Jump to content

Выборы в Римской республике

(Перенаправлено с римских выборов )

Реверс денария, отчеканенного Луцием Кассием Лонгином в 63 г. до н.э., с изображением римского гражданина, бросающего бюллетень в урну. [ 1 ]

Выборы в Римской республике были важной частью ее управления, в них могли участвовать только римские граждане . Интересы высшего класса, сосредоточенные в городской политической среде городов , часто превосходили интересы разнообразного и разобщенного низшего класса; в то время как временами люди, уже находящиеся у власти, предварительно отбирали кандидатов на должность, что еще больше снижало ценность вклада избирателей. [ 2 ] Сами кандидаты политике поначалу держались на расстоянии от избирателей и воздерживались от публичных выступлений (фактически официальные выступления в какой-то момент были запрещены, чтобы сосредоточиться на , а не на харизме кандидата), [ 3 ] но впоследствии они с лихвой наверстали упущенное привычным взяточничеством , принуждением и пустыми обещаниями. По мере того, как практика предвыборной агитации расширялась и расширялась, круг кандидатов больше не ограничивался избранной группой с богатством и знатным происхождением. Вместо этого гораздо больше обычных граждан получили шанс баллотироваться на посты, что позволило обеспечить более равное представительство при принятии ключевых правительственных решений.

Во времена Римской республики граждане ежегодно избирали . почти всех должностных лиц Народные выборы на высокие посты были в значительной степени сорваны, а затем прекращены Августом , первым римским императором (годы правления 27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Однако римские выборы продолжались на местном уровне.

Источники

[ редактировать ]

Выборы были центральным элементом истории и политики Рима на протяжении примерно 500 лет, и такие крупные историки, как Ливий и Плутарх, часто ссылаются на них. Не существует всеобъемлющего отчета о том, как прошли выборы. [ 4 ] Историки реконструировали детали на основе разрозненных отчетов разных эпох, но многое все еще неясно, и по некоторым элементам ведутся научные споры.

Одним из основных схематических источников римской конституции является Полибий , который создал влиятельное описание Рима как страны с «смешанной» конституцией с монархическими, аристократическими и народными элементами консулов, сената и народных собраний. Однако этот подход в значительной степени является априорным и неудовлетворительно объединяет элементы римской конституции в конституционную схему, вдохновленную греками. [ 5 ]

Саллюстий дает ценный отчет о кампании Мариуса в Югуртинской войне 107 г. до н.э. Важнейшими источниками являются сочинения Цицерона . Хотя его основные работы посвящены выборам, его повседневная жизнь была погружена в политику поздней республиканской партии, и его сохранившиеся письма и речи являются наиболее ценными. Двумя важными являются Pro Murena и Pro Plancio , обе юридические речи в защиту кандидатов, обвиняемых во взяточничестве. [ 6 ] Он также написал два диалога о республике и законах ( De re publica и De Legibus ), которые обеспечивают дальнейший схематический контекст римской политической мысли. [ 7 ]

Наиболее полным сохранившимся источником о самих выборах является Commentariolum Petitionis ( Маленький справочник по проведению выборов ) Квинта Туллия Цицерона . Это руководство по баллотированию на пост консула, написанное Квинтом для кампании своего брата в 64 г. до н.э. К сожалению, существует множество сомнений в ее подлинности, некоторые считают ее достоверной для того периода, другие относят ее столетие спустя к автору, который не имел прямого знания избирательных реалий. [ 8 ]

Структура

[ редактировать ]

Римский народ теоретически был суверенным, но вся его суверенная власть должна была осуществляться через избранных им магистратов. Латинский словарь выборов и голосования подразумевает, что досрочное голосование в основном проводилось путем одобрения, когда целью выборов было подтверждение согласия народа на выбор элитного руководства. [ 9 ] В начале республики единственными выборными должностями были два консула ; В течение существования республики добавлялись новые государственные должности, и к концу республики было избрано около сорока четырех государственных должностей. Все избирались ежегодно сроком на один год, за исключением цензора , который обычно избирался каждые пять лет. Единственными государственными должностями, которые не избирались, были диктатор и magister equitum , заместитель диктатора, которые назначались консулом в чрезвычайных обстоятельствах. [ 10 ]

