Мудрость Короля
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
Король Мудрости ( санскрит : विद्याराज; IAST : Vidyārāja , китайский : 明王 ; пиньинь : Míngwáng ; японское произношение : Myōō ) — тип гневного божества в восточноазиатском буддизме .
В то время как санскритское имя переводится буквально как «король(и) мудрости/знания», термин видья в буддизме Ваджраяны также специально используется для обозначения мантр ; [ 1 ] Таким образом, этот термин также можно перевести как «король (цари) мантр». [ 2 ] [ 3 ] Видья переводится на китайский язык иероглифом 明 (буквально «яркий, сияющий», в переносном смысле «знание (способный), мудрость, мудрый»), что приводит к множеству альтернативных переводов, таких как «яркий король (цари)» или « сияющий король(и)». Похожая категория свирепых божеств, известных как Херуки, встречается в тибетском буддизме .
Женские аналоги Королей Мудрости известны как Королевы Мудрости (санскрит (IAST): Vidyārājñī , китайский: 明妃, Míngfēi , японский: Myōhi ).
Обзор
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Видьяраджи , как следует из их названия, изначально задумывались как хранители и олицетворения эзотерической мудрости ( видья ), а именно мантр и дхарани . Их считали воплощением мистической силы, заключенной в этих священных высказываниях. [ 2 ] [ 4 ]
На ранних стадиях эзотерического (ваджраяны) буддизма многие божества, которые впоследствии стали известны как видьяраджи (термин, вошедший в употребление только в конце 7-го - начале 8-го века). [ 5 ] ) в основном рассматривались как помощники бодхисаттв , которых призывали для определенных целей, таких как устранение несчастий и препятствий на пути к просветлению . Они олицетворяли определенные атрибуты этих бодхисаттв, такие как их мудрость или сила их голоса, и должны были выполнять различные задачи, такие как сбор живых существ, которым проповедует бодхисаттва, подчинение непокорных элементов или защита приверженцев буддизма. [ 6 ] Со временем эти божества сами по себе стали объектами почитания; больше не обязательно в паре с бодхисаттвой, они стали рассматриваться как проявления самих бодхисаттв и/или будд , которые, как полагают, принимают устрашающие формы как средство спасения живых существ из сострадания к ним. [ 7 ] Вера, распространенная в японской традиции, известная как теория санриндзин (三輪身, «тела трех колес»), например, утверждает, что пять Королей Мудрости являются свирепыми воплощениями (教令輪身, kyōryōrin-shin , букв. «воплощения колесо предписаний») Пяти Будд Мудрости , которые появляются одновременно как кроткие бодхисаттвы, обучающие Дхарме через сострадание, и как устрашающие видьяраджи, которые учат через страх, повергая неверующих в веру. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Эволюцию видьяраджи здесь проиллюстрирует божество Ямантака , одно из самых ранних буддийских гневных божеств. В тексте VI века Манджушри-мула-кальпа Ямантака изображается как связанный клятвой слуга бодхисаттвы Манджушри , который собирает всех существ со всего мира, чтобы послушать проповедь Будды, и побеждает (и обращает) тех, кто враждебен буддизму; в то же время Ямантака также является олицетворением дхарани Манджушри, польза от которой тождественна его способностям. [ 12 ] Его также часто изображали в скульптурах вместе с Манджушри в виде миниатюрной фигурки, похожей на якшу . [ 13 ]
Позже, когда Ямантака и подобные ему подчиненные различных бодхисаттв (например, Хаягрива , который был связан с Авалокитешварой ) стали полностью независимыми божествами, они стали изображаться сами по себе и все больше приобретали иконографические атрибуты, специфичные для каждого. Ямантака, например, обычно изображается с шестью головами, руками и ногами и верхом на или буйволе стоящим на нем . [ 14 ] Статус и функции этих божеств изменились: от второстепенных посланников, которые собираются вместе и запугивают непокорных существ, они стали тесно вовлечены в основную задачу эзотерического буддизма: трансформацию страстей и невежества ( авидья ) в сострадание и мудрость. [ 15 ] В результате этого развития отношения между Манджушри и Ямантакой изменили контекст, так что Ямантака теперь считается воплощением самого Манджушри (так Манджушри-нама-самгити ). [ 14 ] В конце концов, в санринджинской интерпретации японского эзотерического буддизма и Ямантака, и Манджушри - под именем «Ваджратикшна» (японский: Ваджра Бодхисаттва, Конгори Босацу ) [ 16 ] [ 17 ] — стали классифицировать как аватары будды Амитабхи . [ 18 ] [ 19 ]
