Кино Таиланда
Кино Таиланда | |
---|---|
![]() | |
Количество экранов | 757 (2010) [ 1 ] |
• На душу населения | 1,2 на 100 000 (2010 г.) [ 1 ] |
Основные дистрибьюторы | ГДХ 559 / ГТХ Сахамонгкол Фильм Интернэшнл Пятизвездочное производство [ 2 ] |
Продюсировал художественные фильмы (2005-2009). [ 3 ] | |
Общий | 45 (в среднем) |
Количество поступлений (2010 г.) [ 4 ] | |
Общий | 28,300,000 |
Валовые кассовые сборы (2012) [ 5 ] | |
Общий | 142 миллиона долларов |
Кино Таиланда восходит к заре кинопроизводства , когда короля Чулалонгкорна визит в Берн , Швейцария Франсуа-Анри Лаванси-Кларк записал , в 1897 году. Затем фильм привезли в Бангкок , где он был показан. Это вызвало больший интерес к кино со стороны тайской королевской семьи и местных бизнесменов, которые привезли кинопроизводственное оборудование и начали демонстрировать зарубежные фильмы. К 1920-м годам возникла местная киноиндустрия, а в 1930-х годах тайская киноиндустрия пережила свой первый «золотой век», когда ряд студий производил фильмы.
Спустя годы после Второй мировой войны произошло возрождение киноиндустрии, которая использовала 16-миллиметровую пленку для производства сотен фильмов, многие из которых были жесткими боевиками. Самым известным режиссером боевиков 1970-х годов был Чалонг Пакдивиджит . Известный во всем мире как П. Чалонг или Филип Чалонг, Чалонг стал первым тайским режиссером, который смог успешно выйти на международный рынок и получил прибыль благодаря своему остросюжетному фильму 1973 года под названием «ЗОЛОТО» (STAB). [ 6 ]
Конкуренция со стороны Голливуда довела тайскую индустрию до минимума в 1980-х и 1990-х годах, но к концу 1990-х в Таиланде началась «новая волна» с такими режиссерами, как Нонзи Нимибутр , Пен-Эк Ратанаруанг и Апичатпонг Вирасетакул . в роли героя боевиков Тони Джаа , которого отмечают на кинофестивалях по всему миру.
История
[ редактировать ]Первые тайские фильмы
[ редактировать ]Огюст и Луи Люмьер провели киновыставку, которая гастролировала по Юго-Восточной Азии в 1894 году, а 9 июня 1897 года «чудесный парижский кинематограф» был показан в Бангкоке и стал первым известным кинопоказом в Таиланде. [ 7 ]
году фильм о визите короля Чулалонгкорна в Европу был привезен обратно в Таиланд вместе с фотоаппаратурой, приобретенной братом короля, принцем Тонгтхэмом В том же Самбассатрой . . Принц, считающийся «отцом тайского кино», снял множество фильмов, и его работы демонстрировались коммерчески [ 8 ]
Японские бизнесмены открыли первый постоянный кинотеатр «Японский кинематограф» в 1905 году. Японские фильмы были настолько популярны, что нанг ипун стал общим термином для всех движущихся фильмов. Европейские и американские фильмы назывались нанг фаранг (по названию драмы нанг ( теневых кукольных спектаклей), которые были традиционным тайским искусством). [ 9 ]
При другом члене королевской семьи, принце Кампхангфете Служба тематических фильмов Государственной железной дороги Таиланда , была создана . Служба выпустила множество рекламных документальных фильмов для железной дороги и других государственных учреждений и стала важной тренировочной площадкой для многих кинематографистов. [ 10 ] Одной из первых созданных работ была документальная драма «Сэм Пои Луанг: Великое празднование на севере» ( тайский : สามปอยหลวง), ставшая хитом после выхода в 1940 году. [ 11 ]
Еще одним из первых тайских фильмов был «Нанг Сао Суван» , или «Мисс Суванна из Сиама» , совместный голливудский фильм с Topical Film Service, режиссером и сценаристом которого выступил Генри МакРей . Премьера состоялась 22 июня 1923 года в Бангкоке в кинотеатре Фатанакорн. Мисс Суванна с годами пропала, и от нее осталось лишь несколько фотографий. [ 12 ]
Первым полностью тайским полнометражным фильмом стал «Чок Сорнг Чан» ( «Двойная удача »), снятый Бангкокской кинокомпанией братьев Васуват в 1927 году и снятый Манитом Васуватом ( тайский : มานิต วสุวัต). В том же году кинокомпания Tai Phapphayon Thai Company выпустила фильм «Май Кхит Лоэй» ( «Неожиданное» ). [ 11 ]
В период с 1927 по 1932 год было снято семнадцать фильмов, но сохранились только фрагменты, такие как одноминутная автомобильная погоня из Чок Сон Чана. [ 13 ] или двух-трехминутный боксерский поединок от Khrai Di Khrai Dai ( «Никто, кроме храбрых »). [ 14 ]
В это время Голливуд также снимал фильмы в Сиаме, в том числе документальный фильм «Чанг » Мериан К. Купер и Эрнеста Б. Шодсака о бедном фермере, изо всех сил пытающемся зарабатывать себе на жизнь в джунглях. [ 15 ] В создании фильма им помогал принц Югала Дигамбара , дедушка современного кинорежиссера принца Чатричалерма Юкола .
Роберт Керр, который работал помощником режиссера Генри Макрея в фильме «Мисс Суванна», вернулся в Сиам в 1928 году, чтобы снять свой собственный фильм «Белая роза» . Его показали в Бангкоке в сентябре 1928 года.
Золотой век
[ редактировать ]первые звуковые фильмы К 1928 году были импортированы , составившие серьезную конкуренцию немому тайскому кино. В соответствии с традициями бенси в Японии, в местных кинотеатрах были занимательные рассказчики, которые представляли фильмы, а также традиционные тайские оркестры, которые часто нравились публике так же, как и сами фильмы, но в течение двух или трех лет немое кино уступило место немому кино. звуковые фильмы.
Первым тайским звуковым фильмом стал «Лонг Тханг» ( «Сбившиеся с пути» ), снятый братьями Васуват, премьера которого состоялась 1 апреля 1932 года. В период политических реформ этот фильм считался идеологическим, он имел большой успех и привел к созданию Кинокомпания Sri Krung Talkie в Банг Капи . [ 16 ] В год выпускалось три-четыре фильма.
В 1933 году Шри Крунг снял первый цветной тайский фильм « Сокровище дедушки Сома» ( Pu Som Fao Sap ).
Этот период до 1942 года считается учеными «золотым веком» тайского кино.
этого периода был мюзикл Среди фильмов- хитов 1938 года «Клуа Миа» ( «Фобия жены ») студии «Срикрунг». Снято на 35-мм цветной приклад. Звездами были Чамрас Сувакхон и Мани Сумоннат, первые тайские актеры, признанные кинозвездами благодаря тому, что их имена были нарисованы на стульях во время съемок в студии. [ 17 ]
Когда надвигалась Вторая мировая война , а страной руководила диктатура фельдмаршала Плака Пибулсонгграма, кинокомпании были вынуждены снимать пропагандистские фильмы для разжигания национализма .
Оппозиционная политика нашла свое отражение и в кино: в 1940 году государственный деятель Приди Фаномьонг продюсировал «Короля белого слона» . Всеми диалогами на английском языке Приди надеялся послать внешнему миру сообщение о том, что он недоволен милитаристским направлением своего движения. страна принимала. В фильме показана история древнего сиамского короля, который идет на войну только после того, как на него напали.
