Jump to content

Победитель

Координаты : 44 ° 49'22,9 "с.ш. 20 ° 26'51,7" в.д.  /  44,823028 ° с.ш. 20,447694 ° в.д.  / 44,823028; 20,447694
Победитель
Расположение Белградская крепость , Белград
Координаты 44 ° 49'22,9 "с.ш. 20 ° 26'51,7" в.д.  /  44,823028 ° с.ш. 20,447694 ° в.д.  / 44,823028; 20,447694
Высота 14 метров (46 футов)
Преданный 7 октября 1928 г.
Скульптор Иван Мештрович

Победник ( сербская кириллица : Победник , букв. «Победитель») — памятник в Верхнем городе Белградской крепости , построенный в ознаменование Османской победы Сербии над и Австро -Венгерской империями во время Балканских войн и Первой мировой войны. . Отлитая в 1913 году, возведенная в 1928 году и имеющая высоту 14 метров (46 футов), это одна из самых известных работ Ивана Мештровича . Это также одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Белграда и одна из его самых узнаваемых достопримечательностей. [1] [2]

Это стоящая бронзовая мужская фигура в обнаженном виде с соколом в левой руке и мечом в правой (как символы мира и войны). [2] по модели скульптора Ивана Мештровича, установлен на постаменте в виде дорической колонны на высоком кубическом основании, спроектированном архитектором Петром Баяловичем. [3] Статуя смотрит вперед, через слияние рек Савы и Дуная , а также через обширную Паннонскую равнину , в сторону очень далекой горы Фрушка-Гора (до 1918 года являвшейся владением Австро-Венгерской империи ). Это, вероятно, самое мощное и самое популярное визуальное произведение. символ Белграда.

Статую сняли с колонны в октябре 2019 года для ремонта. Его вернули на постамент после реставрации 14 февраля 2020 года.

Источник

[ редактировать ]

История памятника восходит к периоду между 1913 и 1928 годами, хотя первоначальная идея родилась в 1912 году, когда успех Сербии в Первой Балканской войне вдохновил на предложение установить памятник в Белграде в честь окончательной победы над османами. В августе 1913 года городской совет Белграда принял решение отметить это знаменательное событие возведением памятника Победы. Совет под руководством мэра Любомира Давидовича решил переименовать площадь Теразие и построить на ней фонтан с памятником. Они также разрешили строительство памятника Мештровичу без архитектурного конкурса. [4]

Мештрович принял работу и быстро представил свой проект. [4] Первоначальная концепция заключалась в создании монументального фонтана, который должен был быть установлен в Теразие или на площади наследного принца Александра . [5] Фонтан должен был быть построен из камня в форме овальной чаши диаметром 8 м (26 футов), опирающейся на спины четырех львов. В центре бассейна должна была находиться мраморная колонна, увенчанная статуей Виктора высотой 5 м (16 футов). Согласно постановлению городского совета от 4 октября 1913 года Мештрович также должен был изготовить двадцать масок для края бассейна и пятьдесят масок для колонны, все из бронзы. Колонна должна была состоять из пяти сегментов, символизирующих пять столетий османской оккупации. [2] 19 октября 1913 г. [4] город заключил контракт с Мештровичем, и он приступил к работе над фонтаном, но, будучи подданным Австро-Венгрии, ему пришлось покинуть Белград с началом Первой мировой войны .

Строительство

[ редактировать ]

Справочную информацию о фонтане и его более подробное описание привела газета «Време» : [6] ...большой таз (раковина), внешняя сторона которого украшалась рельефом с изображением воинов на скачущих конях. По краю раковины будут прикреплены львиные головы (из современного струйного фонтана), льющие воду в раковину. [...] Колонна будет опоясана расположенными на расстоянии обручами, к которым будут прикреплены турецкие маски на голове, и каждый из них будет изливать струю воды в бассейн внизу ...

