Сфинкс
Группировка | Легендарные существа |
---|---|
Похожие объекты | Грифон , Мантикора , Херувим , Ламассу , Нарасимха |
Область | персидский, египетский и греческий |
Сфинкс ( / s f ɪ ŋ k s / SPHINX ; древнегреческий : σφίγξ , произносится [сфинкс] ; беотийский : φίξ , латинизированный : phíx , произносится [pʰíːks] ; пл. сфинксы или сфинксы ) — мифическое существо с головой человека, телом льва и крыльями орла.
В греческой традиции сфинкс — коварное и беспощадное существо с головой женщины, бедрами льва и крыльями птицы . Согласно греческому мифу, она бросает вызов тем, кто сталкивается с ней, чтобы ответить на загадку , а также убивает и съедает их, когда им не удается разгадать загадку. [ 1 ] Эта смертоносная версия сфинкса появляется в мифе и драме об Эдипе . [ 2 ]
В египетской мифологии , напротив, сфинкс обычно изображается как человек ( андросфинкс ( древнегреческий : ανδρόσφιγξ )), и рассматривается как доброжелательное олицетворение силы и свирепости, обычно фараона . В отличие от греческих или левантийских/месопотамских сфинксов, египетские сфинксы не были крылатыми.
И греческие, и египетские сфинксы считались стражами, и их статуи часто украшали входы в храмы. [ 3 ] В эпоху Возрождения сфинкс пережил значительное возрождение в европейском декоративном искусстве. В этот период изображения сфинкса изначально были похожи на древнеегипетскую версию, но когда позже они были экспортированы в другие культуры, сфинкс часто воспринимался совершенно иначе, отчасти из-за различных переводов описаний оригиналов, а отчасти в результате эволюции. концепции, поскольку она была интегрирована в другие культурные традиции. [ нужна ссылка ]
Однако изображения сфинкса обычно ассоциируются с величественными архитектурными сооружениями, такими как королевские гробницы или религиозные храмы.
Этимология
[ редактировать ]Слово сфинкс происходит от греческого Σφίγξ, связанного народной этимологией с глаголом σφίγγω ( сфинго ), означающим «сжимать», «сжимать». [ 4 ] [ 5 ] Это название может быть получено из-за того, что львы убивают свою добычу путем удушения, кусая жертву за горло и удерживая ее до тех пор, пока она не умрет. Однако историк Сьюзан Уайз Бауэр предполагает, что слово «сфинкс» было вместо греческого искажения египетского имени «шесепанх», которое означало «живой образ», и относилось скорее к статуе сфинкса, вырезанной из « живой камень» (скала, представлявшая собой примыкающую часть каменного тела Земли, оформленную, но не оторванную от своего первоначального источника), чем самому зверю. [ 6 ]
Египет
[ редактировать ]Самый большой и самый известный сфинкс — Большой Сфинкс Гизы , расположенный на плато Гизы , рядом с Великими пирамидами Гизы, на западном берегу реки Нил и обращенный на восток ( 29 ° 58'31 "N 31 ° 08'15" E / 29,97528 ° N 31,13750 ° E ). Сфинкс расположен к юго-востоку от пирамид. Хотя дата его постройки достоверно не известна, египтологи сходятся во мнении, что голова Большого Сфинкса имеет подобие фараона Хефрена , датируя его периодом между 2600 и 2500 годами до нашей эры. Тем не менее, незначительное меньшинство геологов конца 20-го века заявило о доказательствах водной эрозии внутри и вокруг ограды Сфинкса, что доказывает, что Сфинкс возник до Хафра, примерно в 10 000–5 000 годах до нашей эры, и это утверждение иногда называют водной эрозией Сфинкса. гипотеза , но которая не имеет особой поддержки среди египтологов и противоречит другим доказательствам. [ 9 ]
Какие имена дали этим статуям их строители , неизвестно. На месте Великого Сфинкса в надписи 1400 г. до н.э. на стеле , принадлежащей 18-й династии фараону Тутмосу IV, перечислены имена трех аспектов местного солнечного божества того периода, Хепера - Ре - Атума . Головы многих фараонов были вырезаны на статуях-хранителях их гробниц, чтобы показать их тесную связь с могущественным солнечным божеством Сехмет , львицей. Помимо Большого Сфинкса, среди других знаменитых египетских сфинксов есть один с головой фараона Хатшепсут с ее изображением, вырезанным в граните , который сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, и алебастровый Сфинкс Мемфиса , в настоящее время находящийся на территории на этом месте музей под открытым небом. Тема была расширена, чтобы сформировать большие аллеи сфинксов-хранителей, выстилающих подходы к гробницам и храмам, а также служащих деталями на опорах лестничных пролетов к очень величественным комплексам. Девятьсот сфинксов с бараньими головами (криосфинксы), которые, как полагают, олицетворяют Амона. , были построены в Фивах , где его культ был наиболее силен. В Карнаке перед каждым криосфинксом стоит статуя фараона в полный рост. Задачей этих сфинксов было сдерживать силы зла. [ 10 ]