Дубляж фильмов
[ редактировать ]Появление звука породило еще одну проблему для кинотеатров Таиланда: язык звукового кино. Вскоре был разработан метод дубляжа , при котором дублер обеспечивал синхронный перевод диалога, говоря по-тайски, в микрофон в задней части театра. Первым тайским дублером был Син Сибунруанг, или «Тит Кхио», который работал в Siam Film Company и был редактором киножурнала компании. Тит Хио и другие талантливые дублеры сами по себе стали звездами. Они исполняли в фильмах все роли, как мужские, так и женские, а также такие звуковые эффекты, как звуки животных, машины и стрельбу.
Кроме того, существовали кинокомпании, которые не могли себе позволить создавать звуковые фильмы и снимали фильмы с намерением, чтобы их дублировали на показах живые исполнители, читающие сценарий. Эти дублированные фильмы оказались столь же популярными, как и звуковые фильмы, особенно если дублер был хорошо известен.
Благодаря широкому использованию 16-миллиметровой пленки в 1970-х годах эта техника сохранилась до последних лет, особенно для наружных показов фильмов на храмовых ярмарках в сельской местности. Примеры работы даббера можно увидеть в современных тайских фильмах «Монрак Транзистор» ( 2000 ) и «Бангкок Локо» ( 2004 ).
Послевоенные годы: эпоха 16-мм калибра
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны кинопроизводство в Таиланде возобновилось с использованием излишков толщиной 16 мм, черно-белых материалов оставшихся от производства кинохроники военного времени .
В 1946 году было снято как минимум два тайских фильма. Одним из них был « боевик Чай Чатри» ( «Храбрые люди» ), снятый журналистом, ставшим режиссером Чалермом Саветанантом. Сценарий написал писатель Малай Чупинидж, который впоследствии стал сценаристом других фильмов той эпохи, в том числе « Чао Фах Дин Салай» ( «Пока смерть не разлучит нас »). Другой фильм, отмеченный Национальным киноархивом за 1946 год, был адаптацией тайской сказки народной «Чон Кавао» ( «Деревня Чон Кавао» ). [ 18 ]
Однако по-настоящему послевоенный бум кинопроизводства начался с использования 16-миллиметровой обратимой цветной пленки, которую было легко достать и с ее помощью снимать фильмы. Яркие фильмы также пользовались успехом у зрителей, что побудило десятки новых кинематографистов войти в этот бизнес. [ 19 ]
Подобно дубляжу фильмов в довоенные годы, в некоторых из этих фильмов использовались дублеры для обеспечения диалогов и звуковых эффектов во время показа фильма, что еще больше повышало развлекательную ценность фильмов. С 1947 по 1972 год стандартом тайского кинопроизводства был формат 16 мм. [ 19 ]
Первым хитом той эпохи стал фильм 1949 года «Супарб Бурут Суа Тай» ( «Тайские джентльмены-бойцы» ), который превзошел голливудские по кассовым сборам фильмы. Этот успех вызвал больший энтузиазм в кинопроизводстве, положив начало второму «золотому веку» тайского кино. [ 20 ]
Двигайтесь в сторону 35 мм
[ редактировать ]В разгар эпохи 16 мм оператор и режиссер Раттана Пестонджи стремился использовать 35-миллиметровую пленку и в целом улучшить художественное качество тайских фильмов. Большинство его фильмов сегодня считаются шедеврами, в том числе «Санти-Вина» , который был первым тайским фильмом, принявшим участие в международном конкурсе на Азиатско-Тихоокеанском кинофестивале в Токио 1961 года в 1954 году, и «Черный шелк» , первый тайский фильм, участвовавший в конкурсе на Берлинский международный кинофестиваль .
Хотя Раттана снял сравнительно мало фильмов, он неустанно работал над продвижением киноиндустрии и умер в 1970 году, когда должен был произнести речь перед правительственными чиновниками о создании национального киноагентства.
1970-е и 80-е годы
[ редактировать ]В Таиланде произошел взрыв фильмов местного производства в 1970-х годах после того, как правительство Таиланда ввело высокий налог на импортируемые фильмы в 1977 году, что привело к бойкоту Таиланда со стороны голливудских студий. Чтобы восполнить этот пробел, только в 1978 году было снято 150 тайских фильмов. Многие из этих фильмов были низкосортными боевиками и критики и ученые высмеивали их как «нам нао» или «вонючая вода».
Но также снимались социально ориентированные фильмы, особенно принцем Чатричалермом Юколом , получившим образование в США кинорежиссером и членом тайской королевской семьи , чья собственная семья участвовала в кинопроизводстве с тех пор, как эта индустрия зародилась в Таиланде. Среди фильмов Чатричалерма 1970-х годов был «Кхао Чуе Карн» ( «Доктор Карн» ), посвященный коррупции на государственной службе Таиланда и почти запрещенный режимом Танома Киттикачорна , в котором доминировали военные . [ 21 ] Чатричалерм также снял фильм «Отель Ангел» ( Тхеп Тида Ронг Раем ) о молодой женщине, попавшей в ловушку проституции . На протяжении 1990-х годов он снял десятки фильмов на эту социально сознательную тематику, работая над своей роскошной исторической эпопеей « Легенда о Суриотае» в 2001 году .
Еще одним режиссером, работавшим в это время, был Вичит Кунавуди , снявший свою долю боевиков, а также более социально сознательных работ, таких как « Первая жена », об обычае мужчин брать «вторых жен» или «миа ной» - эвфемизм для любовницы . Вичит также снял фильм «Её зовут Бунрав» (1985) о проституции на американской военной авиабазе во время войны во Вьетнаме . Самыми известными работами Вичита являются два полудокументальных фильма: « Горные люди» ( «Кхон Пхукао »), приключенческий рассказ о молодой паре из горного племени , и «Смотри Исан» ( «Сын северо-востока ») о семье фермеров, ведущих натуральное хозяйство в Исане 1930-х годов .
Также в 1985 году режиссер Ютана Мукдасанит сняла фильм «Пи Сеуа лае Даукмай» ( «Бабочка и цветы »), подчеркнув трудности на границе с Южным Таиландом . Фильм не только помог разоблачить городских тайцев в региональной бедности, но и открыл новые горизонты в изображении буддийско - мусульманских отношений . Он получил награду за лучший фильм на Международном кинофестивале на Гавайях .
Тайская новая волна
[ редактировать ]К 1981 году голливудские студии снова отправляли фильмы в Таиланд. Кроме того, телевидение (см. также СМИ в Таиланде ) становится растущей частью тайской культуры. Это был период спада для тайской киноиндустрии, и к середине 1990-х годов студия выпускала в среднем около 10 фильмов в год. [ 22 ]
После азиатского финансового кризиса 1997 года три режиссера телевизионной рекламы – Нонзи Нимибутр , Пен-Эк Ратанаруанг и Висит Сасанатиенг – решили, что фильмы должны быть более художественными, чтобы привлечь инвесторов и зрителей.
Первый прорыв произошел в 1997 году с криминальной драмой Нонзи « Данг Бирели и молодые гангстеры» ( 2499 Antapan Krong Muang ), которая собрала рекордные кассовые сборы - более 75 миллионов бат. Также в 1997 году криминальная комедия Пен-Эка « Fun Bar Karaoke » была выбрана для показа на Берлинском кинофестивале – впервые за двадцать лет тайское кино имело какое-либо международное присутствие. [ 22 ]
Следующий фильм Нонзи, история о привидениях «Нанг Нак» , имел еще больший успех, заработав 149,6 миллиона бат – самый кассовый фильм того времени.
Визит, написавший сценарии для фильмов Данг Бирели и Нанг Нак , начал работу над фильмом «Слезы черного тигра» , суперстилизованным вестерном , посвященным тайским боевикам 1960-х и 70-х годов. Это был первый фильм, включенный в программу Каннского кинофестиваля .
