Jump to content

Хепри

(Перенаправлено с Хеперы )
Хепри
Хепри часто изображают в виде скарабея, держащего ввысь утреннее солнце, или человека с головой скарабея. В одной руке бог Солнца держит скипетр , а в другой анк . [ 1 ]
Имя иероглифами
хрпр
р
яС2
Главный культовый центр Гелиополис [ 2 ]
Символ скарабей , голубой лотос
Родители Гайка (некоторые аккаунты)
Потомство Все боги (некоторые источники), Маат

Хепри ( египетский : ḫprj, также транслитерируется Хепера , Хепер , Хепра , Чепри с лицом скарабея ) — бог в древнеегипетской религии, который представляет восходящее или утреннее солнце. В более широком смысле он также может представлять творение и обновление жизни. [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Имя «Хепри» появилось в текстах пирамид и обычно включало иероглиф скарабея в качестве определяющего или идеограмму как потенциальное средство, чтобы прояснить любые намеки на бога. [ 3 ] Хепри также упоминается в Амдуате , поскольку бог неразрывно связан с солнечным циклом и ночным путешествием Ра через Дуат , египетский подземный мир. [ 4 ] [ 5 ]

Хепри ( ḫprj ) происходит от египетского глагола ḫpr, означающего «развивать» или «создавать». [ 6 ] Хепри ( ḫprj ) также может писаться как « Хепер », что является египетским термином, используемым для обозначения бога Солнца, жука-скарабея и глаголов « войти в существование » или « родиться». [ 7 ]

Символизм

[ редактировать ]
Пектораль с тремя жуками-скарабеями , прикрепленными к ожерелье. Драгоценности были обнаружены в гробнице Тутанхамона . Скарабеи, олицетворяющие Хепри, толкают каждый по солнцу.

Бог был связан с жуком-скарабеем ( ḫprr по-египетски) и часто изображался в его виде. Жуки-скарабеи откладывают яйца в навозные шарики, в результате чего молодые жуки выходят из шариков полностью сформировавшимися, проедая себе дорогу из насыпей. [ 7 ] Это заставило древних египтян поверить, что эти насекомые были созданы из небытия. [ 8 ] Они также верили, что каждый день солнце возрождается или создается из ничего, что объясняет связь между Солнцем и скарабеем. [ 7 ]

В двенадцатом часу Амдуата вновь возрожденный Хепри управляет солнечной баркой , которая толкает солнце, перемещая утреннее солнце по утреннему небу. [ 9 ] Это отражает то, как жук-скарабей толкает по земле большие комки навоза, подчеркивая отношения, установившиеся между Хепри и насекомыми. [ 8 ]

Аксессуары в форме скарабеев были распространены в Древнем Египте: кольца или амулеты, предназначенные для прикрепления к ожерельям, часто изготавливались в форме этих насекомых. [ 7 ] Такие предметы с изображением скарабеев часто раздавали египтянам во время общественных праздников, при этом они носили амулеты, чтобы принести удачу, выразить свою преданность царю или богам или чтобы скарабеи действовали как защитные обереги. [ 7 ] Эти идолы-скарабеи, независимо от того, были ли они сделаны из фаянса, амальгамированного материала, состоящего из обычных минералов, таких как кварц и щелочные соли, которые были дешевы в производстве, или из бирюзы, редкого и очень популярного камня, часто окрашивались в синий цвет, что означает, что цвет могло иметь важное значение в своем отношении к богам. [ 10 ] [ 7 ]

Цвет имел множество значений для древних египтян. Синий мог символизировать небо или небеса, первобытный потоп, что также предполагает, что этот цвет символизировал цикл жизни, смерти и возрождения. [ 11 ] Плодородие было еще одной характеристикой, потенциально представленной синим цветом, поскольку река Нил часто выделялась этим цветом. [ 11 ] Хотя невозможно предположить, что синие скарабеи, изображенные в египетском искусстве, предназначались для обозначения как Хепри, так и особенностей цвета, корреляция между божественной символикой жука и значением синего цвета вряд ли будет простым совпадением.