Большой Сфинкс стал эмблемой Египта, часто появляясь на его марках, монетах и официальных документах. [ 11 ]
был обнаружен известняковый сфинкс В марте 2023 года в храмовом комплексе Дендеры . Считается, что этот сфинкс, который изображен с легкой ухмылкой и ямочками на ямочках, выполнен по образу римского императора Клавдия . [ 12 ]
Европа
[ редактировать ]Возрожденного маньеристского сфинкса конца 15 века иногда называют «французским сфинксом». Ее голова с прической стоит прямо, а грудь у нее молодой женщины. она носит ушные капли и жемчуг Часто в качестве украшений . Ее тело натуралистично изображено в виде лежащей львицы. Такие сфинксы были возрождены, когда гроты или «гротескные» украшения раскопанного Domus Aurea Нерона , в конце 15-го века в Риме были обнаружены и она была включена в классический словарь арабесковых рисунков, которые распространились по Европе в гравюрах в 16-м веке. и 17 веков. Сфинксы были включены в убранство лоджии Ватиканского дворца мастерской Рафаэля ( 1515–20), обновившей лексику римского гротеша .
Первые появления сфинксов во французском искусстве происходят в школе Фонтенбло в 1520-х и 1530-х годах, и она продолжает стиль позднего барокко французского Режанса (1715–1723). Из Франции она распространилась по всей Европе, став постоянным элементом декоративной скульптуры на открытом воздухе в дворцовых садах XVIII века, например, в Верхнем дворце Бельведер в Вене , парке Сан-Суси в Потсдаме , Ла-Гранхе в Испании, дворце Браницких в Белостоке или Примеры позднего рококо на территории португальского национального дворца Келуш (возможно, 1760-х годов) с ершами и одетыми сундуками, заканчивающимися небольшой накидкой.
Сфинксы — особенность неоклассического внутреннего убранства Роберта Адама и его последователей, возвращающаяся ближе к раздетому стилю гротов . Они имели равную привлекательность для художников и дизайнеров течений романтизма и последующего символизма XIX века. Большинство этих сфинксов отсылают к греческому сфинксу и мифу об Эдипе , а не к египетскому, хотя у них может не быть крыльев.
Декадентское движение , европейское движение, которое было связано с понятием «декадентства» примерно в 1890-х годах. [ 14 ] обращается к основной идее поиска красоты в упадке цивилизации в форме жутких или табуированных тем. [ 15 ] например, сфинкс. Мотив сфинкса также может быть связан с мотивом фигуры «роковой женщины» в декадентских текстах, в которых типично женская фигура или животное соблазняет и убивает мужчин. «Роковая женщина» используется для обозначения упадка или разложения, начиная от извращений, смерти, проституции и других табу викторианского общества. [ 16 ]
Дебора Баркер обсуждает это в книге «Загадка Сфинкса: История Ависа Элизабет Стюарт Фелпс». [ 17 ] как художник Авис использовал Сфинкса как изображение того, чем на самом деле были женщины девятнадцатого века. Авис думала, что она могла бы преодолеть предрассудки, возникшие из-за ее пола и расы, через Сфинкса, чтобы показать, насколько она художница, используя логику западной культуры, а также визуальное распознавание и классификацию. Наполеон, с другой стороны, считал Сфинкса олицетворением созданной им империи, в то время как отец Ависа Гегель Добелл считал, что Сфинкс представляет собой всего лишь идею.
Оскар Уайльд, известный писатель-декадент, использовал этот мотив в своем стихотворении «Сфинкс». [ 18 ] Само стихотворение устанавливает связь между Сфинксом и французами из-за основного социального упадка, такого как крах Французской империи. [ 14 ] Уайльд описывает сфинкса как своего рода полукошку-полуженщину, которая связана со многими мифологическими событиями, обычно происходящими в Египте и Греции, а также с тем, как загадочное существо окружено похотью и смертью. Писатель Джеймс Томсон, как и Уайльд, также использует мотив сфинкса в своем стихотворении «Город страшной ночи». [ 19 ] Стихотворение вращается вокруг изолированного и тревожного человека, который бегает по городу, его тревога и страхи принимают персонифицированный образ грандиозного зверя, имеющего облик дракона и льва. Хотя это и не указано по сути, зверь, скорее всего, представляет собой декадентскую форму сфинкса из-за его внешнего вида и величественной природы.
