Маунгпохату
Маунгпохату
Каменная гора | |
---|---|
Деревня | |
Этимология: скалистая гора. [ 1 ] | |
Координаты: 38 ° 34'14 "ю.ш., 177 ° 05'43" в.д. / 38,57056 ° ю.ш., 177,09528 ° в.д. | |
Страна | Новая Зеландия |
Остров | Северный остров |
Область | Залив Изобилия |
Территориальная власть | Факатанский район |
Поселен маори | 1907 |
Высота | 600 м (2000 футов) |
Часовой пояс | UTC+12 |
• Лето ( летнее время ) | UTC+13 (НЗДТ) |
Маунгапохату — поселение в районе залива Пленти Новой Зеландии на Северном острове . Расположенный в отдаленном районе страны кустарников Уревера , примерно в 20 километрах (12 миль) к северу от озера Вайкаремоана , он был основан Руа Тапунуи Кенана в 1907 году и дважды существенно перестраивался в течение следующих двух десятилетий. На пике своего развития здесь проживало более 500 человек, но сегодня это снова очень малонаселенное место.
Он расположен у подножия одноименной горы высотой 1366 метров, священной для Тухое иви . [ 2 ]
Поле
[ редактировать ], также известный как Те Мапоу Мараэ, является традиционным местом встреч Тухоэ хапу Тамакаймоаны Маунгапохату Мараэ ; в его состав входит дом собраний Тане-нуи-а-ранги. [ 3 ] В октябре 2020 года правительство выделило 490 518 долларов из Фонда роста провинции на модернизацию мараэ, создав 21 рабочее место. [ 4 ]
Диапазоны Уревера
[ редактировать ]
Те Уревера — холмистая местность, покрытая густыми лесами, к северо-востоку от озера Таупо . Это исторический дом Тухо , иви , известного своей позицией в отношении суверенитета маори . Сегодня большая часть земли находится на территории национального парка Те Уревера , площадь которого составляет 2126 квадратных километров (821 квадратных миль), а в 2013 году население составляло всего 2133 человека. [ 5 ] Государственное шоссе 38 - единственная крупная магистральная дорога, пересекающая его, идущая от Вайотапу возле Роторуа через Мурупару до Вайроа .
Из-за своей изоляции и густого леса Те Уревера оставался практически нетронутым британскими колонистами до начала 20 века; в 1880-х годах он все еще находился под контролем маори, и немногие пакеа были готовы рискнуть войти в этот район. [ 6 ]
После визита премьер-министра Ричарда Седдона в Те Уревера в 1894 году вождь Тухо Тутакангахау запросил флаг Союза у правительства . Он летал над мараэ Маунгапохату, по крайней мере, с 1897 года. На нем были вышиты слова «Котахи Те Туре/Мо Нга Иви Э Руа/ Маунгапохату» («Один закон/для обоих народов/Маунгапохату»), и он был создан как знак мирные отношения с Короной. [ 7 ] Эти слова были выбраны, чтобы подтвердить «важный принцип, согласно которому доминирующая культура не должна принимать законы, дискриминирующие маори». [ 8 ]
Храм Кенан
[ редактировать ]
Руа Тапунуи Кенана, внук Тутакангахау, был пророком маори, целителем и борцом за земельные права . Он утверждал, что родился в 1869 году в Маунгапохату, хотя это оспаривается. [ 2 ] [ 9 ] Его отец был убит, сражаясь на стороне Те Кути , партизана и основателя религии Рингату . [ 10 ]
Вырос среди Тухо [ 9 ] Руа уехал в 1887 году и работал на овцеводческих фермах в районах Гисборн и Залив Пленти . [ 11 ] После мистического опыта на горе Маунгапохату Руа заявил, что является преемником Те Кути и братом Христа маори. 12 апреля 1906 года он предсказал, что 25 июня «взойдет на трон» и что король Эдуард VII прибудет в Гисборн. Когда король не явился, Руа объявил: «Я действительно тот король. Вот я здесь со всем своим народом». [ 9 ] Затем Руа вернулся в Мунгапохату, где объявил себя пророком и объявил о своем плане создания Города Бога в Маунгапохату. [ 9 ]
Строительство Маунгапохату должно было стать сознательным воссозданием библейского города Иерусалима . [ 2 ] Население называло себя Ихараира , израильтяне, а Руа взяли имя «Моисей». Строительство общины должно было ознаменовать начало их испытаний и проверку их верности. Маунгапохату был их «Городом искупления. Здесь однажды все обещания будут выполнены, а конфискованные земли и автономия народа восстановлены». [ 2 ] [ 9 ]
История поселения
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Руа прибыл на этот изолированный аванпост с наступлением зимы 1907 года. В первый год неурожай картофеля и свиней не было. По меньшей мере пятьдесят человек умерли той зимой, большинство из них дети, из-за неудовлетворительных домов, вспышки брюшного тифа, пришедшей из лагерей в долине, и эпидемии кори, опустошившей общину. Иногда нечего было есть, кроме хуху и грубых листьев той, которые обычно используются только для одежды. Тем не менее, после этого неблагоприятного начала сообщество боролось за первое лето изобилия. Две группы собрались вместе, чтобы построить те па тапу о те атуа , священную па Господа; около половины всего племени Тухо; и Вакатохеа , которые в результате конфискации остались почти безземельными. Чтобы обозначить союз этих двух племен Матаатуа, Руа построил «Дом Господа», Хирухарама Хоу , с двумя фронтонами. Одна сторона предназначалась для Тухо, а другая для Вакатохеа. [ 12 ]
Построенный между 1907–1908 годами, Маунгапохату «представлял собой впечатляющее поселение с собственным зданием суда, банком и залом совета. Улицы освещались масляными лампами, имелась собственная система водоснабжения с отдельными бассейнами для мытья и приготовления пищи. свои собственные правила поведения, которые применялись советом старейшин и их лидером-пророком. В эти первые годы в Маунгапохату проживало около 500 или 600 человек». [ 2 ] Руа попытался создать новую систему землевладения и землепользования на прочной общинной основе, но в которой также подчеркивалась концепция семейной собственности на собственность.
