Раттана Пестонджи
Раттана Пестонджи | |
---|---|
Крысиный пестонджи | |
![]() Выдающийся тайский кинорежиссер. | |
Рожденный | Пестонджи из ротанга 22 мая 1908 г. |
Умер | 17 августа 1970 г. Бангкок, Таиланд | (62 года)
Другие имена | РД Пестонджи |
Занятия |
|
Годы активности | 1939–1970 |
Супруг | Таппатат Пестонджи (1937) |
Дети | 3 |
Награды | Азиатско-Тихоокеанский кинофестиваль Лучшая операторская работа 1954 Санти-Вина |
Раттана Пестонджи ( тайский : รัตน์ เปสตันยี ; RTGS : Rat Pesatany ) был тайским кинорежиссером, продюсером, сценаристом и оператором и считается отцом современного тайского кино . Хотя его фильмография была краткой, его фильмы вывели тайское кино на мировую арену. Он также выступал за инновации и был одним из первых тайских режиссеров, использовавших 35-миллиметровую пленку . Он умер как раз в тот момент, когда выступал перед правительственными чиновниками с призывом поддержать отечественную индустрию, которая, по его мнению, находилась под угрозой со стороны голливудских фильмов. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Бангкоке в семье индейцев- парсов . [ 2 ] В раннем возрасте он проявил живой интерес к фотографии. Он настолько умело разбирал и собирал свою камеру, что было решено изучать инженерное дело в Лондонском университете .
В молодости он учился в Индии и Великобритании. [ 2 ] В период учебы в Лондоне он мог фотографировать и получил несколько наград на фотоконкурсах.
Он вернулся в Таиланд с инженерным образованием, но продолжил интересоваться фотографией и нашел работу продавцом пленок. Именно тогда он начал исследовать вид искусства, который все еще находился в зачаточном состоянии – кинематографию . [ 1 ]
Его первые фильмы
[ редактировать ]В 1937 году Раттана снял свой первый короткометражный фильм « Тан » о молодой тайской девушке. Тан выиграл конкурс любительского кино в Глазго , Шотландия, а Раттана получил высшую награду от Альфреда Хиткока, который был председателем жюри. В 1939 году он снял еще один короткометражный фильм под названием «Белая лодка» , который был показан на Всемирном фестивале в Нью-Йорке. [ 1 ]
попросил его Раттана продолжал свою работу в сфере продаж фильмов, но большой прорыв в кинопроизводстве он получил в 1949 году, когда принц Бхану Югала выступить в качестве оператора в фильме «Фантаай Норасингх» ( «Гребан Норасингх» ). [ 3 ] Раттана проявил большой талант оператора.
Примерно в это же время Раттана основал собственную студию Hanuman Films Company. Свой первый полнометражный фильм « Дорогая Долли» он снял в 1951 году. [ 1 ]
Стремление к инновациям
[ редактировать ]В каждом своем фильме Раттана стремился экспериментировать и повышать стандарты производства. с постдублированием В то время, когда 16-миллиметровые пленки были отраслевым стандартом в Таиланде, Раттана хотел использовать 35-миллиметровую пленку, которая была более дорогой и технически сложной в работе, но позволяла записывать звук вместе с изображением. [ 1 ]
Его первым 35-миллиметровым фильмом стала драма «Санти-Вина» , над которой он работал только как оператор. Режиссером фильма стал Тави На Бангчанг (более известный как «Кру Марут») по сценарию Вичит Кунавуди . [ 1 ]
Санти-Вина был одним из первых тайских фильмов, отправленных на зарубежный конкурс - Азиатско-Тихоокеанский кинофестиваль 1954 года в Токио. Это была сенсация: он получил награды за лучшую операторскую работу и художественную режиссуру, а также премию Golden Harvest за лучшее представление азиатской культуры. [ 1 ]
Тем не менее, Раттана вступил в конфликт с правительством Таиланда, и по возвращении с фестиваля с него взяли налог в размере 5000 долларов за выигранную им камеру Mitchell Camera стоимостью 16000 долларов , а также оштрафовали на 1000 бат за то, что он не прошел проверку своего фильма тайским цензором. [ 1 ]
Карьера режиссера
[ редактировать ]Не испугавшись, Раттана продолжил свою работу, работая оператором над романтической драмой «Чуафах Дин Салай» ( «Умереть навсегда »), а затем заняв режиссерское кресло Ронграма Нарока .
