Кирати люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 2,5 миллиона+ | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Непал | 1,334,877 (2021) [1] |
Индия | 1 000 000 (приблизительно) |
Бутан | 34,561 |
Языки | |
Языки кирати ( китайско-тибетские языки ) [2] | |
Религия | |
Преимущественно •81% киратизм или анимизм Другие религии: • 19% индуизм , христианство , буддизм [3] |
Народ кирати , также пишется как Кирант или Киранти , — это китайско-тибетские этнолингвистические группы и коренные народы Гималаев и , в основном Восточных Гималаев , простирающихся на восток от Непала до Северо-Восточной Индии (преимущественно в индийском штате Сикким северных холмистых регионах Индии). Западная Бенгалия , то есть округа Дарджилинг и Калимпонг ).
Этимология
[ редактировать ]Термин «Кират» имеет богатую и сложную этимологию, уходящую корнями в культурный и исторический контекст восточных Гималаев. Народ кират, коренной народ региона, охватывающий части Непала, Индии и Бутана, ведет свое название к древним традициям и языкам. Считается, что этимология слова «Кират» происходит от санскритского термина «Кирата», который первоначально относился к коренным племенам региона, особенно к тем, кто проживал в холмистых и горных районах древней Индии. В санскрите и классических текстах слово «Кирата» использовалось для описания людей, населявших пересеченную местность восточных Гималаев, которые считались отличными от арийских поселенцев Индо-Гангских равнин. Это обозначение было не просто ярлыком, но отражало различные культурные, языковые и этнические особенности групп, проживающих в этих регионах.
Термин «кират» со временем развился и стал охватывать широкий спектр этнических групп в Гималаях, включая рай, лимбу и другие родственные общины. Эти группы имеют свои собственные уникальные языки, обычаи и традиции, но имеют общие культурные элементы, которые связывают их с более широкой идентичностью киратов. Народ кират исторически известен своими анимистическими верованиями и обычаями, которые глубоко переплетены с природной средой Гималаев. Их духовные и культурные повествования часто подчеркивают гармоничные отношения с природой и поклонением предкам.
Историческое использование слова «Кират» в древних индийских текстах, включая эпос «Махабхарата» и различные Пураны, означает признание этих людей отличными от доминирующих индоарийских цивилизаций. На протяжении веков этот термин стал олицетворять общее культурное наследие различных этнических групп региона, несмотря на их различное языковое и культурное происхождение. Современное понимание «Кирата» отражает как исторический контекст, так и продолжающуюся культурную эволюцию этих сообществ, которые продолжают сохранять свое наследие, одновременно занимаясь современными проблемами идентичности и признания.
Таким образом, этимология слова «Кират» — это не просто лингвистическое упражнение, но и отражение богатого полотна исторической миграции, культурной адаптации и развивающейся идентичности гималайских народов. Этот термин отражает устойчивость и разнообразие общин кират, чья история глубоко переплетена с горными ландшафтами, которые они населяют.
Современная стипендия
[ редактировать ]Современные историки широко согласны с тем, что в восточном регионе Гималаев имели место широкомасштабные культурные обмены и смешанные браки между коренными жителями, называемыми киратами, и тибетским мигрантским населением, достигшие апогея в VIII и IX веках.
Еще одна волна политического и культурного конфликта между идеалами Хаса и Кирата вспыхнула в регионе Кират на территории современного Непала в последней четверти XVIII века. Коллекция рукописей XVIII и XIX веков, до сих пор неопубликованная и неизученная историками, позволила по-новому осмыслить этот конфликт. Эти исторические источники входят в число собранных Брайаном Хоутоном Ходжсоном (британским дипломатом и востоковедом-самоучкой, назначенным при дворе Катманду во второй четверти XIX века) и его главным научным помощником, ученым Хардаром Джитмоханом.
На протяжении более двух тысячелетий большая часть восточных Гималаев считалась домом народа кират, большинство из которых сегодня известно как люди лимбу , рай , сунувар и якха . В древние времена весь регион Гималаев был известен как Королевство Кимпуруша-Деша -Кимпуруша (также Кирата-Прадеш).
