люди этого
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
59,655 (2020) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тайвань | |
Языки | |
Это , Мандарин | |
Религия | |
Анимизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Тайваньские аборигены |
Это Это ( Это : ) , также исторически известное как Вонум , [1] являются коренным народом Тайваня . Они говорят на языке бунун . В отличие от других аборигенов Тайваня , бунуны широко расселены по центральным горным хребтам острова. В 2000 году численность бунуна составляла 41 038 человек. Это составляло примерно 8% от общей численности коренного населения Тайваня, что делало их четвертой по величине группой коренного населения. [2] У них есть пять отдельных общин: Такбунуаз, Такитуду, Такибака, Такиватан и Исбукун.
История
[ редактировать ]
До прихода христианских миссионеров в начале 20 века бунуны были известны как жестокие воины и охотники за головами. Бунуны были одним из «высокогорных народов» (наряду с атаялами и тароко ), которые традиционно жили небольшими семейными единицами в Центральном горном хребте Тайваня и были враждебны ко всем посторонним, будь то китайские иммигранты или окружающие их аборигенные народы. В то время как большинство других аборигенов вели оседлый образ жизни и, как правило, жили в низинах, бунун вместе с атаялами и тароко постоянно перемещались по Центральному горному хребту Тайваня в поисках новых охотничьих угодий и занимались подсечно-огневым земледелием. Их основными продуктами питания были просо, ямс и дичь.

Во время японского правления (1895–1945) бунуны были одними из последних народов, которых «усмирило» местное японское правительство. После первоначального периода ожесточенного сопротивления они были вынуждены спуститься с гор и сконцентрироваться в ряде низинных деревень, разбросанных по всему острову. В результате семейная ячейка стала менее важной, и жизнь сосредоточилась на отдельных деревенских ячейках. Японское правительство ограничило охотничью практику (в основном, чтобы контролировать использование огнестрельного оружия) и ввело выращивание влажного риса. Аборигены Бунун под предводительством вождя Рахо Ари (лахе · алеи) в течение двадцати лет вели партизанскую войну против японцев. Восстание Рахо Ари вспыхнуло, когда в 1914 году японцы ввели политику контроля над оружием против аборигенов, согласно которой их винтовки конфисковывались в полицейских участках после завершения охотничьих экспедиций. Инцидент в Дафене начался в Дафене, когда в 1915 году кланом Рахо Ари был убит полицейский взвод. Поселение под названием Тамахо, в котором проживало 266 человек, было создано Рахо Ари и его последователями недалеко от истока реки Лаононг и привлекло к себе еще больше повстанцев Бунуна. их причина. Рахо Ари и его последователи захватывали пули и оружие и убивали японцев в неоднократных рейдах на японские полицейские участки, проникая через японскую «охранную линию» электрифицированных заборов и полицейских участков по своему усмотрению. [3] Многие бунуны были завербованы в качестве местных полицейских, а во время Второй мировой войны в японской армии были полки бунунов.
В 1941 году бунуны были переселены после инцидента в Паснанаване . [4]
На протяжении ХХ века по Тайваню прокатилось несколько волн миссионеров разных конфессий. Они имели особый успех среди аборигенов острова, и после последней миссионерской волны 1940-х годов, зародившейся в Японии, большинство аборигенов обратились в христианство. Сегодня большинство бунунов принадлежат либо католической церкви , либо местной пресвитерианской церкви .
После прихода в октябре 1945 года китайского националистического Гоминьдана для коренного населения начались тяжелые дни. Политика националистического правительства «один язык, одна культура» запрещала использование любого языка, кроме стандартного мандаринского , для официального использования, а также в повседневной жизни, а культуры коренных народов систематически подвергались дискриминации и поощрялись к ассимиляции с основной культурой. Культура бунун была разрушена совместным давлением их новой веры, а также политикой китаизации правительства. Ситуация улучшилась лишь недавно, после двух десятилетий демократических реформ .
