Победитель
Победитель | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Белградская крепость , Белград |
Координаты | 44 ° 49'22,9 "с.ш. 20 ° 26'51,7" в.д. / 44,823028 ° с.ш. 20,447694 ° в.д. |
Высота | 14 метров (46 футов) |
Преданный | 7 октября 1928 г. |
Скульптор | Иван Мештрович |
Победник ( сербская кириллица : Победник , букв. «Победитель») — памятник в Верхнем городе Белградской крепости , построенный в ознаменование Османской победы Сербии над и Австро -Венгерской империями во время Балканских войн и Первой мировой войны. . Отлитая в 1913 году, возведенная в 1928 году и имеющая высоту 14 метров (46 футов), это одна из самых известных работ Ивана Мештровича . Это также одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Белграда и одна из его самых узнаваемых достопримечательностей. [1] [2]
Это стоящая бронзовая мужская фигура в обнаженном виде с соколом в левой руке и мечом в правой (как символы мира и войны). [2] по модели скульптора Ивана Мештровича, установлен на постаменте в виде дорической колонны на высоком кубическом основании, спроектированном архитектором Петром Баяловичем. [3] Статуя смотрит вперед, через слияние рек Савы и Дуная , а также через обширную Паннонскую равнину , в сторону очень далекой горы Фрушка-Гора (до 1918 года являвшейся владением Австро-Венгерской империи ). Это, вероятно, самое мощное и самое популярное визуальное произведение. символ Белграда.
Статую сняли с колонны в октябре 2019 года для ремонта. Его вернули на постамент после реставрации 14 февраля 2020 года.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]История памятника восходит к периоду между 1913 и 1928 годами, хотя первоначальная идея родилась в 1912 году, когда успех Сербии в Первой Балканской войне вдохновил на предложение установить памятник в Белграде в честь окончательной победы над османами. В августе 1913 года городской совет Белграда принял решение отметить это знаменательное событие возведением памятника Победы. Совет под руководством мэра Любомира Давидовича решил переименовать площадь Теразие и построить на ней фонтан с памятником. Они также разрешили строительство памятника Мештровичу без архитектурного конкурса. [4]
Мештрович принял работу и быстро представил свой проект. [4] Первоначальная концепция заключалась в создании монументального фонтана, который должен был быть установлен в Теразие или на площади наследного принца Александра . [5] Фонтан должен был быть построен из камня в форме овальной чаши диаметром 8 м (26 футов), опирающейся на спины четырех львов. В центре бассейна должна была находиться мраморная колонна, увенчанная статуей Виктора высотой 5 м (16 футов). Согласно постановлению городского совета от 4 октября 1913 года Мештрович также должен был изготовить двадцать масок для края бассейна и пятьдесят масок для колонны, все из бронзы. Колонна должна была состоять из пяти сегментов, символизирующих пять столетий османской оккупации. [2] 19 октября 1913 г. [4] город заключил контракт с Мештровичем, и он приступил к работе над фонтаном, но, будучи подданным Австро-Венгрии, ему пришлось покинуть Белград с началом Первой мировой войны .
Строительство
[ редактировать ]Справочную информацию о фонтане и его более подробное описание привела газета «Време» : [6] ...большой таз (раковина), внешняя сторона которого украшалась рельефом с изображением воинов на скачущих конях. По краю раковины будут прикреплены львиные головы (из современного струйного фонтана), льющие воду в раковину. [...] Колонна будет опоясана расположенными на расстоянии обручами, к которым будут прикреплены турецкие маски на голове, и каждый из них будет изливать струю воды в бассейн внизу ...
Чтобы закончить работу как можно быстрее, Мештрович перенес свою студию в Белград. Он работал в полуподвале начальной школы короля Петра I при Кафедральном соборе . [7] вообще-то в школьном спортзале. [4] Из-за размеров статуи крышу школы частично сняли. [8] За короткое время он завершил фигуру Виктора и львиные головы. Отправив их в Богемию для отливки, он начал работать над крупными рельефами улан. Также были сделаны эскизы больших фигур львов.
