Jump to content

Арт-нуво в Брюсселе

Арт-нуво в Брюсселе
Вверху: Hôtel Tassel работы Виктора Орты (1893 г.); В центре: письменный стол Генри Ван де Вельде (1898 г.); Внизу: Дворец Стоклет работы Йозефа Хоффмана (1905–1911).
Годы активности в. 1890–1910 гг.
Расположение Бельгия

Движение в архитектуре и дизайне в стиле модерн впервые появилось в Брюсселе , Бельгия, в начале 1890-х годов и быстро распространилось во Францию ​​и остальную Европу. Оно началось как реакция на формальный словарь европейского академического искусства , эклектизма и историзма 19-го века и было основано на инновационном использовании новых материалов, таких как железо и стекло, для открытия больших внутренних пространств и обеспечения максимального света; изогнутые линии, такие как линия хлыстовой травмы ; и другие дизайны, вдохновленные растениями и другими природными формами.

Первые дизайнеры в стиле модерн в Брюсселе создавали не только искусство и архитектуру, но также мебель, стеклянную посуду, ковры и даже одежду и другие украшения. Некоторые муниципалитеты Брюсселя , такие как Схарбек , Эттербек , Иксель и Сен-Жиль , были построены во время расцвета стиля модерн и имеют множество зданий в этом стиле. После 1900 года стиль постепенно стал более формальным и геометрическим. Последней достопримечательностью стиля модерн в Брюсселе стал дворец Стоклет австрийско -моравского архитектора Йозефа Хоффмана (1905–1911), ныне ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , который ознаменовал переход к более геометрическому и формальному стилю и рождение ар-деко и ар-деко. ранний модернизм . [1]

Несмотря на то, что до конца 1960-х годов в Брюсселе городское планирование было свободным для всех в период с конца Второй мировой войны , в Брюсселе до сих пор сохранилось более 500 зданий в стиле модерн.

Архитектура

[ редактировать ]

Пол Хэнкер

[ редактировать ]

Первые два дома в стиле модерн в Брюсселе были построены одновременно, в 1892–1893 годах, архитекторами и дизайнерами Полем Ханкаром и Виктором Орта соответственно. Они были похожи по своей оригинальности, но сильно различались по конструкции и внешнему виду. Ханкар (1859–1901), сын мастера-резчика по камню, изучал декоративную скульптуру и декорирование в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе с 1873 по 1884 год, одновременно работая скульптором-орнаменталистом. С 1879 по 1904 год работал в мастерской выдающегося архитектора Анри Бейэра , мастера эклектической и неоклассической архитектуры . Благодаря Беярту Ханкар стал поклонником Эжена Виолле-ле-Дюка , французского архитектора, который выступал за использование новых инновационных материалов, таких как железо и стекло, черпая вдохновение из исторической архитектуры. [2]

В 1893 году Ханкар спроектировал и построил Ханкар-хаус , свою собственную резиденцию, по адресу 71, rue Defacqz / Defacqzstraat , в муниципалитете Сен-Жиль в Брюсселе. Чтобы украсить его, он объединил таланты нескольких своих друзей-художников, в том числе скульптора Рене Янссенса и художника Альберта Чамберлани , которые украсили фасад сграффити — слоями штукатурки, окрашенными в пастельные тона на влажную поверхность — популярная техника. в Италии эпохи Возрождения в 15-16 вв. Фасад и балконы украшены железным декором и завитками стилизованных цветочных узоров, что стало важной чертой модерна. На основе этой модели он построил несколько домов для своих друзей-художников, в том числе Янсенса, Чамберлани ( Hôtel Albert Ciamberlani ), дизайнера, ювелира и ювелира Филиппа Вольферса , а также художника Леона Бартоломе. Он также разработал серию инновационных стеклянных витрин для магазинов Брюсселя, одна из которых, бывшая Chemiserie Niguet , по адресу 13, rue Royale/Koningsstraat. в центре Брюсселя, все еще существует. [3]

