народ Мадхеши
Общая численность населения | |
---|---|
13,318,705 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Преимущественно юго-восточный Непал. | |
Языки | |
Майтхили · Бходжпури · Баджика · Урду | |
Религия | |
![]() ![]() ![]() |
Мадхеши ( непальский : मधेशी ) — термин, используемый для обозначения нескольких этнических групп в Непале, проживающих в центральном и восточном регионе Тераи Непала. также использовал его в качестве политического уничижительного термина Народ пахари в Непале для обозначения непальцев ненепальский язык которых является , родным языком , независимо от их места рождения или проживания. [1] : 2 Термин «мадхеши» стал широко признанным названием и для граждан Непала с индийским культурным прошлым только после 1990 года. [2] [3] Люди Мадхеши включают в себя различные культурные группы, такие как индуистов кастовые группы , мусульмане , марвари , брахманов и далитов кастовые группы , этнические группы , такие как майтилы , бходжпури , авадхи и баджика люди, говорящие на , и коренные жители Тераи. [4] [5] : 68 Многие из этих групп разделяют культурные традиции, образовательные и семейные связи с людьми, живущими к югу от международной границы в Бихаре , Уттар-Прадеше и Западной Бенгалии . [6] [7] : 131 Люди тару и пахари, живущие в Тераи, не считают себя мадхеши. [8] В последнее время некоторые политики и журналисты используют этот термин для обозначения всех непальских граждан Тераи. [9] [10]
Этимология
слово мадхеш Считается, что происходит от санскритского мадхья деш (मध्य देश), буквально «средняя страна», что означает «центральный регион, страну, лежащую между Гималаями и горами Виндхья ». [11] [12] Однако в контексте Непала Мадхеш относится к региону в Непале Тераи, расположенному к югу от холмов Сивалик . [13] [1] : 2
Термин «люди мадхеши» использовался для обозначения людей индийского происхождения, проживающих в Непале Тераи, включая различные культурные группы, такие как индуистские кастовые группы, мусульмане , марвари и коренные жители Тераи. [4] [5] : 68 Мадхеш также определяется как культурное и языковое пространство, существующее как основа идентичности народа Тераи. [14]
История индийской иммиграции в Непал Тераи


Индийские мигранты из Уттар-Прадеша и Бихара поселились в основном в восточном Непале Тераи с конца 18 века, когда шахские правители Непала поощряли вырубку лесов и сельскохозяйственное развитие этого региона. [15]
С конца 18 века шахские правители Непала поощряли людей, живущих в Индии, селиться в восточном Тераи посредством ряда субсидий, предоставляемых новым поселенцам. В 1770–1780-х годах голодающие фермеры Бихари мигрировали в Непал Тераи после сильного разлива реки Коси и последующей засухи. Они превратили леса в сельскохозяйственные угодья. [15] Чтобы способствовать экономическому развитию Непала Тераи, людям с холмов было предложено поселиться в Тераи, но лишь немногие переехали в Тераи. Между 1860-ми и 1951 годами люди из Индии иммигрировали и поселились в этом регионе. [16] : 62 Иммиграция индийских фермеров и рабочих была особенно высокой во время правления династии Рана между 1846 и 1950 годами. [15] Они поселились в основном в восточном Непале Тераи вместе с уже существующими коренными народами Тераи, такими как Тарус , Раджбанши и Дхималы . Эта возросшая иммиграция способствовала расширению обрабатываемых земель, которые приносили доход государству в виде налогов с фермеров, пошлин на вырубку и экспорт древесины, а также платы за выпас скота на пастбищах в засушливые сезоны. [17] В середине 19 века мусульманам из региона Авад было предложено поселиться на крайнем западе Непала Тераи, где они получили большие лесные массивы для использования в сельском хозяйстве. [18] [19] В период с 1933 по 1966 год иммигрировали представители как минимум 21 индийской этнической группы. [15]
В 1952 году был принят Закон о непальском гражданстве , который давал право всем иммигрантам получить непальское гражданство , которые прожили в стране не менее пяти лет. Закон о гражданстве 1963 года давал иммигрантам право на получение непальского гражданства, если они умели читать и писать по-непальски и занимались бизнесом. [15] По оценкам Министерства иностранных дел Индии в 1981 году, в Непале проживало около 3,2 миллиона человек индийского происхождения, из которых около 2,4 миллиона получили непальское гражданство. [20] В 2006 году в Закон о гражданстве Непала были внесены поправки, согласно которым люди, родившиеся до 1990 года и постоянно проживающие в стране, получили право на непальское гражданство. [21] Сертификаты о гражданстве получили около 2,3 миллиона человек. [22] : 4 Конституция Непала 2015 года содержит положения о непальском гражданстве путем натурализации , которое можно получить: [23]
- иностранки, вышедшие замуж за непальского мужчины.