Чтобы закончить работу как можно быстрее, Мештрович перенес свою студию в Белград. Он работал в полуподвале начальной школы короля Петра I при Кафедральном соборе . [7] вообще-то в школьном спортзале. [4] Из-за размеров статуи крышу школы частично сняли. [8] За короткое время он завершил фигуру Виктора и львиные головы. Отправив их в Богемию для отливки, он начал работать над крупными рельефами улан. Также были сделаны эскизы больших фигур львов.

Статуя Виктора Мештровича была создана в 1913 году. [9] сразу после и как продолжение, по концепции и стилю, цикла скульптур, предназначенного для его масштабного проекта святыни в память о Косовской битве ( Vidovdanski hram ), в который входят такие представительные скульптуры, как Срджа Злопогледжа, Милош Обилич и Марко. Кралевич. Задуманный как колоссальный обнаженный мужчина спортивного телосложения, установленный на высокой колонне, памятник символически представляет культовую фигуру победы. В иконографическом плане олицетворение триумфа победоносной нации восходит к классической античности и ее мифическому герою Геркулесу . [9]

Затем разразилась Первая мировая война. Австрийский ультиматум вынудил Мештровича покинуть Белград, и почти все отделочные работы пришлось прекратить. Во время оккупации австрийскими, немецкими и венгерскими войсками все было разрушено, кроме статуи Виктора и львиных масок, которые находились в Богемии для отливки. [2] [4] Точный внешний вид фонтана известен по фотографиям оригинальных рисунков Мештровича, сделанным в его загребской мастерской скульптором Веселко Зоричем. [10]

Проект возведения фонтана в Теразие возродился после Первой мировой войны, однако имеющиеся средства смогли покрыть лишь затраты на отливку масок Виктора и льва. [11] Статуя прибыла в Белград в конце июля 1923 года и хранилась на складе водопроводных труб в Сеньяке . [4] [9] Тем не менее, в 1923 году городской совет и Мештрович пришли к соглашению, что он должен построить памятник в Теразие, но скульптура оставалась на складе в течение следующих 4 лет. [4]

Однако начало подготовительных работ к закладке памятника в мае 1927 года вызвало общественный резонанс. Общественность оспорила установку памятника по моральным и художественным соображениям. По инициативе автора и юриста Петара Одавича началась кампания против памятника. Одавич опубликовал статью в журнале «Време» , критикуя скульптуру, утверждая, что она оскорбляет мораль целомудренных белградских женщин, а также память о сербских солдатах, которую она должна была олицетворять, не имея «символов сербских солдат», таких как -шайкача шапка . или обувь опанак , и что она изображает не сербского героя, а какого-то древнего героя. Тем не менее, дизайн был одобрен многочисленными представителями сербских академических кругов, такими как Богдан Попович , Стеван Христич , Бранислав Петрониевич , Ксения Атанасьевич , Зора Петрович , Бета Вуканович или Станислав Краков , а также некоторыми женскими организациями и частью духовенства. [4] [8] Раскол между общественностью, элитой и церковью вскоре приобрел политический оттенок. Были разные предложения в шутку, например, предложение установить сверхвысокий постамент, чтобы его нагота не была видна с земли, или, поскольку он уже обнажен, его можно было разместить в бассейне. [2]

Мештрович также высказал свое мнение: [12] Городской совет Белграда попросил моего согласия на временное размещение «Виктора» в Теразие. Но понимая, что наше «временное» имеет тенденцию длиться слишком долго, я договорился с белградским архитектором Баяловичем о более прочном постаменте для статуи. Совет, как я слышал, приступил к работе. А потом остановился. Что я могу сказать? Если они намерены установить статую в Теразие, пусть ставят ее. Если они нашли лучшее место, пусть поставят его там. Ведь с тем же успехом он может оставаться там, где находился все это время – в сарае. Что касается меня, то мне бы хотелось, чтобы у меня была возможность сделать весь «Фонтан» таким, каким он был изначально задуман.