Для «Ронгрэма Нарока » (буквально «ад в отеле» , но на английском языке он называется «Загородный отель ») он использовал одну камеру на одной съемочной площадке, как в фильме Хичкока 1948 года «Веревка» . В фильме было всего понемногу – деревенская комедия, музыка (включая полную балладу филиппинского певца), жестокие действия и мрачная, захватывающая драма. [ 4 ]
») 1958 года Его первым цветным фильмом стал «Саван Мьюд» ( «Темные небеса , в который вошли песни и несколько драматических сцен боевых действий. [ 4 ]
Следующим был «Прэ Дум» ( «Черный шелк» ), который считается первым фильмом в стиле нуар в Таиланде (хотя в «Кантри-отеле» также присутствовали элементы нуара). Считается лучшей работой Раттаны. Почти все основные задачи он выполнял сам, выступая в качестве сценариста, продюсера, режиссера, оператора и монтажера. За свои усилия Прае Дум был включен в конкурс 11-го Берлинского международного кинофестиваля в 1961 году. [ 5 ]
») был снят в 1965 году Его последний фильм «Нахмтаан Май Ваан» ( «Сахар не сладкий . Романтический фарс, это яркий фильм, визуальные элементы которого взяты из поп-арта западных фильмов того времени. [ 4 ] В фильме рассказывается о богатом тайском аристократе, владеющем бизнесом по уходу за волосами и желающем вернуть долг своему дорогому индийскому другу. [ 6 ]
Смерть во время произнесения речи
[ редактировать ]Хотя Раттана пользовался художественным уважением, его фильмы с несчастливым финалом в основном терпели коммерческий провал. Разочарованный, он ушел из кинопроизводства. Однако он продолжал участвовать в этой отрасли и был неутомимым лоббистом. Он стал соучредителем и возглавил Ассоциацию тайских кинопродюсеров.
Ночью 17 августа 1970 года в отеле Montien в Бангкоке Раттана должен был обратиться к кинопродюсерам и чиновникам правительства Таиланда на встрече, созванной для обсуждения способов поддержки киноиндустрии. Наконец, в 21:00, после выступления министра экономики Бунчаны Аттакорна и выступлений множества других кинематографистов и официальных лиц, пришло время выступить Раттане. Вот отчет о его выступлении:
Когда я только начинал заниматься кинобизнесом... Садет Онг Чай Яй [принц Бхану Югала ] только что нанял меня в качестве оператора для фильма, который он хотел снять, под названием Phanthaay Norasingh . Я потратил все заработанные баты на свои постановки, и теперь мне приходится сниматься в рекламе, чтобы выжить. Иностранные кинопрокатчики охотятся на тайские кинотеатры...
Раттана пошатнулся и рухнул на пол. Его срочно доставили в ближайшую больницу Чулалонгкорн , но он умер через три часа от обширной коронарной болезни. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Смерть Раттаны стала первым из двух тяжелых ударов для растущей тайской индустрии в 1970 году, поскольку позже в том же году она потеряла свою самую большую звезду, Митра Чайбанчу , в результате несчастного случая со смертельным исходом во время съемок трюка.
Через несколько дней после смерти Раттаны правительство создало Совет по продвижению тайских фильмов, который будет отвечать за продвижение и поощрение инвестиций в тайские фильмы. Но по сей день прямой государственной поддержки тайской киноиндустрии по-прежнему нет, а иностранные фильмы продолжают доминировать в отечественном кинематографе.
Фильмы, снятые тайскими студиями, такие как «Онг-Бак: Воин тайского бокса» , лучше смотрятся в местных кинотеатрах, в то время как инди-режиссерам, таким как Апичатпонг Вирасетакул, приходится искать финансирование у зарубежных спонсоров.
