Jump to content

Платящие люди

Платящие люди
Качалисян
Мужчина из Пайваня играет на бамбуковой флейте .
Общая численность населения
104,555 [1] (ноябрь 2021 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Тайвань
Языки
Пайван , Мандарин
Религия
Анимизм , Христианство
Родственные этнические группы
Малайско-полинезийцы , коренные народы Тайваня

Пайвань Pâi ( Пайвань : Kacalisian ; китайский : 排灣 ; Pe̍h-ōe-jī : -oan ; Чжуинь Фухао : ㄆㄞˊㄨㄢ ) — коренные народы Тайваня . Они говорят на языке пайвань . В 2014 году численность Пайваня составляла 96 334 человека. Это составляло примерно 17,8% от общей численности коренного населения Тайваня, что делало их второй по величине группой коренного населения. [2] [3]

Большинство народа пайвань проживает в южной цепи Центрального горного хребта , от горы Дамуму и верховьев реки Улуо на севере южной цепи до полуострова Хэнчунь на юге от него, а также на холмах и прибрежных равнинах юго-восточный Тайвань. В народе Пайвань есть две подгруппы: Раваль и Буцул. [4]

Уникальные церемонии в Пайване — Масару и Малевек. Масару — это церемония, посвященная сбору урожая риса, тогда как Малевек чтит память своих предков или богов.

Семейный дом Пайван в Сандимене .
Фотография народа пайвань во время японского правления Тайванем, сделанная Тории Рюдзо . Обратите внимание на нетрадиционный китайский наряд.

Название «Пайвань», возможно, произошло из мифа. Согласно мифу, предки Пайваня жили в месте на горе Дау (Таушань), которое называлось «Пайвань», где, как говорят, существуют небеса. Народ Пайвань расселился из этого места, поэтому название первоначального места было принято в качестве названия их группы. По мнению некоторых членов группы, «Пайвань» также означает «человек». [4]

Тайвань в 1901 году: Пайвань отмечен как «Пайваньская группа дикарей» на южной оконечности острова.

Одной из наиболее важных фигур в истории Пайвани был верховный вождь Ток-а-Ток. [5] ( ок. 1817 –1874), [а] [6] который объединил под своей властью 18 племен Пайвани, а после победы над американскими морскими пехотинцами во время Формозской экспедиции в 1867 году заключил официальное соглашение с китайскими и западными лидерами об обеспечении безопасности иностранных кораблей, высаживающихся на их прибрежных территориях, в обмен на амнистию для соплеменников Пайвани. который убил команду барка «Ровер» в марте 1867 года (см. «Инцидент с Ровером» ). [7]

В 1871 году судно Рюкюань потерпело кораблекрушение на южной оконечности Тайваня, и 54 из 66 выживших были обезглавлены коренным народом Пайвань ( инцидент в Мудане ). Когда Япония потребовала компенсации от Цинского Китая, суд отклонил это требование на том основании, что «грубые» или «дикие» коренные жители Тайваня ( китайский : 臺灣 生番 ; пиньинь : Тайвань шэнфань ) находились за пределами ее юрисдикции. Этот предполагаемый отказ от суверенитета привел к японскому вторжению на Тайвань в 1874 году, в ходе которого вождь Тока-Ток был убит в бою. [ нужна ссылка ] .

Во время гражданской войны в Китае , между 1946 и 1949 годами, многие мужчины Пайвани были насильно зачислены в силы Гоминьдана . Когда война закончилась, некоторые пайвани остались в Китае и сформировали свои собственные общины. [ нужна ссылка ]

Цай Инь-вэнь , избранная президентом Тайваня в 2016 году, является 1/4 Пайванью по линии бабушки.

черепа четырех воинов Пайвань, взятые в качестве трофеев во время японского вторжения на Тайвань в 1874 году и переданные в коллекцию Эдинбургского университета в 1907 году. В 2023 году племени были возвращены [8] [9]

В отличие от других народов Тайваня, общество Пайваня разделено на классы с наследственной аристократией. Пайваням не разрешается вступать в брак за пределами своей группы. В день своего «пятилетнего обряда» все мужчины Пайвани, ищущие брака, стараются срубить как можно больше деревьев и предложить добытые таким образом дрова семье девушки, на которой они хотят жениться.