Греция
[ редактировать ]В бронзовом веке эллины имели торговые и культурные контакты с Египтом. Еще до того, как Александр Македонский греческое название « сфинкс ». оккупировал Египет, к этим статуям уже применялось [ нужна ссылка ] Историки и географы Греции, такие как Геродот, много писали о египетской культуре.
В греческой мифологии был одинокий сфинкс , уникальный демон разрушения и невезения. Аполлодор описывает сфинкса как имеющего женское лицо, тело и хвост льва и крылья птицы. [ 20 ] Плиний Старший упоминает, что в Эфиопии обитает множество сфинксов с каштановыми волосами и грудью. [ 21 ] подтверждено археологами XX века. [ 22 ] Статиус описывает ее как крылатого монстра с бледными щеками, глазами, запятнанными порчей, перьями, запекшимися запекшейся кровью, и когтями на бледных руках. [ 23 ] Иногда крылья указывают как орлиные , а хвост — как змееголовый . [ нужна ссылка ] По мнению Гесиода , Сфинкс был дочерью Ортра и неизвестной она — то ли Химера , то ли Ехидна , то ли Кето . [ 24 ] По словам Аполлодора [ 20 ] и Ласус , [ 25 ] она была дочерью Ехидны и Тифона .
Сфинкс был эмблемой древнего города-государства Хиос и появлялся на печатях и лицевой стороне монет с VI века до нашей эры до III века нашей эры. [ 26 ]
Загадка Сфинкса
[ редактировать ]Говорят, что Сфинкс охранял вход в греческий город Фивы, задавая загадку путешественникам , чтобы позволить им пройти. Точная загадка, которую задал Сфинкс, не была указана ранними рассказчиками мифа и не была стандартизирована как загадка, приведенная ниже, до позднего периода греческой истории. [ 27 ]
В позднейших преданиях говорилось, что Гера или Арес отправила Сфинкса с ее эфиопской родины (греки всегда помнили о иностранном происхождении Сфинкса) в Фивы в Греции, где она задавала всем прохожим самую известную загадку в истории: «У какого существа есть одна голос и все же становится четвероногим, двуногим и трехногим?» Она душила и пожирала каждого, кто не мог ответить. Эдип решил загадку, ответив: «Человек, который в детстве ползает на четвереньках, затем, будучи взрослым, ходит на двух ногах, а в старости пользуется тростью». [ 20 ] В некоторых менее значительных отчетах [ 28 ] была вторая загадка: «Есть две сестры: одна рожает другую, а она, в свою очередь, рожает первую. Кто эти две сестры?» Ответ: «день и ночь» (оба слова — ἡμέρα и νύξ соответственно — в древнегреческом языке женского рода). Эта вторая загадка также встречается в гасконской версии мифа и может быть очень древней. [ 29 ]
Побежденная, наконец, Сфинкс бросилась со своей высокой скалы и умерла; [ 30 ] или, в некоторых версиях, ее убил Эдип. [ 31 ] Альтернативная версия гласит, что она сожрала себя. [ нужна ссылка ] Таким образом, в обоих случаях Эдипа можно признать « пороговой » или пороговой фигурой, помогающей осуществить переход между старыми религиозными практиками, представленными смертью Сфинкса, и появлением новых, олимпийских богов. [ нужна ссылка ]
Загадка в популярной культуре
[ редактировать ]В Жаном Кокто пересказе легенды об Эдипе «Адская машина » Сфинкс подсказывает Эдипу ответ на загадку, чтобы покончить с собой, чтобы ей больше не пришлось убивать, а также заставить его полюбить ее. Он уходит, так и не поблагодарив ее за ответ на загадку. Сцена заканчивается, когда Сфинкс и Анубис возвращаются на небеса.
Существуют мифические, антропологические, психоаналитические и пародийные интерпретации Загадки Сфинкса и ответа Эдипа на нее. Зигмунд Фрейд описывает «вопрос о том, откуда берутся дети» как загадку Сфинкса. [ 32 ]
Во многих книгах загадок изображение Сфинкса используется в названии или на иллюстрациях. [ 33 ]
-
Погребальная стела, 530 г. до н.э., Греция.
-
Известняковая погребальная стела (вал), увенчанная двумя сфинксами . Греция, V век до н.э.
-
Мраморная капитель и навершие в виде сфинкса, 530 г. до н.э.
-
Сфинксы на ликийском саркофаге Сидона (430–420 гг. до н. э.)
