с Ровером Инцидент
Инцидент с Ровером | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Инцидент с Ло Мэй | ||
Упрощенный китайский | Инцидент с Ло Мэй | ||
|

Инцидент Ровером (Chinese: 羅妹號事件; Pe̍h-ōe-jī: Lô-mōe-hō Sū-kiāⁿ or Chinese: 羅妹號慘案; Pe̍h-ōe-jī: с [ 1 ] ) произошло 12 марта 1867 года, когда американское торговое судно «Ровер» под командованием Джозефа Ханта [ 2 ] которого сопровождала его жена Мерси Дж. Бирман Хант, [ 3 ] и по пути из Шаньтоу в Нючжуан , [ 4 ] потерпел крушение у берегов Тайваня , которым тогда управляла династия Цин . [ 5 ] Корабль врезался в риф Цисинъянь коралловый возле мыса Элуаньби и дрейфовал в район Кэньдин. [ 6 ] в современном Хэнчуне , уезд Пиндун , Тайвань. Четырнадцать американских моряков, включая Ханта и его жену, [ 1 ] были убиты тайваньскими аборигенами [ 7 ] [ 8 ] в отместку за более ранние убийства членов племени Каолут (Коалут/Ку-а-лут/и т. д.) иностранцами. Впоследствии военные США решили отправить военную экспедицию против ответственных за это членов племени. [ 9 ]
Кораблекрушение
[ редактировать ]12 марта 1867 года американский барк « Ровер» потерпел кораблекрушение у южной оконечности Тайваня. Судно затонуло, но капитан, его жена и несколько человек спаслись на двух лодках. Одна лодка приземлилась в небольшой бухте недалеко от гор Би, населенной племенем коалутов (гуйзайцзяо) народа пайвань . Аборигены-коалуты захватили их в плен и приняли жену капитана за мужчину. Они убили ее. Капитан, двое белых и китайские моряки, за исключением одного, которому удалось бежать в Такау , также были убиты. попытался Британский пароход «Баклан» помочь и 26 марта приземлился недалеко от места кораблекрушения. Аборигены стреляли в них из мушкетов и пускали стрелы, заставляя их отступить. из Американского Азиатского флота Генри Х. Белл также высадился в горах Би, где они заблудились, получили тепловой удар, а затем попали в засаду аборигенов, потеряв офицера. [ 10 ] [ 11 ]
Американская реакция
[ редактировать ]После крушения корабля Соединенных Штатов и убийства выжившего экипажа аборигенами американский консул Сямэнь Чарльз Уильям Ле Жандр быстро отправился в Фучжоу , прибыв туда 2 апреля 1867 года, чтобы убедить и Чжэцзяна вице -королей Фуцзяня вмешаться и оказать давление. на китайские власти на Тайване решить этот вопрос. [ 12 ] Вице-король провинции Фуцзянь разрешил Ле Жандру самому поехать на Тайвань и написал ему рекомендательное письмо для префекта Тайваня с просьбой сотрудничать с Ле Жандром; но вице-король также добавил, что «если консул примет меры, чтобы уладить дело сам, пожалуйста, предложите ему не делать этого, потому что эти дикари могут доставить ему больше хлопот, чем он думает». [ 13 ] Ле Жандр поручил американскому пароходу Ashuelot под командованием капитана Джона К. Фебигера посетить место крушения и попытаться (безуспешно) доставить иностранных чиновников в Тайваньфу (столицу Тайваня), куда он прибыл 18 числа. апрель) действовать. После последующей неудачной карательной экспедиции, предпринятой контр-адмиралом ВМС США Генри Х. Беллом , Ле Жандр снова вернулся на Тайвань — на этот раз без каких-либо обращений к своему начальству. Находясь на Тайване, он подтвердил полномочия консульства Соединенных Штатов, выбрал заместителя консула на севере Тайваня, посетил рудники Килунг и собрал информацию от торговцев Соединенных Штатов. [ 14 ] [ 15 ]