Римские граждане были разделены на различные собрания, которые отличались формой блокового голосования. Собрания абстрактно представляли весь римский народ, даже если блоки не имели большого отношения к населению или участию. Граждане были разделены на курии , центурии и племена, которые при организации создавали собрания куриатной , центуриатной и племенной форм. В поздней республике куриатные комиции – орган, утверждавший империй – носил в основном церемониальный характер: тридцать курий были представлены тридцатью ликторами, заменявшими все римское население. [ 11 ] Фактический отбор высших магистратов (консула, претора и цензора) производился еще до столетий. Это было тимократическое собрание, произошедшее от организации ранней римской армии , и столетия были организованы в ярусы по рангам и имуществу с кавалерийскими всадниками наверху и безоружными и неимущими внизу. Квесторы и курульные эдилы избирались племенами, а трибуны и плебейские эдилы избирались плебейским советом . [ 12 ] Они были разделены на тридцать пять племен , которые были наследственными и географическими. Плебейский совет был созван с разделением плебеев на племена, что делало его почти идентичным племенному собранию.

После того, как магистрат сформировал собрание, обычно летом или в начале осени, кандидаты предстояли перед избирателями. Когда голосование начнется, соответствующий блок подаст голоса мировому судье. До 139 г. до н. э. и принятия закона Gabinia tabellaria избиратель стоял в очереди на приподнятом трапе, а затем передавал клерку свой бюллетень. После реформ того года он вместо этого стал писать имена собственноручно. Затем бюллетени собирались в урну и подсчитывались. [ 13 ]

На протяжении веков результаты голосования каждого столетия объявлялись по мере их появления. Первой проголосовала центурия прерогатива , выбранная из семидесяти центурий первого класса; [ 14 ] после того, как он проголосовал и был объявлен его результат, проголосовали остальные ученики первого класса и были объявлены их результаты. Вслед за первым классом голосовали всадники и патриции, затем по порядку остальные классы. Голосование завершилось, когда было заполнено необходимое количество должностей. В племенах после 139 г. до н.э. голосование, вероятно, проводилось одновременно, но подсчитывалось в порядке, определяемом жребием, причем результаты заканчивались также тогда, когда все должности были заполнены. [ 13 ]

Выборы как племен, так и веков обычно происходили на Марсовом поле ; хотя собрания собирались в других местах также для законодательных целей, возможно, требовалось большее пространство в кампусе, чтобы вместить большее количество избирателей. [ 13 ] В республиканский период голосование происходило только лично: только когда выборы стали неактуальными в раннем принципате, было предусмотрено, что бюллетени из итальянских городов передавались запечатанными в Рим. [ 15 ]

После голосования собрание их решение должно было быть ратифицировано председательствующим судьей. Если магистрат не утвердил это, выборы были признаны недействительными. Формально выборы нового магистрата производились магистратом по рекомендации народа, а последующий магистрат «создавался» действующим президентом. [ 16 ] В прежние времена выборы могли представлять собой просто одобрение лидеров, уже представленных председательствующим судьей. [ 17 ] Председательствующие магистраты имели право голосовать и действительно отбрасывали голоса: в 215 г. до н.э. председательствующий консул обратился к центурии прерогатива с просьбой пересмотреть свое голосование; в 184 г. до н. э. избрание Квинта Фульвия Флакка претором было отклонено, поскольку он уже был избран эдилом; в 148 г. до н. э. председательствующий магистрат отказался признать избрание Сципиона Эмилиана консулом, поскольку он тогда был кандидатом только на должность эдилья. [ 18 ] Однако для того, чтобы магистрат смог таким образом подавить волю народа, требовалась определенная степень поддержки; если кандидаты протестовали и не получали поддержки, президент обычно уступал. [ 19 ]

После выборов было созвано заседание куриальных комиций (в поздней республике каждая из тридцати курий была представлена ​​одним ликтором) для предоставления нового магистратского империя или, в противном случае, покровительства, необходимого для обладания империем . Даже в поздней республике наличие необходимого lex curiata de imperio считалось необходимым для того, чтобы магистрат осуществлял командование провинцией. [ 20 ] [ 21 ]