Концепции тапу и ноа были центральными в дизайне, и разные разделы отражали эти две идеи. Священная территория, включавшая в себя гражданские объекты и спальные дома, называлась вахи тапу и была отгорожена от окружающей территории ноа , где были построены здания для приготовления пищи и других мирских занятий. Библия также оказала значительное влияние. Хирухарама Хоу был вдохновлен инструкциями, Давиду данными для Дома Соломона , как описано в Книгах Паралипоменон и Царств . [ 13 ] [ 14 ]

Было построено двухэтажное здание под названием Хиона (Сион), которое стало парламентом, откуда велись дела общины. Этот круглый дом собраний был украшен синими булавами (личный символ Руа) и желтыми ромбами и находился внутри внутреннего святилища храма. Это была «Советная палата и здание суда» Руа, также известное как «Храм Руа». Руа думал, что он был построен по образцу Иерусалимского храма (хотя его комната не должна была быть местом поклонения), но фактической моделью был современный Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме, святое место мусульман. Внутренний дизайн с двумя дверями, винтовой лестницей и «окнами с узкими светами» был более прочно основан на библейских источниках. Уникальная цилиндрическая форма радикально отличалась от традиционной архитектуры маори Северного острова. [ 10 ] [ 13 ]
Однако власти увидели в Руа Кенане разрушительное влияние и преследовали его с помощью Закона о подавлении Тохунга 1907 года, который запрещал традиционным целителям маори использовать травы и другие методы лечения, которые были частью их традиционной медицины. [ 15 ] К 1908 году борьба Руа за власть поставила Тухо на грань гражданской войны, и премьер-министр сэр Джозеф Уорд вмешался, пытаясь ограничить влияние пророка. [ 12 ]
Второй этап
[ редактировать ]К концу 1913 года Маунгапохату пришел в упадок. Вакатохеа ушли, и они превратились в сообщество, насчитывающее около 30 семей. В 1914 году община распалась по собственному желанию, и 20 000 акров, которые Тухо выделили в 1907 году под «жилище для Бога и человека», были разделены. Руа ушел, а Хиона была заброшена и использовалась как склад сена. В 1914 году был построен новый дом собраний в более традиционном стиле – Тане Нуи А Ранги – «Великий Тане Небес». [ 16 ] Несмотря на это, споры редко заходили далеко. Руа был оштрафован за коварное пьянство в 1910 году и в 1915 году отбыл короткий тюремный срок за аналогичное правонарушение. По возвращении из тюрьмы он попытался восстановить Маунгапохату. Па, заброшенный примерно в 1913 году, был восстановлен с помощью ста человек, которые работали по три часа каждый день в течение трех дней, «ритуальное воскрешение нового и более совершенного сообщества». [ 17 ] Это произошло одновременно с ослаблением различных обрядов тапу , включая демонтаж забора между территориями тапу и ноа . [ 13 ]

Руа пытался убедить Тухо бойкотировать военную службу во время Первой мировой войны . [ 18 ] Это было воспринято истеблишментом как подстрекательство к мятежу и в конечном итоге дало правительству и недоброжелателям Руа стимул выступить против него и общины Маунгапохату. 2 апреля 1916 года семьдесят тяжеловооруженных полицейских прибыли, чтобы арестовать Руа. Поскольку деревня была очень отдаленной, полиция приехала хорошо оснащенная, на повозках и вьючных лошадях, и разбила лагерь по дороге.