Особенно активно против этого выступили члены нескольких женских организаций. Размещение фигуры обнаженного мужчины в центре города они посчитали «грубым» и нанесут ущерб моральному духу девушек. [9] После долгих споров, дебатов и критики городской совет решил не устанавливать памятник в Теразие, а найти место за пределами города. Как только Коста Кумануди занял пост мэра Белграда в 1926 году, он начал работу над проектом, чтобы наконец реализовать его. Муниципалитет Белграда официально приобрел памятник. Кроме того, к этому времени городские власти решили снести фонтан и львиные головы у основания памятника по финансовым соображениям. Созданная городом Комиссия по делам искусств решила в сентябре 1927 года переместить памятник и разместить его «на хребте Белграда, в устье Савы и Дуная». Поскольку у Кумануди были другие обязанности в правительстве штата, это решение было подтверждено его заместителем Костой Йовановичем, о котором Кумануди в то время не знал и не был уведомлен. [4] Затем Кумануди сообщил Мештровичу, что подготовительные работы по установке памятника были прекращены вопреки его указанию. Это решение городского совета совпало с завершением строительства проспекта Саввы и Большой лестницы в парке Калемегдан, а также с празднованием годовщины прорыва Салоникского фронта . В ознаменование 10-летия этого события 7 октября 1928 г. [9] была открыта недавно отремонтированная часть проспекта Сава и открыт Виктор. [2] [4]

Новейшая история

[ редактировать ]

Замеры 1989 года показали, что «Виктор» частично стоит на набережной, частично на средневековом валу, из-за чего он наклоняется. Техническая документация на постамент утеряна, поэтому Институт охраны памятников культуры провел собственное исследование. Оно показало, что ядро ​​постамента выполнено из бетона, а снаружи оно облицовано камнем. Памятник частично отремонтирован в 1989–1991 годах. [2] [9] В рамках этого проекта в 1990 году его очистили от граффити и грязи. [8]

В 1996 году институт попытался улучшить статичность памятника и прекратить его дальнейшее наклонение, но безуспешно. Фундаменты были усилены и установлены сваи, предотвращающие опрокидывание. Однако памятник так и не выпрямился полностью и остался в частично наклоненном положении, так как сваи вдавились в мягкую часть вала и проседание местности продолжалось. Исследования 2007–2009 годов показали, что он был наклонен на 0,8 мм (0,031 дюйма). [2] [8] [9]

В 2015 году, когда у подножия статуи снимали и заменяли разбитые плиты, выяснилось, что земля под ними проседает. Были проведены измерения, и под плато была обнаружена подземная комната, выкопанная в 1950-х годах. Это задержало работы на самом плато, которые были завершены в сентябре 2016 года: были установлены новые мраморные плиты, декоративная подсветка, решена проблема отвода атмосферных вод, но сам памятник (и постамент, и скульптура) не подвергались реставрации. [9] В том же году факультет гражданского строительства Белградского университета пришел к выводу, что «наклон - это процесс, который продолжается и не показывает никаких признаков замедления или остановки». [2]

В сентябре 2017 года сообщалось, что на памятнике есть трещина. Трещина начинается из-под левой ноги Виктора, проходит через капитель и вниз по дорической колонне. Его длина около 50 см (20 дюймов) и он хорошо заметен. Трещины на постаменте или бронзовом основании скульптуры были самыми глубокими, шириной от 4 до 8 мм (от 0,16 до 0,31 дюйма). Повреждения основания, как скульптуры, так и постамента, таковы, что скульптура стоит на внутреннем проржавевшем железном каркасе, а не на бронзовом корпусе. Репортеры отметили, что это выглядит так, будто «Виктор топнул левой ногой, образовав трещину». В институте заявили, что трещина существует уже давно и не влияет на устойчивость и статику памятника, несмотря на наклон. Трещина росла по мере того, как в нее попадала вода, замерзая и расширяясь зимой, вызывая дальнейшую коррозию. Камень круглого постамента статуи на вершине постамента почти полностью рассыпался, а стальные части заржавели. На 2019 год анонсировали полную реконструкцию и статический капитальный ремонт, для которого потребуются специальные технологии. [8] [9] [13] Тендер на реализацию проекта был объявлен в октябре 2018 года. Саму бронзовую статую, поврежденную различными боеприпасами, вовремя снимут с колонны, отремонтируют и вернут на место. Колонну и постамент отремонтируют на месте , а на плато, на котором построен памятник, установят временную мастерскую, где также отремонтируют статую. [2]