Были также братья Панг из Гонконга , которые приехали в Таиланд, чтобы снимать стильные фильмы, начиная с «Опасного Бангкока» и отсылки к J-Horror , «Глаза» .
Тайский независимый фильм
[ редактировать ]Благодаря тому, что режиссеры «Новой волны» добились коммерческого и художественного успеха, новое поколение кинематографистов выросло за пределами традиционной и зачастую ограничительной тайской студийной системы и стало создавать экспериментальные короткометражные и полнометражные фильмы. [ 23 ]
Лидером этого инди-движения является Апичатпонг Вирасетакул , чей 2002 года фильм «Блаженно ваш» получил приз «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале . показывающий рискованную сексуальную сцену с участием бирманского мужчины и тайской Фильм, женщины в джунглях, получил лишь ограниченный показ в Таиланде, а выпущенный в Таиланде DVD с фильмом подвергся цензуре. [ 24 ] Следующий фильм Апичатпонга, «Тропическая болезнь» , в котором рассказывается о гей-романтике между армейским солдатом и деревенским парнем, получил приз жюри в Каннах. В Таиланде его тоже показали лишь ограниченно. [ 25 ]
Среди других независимых режиссеров - Адитья Ассарат ( «Чудесный город» ), Аноча Сувичакорнпонг ( «Обыденная история »), Пимпака Товира ( «Муж на одну ночь» ), Тунска Панситтиворакул ( «Девочки вуду» ), Сиварой Конгсакул ( «Вечность »), Вичанон Сомумьярн (« В апреле следующего года был Огонь ) и Навапол Тамронграттанарит ( 36 ).
Основное тайское кино
[ редактировать ]С появлением GMM Grammy собственной киностудии , GTH , а теперь и GDH 559 , нынешняя основная киноиндустрия Таиланда создала список многочисленных коммерчески и критически успешных фильмов, таких как «Фан Чан» , «Затвор» , «Кунг-фу Тутси» , «Бангкокская история любви» и Самый успешный и самый кассовый фильм Таиланда «Пи Мак» , который заработал более 1 миллиарда бат (33 миллиона долларов) во всем мире (в основном в Азии), и в настоящее время является самым кассовым тайским фильмом. [ 26 ]
В рамках GDH, созданной после внутреннего спора в компании, она продолжала снимать ряд успешных фильмов, таких как «Один день» , «Обещание» и триллер Наттавута Пунпирии о школьных ограблениях «Плохой гений» в главной роли с Чутимоном Чуэнчароэнсукином , который собрал около 112,15 миллиона бат (3,3 миллиона долларов). . [ 27 ] «Плохой гений» в настоящее время зарегистрирован Тайским киноархивом как фильм национального наследия в его восьмом ежегодном списке, учитывая его значение для современной тайской киноиндустрии и современной тайской культуры. [ 28 ] [ 29 ]
Цензура
[ редактировать ]Все фильмы, VCD и DVD находятся под пристальным вниманием цензурного совета. До 2009 года деятельность фильмов регулировалась Законом о кино 1930 года. [ 30 ]
В первый совет цензоров входили как мужчины, так и женщины, и он был набран из рядов аристократии, государственной службы и полиции. Каждый фильм, прошедший цензуру, должен был иметь штамп на каждой катушке, и каждый экземпляр печатной рекламы также должен был иметь штамп. Национальная полиция отвечала за показ фильмов и видео до сентября 2005 года, когда эту функцию взяло на себя министерство культуры правительства. На каждом VCD и DVD, проданном для домашнего просмотра, должен стоять штамп о том, что он прошел цензурный совет.
На некоторых VCD и DVD, выпущенных в Таиланде, цензоры иногда занимают жесткую позицию в отношении изображений наготы , секса , курения , присутствия алкоголя и направленного на людей оружия , а также изображений, запрещенных к показу по телевидению. В других случаях насильственные действия могут остаться без вырезок, но секс и нагота будут исключены.
До эпохи цифровых технологий ножницы и вазелин были инструментами цензоров. Сегодня оскорбительные изображения размыты электронным способом. Эффект пикселизации настолько распространен, что эту практику высмеивали в фильмах, в том числе 2004 года в комедийном боевике « Джеу или горничная» , а также в зомби -комедии « Войны атипичной пневмонии» .
Импортные DVD-диски, как правило, не подвергаются изменениям со стороны тайских властей, хотя надзорные органы Министерства культуры действительно запрещают такие товары или, по крайней мере, настоятельно рекомендуют розничным продавцам не продавать их. С тех пор, как Министерство культуры взяло на себя управление цензурой и до марта 2006 года, было запрещено около 40 наименований VCD или DVD, хотя список запрещенных материалов не был доступен. [ 31 ]
В 2007 году независимый фильм « Синдромы и столетие» должен был быть сокращен перед публичным выпуском в Таиланде. Цензоры возражали против изображений буддийского монаха, играющего на гитаре, врача, целующего свою девушку, некоторых врачей, пьющих виски в конференц-зале больницы, и некоторых монахов, играющих с летающей тарелкой с дистанционным управлением. [ 32 ] Режиссер Апичатпонг Вирасетакул не стал сокращать фильм и отозвал свой фильм из проката в Таиланде. Ранее его показывали в других странах в неразрезанном виде. [ 33 ]
После споров по поводу «Синдромов и века» в конце апреля 2007 года движение за свободное тайское кино начало набирать обороты. [ 34 ] Петиция, подписанная артистами и учеными, была подана в Национальное Законодательное Собрание , которое рассматривало новую систему рейтингов кинофильмов . Предложенная система, принятая военными назначенным Национальным законодательным собранием, также оказалась спорной, поскольку она не навязывает структуру рейтингов, но также сохраняет цензуру. [ 35 ]
Закон о кино 1930 года был заменен в 2009 году системой рейтингов фильмов. Рейтинговая система имеет шесть классификаций: G для широкой аудитории, P для «пропаганды» как образовательных, рекомендуемый возраст просмотра 13+, 15+ и 18+ и ограниченный рейтинг 20-, который требует проверки документов в кинотеатрах. [ 36 ] Скрытый седьмой уровень системы — это прямой запрет подкомитета по кино и видео. [ 37 ]
Жанры
[ редактировать ]Действие
[ редактировать ]Боевики - преобладающий жанр тайского кино. В 1960-х и 70-х годах, когда Митр Чайбанча и Сомбат Метани были ведущими героями боевиков, были созданы сотни ярких и взрывных фильмов.
В последние годы фильмы о боевых искусствах в главных ролях с Тони Джаа , «Онг-Бак: Воин тайского бокса» и «Том-Юм-Гунг » вывели тайские боевики на международную карту. «Керд ма луи » ( «Рожденный сражаться ») придерживается того же направления и дает больше информации о хореографе боевиков Панне Риттикрай , которая десятилетиями трудилась над созданием малобюджетных для прямой трансляции боевиков с опасной хореографией трюков.
Культура таиландских каскадеров из фильмов категории B дополнительно рассматривается в документальном фильме 2005 года « Плачущие тигры » Санти Тапанича .
Комедии-боевики также оказались популярными, в том числе «Татуировка убийцы» 2001 года Ютлерта Сиппапака , в котором на роли неуклюжих киллеров были приглашены известные тайские комики, в том числе Петчтай Вонгкамлао и Сутхеп По-Нгам .
Анимация
[ редактировать ]Тайская анимация начала развиваться после Второй мировой войны , когда художницу Санаэ Клайклуен правительство Таиланда попросило создать короткий анимационный мультфильм , в котором гражданам Таиланда предписывалось носить шляпы, а фермерам — обувь.