Румыния
[ редактировать ]Сфинксул — это природное скальное образование в природном парке Бучеджи , расположенном в горах Бучеджи в Румынии. Это скальное образование названо в честь своего сходства со Сфинксом Гизы и расположено на высоте 2216 метров (7270 футов) внутри комплекса скальных образований Бабеле. [ 34 ] [ 35 ]
Азия
[ редактировать ]Составное мифологическое существо с телом льва и головой человека присутствует в традициях, мифологии и искусстве Южной и Юго -Восточной Азии . [ 37 ] Известен по-разному как пурушамрига (санскрит, «человек-животное»), пурушамиругам (тамильский, «человек-животное»), наравирала (санскрит, «человек-кошка») в Индии или как нара-симха (санскрит, «человек-лев»). «») в Шри-Ланке, мануссиха или нунтиха (пали, «человек-лев») в Мьянме, и норасингха (от пали, «человек-лев», вариант санскритского «нара-симха») или теп норасингха («нара-симха»). человек-львиное божество»), или нора наир в Таиланде. Хотя, как и у «нара-симхи», у него/нее голова льва, а тело человека.
В отличие от сфинксов в Египте, Месопотамии и Греции, традиции которых в значительной степени утеряны из-за разрыва цивилизации, [ 38 ] традиции, связанные с «азиатскими сфинксами», живы и сегодня. Самые ранние художественные изображения «сфинксов» с южноазиатского субконтинента в некоторой степени находятся под влиянием эллинистического искусства и письменности. [ 39 ] Они родом из периода, когда буддийское искусство подверглось эллинистическому влиянию . можно увидеть многочисленных сфинксов На воротах ступы Бхархут , датируемых I веком до нашей эры. [ 36 ]
В Южной Индии «сфинкс» известен как пурушамрига (санскрит) или пурушамиругам (тамильский), что означает «человек-животное». Его можно найти в скульптурном искусстве в храмах и дворцах, где он служит апотропной цели, так же, как и «сфинксы» в других частях древнего мира. [ 40 ] По традиции, это делается для того, чтобы загладить грехи преданных, когда они входят в храм, и предотвратить зло в целом. Поэтому его часто можно найти в стратегическом месте на гопураме или воротах храма, или возле входа в святилище .
Пурушамрига играет важную роль в ежедневных и ежегодных ритуалах индуистских храмов Южной Индии. В ритуале Шодхаша-Упакаара (или шестнадцати почестей), который проводится от одного до шести раз в важные священные моменты дня, он украшает одну из ламп Дипаарадханы или церемонии ламп. А в некоторых храмах пурушамрига также является одним из ваханы , или колесниц божества во время шествий Брахмотсавы , или праздника.
В районе Каньякумари , на самой южной оконечности Индийского субконтинента, в ночь Маха Шиваратри преданные пробегают 75 километров, посещая и поклоняясь двенадцати храмам Шивы. Этот Шива Оттам или Бег за Шивой совершается в память об истории гонки между Пурушамиругамом и Бхимой , одним из Пандавов индуистского эпоса Махабхарата .
Индийская концепция сфинкса, наиболее близкая к классической греко-римской идее, — это Шарабха и Гандабхерунда, два мифических существа, частично лев, частично человек, частично млекопитающее и частично птица, а также форма Шарабхи бог Шива , которую принял и сражался с ней. с богом Вишну в роли Нарасимхи и Шивой в роли Шарабхи, он был убит Вишну в образе Гандабхерунды в форме Нарасимы, когда Нарасима убил Хираньякашипу .
В Шри- и Индии Ланке [ нужна ссылка ] сфинкс известен как Нарасимха или человек-лев. Как сфинкс, он имеет тело льва и голову человека, и его не следует путать с Нарасимхой , четвертым воплощением божества Вишну ; этот аватара или воплощение Вишну имеет человеческое тело и голову льва, а Вишну, как Нарасима, убил Хираньякашипу. «Сфинкс» Нарасимха является частью буддийской традиции и выполняет функцию хранителя северного направления, а также изображался на знаменах.
В Бирме ( Мьянма ) статуя, похожая на сфинкса, с человеческой головой и двумя задними конечностями льва, известна как Мануссиха ( манутиха ). Его изображают по углам буддийских ступ , а легенды о нем рассказывают, как он был создан буддийскими монахами, чтобы защитить новорожденного королевского младенца от пожирания людоедами .
