Jump to content

Руа Кенана Септипа

(Перенаправлено с Руа Кенана )

Руа Кенана Септипа
Рожденный 1869
Умер 20 февраля 1937 г.
Матахи , залив Пленти , Новая Зеландия
Другие имена Новая миссия
Новый Мессия
Михайя
Родители
  • Кенана Тумоана (отец)
  • Нгахиви Те Рихи (мать)

Руа Кенана Хепетипа или Руа Кенана Хепетипа (1869 – 20 февраля 1937) был пророком маори , целителем и борцом за земельные права . Он называл себя Те Михайя Хоу, Новый Мессия , и утверждал, что он Те Кути Арикиранги. [ 1 ] преемник Хепетипа (Хефзиба), который вернет себе землю Тухо , которая была потеряна во владении Пакеха . Верования Руа раскололи церковь Рингату . [ 2 ] который Те Кути основал примерно в 1866/1868 году. В 1907 году Руа сформировал ненасильственную религиозную общину на Маунгапохату , священной горе Нгай Тухо, в Уревере. К 1900 году Маунгапохату был одним из немногих районов, которые не исследовались Земельным судом коренных народов . [ 3 ] Община, также известная как Новый Иерусалим , включала в себя фермерский кооператив и сберегательную кассу . Многие пакеа считали, что сообщество ведет подрывную деятельность, и видели в Руа разрушительное влияние. [ 4 ]

В 1916 году полиция организовала вооруженную экспедицию и 2 апреля прибыла в Маунгапохату, чтобы арестовать Руа за подстрекательство к мятежу . Он был признан невиновным по этому обвинению, но заключен в тюрьму за сопротивление при аресте. Руа был освобожден в апреле 1918 года и вернулся в Маунгапохату. Однако община находилась в упадке, и к началу 1930-х годов большинство людей уехали в поисках работы в другом месте. Руа переехал в Матахи на востоке залива Пленти и жил там до своей смерти в 1937 году.

В сентябре 2017 года правительство обязалось помиловать его в рамках мирового соглашения . [ 5 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Руа родился в 1869 году в Маунгапохату в стране Уревера, Новая Зеландия. Он был посмертным сыном Кенаны Тумоаны, убитого при Макарету в ноябре 1868 года во время боя за Те Кути , и Нгахиви Те Рихи. Руа был членом хапу Тамакаимоана племени Тухоэ и, хотя и не был вождем сам по себе, имел знатное происхождение и мог проследить свое происхождение от Потики и Тороа из каноэ Матаатуа .

В 1887 году Руа покинул Маунгапохату, чтобы научиться сельскому хозяйству. Он работал на овцеводческих фермах в районах Гисборн и Залив Пленти, а также был членом бригады по стрижке скота на Восточном побережье. В этот период он изучал Библию . где зарекомендовал себя как пророк новозаветного В 1905 году он вернулся в Маунгапохату , типа. Здесь он сформировал свою новую самодостаточную общину в Маунгапохату, которую он назвал « Новым Иерусалимом », с будущим населением от 800 до 1000 последователей.

Пророк в Маунгапохату

[ редактировать ]
Руа стоит на скале в центре

Те Кути Арикиранги, основатель религии Рингату , перед смертью предсказал, что у него будет преемник. [ 6 ] Заявление Руа о том, что он является преемником Те Кути, впервые было сделано в результате опыта, который он пережил на Маунгапохату, священной горе Тухо. В устных рассказах рассказывается, как Руа и его первая жена, Пинепин Те Рика , были направлены подняться на гору сверхъестественным призраком , который, как позже выяснилось, был архангелом Гавриилом . Там им показали спрятанный алмаз, камень-хранитель земли, яркий свет которого заслоняла шаль Те Кути. Руа, в свою очередь, снова прикрыл его, чтобы защитить. В некоторых версиях повествования Руа встретил Ваитири, прародительницу Тухо, и Христа на горе . Руа вскоре стал утверждать, что он маори, брат Христа. [ 7 ]