Санаэ, в свою очередь, оказал влияние на Паюта Нгаокрачанга , который в 1955 году снял короткометражку о гаишнике по имени Хаед Махасаджан . В 1979 году Пают снял первый и единственный полнометражный анимационный фильм в Таиланде « Приключение Судсакорна ».
Из-за трудоемкости работы, связанной с анимацией, студиям было дешевле снимать игровые фильмы, поэтому анимации избегали. Но в последние годы технологическое сообщество Таиланда стремилось сделать страну центром компьютерной анимации : в Таиланде создается множество анимационных телевизионных шоу, рекламных роликов и видеоигр.
В 2006 году в Таиланде был выпущен первый компьютерный анимационный фильм « Хан Хлуай » о короля Наресуана Великого боевом слоне . Режиссером проекта выступил Компин Кемгунерд , в таких фильмах Диснея , как «Атлантида: Затерянная империя» и «Тарзан» и студии Blue Sky » «Ледниковый период . Хотя работа ведется на компьютерах, Компин столкнулся со многими из тех же трудностей с финансированием и человеческими ресурсами, с которыми столкнулся Пают.
Комедии
[ редактировать ]Независимо от жанра тайского кино, большинство фильмов – будь то боевики, ужасы или романтические драмы – содержат элементы комедии.
Одна из классических комедий 1960-х годов называется «Нгерн Нгерн Нгерн» ( «Деньги, деньги, деньги» ). В нем снимались Митр Чайбанча и Петчара Чаоварат в истории о племяннике недобросовестного ростовщика, который встает на сторону группы должников против своего дяди. Ремейк фильма был снят в 1980-х годах.
В 2005 году комедия «Луанг пхитенг» ( «Святой человек» ) с комиком Понгсаком Понгсуваном в роли уличного бандита, ставшего буддийским монахом, стала одним из лучших фильмов в прокате страны.
Преступление
[ редактировать ]Большинство фильмов Пен-Эка Ратанаруанга были криминальными 1997 года , от его дебютного полнометражного фильма «Караоке в баре» 2006 года до «Невидимых волн» .
Реальный криминальный фильм 2003 года « Жуткая история Пром Пирома» ( «Кеунбаб промпирам ») режиссера-ветерана Манопа Удомдея об убийстве и изнасиловании молодой женщины в сельской деревне в 1977 году вызвал споры, потому что деревня, где произошел этот случай, не хотела, чтобы это произошло. инцидент повторен. Фильм демонстрировался на многих зарубежных фестивалях, в том числе на Нью-Йоркском фестивале азиатского кино .
Еще один реальный случай преступления о серийном убийце-каннибале в Бангкоке 1946 года был показан в фильме 2004 года Zee-Oui .
Гей фильмы
[ редактировать ]Кэтои ( трансгендеры ) или геи часто изображаются в качестве комических персонажей или злодеев в основных тайских фильмах, но был ряд фильмов , в которых геи и катои являются главными героями. [ 38 ] Трансгендеры и геи также известны как «tdoot», возникшее из названия американского фильма 1982 года «Тутси » . Одним из первых был фильм Янгьюта Тонгконтуна « Железные дамы » , или «Сатри лек» , основанный на реальной истории о волейбольной команде трансгендеров -геев , выигравшей национальный чемпионат в 1996 году. Он имел огромный успех на международных фестивалях. Комедия 2000 года породила продолжение в 2003 году — «Железные леди 2» (Satree lek 2) . Более свободно основанный на реальном инциденте фильм 2002 года « Спасение рядового Тутси » рассказывает историю группы артистов-геев и катои, которые заблудились на территории джунглей, удерживаемой повстанцами, после крушения их самолета. отряд тайской армии во главе с грубым сержантом-гомофобом, которого играет актер-ветеран Сорапонг Чатри На помощь отправляется . А о жизни трансгендерного по тайскому боксу чемпиона Париньи Киатбусаба (или Нонг Тум) рассказывается в фильме 2003 года «Красивый боксер » режиссера Экачай Уекорнгтам . В отличие от «Железных леди» , «Красивый боксер» имел менее комедийный тон. Фильм 2003 года. «Тропическая болезнь » режиссера Апичатпонга Вирасетакула изображает роман между солдатом тайской армии и мальчиком из местного маленького городка. Затем повествование фильма резко меняется в середине, рассказывая народную сказку о тигровом шамане , где солдат один в джунглях, преследуемый духом тигрового шамана. Фильм получил приз жюри Каннского кинофестиваля . Апичатпонг также был одним из режиссеров малобюджетного цифрового фильма « Приключение железной киски » вместе с художником Майклом Шаованасаем , который изображает секретного агента-трансгендера. Этот мюзикл также был данью уважения и пародией на тайские фильмы 1960-х и 70-х годов, где Шаовансай основал своего персонажа на актрисе Петчара Чаоварат . тайский фильм «Радужные мальчики» , изображающий современные гей-отношения, продюсером которого выступил Витая Саенг-Арун В 2005 году ограниченным тиражом был показан . Витая также продюсировал комедийно-драматическую драму «Клуб М2» , действие которой происходит в гей-сауне. [ 39 ] А в 2006 году вышла «Последняя песня» , ремейк тайского фильма 1985 года о транссексуальной танцовщице кабаре и ее борьбе за признание и настоящую любовь. Я ... Сам ( тайский : ขอให้รักจงเจริญ или Kaw hai rak jong jaroen ) — тайский романтический драматический фильм 2007 года, написанный и снятый актером и певцом Понгпатом Вачирабунджонгом. В фильме Ананда Эверингем играет танцовщика в драг-кабаре, который должен заново найти себя после того, как его сбила машина и он страдает амнезией . Другой фильм 2007 года, «Бангкокская история любви » режиссера Поджа Арнона , был расценен критиками как отход от стереотипного представления о гомосексуалистах как о трансвеститах. Независимый тайский кинопродюсер-гей также похвалил фильм, заявив, что режиссер Подж Арнон был «достаточно смел, чтобы встряхнуть общество».
В 2011 году вышел фильм Танварина Сукхафизита « Насекомые на заднем дворе », изображающий борьбу семьи, в которой жизнь трансгендерного сына и дочери-подростка мучается отсутствием общения и неспособностью общаться со своим биологическим отцом до такой степени, что они в конечном итоге продавая свои тела, тщетно ища выход из собственной жизни, стал первым фильмом, получившим рейтинг Haw Heep, запрещающий распространение и показ фильма. [ 40 ] Есть одна сцена, которую национальный совет кинокритиков счел носящей порнографический характер и, следовательно, признавшей препятствием для национального порядка.
В 2012 году фильм Танварина « Становится лучше» был представлен более широкой аудитории и был принят кинокомитетом. В фильме рассказывается история маленького мальчика, которого отец заставил его стать монахом после того, как он поймал его в одежде матери и женоподобно танцующим в своей комнате. Мальчик сначала сопротивляется, но затем пленяется красотой монаха, вышедшего из храма, и тут же меняет свое мнение. Эта история соседствует с двумя другими историями: одна о мужчине, вернувшемся в Таиланд, чтобы продать бизнес своего отца, а другая о женщине, цель которой кажется неясной на протяжении всей истории до самого конца. Мы узнаем, что монах - это женщина, которая вернулась, чтобы увидеть своего отца, но была убита вором, прежде чем она успела помириться с ним. Оказывается, бар/танцевальный клуб принадлежал ей, и ее смерть стала причиной возвращения ее сына в Таиланд; личность его отца скрывалась от него всю его жизнь, но после того, как он узнает все из офиса своего биологического отца, он идет навестить своего дедушку, и история заканчивается.
