Jump to content

Сакидзая люди

Сакидзая люди
Сакудзая
Паламаль , Церемония Огня
Общая численность населения
997 (июнь 2020 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Хуалянь
Языки
Сакидзая , мандаринский , формозский языки
Религия
Поклонение предкам , Анимизм , Христианство
Родственные этнические группы
Эмис , Кавалан и другие тайваньские аборигены.

Сакидзая : (родное имя: Сакудзая , буквально «настоящий мужчина»; китайский : 撒奇萊雅族 ; пиньинь ; Сакилайя иногда Сакирайя или Сакидая ) — коренные народы Тайваня с населением около 1000 человек. В основном они живут в Хуаляне (ранее известном как Кирай ), где сосредоточена их культура. [1]

Сакизайя — австронезийский народ , в основном связанный с другими коренными народами Тайваня , и имеет культурные, лингвистические и генетические связи с другими австронезийскими этническими группами, такими как жители Филиппин , Малайзии , Индонезии , Мадагаскара и Океании .

Сакидзая традиционно практиковали поклонение предкам , которое включает в себя поклонение пантеону богов и духов предков. Однако большинство из них обратились в христианство . Их общество в основном матрилинейное , и власть часто принадлежит женщинам. 17 января 2007 года правительство Тайваня признало это сообщество отдельной этнической группой. До этого люди ранее классифицировались как амисы , группа, где они «прятались» после того, как они и их каваланские союзники вели разрушительную битву против захватчиков Цин в конце 19 века.

Из-за их смешения с другими народами первоначальная генетическая идентичность сакидзая неизвестна. Согласно одному исследованию, они тесно связаны с северными и средними ами. [2] Они также, кажется, имеют общие генетические черты с другими группами коренных народов, а также с тайваньскими ханьцами , хотя это могло быть результатом смешанных браков. Гаплогруппы C2 и C3 . отсутствуют в их популяции

Ранняя история

[ редактировать ]

Большая часть истории Сакизаи неизвестна. Неясно, когда Сакидзая или их предки впервые прибыли на Тайвань. По мнению некоторых экспертов, первые человеческие жители прибыли на остров 15 000 лет назад, и их выживание зависело от морской жизни. [3] Неолитические народы начали прибывать 6000 лет назад, что привело к появлению сельского хозяйства, домашних животных, полированных каменных тесел и керамики. [3] Наличие этих тесел предполагает связь с островами Пэнху , где эти предметы распространены. [3]

Колониальная эпоха

[ редактировать ]

Первый контакт с сообществом за пределами Формозы произошел в 17 веке, когда прибыли голландцы и испанцы . [4] Именно в это время был написан испанский документ 1636 года об имени и деятельности народа. [5] С тех пор сообщений о внешних контактах не было до 19 века.

Защита от инцидентов

[ редактировать ]

В 1878 году Сакидзая и их союзники -каваланы вели разрушительную битву против цинских захватчиков. [6] Это событие закончилось катастрофой для обеих общин, в результате чего многие из их членов были убиты в результате события, названного « Такобованский инцидент [ ж ] ». [4] (также известный как «Галиванский инцидент» [7] или «Каляванская битва»). [2] Остальные были перемещены ханьскими поселенцами. [7] Тем временем оставшиеся сакидзая были вынуждены смешаться с другими народами, такими как ами , с намерением защитить свою идентичность. [8]

Когда японцы правили в 1895 году Тайванем , антропологи классифицировали этот народ как подгруппу амисов. [9] Однако люди незаметно сохраняли свою собственную культуру и язык, которые сохранялись и в следующем столетии. [8]

Новое время

[ редактировать ]

прошение об официальном статусе этнической группы В 2004 году община подала в Совет коренных народов на основе исторических, языковых и культурных данных. [10] Официально оно было подано 13 октября 2005 года. [11] В конце концов, 17 января 2007 года петиция была одобрена, признав их отдельной этнической группой. [10] [12]

Как и другие тайваньские аборигены, сакидзая сталкиваются с современными социальными и экономическими проблемами. [13] К ним относится урбанизация молодежи – явление, которое может повлиять на их культуру. [14]

Язык Сакидзая был отнесен к диалекту натаоранского языка амис . [15] [16] Формозский язык , принадлежащий к австронезийской языковой семье . [15] Однако Национальный университет Чэнчи открыл классификацию для обсуждения, заявив, что сакидзая по-прежнему на 60–70 процентов отличается от языка амисов, несмотря на то, что две группы живут вместе. [5] В настоящее время на этом языке говорят около 2000 человек. [5]