9 мая 2018 года по случаю Дня Европы Виктор впервые был освещен цветами ЕС – синим и желтым (звезды) – благодаря Представительству ЕС в Сербии.

Реконструкция 2019-2020 гг.

[ редактировать ]

28 августа 2019 года начались подготовительные работы по ремонту. Сначала будет закреплена базовая конструкция, чтобы предотвратить микроподвижки и выровнять памятник. Плиты и плиты будут удалены, чтобы внизу можно было разместить новые сваи и балки. 10 октября 2019 года саму статую сняли и перевезли в Смедерево , где ее отремонтирует скульптор Зоран Кузманович. [14] Впервые с момента установки в 1928 году статую физически сняли с постамента. Когда ее опустили на землю, выяснилось, что статуя осталась прикрепленной к постаменту только одним винтом и громоотводом , а тросы, соединявшие статую с основанием изнутри, полностью, все четыре, сгнили. и исчез. Также установлено, что скульптура оказалась легче, чем считалось ранее: ее оценивали в 1,5–1,7 тонны, но оказалось, что она весит всего 1 тонну. Скульптура некоторое время выставлялась на Цариградской дороге , тропе в парке Калемегдан и бывшей отправной точке дороги, соединявшей Белград с Константинополем. [15]

В 2018 году Кузманович также руководил ремонтом еще одной достопримечательности крепости — Монумента благодарности Франции . С момента открытия скульптура ни разу не ремонтировалась. Со временем он почернел, и остались лишь пятна зеленой медной патины . Внутренняя конструкция статуи и ее соединение с постаментом также будут заменены, поскольку в то время они были изготовлены из железа, которое со временем подверглось коррозии. Верх постамента, на котором стоит скульптура, будет полностью заменен. Срок установлен на февраль 2020 года. [8]

Первоначально использовались каменные плиты из карьера Ташмайдан , который давно закрылся. Кроме того, скала под памятником, которая частично использовалась при строительстве, не может использоваться сегодня, поскольку она охраняется как памятник природы, поскольку она возникла в период, когда территория Белграда была затоплена Паннонским морем . камень с Фрушкой Горы . Вместо него будет использован [13] [16]

После перевозки в Смедерево выяснилось, что статуя находится даже в худшем состоянии, чем предполагалось ранее, включая ужасную статику и расшатанные меч и орел. Внутри скульптуры была добавлена ​​конструкция из нержавеющей стали, чтобы правильно соединить ее с постаментом. [17] Также было обнаружено, что часть надгробия была встроена в основание. Надгробие, вероятно, произошло со Старого кладбища , 19-го кладбища в Ташмайдане. К 1927 году кладбище было перенесено на Новое кладбище Белграда , а оставшиеся надгробия были повторно использованы для различных строительных работ по всему городу. Камень будет сохранен и выставлен напоказ. [18] [19] Хотя это была обычная практика на Балканах в целом (старые, повторно использованные материалы называются сполие ), историки искусства удивлены тем, что в качестве постамента использовалась надгробная плита. [16]

