Каминные часы Французской Империи

Каминные часы в стиле французского ампира — это разновидность искусно украшенных каминных часов , которые были изготовлены во Франции во времена Наполеоновской империи (1804–1814/15). Производство хронометристов во время Реставрации Бурбонов (1814/1815–1830) также включено в это художественное движение , поскольку они имеют схожие сюжеты, декоративные элементы, формы и стиль.
Прецеденты
[ редактировать ]К концу XVIII века, с середины 1770-х годов, французские часовщики внесли свой вклад в новое художественное движение: неоклассицизм . Этот стиль в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративном искусстве, возникший в последние годы жизни Людовика XV , главным образом как реакция на эксцессы движения рококо , но также отчасти благодаря популярности раскопки в древнем Геркулануме и Помпеях в Италии. [1]
Часы этого стиля обходились без обильного орнамента и сложных узоров предыдущего стиля рококо , столь типичного для правления Людовика XV .
Производство хронометров в исторические периоды Людовика XVI и Первой французской республики включало этот новый художественный язык с классическими рисунками, аллегориями и мотивами. В изделиях Людовика XVI камень (обычно белый мрамор, алебастр или бисквит) сочетался с позолоченной и/или патинированной бронзой, хотя некоторые экземпляры были полностью отлиты из бронзы. Некоторые модели были архитектурными (т. е. не имели фигур), другие представляли собой фигурки в классическом стиле.
В 1790-е годы производство позолоченной бронзы значительно возросло по мере улучшения условий труда. Свобода торговли, инициированная Французской революцией, позволила многим литейщикам построить крупные фабрики. До этого времени, во времена ancien régime , они ограничивались небольшими мастерскими и строго ограничивались литьем бронзы. Новая заводская среда дала им возможность выполнять все этапы работы с бронзой, включая рисование, литье, золочение, сборку и торговлю предметами искусства. [2] Ремесленники по-прежнему получали дореволюционную подготовку и работали в соответствии со стандартами роскошного искусства старого режима , но у них были лучшие средства производства и организации.
Характеристики
[ редактировать ]Материалы и техники
[ редактировать ]Можно утверждать, что использование позолоченной бронзы для изготовления предметов роскоши достигло своего пика в начале XIX века во Франции. Это средство не было новым, поскольку оно пользовалось международной репутацией в Европе со времен правления Людовика XIV , которое продолжалось на протяжении всего старого режима . Одной из причин такого успеха являются технические качества, присущие бронзе. Это более дешевый, чем золото и серебро, это распространенный материал, который легко формовать и золотить . По этой причине он стал излюбленным материалом для корпусов часов, канделябров и украшений мебели. Благодаря мастерству замечательных литейщиков и чеканщиков по бронзе эти предметы были не просто хранителями времени, а стали предметами искусства .
Этот золотой век закончился в конце 1820-х годов, когда вымерло поколение ремесленников и рабочих. [2] более дешевые металлы стали использоваться все чаще (например, латунь ), а бронзовое литье стало более механизированным , принося в жертву мастерство ради повышения производительности, а также снижения затрат и времени производства.
Бронза была основным материалом, используемым в часах в стиле ампир, и патины и ормолу . в этот период для украшения широко использовались методы [3] Тонкое моделирование, позолота и патина, использованные в этих серийных маятниковых часах, считаются непревзойденными. Большинство корпусов часов были полностью отлиты из бронзы, а другие сочетались с каменным основанием из мрамора , алебастра или порфира . Дерево (красное дерево или фруктовое дерево) и резной хрусталь (последний использовался во время Реставрации) также использовались, хотя и реже.
В этот период в Париже действовало от 40 до 60 мастерских с литейщиками , позолотчиками , серебряниками и чеканщиками . [4] Основатели обычно изготавливали восковую модель по наброску, а по этой восковой модели делался негативный гипсовый слепок, который можно было воспроизводить чаще. Затем из этого гипса была изготовлена форма, в которую отливалась бронза. Путем комбинирования фигурок и креплений было создано несколько версий одной конструкции.

Из-за воздействия вредных ртути паров во время процесса «dorure au mercure» ( позолота огнем ) большинство позолотчиков не дожили до 40 лет из-за отравления ртутью . Даже в те времена принимали всевозможные меры предосторожности против отравления ртутью. Эти меры включали жевание хлеба или наложение на язык куска кожи с серебряной монетой (серебряная монета меняла цвет под воздействием ртути). Существовало также нечто вроде маски, позволяющей вдыхать воздух из-за головы. Ни одна из этих мер не была достаточной контрмерой против отравления ртутью.