Культура
[ редактировать ]Одежда
[ редактировать ]Первоначально народ бунун шил одежду из шкур животных и льна. Однако благодаря интеграции с народом Хань они начали использовать такие материалы, как хлопок и шерсть. [5]
Мужская одежда представляет собой открытый белый жилет с ярким разноцветным геометрическим орнаментом на вырезе и на спине. [6] Эти узоры в основном состоят из розового, зеленого, желтого, красного и темно-синего цветов. Люди бунун носят этот жилет с короткой черной юбкой и яркой брюшной сумкой, которая служит своего рода нижним бельем. [5] Эту одежду обычно носят во время ритуалов. [6] Другой вариант мужской одежды состоит из черной юбки длиной до колен в сочетании с черным или синим пальто с длинными рукавами и яркой вышивкой на вырезе, в середине пальто и на спине. [5]
Женская одежда включает длинное черное или синее платье с удлиненными рукавами с вышивкой по краям рукавов и планкой. Другой наряд включает рубашку с длинными рукавами с вышивкой на концах рукавов, воротнике, планке рубашки и нижнем крае. Эта рубашка сочетается с длинной юбкой с ярким узором по нижнему краю и фартуком, надетым поверх юбки. [5] Фартук имеет вышивку в центре, слева и внизу. Другая версия включает брюки, надеваемые под фартук. [7]
Кроме того, народ бунун украшает себя различными украшениями и аксессуарами, такими как повязки на голову, которые носят исключительно мужчины, шляпы и ожерелья. [8] Большинство этих аксессуаров изготовлено из стеклянных бусин или кусочков ракушек. [9]
Музыка
[ редактировать ]Пасибутбут - это песня Фестиваля посева Бунуна, исполняемая полифонически в четырехголосной гармонии (общий 8 гетерофонных голосов, обычно 5-12 гетерофонных голосов). Тайваньский композитор Цзинь Фонг Ян (楊金峯) проанализировал структуру этой песни. Японский музыковед Такатомо Куросава (黑澤隆朝) записывался с музыкантами Бунуна в 1943 году. [10] [11]
Легенды
[ редактировать ]
Согласно легенде Бунуна, в давние времена два солнца светили на землю и делали ее невыносимо жаркой. Отец и сын претерпели многочисленные лишения и в конце концов сбили одно из солнц, ставшее затем Луной. В своем гневе луна потребовала, чтобы отец и сын вернулись к своему народу и сказали им, что отныне они должны подчиняться трем заповедям, иначе им грозит уничтожение. Первое заключалось в том, что они должны были постоянно наблюдать за растущей и убывающей луной и проводить все ритуалы и работу согласно ее ритму. Вторая заповедь гласила, что все бунуны должны на протяжении всей жизни проводить ритуалы в честь духов неба и земли. Третья заповедь рассказала им о запрещенном поведении и заставила их стать упорядоченными и мирными людьми.
Вариант истории гласит, что давным-давно мать и отец пошли работать в поле и взяли с собой новорожденного сына. Во время работы ребенка положили в корзину на обочине поля, и целый день он пролежал под невыносимым зноем двух солнц. Когда родители вернулись ближе к вечеру, они обнаружили, что их сын полностью высох и превратился в черную ящерицу. Пораженный горем отец взял лук и сбил одно из солнц.
Эта история иллюстрирует важность неба в традиционной анимистической религии бунун . Бунуны предполагали, что мир, в котором они жили, полон сверхъестественных существ ( каниту ), которые часто ассоциировались с определенными местами (деревьями, камнями и т. д.). Важным локусом сверхъестественной силы было небо ( диханин / диканин ). Все сверхъестественные силы, похоже, имели довольно абстрактный характер, и поэтому не совсем ясно, было ли небо богом или просто местом , в котором жили всевозможные духи.
Историю происхождения склонности народа бунун жить в горных районах жена американского генерального консула в Иокогаме рассказала следующим образом: [12]
Согласно племенной легенде, группа вонумских горных дикарей Формозы жила на равнине, пока их не постигло несчастье в виде всеразрушающего потопа. Вместе с наводнением пришла огромная змея, которая поплыла через бурные воды к напуганным людям. Своим избавлением от великого змея они обязаны своевременному появлению краба-монстра, которому после страшной битвы удалось убить рептилию. - Элис Баллантайн Кирьясов, март 1920 г.
Лунный календарь
[ редактировать ]Однако несомненно, что луна считалась одним из главных духов, и почти все действия в повседневной жизни должны были соответствовать лунному календарю . Это могло зайти очень далеко, например, в определенный лунный месяц женщинам запрещалось мыться. Бунуны — единственные аборигены Тайваня, разработавшие примитивную форму письменности для записи лунных циклов и их связи с важными событиями, такими как сбор урожая или забой свиней.

Предписания, связанные с лунным календарем, являются частью более широкой системы предписаний и табу , которая раньше регулировала все аспекты жизни бунунов. Многие из них носили ритуальный характер и все были частью возрастной иерархии, требующей абсолютного повиновения старшим. Например, чтобы определить, сможет ли человек пойти на охоту, ему нужно было дождаться, пока одному из старейшин приснится вещий сон ( матибахи ). Если бы сон был хорошим, он мог бы выйти на охоту. Плохой сон указывал на то, что охотника постигнет большое несчастье, если он пойдет в лес, и старейшины запретят ему идти. Большинство из этих правил вышли из употребления после прихода христианства (которое заклеймило их как суеверие), но современное общество бунун все еще сохранило ряд социальных ритуалов и по-прежнему налагает на детей строгое обязательство вести себя уважительно и послушно. по отношению ко всем, кто старше их самих.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Тайваньское масличное просо было одной из основных культур народа Бунун до их переселения в 1941 году. В 21 веке возродилось выращивание тайваньского масличного проса. [4]
Фестиваль стрельбы по ушам
[ редактировать ]Малахтангия , фестиваль стрельбы из ушей, представляет собой мужскую церемонию посвящения в культуре Бунун. Фестиваль обычно проводится с марта по апрель, и женщинам традиционно запрещено присутствовать на нем. Перед фестивалем каждый взрослый мужчина отправлялся в горы на охоту. После успешной охоты мужчины возвращались домой и подвешивали трупы на деревянных рамах, чтобы мальчики могли застрелить мертвых животных. Особенно талантливыми считались те, кто умел стрелять в ухо оленя из-за его небольшого размера. После этого ритуала участвующие мальчики считались взрослыми и с этого момента могли присоединиться к своим братьям и отцам в охоте.
