HDMS Рота (1822 г.)
Рота по рисунку 1850 года.
| |
История | |
---|---|
Дания | |
Имя | Лотерея |
Владелец | Королевский флот Дании |
Строитель | Королевская датская военно-морская верфь |
Запущен | 31 июля 1822 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 мая 1838 г. |
Судьба | Продано на аукционе |
Дания | |
Имя | Рота Копенгагена |
Владелец | Х. Пуггаард и Ко. |
Приобретенный | 1863 |
Судьба | Продал |
Норвегия | |
Имя | Лотерея |
Владелец | Пол Ларсен, Арендал |
Приобретенный | 1882 |
Судьба | Разбитый 1892 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Фрегат |
Длина | 48,09 м |
Вооружение | На вооружении Дании: 46 16-фунтовых орудий. |
HDMS Rota — фрегат Королевского военно-морского флота Дании . Прежде всего, его помнят как корабль, который в 1838 году забрал из скульптора Бертеля Торвальдсена и многие его произведения искусства Ливорно и привез их обратно в Данию. Ганс Далеруп , ее капитан, и Александр Уайльд , тогда младший лейтенант, описали путешествие в своих мемуарах. В 1863 году «Рота» была продана компании H. Puggaard & Co. и преобразована в гражданское торговое судно. Он потерпел крушение у берегов южной Норвегии в 1892 году, примерно через десять лет после того, как был продан Полу Ларсену из Арендаля .
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Рота была построена в Нихольме по проекту Андреаса Шифтера . Он был одним из четырех фрегатов одного класса. Другими были HDMS Freya (1824–1853), HDMS Havfruen (1825) (1832–1864) и HDMS Bellona (1830) (1835–1862). Строительство началось 15 ноября 1819 года и закончилось 7 октября 1823 года. Спущен на воду 31 июля 1822 года. [ 1 ]
Рота имела длину 48,09 метра (157 футов 9 дюймов), ширину 11,84 метра (38 футов 10 дюймов) и осадку 5,42 метра (17 футов 9 дюймов). Она сместила 705,5 1 ⁄ 2 лэстера ( около 1,11 тонны). В ее состав входило 404 человека. Ее первоначальное артиллерийское вооружение составляло 28 18-фунтовых орудий, 28 8-фунтовых орудий и 4 12-фунтовые гаубицы . Позже его заменили на 46 18-фунтовых орудий. [ 2 ]
Военно-морская карьера
[ редактировать ]Средиземноморский
[ редактировать ]Рота была принята на вооружение Королевского флота Дании 9 мая 1838 года. Было решено отправить ее в Ливорно, чтобы забрать скульптора Бертеля Торвальдсена , который наконец решил вернуться в Данию после 40 лет в Риме, а также многих из его произведения искусства, которые позже будут установлены в новом музее Торвальдсена . Первые 52 ящика с его произведениями искусства были перевезены в Данию на борту фрегата «Сент-Круа» (капитан Мартинус Кристиан де Клауман) в 1825 году. В апреле 1827 года 70 ящиков с произведениями искусства забрало торговое судно «Тереза» (капитан Шредер). ). Еще 65 коробок с произведениями искусства, предназначенных главным образом для установки в церкви Богоматери и дворце Кристиансборг , которые находились на реконструкции после пожаров, были перевезены в Данию на борту корвета «Галатея» в 1833 году. В 1835 году Беллону отправили в Ливорно, чтобы забрать Торвальдсен и другие его работы были выставлены на продажу, но скульптор в кратчайшие сроки решил отложить свое возвращение в Данию. [ 3 ]
На первом этапе пути Роту будут сопровождать бриги «Аларт» и «Сент-Крус» , а также корвет «Флора» . «Аларт» и «Сент-Крус» затем продолжили бы путь в Датскую Вест-Индию , тогда как «Флора» , военно-морской учебный корабль для мичманов, должен был следовать за Ротой на всем пути. [ 4 ] Ротой командовал капитан Ганс Далеруп и Ханс Фискер был заместителем командира. Александр Уайльд был младшим лейтенантом. [ 5 ] скульптор Йенс Адольф Йерихау , только что окончивший Датскую королевскую академию изящных искусств . Пассажиром на борту находился [ 6 ]
Четыре корабля вышли из Копенгагена 11 мая 1838 года, но потеряли связь друг с другом, когда столкнулись с снежной бурей со стороны Эне у берегов Норвегии. Они воссоединились в Норвегии, но снова разошлись в Ла-Манше из-за густого тумана с юго-запада. Ситуация не улучшилась в Бискайском заливе , где ненастная погода и коварные течения позволили Санта-Крусу следовать только за Ротой . Затем Рота в одиночку продолжила путь в Средиземное море и прибыла в Ливорно 9 июля . Произведения искусства, 62 коробки, некоторые из которых были очень большими и тяжелыми, прибыли через несколько дней, но все еще было неясно, действительно ли Торвальдсен вернется с ними. Позже Далеруп опишет свою первую встречу с Торвальдсеном, а также дорогу домой в своих мемуарах « Мит Ливс Бегивенхедер» : [ 4 ]