Другие Короли Мудрости следовали более или менее похожему развитию. Хаягрива, например, первоначально был воплощением индуистского бога Вишну с головой лошади , который был принят в буддизм как помощник Авалокитешвары (хотя, в отличие от индуистского Хаягривы , буддийская фигура никогда не изображалась с головой лошади, вместо этого изображалась как Ямантака, как якша, у которого из волос может выступать миниатюрная голова лошади). [ 20 ] В конце концов, по мере того как Хаягрива приобретал все большую известность, различие между ним и его начальником становилось все более размытым, так что в конечном итоге он превратился в одно из многих обличий Авалокитешвары как в Китае, так и в Японии. [ 21 ] Один из наиболее известных видьяраджей , Акала (Ачаланатха), изначально был помощником или посланником будды Вайрочаны, прежде чем его интерпретировали как свирепый аспект Вайрочаны или кёрёрин-син в японской традиции. [ 22 ] (Тем временем в Непале и Тибете его вместо этого идентифицируют как воплощение либо Манджушри, либо будды Акшобхьи . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] )
Иконография
[ редактировать ]Иконография буддийских гневных божеств обычно считается производной как от якш образов , так и от шиваитской иконографии, особенно от гневных форм индуистского бога Шивы (например, Бхайравы ). [ 27 ] [ 28 ]
Королей мудрости обычно изображают свирепыми на вид, часто с синей или черной кожей и множеством голов, рук и ног. В руках они держат различное оружие, иногда украшены черепами , змеями или шкурами животных и окутаны пламенем. Эта огненная аура символически интерпретируется как огонь, очищающий практикующего и превращающий его страсти в пробуждение, так называемое «огненное самадхи » (火生三昧, японский: касо-дзанмай ). [ 29 ]
Некоторые видьяраджи имеют атрибуты, отражающие историческое соперничество между индуизмом и буддизмом. Например, царь мудрости Трайлокьявиджая показан побеждающим и попирающим дэва Махешвару (один из буддийских аналогов Шивы) и его супругу Уму ( Парвати ). [ 30 ] Комментарий к Махавайрочана-тантре, написанный танским монахом И Сином, между тем приписывает укрощение Махешвары другому видьярадже , Ачале. [ 31 ] Самого Акалу иногда изображают попирающим демона/божество с головой слона , которое может иметь общее происхождение с индуистским Ганешей по имени Вигнараджа («Повелитель препятствий») в тибетском искусстве . [ 32 ]
Список королей мудрости
[ редактировать ]Пять королей мудрости
[ редактировать ]В китайском и японском ( Сингон и Тэндай ) эзотерическом буддизме Пять Великих Королей Мудрости (五大明王, Jp. Godai Myōō ; Ch. Wǔ Dà Míngwáng ), также известных как Пять Королей-Хранителей , представляют собой группу видьяраджей , которые считаются будьте одновременно свирепыми эманациями Пяти Будд Мудрости и хранителями буддийского учения. [ 33 ] [ 34 ] Организованные по пяти направлениям ( четыре стороны света плюс центр), Пять Королей обычно определяются следующим образом:
- Ачала/Ачаланатха (джп. Фудо Мёо ; гл. Будонг Мингванг ) — Проявление Махавайрочаны , связанное с центром
- Трайлокьявиджая (降三世明王; Jp. Gōzanze Myōō ; Ch. Xiángsānshì Míngwáng ) — Проявление Акшобхьи , связанное с востоком
- Кудали / Амритакуандалин (軍荼利明王, Джп. Гундари Мёо ; гл. Джунтули Мингванг ) — Проявление Ратнасамбхавы , связанное с югом
- Ямантака (大威徳明王; Jp. Daiitoku Myōō ; Ch. Dàwēidé Míngwáng ) — Проявление Амитабхи , связанное с западом
- Ваджраякша (Проявление Амогхасиддхи, Дж. П. Конгояша Мёо ; Гл. Джинган Йеча Мингванг ) — Проявление Амогхасиддхи , связанное с севером в школе Сингон.