- дети непальской женщины и иностранца.
Демография непальских тераи
С 33 998,8 км 2 (13 127,0 квадратных миль), Непал Тераи составляет 23,1% территории Непала. По состоянию на 2001 год около 48,5% населения Непала проживало в Тераи, плотность населения которого составляла 330,78 человек на км. 2 (856,7/кв. миль), самый высокий показатель в стране. [24] По состоянию на июнь 2011 года население Непала Тераи составляло 13 318 705 человек, принадлежащих к более чем 120 различным этническим группам и кастам. [25]
По переписи 1991 года народ мадхеши составлял 32% населения Непала. Из них 16% принадлежали к различным индуистским кастам, 9% принадлежали к другим этническим группам, в том числе 6,5% принадлежали к народу тхару. [5]
Политика
С конца 1940-х годов термин «Мадхес» использовался политиками Непала Тераи для разграничения интересов жителей Тераи и жителей холмов. [26] индийцам и мадхеши требовался паспорт В то время для поездки в Катманду , и это требование действовало до 1958 года. [13] В 1950-х годах региональная политическая партия « Конгресс Непала Тераи» выступала за большую автономию Тераи, признание хинди в качестве национального языка и расширение возможностей трудоустройства для народа Мадхеши. [27] В период с 1961 по 1990 год правительство Панчаята проводило политику ассимиляции различных культурных групп в паннепальскую идентичность. Юридические директивы объявили правонарушением борьбу с неравенством и дискриминацией этнических групп. [26] Сложности этнополитических конфликтов между иммигрантами, кастовыми группами и коренными народами, проживающими в Тераи, не рассматривались. [28]
После того, как режим Панчаята был отменен в результате Народного движения весной 1990 года, обездоленные группы потребовали более справедливой доли политических ресурсов, таких как доступ на государственную службу. [29] Мадхеши находятся в невыгодном положении с точки зрения доступа к образованию; уровень грамотности среди мадхеши ниже, чем среди других групп в Непале, [13] и самый низкий среди далитов Мадхеши . [30] Они также разочарованы тем, что их отстранили от участия в бюрократии, армии Непала и политических партиях Непала . [6] Идентичность мадхеши во многом основана на опыте дискриминации со стороны правящей элиты страны. [31] [32] [33] : 40
Непальская партия Садбхавана - старейшая партия мадхеши, которая начала лоббировать социально-культурные, языковые и политические права народа мадхеши в 1990-х годах. Дискуссии о правах и требованиях народа Мадхеши усилились после окончания гражданской войны в Непале , особенно среди интеллектуалов и политических элит Мадхеши. [34] Политические партии Джанатантрик Тераи Мукти Морча и Мадхеси Джана Адхикар Форум, Непал, выступали за идею создания автономной провинции Мадхес, простирающейся на всю территорию Тераи, и организовали в 2007 году жестокие демонстрации, чтобы обеспечить соблюдение своих требований. [35] [36] Объединенный демократический фронт Мадхеси, сформированный организациями Мадхеши, оказал давление на правительство, чтобы оно приняло эту концепцию автономии под девизом «Один Мадхес, один Прадеш». [26] Несколько этнических и религиозных групп в Тераи выступили против этой политики под руководством партий Мадхеши, в первую очередь Тару и мусульман . [37]
Народ Тару изначально был доволен идентичностью Мадхеши в восточной части Тераи по состоянию на 2007 год, но в центральной части они заявляют об особой идентичности Тару. [1] : 2 В 2009 году они отказались от идентификации как мадхеши и потребовали создания собственной провинции. [38] [39]
