Юма Самманг
Юма Самманг — богиня общины лимбу в Непале . Божество Юма Самманг (буквально: «Мать-Земля» или «Бабушка»), также известное как Нингвапхума, широко почитается и регулярно почитается среди яктунгов (лимбусов). Яктунги обычно считают Юму материнской фигурой. Религия Юма Самё или Юма была очень популярна в эпоху Йет Ханг и Тибонг Яктунг (Десять Яктунг).
После притеснений хасарийцев в Яктунг-Ладже ( Лимбуван ) и распространения индуизма на материковой части Индии большинство яктунгов на столетия перестали следовать религии Юма. Хас-арии также дали термин «Кирата» племенам Гималаев (в основном восточным племенам). Со временем это вызвало ложное убеждение среди сунуваров, якхов, лимбусов и тридцати двух племен рай, что все они являются частью одной этнической группы. Однако большинство этих групп сильно отличаются друг от друга, имея культурное и языковое сходство только из-за географической близости их соответствующих поселений. Одним из атрибутов лимбусов, который отличает их от других, так называемых «киратов», является то, что они не поклоняются Сумниме и Парухангу. Обычно они поклоняются Юме Саммангу, за исключением клана Нембанг, который признает Тебу Самманга своим верховным божеством.
Оба племени имеют одну и ту же тибетско-бирманскую языковую семью, при этом стиль и конструкция языка аналогичны другим тибетско-бирманским языкам в восточном Непале, северо-восточной Индии и части юго-восточной Азии. Таким образом, некоторые слова и фразы могут быть понятны обеим группам даже сегодня. У них также есть общий стиль шаманизма. Многие божества и стили ритуалов поклонения схожи, в то время как шаманы произносят схожие фразы мундхуми/мундуми, которые заметно отличаются от повседневного разговорного языка языков рай/кхамбу и лимбу/яктунг.
С момента основания религии Сатьяхангма Кират произошло много путаницы, поскольку в ней утверждается, что Сумнима-Паруханг и Юма-Феба - это одно и то же, что неверно. Религия Сатьяхангма Кират была создана во время правления Ранасов и включила многие индуистские традиции и ритуалы в традиционный Мундхум Лимбуса. Несмотря на использование схожих терминов [Мундхум {традиционный} (Лимбу) Мундум (Рай)], истории в этих отдельных устных традициях состоят из различных персонажей и событий. Лингвистические, культурные и физические различия, такие как высота черепа, высота и ширина носа, свидетельствуют о том, что Лимбус и другие так называемые кирата не принадлежат к одной и той же семье предков. Исследования также показали, что лимбусы более тесно связаны с тибетцами, чем раи и сунувары.
Сообщество Яктунг представляет собой преимущественно устную культуру. Основная часть его устной традиции называется Мундхум . Мундхум — это собрание разнообразных устных рассказов, затрагивающих такие темы, как создание вселенной, людей, животных и растений, а также многих других элементов. Культура Яктунг включает исполнителей Мундхума, таких как Пхедангма, Йеба, Йема, Шамба, Самма и Туту-Тумяхангс. Несмотря на западную культурную колонизацию и влияние индуизма, буддизма и христианства, яктунги сохранили свою культуру через своих мундхумов. Однако многие яктунги, участвующие в основной политике, бюрократии и академических институтах, продемонстрировали тенденцию игнорировать свои традиционные практики яктунгов, мундхумы, язык и религию - Юма Самё. Новые поколения Яктунгов проводят кампанию за восстановление своей культуры, языка, идентичности, Мундхума и религии с 2018 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История народа кират» (PDF) . Limbulibrary.com.np . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Субба, младший (2009). Мифология народа Сиккима — Дж. Р. Субба — Google Книги . ISBN 9788121210232 . Проверено 1 сентября 2013 г.