Jump to content

Монумент Благодарности Франции

Координаты : 44 ° 49'16 "N 20 ° 27'04" E  /  44,8212 ° N 20,4512 ° E  / 44,8212; 20.4512
Памятник Благодарности Франции в парке Калемегдан , Белград

Монумент Благодарности Споменик захвалности ФранцускојromanizedSpomenik zahvalnosti FrancuskojФранции [ 1 ] в белградском парке Велики Калемегдан был официально открыт 11 ноября 1930 года, в 12-ю годовщину окончания Первой мировой войны , в присутствии короля Александра и королевы Марии, королевского правительства, делегации французского правительства, сербской ветераны войны, заслуженные граждане, ассоциации, школы и большое скопление людей. [ 2 ]

Он был отмечен как один из первых «общественных памятников на территории одной страны, где восприятие другой (нации) показано в положительном свете». [ 3 ] Он был объявлен памятником культуры в 1965 году и памятником культуры большого значения в 1983 году.

Источник

[ редактировать ]

В решающие дни войны, после эпических сражений сербской армии, ее опасного отступления через Албанию и почти немыслимого подвига по прорыву линии врага на фронте в Салониках , были созданы военный союз и дружба между двумя странами. После войны сербские интеллектуалы, собравшиеся вокруг Ассоциации выпускников французских школ и Общества друзей Франции, инициировали возведение в Белграде или Париже памятника Франции в знак благодарности за ее военную и образовательную помощь во время и после войны. войны и дружбы, построенной в дни величайших испытаний. [ 3 ] [ 4 ]

После войны Королевство Сербия прекратило свое существование как таковое, став частью вновь созданного сложного государства. Королевство сербов, хорватов и словенцев, впоследствии Югославия, и Белград, как его столица, пережили период реконструкции и украшения. 17 декабря 1921 года городской совет Белграда принял решение установить мемориал благодарности и чести французским солдатам, погибшим при защите Белграда в 1915 году. Выпускники французских школ и Общество друзей Франции выступили с официальной инициативой в мае 1924 года. Летом 1924 года была создана комиссия по установке памятника под председательством Нико Мильянича , врача, одного из основателей медицинского факультета Белградского университета. настраивать. Комитету удалось собрать значительные средства за короткий промежуток времени. [ 2 ] [ 3 ]

Выбор места

[ редактировать ]

Были собраны большие суммы денег, поскольку первоначальный план предусматривал строительство памятника в Париже. Разрешение было запрошено у Парижского муниципального совета, который разрешил установку памятника при посредничестве Эмиля Дарда [ старшего ] , французского посла в Белграде. После войны Королевство Сербия прекратило свое существование как таковое, став частью вновь созданного сложного государства – Королевства сербов, хорватов и словенцев, впоследствии – Югославии. Однако французская дипломатия предпочла построить памятник на территории новообразованного государства, ожидая, что Югославия станет основным представителем французской политики в этой части Европы. Затем Дарду было приказано убедить сербскую сторону построить памятник в Белграде, и это ему удалось. Исторически это было «время, когда французское влияние стало доминирующим компонентом культурной, экономической и политической жизни в столице новообразованного югославского государства». [ 3 ]

Король Югославии Александр I и королева Мария на открытии памятника

В 1928 году городской совет Белграда выделил для памятника участок земли в Калемегдане, ранее принадлежавший армии: «в самой красивой части парка Калемегдан, который господствует над одним из самых красивых европейских пейзажей, и в окрестностях из которых скоро вырастет дом Франции» (французское посольство [ 5 ] построен в 1928–32). Франция отреагировала на этот жест установкой памятников королю Петру I Освободителю и королю Александру I Объединителю в Париже, мемориалы в Орлеане и Марселе, а также присвоением имени сербского короля Петра I одному из центральных проспектов Парижа . Однако эти инициативы были не государственными, а инициированы различными частными организациями. Памятники сербским королям были построены через 6 лет после открытия памятника в Белграде. [ 3 ]

В выбранном месте находился бывший памятник Караджордже , который недавно был расчищен. [ 3 ] Памятник установлен в районе Караджорджских ворот Белградской крепости. [ 6 ] на месте бывшего памятника лидеру Первого сербского восстания против османского владычества Караджордже, [ 7 ] возведен военным министерством в 1913 году, после побед в Балканских войнах, в ознаменование 100-летия создания Караджордже регулярной сербской армии . В 1916 году оккупационные австро-венгерские войска взорвали памятник динамитом, чтобы заменить его колоссальной бронзовой статуей Франца Иосифа. После освобождения Белграда эта статуя была найдена на барже «Сава», переплавлена ​​и повторно использована для изготовления колоколов сербских православных церквей, самый большой из которых был подарен церкви, известной в народе как Ружица. [ 8 ] в Калемегдане. Инициатива по возведению памятника Караджордже, выдвинутая в 1857 году, относится к числу самых ранних мероприятий, связанных с практикой создания общественных памятников в Сербии. Памятник Мештровичу, установленный на прежнем месте, использовал мощный символизм крепости как места боя и ее замечательное расположение над двумя реками, игнорируя национальное и историческое значение места, первоначально предназначенного для мемориала Караджордже.

