Сакидзая люди
Сакудзая | |
---|---|
![]() Паламаль , Церемония Огня | |
Общая численность населения | |
997 (июнь 2020 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Хуалянь | |
Языки | |
Сакидзая , мандаринский , формозский языки | |
Религия | |
Поклонение предкам , Анимизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Эмис , Кавалан и другие тайваньские аборигены. |
Сакидзая : (родное имя: Сакудзая , буквально «настоящий мужчина»; китайский : 撒奇萊雅族 ; пиньинь ; Сакилайя иногда Сакирайя или Сакидая ) — коренные народы Тайваня с населением около 1000 человек. В основном они живут в Хуаляне (ранее известном как Кирай ), где сосредоточена их культура. [1]
Сакизайя — австронезийский народ , в основном связанный с другими коренными народами Тайваня , и имеет культурные, лингвистические и генетические связи с другими австронезийскими этническими группами, такими как жители Филиппин , Малайзии , Индонезии , Мадагаскара и Океании .
Сакидзая традиционно практиковали поклонение предкам , которое включает в себя поклонение пантеону богов и духов предков. Однако большинство из них обратились в христианство . Их общество в основном матрилинейное , и власть часто принадлежит женщинам. 17 января 2007 года правительство Тайваня признало это сообщество отдельной этнической группой. До этого люди ранее классифицировались как амисы , группа, где они «прятались» после того, как они и их каваланские союзники вели разрушительную битву против захватчиков Цин в конце 19 века.
История
[ редактировать ]Тайваньские коренные народы |
---|
![]() |
Народы |
Национально признанный Местно признанный Непризнанный |
Связанные темы |
Из-за их смешения с другими народами первоначальная генетическая идентичность сакидзая неизвестна. Согласно одному исследованию, они тесно связаны с северными и средними ами. [2] Они также, кажется, имеют общие генетические черты с другими группами коренных народов, а также с тайваньскими ханьцами , хотя это могло быть результатом смешанных браков. Гаплогруппы C2 и C3 . отсутствуют в их популяции
Ранняя история
[ редактировать ]Большая часть истории Сакизаи неизвестна. Неясно, когда Сакидзая или их предки впервые прибыли на Тайвань. По мнению некоторых экспертов, первые человеческие жители прибыли на остров 15 000 лет назад, и их выживание зависело от морской жизни. [3] Неолитические народы начали прибывать 6000 лет назад, что привело к появлению сельского хозяйства, домашних животных, полированных каменных тесел и керамики. [3] Наличие этих тесел предполагает связь с островами Пэнху , где эти предметы распространены. [3]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Первый контакт с сообществом за пределами Формозы произошел в 17 веке, когда прибыли голландцы и испанцы . [4] Именно в это время был написан испанский документ 1636 года об имени и деятельности народа. [5] С тех пор сообщений о внешних контактах не было до 19 века.
Защита от инцидентов
[ редактировать ]В 1878 году Сакидзая и их союзники -каваланы вели разрушительную битву против цинских захватчиков. [6] Это событие закончилось катастрофой для обеих общин, в результате чего многие из их членов были убиты в результате события, названного « Такобованский инцидент ». [4] (также известный как «Галиванский инцидент» [7] или «Каляванская битва»). [2] Остальные были перемещены ханьскими поселенцами. [7] Тем временем оставшиеся сакидзая были вынуждены смешаться с другими народами, такими как ами , с намерением защитить свою идентичность. [8]
Когда японцы правили в 1895 году Тайванем , антропологи классифицировали этот народ как подгруппу амисов. [9] Однако люди незаметно сохраняли свою собственную культуру и язык, которые сохранялись и в следующем столетии. [8]
Новое время
[ редактировать ]прошение об официальном статусе этнической группы В 2004 году община подала в Совет коренных народов на основе исторических, языковых и культурных данных. [10] Официально оно было подано 13 октября 2005 года. [11] В конце концов, 17 января 2007 года петиция была одобрена, признав их отдельной этнической группой. [10] [12]