Вооруженные группировки, такие как «Армия Тераи», Фронт национального освобождения Мадхеси, «Кобры Тераи» и «Тигры Мадхеш Мукти», преследовали эту цель автономии, используя насильственные средства. [40] Некоторые члены этих организаций несут ответственность за террористические акты , включая взрывы и убийства. [41] Альянс за независимый Мадхеш также требует независимости Тераи. [42] [43]
В 2013 году более 24 политических партий мадхеши были зарегистрированы для участия в выборах в Учредительное собрание Непала . [39] Партии Мадхеши получили 50 из 575 мест в Учредительном собрании. [44]
Индийское влияние в Непале Тераи
После выборов в Учредительное собрание Непала в 2008 году индийские политики продолжали пытаться защитить стратегические интересы в Непале Тераи, такие как гидроэнергетика , проекты развития, бизнес и торговля. [45] Утверждалось, что, поддержав блокаду Непала в 2015 году , Индия пыталась доминировать во внутренней политике Непала и разжечь конфликт в непальском Тераи. [46]
Культура

Культура народа Мадеши сложна и разнообразна. Мусульмане и коренные народы говорят на своих языках и имеют особые культурные традиции, которые отличаются от индуистских кастовых групп. Последние включают как минимум 43 отдельные группы. [7] : 143 Кастовые группы включают Баниа , Брахман , Дхоби , Калавар , Кеват , Кшатрия , Кумхар , Курми , Кушваха и Тели . [47] : 9
Мусульмане в Тераи составляют около 96% всех мусульман страны. Их культурные традиции взаимосвязаны с традициями мусульман северной Индии; Популярными местами паломничества зиярата являются святыни Аджмера Шарифа Дарги и Гази Сайяда Салара Масуда в Раджастане и Уттар-Прадеше соответственно. [48] На них влияет иерархия индуистской кастовой системы с той разницей, что она основана не на принципе осквернения и чистоты, а на принципе оккупации. [49]
Родители-мадхеши как мусульмане, так и индуисты уделяют больше внимания образованию мальчиков, чем девочек. [7] : 144 Несмотря на увеличение числа школ и начального образования, которые стали обязательными и бесплатными, в них учатся больше мальчиков, чем девочек. Предполагается, что девочки будут присматривать за младшими братьями и сестрами и выполнять работу по дому. Многие сельские девушки-мадхеши выходят замуж в возрасте от 14 до 16 лет. [50]
Языки
Мадхеши говорят на языках майтхили , бходжпури , баджика , урду и авадхи . [47] : 9 [13] Национальная перепись населения и жилищного фонда 2011 года знает 123 языка, на которых говорят во всем Непале, и включает в себя: [25]
- 3 092 530 человек, говорящих на майтхили (11,7% от общей численности населения Непала), из которых 3 004 245 проживали в Тераи;
- 1 584 958 человек, говорящих на бходжпури (5,98%), из которых 1 542 333 проживали в Тераи;
- 1 529 875 человек, говорящих на языке тару (5,77%), в том числе 1 479 129 человек в Тераи;
- 793 418 человек, говорящих на байджике (2,99%), в том числе 791 737 человек в Тераи;
- 691 546 человек, говорящих на урду (2,61%), в том числе 671 851 человек в Тераи.
Мусульманские мадхеши говорят в основном на урду, а также на авадхи, бходжпури, баджике и майтхили, в зависимости от того, живут ли они в западном, центральном или восточном Тераи. [51] [52]
Религии
По данным Национальной переписи населения и жилищного фонда 2011 года, в Тераи исповедуются следующие религии: [25]
- Индуизм с 11 308 620 последователями.
- Ислам с 1 105 533 последователями
- Буддизм с 472 469 последователями.
- Кират с 190 458 подписчиками
- Христианство с 137 723 последователями
- Пракрити с 63 747 подписчиками
- Джайнизм с 2169 последователями
- Бон с 1379 последователями, менее 900 последователями Веры Бахаи и менее 500 сикхов .