Татуированные руки – традиция народов Пайвань и Рукай. Знатные женщины получали эти татуировки как обряд перехода во взрослую жизнь. Однако со времен японской колониальной эпохи эта практика стала менее распространенной, поскольку в то время ее не поощряли и штрафовали. Традиционно шаманы татуировали руки разными узорами в зависимости от происхождения. Менее знатные женщины могли его получить, но им пришлось заплатить огромную цену, а также пригласить всех членов общины на банкет с целью получить одобрение общины. Менее благородные женщины имели другой дизайн татуировок, чем дворянки. Болезненный процесс нанесения татуировки олицетворял достоинство и честь, а также страдания, которые можно было вынести. Процесс нанесения татуировки длится столько, сколько необходимо, с учетом многих табу и нюансов, например, молитвы. Например, беременным женщинам не разрешалось наблюдать за процессом, а наблюдавшим не разрешалось чихать. Если какое-либо табу было нарушено, ритуал откладывался до выбора другого дня. [10]

В феврале 2015 года Ли Линь, старейшая пайвань с татуировками на руках, умерла в возрасте 102 лет. Ли Линь делала татуировки на руках, начиная с 14 лет, прежде чем выйти замуж за главу деревни как обычную девушку. [11] Она сыграла большую роль в продвижении этого вида культурного искусства и продолжает оставаться символом культурной самобытности даже после своей смерти. [12]

Представители коренной группы Пайвань имеют уникальную схему одежды с деталями, которые различают социальный класс, пол и церемонии. Материалы, используемые для одежды, начинались с волокон коры и шкур, но льняные , хлопчатобумажные и шерстяные позже стали популярными ткани. Мужчины носят короткие нагрудные покрытия с круглым воротником и длинными рукавами, пуговицами спереди и килтами, а также шаль, перекинутую через плечо. Женщины коренной группы также носят мантии с круглым воротником, но с пуговицами, спускающимися вдоль правой стороны, юбками со вставками и леггинсами. Кроме того, они носят головные платки, сложные кольца на голове или повязки на лбу. Во время торжественных церемоний мужчины Пайвани носят церемониальные головные уборы, длинные жилеты, набедренные повязки и перевязи для мечей. Что касается танцевальной одежды, то в одежде нет никакой разницы, однако для особых случаев принято носить самую красивую одежду. Когда дети подрастали и собирались пожениться, матери лично шили для них традиционную одежду.

Замысловатые и величественные узоры, тотемы и одежда предназначены исключительно для знати и вождей группы Пайвань. Будь то рисунки с человеческими головами, человеческими фигурами или стоногими гадюками, эти узоры используются для того, чтобы отличить представителей высшего общества от остальных членов, принадлежащих к группе. Вождь и другие представители высшего общества народа Пайвань также используют татуировки, чтобы отличиться. Простолюдины с особыми достижениями удостоены татуировки на теле и/или руках.

Вышивка обычно выполняется яркими цветами на темном, обычно черном, фоне. Вышивка важна для народа Пайвань, потому что она используется для рассказывания историй, обмена воспоминаниями и легенд/сказок. Сотни иноходных змей, элементов и символов, таких как Солнце и бог Солнца, используются исключительно для знати. Они представляют собой и приносят силу тем, у кого есть эти символы. Рисунки с человеческими головами и духами предков означают защиту, а воины и крестообразные узоры — символы, которые шаманы могут использовать для отражения зла. Также распространены узоры с охотничьими ножами и животными, и когда вы видите бабочек, это символизирует невинных молодых девушек, как цветы и трава для обычных людей. [13] [14] [15]

Изображение церемониальной стойки с черепами Пайван в деревне культуры аборигенов Формозы .

Традиционно пайванцы были многобожниками. Их резьба по дереву включала изображения человеческих голов, змей, оленей и геометрические узоры. На Тайване батаульская ветвь народа пайвань каждые пять лет проводит крупное жертвоприношение под названием малевек, чтобы пригласить духов своих предков прийти и благословить их. Джемульят — это мероприятие в Малевеке, во время которого участники втыкают бамбуковые шесты в шарики из тростника, символизирующие человеческие головы. [16]

Шаманизм

[ редактировать ]

Шаманизм считается важной частью культуры Пайвань. Пайванский шаманизм традиционно считается наследуемым по кровной линии. Однако сокращение числа пайванских шаманов вызвало опасения, что традиционные ритуалы могут быть утеряны; и привело к основанию школы шаманизма, призванной передать ритуалы новому поколению. [17]

христианство

[ редактировать ]

Тысячи жителей Пайвани на Тайване обратились в христианство в конце 1940-х и 1950-х годах, иногда целыми деревнями. Сегодня пресвитерианская церковь на Тайване насчитывает 14 900 членов Пайвани, которые встречаются в 96 общинах. Новый Завет переведен на пайвань. Католическая церковь также очень активна. Однако количество посещающей молодежь падает. [18]

Наследство

[ редактировать ]

В мае 2015 года два тотемных столба Пайвань были внесены в список национальных достояний Китайской Республики Бюро культурного наследия при Министерстве культуры. Оба этих артефакта были приобретены Национальным Тайваньским университетом во время японского колониального периода (1895–1945 гг.). В начале 2015 года они были внесены в список национальных сокровищ. [19]

Язык пайвань — один из 42 коренных языков и диалектов Тайваня, а также один из девяти языков, которые занесены в список уязвимых в атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО. [20]