Агитация

[ редактировать ]

Предвыборная кампания начиналась, когда судья, отвечающий за выборы, объявлял день выборов. В 98 г. до н.э. закон Цецилии Дидиа установил продолжительность кампании от 17 до 25 дней. [ 4 ]

Основным мероприятием предвыборной кампании была агитация на Форуме . Кандидат шел на форум в окружении группы сторонников, чтобы встретиться с еще одной группой союзников на Форуме. На форуме кандидат пожимал руки имеющим право голоса избирателям. Некоторым кандидатам на ухо шептал номенклатор , раб , обученный запоминать имена всех избирателей, чтобы кандидат мог поприветствовать их всех по имени. [ 22 ] Человек, баллотирующийся на должность, носил специально отбеленную тогу , известную как тога кандида . Именно от этого термина мы получили современное слово кандидат . [ 22 ] Некоторые кандидаты, возможно, распространили свою агитацию на сельские рынки вокруг Рима, как только тем, кто находится за пределами города, было разрешено голосовать.

Политические митинги не были разрешены на римских выборах. Вместо этого кандидаты для привлечения избирателей устраивали банкеты и раздавали бесплатные билеты на игры. Чтобы заплатить за это, кандидат должен был либо быть богатым, либо полагаться на спонсорство богатых друзей. Есть случаи, когда люди разорительно влезали в долги, чтобы финансировать свои кампании. Не было никаких попыток ограничить, кто и сколько может делать пожертвования, но было принято несколько законов, пытающихся ограничить расходы кандидатов на банкеты и игры. [ 23 ]

Объявление кандидатуры

[ редактировать ]

Публичное голосование в Риме изначально было процессом, не допускавшим истинного выбора со стороны народа. После того как Сенат подготовил список кандидатов, именно магистрат сузил список до двух кандидатов, которые могли претендовать на выдвижение. Позже в Римской республике была установлена ​​практика, называемая professio , при которой потенциальные кандидаты начинали «исповедоваться перед мировым судьей». [ 3 ] их желание быть выдвинутым кандидатом. Это привело к тому, что выдвинутые кандидаты публично заявляли о своих стремлениях к власти и даже «[проводили] собственную агитацию». [ 24 ] явно проводя кампанию с учетом идеи выбора избирателей. Тем не менее, власть народа может быть ограничена, поскольку в 201 г. до н. э. и 169 г. до н. э. было несколько случаев, когда кандидаты подозрительно становились избранными всего через день после того, как они объявили себя кандидатами, что, конечно, не давало людям реального времени, чтобы узнать об этом. таких выборов, сделанных в последнюю минуту, и тем более голосовать за них. Однако в более позднем столетии были установлены более конкретные правила относительно поведения и агитации кандидатов. [ 3 ] Эти законы не позволяли людям выдвигать свою кандидатуру за день до выборов, требуя, чтобы профессия была сделана до определенной установленной даты.

Стратегии кампании

[ редактировать ]

Политики, претендующие на власть в Римской республике, следовали стратегиям предвыборной кампании, аналогичным тем, которые используют современные политики. В современном письме, написанном в консулы кандидату Марку Цицерону его братом Квинтом во время кампании Марка, Квинт написал о различных стратегиях кампании, которые помогут Марку быть избранным. Один из самых важных советов, которые подчеркивал Квинт, заключался в том, что Маркусу следует заводить дружбу с мужчинами более высокого статуса, потому что именно они имели наибольшее влияние. Помимо налаживания отношений с богатыми, Квинт также посоветовал Маркусу «напомнить всем, кто у вас в долгу, что они должны отплатить вам своей поддержкой». Чтобы иметь шанс быть избранным, политикам нужно было вспомнить о любых оказанных им услугах, потому что им нужна была вся возможная поддержка. Более того, как и в современной политике, политикам в Римской республике нужно было угождать всем, будь то обещания, которые, как они знали, они не смогут сдержать, или просто быть очень вежливыми. В ответе Маркус своему брату он отметил, что «люди предпочтут, чтобы вы солгали им, чем прямой отказ». [ 25 ]