Ваджраякша или Уччушма
(север) |
||
Ямантака
(запад) |
Акала
(центр) |
Трайлокьявиджая
(восток) |
Кундали
(юг) |
Восемь королей мудрости
[ редактировать ]В китайском буддизме Восемь Великих Королей Мудрости (китайский: Ба Да Минван ) — это еще одна группа Королей Мудрости, изображенная в статуях, фресках и картинах. Признанным каноническим источником группировки из восьми является Манджушри-мула-кальпа , китайский перевод которой ( Dà fāngguώng Púsà Zàng Wenshūshèlì Gēnb ěn Yíguǐ Jīng , букв. Mañjuśrī)) примерно в 980-1000 гг. н.э. приписывается монаху Тяньсизаю, который, возможно, является североиндийским Шантидевой . [ 36 ] Каждый из Королей Мудрости соответствует одному из Восьми Великих Бодхисаттв. zh] в китайском буддизме, а также к определенному направлению компаса.
Восемь Королей Мудрости, за исключением некоторых списков, обычно определяются как: [ 36 ]
- Ачала — Проявление бодхисаттвы Сарваниваранавишкамбхина , связанное с северо-востоком.
- Кундали — Проявление бодхисаттвы Акашагарбхи , связанное с северо-западом.
- Трайлокьявиджая — Проявление бодхисаттвы Ваджрапани , связанное с юго-востоком.
- Махачакра (Произношение; Ч. Далун Минванг) — Проявление Бодхисаттвы Майтрейи , связанное с юго-западом
- Паданакшипа (步擲明王; гл. Bùzhì Míngwáng ) — Проявление бодхисаттвы Самантабхадры , связанного с севером
- Апараджита ( ) Проявления Бодхисаттвы Кшитигарбхи , связанный с югом.
- Ямантака - Проявление бодхисаттвы Манджушри, связанное с востоком.
- Хаягрива (конеголовый Гуаньинь; гл. Mǎtóu Guanyīn ) — Проявление бодхисаттвы Авалокитешвары ( Гуаньинь ), связанное с западом
Кундали
(северо-запад) |
Паданакшипа
(север) |
Акала
(северо-восток) |
Хаягрива
(запад) |
Ямантака
(восток) | |
Махачакра
(юго-запад) |
Аппарат
(юг) |
Трайлокьявиджая
(юго-восток) |
Десять королей мудрости
[ редактировать ]Другая группа, встречающаяся в некоторых китайских изображениях, - это Десять великих царей мудрости (十大明王; Ши Да Минван ). Признанный канонический источник этой группировки взят из «Сутры литургии блестящего созерцания десяти гневных царей мудрости Иллюзорной сети». Великого учения . йоги [ 36 ] Существует несколько различных групп десяти царей, которые отличаются удалением и добавлением определенных видьяраджей , а также приписыванием некоторых царей разным буддам и бодхисаттвам. В средневековой и современной китайской буддийской практике Десять Королей регулярно призываются в церемониях покаяния, таких как Обряд Освобождения Воды и Земли , где им приносят подношения и просят изгнать зло с ритуальной платформы. [ 37 ] [ 38 ]
Одна из версий списка Десяти Королей Мудрости выглядит следующим образом: [ 36 ]
- Ачала — проявление Сарваниваранавишкамбхина
- Трайлокьявиджая – проявление Ваджрапани.
- Махачакра – Проявление Майтрейи
- Паданакшипа – проявление Самантабхадры
- Апараджита — проявление Кшитигарбхи.