Известные люди Пайвани

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Его имя в Пайване было написано китайскими иероглифами как или , оба произносились как Ток-ки-ток на языке хоккиен . Эти имена также транскрибировались на английский язык как Токеток или Таукеток.
  1. ^ «Племена Тайваня» (на китайском языке (Тайвань)). Совет коренных народов . 20 декабря 2010 года . Проверено 13 января 2022 г.
  2. ^ Се, Цзя-чэнь; Ву, Джеффри (15 февраля 2015 г.). «Амисы остаются крупнейшим племенем аборигенов Тайваня с численностью 37,1%» . Фокус Тайваньского новостного канала . Центральное информационное агентство. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 г.
  3. ^ «Таблица 28: Распределение коренного населения в районе Тайвань-Фуцзянь» . Предварительный статистический аналитический отчет переписи населения и жилищного фонда 2000 года . Национальная статистика, Китайская Республика (Тайвань). Архивировано из оригинала (RTF) 30 октября 2014 года . Проверено 30 августа 2006 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Пайвань» . Цифровой музей коренных народов Тайваня . Архивировано из оригинала 4 января 2010 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  5. ^ Британская энциклопедия , 9-е изд. (1879) , « Формоза ».
  6. ^ См. также его статью в китайской Википедии .
  7. ^ Дэвидсон, Джеймс В. (1903). Остров Формоза, прошлое и настоящее: история, люди, ресурсы и коммерческие перспективы: чай, камфора, сахар, золото, уголь, сера, экономичные растения и другие продукты . Macmillan & Company и Kelley & Walsh.
  8. ^ Франс-Пресс, Агентство (4 ноября 2023 г.). «Шотландский университет возвращает Тайваню черепа воинов племен» . Хранитель . Проверено 6 ноября 2023 г.
  9. ^ «Британский университет возвращает черепа воинов коренному народу Тайваня Пайвань» . aljazeera.com . Аль Джазира . Проверено 6 ноября 2023 г.
  10. ^ Чен, Сянь-и 陳賢義 (9 июля 2009 г.). «Искусство татуировки Пайвань и Рукай быстро исчезает / Páiwān Lukei wén shǒu wénhuà yánzhòng» . Тайбэй Таймс (на английском и китайском языках). Перевод Свенссона, Перри. п. 15.
  11. ^ «Старейшина Пайваня с татуировкой на руке умер в возрасте 102 лет» . Тайвань сегодня . 10 февраля 2015 г. Проверено 7 февраля 2023 г.
  12. ^ «Старейшина Пайваня с татуировкой на руке умер в возрасте 102 лет» . Тайвань сегодня . 10 февраля 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  13. ^ «Пайвань» . Веб-сайт Совета коренных народов . 20 декабря 2010 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
  14. ^ Квок, Мэдлин (1978). «Танец и культурная идентичность племени Пайвань округа Пиндун, Тайвань» . Журнал танцевальных исследований . 11 (1/2): 35–40. дои : 10.2307/1477845 . ISSN   0149-7677 . JSTOR   1477845 .
  15. ^ «Ежемесячник ритмов 247 | Цзы Чи» . 04.04.2019 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  16. ^ Се, Чи-хун 謝志鴻 (2007). Пайванзу у ниан цзи де цзунцзяо йи хан йо шэнто хуодон Религиозный смысл и физические мероприятия пятилетнего праздника народа Пайвань [ Религиозный подтекст и физическая активность мальджевека в расе Пайвань ] (магистерская диссертация) (на китайском языке). Гуоли пин дон цзяоюй дасюэ. п. 67. hdl : 11296/9k8937 .
  17. ^ Коллинз, Ник (21 сентября 2009 г.). «На Тайване открывается школа чародейства» . Телеграф.co.uk .
  18. ^ «Аборигены теряют христианство?» . Взгляд из Тайваня . 25 сентября 2007 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
  19. ^ «Пайваньские тотемные столбы внесены в список национальных достояний Китайской Республики» . Тайвань сегодня . 25 мая 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  20. ^ «Кабинет министров одобрил законопроект о развитии языков коренных народов» . Тайвань сегодня . 27 ноября 2015 года . Проверено 3 декабря 2016 г.
  21. ^ «Певец из числа коренных народов Абао стал крупнейшим победителем премии Golden Melody Awards» . Фокус Тайвань (CNA English News) . Центральное информационное агентство. 04.10.2020. Архивировано из оригинала 06 октября 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
  22. ^ «Тайваньские артисты получили главные призы Golden Melody Awards» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Ассошиэйтед Пресс. 05.10.2020 . Проверено 1 декабря 2020 г.
  23. ^ Фэн, Эмили (01 января 2023 г.). «Одна из крупнейших поп-звезд Тайваня бросает вызов границам тайваньской идентичности» . Выпуск выходного дня в воскресенье . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 2 января 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c447a4ec907931c88f1381fc85b3545d__1720812240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/5d/c447a4ec907931c88f1381fc85b3545d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paiwan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)