Мужчины (божество)
Мен ( греч . Μήν «месяц; Луна», предположительно под влиянием авестийской мохи ) был лунным богом , которому поклонялись в западных внутренних частях Анатолии . Он засвидетельствован в различных локализованных вариантах, таких как Мен Аскенос в Антиохии в Писидии или Мен Фарнаку в Америке в Понте.
Мен, вероятно, был фригийским божеством, связанным с местным потомком хетто-лувийского бога луны Армой (божеством) , и часто встречается в связи с персидскими элементами, особенно с богиней Анахитой . [ 1 ] Лунная символика доминирует в его иконографии. Бог обычно изображается с рогами полумесяца, выходящими из-за его плеч, и его описывают как бога, управляющего (лунными) месяцами . [ 2 ] Страбон описывает Мена как местного бога фригийцев . Мужчины также могут находиться под влиянием зороастрийского лунного божества Маха . [ 3 ]
Мэн Фарнаку
[ редактировать ]В Понтийском царстве существовало храмовое имение, посвященное Мену Фарнаку и Селене , в Америке, недалеко от Кабира (Страбон 12.3.31). Храм, вероятно, был основан Фарнаком I во II веке до нашей эры, очевидно, в попытке уравновесить влияние богини Луны Ма из Команы . Культ Мена Фарнаку в Понте восходит к появлению мотива звезды и полумесяца на понтийских монетах того времени. [ 4 ]
Месяц Аскаенос
[ редактировать ]Подобный храмовый комплекс, посвященный Мену Аскаэну, существовал в Писидии , сначала сосредоточенный вокруг Анабуры, а затем перенесенный в соседний город Писидийская Антиохия после его основания Селевкидами около 280 г. до н.э. Храмовое поместье/священное святилище (ἱερόs) представляло собой теократическую монархию, управляемую «Жрецом священников», наследственным титулом. Согласно Страбону , это «храмовое государство», которое контролировал культ Мена Аскеноса возле Писидийской Антиохии , сохранялось до тех пор, пока город не был заново основан римлянами в 25 г. до н.э., став Колонией Кесарии Августой. [ 5 ] [ 6 ] Колония в основном была заселена ветеранами Легио V Алауда и Легио VII Джемина . [ 7 ]
Ташлиалан (1988) в исследовании Антиохии в Писидии отметил, что люди, поселившиеся на акрополе в греческую колониальную эпоху, перенесли культ Мена Аскаэноса на равнину как Патриос Теос , и в том месте, где был построен Августеум , есть некоторые признаки этого бывшего культа в виде букраний на высеченных в скалах стенах. [ 8 ]
Римский прием
[ редактировать ]
Автохтонного мужчину, засвидетельствованного в Анатолии, следует отличать от его приема как «фригийского бога» в Риме в имперский период. Здесь Мен изображен во фригийском колпаке и подпоясанной тунике. его могут сопровождать быки и львы В религиозных произведениях . Римская иконография Мена частично напоминает иконографию Митры , который также носит фригийский колпак и обычно изображается с быком и символами Солнца и Луны.
В «Истории Августа» говорится, что римский император Каракалла (годы правления 198–217) почитал Луна в Каррах ; это, то есть мужской вариант имени Луна , «Луна», было принято как латинизированное имя Мен. В том же источнике записано местное мнение, что любой, кто считает, что божество Луны женское, должен всегда подчиняться женщинам, тогда как мужчина, который считает себя мужественным, будет доминировать над своей женой. Дэвид Мэги предполагает, что Каракалла действительно посетил храм Сина , месопотамского бога Луны. [ 9 ]
В более поздние времена Мена, возможно, также отождествляли как с Аттисом Фригийским, так и Сабазием Фракийским с . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Таллоен, Культ в Писидии: исследования археологии Восточного Средиземноморья, стр. 101
- ^ Страбон xii. стр. 557, 577; Прокл В комментариях Платона к Тимею, iv.251
- ^ Шенкар, Майкл (2014). Неосязаемые духи и резные изображения: иконография божеств в доисламском иранском мире . Лейден | Бостон: Брилл. п. 98. ИСБН 978-90-04-28149-3 .
- ^ Брайан МакГинг, «Понтус» , Энциклопедия Ираника (2004).
- ^ Страбон Географика XII, 8.14
- ^ Питер Таллоен, Культ в Писидии: исследования археологии Восточного Средиземноморья, стр. 124.
- ^ Мишель Кристол и Томас Дрю-Беар (1999), с. 43-55
- ^ Мехмет Ташлиалан, Архитектура и скульптура Писидийской Антиохии (Конья, 1988); Писидия Антиохия (Анкара, 1990). [ нужна страница ]
- ^ История Августа "Каракалла" vii и примечание 44.
Библиография
[ редактировать ]- Ги Лабарр, «Происхождение и распространение культа мужчин». В: Брю, Адриен, Франсуа Кирбилер и Стефан Лебретон (ред.). Малая Азия в древности: Обмены, население и территории . Ренн: Presses Universitaires des Rennes, 2009. стр. 389–414.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Секунда, Николай (2014). «Культ Мэн Тиаму, предварительные замечания» (PDF) . Разное антропологическое и социологическое . 15 (3): 149–156.
- Тачева-Хитова, Маргарита (2015) [1983]. "КРОВЬ". Восточные культы в Нижней Мезии и Фракии (V в. до н. э. — 4 в. н. э.) . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 277–279. дои : 10.1163/9789004295735_013 .
- Витас, Надежда Гаврилович (2021). "Мне". Бывшая Азия и Сирия: восточные религии на римских Центральных Балканах . Археопресс. пп. 123–29. дои : 10.2307/j.ctv1gt94hj.15 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с людьми (божествами), на Викискладе?
- Оливер Роберт Герни, «Анатолийская религия: фригийцы». Британская энциклопедия онлайн.