Существуют противоречивые версии того, что произошло, когда приехала полиция. Никакого ожесточенного сопротивления лично со стороны Руа не было. [ 10 ] но он отказался поддаться аресту, и его сторонники вели оживлённую получасовую перестрелку с полицией. В ходе этой перестрелки сын Руа Токо и телохранитель маори были убиты, а двое маори и четыре констебля были ранены. Когда боевые действия прекратились, Руа был арестован и переправлен в Роторуа . В конечном итоге его признали невиновным в подстрекательстве к мятежу, но виновным в «моральном сопротивлении» полиции. [ 19 ] и приговорен к 12 месяцам каторжных работ с последующим 18-месячным тюремным заключением. [ 7 ] Он отсидел 9 месяцев в тюрьме Маунт-Иден в Окленде. [ 10 ]
Третий и заключительный этап
[ редактировать ]Расходы на защиту в различных судебных процессах разорили общину в финансовом отношении, поскольку ей пришлось продать акции и землю для погашения долга. Общине даже было приказано оплатить все расходы на полицейскую операцию и рейд на Маунгапохату. Хотя Верховный суд признал арест Руа незаконным, а 1 мая 1917 года в парламент была подана петиция от имени народа Маунгапохату, призывающая к полному публичному расследованию событий апреля 1916 года, поведение тамошней полиции и последующее запугивание свидетелей, никакой компенсации так и не было предложено. [ 20 ]
Когда Руа вернулся в Уревера, поселение было разделено, земли заросли, и большая часть общины переехала. Пресвитерианская миссия под руководством преподобного Джона Лотона переехала в Маунгапохату и преподавала пресвитерианское христианство и системы ценностей пакеха. Руа запретил школам пакеха в первоначальном сообществе, но построил здание школы круглой формы, описанное как находящееся «в самом изолированном месте, где есть школы в Новой Зеландии». [ 21 ] еще активно использовался в начале 1920-х годов. [ 7 ] Возможно, в рамках ритуального очищения Руа уничтожил и Хирухарама Хоу , и Хиону . [ 13 ] В начале 1925 года в общине вспыхнула эпидемия брюшного тифа, и после отъезда Лотона в 1926 году Руа в третий и последний раз организовал строительство целой деревни. [ 22 ] Новый дизайн отразил переход Руа Кенаны от стиля ветхозаветного пророка к стилю новозаветного пацифиста. [ 13 ] Были построены дома из плит и гонта с крышами из оцинкованного железа. Главных улиц было две, и дома были тщательно сгруппированы вдоль них. [ 22 ] Он утверждал, что это восстановление должно было подготовиться к концу света, но когда этого не произошло, он обвинил своих последователей. В конце концов он переехал вниз по течению в Матахи в восточной части залива Пленти, где прожил до своей смерти в 1937 году». [ 9 ] [ 7 ]
Тем не менее, какое-то время община продолжала процветать: здесь были два теннисных корта и танцпол под открытым небом. Между 1927 и 1929 годами население Маунгапохату составляло около 150 человек, и этот период с любовью вспоминали те, кто там жил. [ 23 ] Однако к 1936 году численность населения сократилась до 21 семьи. [ 24 ] Бинни (1983) отмечает, что основными причинами долгосрочного упадка поселения были трудности с поиском оплачиваемой работы при проживании в таком отдаленном месте, характер местности, которая «крайне трудна для ведения сельского хозяйства», и невозможность найти какие-либо источники капитала для перепланировки. «Бедные субсидировали государство, но государство оставалось к ним по существу безразличным». [ 25 ]
В 1930-х годах два ботаника, «Бродячие девушки Окленда», Люси Крэнвелл и Люси Мур, провели экскурсию по изучению флоры горы Маунгапохату. [ 26 ] Крэнвелл писал: «В 3 часа ночи мы отправились на грузовике PDW обратно к седлу Папатотара, а оттуда по протоптанной конной тропе через три крутых хребта к Руа-Па у подножия нашей горы... почти вертикальный маршрут геодезиста занимал нас на плоскую вершину, когда солнце уже садилось. Когда наступил рассвет, горные растения покрылись тонким слоем инея». [ 27 ]
Современный день
[ редактировать ]Нгай Тухо пожертвовал правительству 16 000 га земли в 1922 году, чтобы можно было построить дороги, соединяющие Мунгапохату с восточной частью залива Изобилия и Руатахуной , но они не были построены. В 1964 году лесозаготовительная компания наконец проложила дорогу к крошечному поселению, и на праздновании открытия присутствовало более 1500 человек. В течение нескольких лет мукомольные работы приносили «скромное процветание этому изолированному и обедневшему району, который так и не оправился от исхода большинства его жителей» после завершения экспериментов Руа по коллективной жизни. Сейчас мало что осталось от Маунгапохату, население которого в 1960-х годах оценивалось всего в 15 человек. [ 28 ]
В 2006 году ежегодный синод епархии Вайапу принял предложение с извинениями за роль англиканской церкви в Законе о подавлении Тохунга 1907 года, а в мае того же года архиепископ Браун Турей и другие члены церкви совершили паломничество в Маунгапохату. Церковь также объявила о планах внести свой вклад в восстановление мараэ Маунгапохату. [ 15 ] В 2014 году флаг Маунгапохату, который был снят полицией в 1916 году во время ареста Руа Кенаны, был возвращен Оклендским музеем Тухо в рамках «обязательств музеев по решению исторических вопросов собственности, связанных с таонгой ». [ 7 ]
Люди из Маунгапохату
[ редактировать ]- Руа Тапунуи Кенана (1869-1937) - см. выше.
