевидно, не последовало этому примеру. [ д ] Спустя годы политический лидер штата шейх Абдулла объяснил, что правительство Индии не считает, что какое-либо соглашение будет действительным, если оно не получит одобрения представителей народа. [ 12 ]
Телеграфное соглашение обязывало правительство Пакистана продолжать существующие административные меры в отношении связи, снабжения, а также почтовых и телеграфных услуг. [ 14 ] Почтовые и телеграфные службы штата, которые ранее были частью провинциальных служб Пенджаба, базирующихся в Лахоре , были переданы Пакистану. 15 августа, когда Пакистан стал независимым, пакистанские флаги были подняты на большинстве почтовых отделений, пока правительство Махараджи не приказало их снять. [ 15 ]
Хайдарабад, штат
[ редактировать ]Низам Хайдарабада , который ранее получил трехмесячное продление для согласования новых соглашений с Доминионом Индии, 18 сентября написал правительству Индии, что он готов заключить договор об ассоциации с Индией. Но он утверждал, что присоединение приведет к беспорядкам и кровопролитию в государстве. [ 16 ] охарактеризовал как «продуманный» 11 октября Хайдарабад направил в Дели делегацию с проектом соглашения о моратине, который вице-президент Менон , секретарь Госдепартамента , . Министр штата Валлаббхай Патель отверг любое соглашение, которое не полностью передавало бы оборону и внешние дела правительству Индии. По совету генерал-губернатора Луи Маунтбеттена Менон подготовил новый проект соглашения, который был отправлен обратно вместе с делегацией Хайдарабада. Исполнительный совет Низама обсудил соглашение и одобрил его шестью голосами против трех. Низам выразил согласие, но отложил подписание соглашения. [ 17 ]
Вскоре Низам оказался под давлением со стороны Маджлис-и-Иттехадуль Муслимин ( Иттехад ), мусульманской националистической партии, действовавшей в штате, и отказался от соглашения. [ 17 ] Утром 27 октября Касим Ризви , лидер Иттехада , организовал массовую демонстрацию нескольких тысяч активистов, чтобы заблокировать отъезд делегации. Он убедил Низама, что, поскольку Индия тогда была связана с Кашмиром , у нее недостаточно ресурсов, чтобы оказать давление на Хайдарабад. Он утверждал, что соглашение, значительно более благоприятное для Хайдарабада, возможно. [ 18 ] Затем Низам назначил новую делегацию, в которой доминировали члены Исполнительного совета, выступавшие против предыдущего соглашения. [ 19 ] Бывший бюрократ Хайдарабада Мохаммед Хайдер назвал это событие «октябрьским переворотом». С этого момента Касим Ризви начал командовать администрацией Хайдарабада. [ 20 ]
Новая делегация добилась лишь незначительных поправок к предыдущему проекту соглашения. [ 21 ] В нем устанавливалось, что все соглашения и административные договоренности, существовавшие тогда между британской короной и низамом, будут продолжать действовать с правительством Индии. В их число входили оборона, внешние сношения и коммуникации (три предмета, обычно охватываемые Документом о присоединении). Между Хайдарабадом и Индией будет осуществляться обмен агентами. Правительство Индии согласилось отказаться от функций верховенства . Соглашение о моратине должно было оставаться в силе в течение одного года. [ 22 ] Соглашение было подписано Низамом 29 ноября 1947 года. [ 23 ]
Примечательно, что соглашение не предусматривало, чтобы Доминион Индии размещал индийские войска в штате, тогда как Британская Индия сохраняла различные расквартирования , особенно в Секундерабаде , в рамках своего «дополнительного союза» с штатом. В течение следующих 6 месяцев индийские войска были выведены из штата. [ 24 ]
По словам К.М. Мунши , который был назначен генеральным агентом Индии в Хайдарабаде, индийцы считали, что заключение соглашения о бездействии с Хайдарабадом означает, что Индия утратила контроль над делами Хайдарабада. Конгресс штата Хайдарабад выступил против этого, поскольку правительство Индии сочло это признаком слабости. [ 25 ] Вице-президент Менон заявил, что Низам и его советники рассматривают соглашение как предоставление передышки, в течение которой индийские войска будут выведены, и государство сможет укрепить свою позицию, чтобы отстоять независимость. [ 26 ]
Хайдарабад был обвинен в нарушении пунктов соглашения: во внешних делах - в интригах с Пакистаном, которому он тайно предоставил взаймы 15 миллионов фунтов; в обороне — путем создания большой получастной армии; в коммуникациях, создавая помехи пограничному и сквозному движению индийских железных дорог. [ 27 ] Индию также обвинили в нарушении соглашения путем введения экономической блокады. Оказалось, что штат Бомбей препятствовал поставкам в Хайдарабад без ведома Дели. Правительство обещало обсудить этот вопрос с правительствами провинций, но ученый Люсьен Бенишу утверждает, что этого так и не было сделано. Индия также задержала поставки оружия в Хайдарабад из Индии, что позже было признано нарушением соглашения о моратине. [ 28 ]
А если серьезно, Иттихад поддерживал огромные вооруженные банды разакаров , которые угрожали межобщинному миру внутри штата, а также вдоль границы. После нескольких раундов переговоров правительство Индии 31 августа 1948 года выдвинуло ультиматум, требуя запрета на разакары и размещения индийских войск в штате для поддержания закона и порядка. Когда в этом было отказано, Индия 13 сентября вторглась в штат, отправив войска по трем подъездным путям. Низам через четыре дня согласился с требованиями Индии. [ 29 ]
Впоследствии он подписал Акт о присоединении в ноябре 1948 года. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Государственный департамент доминиона Пакистан не поддержал концепцию присоединения. Джинха заявил, что он будет гарантировать независимость дорогостоящих государств, присоединившихся к Пакистану. [ 3 ]
- ↑ Текст телеграммы Джамму и Кашмира: «Правительство Джамму и Кашмира приветствовало бы Соглашение о приостановлении действия с Индией (Пакистаном) по всем вопросам, по которым они существуют в настоящий момент с уходящим британским правительством. Предлагается, чтобы существующие договоренности продолжались до урегулирования деталей и официальное оформление нового соглашения». [ 11 ]
- ^ Текст телеграммы Пакистана: «Ваша телеграмма от 12-го числа. Правительство Пакистана соглашается заключить соглашение о приостановлении действия с правительством Джамму и Кашмира для продолжения существующих договоренностей до урегулирования деталей и официального исполнения». [ 11 ]
- ↑ Текст индийской телеграммы: «Правительство Индии было бы радо, если бы вы или какой-либо другой министр, должным образом уполномоченный в этом отношении, могли прилететь в Дели для переговоров по Соглашению о приостановлении действия между правительством Кашмира и Индийским доминионом. Желательны скорейшие действия, чтобы сохранить в неприкосновенности существующие договоренности». [ 11 ] [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ходсон, Великий разрыв (1969) , с. 370.