Из-за высокой концентрации диоксида серы в атмосфере Белграда патина в основном состоит из медного купороса. Однако оно развивалось неравномерно, поэтому некоторые части скульптуры имеют светло-зеленый цвет, а некоторые – черные. Его будут максимально чистить (в том числе и сухим льдом), так как патина выедает медную сердцевину. Чтобы замедлить этот процесс, «Победник» обработают специальными химикатами. [16] Оксиды удаляли методом сухим льдом абразивоструйной обработки при температуре -75 °С (-103 °F). [20] Выяснилось, что нос был частично закрыт бронзовой оловянной накладкой, предположительно из-за дефектной формы. Участок со временем отделился, что позволило воде проникнуть внутрь скульптуры, что объясняет, почему внутри все заржавело и разложилось. Кузманович отлил подходящую бронзовую часть носа и закрыл ее. Также было обнаружено, что стальное соединение между рукояткой и лезвием меча полностью проржавело. Винт, который также поддерживал его, полностью сгнил и исчез. То, что клинок не упал с пьедестала, было чистой удачей. [21] [22] На статуе обнаружено более 30 пулевых и осколочных отверстий. одно пушечное ядро . В одной из его ног было обнаружено [20]

Чтобы предотвратить дальнейший наклон колонны и сделать фундамент более устойчивым, восемь арматурных в землю было пробурено стержней. Каждый имеет диаметр 40 мм (1,6 дюйма) и среднюю длину 10 м (33 фута). [23] Их цель – не выпрямить колонну, а лишь сделать ее более устойчивой, чтобы она оставалась наклоненной. Колонну очистили от сажи и заделали трещины в ней глубиной до 15 см (5,9 дюйма). [20] Скульптура имела в общей сложности почти 100 вмятин и в итоге весила на полтонны больше, чем до реставрации. [24]

Статуя была возвращена на колонну 14 февраля 2020 года. Работы на самой колонне и на окружающем ее плато продолжались до завершения полной реконструкции 5 марта 2020 года. [25]

Хотя положение и дизайн памятника можно интерпретировать так, что он «охраняет» город и его нынешнюю функцию главного символа Белграда, историки искусства склонны полагать, что из-за скандалов, последовавших за его строительством, памятник помещен на нынешнем месте, на таком высоком постаменте и отвернулся от города, чтобы «не лучше было видно, а меньше видно». [8]

После создания нового государства и нового духовного климата после Первой мировой войны возникла концепция Вестника Победы (таково было первоначальное название статуи). [9] поскольку венчающий мотив фонтана как памятника свободе и освобождению от многовековой османской оккупации потерял свой первоначальный смысл, а его название стало отражать его новую приверженность прорыву Салоникского фронта и победе сербской армии в Первой мировой войне. Мировая война.