Первый из трех периодов поселения в Маунгапохату, Руа, прибыл на этот изолированный форпост с наступлением зимы. Те, кто там был, до сих пор помнят суровые условия того первого года: неурожай картофеля и не было свиней. Тату, одному из племени Ривати, пришлось вернуться в Те-Ваити, чтобы собрать 6 свиноматок и основать собственную племенную колонию. Той зимой погибло по меньшей мере 50 человек, большинство из них дети, из-за неудовлетворительных домов, вспышки брюшного тифа , пришедшей из лагерей в долине, и кори, эпидемии опустошившей общину. Иногда нечего было есть, кроме хуху и грубых листьев той, которые обычно используются только для одежды. Но после этого неблагоприятного начала община добилась первого лета изобилия. Две группы объединились, чтобы построить «те па тапу о те атуа», священное па Господа, тухоэ, около половины всего племени, и вакатохеа, которые из-за конфискации остались почти безземельными. Чтобы обозначить союз этих двух племен Матаатуа, Руа построил дом Господа Хирухарама Хоу с двумя фронтонами. Одна сторона принадлежала Тухо, а другая — Вакатохеа. [ 8 ]

Маунгапохату, город тумана

Руа заявил, что он новый Христос, сын Иеговы , и сказал, что никто из присоединившихся к нему не умрет. Он называл себя Те Михайя Хоу, Новый Мессия . Своей силой Руа обязан огромному мастерству, с которым он применял Священные Писания к повседневным событиям в жизни тех, кто верил в него. Его пророческие высказывания (нга купу вакари) придали смысл суровому существованию и дали надежду на будущее. Он предпринял попытку создать новую систему землевладения и землепользования. Он организовал прочную общинную основу во всех основанных им поселениях, но также подчеркивал концепцию семейной собственности на собственность. Он отбросил все традиционные практики тапу маори и заменил их новыми формами, специально связанными с верой в себя как в Обетованного Мессию. Его последователи передали свои земли Руа, он приказал их обследовать и продать им обратно. Поселением управлял собственный парламент пророка. Он также основал горнодобывающую компанию маори для разработки минеральных ресурсов Уреверы. По приказу пророка было вырублено 5 миль леса, и под его руководством выросла процветающая фермерская община. Руа действовал как банкир своего народа и взял десятину со всего, что они заработали. Взамен он дал им процветание, которого они никогда раньше не знали.

Сион, круглый дом собраний, построенный в Маунгапохату.

Руа построил любопытный двухэтажный круглый храм поклонения в Маунгапохату, названный Хиона ( Сион ), который также стал его парламентом, откуда велись дела общины. Этот круглый дом собраний, построенный в 1908 году, был украшен узором из синих булав и желтых бриллиантов и находился во внутреннем святилище парка. Это была «Советная палата и здание суда» Руа, также известное как «Храм Руа». Руа думал, что он был построен по образцу Иерусалимского храма (хотя его комната не должна была быть местом поклонения), но фактической моделью был современный Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме, мусульманское святое место и одно из самых священный из исламских святынь. Его уникальная цилиндрическая форма сделает его единственным в своем роде. [ 6 ] Он отрастил длинные волосы и отрастил густую бороду в соответствии с патриархальной традицией, по образцу еврейского назорея . Поскольку его чтение Библии, казалось, предписывало семь жен, Руа придерживался этого числа и немедленно заменял всех, кто умер или сбежал. Всего у него было 12 жен и более 70 детей.