Как и другие тайваньские аборигены, сакидзая сталкиваются с современными социальными и экономическими проблемами. [13] К ним относится урбанизация молодежи – явление, которое может повлиять на их культуру. [14]
Язык
[ редактировать ]Язык Сакидзая был отнесен к диалекту натаоранского языка амис . [15] [16] Формозский язык , принадлежащий к австронезийской языковой семье . [15] Однако Национальный университет Чэнчи открыл классификацию для обсуждения, заявив, что сакидзая по-прежнему на 60–70 процентов отличается от языка амисов, несмотря на то, что две группы живут вместе. [5] В настоящее время на этом языке говорят около 2000 человек. [5]
Люди также говорят на нескольких других языках. К ним относятся языки, на которых говорят народы, где они спрятались, такие как амис , [5] и мандаринский диалект , официальный язык страны . [17]
Религия
[ редактировать ]Сакидзая исповедуют различные религии. К ним относятся традиционные верования, в которых сочетаются аспекты поклонения предкам и анимизма. [18] Некоторые могут также исповедовать христианство. [19]
Традиционные религиозные верования Сакидзая в настоящее время испытывают внешнее давление, поскольку многие из соплеменников, возможно, обратились в христианство . [19] Угроза усиливается растущим значением христианства для общества. [19]
Поклонение предкам/анимизм
[ редактировать ]Здесь
[ редактировать ]Известно, что этот народ практикует поклонение предкам . [5] Они верят в пантеон духов и божеств предков, известный как дито , похожий на кава амисов. [18] также анито филиппинцев . а Их считают «непостоянными, как погода». [18] священники или мапалавы . поэтому для общения с ними необходимы [18] Они невидимы для большинства людей, хотя известно, что они носят красное. [18] С этими духами связано несколько поверий, таких как беременность и смерть. [18] Родиной дито является гора Мэйлунь в Хуаляне, которая также является местом, через которое проходят умершие, прежде чем окончательно отдохнуть в море. [18]
Боги и ритуалы
[ редактировать ]У Сакидзая есть несколько богов. Несколько примеров включают Малатау Отоки, божество, дух мира, Олипонг, бога, который «прогоняет болезни», и Таламана или Таконавана, бога бедных. [18] человека Личный дито становится богом смерти после его смерти. [18]
практикуются ритуалы. Чтобы успокоить дито, [18] и часто имитируют ритуалы, совершаемые другими австронезийскими народами. [20] Их практика зависит от времени года: весна или пасаваан , лето или ралод , осень или садинсин , зима или касинаван . [20] Примером этого является Паламал или «Поклонение Богу Огня». [4]
Согласно японскому документу, несколько ритуалов связаны с основными продуктами питания: пшеном или хавайем и сухим рисом или типусом . [20] К ним относятся «Ритуал посева проса», «Ритуал рыбалки», «Ритуал сбора», «Ритуал сбора урожая» и «Ритуал хранения», которые основаны на росте проса. [20]
христианство
[ редактировать ]Другая религия, которую исповедуют некоторые Сакидзая, — это христианство . Религия впервые появилась на Формозе в эпоху европейской колонизации . Его официальное прибытие произошло в 1627 году, во время прибытия Георгия Кандидия, первого рукоположенного министра, ступившего на остров. [21] По словам этого миссионера, обращение туземцев было эффективным. [21] Обращение было настолько успешным, что вскоре стали необходимы местные священнослужители. [21] Этот успех, однако, был недолгим, поскольку после прихода китайцев христиане столкнулись с гонениями . [21] Лишь в конце 20-го века эта религия начала возрождаться. [19]
В настоящее время почти 70 процентов тайваньских аборигенов исповедуют христианство. [19] хотя точное количество Сакидзая, исповедующих эту религию, неизвестно. Религия стала эффективной в поддержании социального единства, [19] который проводится традиционными практиками.