- Ямантака – проявление Амитабхи
- Хаягрива – Проявление Авалокитешвары
- Ваджрахаса (Смеющийся Минванг; гл. Даксиао Минванг ) — Проявление Акашагарбхи
- Уччушма (无 След Ваджра Мингванг; гл. Huìjì Jīngāng Míngwáng , букв. «Ваджрное существо нечистых следов») — Проявление Шакьямуни
- Уччушма (?) ( Огнеголовое Ваджрное существо) — Проявление Махавайрочаны. [ а ]
Другая версия списка отождествляет десять царей с разными буддами и бодхисаттвами:
- Ачала - Сарваниваранавишкамбхин
- Кундали – Амитабха
- Трайлокьявиджая - Ваджрапани
- Махачакра – Майтрейя
- Паданакшипа - Самантабхадра
- Апараджита - Кшитигарбха
- Ямантака – Манджушри
- Хаягрива - Авалокитешвара
- Ваджрахаса - Акашагарбха
- Махабала (Ch, Дали Мингванг ) - Шакьямуни
-
Махабала ( Дали Минванг )
-
Апараджита ( Wúnéngshēng Míngwáng ) слева и Паданаксипа ( Bùzhì Míngwáng ) справа
-
Ваджрахаса ( Дасяо Мингванг ) слева и Кундали ( Джунтули Мингванг ) справа.
-
Трайлокьявиджая ( Сянсанши Минванг )
Другие
[ редактировать ]титул видьяраджа, Другие божества, к которым применяется включают:
- Рагараджа (愛染明王; гл. Айрон Мингванг ; японец Айзен Мёо ) — видьяраджа, который, как считается, преобразует мирскую похоть и сексуальную страсть в духовное пробуждение; проявление бодхисаттвы Ваджрасаттвы и/или будды Вайрочаны. [ 39 ]
- Атавака (大маршал Минванг; гл. Даюаншуай Мингванг ; дз. Дайгенсуи Мёо или Дайген Мёо ) — якша-помощник дэва Вайшраваны .
- Махамаюри (孔雀明王; гл. Kongque Míngwáng ; дз. Kujaku Myōō ) — Королева мудрости ( видьяраджни ); иногда его также классифицируют как бодхисаттву. В отличие от большинства других видьяраджей , он/она изображены с доброжелательным выражением лица.
- Махакродхараджа (大可畏明王; Ch. Dàkěwèi Míngwáng ; Jp. Daikai Myōō ) — помощник или проявление Амогхапаши (不空羂素観音; Ch. Bùkōng Juànsuǒ Guānyīn ; Jp. Фукуу/Кен) jaku Kannon ), одна из форм Авалокитешвары. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
- Садакшара (六字経法; Ch. Liùzì Míngwáng ; Jp. Rokuji Myōō ) — обожествление Ритуала Садакшары (Шестибуквенной) Сутры (六字経法; Jp. Rokuji-kyō hō ), обряд подчинения, ориентированный на шестерых проявления Авалокитешвары. [ 43 ] В отличие от других Королей Мудрости, но, как и Махамаюри, у него нежное лицо, подобное бодхисаттве, и он изображен с четырьмя или шестью руками и стоящим на одной ноге. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Примеры
[ редактировать ]Примеры изображений Восьми Королей Мудрости можно найти по адресу:
- Скальные рельефы и наскальные рисунки в гротах Шичжуншань. [zh] в Цзяньчуань , Юньнань
- Статуи в зале Датун Гуаньинь [zh] в Датуне , Шаньси
- Фрески в пагоде Цзюэшань храма [zh] в Линцю , Шаньси
Примеры изображений Десяти Королей Мудрости можно найти по адресу:
- Наскальные рисунки на месте наскальных рисунков Дазу в Дацзу , Чунцин
- Статуи в храме Шуанлинь недалеко от Пинъяо , Шаньси
- Статуи в монастыре Шуйлу [zh] в Ланьтяне , Сиань
- Фрески храма Цинлун в Цзишань , Шаньси
- Фрески в храме Юнъань [zh] в Хунюане , Шаньси
- Фрески храма Юньлинь [zh] в Янгао , Шаньси
- Фрески храма Пилу [zh] в Шицзячжуане , Хэбэй
- Фрески в храме Даюн [zh] в Хунюане , Шаньси
- Картины с водными и земельными ритуалами из различных храмов, таких как храм Баонин. [zh] в Юю , Шаньси (в настоящее время хранится в музее Шаньси )
- Документы и рисунки из пещер Могао недалеко от Дуньхуана , Ганьсу.