Люди также говорят на нескольких других языках. К ним относятся языки, на которых говорят народы, где они спрятались, такие как амис , [5] и мандаринский диалект , официальный язык страны . [17]

Сакидзая исповедуют различные религии. К ним относятся традиционные верования, в которых сочетаются аспекты поклонения предкам и анимизма. [18] Некоторые могут также исповедовать христианство. [19]

Традиционные религиозные верования Сакидзая в настоящее время испытывают внешнее давление, поскольку многие из соплеменников, возможно, обратились в христианство . [19] Угроза усиливается растущим значением христианства для общества. [19]

Поклонение предкам/анимизм

[ редактировать ]

Известно, что этот народ практикует поклонение предкам . [5] Они верят в пантеон духов и божеств предков, известный как дито , похожий на кава амисов. [18] также анито филиппинцев . а Их считают «непостоянными, как погода». [18] священники или мапалавы . поэтому для общения с ними необходимы [18] Они невидимы для большинства людей, хотя известно, что они носят красное. [18] С этими духами связано несколько поверий, таких как беременность и смерть. [18] Родиной дито является гора Мэйлунь в Хуаляне, которая также является местом, через которое проходят умершие, прежде чем окончательно отдохнуть в море. [18]

Боги и ритуалы

[ редактировать ]

У Сакидзая есть несколько богов. Несколько примеров включают Малатау Отоки, божество, дух мира, Олипонг, бога, который «прогоняет болезни», и Таламана или Таконавана, бога бедных. [18] человека Личный дито становится богом смерти после его смерти. [18]

практикуются ритуалы. Чтобы успокоить дито, [18] и часто имитируют ритуалы, совершаемые другими австронезийскими народами. [20] Их практика зависит от времени года: весна или пасаваан , лето или ралод , осень или садинсин , зима или касинаван . [20] Примером этого является Паламал или «Поклонение Богу Огня». [4]

Согласно японскому документу, несколько ритуалов связаны с основными продуктами питания: пшеном или хавайем и сухим рисом или типусом . [20] К ним относятся «Ритуал посева проса», «Ритуал рыбалки», «Ритуал сбора», «Ритуал сбора урожая» и «Ритуал хранения», которые основаны на росте проса. [20]

христианство

[ редактировать ]

Другая религия, которую исповедуют некоторые Сакидзая, — это христианство . Религия впервые появилась на Формозе в эпоху европейской колонизации . Его официальное прибытие произошло в 1627 году, во время прибытия Георгия Кандидия, первого рукоположенного министра, ступившего на остров. [21] По словам этого миссионера, обращение туземцев было эффективным. [21] Обращение было настолько успешным, что вскоре стали необходимы местные священнослужители. [21] Этот успех, однако, был недолгим, поскольку после прихода китайцев христиане столкнулись с гонениями . [21] Лишь в конце 20-го века эта религия начала возрождаться. [19]

В настоящее время почти 70 процентов тайваньских аборигенов исповедуют христианство. [19] хотя точное количество Сакидзая, исповедующих эту религию, неизвестно. Религия стала эффективной в поддержании социального единства, [19] который проводится традиционными практиками.

Общество и культура

[ редактировать ]

Раскрыты лишь некоторые аспекты общества и культуры Сакидзая. Известно, что у них матрилинейное общество. Женщины часто обладают авторитетом в семье. [14]

С точки зрения выживания рыбалка и охота . важны [14] Выращивание риса также является важным аспектом производства продуктов питания. Считается, что эта практика была приобретена через Кавалан . [14] Просо важно как источник пищи и как способ определения повода для фестивалей. [14]

Когда-то охота за головами была распространена [22] но вышло из практики. [23]

Культура Сакидзая находится под угрозой из-за небольшой, но устойчивой урбанизации молодежи Сакидзая. [14] Усилия по сохранению их культуры были инициированы правительством. [24] который считает, что это может быть полезно для экотуризма . [24]

Традиционная одежда Сакизая изначально была очень похожа на одежду народа амис , поскольку он считался частью племени амис. Оба племени изначально носили красную одежду, но после Движения за культурное возрождение в 2007 году народ Сакизая изменил дизайн своей одежды, включив в нее элементы своей истории и легенд, чтобы отличить ее от одежды амис. Они стремились передать новую историю, используя множество цветов, среди которых наиболее значимыми были: золотисто-желтый для земли и родины, светло-коричневый для идентичности, красный для исторических сражений и синий для мира и дружбы с ами. [25]

