Музыка зарезервирована
В истории музыки musica reservata (также musica secreta ) — это либо стиль, либо практика исполнения вокальной музыки а капелла второй половины XVI века, главным образом в Италии и южной Германии , предполагающая утонченность, исключительность и интенсивное эмоциональное выражение. пропетый текст.
Определение
[ редактировать ]Точное значение, которое появляется в разрозненных современных источниках, является предметом споров среди музыковедов . Хотя некоторые источники противоречивы, четыре аспекта кажутся ясными:
- musica reservata включала использование хроматических последовательностей и голосового сочинения - манеру сочинения, ставшую модной в 1550-х годах, как в мадригалах , так и в мотетах ;
- это включало в себя стиль исполнения, возможно, с дополнительными украшениями или другими эмоциональными методами;
- использовалась словесная живопись , т. е. использование конкретных и узнаваемых музыкальных фигур для освещения конкретных слов в тексте; и
- музыка была создана для исполнения и оценки небольшими группами ценителей.
Среди композиторов в стиле musica reservata были Никола Вичентино (пишется как Musica riserata ), написавший об этом в своей L'antica musica Massimo alla Moderni Prattica (1555); [ 1 ] Филипп де Монте , плодовитый композитор мадригалов, работавший в основном в Вене; и, прежде всего, Орланд де Лассус , известный и разносторонний композитор, работавший в Мюнхене, чьи «Пророчества Сибилларум» , написанные, вероятно, в 1560-х годах, могут представлять собой пик развития стиля. Последовательность аккордов , с которой начинается Prophetiae Sibyllarum , раздражает даже уши, привыкшие к музыке 20-го века : начальные аккорды: до мажор – соль мажор – си мажор – до ♯ минор – ми мажор – фа ♯ минор, все в основной позиции, спеты. к тексту: «Carmina chromatico, quae audis modulata tenore» — буквально «песни, которые вы слышите в исполнении хроматического тенора» (возможно, имеется в виду цельнохроматическая композиция, «технически» основанная на хроматическом теноре).
Стиль musica reservata , подразумевающий весьма изысканный, возможно, маньеристический стиль композиции и исполнения при очень небольшой аудитории, напоминает как ars subtilior авиньонской также группы композиторов конца XIV века, так и, возможно, некоторые произведения современной авангардной классической музыки конца 20 века. Этот стиль также можно сравнить с хроматическими мадригалами и мотетами итальянского композитора Карло Джезуальдо несколько десятилетий спустя.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «...потому что они эффективно понимают, что (как демонстрируют древние писатели) Хроматическая и Энгармоническая Зарезервированная Музыка, которая Диатонический, потому что его поют на публичных праздниках в общественных местах для использования обычными ушами; те, что среди частных удовольствий лордов и принцев, используются для использования очищенных ушей во славу великих личностей и героев». автор Thesaurum Musicarum Italicarum .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Статья «Musica reservata» в Словаре музыки и музыкантов New Grove под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франджипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X