Исторические эпосы
[ редактировать ]Еще одним продуктом тайской киноиндустрии, одним из крупнейших, стал фильм 2003 года «Легенда о Суриотае» Чатричалерма Юкола , который много лет проводил исследования, чтобы написать сценарий. Благодаря огромному бюджету, поддержке королевской семьи и сотрудничеству всей киноиндустрии страны этот фильм считается настоящим «национальным фильмом». [ 41 ] Следующей эпопеей является вышедший в 2007 году фильм « Король Наресуан» , о правителе XVI века короле Наресуане Великом , который превысил бюджет Суриётая и был показан в двух частях.
Другие эпопеи включают «Банг Раджан» Танита Джитнукула , который создал несколько других исторических боевых эпосов, в том числе «Сема: Воин Аюттхая» и «Кун Пан: Легенда о полководце» .
Более свежая история изображена в «Увертюре» , охватывающей жизнь дворцового музыканта с конца 19 века по 1940-е годы, и «Оловянная шахта» , действие которой происходит на шахте на юге Таиланда в 1950-х годах.
Ужас
[ редактировать ]Многие из ранних тайских фильмов ужасов, такие как «Мае Нак Пхра Кханонг» 1958 года и фильм «Красуэ Сао» 1973 года («Призраки пожирателя кишок»), тайский : Красуэ Сао , [ 42 ] в нем участвовали Мае Нак и Красуэ , древние деревенские призраки тайского фольклора, ставшие очень популярными. Нимибутра » Нонзи «Нанг Нак в 1999 году представлял собой историю о привидениях, основанную на той же фольклорной теме, которая изображалась десятки раз на протяжении всей истории тайского кино и телевидения. Но это дало начало новому поколению тайских фильмов ужасов и саспенсов, включая братьев Панг » «Глаз , паназиатский сборник Нонзи «Три » , «Бангкок с привидениями » режиссеров Писута Пресаенг-Иама и Оксида Панга , а также кассовый успех « Шаттер» 2004 года. Банджонг Пизонтанакун и Паркпум Вонгпум .
В 2013 году «Пи Мак Пхра Кханонг» , еще один спин-офф фольклора Мае Нак , мгновенно стал хитом во всей Юго-Восточной Азии, заработав более 1 миллиарда фунтов стерлингов. «Пи Мак» на данный момент является самым кассовым тайским фильмом в истории тайского кино. [ нужна ссылка ]
Примеры фильмов-слэшеров включают «Искусство дьявола» и его продолжение 2005 года ( «Лонг хонг» ), а также «Испуганный» и «Нарок» ( «Ад» ), также вышедшие в 2005 году.
Жанр ужасов также породил ряд смешанных жанров комедий ужасов, в первую очередь фильмы Ютлерта Сиппапака , Буппы Ратри (показанные на Международном кинофестивале в Торонто ) и их продолжение, а также Красу Валентайн . Был даже фильм о зомби 2004 года «Войны атипичной пневмонии» .
Мюзиклы
[ редактировать ]Самым популярным мюзиклом 1970-х годов стал «Монрак лук тхунг» ( «Волшебная любовь в деревне ») с Митром Чайбанчей и Петчарой Чаоварат в главных ролях . Он пользовался огромной популярностью и шесть месяцев крутился в кинотеатрах.
В результате был создан целый жанр мюзиклов «луктхунг» , воспевающих сельскую жизнь Таиланда в Исане . Другим примером была музыкальная комедия Докдина Каньямарна 1971 года «Ай Туи» ( «Мистер Туи» ), в которой снимались Сомбат Метани и Петчара.
В 2001 году было два фильма, прославляющих Лук Тунга: комедия-конкурс вокалистов Monpleng Luk Thung FM ( Hoedown Showdown ) и Пен-Эка Ратанаруанга фильм «Монрак Транзистор» , отдавший дань уважения музыке Сурафола Сомбатчароена . А в 2005 году комик, актер и режиссер Петчтай Вонгкамлао написал, снял и снялся в фильме «Ям Ясотон» — яркой дань уважения мюзиклам 1970-х годов. Это был один из лучших фильмов в прокате Таиланда.
Романтика
[ редактировать ]Слезливые, сентиментальные романтические истории нравятся зрителям. Исторически сложилось так, что фильм Черда Сонгсри 1970-х годов «Плей Чоу» ( «Старый шрам» ) представляет собой классическую историю о несчастных влюбленных и стал одним из первых тайских фильмов, имевших международный успех.
В 1980-е годы «Баан Сай Тонг», основанный на романе «Кор Суранкананг» . популярным хитом был фильм [ 43 ] Более поздние примеры включают «Письмо» , в котором салфетки фактически раздавались в кинотеатрах.
Детский роман стал хитом благодаря фильму «Фан Чан» 2003 года , над которым работали шесть режиссеров. Один из шести актеров, Комгрит Тривимол , впоследствии сделал роман студенческого возраста « Дорогая Даканда» , ставший хитом в 2005 году, но на его написание, актерский состав, экранизацию и настройку ушло три года.
Сегодня жанр ромком доминирует в тайской киноиндустрии: большинство фильмов производятся и распространяются GMM Grammy , GTH и GDH 559 включая такие фильмы, как «Гормоны» , «Привет, незнакомец» , «Я в порядке… Спасибо… Люблю тебя , Сердечный приступ». и под GDH One Day Банджонга Писантанакуна .
подросток
[ редактировать ]Как жанр подростковые фильмы возникли в 1970-х годах благодаря фильму режиссера Пиака Постера « Вай Оунлаон» о молодом человеке, чьи ухаживания за девочкой-подростком приводят его к разногласиям с вспыльчивым отцом девочки. Эта молодая пара, которую играли оригинальные актеры, была вновь показана 30 лет спустя в качестве родителей, находящихся в боевой готовности, в продолжении 2005 года « Вай Оунлавон 4» ( «Упс… Вот папа» ).
Музыка была важным компонентом подростковых фильмов: музыкальная интерлюдия занимала видное место в фильме, а альбом саундтреков стал популярным хитом. Так было и с Wai Ounlawon , и с его недавним продолжением.
Еще один заслуживающий внимания фильм этого жанра — «Фальшивка» , ставший дебютным фильмом Танакорна Понгсувана . Современный визуальный стиль фильма предлагает четкий снимок города Бангкока и правдоподобное повествование о брачном матче в его нынешних формах.
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]В условиях растущего движения независимого кино множество короткометражных фильмов снимается , которые демонстрируются на фестивалях. «Грейсленд» , фильм Аночи Сувичакорнпонга о двойнике Элвиса , был представлен на конкурсе Cinéfondation на Каннском кинофестивале 2006 года . Это был первый тайский короткометражный фильм, отобранный в Каннах. Фестивали короткометражных фильмов в Таиланде включают Тайский фестиваль короткометражных фильмов и видео Тайского кинофонда и Фестиваль толстых фильмов Fat Radio. Тайские программы короткометражных фильмов также готовятся для Международного кинофестиваля в Бангкоке и Всемирного кинофестиваля в Бангкоке . В течение последних двух лет CNXWOOD Studios совместно с Creative Kingdom Animation Studios Film выступает со-спонсором кинофестиваля в северном городе Чиангмай.
Фильм Пен-эка Ратанаруанга « Двенадцать двадцати » (30 минут) был снят в рамках проекта «Цифровые короткометражные фильмы трех кинематографистов» для Международного кинофестиваля в Чонджу 2006 года . В фильме снимается Ананда Эверингэм , его роль исполняет американский двуязычный актер Эрих Флешман, а его снял Кристофер Дойл . Короткометражный фильм снят в стиле минимализма и медленно рассказывает о встречах мужчины и женщины в дальнем перелете, где они проводят следующие 12 часов 20 минут за чтением, питьем, едой, просмотром фильмов и сном каждый. на чужой стороне, не разговаривая.
