Велификация
Velificatio — стилистический прием, использовавшийся в древнеримском искусстве для обрамления божества с помощью развевающейся одежды. Он представляет собой «энергичное движение», прозрение , [1] или «небесный свод», часто появляющийся вместе с небесными, погодными или морскими божествами. [2] Это характерно для иконографии Аур , и одного Бризов , персонифицированных из элементов, которые отличают изображения Луны, римской богини Луны , намекая на ее астральный путь. [3]
Фигура, обрамленная таким образом, называется velificans (множественное число velificantes ). Не все божества изображаются как velificantes члена императорской семьи , но это устройство может использоваться для обозначения обожествленного ( бога или дивы ). [4]
Velificatio — частый приём в римском искусстве. [5] включая живопись, мозаику , рельеф и скульптуру , хотя это создает технические трудности для отдельно стоящей скульптуры. афинскому скульптору Праксителю . Этого удалось добиться [6] Этот термин также используется для описания эллинистического искусства . [7] Это устройство продолжало использоваться в более позднем западном искусстве , в котором его иногда описывали как ауру , «ветер, дующий снаружи или изнутри, который поднимает завесу, обнажая лицо невидимого в противном случае существа». [8]
Использование и примеры
[ редактировать ]В классической латыни абстрактное существительное velificatio встречается редко. [9] и относится к акту поднятия паруса, от velum , «парус» (а также «ткань, одежда, вуаль») и объединяющего элемента -fic от -ficio, -ficere (= facio, facere , «делать, делать»). ). Глагольная форма стала основой современного научного употребления. Плиний описывает Aurae velificantes sua Veste , Бризы, «делающие парус из своей собственной одежды». [10] в Porticus Octaviae (« Портик Октавии » ). [11] Такие изображения Аур известны из дошедшего до нас римского искусства и использовались в качестве сравнительного материала для идентификации пары величавых в сцене из Алтаря Мира Августа . На основе отрывка из « Carmen Saeculare , » Горация сочиненного и исполненного для Августом постановки Светских игр в 17 г. до н. э., центральную фигуру часто идентифицируют как Теллуса (Землю):
Плодородный в продуктах и скоте, пусть Теллус подарит Церере венец зерна; пусть целебные воды и ветер Юпитера питают потомство. [12]
Не все ученые согласны с таким анализом сцены. Существа, на которых величавые, сидят также напоминают нереид , и эта ссылка может указывать на Культ Нимф . [13]
Значение покрывала иногда объясняют с точки зрения обрядов инициации мистических религий . Посвященные носили драпировку или вуаль, которую поднимала жрица. Покров был символом смерти, а его снятие в обряде означало возрождение посвященного. появляется Таким образом , velificatio в сценах на саркофагах и в другом погребальном искусстве . [14]
- Европа (мозаика, I-II век)
- Плутон (урна для погребения, II век).
- Нептун (мозаика, III век).
- Каминные часы Французской империи (1822 г.) с изображением нереиды Галатеи.
- Аура Лас Инкантадас (мраморный рельеф, II век нашей эры).
За пределами греко-римской культуры
[ редактировать ]Греческие божества широко использовались в греко-буддийском искусстве , равно как и элементы их изображения, например, Борей и его элемент velificatio. Борей стал японским богом ветра Фуджином через греко-буддийского Вардо /Оадо и китайского Фэн Бо /Фэн По («Дядя Ветер»; среди множества других имен), распространяя velificatio как элемент изображения божеств неба. [15] [16] [17]
Список величант
[ редактировать ]Мотив velificatio можно встретить у многочисленных божеств, божественных существ и божеств , в том числе: [18]
- Никс
- Аура
- Нереиды
- Часы (Времена года)
- Менады
- Ниобиды
- Ниобея
- Селена или Луна [19]
- Гелиос
- Дорогой [20]
- Европа
- Дионис
- Ариадна
- Посейдон или Нептун
- Амфитрита
- Афродита или Венера
- Марс [21]
- Тарпея [22]
- Вибия Сабина [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Рехак, Империум и космос: Август и Северное Марсово поле (University of Wisconsin Press, 2006), стр. 111.