Хепри был солнечным божеством и, таким образом, был связан с восходящим солнцем и мифическим сотворением мира . [ 3 ] Бог и жук-скарабей олицетворяли творение и возрождение. [ 3 ] [ 12 ] Хепри не существовало Культа , поскольку он считался проявлением более выдающегося солнечного божества Ра . Однако бог-скарабей был включен в креационистскую теорию Гелиополя , а затем и Фив . [ 13 ] Часто Хепри и другое солнечное божество, Атум , рассматривались как аспекты Ра: Хепри представлял утреннее солнце, Ра — полуденное солнце, а Атум — вечернее солнце. [ 6 ] Как божество, Хепри выполнял четыре основные функции: создатель, защитник, бог солнца и бог воскресения. [ 13 ] Центральным верованием, окружавшим Хепри, была способность бога возобновлять жизнь точно так же, как он каждое утро восстанавливал существование солнца. [ 13 ] Мумифицированные жуки-скарабеи и амулеты-скарабеи были найдены в додинастических могилах, что позволяет предположить, что Хепри пользовался уважением на ранних этапах истории Древнего Египта. [ 13 ]

Появления в погребальных текстах

[ редактировать ]

Самая важная роль Хепри в древнеегипетской религии — это неотъемлемая роль, которую он играет в цикле жизни и смерти Солнца. Есть три основных погребальных текста, в которых появляется Хепри; Амдуат, Книга Пещер и Книга Врат .

Каждый текст схож в том, что безжизненный труп Хепри соединяется с душой Ра в какой-то момент во время путешествия бога по подземному миру. [ 14 ] [ 15 ] Фактически, «Книга Врат» и «Амдуат» очень похожи, причем единственное существенное различие между двумя погребальными текстами заключается в том, что «Амдуат» больше фокусируется на путешествии Ра через подземный мир, тогда как «Книга Врат» больше фокусируется на путешествии Ра через подземный мир. о путешествии человеческой души, чтобы следовать за солнечным богом. [ 16 ] В обоих текстах труп Хепри встречается в шестом часу ночи, и в обоих рассказах он также выводит солнечную ладью из Подземного мира. [ 14 ] [ 17 ] [ 18 ]

Книга Пещер уникальна среди погребальных текстов тем, что она не разделена на часы, как два других, а разбита на таблицы. [ 15 ] Независимо от этой разницы, труп Хепри по-прежнему изображается в Подземном мире, появляясь в третьей сцене вместо шестого часа. [ 15 ]

Третья таблица Книги Пещер, на которой труп Хепри показан внизу посередине, окруженный массивной змеей.

Роль Хепри в Амдуате

[ редактировать ]

Амдуат — это ночное путешествие Ра, а по доверенности Солнца, через подземный мир, когда он утомлен и состарился от дневной работы по перемещению солнечной барки по небу. [ 19 ] В ходе этого путешествия по подземному миру и Ра, и солнце возрождаются, поскольку бог принимает форму Хепри, который утром ведет солнце по небу. [ 19 ]

Есть два часа Амдуата, в которых задействован Хепри. В шестой час солнечная ладья Ра достигает первозданных вод Нун, где покоится труп Хепри, окруженный огромной многоголовой змеей. [ 17 ] [ 20 ] Неясно, как умер Хепри и как змей с пятью головами пришел охранять его труп. Тем не менее, ба , или душа Ра, объединяется с телом Хепри, воскрешая таким образом солнечного бога. [ 17 ]

Хепри больше не упоминается в Амдуате до двенадцати часов, последнего часа, когда солнце начинает свой подъем обратно на небо. В этот час Хепри стоит у руля солнечной барки, выводя судно из подземного мира и с помощью Шу, бога воздуха и ветров, обратно на небо, чтобы солнце снова могло омыть мир. в его свете. [ 18 ] Хепри играет жизненно важную роль в этом путешествии, поскольку именно он ведет солнце на последнем этапе его путешествия через подземный мир и возвещает рассвет нового дня как бог утреннего солнца.

Здесь изображен 12-й Час Амдуата, где Хепри в форме скарабея стоит у руля солнечной барки.