Статуя Виктора Мештровича была создана в 1913 году. [9] сразу после и как продолжение, по концепции и стилю, цикла скульптур, предназначенного для его масштабного проекта святыни в память о Косовской битве ( Vidovdanski hram ), в который входят такие представительные скульптуры, как Срджа Злопогледжа, Милош Обилич и Марко. Кралевич. Задуманный как колоссальный обнаженный мужчина спортивного телосложения, установленный на высокой колонне, памятник символически представляет культовую фигуру победы. В иконографическом плане олицетворение триумфа победоносной нации восходит к классической античности и ее мифическому герою Геркулесу . [9]
Затем разразилась Первая мировая война. Австрийский ультиматум вынудил Мештровича покинуть Белград, и почти все отделочные работы пришлось прекратить. Во время оккупации австрийскими, немецкими и венгерскими войсками все было разрушено, кроме статуи Виктора и львиных масок, которые находились в Богемии для отливки. [2] [4] Точный внешний вид фонтана известен по фотографиям оригинальных рисунков Мештровича, сделанным в его загребской мастерской скульптором Веселко Зоричем. [10]
Проект возведения фонтана в Теразие возродился после Первой мировой войны, однако имеющиеся средства смогли покрыть лишь затраты на отливку масок Виктора и льва. [11] Статуя прибыла в Белград в конце июля 1923 года и хранилась на складе водопроводных труб в Сеньяке . [4] [9] Тем не менее, в 1923 году городской совет и Мештрович пришли к соглашению, что он должен построить памятник в Теразие, но скульптура оставалась на складе в течение следующих 4 лет. [4]
Скандал
[ редактировать ]Однако начало подготовительных работ к закладке памятника в мае 1927 года вызвало общественный резонанс. Общественность оспорила установку памятника по моральным и художественным соображениям. По инициативе автора и юриста Петара Одавича началась кампания против памятника. Одавич опубликовал статью в журнале «Време» , критикуя скульптуру, утверждая, что она оскорбляет мораль целомудренных белградских женщин, а также память о сербских солдатах, которую она должна была олицетворять, не имея «символов сербских солдат», таких как -шайкача шапка . или обувь опанак , и что она изображает не сербского героя, а какого-то древнего героя. Тем не менее, дизайн был одобрен многочисленными представителями сербских академических кругов, такими как Богдан Попович , Стеван Христич , Бранислав Петрониевич , Ксения Атанасьевич , Зора Петрович , Бета Вуканович или Станислав Краков , а также некоторыми женскими организациями и частью духовенства. [4] [8] Раскол между общественностью, элитой и церковью вскоре приобрел политический оттенок. Были разные предложения в шутку, например, предложение установить сверхвысокий постамент, чтобы его нагота не была видна с земли, или, поскольку он уже обнажен, его можно было разместить в бассейне. [2]
Мештрович также высказал свое мнение: [12] Городской совет Белграда попросил моего согласия на временное размещение «Виктора» в Теразие. Но понимая, что наше «временное» имеет тенденцию длиться слишком долго, я договорился с белградским архитектором Баяловичем о более прочном постаменте для статуи. Совет, как я слышал, приступил к работе. А потом остановился. Что я могу сказать? Если они намерены установить статую в Теразие, пусть ставят ее. Если они нашли лучшее место, пусть поставят его там. Ведь с тем же успехом он может оставаться там, где находился все это время – в сарае. Что касается меня, то мне бы хотелось, чтобы у меня была возможность сделать весь «Фонтан» таким, каким он был изначально задуман.
Особенно активно против этого выступили члены нескольких женских организаций. Размещение фигуры обнаженного мужчины в центре города они посчитали «грубым» и нанесут ущерб моральному духу девушек. [9] После долгих споров, дебатов и критики городской совет решил не устанавливать памятник в Теразие, а найти место за пределами города. Как только Коста Кумануди занял пост мэра Белграда в 1926 году, он начал работу над проектом, чтобы наконец реализовать его. Муниципалитет Белграда официально приобрел памятник. Кроме того, к этому времени городские власти решили снести фонтан и львиные головы у основания памятника по финансовым соображениям. Созданная городом Комиссия по делам искусств решила в сентябре 1927 года переместить памятник и разместить его «на хребте Белграда, в устье Савы и Дуная». Поскольку у Кумануди были другие обязанности в правительстве штата, это решение было подтверждено его заместителем Костой Йовановичем, о котором Кумануди в то время не знал и не был уведомлен. [4] Затем Кумануди сообщил Мештровичу, что подготовительные работы по установке памятника были прекращены вопреки его указанию. Это решение городского совета совпало с завершением строительства проспекта Саввы и Большой лестницы в парке Калемегдан, а также с празднованием годовщины прорыва Салоникского фронта . В ознаменование 10-летия этого события 7 октября 1928 г. [9] была открыта недавно отремонтированная часть проспекта Сава и открыт Виктор. [2] [4]