От кинг-итской традиции он унаследовал идею о том, что маори обладают отдельной национальностью, и это, вместе с успехами его общины, вызвало зависть местных вождей и вызвало враждебность правительства. Благодаря его личному видению его мессианская религия обещала возвращение земель и маны маори маори и конец их подчинения правлению пакеха . Он хотел полностью вывести народ Тухо из-под европейского влияния и убедил многих продать все свои запасы и сельскохозяйственные интересы. [ 9 ]

К 1908 году борьба Руа за власть поставила Тухо на грань гражданской войны, и премьер-министр сэр Джозеф Уорд вмешался, чтобы ограничить влияние пророка. Правительство организовало в марте 1908 года встречу в Руатоки всех племен Тухо в попытке разобраться в политических разногласиях между двумя основными фракциями Тухо, Руа Кенана и Нумаи Кереру, вождя Нгатиронго и главного противника среди тухоэ. Руа . Тухо из христианско-иудейского религиозного движения

Руа и четыре его жены

Поскольку конфликт был ожидаем, премьер-министр Новой Зеландии решил неофициально посетить обе стороны перед конференцией. Во время драматической встречи с сэром Джозефом Уордом на пляже Факатане 23 марта 1908 года Руа и Джозеф Уорд обменялись словами. Руа, сидящий на стуле, позаимствованном в пабе, в окружении нескольких своих жен и сторонников, заметил приближение Джозефа Уорда. Уорд публично обратился к обеим сторонам с просьбой о помощи в примирении разногласий на предстоящей встрече в Руатоки. Последователям Руа Уорд сказал, что не может принять все, о чем просил Руа. В частности, его просьба о том, чтобы его сторонники заняли европейскую избирательную роль (предположительно потому, что они были в меньшинстве среди электората восточных маори ), была неприемлемой, поскольку маори имеют «свое особое представительство». На просьбу Руа создать специальное правительство маори он сказал: «Я сказал Руа... что в Новой Зеландии король Эдвард является королем и представлен здесь своим правительством или королем. В небе не может сиять два солнца. в то же время". Руа ответил Уорду: «Да, на небесах только одно солнце, но оно светит с одной стороны - стороны Пакея - и темнеет с другой». [ 10 ]

Руа стал политическим затруднением, и у правительства возникла необходимость привести пример этого человека, которого многие считали агитатором, в надежде, что репрессии обескуражят других активистов маори. Основная англиканская церковь призвала правительство подавить Руа Кенана. В 1907 году церковь приняла предложение, которое поддержало «недавние действия правительства в направлении подавления тохунгизма (традиционного лечения маори), и надеется, что церковь сможет предпринять более агрессивные действия среди племен, которые особенно страдают от этого зла». Власти увидели в Руа Кенане разрушительное влияние и преследовали его с помощью Закона о подавлении Тохунга 1907 года , который запрещал традиционным целителям маори использовать травы и другие методы лечения, которые были частью их традиционной медицины. [ 11 ] Закон о подавлении Тохунга был разработан для нейтрализации влиятельных традиционных лидеров маори и был специально разработан в качестве политического оружия против Руа Кенаны и его движения несогласных маори. [ 12 ]

В результате ряда обвинений в приобретении алкоголя в 1910 году Руа был оштрафован за хитрое пьянство , а в 1915 году отбыл короткий срок за аналогичное преступление. Выйдя на свободу, он возобновил свое хитрое пьянство.

Руа настаивал на том, чтобы его люди бойкотировали военную службу, утверждая, что сражаться за короля и страну пакеха аморально, учитывая несправедливость, проявленную в отношении маори под британской короной. Руа сказал: «У меня здесь 1400 человек, и я не позволю никому из них вступить в армию или пойти на войну. У вас сейчас нет короля. Король Англии — он плохой. Он побеждён. Немцы победят. Любой деньги, которые у меня есть, я отдам немцам. Англичане бесполезны. У них есть два закона: один для маори, другой для пакеха. Когда немцы победят, я стану королем маори. и Пакеха». [ 13 ] Это было воспринято истеблишментом как подстрекательство к мятежу и, в конце концов, дало правительству и недоброжелателям Руа стимул вмешаться против Кенаны и общины Маунгапохату.

Руа Кенана встречается с премьер-министром Новой Зеландии Джозефом Уордом на пляже Факатане , 23 марта 1908 года.