Таким образом, все, что имело значение, это то, чтобы политик делал всех счастливыми, даже если это означало ложь их сторонникам. Помимо лести и торговли благосклонностью, политики даже прибегали к тактике ad hominem; в частности, на туалетах общественных зданий в Помпеях можно найти многочисленные нападки на характер или избирательный округ оппонентов, баллотирующихся на посты. Некоторые умные кандидаты (или их сторонники), очевидно, нацарапали насмешливые сообщения, подразумевающие, что только сомнительные персонажи, такие как «подлые воры... вся компания поздно пьющих [и] поздно вставающих», поддерживают кандидата-противника. [ 26 ]

Программы и вечеринки

[ редактировать ]

Римские выборы не были похожи на современные выборы. Роль народа заключалась в том, чтобы выбрать кандидата с лучшими качествами и высочайшими заслугами. Магистраты должны были осуществлять свои полномочия независимо и беспристрастно в интересах общества в целом, а не в интересах фракционных интересов. Это означало, что кандидаты не проводили кампанию на основе политики или программ. Хотя некоторые ученые полагают, что в поздней республике существовало разделение на оптиматов и популяров , это не были политические партии, и кандидаты не могли их представлять. [ 27 ] Этого разделения не существовало до последнего столетия республики. До этого разделения основывались в первую очередь на семейных фракциях, таких как роды Claudia , Semproina и Mucia . [ 28 ]

Коррупция

[ редактировать ]

Поскольку большинство избирателей считали выборы не имеющими отношения к их собственной жизни, многие кандидаты прибегали к подкупу, чтобы убедить людей отдать свои голоса. Взяточничество стало настолько распространенной практикой в ​​поздней республике, что рассматривалось как нормальная часть политического процесса и варьировалось от явных обещаний денег до простого проведения игр и развлечения людей. Где-то в середине второго века Полибий отметил запрет взяточничества, но это оказалось бесполезным, поскольку оно продолжало играть важную роль на выборах, и было очень трудно провести различие между взяточничеством и системой патронажа . [ 29 ] [ 30 ] Некоторые данные свидетельствуют о том, что по мере того, как доминирование этой практики росло, число мужчин, получивших консульство без каких-либо консульств в своей семье, также росло. Таким образом, политическая должность больше не ограничивалась лицами благородного происхождения, и республика начала переход от аристократического правления к более олигархическому по своей природе. Некоторые источники утверждают, что деньги, полученные от взяток, на самом деле помогли рядовым избирателям оплатить расходы на голосование. [ 31 ] Фактически, самой большой мишенью этой коррупции были эти бедные граждане, что свидетельствует о том, что эти избиратели по-прежнему имели значительное влияние на исход выборов. [ 29 ] Однако последствия такой коррупции вызвали недоверие к конституции и политическому процессу, что частично привело к гражданской войне . [ 30 ]

Коррупция представляла собой величайшую проблему в поздней республике, когда выгодные преимущества высоких должностей привели к более конкурентным выборам. Кандидатов часто обвиняли в нарушении законов, ограничивающих расходы, а также в прямом подкупе избирателей. Избирательные преступления были известны как ambitus , и была принята длинная серия законов, пытающихся искоренить их, но, по-видимому, без особого эффекта. На консульских выборах 59 г. до н.э. и Юлий Цезарь , и его соперник Бибул взяли на себя крупные взятки. На выборах 54 г. до н. э. два кандидата пообещали центурию прерогативу за голосование огромную сумму в 10 миллионов сестерциев. [ 32 ]

Представительство и электорат

[ редактировать ]

Например, Совет Племени на первый взгляд был справедливым, но на самом деле работал в пользу элит, у которых были ресурсы, чтобы поехать в город для участия в выборах. Клиенты и покровительство римской системы также гарантировали, что голоса низших классов были привязаны к элите. [ 33 ] Хотя голосование было более открытым, баллотирование на пост было гораздо более ограниченным. Для кандидата требовались более строгие имущественные тесты и десять лет военной службы. На протяжении всей истории Республики в управлении и завоевании государственных должностей доминировали элитные семьи. [ 34 ]