Тем не менее, наследие Раттаны узнаваемо. На его фильмы большое влияние оказал Висит Сасанатьенг , тайский кинорежиссер, чей знаменитый фильм «Слезы черного тигра » ( Фах Талай Джон ) был показан на Каннском кинофестивале в 2000 году. [ 5 ]
Студией Hanuman Films Company, которую основал Раттана, до сих пор управляют его сыновья Идал и Санта. Сейчас она называется Santa International Film Productions и предоставляет техническую поддержку и оборудование для производства иностранных фильмов. Его сын Санта Пестонджи снял ремейк «Санти-Вины» в 1976 году. Первоначальная версия «Санти-Вины» считалась утерянным фильмом, пока в 2015 году не были обнаружены отпечатки. После реставрации ее собираются показать на Каннском кинофестивале 2016 года . [ 7 ]
Фильмы Раттаны периодически демонстрируются в ретроспективах на кинофестивалях. На 10-м Пусанском международном кинофестивале были показаны фильмы «Сахар не сладкий» , «Черный шелк» , «Загородный отель» и «Темные небеса» . [ 4 ] Он был посмертно награжден Премией за заслуги перед жанром на Международном кинофестивале в Бангкоке в 2004 году .
премия RD Pestonji — главный приз Тайского фестиваля короткометражных фильмов и видео В его честь названа .
Фильмография
[ редактировать ]- Тан (короткометражный) (1937) - ( тайский : Тан )
- Белая лодка (короткометражный) (1939)
- Пхантаай Норасингх ( Оарман Норасингх ) (оператор) (1949) – ( тайский : Phanthaay Norasingh )
- Тукката Джаа ( Дорогая Долли ) (1951) - ( тайский : Тукката Джаа )
- Санти-Вина (оператор) (1954) – ( тайский : Санти-Вина )
- Чуафах Дин Салаи ( Навсегда твой ) (оператор) (1955) - ( тайский : Навсегда твой )
- Ронгрэм Нарок ( Загородный отель ) (1957) - ( тайский : Адский отель )
- Саван Муед ( Тёмные небеса ) (1958) – ( тайский : Тёмные небеса )
- Пхрэ Дум ( Черный шелк ) (1961) - ( тайский : Phrae Dum )
- Намтарн Май Варн ( Сахар несладкий ) (1964) - ( тайский : Сахар несладкий )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Суквонг, Купол; Суваннапак, Савасди (2001). Век тайского кино . River Books Press Dist A C. ISBN 978-0-500-97603-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чайворапорн, Анчали (2004). «Человек, который умер за свое искусство» . ThaiCinema.org . Проверено 3 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эйнсли, MJ (2020). 8. Ратана Пестонджи и Санти Вина. Знакомство с «Мастером» тайского кино в «американскую эпоху» Таиланда. В Юго-Восточной Азии на экране (стр. 171–192). Издательство Амстердамского университета . https://doi.org/10.1515/9789048541904-012
- ^ Ритинонд, Пусади; Чайворапорн, Анчали (11 февраля 1995 г.). «Принц целлулоида». Нация (Таиланд) . стр. С1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уабумрунгджит, Чалида (2005). «Специальная программа – Обновление азиатского авторского кино 1» . Пусанский международный кинофестиваль . Проверено 3 августа 2007 г. [ мертвая ссылка ] (Дополнительное использование поля поиска «Таиланд» помогает найти ссылки на фильмы.)
- ^ Перейти обратно: а б Уильямсон, Роберт (1 января 2004 г.). «Черный шелк (Прэ Дум)» . Обзор . Фонд тайского кино. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 4 августа 2007 г.
- ^ Крыса Петтани 1908-1970 . Идентификаторы WorldCat .
- ^ Ритди, Конг (21 апреля 2016 г.). «Фильм Санти-Вина выбран для показа в разделе «Каннская классика»» . Почта Бангкока . Проверено 11 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1908 рождений
- 1970 смертей
- Писатели-мужчины 20-го века
- Сценаристы 20 века
- Тайские писатели XX века
- Буддисты 20-го века
- Выпускники Лондонского университета
- Переходит в буддизм из зороастризма
- Парсы
- Тайские буддисты
- Тайские кинематографисты
- тайские режиссеры
- Тайские кинопродюсеры
- Тайцы индийского происхождения
- Тайский народ парсинского происхождения
- Тайские сценаристы