Галерея
[ редактировать ]-
династии Тан Статуя Акалы , сейчас хранящаяся в Лесу стел , Каменный музей Бейлин в Сиане , провинция Шэньси , Китай
-
Глава времен династии Цин статуи Хаягривы , которая сейчас хранится в Музее провинции Ганьсу , Ланьчжоу , Ганьсу , Китай.
-
Трайлокьявиджая в коллекции буддийских реликвий в храме и музее реликвий Зуба Будды ( Китайский квартал , Сингапур )
-
Хаягрива (слева) и Трайлокьявиджая (справа), часть наскальных рисунков Дазу.
-
Статуя Атаваки в Акисино-дера , Нара , Япония.
-
Королева Мудрости Махамаюри в окружении различных дэвов, часть наскальных рисунков Дазу.
См. также
[ редактировать ]- Дхармапала и Локапала , божества-хранители
- Зао Гонген
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хуицзи Цзинган и Хутоу Цзинган иногда считаются разными именами одной и той же фигуры, но иногда также рассматриваются как два отдельных божества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тогану, Сёдзуи Макото (1971). «Система символов буддизма Сингон (1)» . Журнал эзотерического буддизма - Миккё Бунка : 91, 86.
- ^ Jump up to: а б Ханеда (2018) , стр. 25–27.
- ^ Мак (2006) , с. 298.
- ^ Фор (2015a) , с. 116.
- ^ Линрот (1999) , с. 90.
- ^ Линрот (1999) , с. 13, 64-65.
- ^ Линрот (1999) , с. 13.
- ^ Барони (2002) , с. 100
- ^ Миясака (2006) , с. 56.
- ^ Сёва Синсан Кокуяку Дайдзокё: Кайсэцу, том 1 (на японском языке, Тохо Сюппан).
- ^ «Мивами» . Котобанк ( на японском языке) . Проверено 28 ноября 2020 г ..
- ^ Линрот (1999) , с. 64-67.
- ^ Линрот (1999) , стр. 68–81.
- ^ Jump up to: а б Линрот (1999) , стр. 163–175.
- ^ Линрот (1999) , стр. 155.
- ^ «3. Рёкай Мандала» . Официальный сайт Сингон-сю Сенню-дзи-ха Дзёдо-дзи . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ «Ваджратиксна» . Англо-тибетский онлайн-словарь . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ «Король Давэй Демей» . コ ト バ ン ク (Котобанк) . Проверено 28 сентября 2021 г. .
- ^ «Король Давэй Деминг» . Сингон-сю Бузан-ха Коки-зан Джофуку-дзи . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Линрот (1999) , стр. 85–91.
- ^ Чандра (1988) , стр. 29–31.
- ^ Фор (2015a) , стр. 120–123.
- ^ Pal (1974) , p. 6.
- ^ «Акала, буддийский защитник» . Метрополитен-музей . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Джа (1993) , стр. 35–36.
- ^ «Священные видения: ранние картины Центрального Тибета — Ачала» . www.asianart.com . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Линрот (1999) , с. 330.
- ^ Ван Хартингсвельдт, Майкл (21 сентября 2018 г.). «С гневом змея: Распространение иконографии Гундари Мёо̄» . Буддийская дверь Global . Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Фор (2015a) , с. 117.
- ^ Линроте (1999) , стр. 178–187.
- ^ Фор (2015a) , стр. 124–125.
- ^ Фор (2015b) , стр. 47, 94–98.
- ^ Де Виссер (1928) , стр. 143–151.
- ^ Вилбар, Шинеад (октябрь 2013 г.). «Короли яркости в японском эзотерическом буддийском искусстве» . Метрополитен-музей . Проверено 01 октября 2021 г.