Простая конструкция постамента и его пропорциональная высота позволили рассмотреть памятник целиком, а не в деталях, что привело к желаемой монументальности и восприятию памятника как знака или символа. Со временем Виктор стал одним из самых ярких символов Белграда. Наряду с Монументом Благодарности Франции он принадлежит к числу немногих общественных памятников, возведенных в период между двумя мировыми войнами в Белграде и продолжающих современные стилистические тенденции.Памятник Виктору был признан объектом культурного наследия в 1992 году. [26]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Душко Кечкемет, Жизнь Ивана Мештровича 1883–1962–2002 (Загреб, 2009).
  • Даниела Ванушич, «Возведение памятника Победы в Теразие» Legacy IX (Белград, 2008 г.), 193–210.
  • Радина Вучетич-Младенович, «Победник: полемика перед установкой памятника Мештровичу», Ежегодник социальной истории VI: 2 (1999), 110–123.
  • Документация ЧПИБ
  1. ^ «Город Белград – известные памятники» . www.beograd.rs . Проверено 23 декабря 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бранка Васильевич, Бранка Якшич (22 октября 2018 г.). «Началась подготовка к реконструкции «Победника» » . Политика (на сербском языке). стр. 14.
  3. ^ Документация CHPBI.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бранко Богданович (16 сентября 2018 г.). «Мэр, которому надоел «Победник»». Политика - Журнал, №. 1094 (на сербском языке). стр. 28–29.
  5. ^ Даниела Ванушич, «Возведение памятника Победы в Теразие» Legacy IX (Белград, 2008 г.), 193–210.
  6. М. Попович, «Как будет выглядеть победитель Мештровича в Теразие?», Время, 12 мая 1927 г.
  7. ^ Миления Симич Миладинович (27 августа 2017 г.), «Начальная школа Краля Петара Први приветствует 300-е поколение учеников» , Politika (на сербском языке)
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ана Вукович (28 августа 2019 г.). « Победник» одлази на опорак у Смедерево» . Политика (на сербском языке). п. 16.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бранка Васильевич (16 сентября 2017 г.), « Победнику» puca pod nogama» , Политика (на сербском языке), с. 1 и 15
  10. М. Радошевич, «Рисунки Мештровича фонтана Теразия», Politika, 14 декабря 1988 г.
  11. ^ Об истории и дебатах по поводу возведения памятника Виктору после Первой мировой войны см. Душко Кечкемет, Живот Иван Мештрович 1883–1962–2002 (Загреб 2009), 437–443; Радина Вучетич-Младенович, «Победник: полемика перед установкой памятника Мештровичу», Ежегодник социальной истории VI: 2 (1999), 110–123.
  12. ^ Густав Крклец, «С г-ном Йованом Дучичем в Загребе у Ивана Мештровича», Politika, 14 июля 1927 г.
  13. ^ Jump up to: а б Бранка Васильевич (10 сентября 2019 г.), «Обзор фонда «Победник», Politika (на сербском языке), стр. 14.
  14. ^ «Победителя сняли с постамента, горожане могли видеть его до 15.00» . Сегодня. 10 октября 2019 г. Проверено 11 октября 2019 г.
  15. ^ Бранка Васильевич (11 октября 2019 г.). "Победник" на поправци ["Победник" на ремонте]. Политика (на сербском языке). п. 1 и 14.
  16. ^ Jump up to: а б с Бранка Васильевич (18 октября 2019 г.). Скульптура «Победитель» покрыта зеленой патиной и копотью. [Скульптура «Победник» под натиском зеленой патины и копоти]. Политика (на сербском языке). п. 14.
  17. ^ N1 Белград (17 октября 2019 г.). «Скульптор, отвечающий за реставрацию: Победник в худшем состоянии, чем мы думали» (на сербском языке). Н1. {{cite news}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Младен Саватович (17 октября 2019 г.). "Победник на "омоложении", говорят реставраторы - его отремонтируют, а не доработают" (на сербском языке). Н1.
  19. ^ РТС, Вечерние новости (18 октября 2019 г.). «Раскрыта тайна камня под Победником - надгробие из Ташмайдана» [Тайна камня под Победником раскрыта - надгробие из Ташмайдана] (на сербском языке). Н1.
  20. ^ Jump up to: а б с Бранка Васильевич (30 января 2020 г.). «Победитель» из Святого Трифона снова в Белградской крепости [Снова «Победник» в Белградской крепости после дня святого Трифуна]. Политика (на сербском языке). п. 14.
  21. ^ Бранка Васильевич (28 ноября 2019 г.). «Победителю» восстановили нос [Победник зафиксировал нос]. Политика (на сербском языке). п. 14.
  22. ^ N1 Белград (27 ноября 2019 г.). «При реконструкции обнаружился глюк на носу Победника» (на сербском языке). Н1. {{cite news}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  23. ^ Далиборка Мучибабич, Ана Вукович (9 января 2020 г.). « Победник» возвращается в крепость перед Сретеньем . Политика (на сербском языке). п. 14.
  24. ^ Бранка Васильевич (14 февраля 2020 г.). « Победник» je sada jači nego pre 92 godine («Победник» сейчас сильнее, чем 92 года назад). Политика (на сербском языке). стр. 1 и 15.
  25. ^ Бранка Васильевич (6 марта 2020 г.). "Победник" без скела «Победник» без лесов. Политика (на сербском языке). п. 14.
  26. ^ Официальный вестник города Белграда, вып. 26/92
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7998807846596ddc334e64f20546ba6c__1718274660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/6c/7998807846596ddc334e64f20546ba6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pobednik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)