На протяжении более тысячелетия кираты населяли долину Катманду , где они установили свою правящую династию. Согласно истории Непала , кираты правили около 1100 лет (800 г. до н. э. — 300 г. н. э .). В их правлении было 29 королей. Население кират в долине и коренные австралоиды и говорящие на австро-азиатском языке составляют основу того, что превратилось в сегодняшнюю популяцию неваров . Со временем другие группы киратов, теперь известные как Лимбу, Рай, Якха и Сунувар, поселились в основном в регионе Коши на территории современного Сиккима , Дарджилинга и восточного Непала. У народа лимбу есть своя особая форма Кират Мундхум , известная как Юма Самманг или Юмаизм ; они почитают мифологическую богиню по имени Тагера Нингвапхуман .
Помимо поклонения предкам, люди Кирати также поклоняются Матери-Природе .
Примерно с VIII века территории на северной границе региона Кират начали попадать под господство мигрантов тибетского происхождения. Этот поток миграции привел к доминированию тибетских религиозных и культурных практик над древними традициями киратов. Это влияние впервые привело к появлению шаманских бонских практик, которые, в свою очередь, позже были заменены древнейшей формой тибетского буддизма . Ранний приток культуры Бон в периферийные регионы Гималаев произошел только после прихода Ньингмы , старейшего буддийского ордена в Лхасе и Центральном Тибете , что заставило последователей более старой религии бежать в район Кирата, чтобы выжить. Приток тибетской культуры в конечном итоге заложил основу тибетского политико-религиозного порядка в регионах Кират, и это привело к появлению двух крупных тибетских буддийских династий: одной в Сиккиме, а другой - в Бутане . Ранний политический порядок Королевства Бутан Хадгаон был установлен под политическим и духовным руководством ламы. Жабс-друнг Нгаванг Намгьял .
Те-онгси Сириджунга Синь Фивы
[ редактировать ]Те-онгси Сириджунга Синь Фива XVIII века был ученым -лимбу , учителем, педагогом, историком и философом из Лимбувана (палло кират) и Сиккима. Сириджанга исследовал и преподавал письменность лимбу , язык лимбу и религию лимбу в различных частях Лимбувана (Палло Кират) и Сиккима. Он возродил старую письменность лимбу, разработанную в 9 веке.
История Лимбувана: народ кират национальности лимбу
[ редактировать ]В Лимбуване есть язык, произошедший от санскрита, такого как непальский и хинди. Лимбуван имел особую историю и политический строй до своего объединения с королевством Горкха в 1774 году нашей эры . Во время объединения Непала королем Притхви Нараян Шахом современный Непал к востоку от Аруна и к западу от рек Мечи был известен как Лимбуван (палло кират). Оно было разделено на 10 королевств Лимбу; Королевство Моранг было самым могущественным и имело центральное правительство. Столицей королевства Моранг был Биджайпур (современный Дхаран ). После войны Лимбуван-Горкха и видя угрозу растущей мощи Британской Ост-Индской компании короли и министры всех некоторых королевств Яктунг Ладже («тибонг Яктунг Ладже») Лимбувана собрались в Биджайпуре и договорились о Договор Лимбуван-Горкха («Нун-Пани Сандхи»). Этот договор формально объединил 10 королевств Лимбу в королевство Горкха, но в нем также содержалось положение об автономии Лимбувана в рамках системы «кипат».
киратология
[ редактировать ]Киратология — это изучение Непале истории, культуры, языков и литературы этнического народа кират в , Дарджилинге , Сиккиме , Ассаме , Мьянме и так далее. Мундум или Мундхум — это книга знаний о происхождении, истории, культуре, занятиях и традициях народа кирати. Известными исследователями киратологии на данный момент являются Иман Синь Чемджонг, внесший новаторский вклад в Кират Мундум/Мундум, историю, культуру и языки. После Чемджонга П.С. Мурингла, Б.Б. Мурингла и Байраги Кайнла также внесли свой вклад в киратологию.