19 июня сто восемьдесят один офицер, матрос и морской пехотинец, обеспеченный четырехдневным пайком и водой, высадились на Тайване. [ 16 ] под командованием командира Джорджа Белкнапа военного корабля США « Хартфорд» , которого сопровождал лейтенант-коммандер Александр Слайделл Маккензи , лейтенант флота в качестве заместителя командира. В страшную жару было «почти невозможно проводить операции в середине дня, и многие из отряда подверглись солнечному удару. Дикари, занявшие позицию в джунглях за скалами и другими невидимыми местами.. ...вели шквальный огонь всякий раз, когда появлялись враги». [ 17 ] Маккензи получил смертельное ранение в грудь от вражеского огня. [ 18 ] Американские войска были «вынуждены в некотором замешательстве отступить к кораблям и вскоре покинули остров». [ 17 ]
Морские пехотинцы находились под командованием капитана Джеймса Форни , который представил командиру Белнапу следующий доклад, датированный на борту флагманского корабля «Хартфорд » в море 17 июня:
- «Имею честь настоящим представить краткий отчет о действиях морской пехоты 13-го числа на острове Формоза. При первой высадке по вашему приказу я взял на себя командование двадцатью морскими пехотинцами, развернув их вперед в качестве застрельщики. Густые и почти непроходимые заросли кустарника не позволяли людям продвигаться очень быстро. Я проник вместе с ними к ручью примерно в полумиле от пляжа, не встретив ни одного врага, и затем был отозван для дальнейших указаний. мне оставить сержанта и пятерых человек на берегу и двинуться вперед с основными силами во главе с вами. Ввиду всех дальнейших операций, находящихся под вашим собственным наблюдением, мне больше нечего сообщить, кроме того, что люди вели себя храбро. и заслуживают похвалы за то, как они шли по такой суровой и холмистой местности и в такую сильную, палящую жару... Общее количество морских пехотинцев на берегу составляло сорок три, тридцать один из которых был с этого корабля, и двенадцать из Военный корабль США « Вайоминг ». [ 19 ]
Второй визит
[ редактировать ]По возвращении в Южный Китай Ле Жандру удалось убедить вице-короля Фучжоу направить военные силы в Южный Тайвань. Силы, значительно меньшие, чем 400–500 солдат, рекомендованные Ле Жандром, были отправлены 25 июля 1867 года. Затем Ле Жандр лично запросил канонерскую лодку у адмирала Белла, в чем ему было отказано, и в конце концов сумел ввести в эксплуатацию пароход « Волонтер» . Он отбыл на Тайвань 4 сентября 1867 года. [ 20 ] говоря своему начальству: «Я еду туда просто как наблюдатель… У меня нет юрисдикции над китайскими войсками». [ 21 ]
Ле Жандр быстро принял фактическое командование миссией от генерала Лю в ходе долгого и трудного марша в глубокие земли аборигенов на юге Тайваня (некоторые из которых требовали обширного строительства дорог). Затем, с помощью Уильяма А. Пикеринга и Джеймса Хорна, Ле Жандр заключил Меморандум о взаимопонимании с Таукеток. [ 22 ] ( 南岬之盟 ) гарантирует безопасность американских и европейских моряков, потерпевших кораблекрушение, с помощью Ток-а-Ток. [ 23 ] ( ок. 1817 –1874), [ а ] [ 24 ] вождь 18 аборигенных племен Пайвань в этом районе, когда Ровер высадился на берег. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Танкеток (Токеток) объяснил, что давным-давно пришли белые люди и почти истребили племя коалутов, а их предкам передалось желание мести. Они пришли к устному соглашению, что горные аборигены больше не будут убивать потерпевших кораблекрушение, позаботятся о них и передадут китайцам в Ланцяо. [ 28 ] Ле Жандр снова посетил это племя в феврале 1869 года и подписал с ним соглашение на английском языке. Позже выяснилось, что Танкеток не имел абсолютного контроля над племенами, и