Плебейская группа, состоящая в основном из сельских фермеров, лишь постепенно с течением времени получала большее политическое представительство. К середине V века до нашей эры плебеи приобрели достаточную политическую власть, чтобы их собрание, называемое Консилиумом ( объединение ряда других разрозненных плебейских собраний), могло избирать десять трибунов или представителей ежегодно. Консилиум был примечателен тем, что впервые представлял всех плебеев, а не только жителей города. [ 35 ] Это было также одно из немногих собраний своего времени, в которых применялось групповое голосование, при котором каждое плебеи соглашалось подавать один голос, подобно Коллегии выборщиков Соединенных Штатов и некоторым процессам английского парламента . [ 36 ] Однако когда дело дошло до выборов чиновников и магистратов более высокого уровня, эта ответственность по-прежнему лежала на Центуриатном собрании, которое по большей части контролировалось интересами патрициев. В конце концов, это тоже изменилось, и в него были включены голоса более чем 35 сельских плебейских племен. [ 37 ] Как только низший класс получил большее политическое представительство, у него появилась большая возможность наконец подняться по политической и социальной лестнице, сделав «правление народа» более достижимой целью. [ 38 ]

Электорат и явка

[ редактировать ]

Голосование на большинство должностей было открыто для всех полноправных римских граждан , в эту группу не включались женщины , рабы и первоначально те, кто жил за пределами Рима. В ранней республике электорат был небольшим, но по мере роста Рима он расширялся. Закон Юлия 90 г. до н.э., распространивший право голоса на граждан по всей Италии, значительно расширил это право. По данным последней республиканской переписи населения 70 г. до н.э., возможных избирателей было 910 000. [ 39 ]

Неизвестно только, как римляне отслеживали, кто имел право голоса. Дебаты по поводу избирательных прав были частыми, и необходимо было провести различие между избирателями и неизбирателями. Одна из возможностей заключается в том, что, поскольку избиратели собираются в племя, его члены будут достаточно хорошо известны друг другу, чтобы можно было заметить постороннего, но по мере роста населения это будет сложно. Историки предполагают, что сохранялся центральный список избирателей или что гражданам выдавались какие-то удостоверения личности избирателя , но ни источников, ни археологических свидетельств ни того, ни другого не сохранилось. [ 40 ]

Еще один обсуждаемый вопрос – явка. Ни один современный источник не указывает, сколько бюллетеней проголосовало на выборах. Одним из ключей к приблизительному числу является размер избирательного участка. Будучи консулом, Юлий Цезарь начал строительство сооружения на Марсовом поле для удержания населения во время голосования. Размер сооружения, если бы оно было полностью заполнено избирателями, могло бы вместить от 30 000 до 70 000 человек. Это почти наверняка завышенная оценка, поскольку потребовались бы открытые пространства для проведения самого голосования. Цицерон упоминает в одной работе, что голосование за одного консула в 45 г. до н. э. заняло пять часов, при этом голосовали всадники, а также представители первого и второго классов. Судя по тому, что нам известно о том, как было организовано голосование, историки подсчитали, что на этих выборах могло проголосовать от 6000 до 16800 человек. При электорате в 910 000 человек даже по самым оптимистичным предположениям явка избирателей оказывается ниже 10%. [ 39 ]

Конец выборов

[ редактировать ]

Во время правления Цезаря Августа демократические выборы в Риме пришли к окончательному упадку. Август подорвал и уменьшил значение результатов выборов, в конечном итоге полностью отменив выборы. Он также преуменьшил важность самих офисов. Он мог свободно назначать сенаторов и, по сути, контролировал всех членов сената, поэтому сенат был полон его сторонников, и выдвижение кандидатуры было основано на лести, а не на заслугах. [ 41 ] Август также имел большое влияние на магистратов; ему было предоставлено право награждать кандидатов на должность, что стало гарантией победы на выборах. [ 41 ] Позже он свел на нет власть избранных трибунов, приняв на себя полномочия трибуна, фактически не занимая саму должность, что позволило ему действовать как таковой, без того, чтобы другие трибуны бросали ему вызов. [ 41 ] Это включало отмену любого закона, предложенного другими, что значительно уменьшило власть трибунов. Из-за этого, хотя выборы все же состоялись, их результаты имели гораздо меньшее значение, чем при республике. В конце концов, в конце своего принципата Август полностью отменил прямые выборы, установив назначение группой сенаторов и всадников . Гражданам по-прежнему разрешалось выбирать муниципальных чиновников, но заполнение должностей более высокого уровня было полностью оставлено на усмотрение тех, кто уже находился у власти.