После падения режима Рана в 2007 году (1951 год нашей эры), когда власть вернулась к династии Шаха, автономная власть, предоставленная королям Лимбу, была уменьшена. Когда король Махендра взошел на трон, он отменил закон, который запрещал другим племенам право покупать землю без разрешения Суббы (главы Лимбу) на определенной территории, а также взимать с Суббы сборы и налоги в 1979 году.
32 короля Кирата, правившие в долине Катманду
[ редактировать ]Согласно хронике Бансавали Уильяма Кирка Патрика [4] и Дэниел Райт, [5] королями Кирата в долине Непала были:
- Король Шри Яламбар – 90 лет/ Король Шри Яламбар – 90 лет
- Король Шри Паламба – 81 год/Король Шри Паламба – 81 год
- Король Шри Мелам – 89 лет/Раджа Шри Мелам – 89 лет
- Король Шри Чангмин – 42 года/Раджа Шри Чаммин – 42 года
- Король Шри Дакан – 37 лет/Раджа Шри Даскан – 37 лет
- Король Шри Валангча – 31 год 6 месяцев/Раджа Шри Валангча – 31 год 6 месяцев
- Король Шри Джите Дасти – 40 лет 8 месяцев/Раджа Шри Джите Дасти – 40 лет 8 месяцев
- Король Шри Хурма – 50 лет
- Король Шри Туске – 41 год 8 месяцев
- Король Шри Прасапхунг – 38 лет 6 месяцев/Раджа Шри Прасапхунг – 38 лет 6 месяцев
- Король Шри Пава: – 46 лет/Раджа Шри Пава – 46 лет
- Король Шри Даасти – 40 лет/Раджа Шри Даасти – 40 лет
- Король Шри Чамба – 71 год/Раджа Шри Чамба – 71 год
- Король Шри Стунгко – 54 года
- Король Шри Свананда – 40 лет 6 месяцев/Король Шри Свананда – 40 лет 6 месяцев
- Король Шри Пхуконг – 58 лет/Король Шри Пхуконг – 58 лет
- Король Шри Сингху – 49 лет 6 месяцев/Раджа Шри Сингху – 49 лет 6 месяцев
- Король Шри Джулам – 73 года 3 месяца/Король Шри Джулам – 73 года 3 месяца
- Король Шри Лукан – 40 лет/Король Шри Лукан – 40 лет
- Король Шри Самдхунг – 80 лет/Король Шри Самдхунг – 80 лет
- Король Шри Торам – 71 год/Король Шри Торам – 71 год
- Король Шри Ангсу Барма – 73 года 6 месяцев/Король Шри Аншу Барма – 73 года 6 месяцев
- Король Шри Туко – 83 года/Король Шри Туко – 83 года
- Король Шри Гундж – 72 года 7 месяцев/Раджа Шри Гунджан 72 года 7 месяцев
- Король Шри Пушка – 81 год/Король Шри Пушка – 81 год
- Король Шри Тьяпами – 54 года/Раджа Шри Тьяпами – 54 года
- Король Шри Мугмам – 58 лет/Раджа Шри Мугмам – 58 лет
- Король Шри Шасару – 63 года/Король Шри Шасару – 63 года
- Король Шри Гунгунг – 74 года/Король Шри Гана – 74 года
- Король Шри Кимбунг – 76 лет/Король Шри Кимбунг – 76 лет
- Король Шри Гириджунг – 81 год
- Король Шри Хуранджа – 78 лет/Раджа Шри Хуранджа – 78 лет
- Король Шри Кигу – 85 лет/Король Шри Кигу – 85 лет
Йеле Самбат (Йеле Эра) назван в честь короля Кирата Яламбара . 32 короля Кирата правили долиной Катманду в течение 1963 года и 8 месяцев. Династия Личхави свергла правителей Киратов в 158 году нашей эры (свидетельство: статуя Джая Бармы, найденная в Малигауне в Катманду). Это означает, что правление короля Кирата Яламбара началось в 1779,8 г. до н.э. Если мы посчитаем текущий 2018 + 1779,8 = 3797, то это будет новый год Кирати в Магхе Сакранти в 2018 году нашей эры . Новый год празднуют в Магхе Сакранти, примерно в середине января (14–15 января).