Общество и культура
[ редактировать ]Раскрыты лишь некоторые аспекты общества и культуры Сакидзая. Известно, что у них матрилинейное общество. Женщины часто обладают авторитетом в семье. [14]
С точки зрения выживания рыбалка и охота . важны [14] Выращивание риса также является важным аспектом производства продуктов питания. Считается, что эта практика была приобретена через Кавалан . [14] Просо важно как источник пищи и как способ определения повода для фестивалей. [14]
Когда-то охота за головами была распространена [22] но вышло из практики. [23]
Культура Сакидзая находится под угрозой из-за небольшой, но устойчивой урбанизации молодежи Сакидзая. [14] Усилия по сохранению их культуры были инициированы правительством. [24] который считает, что это может быть полезно для экотуризма . [24]
Одежда
[ редактировать ]Традиционная одежда Сакизая изначально была очень похожа на одежду народа амис , поскольку он считался частью племени амис. Оба племени изначально носили красную одежду, но после Движения за культурное возрождение в 2007 году народ Сакизая изменил дизайн своей одежды, включив в нее элементы своей истории и легенд, чтобы отличить ее от одежды амис. Они стремились передать новую историю, используя множество цветов, среди которых наиболее значимыми были: золотисто-желтый для земли и родины, светло-коричневый для идентичности, красный для исторических сражений и синий для мира и дружбы с ами. [25]
Одежда сакидзая состоит из верхней одежды, жилетов, набедренных повязок, мешочков с орехами бетеля и головных уборов. [26] Женская одежда включает землисто-золотые жилеты и внутренние одежды кровавого цвета, символизирующие ответственность зрелой женщины за землю и преемственность семьи. Незамужние девушки носят в основном землисто-золотой цвет без темно-красного, символизирующего рождение ребенка. [27] Коричневые и зеленые цвета на юбке и набедренных повязках символизируют ветки, траву и грязь с одежды их предков. Это служит напоминанием о трудностях, с которыми они столкнулись, спасаясь от врагов. [28]
Мужская одежда продолжает основные цвета этноса. Короткие топы в виде жилетов подчеркивают силу и ловкость воинов-мужчин. Штаны с юбкой на задней панели состояли в основном из синего, красного и желтого цветов, и их основная цель заключалась в том, чтобы обеспечить легкость движений. [29] Во время особых торжеств важные общественные лидеры также обычно носят длинные золотые мантии. [30]
Что касается головных уборов, то мужские и женские головные уборы отражают разные культурные традиции. Мужской головной убор символизирует героическую историю двух соплеменников, пожертвовавших своей жизнью ради всего племени, прыгнув в поток. После наводнения на горе Шаболу был создан треугольный кусок белоснежной мраморной скалы, который сейчас является символом на мужских головных уборах. [31] С другой стороны, женские головные уборы символизируют тяготы битвы 1878 года: темно-красные бусины обозначают кровопролитие, овальные хлопья обозначают казнь, длинные трубки обозначают колючий бамбук, белые капли обозначают слезы, а зеленые бусины обозначают защиту племени. [32]
Системы возрастных классов
[ редактировать ]По мнению японских исследователей, мужчины сакидзая делятся на возрастные системы, известные как срал , где они остаются около пяти лет. [14] В возрасте от младенчества до 15 лет мальчиков относят к детскому классу или вава . [14] Вскоре они участвуют в ритуале, известном как Масатрот , и обучаются в доме молодежи или талаоне , где учатся подчиняться приказам, а также определенным командам. [14] Как только они достигнут этого, они перейдут в подготовительный молодежный класс или капах и останутся там до тех пор, пока им не исполнится 23 года, когда они, наконец, достигнут высшего класса. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Резиденция коренных народов» . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 г. Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Цай, Ли-хуан (2005). Сравнительное исследование Сакизаи и Эмиса в Хуаляне методом анализа последовательностей митохондриальной ДНК (МА). Университет Цзы Чи. OCLC 74192223 . Архивировано из оригинала 29 мая 2011 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Ролетт, Барри В., Цзяо, Тяньлун и Линь, Гонгву (2002). «Раннее мореплавание в Тайваньском проливе и поиски австронезийского происхождения». Журнал ранней современной истории . 4.1: 307–319.
- ^ Jump up to: а б с Сакидзая становится 13-й коренной группой . Тайваньский журнал. Опубликовано 26 января 2007 г. Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и The Secret's Out. Архивировано 5 мая 2007 г. в Wayback Machine . Обзор Тайваня . Опубликовано 4 апреля 2007 г. Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Форе, Дэвид. 2003. «Горные племена до японской оккупации», в изд. Дэвид Фор, В поисках охотников и их племен , SMC Publishing Inc., Тайбэй. 4 мая 2007 г. стр. 19–21.
- ^ Jump up to: а б Географическое распространение Сакидзая [ постоянная мертвая ссылка ] . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Тайвань признает «потерянных» людей. Архивировано 17 февраля 2007 г. в Wayback Machine . Новости Би-би-си . Проверено 19 января 2007 г.