она все еще использовалась в очень немногих мастерских. Следовательно, использование ртути было объявлено вне закона французским законодательством примерно после 1830 года, хотя ее обычное использование продолжалось примерно до 1900 года, и даже примерно в 1960 году -19 века) вместо этого использовались.
Что касается механизма, то к концу XVIII века круглые часовые механизмы стали надежным продуктом массового производства. Известные как «Pendule de Paris» (парижские или французские часовые механизмы), они представляли собой 8-дневный механизм с анкерным спусковым механизмом, подвешенным маятником на шелковой нити и счетным колесом, ударяющим в колокол каждые час и полчаса. К 1840-м годам простая и очень эффективная шелковая подвеска была заменена различными регулируемыми пружинными системами подвески.
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от часов, построенных в XVIII веке, где большинство из них были подписаны, авторство многих из них в Империи остается анонимным, что затрудняет приписывание того или иного произведения конкретному скульптору из бронзы. К этому следует добавить, что среди бронзовщиков было обычной практикой продавать изделия друг другу и даже копировать или переделывать чужие рисунки. Подписанные, они обычно содержат имя на циферблате и могут быть именем производителя бронзовых изделий, а также именем розничного продавца или производителя механизма.
Небольшие часы, обычно покрытые стеклянным колоколом, могли стоить 150 франков и 7000 франков. [5] франков за самые большие работы, предназначенные для украшения залов дворцов и больших домов. Общая стоимость включала в себя работу разных людей, участвовавших в производственном процессе:
- Около 10% на дизайн модели.
- Кастинг, 20%.
- Долбление, 30%.
- Позолота, 30%.
- Движение составило лишь от 5 до 10%.
Это означало, что около 90% производственных затрат приходилось на изготовление скульптуры и футляра.
Стиль и дизайн
[ редактировать ]
Часы были изготовлены в модном тогда стиле ампир , фазе неоклассицизма, основанной на классическом античном искусстве; как древняя Греция, так и особенно Римская империя. [3]
Несмотря на большое разнообразие форм корпусов, наиболее распространенными и популярными были часы с прямоугольным или продолговатым основанием, поддерживаемым четырьмя (или более) ножками различной формы и рисунка. Фасад постамента греко обычно украшался либо гирляндами, завитками аканта, акротериями, лавровыми венками, завитками, цветами и другими классическими декоративными мотивами, либо рельефно изображал мелко чеканные мифологические и аллегорические сцены, как фриз - римского храма. На основании (в центре или сбоку) располагался постамент, на котором располагался циферблат часов, однако в других моделях на нем размещались также колеса телеги, камни, щиты, глобусы, стволы деревьев и т. д.
Эти хронометристы были украшены прекрасными бронзовыми фигурами искусства, науки и аллегориями высоких идеалов, богами, богинями, музами, амурами, классическими литературными героями и другими аллегорическими или мифологическими композициями. исторические персонажи, такие как Александр Великий , Юлий Цезарь , Джордж Вашингтон , Наполеон Бонапарт Иногда основной темой также были , философы и писатели-классики. Следовательно, они также известны как фигурные или скульптурные часы (а не архитектурные).

Точно так же еще одним источником вдохновения скульптора для создания композиции определенного дизайна были как классические скульптуры, так и знаменитые картины. Примеры первого включают « Спящую Ариадну» и «Психею, возрожденную поцелуем Купидона» Антонио Кановы или «Психею, коронующую Амора» по модели Клода Мишаллона. В живописи можно цитировать « Клятву Горациев» Жака -Луи Давида , «Героя и Леандра» Пьера-Клода-Франсуа Делорма и т. д.
Классические боги служили моделями и символами той эпохи. Например, часы-колесницы или « pendules au char » были исключительной категорией среди часов Империи. Аполлон, Диана и Амур, изображенные как торжествующие возницы колесниц, были самыми популярными богами. Во времена Наполеона, особенно при режимах «Директории» и «Консульства» , часы прославляли ведение войны. [4]
Более бытовые и романтические сюжеты, такие как «храм любви», приобрели популярность после падения империи Наполеона. Во время Реставрации (1815–1830) изображение сцен военных действий было не так распространено, как в ранней Империи.
Наконец, при правлении Карла X (1824–1830) дизайн корпусов начал постепенно развиваться от пропорционального и строгого классицизма к стилю барокко, провозгласившему эклектизм и историзм в формах, столь типичных, с другой стороны, для остальная часть 19 века. Вот почему во второй половине того века и начале 20-го века среди всех доступных стилей возрождения каминных часов; Рококо, Людовик XVI и т. д., изготавливались также часы в стиле ампир, обычно это были копии или адаптации на основе уже существовавших моделей.