Современные этнические группы
[ редактировать ]Население кирати в Непале насчитывает около одного миллиона человек (около пяти процентов населения Непала) и говорит на языках, принадлежащих тибето-бирманскому языку . Кирантская культура явно отличается от тибетской и индо- непальской , хотя и находилась под их влиянием в результате долгосрочных контактов. По переписи 2011 года численность киратского народа следующая:
В академической литературе самые ранние зарегистрированные группы кирати сегодня делятся на пять групп — якха , лимбу , рай , сунувар , дхимал. [8] Когда шахские короли завоевали, они назначили главой и местными правителями и получили титул Якха как Деван , Кхамбу как Рай , Лимбу как Субба , Сунувар как Мухия . [9]
Группы киратов, которые сегодня идентифицируют себя с использованием номенклатуры «Кират», включают Кхамбу (Рай) , Лимбу (Субба) , Сунувар (Мухия) , Якха (Деван) , Тами (Тхангми) и несколько сегментов народа кират, таких как Начиринг Бахинг , Кулунг и носители халинга , бантавы , чамлинга , тулунга , джерунга и других родственных этнических групп. [10] Трехразделение региона Кират в Восточном Непале, задокументированное Ходжсоном, разделено на три региона: Валло Кират (Ближний Кират), Маджх Кират (Средний Кират/Кхамбуван) и Палло Кират (Дальний Кират/ Лимбуван ). [11] В регионе Валло Кират, Маджх Кират преобладал Кхамбу Кират, а в Палло Кират преобладал Лимбу Кират, известный как Лимбуван . [ нужна ссылка ] Яккха Лимбу , Кхамбу Рай , . и Сунувар отличаются друг от друга, но все же во многих отношениях все они находятся под одним зонтиком [12]
Народ кирати и языки киранти между реками Лиху и Арун , включая некоторые небольшие группы к востоку от Аруна, обычно называются народом кират, что представляет собой скорее географическую, чем генетическую группу. [13] Сунувары населяют регион к западу от реки Сан-Коши.
Другие группы, заявляющие о своем происхождении от Кирата
[ редактировать ]Кираты были одними из первых жителей долины Катманду, и считается, что значительная часть населения неваров (Джьяпу) произошла от них. Преемственность неварского общества от короля Кирата Яламбара ( Аакаша Бхайрава ) до периода до Личчави обсуждалась многими историками и антропологами. [14] [15] Язык неваров , Непалбхаса , китайско -тибетский язык, классифицируется как язык кирати. Точно так же более 200 несанскритских топонимов, обнаруженных в санскритских надписях периода Личчави первого тысячелетия нашей эры, признаны принадлежащими к прото-неварскому языку; современные варианты многих из этих слов до сих пор используются неварами для обозначения географических мест в долине Катманду и вокруг нее. [16] Хотя в тексте XIV века Гопалараджавамсавали говорится, что потомки клана Кирата, правившего Непалом до Личави, проживали в районе реки Тамамаркоши, [17] ряд кастовых и подкастовых групп и кланов неваров также заявляют о своем происхождении от прежней королевской линии Киратов. [18]
Несмотря на то, что большинство современных неваров являются либо индуистами, либо буддистами, либо смесью того и другого в результате, по крайней мере, двух тысячелетий санскритизации и практикуют сложную, ритуалистическую религиозную жизнь, в некоторых из их практик можно увидеть рудиментарные несанскритские элементы. сходства с культурами других монголоидных групп северо-восточного региона Индии. [19] Сударшан Тивари из Инженерного института Трибхуванского университета в своем эссе «Храмы Кирата, Непал» утверждает, что технология неварских храмов, основанная на использовании кирпича и дерева, а также прямоугольная конструкция храма, используемая для «тантрических» божеств Аджу и Адзима, является доисторической. Личави по происхождению и отражают неварские религиозные ценности и геометрическую эстетику периода Кирати. [20]
Религия
[ редактировать ]Гималайские кираты практикуют Кират Мундхум , называя это «религией киратов». В раннем обществе киратов Мундхум был единственным законом государства. [21] Люди кирати поклоняются природе и своим предкам и практикуют шаманизм через Накчхонг .