- ^ Энгбарт, Деннис (18 января 2007 г.). «Сакидзая становится 13-м коренным племенем Тайваня» . Новости Тайваня . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Сакидзая признан тринадцатым коренным племенем. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Почта Китая Том. XLI, № 18,5484. стр.19. Проверено 17 января 2007 г.
- ^ Чуанг, Джимми (14 октября 2005 г.). «Племя хочет официального признания» . Тайбэй Таймс . п. 2. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Чуанг, Джимми (18 января 2007 г.). «Премьер находит вдохновение в признании Сакирайи» . Тайбэй Таймс . п. 4. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Сюй, Муцу (1991). «Культура, личность и адаптация: психологическая антропология двух малайско-полинезийских групп на Тайване». Институт этнологии Академии Синица. ISBN 957-9046-78-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Культурная особенность Сакидзая [ постоянная мертвая ссылка ] . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Эмис, натаоран: язык Тайваня. Архивировано 10 июня 2007 г. в Wayback Machine . Этнолог . Опубликовано в 2005 г. Проверено 1 июня 2007 г.
- ^ Лингвистические статьи Токийского университета, том. 13: Тезисы. Архивировано 12 марта 2005 г. в Wayback Machine . Токийский университет . Проверено 1 июня 2007 г.
- ^ Тайваньцы. Архивировано 22 января 2021 г. в Wayback Machine . Справочник ЦРУ . Проверено 11 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сакидзая Религия и верования [ постоянная мертвая ссылка ] . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стейнтон, Майкл (2006). «Хоу Шань / Цянь Шань Муган: Категории себя и других в деревне Тайал» в Е Чуен-Ронг (ред.) « История, культура и этническая принадлежность: избранные документы Международной конференции по коренным народам Формозы» . Тайбэй : SMC Publishing Inc. ISBN 978-957-30287-4-1
- ^ Jump up to: а б с д Сакидзая Ритуалы и легенды . Тайваньский совет коренных народов. Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Формоза под голландцами, описание из современных записей , 2-е издание
- ^ Сюй, Муцу (1991). «Культура, личность и адаптация: психологическая антропология двух малайско-полинезийских групп на Тайване». Институт этнологии Академии Синица. ISBN 957-9046-78-6 . стр. 29–36
- ^ Монтгомери-Макговерн, Джанет Б. (1922). Среди охотников за головами Формозы . Бостон : Смолл Мейнард и Ко. Перепечатано в 1997 г., Тайбэй : Издательство SMC. ISBN 957-638-421-4
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Кристиан (2000). «Новое австронезийское путешествие: выращивание амиских народных песен на международной арене» Дэвида Бланделла (ред.), Австронезийский Тайвань: лингвистика, история, этнология, предыстория . Тайбэй : Издательство SMC
- ^ процесс и трудности формирования этнической группы сакирайя. Тайваньский антропологический журнал [онлайн]. CHIN, Lingling, 2010. Открытие и изобретение культуры : .sinica .edu.tw/wp-content/uploads/2017/07/ettja008-3-003-1.pdf
- ^ Сакидзая. Совет коренных народов. https://www.cip.gov.tw/en/tribe/grid-list/E6314988BF2C0DC6D0636733C6861689/info.html?cumid=D0636733C6861689
- ^ ВАН, Цзяхань. Этническая группа в огне: путь возрождения племени сакилайя. В: расширения цифровых архивов Тайваня [онлайн]. Проект
- ^ Сеть новостей общественного телевидения «Вновь появляется слава Сакизаи | Ходячий ТИТ. Эпизод 8» . 96%E6%96%B0%E8%81%9E%E7%B6%B2
- ^ Племя Сакирайя, возродившееся из огня. музей Открытый https://openmuseum.tw/muse/exhibition/1526b68ebad480da7af33dacc0603e17#imgs-a8iptpx7kj .
- ^ Сакидзая становится 13-й коренной группой . Тайваньский журнал. Опубликовано 26 января 2007 г. Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ ЛИН, Жуйчжу. Переживание Великого Потопа: Происхождение племени Сакирайя. В: Жив [онлайн]. https://alive.businessweekly.com.tw/single/Index/ARTL006000369 .
- ^ Племя Сакирайя, возродившееся из огня. музей Открытый https://openmuseum.tw/muse/exhibition/1526b68ebad480da7af33dacc0603e17#imgs-a8iptpx7kj .