Новейшая история
[ редактировать ]Замеры 1989 года показали, что «Виктор» частично стоит на набережной, частично на средневековом валу, из-за чего он наклоняется. Техническая документация на постамент утеряна, поэтому Институт охраны памятников культуры провел собственное исследование. Оно показало, что ядро постамента выполнено из бетона, а снаружи оно облицовано камнем. Памятник частично отремонтирован в 1989–1991 годах. [2] [9] В рамках этого проекта в 1990 году его очистили от граффити и грязи. [8]
В 1996 году институт попытался улучшить статичность памятника и прекратить его дальнейшее наклонение, но безуспешно. Фундаменты были усилены и установлены сваи, предотвращающие опрокидывание. Однако памятник так и не выпрямился полностью и остался в частично наклоненном положении, так как сваи вдавились в мягкую часть вала и проседание местности продолжалось. Исследования 2007–2009 годов показали, что он был наклонен на 0,8 мм (0,031 дюйма). [2] [8] [9]
В 2015 году, когда у подножия статуи снимали и заменяли разбитые плиты, выяснилось, что земля под ними проседает. Были проведены измерения, и под плато была обнаружена подземная комната, выкопанная в 1950-х годах. Это задержало работы на самом плато, которые были завершены в сентябре 2016 года: были установлены новые мраморные плиты, декоративная подсветка, решена проблема отвода атмосферных вод, но сам памятник (и постамент, и скульптура) не подвергались реставрации. [9] В том же году факультет гражданского строительства Белградского университета пришел к выводу, что «наклон - это процесс, который продолжается и не показывает никаких признаков замедления или остановки». [2]
В сентябре 2017 года сообщалось, что на памятнике есть трещина. Трещина начинается из-под левой ноги Виктора, проходит через капитель и вниз по дорической колонне. Его длина около 50 см (20 дюймов) и он хорошо заметен. Трещины на постаменте или бронзовом основании скульптуры были самыми глубокими, шириной от 4 до 8 мм (от 0,16 до 0,31 дюйма). Повреждения основания, как скульптуры, так и постамента, таковы, что скульптура стоит на внутреннем проржавевшем железном каркасе, а не на бронзовом корпусе. Репортеры отметили, что это выглядит так, будто «Виктор топнул левой ногой, образовав трещину». В институте заявили, что трещина существует уже давно и не влияет на устойчивость и статику памятника, несмотря на наклон. Трещина росла по мере того, как в нее попадала вода, замерзая и расширяясь зимой, вызывая дальнейшую коррозию. Камень круглого постамента статуи на вершине постамента почти полностью рассыпался, а стальные части заржавели. На 2019 год анонсировали полную реконструкцию и статический капитальный ремонт, для которого потребуются специальные технологии. [8] [9] [13] Тендер на реализацию проекта был объявлен в октябре 2018 года. Саму бронзовую статую, поврежденную различными боеприпасами, вовремя снимут с колонны, отремонтируют и вернут на место. Колонну и постамент отремонтируют на месте , а на плато, на котором построен памятник, установят временную мастерскую, где также отремонтируют статую. [2]
9 мая 2018 года по случаю Дня Европы Виктор впервые был освещен цветами ЕС – синим и желтым (звезды) – благодаря Представительству ЕС в Сербии.
Реконструкция 2019-2020 гг.
[ редактировать ]28 августа 2019 года начались подготовительные работы по ремонту. Сначала будет закреплена базовая конструкция, чтобы предотвратить микроподвижки и выровнять памятник. Плиты и плиты будут удалены, чтобы внизу можно было разместить новые сваи и балки. 10 октября 2019 года саму статую сняли и перевезли в Смедерево , где ее отремонтирует скульптор Зоран Кузманович. [14] Впервые с момента установки в 1928 году статую физически сняли с постамента. Когда ее опустили на землю, выяснилось, что статуя осталась прикрепленной к постаменту только одним винтом и громоотводом , а тросы, соединявшие статую с основанием изнутри, полностью, все четыре, сгнили. и исчез. Также установлено, что скульптура оказалась легче, чем считалось ранее: ее оценивали в 1,5–1,7 тонны, но оказалось, что она весит всего 1 тонну. Скульптура некоторое время выставлялась на Цариградской дороге , тропе в парке Калемегдан и бывшей отправной точке дороги, соединявшей Белград с Константинополем. [15]
В 2018 году Кузманович также руководил ремонтом еще одной достопримечательности крепости — Монумента благодарности Франции . С момента открытия скульптура ни разу не ремонтировалась. Со временем он почернел, и остались лишь пятна зеленой медной патины . Внутренняя конструкция статуи и ее соединение с постаментом также будут заменены, поскольку в то время они были изготовлены из железа, которое со временем подверглось коррозии. Верх постамента, на котором стоит скульптура, будет полностью заменен. Срок установлен на февраль 2020 года. [8]