Я…. решил сам поехать в Рим, чтобы забрать его, где всегда будет большая честь, что должно было оказать на него какое-то воздействие, сделав для него менее легким отказ. [,,,] Я надел форму, чтобы продемонстрировать свое официальное поручение и оказать должную честь человеку, которого король решил забрать на военном корабле. [ 4 ]
Я встретил Торвальдсена в рубашке с рукавами, которую он обычно носил летом дома в гостиной. С ним был кто-то, и, казалось бы, немного смущенный тем, что принял меня «en disabillé», он хотел в спешке схватить куртку, но остался по-прежнему по моим настояниям, и вскоре мы обо всем договорились. [ 4 ]
— Теперь я должен был первым осмотреть Рим на несколько дней, пока он уладит кое-какие мелкие, еще нерешенные дела, а потом мы сможем определиться с днем отъезда.
Далеруп и Торвальдсен покинули Рим 5 августа в полночь. Они сели на корабль 7 августа: художник Дитлев Блунк , композитор Йоханнес Фредерик Фрелих и скульптор Вильгельм Маттиа также возвращались на корабле в Данию. Далеруп описывает их приезд в своих мемуарах:
Когда шлюпки приблизились к кораблю, были подняты флаги, и когда все поднялись на борт, где я и офицеры встретили их у трапа Якоба, а вся команда в праздничном наряде выстроилась впереди, я обнял Торвальдсена и приветствовал его на датской земле, после чего я повернулся к экипажу и сказал: «Давайте пожелаем, чтобы наш высоко оцененный Земляк был среди нас!» на что ответили тройным ура и прозвучал салют из девяти выстрелов. Этот прием, казалось, обрадовал славного старца.
Направляясь домой, Рота покинула Ливорно 9 августа. Дорога домой прошла без происшествий. В середине сентября «Рота» была вынуждена бросить якорь в Эллекилде-Хаге из-за попутного ветра и шторма на закате. Она оставалась там несколько дней, поскольку ненастная погода продолжалась, пока 17 сентября ее не отбуксировали на пароходе в Копенгаген. [ 4 ]
Путешествие по Зунду превратилось в настоящее триумфальное шествие, несмотря на туман. И с датского, и со шведского побережья он был переполнен лодками, полными празднично одетых людей, кричащих «ура» и бросающих в воду цветочные венки.
17 сентября в 16-17 фрегат встал на якорь в Кастельспинтене: «Моему большому и широкому халупу с длинными веслами было нелегко пробираться сквозь суетливую толпу лодок, битком набитых богато украшенными господами и дамами.
Медленно и осторожно, чтобы никого не поранить нашей рудой, мы продвигались под неустанные, оглушительные возгласы и ура.
Когда мы подошли к лестнице, все ступеньки были забиты людьми, и вся площадь надо мной представляла собой перекатывающийся лес человеческих голов, из-за чего я не мог видеть стоящую в ожидании карету, куда мы должны были поставить ступеньки.
Торвальдсен забрался в карету, кто-то запряг лошадь, и мы поехали на ней в Шарлоттенборг , где он должен был жить до дальнейшего уведомления. В тот вечер состоялось факельное шествие.
То, что осталось от обширных коллекций Торвальдсена в Риме, было перевезено обратно в Данию на корабле в 1839 году ( Галатея , капитан Йенс Зейделин, 42 ящика), 1842 году ( Фетида , капитан Кристиан Кристофер Зартманн, 120 ящиков), 1944 году ( Гефион , капитан Ганс) Георг Гарде, 136 ящиков) и 1845 г. ( Даня , капитан Брекволд, 9 ящиков). [ 3 ]
Первая Шлезвигская война
[ редактировать ]С 9 марта 1849 года по 13 сентября 1849 года Экерсберг также создал рисунок Роты и четырех других датских фрегатов, снаряженных в Копенгагене весной 1849 года. 2 февраля 1850 года он отмечает в своем дневнике: «Закончил рисунок пяти фрегаты дооснащаются 13 марта 1849 года». В середине марта 1849 года подняли знамя пятью фрегатами: « Гефион » , «Фетида» , «Беллона» , «Хавфруэн» и «Рота» . « Фрея» была готова 24 марта, а после потери «Гефиона » старая «Нимфен» также была введена в строй 25 апреля 1849 года.