Религиозные практики большинства мадхеши представляют собой смесь ортодоксального индуизма и анимизма . [53]
Мусульманские мадхеши практикуют традиционный брак никах , который признается законом. [19] Самое большое и старейшее медресе находится в Кришнанагаре . [52] Мавлави, преподающие Коран и хадисы в медресе Тераи, либо родом из Индии, либо прошли обучение в Индии и Саудовской Аравии. [54] Многие мусульманские мадхеши практикуют эндогамию . [55]
Кухня
В 1989 году исследование моделей потребления продуктов питания было проведено среди 108 человек в деревне в районе Читван . Результаты этого исследования показали, что люди потребляли в среднем семь продуктов питания. Рис составлял почти половину их ежедневного рациона, дополненный овощами, картофелем, молоком и молочными продуктами. Реже они употребляли мясо, рыбу, яйца и фрукты. Около 13,7% общего рациона мужчин составлял алкоголь, тогда как женщины потребляли гораздо меньше алкоголя. [56] Фрукты, обычно выращиваемые в Тераи, включают манго , личи , папайю , гуаву , банан и джекфрут . [57]
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с Международная кризисная группа (2007). Неспокойный регион Тераи в Непале (PDF) . Доклад № 136 по Азии. Катманду, Брюссель: Международная кризисная группа.
- ^ Адхикари, КП и Геллнер, DN (2016). «Политика новой идентичности и крах Учредительного собрания Непала в 2012 году: когда доминирующим становится «другой» » . Современные азиатские исследования . 50 (6): 2009–2040. дои : 10.1017/S0026749X15000438 . S2CID 146986746 .
- ^ Геллнер, Д.Н. (2019). «Мастера гибридности: как активисты реконструировали непальское общество» . Журнал Королевского антропологического института . 25 (2): 265–284. дои : 10.1111/1467-9655.13025 .
- ^ Jump up to: а б Савада, AM (1991). «Каста и этническая принадлежность» . Непал и Бутан: страноведение . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. стр. 74–81.
- ^ Jump up to: а б с Велптон, Дж. (1997). «Политическая идентичность в Непале: государство, нация и сообщество» . В Геллнере, DN; Пфафф-Чарнецка, Дж.; Велптон, Дж. (ред.). Национализм и этническая принадлежность в индуистском королевстве: культурная политика в современном Непале . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 39–78. ISBN 9789057020896 .
- ^ Jump up to: а б Геллнер, Д.Н. (2007). «Каста, этническая принадлежность и неравенство в Непале». Экономический и политический еженедельник . 42 (20): 1823–1828. JSTOR 4419601 .
- ^ Jump up to: а б с Дахал, ДР (2008). «Народ мадхеси: проблемы и вызовы демократии в Непале Тераи» . В Геллнер, Д.; Хачхету, К. (ред.). Местная демократия в Южной Азии: микропроцессы демократизации в Непале и его соседях . Нью-Дели, Лос-Анджелес, Лондон, Сингапур: Sage Publications. стр. 128–149. ISBN 9788132100164 .
- ^ Кабир 2013 , с. 10.
- ^ Диксит, К.М. (2017). «Кто такой субалтерн Мадхеси?» . Непальские времена . Катманду.
- ^ Хачхету 2007 , с. 4.
- ^ Кабир 2013 , с. 11.
- ^ Апте, В.С. (1957–1959). «मध्य мадхья» . Переработанное и дополненное издание Прин. Практический санскритско-английский словарь В.С. Апте . Пуна: Прасад Пракашан. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Мишра, Р. (2007). «Обращение президента секции: Этническая принадлежность и национальное объединение: мадхеши Непала». Труды Индийского исторического конгресса . 67 : 802–833. JSTOR 44148000 .
- ^ Сингх, CP (2011). «Происхождение и развитие движения мадхеши в Непале». Труды Индийского исторического конгресса . 72 (Часть II): 1047–1053. JSTOR 44145716 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дахал, ДР (1983). «Экономическое развитие средствами коренных народов: пример индийской миграции в Непале Тераи» (PDF) . Вклад в непальские исследования . 11 (1): 1–20.
- ^ Гейдж, FH (1975). «Переселение в Тарай» . Регионализм и национальное единство в Непале (второе изд.). Дели: Издательство Викас. стр. 58–86.