Первоначально использовались каменные плиты из карьера Ташмайдан , который давно закрылся. Кроме того, скала под памятником, которая частично использовалась при строительстве, не может использоваться сегодня, поскольку она охраняется как памятник природы, поскольку она возникла в период, когда территория Белграда была затоплена Паннонским морем . камень с Фрушкой Горы . Вместо него будет использован [13] [16]
После перевозки в Смедерево выяснилось, что статуя находится даже в худшем состоянии, чем предполагалось ранее, включая ужасную статику и расшатанные меч и орел. Внутри скульптуры была добавлена конструкция из нержавеющей стали, чтобы правильно соединить ее с постаментом. [17] Также было обнаружено, что часть надгробия была встроена в основание. Надгробие, вероятно, произошло со Старого кладбища , 19-го кладбища в Ташмайдане. К 1927 году кладбище было перенесено на Новое кладбище Белграда , а оставшиеся надгробия были повторно использованы для различных строительных работ по всему городу. Камень будет сохранен и выставлен напоказ. [18] [19] Хотя это была обычная практика на Балканах в целом (старые, повторно использованные материалы называются сполие ), историки искусства удивлены тем, что в качестве постамента использовалась надгробная плита. [16]
Из-за высокой концентрации диоксида серы в атмосфере Белграда патина в основном состоит из медного купороса. Однако оно развивалось неравномерно, поэтому некоторые части скульптуры имеют светло-зеленый цвет, а некоторые – черные. Его будут максимально чистить (в том числе и сухим льдом), так как патина выедает медную сердцевину. Чтобы замедлить этот процесс, «Победник» обработают специальными химикатами. [16] Оксиды удаляли методом сухим льдом абразивоструйной обработки при температуре -75 °С (-103 °F). [20] Выяснилось, что нос был частично закрыт бронзовой оловянной накладкой, предположительно из-за дефектной формы. Участок со временем отделился, что позволило воде проникнуть внутрь скульптуры, что объясняет, почему внутри все заржавело и разложилось. Кузманович отлил подходящую бронзовую часть носа и закрыл ее. Также было обнаружено, что стальное соединение между рукояткой и лезвием меча полностью проржавело. Винт, который также поддерживал его, полностью сгнил и исчез. То, что клинок не упал с пьедестала, было чистой удачей. [21] [22] На статуе обнаружено более 30 пулевых и осколочных отверстий. одно пушечное ядро . В одной из его ног было обнаружено [20]
Чтобы предотвратить дальнейший наклон колонны и сделать фундамент более устойчивым, восемь арматурных в землю было пробурено стержней. Каждый имеет диаметр 40 мм (1,6 дюйма) и среднюю длину 10 м (33 фута). [23] Их цель – не выпрямить колонну, а лишь сделать ее более устойчивой, чтобы она оставалась наклоненной. Колонну очистили от сажи и заделали трещины в ней глубиной до 15 см (5,9 дюйма). [20] Скульптура имела в общей сложности почти 100 вмятин и в итоге весила на полтонны больше, чем до реставрации. [24]
Статуя была возвращена на колонну 14 февраля 2020 года. Работы на самой колонне и на окружающем ее плато продолжались до завершения полной реконструкции 5 марта 2020 года. [25]
Оценка
[ редактировать ]Хотя положение и дизайн памятника можно интерпретировать так, что он «охраняет» город и его нынешнюю функцию главного символа Белграда, историки искусства склонны полагать, что из-за скандалов, последовавших за его строительством, памятник помещен на нынешнем месте, на таком высоком постаменте и отвернулся от города, чтобы «не лучше было видно, а меньше видно». [8]
После создания нового государства и нового духовного климата после Первой мировой войны возникла концепция Вестника Победы (таково было первоначальное название статуи). [9] поскольку венчающий мотив фонтана как памятника свободе и освобождению от многовековой османской оккупации потерял свой первоначальный смысл, а его название стало отражать его новую приверженность прорыву Салоникского фронта и победе сербской армии в Первой мировой войне. Мировая война.
Простая конструкция постамента и его пропорциональная высота позволили рассмотреть памятник целиком, а не в деталях, что привело к желаемой монументальности и восприятию памятника как знака или символа. Со временем Виктор стал одним из самых ярких символов Белграда. Наряду с Монументом Благодарности Франции он принадлежит к числу немногих общественных памятников, возведенных в период между двумя мировыми войнами в Белграде и продолжающих современные стилистические тенденции.Памятник Виктору был признан объектом культурного наследия в 1992 году. [26]
Галерея
[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Душко Кечкемет, Жизнь Ивана Мештровича 1883–1962–2002 (Загреб, 2009).