Во время Первой мировой войны у правительства Новой Зеландии были опасения, что Руа выступал против призыва мужчин Тухо на войну; эти опасения привели к появлению слухов о том, что он открыто поддерживает Германию. Правительство арестовало Руа после хахунги 1915 года, церемонии очищения костей, во время которой он якобы поставлял спиртные напитки без лицензии. Его вызвали к мировому судье 19 января 1916 года. Руа сказал, что он явится на февральское заседание суда, поскольку был занят сбором травы ежи, но его неявка была расценена как неуважение к суду, и началась подготовка к вооруженной полицейской экспедиции. арестовать его. [ 4 ]

2 апреля 1916 года хорошо вооруженный полицейский отряд численностью 70 человек во главе с комиссаром полиции Джоном Калленом прибыл в Маунгапохату, чтобы арестовать его за подстрекательство к мятежу . Поскольку деревня Руа была очень отдаленной, полицейским пришлось взять с собой много оборудования и разбить лагерь по дороге. Они двигались как небольшая армия с повозками и вьючными лошадьми, и в их число входил New Zealand Herald фотограф Артур Брекон . [ 14 ] Чтобы не предупреждать жителей деревни Маунгапохату об их намерении совершить нападение, они надели полицейскую форму только перед самым рейдом. Они были убеждены, что когда они достигнут Маунгапохату, там будет засада.

Никакого ожесточенного сопротивления лично со стороны Руа не было. [ 6 ] но его сторонники вели острую получасовую перестрелку с полицией, в которой двое маори, в том числе сын Руа Токо, были убиты и двое ранены. Также были ранены четверо полицейских. Руа был арестован и доставлен в Роторуа , ему отрезали волосы и бороду. Из Роторуа вместе с шестью другими заключенными-маори, включая Вату, Руа был переведен в Окленд и отправлен прямо в тюрьму Маунт-Иден . Сначала Руа был приговорен к девятимесячному тюремному сроку, назначенному по обвинениям 1915 года, который теперь был увеличен из-за неуплаты штрафов. После суда по делу о подстрекательстве к мятежу, который длился 47 дней (самый продолжительный срок в Новой Зеландии до 1977 года), он был признан невиновным; но приговорен к одному году тюремного заключения за сопротивление полиции. [ 15 ]

Когда он вернулся в Уревера, поселение Маунгапохату было разрушено, разделено, земли заросли, и большая часть общины переселилась. Пресвитерианская миссия под руководством преподобного Джона Лотона переехала в Маунгапохату и преподавала пресвитерианское христианство и системы ценностей пакеха. Это шокировало Руа, поскольку он запретил школы пакеха в первоначальной общине. Расходы на защиту в различных судебных процессах разорили общину в финансовом отношении, поскольку ей пришлось продать акции и землю для погашения долга. Общине даже было приказано оплатить расходы на все полицейские операции и рейд на Маунгапохату. Несмотря на то, что Верховный суд признал арест Руа незаконным, и 1 мая 1917 года в парламент была подана петиция от имени народа Маунгапохату, призывающая к полному публичному расследованию событий 2 апреля 1916 года и поведения тамошней полиции. и позже, запугав свидетелей, Маунгапохату так и не было предложено никакой компенсации. [ 16 ]

В конце концов Руа переехал вниз по течению в Матахи, общину, которую он основал на реке Ваймана в восточной части залива Пленти в 1910 году, где он жил до своей смерти 20 февраля 1937 года. У него остались пять жен, девять сыновей и 13 дочерей. Однако вера в свою божественность пережила его недолго, поскольку он не смог выполнить свое обещание воскреснуть из мертвых. Сейчас от Маунгапохату мало что осталось, а его церковь (Те Вайруа Тапу) может похвастаться небольшим количеством последователей. Страна Уревера мирная, в отличие от того, что было во времена Пророка Руа. [ 17 ]

прощение

[ редактировать ]
Генерал-губернатор дама Пэтси Редди дает королевское согласие на Закон о помиловании Руа Кенана 2019 года в Маунгапохату 21 декабря 2019 года, в то время как Тухейтия Паки , король маори, наблюдает за происходящим.