- ^ Гунератне, А. (2002). «Тхару и Тарай» . Много языков, один народ: формирование идентичности Тару в Непале . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 20–61. ISBN 0801487285 .
- ^ Ансари, Х. (1981). «Мусульмане в Непале». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 2 (3): 138–158. дои : 10.1080/02666958108715821 .
- ^ Jump up to: а б Дастидер, М. (2000). «Мусульмане Тераи Непала». Экономический и политический еженедельник . 35 (10): 766–769. JSTOR 4408986 .
- ^ Джайн, ПК (1982). «Индейцы за границей: текущая оценка численности населения». Экономический и политический еженедельник . 17 (8): 299–304. JSTOR 4370703 .
- ^ Кабир 2012 , с. 14.
- ^ Патхак Б. и Упрети Д. (2009). Тарай-Мадхес в поисках безопасности на основе идентификации (PDF) . Катманду: Центр изучения конфликтов.
- ^ Шреста С. и Мулми С. (2016). Правовой анализ закона о гражданстве Непала. Сравнительное исследование Закона о гражданстве Непала 2006 года с Конституцией, прецедентами, международными обязательствами в области прав человека и передовой практикой. Публикация № 190 (PDF) . Катманду: Форум женщин, права и развития.
- ^ Бхуджу, УР; Шакья, PR; Баснет, ТБ и Шреста, С. (2007). Справочник по биоразнообразию Непала. Охраняемые территории, Рамсарские объекты и объекты всемирного наследия . Катманду: Международный центр комплексного развития гор, Министерство окружающей среды, науки и технологий, в сотрудничестве с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Региональным отделением для Азии и Тихого океана. ISBN 978-92-9115-033-5 .
- ^ Jump up to: а б с Центральное статистическое бюро (2012 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2011 г. (PDF) . Катманду: Правительство Непала.
- ^ Jump up to: а б с Миклян 2009 , с. 3.
- ^ Кабир 2012 , с. 7.
- ^ Бхаттачан, К. (2013). «Этнополитика и этноразвитие» . Ин Лавоти, М.; Ханген, С. (ред.). Национализм и этнический конфликт в Непале: идентичности и мобилизация после 1990 года . Оксон, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 35–57. ISBN 9780415780971 .
- ^ Кремер, К.-Х. (2007). «Насколько представительно непальское государство?» . В Геллнер, Д. (ред.). Сопротивление и государство: непальский опыт . Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 179–198. ISBN 9788187358084 .
- ^ Кабир 2013 , стр. 13–14.
- ^ Хачхету 2007 , стр. 107-1. 9–10; Кабир 2013 , с. 19
- ^ Ядав, Р. (2010). «О том, чтобы быть Мадхеси» . Гималаи, журнал Ассоциации исследований Непала и Гималаев . 29 (1): 65–68.
- ^ Джа, К. (2017). «Тарай и Мадхес» . Подъем Мадхеси и спорная идея Непала . Springer Briefs по антропологии. Сингапур: Спрингер. стр. 38–41. ISBN 978-981-10-2926-4 .
- ^ Кабир 2012 , с. 8.
- ^ Ханген, С. (2007). Создание «Нового Непала»: этническое измерение . Вашингтон: Центр Восток-Запад. ISBN 9781932728620 .
- ^ Наяк, Н. (2011). «Движение Мадхеси в Непале: последствия для Индии». Стратегический анализ . 35 (4): 640–660. дои : 10.1080/09700161.2011.576099 . S2CID 154365607 .
- ^ Кабир 2012 , с. 12; Миклян 2009 , с. 5
- ^ Кабир 2012 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Панди, К. (2017). «Политизация этнической принадлежности: оспаривание тхару идентичности мадхеши в непальском Тарай» . Южноазиатист . 5 (1): 304–322.
- ^ Хачхету 2007 , с. 5; Миклян 2009 , с. 15
- ^ «Хронология Непала, 2004 год» . Террористический портал Южной Азии . 2004 . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Пресс Траст Индии (2016). «Непал: протест мадхеси возле британского посольства против договора 1816 года» . Индийский экспресс . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Альянс за независимый Мадхеш (ДАИ)» . Альянс за независимый Мадхеш . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Геллнер, Д. (2014). «Выборы 2013 года в Непале» . Азиатские дела . 45 (2): 243–261. дои : 10.1080/03068374.2014.909627 .