Часы в стиле ампир в целом и самые крупные и наиболее заметные образцы в частности от ведущих бронзовщиков, таких как Пьер-Филипп Томир , Клод Галль, Андре-Антуан Раврио , Луи-Станислас Ленуар-Раврио и др., считаются больше, чем просто часы. Это произведения искусства также , скульптурные этюды, где баланс композиции и изучение форм и выражений предметов, животных и человеческого тела тщательно и скрупулезно отражаются в бронзовых фигурах, достигая высокой степени реализма, перфекционизма и деликатности. .
Эти часы были придуманы для украшения консольных столиков или каминных полок того или иного зала или комнаты во дворцах , европейских и американских особняках , домах, офисах и т. д. Сегодня многие из них входят в состав королевских коллекций и их можно увидеть во дворцах, официальных резиденциях, посольства, министерства, музеи по всему миру и т. д.
Даже в наши дни несколько компаний копируют этот стиль, доказывая, что внимание к деталям, изысканный вкус, превосходное качество изготовления, элегантность и утонченность, достигнутые различными художниками и мастерами, участвующими в его производстве, вечны и вечны.
Бронзиры
[ редактировать ]Список самых известных бронзовщиков, работавших в период Наполеона и/или Реставрации, в алфавитном порядке:
|
|
Галерея
[ редактировать ]- Каминные часы с ртутной позолотой в форме урны (около 1800 г.) работы Жюльена Белиара, Париж , мастера часового искусства, записанные на улицах Сен-Бенои и улице Паве в 1777 году, все еще действовавших в 1817 году, или Жюльен-Антуан Бельяр, мастер часового искусства в 1786 г., запись на улице Юрепуа, 1787–1806 гг.
- Хронометрист Наполеона в форме амфоры ( 1806 г.).
- Еще одни бронзовые часы-урны, принадлежавшие Эрнесту Августу, королю Ганновера (около 1810 г.).
- Pendule à cercles Tournants (Часы с вращающимися кругами), изображающие аллегорию «Время и история» Пьера-Филиппа Томира (1812 г.). Королевский дворец Неаполя .
- Набор часов с фигуркой Минервы и подсвечниками, приобретенный в Париже в 1817 году Джеймсом Монро .
- Кусок с футляром из алебастра, ок. 1818. Гатчинский дворец , Россия.
- Около 1825 г. Образец, представляющий аллегорию Надежды.
- Переходный пример (ок. 1830 г.), изображающий императора Нерона . В основании прослеживается явная тенденция к стилю барокко.
- Часы эпохи Возрождения Империи (2-я половина 19 века) с фигурой богини Авроры . Реплика уже существующей модели.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Стиль Людовика XVI» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Шарлотта Виньон, Deverberie & Cie: рисунки, модели и работы в бронзе (2003): с. 170. Кливлендские исследования по истории искусства. Том. 8
- ^ Jump up to: а б «Пьер Ван Леувен, Каминные часы Empire: золотая мечта хронометристов» . zaandam.klokkenmuseum.info. 2003. Архивировано из оригинала 18 апреля 2009 г. Проверено 14 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Пьер Ван Леувен. «Каминные часы в стиле ампир: золотая мечта в часах (2003): стр. 2 каталога выставки» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 14 марта 2010 г.
- ^ «Позолоченные бронзовые скульптуры часов Французской империи 1796 – 1830 годов» . alte-spieluhren.de . Архивировано из оригинала 14 февраля 2013 г. Проверено 23 мая 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео проверки часов Empire на YouTube
- Видео с часами мадам Рекамье работы бронзовщика Клода Галля, 1805 год, на YouTube
- Реставрация часов Наполеона (1806 г.) с автоматами.
- Пояснительное видео с некоторыми этапами процесса огневого золочения (dorure au mercure).
- Одна из нескольких версий часов «Клятва Горациев», композиция по мотивам одноименной картины Жака-Луи Давида.
- Статья Джонатана Снелленбурга, в которой изучаются различные варианты часов в стиле ампир с изображением Дж. Вашингтона.
- Оценочное видео на Antiques Roadshow (США) Еще одно видео и часы в деталях
- ц. Монументальный образец периода Реставрации 1820 года работы Луи Раврио. Архивировано 11 января 2020 г. в Wayback Machine.
- Реплики старинных часов, отлитых из латуни, в стилях Людовик XVI, Директория и ампир. Архивировано 3 июня 2019 г. в Wayback Machine.
- Сентябрев (Россия), часть коллекции часов выполнена в стиле ампир.
- Модель отлита из меди китайской компанией Hebei Yuxuan Classical Clock Co., Ltd. Архивировано 13 декабря 2013 г. в Wayback Machine.