Платящие люди
Качалисян | |
---|---|
Общая численность населения | |
104,555 [1] (ноябрь 2021 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тайвань | |
Языки | |
Пайван , Мандарин | |
Религия | |
Анимизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Малайско-полинезийцы , коренные народы Тайваня |
Пайвань Pâi ( Пайвань : Kacalisian ; китайский : 排灣 ; Pe̍h-ōe-jī : -oan ; Чжуинь Фухао : ㄆㄞˊㄨㄢ ) — коренные народы Тайваня . Они говорят на языке пайвань . В 2014 году численность Пайваня составляла 96 334 человека. Это составляло примерно 17,8% от общей численности коренного населения Тайваня, что делало их второй по величине группой коренного населения. [2] [3]
Большинство народа пайвань проживает в южной цепи Центрального горного хребта , от горы Дамуму и верховьев реки Улуо на севере южной цепи до полуострова Хэнчунь на юге от него, а также на холмах и прибрежных равнинах юго-восточный Тайвань. В народе Пайвань есть две подгруппы: Раваль и Буцул. [4]
Уникальные церемонии в Пайване — Масару и Малевек. Масару — это церемония, посвященная сбору урожая риса, тогда как Малевек чтит память своих предков или богов.
История
[ редактировать ]Название «Пайвань», возможно, произошло из мифа. Согласно мифу, предки Пайваня жили в месте на горе Дау (Таушань), которое называлось «Пайвань», где, как говорят, существуют небеса. Народ Пайвань расселился из этого места, поэтому название первоначального места было принято в качестве названия их группы. По мнению некоторых членов группы, «Пайвань» также означает «человек». [4]
Одной из наиболее важных фигур в истории Пайвани был верховный вождь Ток-а-Ток. [5] ( ок. 1817 –1874), [а] [6] который объединил под своей властью 18 племен Пайвани, а после победы над американскими морскими пехотинцами во время Формозской экспедиции в 1867 году заключил официальное соглашение с китайскими и западными лидерами об обеспечении безопасности иностранных кораблей, высаживающихся на их прибрежных территориях, в обмен на амнистию для соплеменников Пайвани. который убил команду барка «Ровер» в марте 1867 года (см. «Инцидент с Ровером» ). [7]
В 1871 году судно Рюкюань потерпело кораблекрушение на южной оконечности Тайваня, и 54 из 66 выживших были обезглавлены коренным народом Пайвань ( инцидент в Мудане ). Когда Япония потребовала компенсации от Цинского Китая, суд отклонил это требование на том основании, что «грубые» или «дикие» коренные жители Тайваня ( китайский : 臺灣 生番 ; пиньинь : Тайвань шэнфань ) находились за пределами ее юрисдикции. Этот предполагаемый отказ от суверенитета привел к японскому вторжению на Тайвань в 1874 году, в ходе которого вождь Тока-Ток был убит в бою. [ нужна ссылка ] .
Во время гражданской войны в Китае , между 1946 и 1949 годами, многие мужчины Пайвани были насильно зачислены в силы Гоминьдана . Когда война закончилась, некоторые пайвани остались в Китае и сформировали свои собственные общины. [ нужна ссылка ]
Цай Инь-вэнь , избранная президентом Тайваня в 2016 году, является 1/4 Пайванью по линии бабушки.
черепа четырех воинов Пайвань, взятые в качестве трофеев во время японского вторжения на Тайвань в 1874 году и переданные в коллекцию Эдинбургского университета в 1907 году. В 2023 году племени были возвращены [8] [9]
Таможня
[ редактировать ]В отличие от других народов Тайваня, общество Пайваня разделено на классы с наследственной аристократией. Пайваням не разрешается вступать в брак за пределами своей группы. В день своего «пятилетнего обряда» все мужчины Пайвани, ищущие брака, стараются срубить как можно больше деревьев и предложить добытые таким образом дрова семье девушки, на которой они хотят жениться.