Нора Наир, Норасингха и Тхеп Норасингха — три имени, под которыми «сфинкс» известен в Таиланде . Их изображают как прямоходящих существ с нижней частью тела льва или оленя и верхней частью человеческого тела. Часто они встречаются парами самка-самец. И здесь сфинкс выполняет защитную функцию. Его также причисляют к мифологическим существам, населяющим хребты священной горы Химапан . [ 41 ]
Японская литература
[ редактировать ]Джорджио Амитрано в романах Мураками Харуки и других произведениях современной японской литературы Отголоски древнегреческих мифов [ 42 ] исследует, как Харуки Мураками » « Кафка на берегу разделяет тематические элементы декаданса с мифом об Эдипе, и проводит параллель с путешествием главного героя к самопознанию. Мотив Сфинкса, присутствующий в романе, основан на загадочном существе по замыслу Мураками, Осиме: загадочном, всемогущем существе, главный герой которого борется с концепцией бессмысленного существования, в свою очередь, в поисках аутентичности, отключаясь от социальных условностей богатства и статус. Он проверяет стойкость характеров главных героев романа с помощью серии тестов, которые могут бросить вызов их восприятию истины относительно их существования.
Бирманская литература
[ редактировать ]Лоуэлл Эдмундс « Эдип в Бирме» [ 43 ] представляет собой исследовательский взгляд на миф об Эдипе в бирманской литературе и культуре. В сказке «Паук и дракон» используются схожие мотивы из греческого мифа, чтобы исследовать путь Паука, главного героя, к судьбе и выполнять квесты, необходимые для победы над драконом: мотив Сфинкса. Используя интеллект, смелость и решимость, Паук побеждает дракона, но не раньше, чем столкнется с последствиями знаний, которые он приобрел в своем путешествии. Декадентские темы судьбы, судьбы, трагедии, тайны и идентичности проявляются в бирманских адаптациях греческих мифов, в данном случае это Эдип и Сфинкс.
Масонство
[ редактировать ]Образы сфинкса исторически были приняты в масонской архитектуре и символике. [ 44 ]
У египтян сфинксы ставились у входа в храмы, чтобы охранять их тайны, предупреждая тех, кто проникает внутрь, что им следует скрывать знание о них от непосвященных. Шампольон говорил, что сфинкс последовательно стал символом каждого из богов. Размещение сфинксов выражало идею о том, что все боги были скрыты от людей и что знания о них, охраняемые в святилищах, открывались только посвященным.
В качестве масонской эмблемы сфинкс был принят как символ тайны и поэтому часто встречается в качестве украшения, вырезанного перед масонскими храмами или выгравированного в начале масонских документов. [ 45 ]
Подобные гибридные существа
[ редактировать ]С кошачьими чертами
[ редактировать ]- Гопатиоша – Персидский Гопат или Гопатиоша – еще одно существо, похожее на Сфинкса, представляющее собой крылатого быка или льва с человеческим лицом. [ 46 ] [ 47 ] Гопат был представлен в древнем искусстве Ирана с конца второго тысячелетия до нашей эры и был распространенным символом доминирующей королевской власти в древнем Иране. Гопаты были распространенными мотивами в искусстве эламского периода, Луристана , северного и северо-западного региона Ирана в железном веке , а также в искусстве Ахеменидов . [ 48 ] и его можно найти в таких текстах, как « Бундахишн» , «Дадестан-и Дениг» , «Меног-и Храд» , а также в сборниках сказок, таких как « Матикан-э юшт фарьян» и в его исламском повторении « Марзубаннама ». [ 49 ]
- Статуэтка Левенменша . 32 000-летняя фигурка ориньякского Левенменша , также известная как «человек-лев», является старейшей известной антропоморфной статуей, обнаруженной в Холенштайн-Штадель , немецкой пещере в 1939 году. [ 50 ]
- Мантикора - Мантикора (раннесреднеперсидский: Мардяхор или Мартихвар , означает: Людоед). [ 51 ] ) — персидское легендарное гибридное существо и еще одно существо, похожее на сфинкса.
- Нарасимха – Нарасимха («человек-лев») — воплощение ( аватара ) Вишну в индуизме в Дашаватаре Вишну, который принимает форму получеловека/полуазиатского льва , имеющего человеческое туловище и нижнюю часть тела, но с львиное лицо и когти, и в этом аватаре Вишну убил Хираньякашипу как Нарасиму и спас мир от хаоса в индуистской мифологии .
Без кошачьих черт
[ редактировать ]- В древней Ассирии барельефы быков- шеду с коронованными бородатыми головами царей охраняли входы в храмы.
- Многие греческие мифологические существа, являющиеся архаическими пережитками предыдущих мифологий по отношению к классической олимпийской мифологии, такие как кентавры , подобны Сфинксу.
Галерея
[ редактировать ]-
Гривистый сфинкс Аменемхета III . 12-я династия, ок. 1800 г. до н.э. Государственный музей египетского искусства, Мюнхен.