В сентябре 2017 года правительство обязалось помиловать его в рамках мирового соглашения. [ 5 ] Законопроект о помиловании был внесен в парламент 22 августа 2019 года, прошел третье чтение 18 декабря 2019 года и через три дня получил королевское одобрение генерал-губернатора Дамы Пэтси Редди в Маунгапохату. [ 18 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джудит Бинни , Джиллиан Чаплин и Крейг Уоллес Михайя: Пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату . Издательство Оксфордского университета, 1979. [ 19 ] [ 20 ]
  • Белл, Джеймс, Макинтош. Дикие земли маори, Лондон. 1914 год.
  • С уважением, Элсдон . Маори. 2 том, Веллингтон, 1924 г.
  • Тухо: Дети тумана, 2 тома, 2-е изд., Веллингтон, 1972 и 1973 гг.
  • Борн, Джордж (Тайпо) Сумеречный Дауи: пророк маори в домашней жизни (Мельбурн), декабрь 1908 года.
  • Мун, Пол Журнал Tohunga: Руа Кенана, Хохепа Кереопа и Маунгапохату . Окленд, 2008 год.
  • Питер Вебстер Руа и тысячелетие маори . Издательство Университета Виктории, Веллингтон. 1979 год

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Путь: Королевский двор Турции.
  2. ^ Те Ара: пророческие движения маори
  3. ^ «Создан местный земельный суд - NZHistory, история Новой Зеландии в Интернете» .
  4. ^ Jump up to: а б «Наследие и AL: Руа Кенана - пророк маори» .
  5. ^ Jump up to: а б «Кенана простит мне шанс двигаться дальше – подписавший» . Радио Новой Зеландии . 9 сентября 2017 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с «Пророк Руа Кенана» .
  7. ^ Бинни, Джудит. «Руа Кенана Хебетиба» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия .
  8. ^ Михайя: пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату ( Джудит Бинни с Джиллиан Чаплин и Крейгом Уоллесом. Oxford University Press, 1979. страницы 45–56).
  9. ^ «Руа Кенана - Пусть белый человек ведет войну белых!» .
  10. ^ Михайя: пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату ( Джудит Бинни с Джиллиан Чаплин и Крейгом Уоллесом. Oxford University Press, 1979. страницы 45–56).
  11. ^ «Местные, последние и последние новости из региона Хокс-Бей - Хокс-Бей сегодня» .
  12. ^ Возвращение к Закону о подавлении тохунга 1907 – [2001] VUWLRev 17; (2001) 32 ВУВЛР 437
  13. ^ Шихан, Марк (1989), Маори и европейцы: расовые отношения 1912–1980. Макмиллан, Новая Зеландия.
  14. ^ «Три журналиста-ветерана уходят на пенсию». Новозеландский журналист . 12 июня 1940 года.
  15. ^ Михайя: пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату ( Джудит Бинни с Джиллиан Чаплин и Крейгом Уоллесом. Oxford University Press, 1979), стр. 119-124)
  16. ^ Михайя: пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату ( Джудит Бинни с Джиллиан Чаплин и Крейгом Уоллесом. Oxford University Press, 1979, страницы 131-132).
  17. ^ Фостер, Бернард Джон (1966). «Руа Кенана Хепетипа» . Teara.govt.nz . Министерство культуры и наследия .
  18. ^ «Законопроект об устранении преступлений Руа Кенана / Законопроект о помиловании Руа Кенана - Парламент Новой Зеландии» . www.parliament.nz .
  19. ^ Баркер, Джон (1 января 1981 г.). «Обзор Михайи. Пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату». Тихоокеанские дела . 54 (1): 187–188. дои : 10.2307/2757756 . JSTOR   2757756 .
  20. ^ Бартон, Крис (18 июня 2005 г.). «Это история, но не такая, какой мы ее знаем» . Новозеландский Вестник . Проверено 6 ноября 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f492fe1656369be5fb1bc2b73bf3cdc6__1700670660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/c6/f492fe1656369be5fb1bc2b73bf3cdc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rua Kenana Hepetipa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)