Одежда сакидзая состоит из верхней одежды, жилетов, набедренных повязок, мешочков с орехами бетеля и головных уборов. [26] Женская одежда включает землисто-золотые жилеты и внутренние одежды кровавого цвета, символизирующие ответственность зрелой женщины за землю и преемственность семьи. Незамужние девушки носят в основном землисто-золотой цвет без темно-красного, символизирующего рождение ребенка. [27] Коричневые и зеленые цвета на юбке и набедренных повязках символизируют ветки, траву и грязь с одежды их предков. Это служит напоминанием о трудностях, с которыми они столкнулись, спасаясь от врагов. [28]

Мужская одежда продолжает основные цвета этноса. Короткие топы в виде жилетов подчеркивают силу и ловкость воинов-мужчин. Штаны с юбкой на задней панели состояли в основном из синего, красного и желтого цветов, и их основная цель заключалась в том, чтобы обеспечить легкость движений. [29] Во время особых торжеств важные общественные лидеры также обычно носят длинные золотые мантии. [30]

Что касается головных уборов, то мужские и женские головные уборы отражают разные культурные традиции. Мужской головной убор символизирует героическую историю двух соплеменников, пожертвовавших своей жизнью ради всего племени, прыгнув в поток. После наводнения на горе Шаболу был создан треугольный кусок белоснежной мраморной скалы, который сейчас является символом на мужских головных уборах. [31] С другой стороны, женские головные уборы символизируют тяготы битвы 1878 года: темно-красные бусины обозначают кровопролитие, овальные хлопья обозначают казнь, длинные трубки обозначают колючий бамбук, белые капли обозначают слезы, а зеленые бусины обозначают защиту племени. [32]

Системы возрастных классов

[ редактировать ]