- Даниела Ванушич, «Возведение памятника Победы в Теразие» Legacy IX (Белград, 2008 г.), 193–210.
- Радина Вучетич-Младенович, «Победник: полемика перед установкой памятника Мештровичу», Ежегодник социальной истории VI: 2 (1999), 110–123.
- Документация ЧПИБ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Город Белград – известные памятники» . www.beograd.rs . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бранка Васильевич, Бранка Якшич (22 октября 2018 г.). «Началась подготовка к реконструкции «Победника» » . Политика (на сербском языке). стр. 14.
- ^ Документация CHPBI.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бранко Богданович (16 сентября 2018 г.). «Мэр, которому надоел «Победник»». Политика - Журнал, №. 1094 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Даниела Ванушич, «Возведение памятника Победы в Теразие» Legacy IX (Белград, 2008 г.), 193–210.
- ↑ М. Попович, «Как будет выглядеть победитель Мештровича в Теразие?», Время, 12 мая 1927 г.
- ^ Миления Симич Миладинович (27 августа 2017 г.), «Начальная школа Краля Петара Први приветствует 300-е поколение учеников» , Politika (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ана Вукович (28 августа 2019 г.). « Победник» одлази на опорак у Смедерево» . Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бранка Васильевич (16 сентября 2017 г.), « Победнику» puca pod nogama» , Политика (на сербском языке), с. 1 и 15
- ↑ М. Радошевич, «Рисунки Мештровича фонтана Теразия», Politika, 14 декабря 1988 г.
- ^ Об истории и дебатах по поводу возведения памятника Виктору после Первой мировой войны см. Душко Кечкемет, Живот Иван Мештрович 1883–1962–2002 (Загреб 2009), 437–443; Радина Вучетич-Младенович, «Победник: полемика перед установкой памятника Мештровичу», Ежегодник социальной истории VI: 2 (1999), 110–123.
- ^ Густав Крклец, «С г-ном Йованом Дучичем в Загребе у Ивана Мештровича», Politika, 14 июля 1927 г.
- ^ Jump up to: а б Бранка Васильевич (10 сентября 2019 г.), «Обзор фонда «Победник», Politika (на сербском языке), стр. 14.
- ^ «Победителя сняли с постамента, горожане могли видеть его до 15.00» . Сегодня. 10 октября 2019 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Бранка Васильевич (11 октября 2019 г.). "Победник" на поправци ["Победник" на ремонте]. Политика (на сербском языке). п. 1 и 14.
- ^ Jump up to: а б с Бранка Васильевич (18 октября 2019 г.). Скульптура «Победитель» покрыта зеленой патиной и копотью. [Скульптура «Победник» под натиском зеленой патины и копоти]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ N1 Белград (17 октября 2019 г.). «Скульптор, отвечающий за реставрацию: Победник в худшем состоянии, чем мы думали» (на сербском языке). Н1.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Младен Саватович (17 октября 2019 г.). "Победник на "омоложении", говорят реставраторы - его отремонтируют, а не доработают" (на сербском языке). Н1.
- ^ РТС, Вечерние новости (18 октября 2019 г.). «Раскрыта тайна камня под Победником - надгробие из Ташмайдана» [Тайна камня под Победником раскрыта - надгробие из Ташмайдана] (на сербском языке). Н1.
- ^ Jump up to: а б с Бранка Васильевич (30 января 2020 г.). «Победитель» из Святого Трифона снова в Белградской крепости [Снова «Победник» в Белградской крепости после дня святого Трифуна]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Бранка Васильевич (28 ноября 2019 г.). «Победителю» восстановили нос [Победник зафиксировал нос]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ N1 Белград (27 ноября 2019 г.). «При реконструкции обнаружился глюк на носу Победника» (на сербском языке). Н1.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Далиборка Мучибабич, Ана Вукович (9 января 2020 г.). « Победник» возвращается в крепость перед Сретеньем . Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Бранка Васильевич (14 февраля 2020 г.). « Победник» je sada jači nego pre 92 godine («Победник» сейчас сильнее, чем 92 года назад). Политика (на сербском языке). стр. 1 и 15.
- ^ Бранка Васильевич (6 марта 2020 г.). "Победник" без скела «Победник» без лесов. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Официальный вестник города Белграда, вып. 26/92
Внешние ссылки
[ редактировать ]