В 1897 году Ханкар разработал еще один важный проект: он был художественным руководителем Международной выставки , проходившей в Тервурене , недалеко от Брюсселя, на которой были представлены работы крупнейших бельгийских художников модерна, в том числе Гюстава Серрюрье-Бови , Генри Ван де Вельде и Джорджа. Хобе. Он умер в январе 1901 года в возрасте 41 года, но его стиль повлиял на творчество более молодых художников Брюсселя, в том числе Поля Хамесса, Леона Снейерса, Антуана Помпе и модерниста Виктора Буржуа . [2]

Виктор Орта

[ редактировать ]

В то время как Ханкар работал над своим домом, Виктор Орта (1861–1947) строил в Брюсселе совершенно другой дом в стиле модерн — отель Tassel для ученого и профессора Эмиля Тасселя. [4] Орта родился в Генте и был сыном сапожника, изучавшего архитектуру в Королевской академии изящных искусств в Генте, затем в Академии изящных искусств в Брюсселе. Впоследствии он работал на неоклассического архитектора Альфонса Балата , который занимался строительством огромных Королевских теплиц из стекла и железа в Лакене на севере Брюсселя для короля Леопольда II . Будучи своим помощником, Орта научился использовать стекло, железо, а затем и сталь — материалы, которые он умело использовал во всех своих более поздних зданиях. [2]

Отель Тассель (1892–93)

[ редактировать ]

Отель Tassel , построенный в 1893 году, располагался на относительно узком участке, а фасад, гармонирующий с соседними зданиями, был хорошо продуман, но не революционен. Экстраординарной частью был интерьер, спроектированный с открытой планировкой, с новаторским использованием железных колонн, стеклянных окон и мансардных окон , а также декора, чтобы создать новую идею внутреннего пространства. [5] [6] Дом построен вокруг открытой центральной лестницы. Во внутреннем убранстве использовались вьющиеся линии, созданные по образцу виноградных лоз и цветов, которые повторялись в железных перилах лестницы, в плитке пола, в стеклах дверей и мансардных окнах, а также рисовались на стенах. Здание широко признано как одно из первых проявлений стиля модерн в архитектуре (наряду с домом Ханкара Поля Ханкара , построенным в то же время). [7] [4] [8] В 2000 году он был внесен вместе с тремя другими таунхаусами, спроектированными вскоре после этого, в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . Обозначая эти объекты, ЮНЕСКО пояснила: «Стилистическая революция, представленная этими работами, характеризуется их открытой планировкой, рассеянием света и блестящим соединением изогнутых линий декора со структурой здания». [9]

Другие работы

[ редактировать ]

Орта построил еще несколько таунхаусов в вариациях этого стиля, каждый из которых имеет свой оригинальный характер. В их число входят отель Winssinger (1895–96), отель Deprez-Van de Velde (1895–96), отель Solvay (1895–1900), отель van Eetvelde (1895–1901) и отель Aubecq (1900). , а также его собственная резиденция (1898–1901), которая сейчас является музеем Орта . Он применил ту же оригинальную комбинацию стального каркаса, открытой планировки, мансардных окон и функциональных элементов, без отделки и роскошных материалов, для нескольких более крупных зданий, включая штаб-квартиру Бельгийской рабочей партии (POB/BWP) или Maison du Peuple. Фолькшуйс (построен в 1896–1899 гг., снесен в 1965 г.). Он также спроектировал несколько коммерческих зданий, в том числе À L'Innovation универмаг (1901 г.), который сгорел в 1967 г. (см. L'Innovation Пожар в универмаге ), а также большой магазин тканей Magasins Waucquez (1905–1906). , который сейчас является Бельгийским центром комиксов .

Примерно после 1910 года черты модерна постепенно исчезли из творчества Орты, поскольку его стиль превратился в сплав неоклассицизма и раннего модернизма . Основные более поздние здания включают Центр изящных искусств , а также Центральный железнодорожный вокзал Брюсселя , строительство которого он начал в 1910 году и над которым все еще работал, когда умер в 1947 году. [10]

Генри Ван де Вельде

[ редактировать ]
Вилла Блуменверф , резиденция Генри Ван де Вельде (1895 г.)