С современными изменениями образа жизни в обществе бунун фестиваль стрельбы по ушам превратился в скорее ритуальное представление; хотя навыки стрельбы и охоты, которым обучают на фестивале, уже не так актуальны, мероприятие по-прежнему считается полезным, поскольку оно учит уважению к старейшинам и сообществу в целом.
люди этого
[ редактировать ]- Книга Исмахасана Ислитуана , поэта и писателя.
- Цзян Чи-чжун , метатель копья.
- Линь Цзы-вэй , бейсболист Бостон Ред Сокс
- Сэмми Као , поп-певец
- Савунгаз Валинчинан , активист, политик и телеведущий
- Шэрон Као , актриса
- Эвал Малинджиннан , четырехязычный художник, междисциплинарный художник/дизайнер из Сиднея.
Гаплогруппа ДНК Y-хромосомы
[ редактировать ]Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году, Y-ДНК народа бунун принадлежит преимущественно гаплогруппе O1a2-M50 (34/56 = 60,7%) или гаплогруппе O2a1a-M88 (21/56 = 37,5%), с единственным представителем гаплогруппа P*-M45(xQ-M242, R-M207) (1/56 = 1,8%). [13] Гаплогруппа O-M88 редко встречается среди других аборигенных народов Тайваня и его окрестностей, чаще встречается среди населения юго-западного Китая и северных частей материковой части Юго-Восточной Азии , таких как тайцы и вьетнамцы .
Туристические достопримечательности
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвидсон, Джеймс В. (1903). Остров Формоза, прошлое и настоящее: история, люди, ресурсы и коммерческие перспективы: чай, камфора, сахар, золото, уголь, сера, экономичные растения и другие продукты . Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан. OCLC 1887893 . OL 6931635M - из Интернет-архива.
- ^ Главное управление бюджета, учета и статистики, Исполнительный Юань, Китайская республика (DGBAS). Национальная статистика, Китайская Республика (Тайвань). Предварительный отчет о статистическом анализе переписи населения и жилищного фонда 2000 года. Архивировано 12 марта 2007 года в Wayback Machine . Выдержки из Таблицы 28: Распределение коренного населения в районе Тайвань-Фуцзянь. Доступ в личку: 30 августа 2006 г.
- ^ Крук, Стивен (2014). Тайвань (2-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN 9781841624976 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Чанг, Джейк (9 июля 2022 г.). «Тайваньское масличное просо рекламируется за свою климатическую устойчивость» . taipeitimes.com . Тайбэй Таймс . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сюй, Цян; Лю, Ян. Исследование особенностей одежды народа бунун на Тайване. Журнал Сианьского политехнического университета , 2019.
- ^ Jump up to: а б «О Бунуне» . Районный офис Таоюань, город Гаосюн .
- ^ «Бунун» . Совет коренных народов . 20 декабря 2010 г.
- ^ ЯН, Шу-Юань (2011). «Культурное развитие и реконструкция традиций бунунов Тайваня» . Океания . 81 (3): 316–330. дои : 10.1002/j.1834-4461.2011.tb00111.x . JSTOR 23209538 .
- ^ ДЕ БОКЛЕР, Инес (1956). «Современные условия среди аборигенов Формозы (Атаял и Бунун)» . Социолог . 6 (2): 153–169. JSTOR 43644225 .
- ^ http://163.22.50.130/longbeauty/page_02.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Хейзе Лонгчао / Куросава Такатомо» Куросава Такатомо / Куросава Такатомо . Тайвань да байке цюаньшу (на китайском языке). Архивировано из оригинала 18 апреля 2013 г.
- ^ Кирьяссоф, Элис Баллантайн (март 1920 г.). «Формоза Прекрасная» . Журнал National Geographic . Том. 37, нет. 3. п. 290 – через Интернет-архив.
- ^ Трежо, Жан А.; Полони, Эстелла С.; Йен, Цзюй-Чен; Лай, Ин-Хуэй; Лоо, Джун-Хун; Ли, Цзянь-Лян; Он, Чун-Лин; Лин, Мари (2014). «Тайваньская вариация ДНК Y-хромосомы и ее связь с островами Юго-Восточной Азии» . БМК Генетика . 15 (1): 77. дои : 10.1186/1471-2156-15-77 . ПМК 4083334 . ПМИД 24965575 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]