некоторые из них не обращали на него внимания. Ле Жандр критиковал Китай как полуцивилизованную державу за невыполнение обязательства по международному праву, которое заключается в захвате территории «дикой расы» и даровании ей благ цивилизации. Поскольку Китаю не удалось помешать аборигенам убивать подданных или граждан цивилизованных стран, «мы видим, что права императора Китая на аборигенов Формозы, как мы уже говорили, не являются абсолютными, пока она остается нецивилизованной...» [ 29 ] Позже Ле Жандр переехал в Японию и работал с японским правительством в качестве иностранного советника по политике в отношении Китая, включая разработку концепции «восточноазиатского полумесяца». Согласно концепции «восточноазиатского полумесяца», Япония должна контролировать Корею, Тайвань и Рюкю, чтобы утвердить свои позиции в Восточной Азии. [ 30 ]
Влияние
[ редактировать ]После инцидента с Ровером в 1867 году еще одно кораблекрушение спровоцировало инцидент в Мудане , который впоследствии стал оправданием для Японской империи вторжения и оккупации части Тайваня в 1874 году, десятилетие спустя французский генерал Жак Дюшен разгромил китайцев вверх по реке Килунг. Кроме того, цинский двор учредил маяк Хэнчунь (1888 г.; ныне маяк Элуаньби ) для защиты Тайваньского пролива и судов, проходящих транзитом через канал Баши .
Мини-сериал 2021 года
[ редактировать ]В 2021 году Служба общественного телевидения (PTS) Тайваня выпустила десятисерийный мини-сериал под названием Seqalu: Formosa 1867 ( 斯卡羅 ) об этом инциденте. [ 31 ] Секалу относится к названию народа Пайван - Пуюма , существовавшего с 1600 по 1931 год.
См. также
[ редактировать ]- Стоит инцидент
- Руководство по малым войнам
- Тайваньская экспедиция 1874 года.
- Формозская экспедиция 1867 года.
- Храм принцессы Бабао
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Обновленное издание исторической карты Тайваня [ Исторические карты Тайваня, расширенное и исправленное издание ]. Тайбэй : Национальный музей истории Тайваня . Февраль 2018. с. 78. ИСБН 978-986-05-5274-4 .В
марте 1867 года (6-й год правления Тунчжи) американское торговое судно «Ровер» попало в шторм и затонуло, сев на мель на скале Цисин на юге Элуаньби. Капитан, команда и еще 14 человек находились на берегу, где находился Гуйзай Луше. был обнаружен и убит. {...}Рисунок карты: Ли Сяньдэ{...} . ДЕЛО РОВЕРА
- ^ «Краткая биография Ли Сяньдэ» (PDF) .
- ^ «Семья Ботефур» . www.knottedwillow.com . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ «Документы прошлого — Тимару Вестник — 10 июля 1867 года — Крушение БАРКА РОВЕРА» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 г. Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Дэвидсон (1903) , с. 115 .
- ^ «Тайвань Джеффа: Южный мыс Тайваня (полуостров Хэнчунь)» . formosaguy.blogspot.com, 15 мая 2008 г. Проверено 15 мая 2015 г. .
- ^ Japan Weekly Mail . Япония Меру Синбунша, 1874. стр. 263–.
- ^ «Тайвань/Формоза» .
- ^ «Журнал «Панорама Тайваня» | Тайвань — история в картах» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Барклай 2018 , с. 56.
- ^ Вонг 2022 , с. 119.
- ^ Йен 1965, стр. 126-127; Кэррингтон, Джордж Уильямс, Иностранцы на Формозе 1841–1874 (Сан-Франциско: Центр китайских материалов, 1978), стр. 153; Словарь американской биографии, стр. 146; Дальний Восток (1877): 88.
- ^ США, Национальный архив, Record Group 59, «Консульские депеши, Сямэнь», том. 3 (микрофильм № 100, рулон 3), приложение «Интендант округа Фучжоу префекту Формозы», перевод USNA и USDC; как цитируется в Yen 1965, p. 127.