- ^ Роберт Цуркан, Религии Азии в долине Роны (Brill, 1972), стр. 21.
- ^ Стефания Сорренти, «Les représentations figurées de Jupiter Dolichenien à Rome», в The Late-Italic Decorated Terra Sigillata del Museo Nazionale Romano , «L'Erma» Бретшнайдера, 1999), стр. 370.
- ^ Лиза Фогель, Колонна Антонина Пия (издательство Гарвардского университета, 1973), стр. 45.
- ^ Элен Вальтер, Черные ворота Безансона (Presses Univ. Franche-Comté, 1984), том. 1, с. 332.
- ^ Плиний, Естественная история 36.29; Давиде Стимилли, Лицо бессмертия: физиогномика и критика (State University of New York Press, 2005), стр. 172.
- ^ Брунильда Сисмонд Риджуэй, Эллинистическая скульптура II: Стили ок. 200–100 до н. э. (University of Wisconsin Press, 2000), пассим.
- ^ Этот термин используется в художественной критике Вальтера Бенджамина ; Алейда Ассманн и Ян Ассманн, «Дует воздух с других планет: логика подлинности и пророк ауры», в книге « Картирование Бенджамина: произведение искусства в эпоху цифровых технологий » (Stanford University Press, 2003), стр. 153–154. .
- ^ Это встречается у Цицерона , Ad Families 1.9.21, и больше не встречается в латинской литературе до Fronto, 267,4–5; Мишель П.Дж. ван ден Хаут, Комментарий к письмам М. Корнелиуса Фронто (Brill, 1999), с. 608.
- ^ Плиний , Естественная история 36.29.
- ^ Томас Кёвеш-Зулауф, «Плиний Старший и римская религия», Взлет и падение римского мира II.16.1 (1978), стр. 277.
- ^ Земля, плодородная урожаем и скотом, подарит Церере венец пряностей; / пусть потомство питается целебными водами / и ветрами Юпитера .
- ^ Бабетта Стэнли Спэт, «Богиня Церера в Ara Pacis Augustae и рельефе Карфагена», American Journal of Archeology 98 (1994), стр. 77–78.
- ^ Элизабет Мателли, «Иероним в Афинах и на Родосе», в «Лико Троасе» и «Иерониме Родосском» (Transaction Publishers, 2004), стр. 294–295.
- ^ Конидарис, Димитриос (12 июня 2020 г.). Китайская цивилизация и ее эгейское сходство (на греческом языке). ISBN 978-618-84901-1-6 .
- ^ Танабэ, Кацуми (2003). Александр Македонский: культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии . Токио: NHK Puromoshon и Токийский национальный музей. OCLC 937316326 .
- ^ Глобальные связи искусства Гандхары . Археопресс Археология. 2020. дои : 10.32028/9781789696950 . ISBN 978-1-78969-695-0 .
- ↑ Если не указано иное, следующие примеры приведены Бабеттой Стэнли Спет, «Римская богиня Церера» (University of Texas Press, 1996), стр. 223.
- ^ Особенно на саркофагах римской эпохи, изображающих миф об Эндимионе ; Сорренти, «Фигурные представления», с. 370, 376.
- ^ Фигура в верхней части фигурной кирасы Августа Прима Порта чаще всего идентифицируется как Целус; у него обнаженная грудь, руки подняты, чтобы поддержать velificatio ; Джейн Кларк Ридер, «Статуя Августа из Прима Порта, подземный комплекс и предзнаменование Галлины Альбы», American Journal of Philology 118 (1997), стр. 109. Целус на алтаре Бельведера также является величием ; Рехак, Империум и Космос , с. 111.
- ^ На кирасе статуи в Черчеле ; Рехак, Империум и Космос , с. 111.
- ^ На базилики Эмилия фризе в Риме; Рехак, Империум и Космос , с. 111.
- ^ Фогель, Колонна Антонина Пия , с. 45.