Другой крупной фигурой брюссельского модерна был Генри Ван де Вельде (1863–1957). Он начал изучать искусство, музыку и литературу, но в 1893 году решил, под влиянием британского дизайнера по текстилю Уильяма Морриса , обратиться к декоративному, а не изобразительному искусству. Он начал проектировать мебель в 1894 году и спроектировал свой собственный дом, виллу Bloemenwerf , в муниципалитете Уккле в Брюсселе, на основе Красного дома Морриса. Он отверг влияние природы или исторических стилей и проектировал дома и украшения исключительно ради функциональности. В 1906 году он уехал из Бельгии в Веймар , Германия, где начал новую карьеру в немецком Werkebund . Проведя Первую мировую войну в Швейцарии, он вернулся в Брюссель, где с 1925 по 1935 годы руководил Высшей школой декоративного искусства. В 1947 году он поселился в Швейцарии, где и умер в 1957 году. [11]

Йозеф Гофман и дворец Стоклет (1905–1911)

[ редактировать ]

В Брюсселе есть самые ранние дома в стиле модерн, а также лучший образец позднего модерна или дома Венского сецессиона , дворец Стоклет (1905–1911) работы Йозефа Хоффмана в муниципалитете Волюве-Сен-Пьер . Здание практически не имеет ничего общего с первыми домами в стиле модерн, кроме определенной смелости и готовности нарушить все правила предыдущих стилей. Он был построен для брюссельского банкира и коллекционера произведений искусства Адольфа Стокле , который встретил Гофмана в Вене и был впечатлен его работами. Внешний вид дворца собран из больших мраморных кубов, прикрепленных к башне. Единственное украшение снаружи — небольшая скульптура Франца Мецнера над дверным проемом и узкие стилизованные полосы скульптуры, подчеркивающие горизонтальные и вертикальные края кубов.

Интерьер гораздо более роскошен, с богатством разнообразных камней и дерева, но при этом он неизменно геометрический. Самая известная особенность — керамический фриз в столовой работы австрийского художника-символиста Густава Климта . [12] В 2009 году дом был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия . [1]

Другие известные брюссельские архитекторы

[ редактировать ]

Среди других известных архитекторов в стиле модерн в Брюсселе:

  • Поль Сентенуа (1862–1952), который адаптировал многие элементы, введенные Ортой, в том числе тонкие железные колонны, эркеры и балюстрады с завивающимися линиями. Его самая известная работа — бывший «Старая Англия» универмаг (1898–99) на улице Монтань-де-ла-Кур / Хофберг в центре Брюсселя, ныне Музей музыкальных инструментов (МИМ). Он отличается естественным освещением, богатым декором в виде железной решетки и керамической плитки, а также открытой планировкой. В 1899 году он также завершил строительство первого жилого дома в Брюсселе из железобетона. [13]
  • Леон Снейерс (1877–1958). Снейерс обучался у Ханкара, а затем стал его соавтором, работая, в частности, над участием Бельгии в Туринской выставке декоративного искусства 1902 года , которая представила бельгийский дизайн более широкой европейской аудитории. Он спроектировал множество экспозиций для выставок по всей Европе. Его привлек стиль Wiener Werkstätte , и он руководил галереей, которая продвигала их продукцию в Брюсселе. [14]
  • Гюстав Страувен (1878–1919). Страувен начал свою карьеру в качестве помощника дизайнера, работая с Ортой, а затем в возрасте 21 года начал свою собственную практику, создавая одни из самых экстравагантных зданий в стиле модерн в Брюсселе. Его самая известная работа — Дом Сен-Сира на площади Амбиорикс , 11 / Ambiorixsquare (1901–1903). Ширина дома всего 4 метра (13 футов), но благодаря его сложным архитектурным изобретениям ему придается необычайная высота. Он полностью покрыт полихромным кирпичом и сетью вьющихся растительных форм из кованого железа , практически в стиле модерн-барокко. [15]
  • Поль Коши (1875–1952). Коши был архитектором, декоратором, художником, дизайнером мебели и специалистом по сграффито — ренессансной технике украшения фасада фресками из тонированной штукатурки, наносимой на влажную поверхность. В 1896 году он основал в Брюсселе собственное предприятие по украшению домов этой техникой, широко использовавшейся в период модерна. он спроектировал собственный дом В 1905 году по адресу 5, rue des Francs / Frankenstraat , с фасадом, почти полностью покрытым сграффито. Он также украсил интерьер фризами, мебелью и изделиями из дерева по своему дизайну. [16]