Рота участвовала в Первой Шлезвигской войне . Она находилась под командованием Джона Кристмаса . Старший сын английского капитана корабля и торговца Джона Кристмаса , Кристмас позже достиг звания адмирала Королевского флота Дании. [ 7 ]
Учебно-жилой корабль
[ редактировать ]С 29 апреля 1856 г. по 19 августа 1856 г. «Рота» использовалась как учебный корабль. Она находилась под командованием капитана Фредерика Палудана. В 1861 году он использовался как жилой корабль. Ей командовал капитан-лейтенант П. К. Альбек. [ 2 ]
Гражданская карьера и судьба
[ редактировать ]В 1863 году «Рота» была выведена из состава Королевского флота Дании и продана компании H. Puggaard & Co. В августе 1864 года судостроитель П. Брандт приспособил ее для использования в качестве торгового судна. В 1865 году он был продан компании Det Kjøbenhavnske Skibsrederi I/S (дочерней компании H. Puggaard & Co.). [ 8 ]
была гражданским торговым судном, В то время, когда «Рота» ее первым капитаном был А. Я. Хэншелл (1864 г.). Густав Мёллер (Галлипер-Мёллер), Август Фредерик Андреа и П. Дж. Хансен (1872-). [ 8 ] Н. Томсен, сводный брат дочери Рудольфа Пуггара Сигне, был капитаном корабля с 1872 года до продажи в 1882 году. Он привез домой в Копенгагенский зоопарк множество экзотических животных . [ 9 ]
5 мая 1882 года Rota af København была продана в Лондоне некоему Полу Ларсену из Арендала в Норвегии. В 1892 году он потерпел крушение в Леманне Овер Банкерне на севере Норвегии.
День памяти
[ редактировать ]Ганс Далеруп описал свое путешествие с Ротой в 1838 году в своих мемуарах «События моей жизни I-IV». Александр Уайльд, служивший в том же путешествии младшим лейтенантом, описал это в «Воспоминаниях Иерихау и Торвальдсена» на борту фрегата «Рота 1838» (1884). [ 10 ]
Фредерик Теодор Клосс написал «Вид на гавань Копенгагена с редута в Толдбодене» . фрегат « Рота» В Нихольме готовит паруса корвет для подготовки гардемаринов «Флора» и вытаскивают (1838 г.). Картина была куплена Бертелем Торвальдсеном после выставки в Шарлоттенборге 1839 года и сейчас выставлена в музее Торвальдсена. Кристофер Вильгельм Эккерсберг изобразил Торвальдсена, прибывающего в Копенгаген Красный (1838–39). На картине изображен Бертель Торвальдсен, седовласый и одетый в черное, которого вытаскивают на берег с фрегата «Рота» в 1838 году. Эккерсберг выбрал момент, когда позади кораблей и лодок появилась радуга, и изучил ее, и хотя Торвальдсен мог только мельком, ему понравилось, и он заказал эту картину. Картина сейчас также экспонируется в музее Торвальдсена. Фридрих Бернхард Вестфаль также написал картину «Прием Торвальдсена на Тольдбодене» (1939, Музей Торвальдсена). Прием Торвальдсена в Тольдбодене также является предметом обсуждения. Монументальная картина Йоргена Зонне на фасаде музея Торвальдсена. Далеруп виден прямо за Торвальдсеном. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рота (1822 г.)» (на датском языке). Ловушка Дания . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «РОТА (1838-1863)» . navalhistory.dk (на датском языке) . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Репатриация искусства Торвальдсена» . archivet.thorvaldsensmuseum.d (на датском языке) . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вессель-Толвиг, П. «Бертил Торвальдсен возвращается домой на фрегате РОТА» . navalhistory.dk (на датском языке) . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Александр Уайльд (Морской офицер)» . Датский биографический лексикон . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ «Адольф Иерихау» . Датский биографический лексикон . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ «Джон Кристмас» (на датском языке). Датский биографический лексикон . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б "Отдельные детали корабля - Рота" . jmarcussen.dk (на датском языке) . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Фрегат РОТА Копенгагена» (на датском языке). Датский морской музей . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Воспоминания о Иерихау и Торвальдсене на борту фрегата Рота 1838» . bibliotek.dk (на датском языке) . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Дело: Толбодгейд 5» . Национальный совет культуры (на датском языке) . Проверено 16 июня 2022 г.