В 2007 году Цифровой форум Thai Film Foundation, Фестиваль цифровых длиннометражных фильмов.
Зарубежное совместное производство
[ редактировать ]Хотя в Таиланде относительно динамичная сцена кинопроизводства, тайские продюсерские компании редко занимаются совместным производством в стране, хотя с 21 века количество совместного тайского и иностранного производства увеличилось. Известные фильмы включают совместную гонконгскую постановку Бангкок « опасен » , «Внезапно это волшебство» , хотя и филиппинская постановка, в которой снимались популярные тайские актеры Марио Маурер и Пимчанок Луэвисадпайбул , фильм международного совместного производства Апичатпонга Вирасетакула , «Мемория» и «Банджонг». Писантанакуна » « The Medium , сопродюсером которого является из Южной Кореи На Хон Джин .
Фестивали и награды
[ редактировать ]Кинофестивали
[ редактировать ]Тайский фестиваль короткометражных фильмов и видео впервые был проведен в 1997 году. Бангкокский кинофестиваль стартовал в 1998 году и в конечном итоге был вытеснен Бангкокским международным кинофестивалем , который начался в 2002 году и организован Управлением по туризму Таиланда . Всемирный кинофестиваль в Бангкоке , спонсируемый Nation Multimedia Group , начался в 2003 году и проводится ежегодно в октябре.
В 2007 году в Бангкоке был открыт Digital Forum как результат Тайского фестиваля короткометражных фильмов и видео, целью которого была демонстрация полнометражных независимых цифровых видеопродукций. первый кинофестиваль на Пхукете Также в 2007 году состоялся был основан ежегодный кинофестиваль Панган . В 2008 году на острове Панган (PFF) , посвященный духовным и экологическим инди-фильмам со всего мира. дочерний проект PFF — ежегодный кинофестиваль Самуи впервые прошел В 2009 году на острове Самуи (SFF) .
Кинопремии
[ редактировать ]Первой кинопремией в Таиланде стала премия «Золотая кукла», врученная журналом Tukata Tong . Впервые награда была вручена в 1957 году. Сначала статуэтка представляла собой тайскую классическую танцовщицу , а позже она была создана по образцу Пхра Суратсавади, тайско- индуистского бога искусства. Король Пумипон Адульядет вручал награды в 1965 и 1966 годах. Премия Туката Тонг была прекращена через восемь лет из-за организационных проблем, но была возобновлена в 1974 году Ассоциацией журналистов развлекательных новостей Таиланда.
Награды Национальной киноассоциации Таиланда организуются Национальной федерацией ассоциаций кинематографистов и контента . Название награды — Премия Субханахонгса.
Существует также Бангкокская ассамблея критиков , которая вручает награды, выбранные группой из примерно 20 членов, награды Starpics Awards , вручаемые журналом Starpics , и премии Kom Chad Luek Awards, вручаемые газетой Kom Chad Luek .
Ключевые цифры
[ редактировать ]Актеры
[ редактировать ]- Митр Чайбанча - легендарный тайский исполнитель главной роли 1960-х и 70-х годов погиб во время съемок трюка.
- Сомбат Метани - рекордсмен тайской ведущей роли 1960-х и 70-х годов.
- Тони Джаа – современная тайская звезда боевиков, известная своими потрясающими трюками в фильмах « Онг-Бак: Воин тайского бокса и Том-Юм-Гунг».
- Ананда Эверингем – современный тайский актер лаосского и австралийского происхождения, широко известный по ролям в фильмах «Затвор» , «Фабрика удовольствий» , «Я… Я и вечность».
- Марио Маурер – молодой актер китайского и немецкого происхождения, широко известный в Азии по роли в фильме « Любовь к Сиаму».
- Санни Суванметанонт – современный тайский актер французского и сингапурского происхождения, широко известный по ролям в фильмах «Я в порядке… Спасибо… Люблю тебя» , «Сердечный приступ» и «Счастливого старого года».
Актрисы
[ редактировать ]- Петчара Чаоварат - культовая ведущая актрисы тайских фильмов 1960-х и 70-х годов.
- Чермарн Буньясак – современная тайская актриса, широко известная по ролям в фильмах «Последняя жизнь во Вселенной» , «Любовь Сиама» , «Буппа Ратри» , «Вечность» и «Самуи Сонг».
- Чутимон Чуэнчароэнсукиинг – современная молодая тайская актриса, широко известная своими ролями в фильмах «Плохой гений» и «Счастливый старый год».
Операторы
[ редактировать ]- Ампорнполь Юкол
- Чарнкит Чамнивикаипонг
- Пхуттифонг Арунпхен
- Сайомбху Мукдипром — всемирно известный тайский оператор, работавший с Апичатпонгом Вирасетакулом и итальянским режиссером Лукой Гуаданьино .
Директора
[ редактировать ]- Адитья Ассарат - режиссер фильмов «Чудесный город» и «Хизо» , получил премию «Тигр» на 37-м Международном кинофестивале в Роттердаме.
- Аноча Сувичакорнпонг – режиссер «Мунданской истории» , получила премию «Тигр» на 39-м Международном кинофестивале в Роттердаме.
- Апичатпонг Вирасетакул - режиссер -авангардист , выиграл три приза Каннского кинофестиваля , в том числе Золотую пальмовую ветвь в 2010 году.
- Чатричалерм Юкол - режиссер-ветеран, создатель «Легенды о Суриотае» и социально ориентированных фильмов 1970-х по 90-е годы.
- Черд Сонгсри – один из первых тайских режиссеров, снявших фильмы для международной аудитории.
- Нонтават Нумбенчапол - режиссер фильма «У реки » получил премию Cineasti del Presente - специальное упоминание на 67-м Международном кинофестивале в Локарно.
- Навапол Тамронграттанарит - режиссер фильма « 36» , получил премию «Новые течения» и премию ФИПРЕССИ (Международная федерация кинокритиков) на 18-м Международном кинофестивале в Пусане.
- Нонзи Нимибутр - один из первых режиссеров конца 1990-х, которые вдохнули новую жизнь в тайскую киноиндустрию.
- Пен-Эк Ратанаруанг - его фильмы часто демонстрируются на крупных международных кинофестивалях, получил премию «Дон Кихот» (специальное упоминание) на 50-м Берлинском международном кинофестивале.
- Раттана Пестонджи - режиссер-новатор; первый тайский режиссер, представивший фильм на международном конкурсе
- Сиварой Конгсакул - режиссер фильма «Вечность (Дорогая)» получил премию «Тигр» на 40-м Международном кинофестивале в Роттердаме.
- Тунска Панситтиворакул – директор Voodoo Girls
- Вичанон Сомунджарн - режиссер фильма «В апреле следующего года произошел пожар» , номинированный на премию «Тигр» на Международном кинофестивале в Роттердаме в 2011 году.
- Висит Сасанатиенг – режиссер фильмов «Слёзы чёрного тигра» и «Гражданин пёс» ; также известный сценарист
Редакторы фильмов
[ редактировать ]- Патаманадда Юкол — старшая дочь Чатричалерма Юкола ; работала со своим отцом над «Легендой о Суриётае» , но более известна своей работой с Пен-Эком Ратанаруангом над «Караоке в веселом баре» , «Транзистор Монрака» , «Последняя жизнь во Вселенной» и «Невидимые волны».
- Ли Чатаметикул - работал с Апичатпонгом Вирасетакулом над фильмами «Блаженно твое» и «Тропическая болезнь».