- ^ "Заявление " Летающее Божество Тобифудо (Официальный сайт Рюко-дзан Сёбо-ин) . Получено 0 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ховард (2002) , стр. 92–107.
- ^ Блум, Филипп Эммануаль (2013). Сошествие божеств: водно-земельное отступление и трансформация визуальной культуры буддизма династии Сун (960–1279) (Диссертация). OCLC 864907811 . ПроКвест 1422026705 . [ нужна страница ]
- ^ Хун, Цай-Ся (2005). Ритуал платформы функции Дхармы Вода-Земля и Ритуал Великого Сострадания и Покаяния . OCLC 64281400 . [ нужна страница ]
- ^ «Нью-Йорк Сити » Летающее Божество Тобифудо (Официальный сайт Рюко-дзан Сёбо-ин) . Получено 1 октября 2021 г.
- ^ Линрот (1999) , с. 89.
- ^ «Понимание буддийских статуй! Назад номер 4: Мё-о-бу» . Официальный сайт Коя-сан Сингон-сю Хон-ин . Проверено 2 октября 2021 г. .
- ^ и король династии Мин Ян Цзюй подхватил эту мантру» (PDF) . «Он не пустой, он внушает трепет , Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ Фудзи, Тацухико (2012) Джухо Дзеншо . ISBN 978-4-0591-1008-8 .
- ^ «Энзейская деревянная статуя из шести персонажей» , имеющая право на грант проекта по сохранению и реставрации культурных ценностей 2017 года . Получено 16 октября 2021 г.
- ^ «Деревянная статуя шестизначного Мю» . Официальный сайт города Такамацу , получено 16 октября 2021 г.
- ^ «Международная гарантия» . Летающее Божество Тобифудо (Официальный сайт Рюко-дзан Сёбо-ин) . Получено 1 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барони, Хелен Жозефина (2002). Иллюстрированная энциклопедия дзэн-буддизма . Нью-Йорк: Паб Rosen. Группа. ISBN 0-8239-2240-5 .
- Чандра, Локеш (1988). Тысячерукий Авалокитешвара, Том 1 . Публикации Абхинава. ISBN 978-8-1701-7247-5 .
- Де Виссер, Маринус Виллем (1928). Древний буддизм в Японии . Архив Брилла.
- Фор, Бернар (2015a). Текучий пантеон: Боги средневековой Японии, Том 1 . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-5702-8 .
- Фор, Бернар (2015b). Защитники и хищники: Боги средневековой Японии, Том 2 . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-5772-1 .
- Ханеда, Сюкай (2018). Книга, дающая силу, от Фудо Мё (Фудо Мё кара чикара о мораэру хон) Daihōrinkaku). (на японском языке ISBN 978-4-8046-1386-4 .
- Ховард, Анджела Ф. (1 марта 1999 г.). «Восемь блестящих королей мудрости Юго-Западного Китая» . Res: Антропология и эстетика . 35 : 92–107. дои : 10.1086/RESv35n1ms20167019 . ISSN 0277-1322 . S2CID 164236937 . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 г. Проверено 24 августа 2021 г.
- Джа, Ачьютананд (1993). Татхагата Акшобхья и Ваджра Кула: исследования иконографии семьи Акшобхья . Национальный центр востоковедения.
- Линрот, Роберт Н. (1999). Безжалостное сострадание: гневные божества в раннем индо-тибетском эзотерическом буддийском искусстве . Serindia Publications, Inc. ISBN 978-0-9060-2651-9 .
- Мак, Карен (2006). «Феномен призыва Фудо для возрождения в Чистой Земле в изображении и тексте» . Японский журнал религиоведения . 33 (2): 297–317. JSTOR 30234078 .
- Миясака, Юсё (2006). 不動信仰事典 (Фудо-синко Дзитен) (на японском языке). Эбису Кошо Шуппан. ISBN 978-4-900901-68-1 .
- Пал, Пратападитья (1974). Искусство Непала - Том II: Живопись . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-05750-0 .