Есть свидетельства того, что выборы на муниципальном уровне продолжались некоторое время и за пределами Рима. В руинах Помпеи обнаружено несколько надписей -граффити , восхваляющих того или иного кандидата, что указывает на то, что в 79 году нашей эры здесь еще продолжались состязательные выборы. [ 42 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кроуфорд, Римская республиканская чеканка , стр. 440.
  2. ^ Адкок 1964, стр. 19-35.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Staveley 1972, p. 148.
  4. ^ Перейти обратно: а б Вишня 2012, с. 106
  5. ^ Моуритсен 2017 , стр. 7–13.
  6. ^ Якобсон 1999, с. 20
  7. ^ Моуритсен 2017 , стр. 13–15.
  8. ^ Вишня 2012, с. 108
  9. ^ Моуритсен 2017 , стр. 15–19.
  10. ^ Уилсон, Марк Б. (2021). Диктатор: эволюция римской диктатуры . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. гл. 7. ISBN  978-0-472-13266-9 . OCLC   1197561102 .
  11. ^ Моуритсен 2017 , стр. 26–27.
  12. ^ Тейлор 1966, с. 4
  13. ^ Перейти обратно: а б с Патерсон 2016 .
  14. ^ Моуритсен 2017 , с. 45. Центурия прерогатива была введена в ходе реформ третьего века, в результате которых число центурий первого класса сократилось с восьмидесяти до семидесяти.
  15. ^ Левенштейн, Карл (1973). «Учреждения принципата Августа I». Управление РИМОМ . Дордрехт, Нидерланды: Springer. стр. 255–273. дои : 10.1007/978-94-010-2400-6_12 . ISBN  978-94-010-2400-6 . См. также Сует. Август , 46.
  16. ^ Моуритсен 2017 , с. 18.
  17. ^ Моуритсен 2017 , с. 19 н. 34.
  18. ^ Моуритсен 2017 , стр. 19–20.
  19. ^ Моуритсен 2017 , с. 20 н. 43.
  20. ^ Моуритсен 2017 , стр. 19, 27.
  21. ^ Дрогула, Фред К. (2007). «Империум, потестас и померий в Римской республике» . Historia: Журнал древней истории . 56 (4): 438. doi : 10.25162/historia-2007-0027 . ISSN   0018-2311 . JSTOR   25598407 . S2CID   159843089 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Вишня 2012, с. 112
  23. ^ Вишня 2012, с. 111
  24. ^ Стейвли 1972, 146.
  25. ^ Цицерон и Карвилл, 2012, стр. 18–28.
  26. ^ Надписи на домах в Помпеях , 79 год нашей эры. См. Дэвис 1912–13), стр. 260–265.
  27. ^ Якобсон 2012 .
  28. ^ Хендерсон, ММ (октябрь 1968 г.). «Тиберий Гракх и крах Римской республики». Теория: Журнал социальной и политической теории (31): 51–64.
  29. ^ Перейти обратно: а б Якобсон 2012 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Линтотт 1990, стр. 1-16.
  31. ^ Ропер 2013, стр. 37-61.
  32. ^ Вишня 2012, с. 139
  33. ^ Якобсон 1999, с. 9
  34. ^ Вишня 2012, с. 105
  35. ^ Адкок 1964, с. 30.
  36. ^ Стейвли 1972, стр. 122, 133.
  37. ^ Адкок 1964, стр. 32, 34.
  38. ^ Адкок 1964, с. 31.
  39. ^ Перейти обратно: а б Вишня 2012, с. 125
  40. ^ Staveley 1972, p. 159.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Адкок 1964, с. 76
  42. ^ Staveley 1972, p. 224.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 510e57c95b2b50ae3bb9cf20f491d05d__1722688200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/5d/510e57c95b2b50ae3bb9cf20f491d05d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elections in the Roman Republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)