Живопись и сграффито

[ редактировать ]

Одним из особых аспектов брюссельского модерна было использование сграффито для внешней и внутренней отделки. Это была техника, изобретенная в эпоху Возрождения , заключавшаяся в нанесении слоев тонированной штукатурки на влажную стену. Его, в частности, использовал архитектор Пол Ханкар на фасадах домов. Художник-декоратор Поль Коши выполнил сграффито для фасада собственной резиденции, как и художник Альберт Чамберлани.

Стеклянное искусство

[ редактировать ]

Искусство стекла было средой, в которой модерн нашел новые и разнообразные способы выражения. Интенсивное количество экспериментов привело к обнаружению новых эффектов прозрачности и непрозрачности: в гравюре с камеей , двойными слоями и кислотной гравюре - технике, позволяющей производить серийное производство. Филипп Вольферс (1858–1929), магазин которого располагался в Брюсселе, был одним из пионеров этого стиля. Он создавал не только вазы органических и цветочных форм, но также ювелирные изделия, бронзу, лампы, стеклянную посуду и другие декоративные предметы, производимые в основном для ведущей бельгийской стекольной фабрики Валь Сен-Ламбер . Вольферс был особенно известен созданием произведений из символистского стекла, часто с металлическими украшениями. [17] [18]

Еще одной особенностью брюссельского модерна было использование витражей с цветочной тематикой в ​​жилых салонах . Виктор Орта использовал витражи в сочетании с керамикой, деревом и железным декором с похожими мотивами, чтобы создать гармонию между функциональными элементами и декором, создавая единое произведение искусства или Gesamtkunstwerk («тотальное произведение искусства»). Одним из примеров является витраж дверного проема отеля van Eetvelde (1895 г.).

Металлическое искусство

[ редактировать ]

В архитектуре в стиле модерн использовались многие технологические инновации конца 19 века, особенно использование открытого железа и больших кусков стекла неправильной формы в архитектуре. Французский теоретик архитектуры Эжен Виолле-ле-Дюк выступал за демонстрацию, а не скрытие железных каркасов современных зданий, но брюссельские архитекторы в стиле модерн пошли еще дальше: они добавили железный декор в изгибах, вдохновленных цветочными и растительными формами, как в интерьеры и экстерьеры своих зданий. Они приняли форму лестничных перил, светильников и других деталей интерьера, а также балконов и других украшений снаружи. [19]

Виктор Орта , который работал над строительством королевских теплиц из железа и стекла в Лакене , был одним из первых, кто создал железные изделия в стиле модерн. Использование им кованого или чугунного железа в завитках форм на дверных проемах, балконах и решетках стало одной из самых отличительных особенностей архитектуры в стиле модерн. Использование металлических украшений в растительных формах вскоре также появилось в столовом серебре, лампах и других декоративных предметах. [19]

Мебель и отделка

[ редактировать ]

Многие брюссельские архитекторы, в том числе Виктор Орта и Генри Ван де Вельде , также проектировали мебель и другую внутреннюю отделку своих домов. Изогнутые узоры дерева и узоры на обивке соответствовали дизайну стен и другим особенностям интерьера. Мебель изготавливалась вручную специально для каждого дома. Одним из недостатков модерна было то, что мебель нельзя было поменять или заменить на другую, не нарушив при этом гармонию помещения.