Основные этнические/кастовые группы, следующие за киратской религией в переписи населения Непала 2011 года. [22] [23] Некоторые люди Кират Лимбус верят в мифологического бога по имени Тагера Нингвапхума, бесформенного существа, которое выглядит как яркий свет и которому поклоняются в земной форме как богиня Юма Самманг и ее мужской аналог «Теба Самманг». [24] [25]
Предок Кирата Лимбу Юма Самманг и бог войны Теба Самманг - вторые по важности божества. Фестивали Лимбус - это Часок Таннам (Праздник урожая и поклонение богине Юме), Йоква (Поклонение предкам), Новый год Лимбу (Магей Санкранти), Ке Ланг, День культуры Лимбу, Годовщина дня рождения Сирижанги. [26] Поклонение Кират Раю (Сумнима/Паруханг) является их культурной и религиозной практикой. [27] Названия некоторых из их фестивалей — Сакела , Сакле, Таши, Сакева, Салелади Бхунмидев и Фолсяндар. У них есть два основных фестиваля: Сакела/Сакева Убхаули во время посевного сезона и Сакела/Сакева Удхаули во время сбора урожая.
Бригада Гуркхов
[ редактировать ]Британцы вербовали гуркхов по этническому признаку; четыре полка были составлены из племен кирати: якха , лимбу , раи , сунувар . [28] 7- й гуркхский стрелковый полк был сформирован в 1902 году и в него были набраны Рай, Лимбу, Якха и Сунувар из Восточного Непала. [29] 10- й гуркхский стрелковый полк и полк сохранили назначенные ему районы набора в племенных районах кират на востоке Непала в рамках широкой реорганизации 13 сентября 1901 года. [30] 11 винтовок Горкха, полностью состоящие из кирати, не являющихся оптами британских Горкхов. [31]
См. также
[ редактировать ]- Кирата , санскритский термин, обозначающий различные древние и мифические гималайские народы.
- Хувалунг , скала на реке Коси, священная для народа кирати.
- Королевство Кирата , мифологическое королевство, упомянутое в Махабхарате.
- Банджхакри и Банджхакрини , легендарные фигуры Кирати.
- Храм Киратешвара Махадева
- Киратский автономный штат
- Люди Раи или Кхамбу
- Народ лимбу или яктунг
- Кират Рай Яёккха , организация народа Рай
- Кират Яктунг Чумлунг , организация народа лимбу.
- Кират действие видеоигры Far Cry 4 — вымышленный регион Гималаев, где происходит . Этнические, культурные и географические особенности игры, связанные с народом Кирати, заставляют некоторых делать вывод, что разработчики Ubisoft в некоторой степени были вдохновлены этимологией названия и его значением.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Результаты переписи населения Непала по кастовой этнической принадлежности» .
- ^ «Бойд Михайловский. Языки киранти. Сино-тибетские языки, 2017. halshs-01705023» (PDF) .
- ^ «Кастовая принадлежность и религия Министерства здравоохранения Непала» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2022 года . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ P.5 Отношения Индии и Непала: историческая, культурная и политическая перспектива , Санасам Сандхьярани Деви, Vij Books India Pvt Ltd, 28 декабря 2011 г.
- ^ P.109 История Непала , Дэниел Райт, издательство Кембриджского университета, 1877 г.