Татуированные руки – традиция народов Пайвань и Рукай. Знатные женщины получали эти татуировки как обряд перехода во взрослую жизнь. Однако со времен японской колониальной эпохи эта практика стала менее распространенной, поскольку в то время ее не поощряли и штрафовали. Традиционно шаманы татуировали руки разными узорами в зависимости от происхождения. Менее знатные женщины могли его получить, но им пришлось заплатить огромную цену, а также пригласить всех членов общины на банкет с целью получить одобрение общины. Менее благородные женщины имели другой дизайн татуировок, чем дворянки. Болезненный процесс нанесения татуировки олицетворял достоинство и честь, а также страдания, которые можно было вынести. Процесс нанесения татуировки длится столько, сколько необходимо, с учетом многих табу и нюансов, например, молитвы. Например, беременным женщинам не разрешалось наблюдать за процессом, а наблюдавшим не разрешалось чихать. Если какое-либо табу было нарушено, ритуал откладывался до выбора другого дня. [10]
В феврале 2015 года Ли Линь, старейшая пайвань с татуировками на руках, умерла в возрасте 102 лет. Ли Линь делала татуировки на руках, начиная с 14 лет, прежде чем выйти замуж за главу деревни как обычную девушку. [11] Она сыграла большую роль в продвижении этого вида культурного искусства и продолжает оставаться символом культурной самобытности даже после своей смерти. [12]
Одежда
[ редактировать ]Представители коренной группы Пайвань имеют уникальную схему одежды с деталями, которые различают социальный класс, пол и церемонии. Материалы, используемые для одежды, начинались с волокон коры и шкур, но льняные , хлопчатобумажные и шерстяные позже стали популярными ткани. Мужчины носят короткие нагрудные покрытия с круглым воротником и длинными рукавами, пуговицами спереди и килтами, а также шаль, перекинутую через плечо. Женщины коренной группы также носят мантии с круглым воротником, но с пуговицами, спускающимися вдоль правой стороны, юбками со вставками и леггинсами. Кроме того, они носят головные платки, сложные кольца на голове или повязки на лбу. Во время торжественных церемоний мужчины Пайвани носят церемониальные головные уборы, длинные жилеты, набедренные повязки и перевязи для мечей. Что касается танцевальной одежды, то в одежде нет никакой разницы, однако для особых случаев принято носить самую красивую одежду. Когда дети подрастали и собирались пожениться, матери лично шили для них традиционную одежду.
Замысловатые и величественные узоры, тотемы и одежда предназначены исключительно для знати и вождей группы Пайвань. Будь то рисунки с человеческими головами, человеческими фигурами или стоногими гадюками, эти узоры используются для того, чтобы отличить представителей высшего общества от остальных членов, принадлежащих к группе. Вождь и другие представители высшего общества народа Пайвань также используют татуировки, чтобы отличиться. Простолюдины с особыми достижениями удостоены татуировки на теле и/или руках.
Вышивка обычно выполняется яркими цветами на темном, обычно черном, фоне. Вышивка важна для народа Пайвань, потому что она используется для рассказывания историй, обмена воспоминаниями и легенд/сказок. Сотни иноходных змей, элементов и символов, таких как Солнце и бог Солнца, используются исключительно для знати. Они представляют собой и приносят силу тем, у кого есть эти символы. Рисунки с человеческими головами и духами предков означают защиту, а воины и крестообразные узоры — символы, которые шаманы могут использовать для отражения зла. Также распространены узоры с охотничьими ножами и животными, и когда вы видите бабочек, это символизирует невинных молодых девушек, как цветы и трава для обычных людей. [13] [14] [15]
Религия
[ редактировать ]Традиционно пайванцы были многобожниками. Их резьба по дереву включала изображения человеческих голов, змей, оленей и геометрические узоры. На Тайване батаульская ветвь народа пайвань каждые пять лет проводит крупное жертвоприношение под названием малевек, чтобы пригласить духов своих предков прийти и благословить их. Джемульят — это мероприятие в Малевеке, во время которого участники втыкают бамбуковые шесты в шарики из тростника, символизирующие человеческие головы. [16]
Шаманизм
[ редактировать ]Шаманизм считается важной частью культуры Пайвань. Пайванский шаманизм традиционно считается наследуемым по кровной линии. Однако сокращение числа пайванских шаманов вызвало опасения, что традиционные ритуалы могут быть утеряны; и привело к основанию школы шаманизма, призванной передать ритуалы новому поколению. [17]
христианство
[ редактировать ]Тысячи жителей Пайвани на Тайване обратились в христианство в конце 1940-х и 1950-х годах, иногда целыми деревнями. Сегодня пресвитерианская церковь на Тайване насчитывает 14 900 членов Пайвани, которые встречаются в 96 общинах. Новый Завет переведен на пайвань. Католическая церковь также очень активна. Однако количество посещающей молодежь падает. [18]
Наследство
[ редактировать ]В мае 2015 года два тотемных столба Пайвань были внесены в список национальных достояний Китайской Республики Бюро культурного наследия при Министерстве культуры. Оба этих артефакта были приобретены Национальным Тайваньским университетом во время японского колониального периода (1895–1945 гг.). В начале 2015 года они были внесены в список национальных сокровищ. [19]
Язык пайвань — один из 42 коренных языков и диалектов Тайваня, а также один из девяти языков, которые занесены в список уязвимых в атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО. [20]
Известные люди Пайвани
[ редактировать ]- Каливат Гаду , заместитель министра Совета коренных народов
- Чэнь Ши-цзе , штангист
- Цзянь Дун-мин (Улив Кальюпаяре), член Законодательного Юаня
- Лай Чу-эн , боксер
- Аронглонг Сакину , писатель
- Ма Чи-хун , саночник
- АБАО , певец [21] [22] [23]
- Power Station Paiwan Mandopop , группа
- Ян Юнвэй , дзюдоист, серебряный призер Олимпийских игр.