-
Египетский сфинкс с виллы Адриана в Тиволи. 1 век нашей эры. Государственный музей египетского искусства, Мюнхен.
-
Основание колонны в форме двойного сфинкса. От Самала. 8 век до нашей эры. Музей Древнего Востока, Стамбул.
-
Хеттский сфинкс. Базальт. 8 век до нашей эры. От Самала. Музей Древнего Востока, Стамбул.
-
Ахеменидский сфинкс из Галикарнаса , столицы Карии , 355 г. до н.э. Найден в замке Бодрум , но, возможно, из мавзолея в Галикарнасе .
-
Голова женщины-сфинкса, ок. 1876–1842 гг. До н.э., Бруклинский музей.
-
Большой Сфинкс Гизы в 1858 году.
-
Типичный египетский сфинкс с человеческой головой ( Museo Egizio , Турин )
-
Сфинкс египетского фараона Хатшепсут с необычными чертами ушей и воротника, 1503–1482 гг.
-
3000-летние сфинксы были импортированы из Египта для украшения общественных мест в Санкт-Петербурге и других европейских столицах .
-
Келуш Бескрылый сфинкс в стиле рококо
-
Классический сад Режанс Сфинкс во главе, Шато Эмпен, Энгиенский парк , Бельгия
-
Парк Шёнбуш в Ашаффенбурге , Бавария , 1789–1790 гг.
-
Энгр , Эдип и Сфинкс , 1808, 1827 гг.
-
«Эдип и Сфинкс» , Гюстав Моро , 1864 г.
-
Сфинкс на площади Пласа-де-лос-Эмперадорес (парк Эль-Капричо, Мадрид )
-
Мраморный сфинкс на капители Каветто , Чердак, ок. 580–575 до н.э.
-
Сфинкс Ади Граматена, Эритрея.
-
Крылья сфинксов из святилища Тиниссут, ок. I век нашей эры ( Музей Набель , Тунис )
-
Ранний египетский сфинкс, царица Хетеферес II из Четвертой династии ( Каирский музей )
-
Изображение иранского эламского гопата на печати, в настоящее время находится в Национальном музее Ирана.
-
Иранская луристанская бронза в форме гопата, в настоящее время находится в Художественном музее Кливленда.
-
Изображение Гопата на золотом ритоне из Амарлу, Иран, в настоящее время находится в Национальном музее Ирана.
-
Скульптурная модель египетского сфинкса. Поздний период, 664-332 гг. до н.э. Из Египта. Новый музей, Берлин.
См. также
[ редактировать ]Подобные гибридные существа
- Лупул Дачич или голова волка с телом змеи, священный символ даков, древних жителей современной Румынии.
- Анзу (старое чтение: Зу), месопотамское чудовище.
- Химера , гибридное чудовище из греческой мифологии.
- Кентавр и Ихтиокентавр , греческий гибрид лошади и человека или гибрид лошади, человека и рыбы.
- Кокатрис , змея с головой и ногами петуха и крыльями летучей мыши
- Дракон , европейское и восточноазиатское мифическое существо, похожее на рептилию.
- Грифон или гриффон, гибрид льва и птицы.
- Гарпия , греко-римский мифологический монстр-птица с женским лицом.
- Сирена , греко-римское мифическое существо, сочетающее в себе черты женщины и птицы, часто женскую голову и грудь и птичье тело.
- Ламассу , ассирийское божество, гибрид быка, льва, орла и человека.
- Гиппогриф , полуорел, полуконь.
- Мантикора , персидское чудовище с телом льва и головой гуманоида.
- Нуэ , японское легендарное существо
- Пегас — крылатый жеребец в греческой мифологии.
- Феникс , самовосстанавливающаяся птица в греческой мифологии.
- Пиксиу или Пи Яо, китайское мифическое существо
- Цилинь , китайско-восточноазиатское мифическое гибридное существо.
- Сатир , или Фавн , греческое или римское мифическое существо, наполовину человек, наполовину козел.
- Шарабха , индуистская мифология: гибрид льва и птицы.
- Симург , иранское мифическое летающее существо.
- Сирин , русское мифологическое существо, полуженщина-полуптица.
- Снежный лев — тибетское мифологическое небесное животное.
- Яли , индуистский мифологический гибрид льва, слона и лошади.
- Зиз , гигантская птица, похожая на грифона, в еврейской мифологии.
- Комаину сравнит его использование в японской культуре.
- Чинте подобные статуи львов в Бирме, Лаосе и Камбодже.
- Похожие статуи льва Шисы на островах Рюкю
- Нянь для сравнения с похожим, но рогатым мифическим зверем (единорогом).