- ^ «Социальная система Кирата Непала: эмпирическое мини-исследование с особым упором на Кират-Лимбу» . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ «Новое прошлое ради лучшего будущего: заново изобретая историю Киранта в Восточном Непале» .
- ^ P.509 Безопасность и Соединенные Штаты: Энциклопедия, Том 2, Карл Р. ДеРуэн, Пол Беллами, Greenwood Publishing Group, 2008 г.
- ^ P.16 Журнал антропологических исследований, том 11, Университет Нью-Мексико, 1955 г.
- ^ Слюссер 1982: 9-11, Хасрат 1970: xxiv-xxvii, Малла 1977: 132.
- ^ P.11 Происхождение и миграция: родство, мифология и этническая идентичность среди меваханграев Восточного Непала, Мартин Гензле Мандала Book Point, 2000
- ↑ Межкультурный брак: идентичность и выбор , Розмари Брегер, 1 июня 1998 г.
- ^ Грэм Тергуд, Рэнди Дж. ЛаПолла. Китайско-тибетские языки , 2003, стр. 505, «Народ и языки киранти между реками Лиху и Арун, включая некоторые небольшие группы к востоку от Аруна, обычно называются «Кхамбу Рай», которые Это несколько расплывчатая географическая группа, а не генетическая группа. На большинстве языков киранти говорят менее 10 000 человек, и на некоторых из них говорят только пожилые люди. Практически все носители киранти также свободно говорят на непальском языке, языке грамотности и образования. и национальный»
- ^ Британская энциклопедия
- ^ Ловдин, Пер. «Пища, ритуалы и общество неваров» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Камаль Пракаш Малла (1996) «Нехристианские названия священных холмов» в «Вкладах в непальские исследования», 23 (1), стр. 1-9.
- ^ Ваджрачарья, Дханаваджра и Камаль П. Малла (1985) «Гопалараджавамсавали: факсимильное издание, подготовленное Исследовательским центром Непала в сотрудничестве с Национальными архивами, Катманду. С введением, транскрипцией, непальским и английским переводами, глоссарием и указателями ", Franz Steiner Verlag Wiesbaden GMBH, Катманду, стр. 26, 122.
- ^ Геллнер, Дэвид Н. и Деклан Куигли (ред.) (1995) «Спорные иерархии: совместная этнография каст среди неваров долины Катманду, Непал», Clarendon Press, Оксфорд.
- ^ Непальский, Гопал Сингх (2015) «Невары (этно-социологическое исследование гималайского сообщества)», Mandala Book Point, Катманду.
- ^ «Храмы Кирата Непал | Непал | Катманду» .
- ^ P.238 The Routledge International Handbook of Religious Education , Дерек Дэвис, Елена Мирошникова Routledge, 2013
- ^ «Кастовая принадлежность и религия Министерства здравоохранения Непала» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2022 года . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Язык Гималаев: Этнолингвистический справочник , Джордж Ван Дрим
- ^ Экосистема и этническое созвездие Сиккима , Мамата Десаи, 1988.
- ^ Политика культуры: исследование трех общин кират в Восточных Гималаях , ТБ Субба
- ^ P.36 Сикким: географические перспективы , Майтрии Чоудхури, Mittal Publications, 2006
- ^ Этническое возрождение и религиозные беспорядки: идентичности и репрезентации в Гималаях , Мари Леконт-Тилоуин, Паскаль Дольфус, Oxford University Press, 2003
- ^ Дураки и пехотинцы: один взгляд на историю (1923–1993) , Э. А. Вас, Kartikeya Publications, 1995.
- ↑ 5-я пехотная бригада на Фолклендских островах, 1982 г. , Николас Ван дер Бейл, Дэвид Алдеа Лео Купер, 2003 г.
- ^ Records.co.uk/units/4506/10th-g
- ^ Дураки и пехотинцы: один взгляд на историю (1923–1993), EA Vas, Kartikeya Publications, 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- о киранти запись (на итальянском языке) в Энциклопедии Треккани , Историческом словаре (2010)