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , с. 370; Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 62
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , с. 368.
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , с. 370; Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 75
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 82.
- ^ Вниз, Демистифицируя Кашмир (2007) , стр. 12–13.
- ^ Анкит, Ракеш (апрель 2010 г.), «Пандит Рамчандра Как: Забытый премьер Кашмира» , Эпилог , 4 (4), Эпилог - Джамму Кашмир: 36–39
- ^ Перейти обратно: а б Ракеш Анкит (май 2010 г.). «Генри Скотт: Забытый солдат Кашмира» . Эпилог . 4 (5): 44–49. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Рагхаван, Война и мир в современной Индии 2010 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Малхотра, бригадный вице-президент (в отставке) (2010 г.), «Договоры Индии, связанные с безопасностью и обороной» , Vij Books India Pvt Ltd, стр. 7, ISBN 978-93-82573-16-6 , заархивировано из оригинала 9 февраля 2022 года , получено 9 февраля 2022 года.
- ^ Перейти обратно: а б Бердвуд, Две нации и Кашмир, 1956 , с. 45.
- ^ Бхандари, Решение Кашмира 2006 , стр. 328.
- ^ Бердвуд, Две нации и Кашмир, 1956 , с. 46.
- ^ Шофилд, Кашмир в конфликте, 2003 г. , стр. 40–41.
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 225.
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 226; Хайдер, Октябрьский переворот (2012) , Глава: Начало конца
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , стр. 225–227.
- ^ Хайдер, Октябрьский переворот (2012) , Глава: Начало конца.
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , с. 480; Хайдер, Октябрьский переворот (2012) , Глава: Начало конца
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , с. 480.
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 229.
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , стр. 231–232.
- ^ Камат, Пограничные инциденты, внутренние беспорядки и заявления низама (2007) , стр. 216.
- ^ Менон, История интеграции индийских штатов (1956) , с. 231.
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , стр. 480–481.
- ^ Ходсон, Великий разрыв (1969) , стр. 480–481; Рагхаван, Война и мир в современной Индии (2010) , с. 77; Бенишу, От автократии к интеграции (2000) , стр. 213–215.
- ^ Рагхаван, Война и мир в современной Индии (2010) , с. 98.
- ^ Чандра, Мукерджи и Мукерджи, Индия с момента обретения независимости (2008) , стр. 96.
Библиография
[ редактировать ]- Бехера, Навнита Чадха (2007), Демистификация Кашмира , Pearson Education India, ISBN 978-8131708460
- Бенишу, Люсьен Д. (2000) [Университет Западной Австралии, 1985], От автократии к интеграции: политические события в штате Хайдарабад, 1938–1948 , Orient Blackswan, ISBN 978-81-250-1847-6
- Бхандари, Мохан К. (2006), Решение Кашмира , Lancer Publishers, ISBN 978-81-7062-125-6
- Бердвуд, Лорд (1956), Две нации и Кашмир , Р. Хейл - через archive.org
- Чандра, Бипан ; Мукерджи, Адитья; Мукерджи, Мридула (2008) [впервые опубликовано в 1999 году], Индия с момента обретения независимости , Penguin Books India, ISBN 978-0-14-310409-4
- Ходсон, HV (1969), Великий разрыв: Великобритания, Индия, Пакистан , Лондон: Хатчинсон, ISBN 9780090971503
- Хайдер, Мохаммед (2012), Октябрьский переворот, Мемуары о борьбе за Хайдарабад , Roli Books, ISBN 978-8174368508
- Камат, Манджири Н. (2007), «Пограничные инциденты, внутренние беспорядки и претензии низама на независимый Хайдарабад» , в Вальтрауд Эрнст; Бисвамой Пати (ред.), Княжества Индии: люди, князья и колониализм , Routledge, стр. 212–224, ISBN 978-1-134-11988-2
- Менон, вице-президент (1956), История интеграции индийских штатов , Orient Longman
- Рагхаван, Шринат (2010), Война и мир в современной Индии , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-1-137-00737-7
- Шофилд, Виктория (2003) [впервые опубликовано в 2000 году], Кашмир в конфликте , Лондон и Нью-Йорк: IB Taurus & Co, ISBN 1860648983