Продюсеры
[ редактировать ]
- Адирек Ватталила , которого часто называют просто «дядей», возглавлял ныне закрытый продюсерский дом Film Bangkok , который стоял за такими хитами, как «Опасный Бангкок» и «Слезы черного тигра» ; также режиссер, сценарист, редактор и комический актер
- Дуангкамол Лимчароен - вместе с Нонзи Нимибутром и Пен-Эком Ратанаруангом она основала производственную марку Cinemasia и способствовала развитию тенденции паназиатского кинопроизводства в Таиланде; умер в 2003 году
- Мингмонгкол Сонакул – независимый режиссер и продюсер; работал над работами Пен-Эка Ратанаруанга, включая «Невидимые волны» и «Двадцать двадцать» ; тесно сотрудничал с GTH над такими проектами, как Alone
- Прачья Пинкаев – также режиссер Онг-Бака и Том-Юм-Гуна ; его производственная марка Baa Ram Ewe можно увидеть во многих тайских фильмах.
- Сомсак Течаратанапрасерт – исполнительный директор Sahamongkol Film International ; стоит за многими популярными фильмами, в том числе «Онг-Бак: Воин тайского бокса».
- Сорос Сухум (известный как Тонгди) – независимый продюсер; партнер Song Sound Production и Mosquito Films; считается одним из самых универсальных и важных независимых продюсеров, работающих в Таиланде; поддерживает новое поколение тайских кинематографистов, в том числе Адитью Ассарата , Сивароджа Конгсакула, Аночу Сувичакорнпонга Навапола Тамронграттанарита и Ли Чатаметикула. [ 44 ]
Сценаристы
[ редактировать ]- Конгдей Джатуранрасами - сценарист таких фильмов, как Том-Юм-Гунг и Ноо Хин: Фильм
- Прабда Юн - работал с Пен-Эком Ратанаруангом над «Последней жизнью во Вселенной» и «Невидимыми волнами».
Известные тайские фильмы
[ редактировать ]Кино Таиланда |
---|
![]() |
Список тайских фильмов |
Актрисы |
Актеры-мужчины |
Режиссеры |
Фильмы ужасов |
Квир-фильмы |
Кинотеатры Таиланда |
Фильмы, снятые в Таиланде |
- 1923 — «Мисс Суванна из Сиама» , хотя это и совместная работа Голливуда , обычно считается первым тайским фильмом.
- 1927 — «Чок Сонг Чан» ( «Двойная удача »), первая полностью тайская постановка.
- 1940 — «Король белого слона» , англоязычный исторический эпос с антивоенным посылом, продюсер Приди Фаномионг .
- 1954 — «Санти-Вина» , первый тайский фильм, представленный на зарубежный конкурс ( Азиатско-Тихоокеанский кинофестиваль 1954 года в Токио).
- 1961 — «Черный шелк» , первый тайский фильм, участвовавший в конкурсе Берлинского международного кинофестиваля .
- 1970 — «Монрак лук тхунг» в главных ролях с Митром Чайбанчей и Петчарой Чаоварат стал чрезвычайно популярным мюзиклом «лук тхунг» . Его показывали в кинотеатрах шесть месяцев.
- 1973 — «Кхао Чуе Карн» ( «Доктор Карн» ), режиссёр Чатричалерм Юкол , едва не был запрещен из-за противоречивого взгляда на коррупцию на государственной службе Таиланда.
- 1977 — «Пле Као» ( «Шрам» ), режиссёр Черд Сонгсри , это был самый успешный тайский фильм по кассовым сборам своего времени; также лауреат фестиваля «Три континента» в Нанте , Франция .
- 1979 — «Приключение Судсакорна» , первый полнометражный тайский анимационный фильм , режиссёр Пают Нгаокрачанг .
- 1985 — «Бабочки и цветы» , отмеченный наградами фильм о бедности на границе с Южным Таиландом , режиссёр Ютана Мукдасанит .
- 2000 — «Слёзы чёрного тигра» ( Fah Talai Jone ), режиссёр Висит Сасанатьенг , это был первый тайский фильм, вошедший в программу Каннского кинофестиваля.
- 2001 — «Легенда о Суриётае» , эпопея Чатричалерма, стала самым большим фильмом, когда-либо созданным в тайской киноиндустрии.
- 2002 — «Блаженно ваш» , режиссёр Апичатпонг Вирасетакул , получил приз «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале .
- 2002 — «Человек-бабочка» , режиссёр Каприс Кеа, получил две награды: «Лучшая женская роль Напакпафа Накпраситте» , «Лучшая операторская работа» Марка Даффилда на кинофестивале Slamdunk в 2003 году.
- 2003 — «Последняя жизнь во Вселенной » Пен -Эка Ратанаруанга была удостоена премии Upstream за лучшую мужскую роль Таданобу Асано на 60-м Венецианском международном кинофестивале .
- 2003 — «Тропическая болезнь » Апичатпонга Вирасетакула получила приз жюри в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.
- 2004 — «Увертюра » Иттисунторна Вичайлака была удостоена нескольких наград в Таиланде и стала официальным отбором страны на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
- 2006 — «Дек хор » Сонгёса Сугмаканана был удостоен премии «Хрустальный медведь» на Берлинском кинофестивале .
- 2007 — «Чудесный город » Адитьи Ассарата был удостоен специальной награды жюри на кинофестивале в Лас-Пальмасе и получил премию «Тигр» на международном кинофестивале в Роттердаме .
- 2008 — Премьера фильма «Уловка» Пен -Эка Ратанаруанга состоялась во время «Двухнедельников режиссёров» на Каннском кинофестивале 2007 года .
- 2009 — «Мирская история» Аночи Сувичакорнпонга получила премию «Тигр» на Международном кинофестивале в Роттердаме 2010.
- 2010 — « Дядя Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни » Апичатпонга Вирасетакула — первый тайский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, первый азиатский фильм с 1997 года.
- 2013 — Пи Мак Пхра Кханонг , Банджонг Писантанакун. «Пи Мак» заработал более 1 миллиарда бат (33 миллиона долларов) во всем мире (в основном в Азии) и в настоящее время является самым кассовым тайским фильмом всех времен.
- 2016 — « К тому времени, когда стемнеет » Аночи Сувичакорнпонга , состоялась премьера фильма «Золотой леопард» в секции Международного конкурса на 69-м кинофестивале в Локарно .
- 2017 — «Плохой гений» , Наттавут Пунпирия . «Плохой гений» собрал 112,15 миллиона бат (3,3 миллиона долларов), что сделало его самым кассовым тайским фильмом 2017 года.
- 2017 — «Песня Самуи » Пен-Эка Ратанаруанга состоялась в разделе «Дни Венеции (Giornate degli Autori)» на 74-м Венецианском международном кинофестивале .
- 2020 — «С старым годом Премьера фильма Навапола Тамронграттанарита » состоялась в разделе основной программы «Голоса» на 49-м Международном кинофестивале в Роттердаме .
- 2021 — «Один в дороге » Наттавута Пунпирии был удостоен специальной награды жюри за творческое видение на Всемирном конкурсе драматических фильмов на кинофестивале «Сандэнс» в 2021 году .
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричардсон, Томас (1994). Разговор с Кхуном Доме Суквонгом (архивистом Thai Film Foundation), Корнельский университет (получено из Интернет-архива).
- Стивенс, Чак (30 мая 2003 г.). «Песни и змеиное масло» . Хранитель .
- Чайворапорн, Анчали (11 апреля 2006 г.). «Новое тайское кино» . «Фипреши».
- Уильямсон, Роберт (11 марта 2005 г.). «Тайское кино: устойчивое развитие или неминуемый упадок?» . Фонд тайского кино.
- Панситтиворакул, Тунска (29 апреля 2006 г.). «Разговор с редакцией журнала Biscope». Архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine . Критика .
- Панситтиворакул, Тунска (29 апреля 2006 г.). «Разговор с Конгом Ритди». Архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine . Критика .