- Хэтаэ для сравнения с аналогичными львиными статуями в Корее .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Лекция доктора Дж. об Эдипе и Сфинксе» . People.hsc.edu . Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ Каллич, Мартин. «Эдип и Сфинкс». Эдип: миф и драма. Нп: Вестерн, 1968. Н. с. Распечатать.
- ^ Стюарт, Десмонд. Пирамиды и Сфинкс. [Sl]: Newsweek, США, 72. Печать.
- ^ Запись σφίγγω в LSJ См. Бекс, 2010: 1431-2.
- ^ Обратите внимание, что γ принимает звук «нг» перед γ и ξ.
- ^ Бауэр, С. Уайз (2007). История Древнего мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 110–112 . ISBN 978-0-393-05974-8 .
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. п. 28. ISBN 978-0-500-05120-7 .
- ↑ Фото: Большой Сфинкс перед расчисткой, Архив Бруклинского музея.
- ^ Брайан Даннинг (2019). [1] Подкаст Skeptoid , серия 693 «Эра Сфинкса».
- ^ Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 254–255. ISBN 978-1-4351-4654-9 .
- ^ Режье, Уиллис Гот. Книга Сфинкса (Линкольн: University of Nebraska Press, 2004), 54, 59, 177.
- ^ Кута, Сара (8 марта 2023 г.). «Статуя улыбающегося сфинкса, обнаруженная в Египте» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Королевские музеи изящных искусств Бельгии (2017). «Ласки» . Google Искусство и культура. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Гольдфарб, Рассел М. (1962). «Поздний викторианский декаданс» . Журнал эстетики и художественной критики . 20 (4): 369–373. дои : 10.2307/427899 . ISSN 0021-8529 . JSTOR 427899 .
- ^ Аткинсон, Талли (2003). «Сфинкс: декадентская поэма Уайльда и ее место в письмах «Fin-De-Siècle»» . Уайлдин (23): 44–54. ISSN 1357-4949 . JSTOR 45270114 .
- ^ Люйтикайнен, Пирьо (2003). Меняющиеся сцены: встречи между европейским и финским Fin de Siècle (PDF) . Финское литературное общество. стр. 12-30. ISBN 978-952-222-990-8 .
- ^ Баркер, Дебора (январь 1998 г.). «Загадка Сфинкса: История Ависа Элизабет Стюарт Фелпс» . Лит.: Теория интерпретации литературы . 9 (1): 31–64. дои : 10.1080/10436929808580211 . ISSN 1043-6928 .
- ^ « Сфинкс» Оскара Уайльда . victorianweb.org . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Фонд, Поэзия (12 марта 2024 г.). «Город ужасной ночи Джеймса Томсона (Биши Ванолис)» . Фонд поэзии . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Аполлодор , Библиотека Аполлода. 3.5.8
- ^ Плиний Старший, Естественная история 8.30
- ^ с. 5,6,2 Фаттович, Родольфо. «Заметки о доаксумском периоде в северной Эфиопии». Журнал эфиопских исследований 23 (1990): 1-33.
- ↑ Статиус, Фиваида, 2.496.
- ^ Гесиод , Теогония 326–327 . Кто подразумевается под матерью, неясно, проблема возникает из-за двусмысленного референта местоимения «она» в строке 326 «Теогонии» , см. Клэй, с.159, примечание 34 ; Большинство, с. 29 н. 20 ; Ганц, стр. 23–24.
- ^ Ласус фр. 3, на греческой лире II
- ^ Сир, Дэвид (2010). Греческие императорские монеты и их стоимость – Местные чеканки Римской империи . Набу Пресс. п. xiv.
- ^ Эдмундс, Лоуэлл (1981). Сфинкс в легенде об Эдипе . Кенигштайн-им-Таунус: Роща. ISBN 3-445-02184-8 .
- ^ Грималь, Пьер (1996). Словарь классической мифологии . пер. А. Р. Максвелл-Хислоп. Издательство Блэквелл. ISBN 0-631-20102-5 . (запись «Эдип», стр. 324)
- ^ Жюльен д'Юи (2012). Аквитания на пути к Эдипу? Сфинкс как доисторический мотив. Бюллетень SERPE , 61: 15–21.
- ^ Аполлод. 3.5.8
- ^ "Сфинкс" Хорнблауэр, Саймон (2012). Оксфордский классический словарь . Энтони Спофорт, Эстер Эйдиноу. Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Автобиографическое исследование», Зигмунд Фрейд, WW Norton & Company, 1963, стр.39
- ↑ Режье, Книга Сфинкса , глава 4.