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Племена Тайваня» (на китайском языке (Тайвань)). Совет коренных народов . 20 декабря 2010 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Се, Цзя-чэнь; Ву, Джеффри (15 февраля 2015 г.). «Амисы остаются крупнейшим племенем аборигенов Тайваня с численностью 37,1%» . Фокус Тайваньского новостного канала . Центральное информационное агентство. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 г.
- ^ «Таблица 28: Распределение коренного населения в районе Тайвань-Фуцзянь» . Предварительный статистический аналитический отчет переписи населения и жилищного фонда 2000 года . Национальная статистика, Китайская Республика (Тайвань). Архивировано из оригинала (RTF) 30 октября 2014 года . Проверено 30 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Пайвань» . Цифровой музей коренных народов Тайваня . Архивировано из оригинала 4 января 2010 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Британская энциклопедия , 9-е изд. (1879) , « Формоза ».
- ^ См. также его статью в китайской Википедии .
- ^ Дэвидсон, Джеймс В. (1903). Остров Формоза, прошлое и настоящее: история, люди, ресурсы и коммерческие перспективы: чай, камфора, сахар, золото, уголь, сера, экономичные растения и другие продукты . Macmillan & Company и Kelley & Walsh.
- ^ Франс-Пресс, Агентство (4 ноября 2023 г.). «Шотландский университет возвращает Тайваню черепа воинов племен» . Хранитель . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Британский университет возвращает черепа воинов коренному народу Тайваня Пайвань» . aljazeera.com . Аль Джазира . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ Чен, Сянь-и 陳賢義 (9 июля 2009 г.). «Искусство татуировки Пайвань и Рукай быстро исчезает / Páiwān Lukei wén shǒu wénhuà yánzhòng» . Тайбэй Таймс (на английском и китайском языках). Перевод Свенссона, Перри. п. 15.
- ^ «Старейшина Пайваня с татуировкой на руке умер в возрасте 102 лет» . Тайвань сегодня . 10 февраля 2015 г. Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ «Старейшина Пайваня с татуировкой на руке умер в возрасте 102 лет» . Тайвань сегодня . 10 февраля 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Пайвань» . Веб-сайт Совета коренных народов . 20 декабря 2010 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Квок, Мэдлин (1978). «Танец и культурная идентичность племени Пайвань округа Пиндун, Тайвань» . Журнал танцевальных исследований . 11 (1/2): 35–40. дои : 10.2307/1477845 . ISSN 0149-7677 . JSTOR 1477845 .
- ^ «Ежемесячник ритмов 247 | Цзы Чи» . 04.04.2019 . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Се, Чи-хун 謝志鴻 (2007). Пайванзу у ниан цзи де цзунцзяо йи хан йо шэнто хуодон Религиозный смысл и физические мероприятия пятилетнего праздника народа Пайвань [ Религиозный подтекст и физическая активность мальджевека в расе Пайвань ] (магистерская диссертация) (на китайском языке). Гуоли пин дон цзяоюй дасюэ. п. 67. hdl : 11296/9k8937 .
- ^ Коллинз, Ник (21 сентября 2009 г.). «На Тайване открывается школа чародейства» . Телеграф.co.uk .
- ^ «Аборигены теряют христианство?» . Взгляд из Тайваня . 25 сентября 2007 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ «Пайваньские тотемные столбы внесены в список национальных достояний Китайской Республики» . Тайвань сегодня . 25 мая 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Кабинет министров одобрил законопроект о развитии языков коренных народов» . Тайвань сегодня . 27 ноября 2015 года . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ «Певец из числа коренных народов Абао стал крупнейшим победителем премии Golden Melody Awards» . Фокус Тайвань (CNA English News) . Центральное информационное агентство. 04.10.2020. Архивировано из оригинала 06 октября 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Тайваньские артисты получили главные призы Golden Melody Awards» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Ассошиэйтед Пресс. 05.10.2020 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Фэн, Эмили (01 января 2023 г.). «Одна из крупнейших поп-звезд Тайваня бросает вызов границам тайваньской идентичности» . Выпуск выходного дня в воскресенье . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 2 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Пайванем, на Викискладе?