- Хант, Мэтью (октябрь 2012 г.) «Цензура тайского кино . «Встреча с Таиландом».
- Введение: Что касается тайского национального кино , 351-страничная статья из Университета Мердока.
Ссылки
[ редактировать ]- Бунякетмала, Бунрак (23 января 2006 г.) «Рябь волн нового кино». Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine , International Herald Tribune /ThaiDay. Проверено 17 марта 2006 г.
- Чайворапорн, Анчали. «Краткая история кино в Таиланде» , ФИПРЕССИ , обновлено 11 апреля 2006 г.
- Флешман, Эрих (2005) Краткая история тайского кино , Заметки из Голливуда. Проверено 23 декабря 2005 г.
- Ричардсон, Томас (1993), Хронология тайского кино (получено 19 марта 2007 г.).
- Ритди, Конг (2005) Падшие идолы [ постоянная мертвая ссылка ] , Почта Бангкока . Проверено 23 декабря 2005 г.
- Суквонг, Доум и Суваннапак, Савасди. Век тайского кино , Темза и Гудзон, 2001. ISBN 0-500-97603-1
- Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. ISBN 9786162151699 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 17 января 2014 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Среднее национальное кинопроизводство» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Международные кассовые сборы: 13 горячих развивающихся рынков» . Голливудский репортер . 9 мая 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Антитават, Сутхакорн. «Дикая банда: краткий обзор тайских боевиков» . www.fareastfilm.com (на итальянском языке) . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Анчали Чайворапорн, Рождение кинопоказа в Таиланде. Архивировано 1 ноября 2007 г. в Wayback Machine , тайском кинофонде.
- ^ Принц Санбассар (Принц Тонгтамтаванвонг) - Отец тайского кинопроизводства. Архивировано 1 ноября 2007 г. в Wayback Machine , тайском кинофонде.
- ^ (на тайском языке) История тайского фильма. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Фонд Rimping.
- ^ Эдмондсон, Рэй (сентябрь 2003 г.). «К востоку от Солнца, к западу от Луны: регион памяти» (PDF) . Вступительное эссе к серии фильмов «Память мира», опубликованной в каталоге Giornate del Cinema Muto, Сачиле, Италия . Аудиовизуальный архив Юго-Восточной Азиатско-Тихоокеанского региона. Архивировано из оригинала (PDF) 29 августа 2007 г. Проверено 25 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б (на тайском языке) Расцвет тайских кинотеатров (слава новаторской киноиндустрии). Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Конг Ритди, , историческое вдохновение Фонд тайского кино
- ↑ Одноминутный фрагмент был выставлен в 2006 году в Париже во время «Tout a Fait Thai 2006: Фестиваль тайской культуры во Франции» (Ритди, Конг. 13 октября 2006 года. «Screen test» , Bangkok Post , Real Time, Page Р1.
- ^ (на тайском языке) Манит Васуват . Архивировано 31 октября 2007 г. в Wayback Machine , Тайский кинофонд.
- ^ Джеффри М. Андерсон, Чанг (1927)
- ^ (на тайском языке) История тайских фильмов, часть 4. Архивировано 24 февраля 2008 г. на Wayback Machine , Thainationalfilm.com.
- ^ Нати, Критья (переводчик) и Хаймс, Роберт (редактор). 1 января 2004 г. «Мани Сумоннадж (Сияющая звезда)». Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Thai Film Foundation.
- ^ «Старые добрые времена: тайское кино имеет долгую историю» , Bangkok Post, получено 9 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б (на тайском языке) Тайские фильмы эпохи 16 мм. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Фонд тайского кино.
- ^ (на тайском языке) История тайских фильмов, часть 10. Архивировано 24 февраля 2008 г. на Wayback Machine , Thainationalfilm.com.
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. п. 16. ISBN 9786162151699 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Уильямсон, Тайское кино: устойчивое развитие или неминуемый упадок? Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Фонде тайского кино.
- ^ «Ни отступления, ни капитуляции» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. стр. 67, 146–147. ISBN 9786162151699 .
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. п. 149. ИСБН 9786162151699 .
- ^ Бжески, Патрик (3 мая 2013 г.). «Подросток умер в Таиланде, имитируя сцену из популярного фильма «Пи Мак» » . Голливудский репортер . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Аюнда, Сити (20 марта 2024 г.). «24 рекомендации по лучшим тайским фильмам разных жанров» (на индонезийском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Вангтечават, Пим (17 июля 2019 г.). «Как фильм сформировал и захватил беспокойное тайское поколение» . Никкей Азия . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Список фильмов, зарегистрированных как фильмы национального наследия , 8-й список, 2018 г.». Тайский киноархив (на тайском языке). Киноархив (общественная организация) . Проверено 23 марта 2019 г. .
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. стр. 10–15, 42–46. ISBN 9786162151699 .
- ↑ Ваттанасукчай, Сиринья (6 января 2006 г.) «Не в моем доме» . Архивировано 12 марта 2017 г. в Wayback Machine , ThaiDay . Проверено 17 марта 2006 г.
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. п. 130. ИСБН 9786162151699 .
- ^ Ритди, Конг. Тайский режиссер отменяет местный выпуск фильма , Bangkok Post (получено 12 апреля 2007 г.).
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. стр. 35–38. ISBN 9786162151699 .
- ^ Ритди, Конг. 20 декабря 2007 г. Таиланд принимает скандальный киноакт , Variety (журнал) ; получено 21 декабря 2007 г.
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. п. 42. ИСБН 9786162151699 .
- ^ Джайчалард, Пакамард. [1] Архивировано 10 октября 2014 г. в Wayback Machine , Daily Xpress (получено 24 апреля 2013 г.).
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. стр. 64–67. ISBN 9786162151699 .
- ^ Настоящая гордость за то, что ты гей. Архивировано 6 ноября 2007 г. в Wayback Machine , The Nation (Таиланд) ; получено 17 ноября 2007 г.
- ^ Хант, Мэтью (2020). Тайское кино без цензуры . Чиангмай: Книги шелкопряда. п. 65. ИСБН 9786162151699 .
- ^ Чалида Уабумрунгджит, Наступление эпохи нового тайского кино. Архивировано 1 ноября 2007 г. в Wayback Machine. тайском кинофонде
- ^ Призраки Пожирателя кишок (Таиланд, 1973)
- ^ «Правительство Таиланда возлагает надежды на мыло» Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine , The Nation (получено 2 января 2007 г.).
- ^ "кто_сорос" . www.electriceelfilms.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 13 апреля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список 10 лучших тайских фильмов , обзоры и превью 10 лучших тайских фильмов, рекомендуемых иностранцам
- Тайлистинг Список расписания сеансов фильмов в Сиаме.
- Тайские фильмы. Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine в базе данных фильмов в Интернете. Ссылки на указатель названий на тайском языке.
- База данных тайских фильмов
- Результаты кассовых сборов Таиланда в Box Office Mojo
- MovieSeer – списки и краткие описания фильмов на английском и тайском языках.
- Thai Film Foundation - сопутствующий веб-сайт Национального киноархива
- ThaiCinema.org – тайские и английские новости и обзоры
- График выхода фильмов на 2007 год – на портале Pantip.com ; чтобы перейти к другим годам, измените дату в URL-адресе.
- Архивы Чалермтаи - Pantip.com. краткие обзоры и фотографии тайских фильмов на
- Декнанг (на тайском языке) – Новости, форум и галереи
- CinemaThai – англоязычные обзоры и фотогалереи
- Тайское кино на сайте Thai World View – изображения и контент на английском языке
- Рецензии на тайские фильмы в кинотеатре Гонконга – вид с Бруклинского моста
- Criticine Таиланд. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine - страница Таиланда журнала о кино Юго-Восточной Азии Criticine.