Другой заметной фигурой в ранней бельгийской мебели и дизайне в стиле модерн был Гюстав Серрюрье-Бови (1858–1910). Некоторое время он жил в Англии и находился под влиянием работ Уильяма Морриса и Движения искусств и ремесел . В его работах прослеживается деревенское влияние стиля декоративно-прикладного искусства, но он добавляет свои собственные элементы асимметрии. Он также объединил различные типы мебели в отдельные блоки, такие как письменный стол с прикрепленным к нему книжным шкафом, комод и шкаф. Его более поздние работы были гораздо более геометрическими и находились на пути к модернизму . [20]

Ювелирные изделия

[ редактировать ]

Самым известным ювелиром в стиле модерн в Брюсселе был Филипп Вольферс . Он также был скульптором и ювелиром и сочетал эти разные навыки в различных работах. Он создавал украшения и другие предметы на основе насекомых, растений и животных, используя предыдущие материалы и естественные изогнутые формы. Его работы часто пересекали границы между скульптурой и декоративным искусством, вдохновленные линиями форм, от стрекоз до летучих мышей и греческих масок. Примером может служить кулон с жемчужиной и лебедем, окруженным змеями . [21] Другой важной фигурой был Франс Хусманс, который создавал небольшие скульптуры, подсвечники и другие предметы из слоновой кости , серебра и других драгоценных материалов.

Статус защиты

[ редактировать ]

Среди брюссельских творений в стиле модерн четыре здания Виктора Орты были внесены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 2000 году под названием « Главные городские дома архитектора Виктора Орта (Брюссель) »: отель Tassel , отель Solvay , отель van Эетвельде и Дом Орты (ныне музей Орты ). [9]

Дворец Стоклет , построенный между 1905 и 1911 годами австрийским архитектором Йозефом Хоффманом , одним из основателей Венского сецессиона , также внесен в список Всемирного наследия с 2009 года. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Стоклет Хаус» . whc.unesco.org . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 января 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Кюло и Пирло 2005 , с. 74.
  3. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 74–75.
  4. ^ Jump up to: а б Удин 1994 , с. 237.
  5. ^ [1] Виктор Орта - Британская энциклопедия
  6. ^ Уден 1994 .
  7. ^ Гидион 1941 .
  8. ^ Сембах 2013 , с. 47.
  9. ^ Jump up to: а б «Крупные городские дома архитектора Виктора Орта (Брюссель)» . whc.unesco.org . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 25 августа 2018 г.
  10. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 78–79.
  11. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 89–90.
  12. ^ Сембах 2013 , с. 230–235.
  13. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 85–90.
  14. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 86–87.
  15. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 87.
  16. ^ Кюло и Пирло 2005 , с. 67.
  17. ^ Тибо 2007 , с. 238.
  18. ^ Фар-Беккер 2015 , с. 151-152.
  19. ^ Jump up to: а б Райли 2004 , с. 322.
  20. ^ Сембах 2013 , с. 45.
  21. ^ Фар-Беккер 2015 , с. 152.

Библиография

[ редактировать ]
  • Кюло, Морис; Пирло, Анн-Мари (2005). Брюссельский модерн (на французском языке). Брюссель: Архивы современной архитектуры. ISBN  978-2-87143-126-8 .
  • Фар-Беккер, Габриэле (2015). Арт Нуво . Райнбрайтбах: HF Ульманн. ISBN  978-3-8480-0834-6 .
  • Гидион, Зигфрид (1941). Пространство-время и архитектура . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-67403-047-3 .
  • Уден, Бернар (1994). Словарь архитекторов (на французском языке). Париж: Зегерс. ISBN  978-2-232-10398-8 .
  • Райли, Ноэль (2004). Грамматика декоративного искусства (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN  978-2-08-011327-6 .
  • Сембах, Клаус-Юрген (2013). Модерн - Утопия примирения (на французском языке). Кёльн: Ташен. ISBN  978-3-8228-3005-5 .
  • Тибо, Оливье (2007). Ансамбль в стиле модерн - Пожертвование Риспала (на французском языке). Париж: Музей Орсе - Фламмарион. ISBN  978-2-08-011608-6 .
  • Победа, Джеф; Вандерперрен, Джос (1992). Анри Бейэр: От классицизма к модерну (на французском языке). Сен-Мартенс-Латем: Editions de la Dyle. ISBN  978-90-801124-1-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 359b2bb1291945d36d74bc551fafe044__1714457400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/44/359b2bb1291945d36d74bc551fafe044.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art Nouveau in Brussels - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)