Хепри изображался либо в виде скарабея, держащего в воздухе солнечный диск, либо в виде человека мужского пола со скарабеем вместо головы. Амулеты -скарабеи , которые египтяне использовали в качестве украшений и печатей, намекают на Хепри и новорожденное солнце. [ 21 ] Резные изображения жуков стали настолько распространены, что археологи находили их по всему Средиземноморью. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Исследования эгейского искусства и культуры: Нью-Йоркский коллоквиум по эгейскому бронзовому веку памяти Эллен Н. Дэвис . Академическое издательство ИНСТАП. 2016. doi : 10.2307/j.ctt1kk66gk . ISBN  978-1-931534-86-4 . JSTOR   j.ctt1kk66gk .
  2. ^ Перейти обратно: а б ван Риневельд, Мария М. Присутствие и значение Хепри в египетской религии и искусстве , Университет Претории (Южная Африка), Анн-Арбор, 1992 . ПроКвест   304016142 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Попельска-Гржибовска, Иоанна. «Концепция ḫprr в религиозных текстах Старого царства». Старое королевство, новые перспективы . онлайн: Книги Оксбоу. стр. 230–234.
  4. ^ Хорнунг, Эрик; Бейнс, Джон (1996). Представления о Боге в Древнем Египте: Единое и Множество . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, стр. 155–156. ISBN  978-0-8014-8384-4 .
  5. ^ Швейцер, Андреас; Лортон, Дэвид; Хорнунг, Эрик (2010). Путешествие солнечного бога по загробному миру: чтение древнеегипетского Амдуата . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, стр. 19–20. ISBN  978-0-8014-4875-1 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 230–233
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лишка, Кейт. «Амулеты-скарабеи из египетской коллекции Художественного музея Принстонского университета». Отчет Художественного музея Принстонского университета , том. 74, 2015, стр. 4–19. JSTOR , www.jstor.org/stable/26388759. По состоянию на 1 декабря 2020 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Квирк, Стивен (2001). Культ Ра: поклонение Солнцу в Древнем Египте . Нью-Йорк: Темза и Гудзон, стр. 26.
  9. ^ Пианков, Александр (1934). «Богиня неба Нут и ночное путешествие Солнца» . Журнал египетской археологии . 20 (1/2): 57–61. дои : 10.2307/3855003 . ISSN   0307-5133 .
  10. ^ Риккарделли, Авторы: Кэролайн. «Египетский фаянс: технологии и производство | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 2 марта 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Ричард Х. (1994). Символ и магия в египетском искусстве . Лондон: Темза и Гудзон, стр. 107. ISBN.  978-0-500-23663-5 .
  12. ^ Исследования эгейского искусства и культуры: Нью-Йоркский коллоквиум по эгейскому бронзовому веку памяти Эллен Н. Дэвис . Академическое издательство ИНСТАП. 2016. doi : 10.2307/j.ctt1kk66gk . ISBN  978-1-931534-86-4 . JSTOR   j.ctt1kk66gk .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д ван Риневельд, Мария М. Присутствие и значение Хепри в египетской религии и искусстве , Университет Претории (Южная Африка), Анн-Арбор, 1992 . ПроКвест   304016142 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Дарнелл, Джон Коулман; Манасса, Коллин, ред. (2018). Книги Древнего Египта о преисподней . Письма Древнего мира. Атланта, Джорджия: SBL Press, стр. 249. ISBN.  978-0-88414-045-0 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Хорнунг, Эрик; Лортон, Дэвид (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, стр. 84. ISBN.  978-0-8014-3515-7 .
  16. ^ Дардир, Мохамед (01 марта 2020 г.). «Связь между сценами и текстами Книги Врат и Амдуата, примененной к гробнице Сети I» . Международный журнал наследия, туризма и гостеприимства . 14 (3): 300–324. дои : 10.21608/ijhth.2020.155890 . ISSN   2636-414X .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Хорнунг, Эрик; Лортон, Дэвид (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Пресса, стр. 37. ISBN.  978-0-8014-3515-7 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Хорнунг, Эрик; Лортон, Дэвид (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Пресса, стр. 41. ISBN.  978-0-8014-3515-7 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Швейцер, Андреас; Лортон, Дэвид; Хорнунг, Эрик (2010). Путешествие солнечного бога по загробному миру: чтение древнеегипетского Амдуата . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, стр. 1–2. ISBN  978-0-8014-4875-1 .
  20. ^ Швейцер, Андреас; Лортон, Дэвид; Хорнунг, Эрик (2010). Путешествие солнечного бога по загробному миру: чтение древнеегипетского Амдуата . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, стр. 120. ISBN.  978-0-8014-4875-1 .
  21. ^ Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа . Рутледж. стр. 84–85
  22. ^ «Рельеф, изображающий двух павианов, предлагающих глаз Веджат богу Солнца Хепри, держащему знак Подземного мира» . Метрополитен-музей .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Хепри, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d24e05c3ee026acfd7f6ff280f3332a__1722545340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/2a/5d24e05c3ee026acfd7f6ff280f3332a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khepri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)