- ^ «Сфинкс из гор Бучеджи» . Travelworld.ro . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ Луиза Мактиг, изд. (2014). «Природный парк Бучеджи» . Природный флип . Проверено 17 июня 2014 г.
Широта: 45,382416. Долгота: 25,449116. О природном парке Бучеджи: Природный парк Бучеджи расположен на юге центральной Румынии, в горах Бучеджи, его общая площадь составляет 325 км2. 2 (125 квадратных миль). Половина приходится на округ Дымбовица, а остальная часть относительно поровну разделена между Праховой и Брашовом. Неудивительно, что, учитывая его расположение, это горный ландшафт с пещерами, каньонами, воронками, долинами и водопадами, а также лугами и лесами. Важными особенностями являются Бабеле (Старухи) и Сфинкс.
- ^ Jump up to: а б «На воротах Бхархута встречаются всевозможные сфинксы» Косамби, Дамодар Дхармананд (2002). Комбинированные методы в индологии и других трудах . Издательство Оксфордского университета. п. 459. ИСБН 9780195642391 .
- ^ Дикшитар, Раджа. «Открытие антропоморфного льва в индийском искусстве». в Марге. Журнал искусств . 55/4, 2004, с.34-41; Сфинкс Индии .
- ^ Демиш, Хайнц (1977). Сфинкс. История их представительства от начала до наших дней . Штутгарт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Паттанаик, Девдатт (14 марта 2024 г.). «Пуруша-мрига и другие фантастические звери» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Демиш, Хайнц (1977). Сфинкс. История их представительства от начала до наших дней . Штутгарт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Тхеп Норасри» . Химмапан.com . Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ «Отголоски древнегреческих мифов в романах Мураками Харуки и в других произведениях современной японской литературы» , Древнегреческий миф в мировой художественной литературе с 1989 года , Bloomsbury Academic, 2016, doi : 10.5040/9781474256278.ch-006 , ISBN 978-1-4742-5627-8 , получено 13 марта 2024 г.
- ^ Эдмундс, Лоуэлл (1996). «Эдип в Бирме» . Классический мир . 90 (1): 15–22. дои : 10.2307/4351896 . JSTOR 4351896 .
- ^ Фройнд, Чарльз Пол (5 ноября 1995 г.). «От Сатаны до Сфинкса: масонские тайны карты округа Колумбия» . Вашингтон Пост . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ Тейлор, Дэвид А. «Масонский храм утраченного символа» . Смитсоновский институт . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ «Дадестан-и Дениг, вопрос 90, пункт 4» .
- ^ «Меног-и Храд, глава 62» .
- ^ Тахери, Садреддин (2017). «Семиотика архетипов в искусстве Древнего Ирана и сопредельных культур» . Тегеран: Публикации Шура Афарина. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Тахери, Садреддин (2013). «Гопат и Ширдал на Ближнем Востоке» . Журнал изобразительного искусства - изобразительного искусства . 17 (4 (зима 2013 г.)). Тегеран: Журнал Honarhay-e Ziba, Vol. 17, нет. 4. дои : 10.22059/jfava.2013.30063 .
- ^ «Новая жизнь человека-льва - Архив журнала археологии» . archive.archaeology.org . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Павсаний, Павсаний, Описание Греции, 9.21.4
Ссылки
[ редактировать ]- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Клэй, Дженни Штраус, Космос Гесиода , издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 978-0-521-82392-0 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Каллич, Мартин. «Эдип и Сфинкс». Эдип: миф и драма . Нп: Вестерн, 1968. Н. с. Распечатать.
- Мост, Г.В. , Гесиод, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактировано и переведено Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба № 57, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Стюарт, Десмонд. Пирамиды и Сфинкс. [Sl]: Newsweek , США, 72. Печать.
- Тахери, Садреддин (2013). «Гопат (Сфинкс) и Ширдал (Грифон) на Древнем Ближнем Востоке» . Журнал изобразительного искусства - изобразительного искусства . 17 (4 (зима 2013 г.)). Тегеран: Журнал Honarhay-e Ziba, Vol. 17, нет. 4. дои : 10.22059/jfava.2013.30063 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гриффит, Фрэнсис Ллевеллин ; Митчелл, Джон Малкольм (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). стр. 662–663.
- Дессенн, Андре. Сфинкс: иконографическое исследование (на французском языке). Боккар, 1957 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сфинксы
- Древние египетские символы
- Древнегреческое искусство
- Типы египетских артефактов
- Легендарные египетские существа
- Фэнтезийные существа
- Легендарные существа женского пола
- Греческие легендарные существа
- Мифические существа с человеческими головами
- Монстры в греческой мифологии
- Мифологические гибриды
- Мифологические львы
- Мифологические монстры
- Загадки
- Археология