- Те Паири Тутеранги (ум. 1954), лидер и художник Тухо.
- Те Венуануи (ум. 1907), вождь Тухо.
- Ви Виту (1908–1983), кузнец и эксгумер, его сестра была одной из жен Руа.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Te Week o Te Reo Māori - Неделя языка маори. Страница 5 - 1000 топонимов маори» . История Новой Зеландии . Проверено 7.01.2018.
- ^ Jump up to: а б с д и Бинни (1983), с. 353
- ^ «Маунгапохату (Те Мапоу)» . maorimaps.com . Детский национальный фонд.
- ^ «Объявления Мараэ» (Excel) . Growregions.govt.nz . Провинциальный фонд развития . 9 октября 2020 г.
- ^ «Места в заливе Пленти: страница 13 Внутренняя Уревера» . Те Ара . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Кинг (2003) с. 295
- ^ Jump up to: а б с д и «Флаг Маунгапохату» . Оклендский музей. Проверено 3.01.2018.
- ^ Бинни (2009) с. 427
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бинни (1996)
- ^ Jump up to: а б с д «Пророк Руа Кенана» . ngaituhoe.com. Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Маклинток, AH (1966) «Руа Тапануи Хепетипа, или Кенана Руа Хепетипа» Те Ара . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бинни и др. (1979), стр. 45–56
- ^ Jump up to: а б с д и Браун (2007), стр. 25–28.
- ^ 2 Паралипоменон 3:4, 7, 15-17 и 3 Царств 6:3.
- ^ Jump up to: а б «Церковные извинения спустя 99 лет» . (2006-09-18) Хокс-Бей сегодня: New Zealand Herald . Проверено 6.01.2018.
- ^ Бинни (1983) с. 354
- ^ Бинни (1983) с. 357
- ^ Синклер (1969) с. 274
- ^ Бинни и др. (1979), стр. 119–124
- ^ Бинни и др. (1979), стр. 131–132
- ^ Бинни (1983) с. 362 цитирую Лотона
- ^ Jump up to: а б Бинни (1983), стр. 358-60.
- ^ Бинни (1983) с. 362
- ^ Бинни (1983) с. 361
- ^ Бинни (1983), стр. 365, 366, 387.
- ^ "Люси Крэнвелл" Beyondthesquare. Проверено 7.01.2018.
- ^ Кэмерон, Юэн К. (2000) «Некролог - Люси Мэй Крэнвелл, Массачусетс, доктор наук, доктор наук (с отличием), FLS (Лондон), FRSNZ, 1907–2000» . (pdf) Новозеландский журнал ботаники 38 . стр. 527-35. Проверено 7.01.2018.
- ^ «Открытие первой дороги на Маунгапохату» . История Новой Зеландии. Проверено 3.01.2018.
Ссылки
[ редактировать ]- Бинни, Джудит Чаплин, Джиллиан и Уоллес, Крейг. (1979) Михайя: пророк Руа Кенана и его община в Маунгапохату . Издательство Оксфордского университета.
- Бинни, Дж. Том 92 (1983) «Возвращение к Маунгапохату: или как правительство недостаточно развило общину маори» . Журнал Полинезийского общества . 92 , № 3, стр. 353–392.
- Бинни, Джудит (1996) «Руа Кенана – пророк Тухо» . Биографический словарь Новой Зеландии. 3 . Проверено 6 января 2018 г.
- Бинни, Джудит (2009) Окруженные земли . БВБ.
- Браун, Дейдре (2007) «Приспособление к Богу: влияние христианства на архитектуру маори» . Pacific Arts 6 : Особое внимание: Тихоокеанская архитектура, стр. 24–30. Тихоокеанская ассоциация искусств/JSTOR.
- Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-301867-4 .
- Синклер, Кейт (1969). История Новой Зеландии . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-020344-8 .