- ^ Оджа, Х. (2015). «Индийско-непальский кризис» . Дипломат .
- ^ Махато, Р. (2016). «Бесконечный переход» . Непальские времена . Катманду.
- ^ Jump up to: а б Велптон, Дж. (2005). «Народы и миграции» . История Непала . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 8–15. ISBN 978-0-521-80470-7 .
- ^ Сиджапати, Массачусетс (2011). «Фрагментарные части. Конкурирующие традиции, новая идентичность» . Исламское возрождение в Непале: религия и новая нация . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 25–29. ISBN 9781136701344 .
- ^ Тапа, С. (1995). «Кастовая иерархия: межэтническое расслоение в мусульманском обществе Непала». Журнал Университета Трибхувана . XVII : 78–87.
- ^ Гупта, АК (2019). «Значение образования девочек: восприятие родителей из сельского Мадхеша Непала» . Журнал исследований в области менеджмента и развития . 29 : 61–68.
- ^ Дастидер, М. (2007). Понимание Непала: мусульмане в плюралистическом обществе . Нью-Дели: Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1271-7 .
- ^ Jump up to: а б Сиджапати, Массачусетс (2011). «Мусульмане в Непале: местные и глобальные измерения меняющегося религиозного меньшинства» . Религиозный компас . 5 (11): 656–665. дои : 10.1111/j.1749-8171.2011.00314.x .
- ^ Халид, С. (2016). «Этнические мадхеси Непала борются за достоинство и равенство» . Альджазира.
- ^ Тапа, С. (2000). «Этническая разновидность мусульманского меньшинства Непала» (PDF) . Информационный бюллетень ИСИМ . 6:18 .
- ^ Сиджапати, Массачусетс (2012). «Идеология исламского возрождения Маудуди и Ислами Сангх Непал» . Исследования по истории и обществу Непала . 17 (1): 41–61.
- ^ Оно, Ю.; Хираи, К.; Сато, Н.; Ито, М.; Ямамото, Т.; Тамура Т. и Шреста, член парламента (1997). «Структуры потребления продуктов питания и потребление питательных веществ среди непальцев, живущих в южном сельском регионе Тераи» . Азиатско-Тихоокеанский журнал клинического питания (6): 251–255.
- ^ Шарма, К.К. (2001). «Диверсификация сельскохозяйственных культур в Непале» (PDF) . В Пападеметриу, МК; Дент, Ф.Дж. (ред.). Диверсификация сельскохозяйственных культур в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Публикация РПД 81. Бангкок: ФАО. стр. 81–94.
Библиография
- Миклян, Дж. (2009). Тераи Непала: создание этнического конфликта. Информационный документ по Южной Азии № 1 (PDF) . Осло: Международный институт исследования проблем мира. ISBN 978-82-7288-309-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Хачхету, К. (2007). «Мадхешский национализм и реструктуризация непальского государства». Международный семинар по конституционализму и многообразию в Непале . Университет Трибхувана, Катманду: Центр Непала и азиатских исследований. стр. 1–12. CiteSeerX 10.1.1.694.9316 .
- Кабир, Х. (2013). Образование, национализм и конфликты в плюралистическом обществе в Непале: регион Тераи в постмаоистском контексте . Серия дискуссионных статей. Том. 19. Хиросима: Проект партнерства Университета Хиросимы по построению мира и развитию потенциала.
- Кабир, Х. (2012). Возникновение новой региональной политической силы в Мадхесе и его последствия в постконфликтном Непале . Серия дискуссионных статей. Том. 15. Хиросима: Проект партнерства Университета Хиросимы по построению мира и развитию потенциала.
Внешние ссылки
- «Мадеш: Положительный прогресс Мадеша в Непале» . Организация непредставленных наций и народов . 2019.
- «ООН: Блокада Непала подвергает риску миллионы детей» . Новости Би-би-си . 2015 . Проверено 25 декабря 2015 г.