По мнению японских исследователей, мужчины сакидзая делятся на возрастные системы, известные как срал , где они остаются около пяти лет. [14] В возрасте от младенчества до 15 лет мальчиков относят к детскому классу или вава . [14] Вскоре они участвуют в ритуале, известном как Масатрот , и обучаются в доме молодежи или талаоне , где учатся подчиняться приказам, а также определенным командам. [14] Как только они достигнут этого, они перейдут в подготовительный молодежный класс или капах и останутся там до тех пор, пока им не исполнится 23 года, когда они, наконец, достигнут высшего класса. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Резиденция коренных народов» . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 г. Проверено 11 августа 2020 г. .
  2. ^ Jump up to: а б Цай, Ли-хуан (2005). Сравнительное исследование Сакизаи и Эмиса в Хуаляне методом анализа последовательностей митохондриальной ДНК (МА). Университет Цзы Чи. OCLC   74192223 . Архивировано из оригинала 29 мая 2011 года . Проверено 2 марта 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Ролетт, Барри В., Цзяо, Тяньлун и Линь, Гонгву (2002). «Раннее мореплавание в Тайваньском проливе и поиски австронезийского происхождения». Журнал ранней современной истории . 4.1: 307–319.
  4. ^ Jump up to: а б с Сакидзая становится 13-й коренной группой . Тайваньский журнал. Опубликовано 26 января 2007 г. Проверено 5 мая 2007 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и The Secret's Out. Архивировано 5 мая 2007 г. в Wayback Machine . Обзор Тайваня . Опубликовано 4 апреля 2007 г. Проверено 5 мая 2007 г.
  6. ^ Форе, Дэвид. 2003. «Горные племена до японской оккупации», в изд. Дэвид Фор, В поисках охотников и их племен , SMC Publishing Inc., Тайбэй. 4 мая 2007 г. стр. 19–21.
  7. ^ Jump up to: а б Географическое распространение Сакидзая [ постоянная мертвая ссылка ] . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
  8. ^ Jump up to: а б Тайвань признает «потерянных» людей. Архивировано 17 февраля 2007 г. в Wayback Machine . Новости Би-би-си . Проверено 19 января 2007 г.
  9. ^ Энгбарт, Деннис (18 января 2007 г.). «Сакидзая становится 13-м коренным племенем Тайваня» . Новости Тайваня . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2016 г.
  10. ^ Jump up to: а б Сакидзая признан тринадцатым коренным племенем. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Почта Китая Том. XLI, № 18,5484. стр.19. Проверено 17 января 2007 г.
  11. ^ Чуанг, Джимми (14 октября 2005 г.). «Племя хочет официального признания» . Тайбэй Таймс . п. 2. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 12 июня 2016 г.
  12. ^ Чуанг, Джимми (18 января 2007 г.). «Премьер находит вдохновение в признании Сакирайи» . Тайбэй Таймс . п. 4. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 12 июня 2016 г.
  13. ^ Сюй, Муцу (1991). «Культура, личность и адаптация: психологическая антропология двух малайско-полинезийских групп на Тайване». Институт этнологии Академии Синица. ISBN   957-9046-78-6 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Культурная особенность Сакидзая [ постоянная мертвая ссылка ] . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
  15. ^ Jump up to: а б Эмис, натаоран: язык Тайваня. Архивировано 10 июня 2007 г. в Wayback Machine . Этнолог . Опубликовано в 2005 г. Проверено 1 июня 2007 г.
  16. ^ Лингвистические статьи Токийского университета, том. 13: Тезисы. Архивировано 12 марта 2005 г. в Wayback Machine . Токийский университет . Проверено 1 июня 2007 г.
  17. ^ Тайваньцы. Архивировано 22 января 2021 г. в Wayback Machine . Справочник ЦРУ . Проверено 11 июня 2007 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сакидзая Религия и верования [ постоянная мертвая ссылка ] . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Стейнтон, Майкл (2006). «Хоу Шань / Цянь Шань Муган: Категории себя и других в деревне Тайал» в Е Чуен-Ронг (ред.) « История, культура и этническая принадлежность: избранные документы Международной конференции по коренным народам Формозы» . Тайбэй : SMC Publishing Inc. ISBN   978-957-30287-4-1
  20. ^ Jump up to: а б с д Сакидзая Ритуалы и легенды . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д Формоза под голландцами, описание из современных записей , 2-е издание
  22. ^ Сюй, Муцу (1991). «Культура, личность и адаптация: психологическая антропология двух малайско-полинезийских групп на Тайване». Институт этнологии Академии Синица. ISBN   957-9046-78-6 . стр. 29–36
  23. ^ Монтгомери-Макговерн, Джанет Б. (1922). Среди охотников за головами Формозы . Бостон : Смолл Мейнард и Ко. Перепечатано в 1997 г., Тайбэй : Издательство SMC. ISBN   957-638-421-4
  24. ^ Jump up to: а б Андерсон, Кристиан (2000). «Новое австронезийское путешествие: выращивание амиских народных песен на международной арене» Дэвида Бланделла (ред.), Австронезийский Тайвань: лингвистика, история, этнология, предыстория . Тайбэй : Издательство SMC
  25. ^ процесс и трудности формирования этнической группы сакирайя. Тайваньский антропологический журнал [онлайн]. CHIN, Lingling, 2010. Открытие и изобретение культуры : .sinica .edu.tw/wp-content/uploads/2017/07/ettja008-3-003-1.pdf
  26. ^ Сакидзая. Совет коренных народов. https://www.cip.gov.tw/en/tribe/grid-list/E6314988BF2C0DC6D0636733C6861689/info.html?cumid=D0636733C6861689
  27. ^ ВАН, Цзяхань. Этническая группа в огне: путь возрождения племени сакилайя. В: расширения цифровых архивов Тайваня [онлайн]. Проект
  28. ^ Сеть новостей общественного телевидения «Вновь появляется слава Сакизаи | Ходячий ТИТ. Эпизод 8» . 96%E6%96%B0%E8%81%9E%E7%B6%B2
  29. ^ Племя Сакирайя, возродившееся из огня. музей Открытый https://openmuseum.tw/muse/exhibition/1526b68ebad480da7af33dacc0603e17#imgs-a8iptpx7kj .
  30. ^ Сакидзая становится 13-й коренной группой . Тайваньский журнал. Опубликовано 26 января 2007 г. Проверено 5 мая 2007 г.
  31. ^ ЛИН, Жуйчжу. Переживание Великого Потопа: Происхождение племени Сакирайя. В: Жив [онлайн]. https://alive.businessweekly.com.tw/single/Index/ARTL006000369 .
  32. ^ Племя Сакирайя, возродившееся из огня. музей Открытый https://openmuseum.tw/muse/exhibition/1526b68ebad480da7af33dacc0603e17#imgs-a8iptpx7kj .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08a75e460a09e9804f049c7e19ce1b9c__1715264280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/9c/08a75e460a09e9804f049c7e19ce1b9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sakizaya people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)