- ^ Кэррингтон 1978, стр. 154, 159; Словарь американской биографии, стр. 146; Дальний Восток (1877): 88.
- ^ «ПИРАТЫ ФОРМОЗЫ. — Официальные отчеты о взаимодействии военно-морских сил США с дикарями острова. — Первая страница — NYTimes.com» . Нью-Йорк Таймс . 24 августа 1867 года . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Дэвидсон (1903) , с. 116 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвидсон (1903) , с. 116.
- ^ Догерти, ЖЖ (2009). Корпус морской пехоты и Государственный департамент: постоянные партнеры во внешней политике США, 1798–2007 гг . МакФарланд, Инкорпорейтед Паблишерс. п. 28. ISBN 9780786453016 . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Коллум, РС (2008). История Корпуса морской пехоты США . Читайте книги. п. 184. ИСБН 9781409715443 . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ 14. Йен, 1965, стр. 127–148; Кэррингтон 1978, с. 160; Дальний Восток 1877, стр. 88-89.
- ^ США, Национальный архив, Record Group 59, «Консульские депеши, Сямэнь», том. 3 (микрофильм № 100, рулон 3), Le Gendre to Bell, 30 июля 1867 г.; как цитируется в Carrington 1978, p. 160.
- ^ « КИТАЙ-ФОРМОЗА. ФОРМОЗА. Доклады г-на К.В. Ле Жандра » . Годовой отчет о коммерческих отношениях между Соединенными Штатами и иностранными государствами: составленный государственным секретарем за год, закончившийся 30 сентября 1869 года . Государственная типография . 1871 год. п. 92. Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г. Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ «Формоза» . Британская энциклопедия . Том. IX (9-е изд.). Сыновья Чарльза Скрибнера. 1879. с. 417.
- ^ См. также его статью в китайской Википедии .
- ^ Йен 1965, стр. 149-53; Кэррингтон 1978, стр. 133, 157–58, 161–72, 174, 176; Отнесс, Гарольд М., Тысяча жителей Запада на Тайване до 1945 года: Биографический и библиографический словарь ([Тайбэй]: Институт истории Тайваня, Подготовительное отделение, Academia Sinica, 1999), стр. 97; Дальний Восток (1877): 89-90; Словарь американской биографии, стр. 146.
- ^ Соединенные Штаты. Государственный департамент (1868 г.). Документы, касающиеся международных отношений Соединенных Штатов . Типография правительства США. п. 491 . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Le Gendre, письмо воспроизведено в Дэвидсоне (1903) , стр. 117-122
- ^ Вонг 2022 , с. 119-120.
- ^ Вонг 2022 , с. 121-122.
- ^ Вонг 2022 , с. 123.
- ^ Секалу: Формоза 1867 (мини-сериал, 2021) , IMDb
Библиография
[ редактировать ]- Барклай, Пол Д. (2018). Изгои империи: правление Японии на «дикой границе» Тайваня, 1874–1945 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520296213 .
- Дэвидсон, Джеймс В. (1903). «Глава IX: Аварии и оскорбления мореплавателей. 1848–1867». Остров Формоза, прошлое и настоящее: история, люди, ресурсы и коммерческие перспективы: чай, камфора, сахар, золото, уголь, сера, экономичные растения и другие производства . Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан. ОЛ 6931635М .
- Вонг, Ён-цу (2017), Завоевание Китаем Тайваня в семнадцатом веке: победа в полнолуние , Спрингер
- Вонг, Тин (2022), Приближаясь к суверенитету над островами Дяоюйдао , Спрингер
- Торговые суда США
- Индивидуальные парусные суда
- Кораблекрушения в Тихом океане
- Высокие корабли США
- Морские происшествия в марте 1867 г.
- 1867 год на Тайване
- Военные отношения Китая и США
- Военные отношения Тайваня и США
- История Тайваня
- Культура и история тайваньских аборигенов
- Боевые происшествия
- События марта 1867 года