Окончательное решение было подтверждено муниципальным советом 19 сентября 1930 года. [ 3 ]

Изготовление памятника

[ редактировать ]
Рельефы «Сорбонна» и «Воины»

Советом была создана специальная комиссия для выбора проекта. Комиссию возглавил один из ведущих ученых страны Богдан Попович . Попович также был основателем французского литературного общества, будучи бывшим парижским студентом. Он сыграл решающую роль в получении работы для скульптора Ивана Мештровича. В то время Попович был одним из самых стойких защитников другого белградского проекта Мештровича, публично выступая против памятника Победнику . [ 3 ]

Мештрович работал над концепцией и эскизами несколько месяцев. Он остановил свой выбор на монументальной форме в довольно популярном в то время стиле ар-деко : женская фигура с массивным телом, сильно выдающимся вперед, с решительно вытянутой рукой и гордо поднятой головой. Когда посол Дард одобрил первоначальный проект, Мештрович продолжил работу в Художественной академии в Загребе, где он был ректором . Сначала он изготовил алебастровую модель, а затем с 3 июля по 20 октября 1930 года отлил бронзовый памятник длиной в три с половиной года. литья по выплавляемым моделям Использовался старинный метод . Скульптура была отлита из 14 частей, которые затем собрали из двух и перевезли в Белград. Их соединили на месте , на Калемегдане. [ 3 ]

работала еще одна группа соратников Мештровича Одновременно с кастингом над постаментом в Сплите . Двухступенчатый постамент изготовлен из Брачского мрамора. Два боковых рельефа были выполнены учениками Мештровича Франо Кршиничем и Антуном Аугустинчичем по моделям Мештровича. Кршинич вырезал рельеф «Сорбонна», а Аугустинчич — «Воинов». [ 3 ]

Преданность

[ редактировать ]

Части каменного постамента и две части бронзовой скульптуры прибыли в Белград в конце октября 1930 года. Установка памятника длилась 8 дней. Установленной датой было 11 ноября 1930 года, двенадцатая годовщина окончания Первой мировой войны. Днем ранее поездом из Франции прибыли две официальные делегации. Одна делегация представляла французских солдат с фронта в Салониках, а другая была официальной правительственной делегацией во главе с министром Огюстом Шампетье де Рибом . [ 3 ]

11 ноября, День мира, был объявлен праздником, а Белград украсили французскими и югославскими флагами. В Калемегдане собралась 20-тысячная толпа. Сербскую сторону представляли высшие должностные лица, в том числе король Александр, королева Мария , князь Павел и княгиня Ольга . Правительство Сербии представлял министр Коста Кумануди . колокола близлежащего кафедрального собора В честь этого события звонили . Мештрович отсутствовал. Он заявил, что болен, но не уведомил организаторов. Вместо этого он уведомил французского посла Дарда. [ 3 ]

реконструкция 2018 года

[ редактировать ]

Признаки повреждения памятника были впервые обнаружены в 1963 году. В ноябре 2017 года было объявлено, что памятник будет восстановлен во второй половине 2018 года. Реставрацию должны были финансировать как Сербия, так и Франция, как указано в соглашении, подписанном обоим правительствам 25 апреля 2017 года. Коррозия повредила металлическую конструкцию, а каменный постамент был поврежден атмосферными водами через трещины на стыках плит. Особой опасности подверглись два боковых рельефа («Сорбонна» и «Воины»), а сама фигура имела большую трещину на правой ножке, образовавшуюся в начале 1990-х годов из-за воздействия на бронзу перепада температур. Хотя проект был завершен в 2012 году, отсутствие финансирования задержало работы. Памятник должны были вновь открыть к 100-летию окончания Первой мировой войны. [ 2 ] [ 9 ]

В апреле 2018 года скульптуру сняли с постамента, а на месте памятника построили временное рабочее помещение, чтобы ревитализацию можно было провести на месте, а не переносить части памятника в другое место. Скульптор Зоран Кузманович возглавил программу реконструкции, которая включала укрепление, реставрацию и консервацию памятника. Во время демонтажа статуи выяснилось, что Мештрович, чтобы закрепить статую, залил 5 тонн бетона в постамент, который также покрыл нижнюю часть бронзовой статуи. Считается, что именно эта комбинация стала причиной того, что постамент треснул. Бетон пришлось разбить сверху, чтобы освободить скульптуру и ее можно было снять. [ 2 ] Барельефы по бокам постамента, а также надписи « A la France MCMXXX» и «Мы любим Францию, как она любила нас 1914–1918 гг.» пришлось вырезать заново, на этот раз из камня, привезенного из Италии. Срок был установлен на 10 августа 2018 года. [ 10 ]

В ходе реконструкции было сделано несколько открытий. В нижней части было много трещин длиной до 2 см (0,79 дюйма). Скульптура частично была заполнена бетоном, поэтому ее пришлось точно высечь. Муфты, так как памятник состоит из нескольких частей, не сваривались, а были заклепаны и скреплены болтами. Качество использованной бронзы было плохим. Вместо менее 5% цинка он содержал 13-24%, то есть, вероятно, был получен путем плавления пушечных снарядов . В результате ошибки при первоначальной отливке на отливке видны остатки более 50 отверстий, особенно в области бедра , которые первоначально были заполнены кусочками бронзы, а затем выкованы на месте . ушло 2 месяца На удаление копоти с внешней стороны памятника . Вместо бетона реконструированный памятник будет скреплен конструкцией из нержавеющей стали. Оригинальные барельефы Сорбонны и воинов будут храниться в Музее Белграда, а вместо них на памятнике будут размещены копии, выполненные скульптором Гораном Чпаяком. [ 11 ]

К 10 августа скульптуру вернули на прежнее место, а к сентябрю территории вокруг постамента вернули первоначальный вид 1930-х годов. [ 12 ]

Описание

[ редактировать ]
Великий Калемегдан

Проектирование памятника было поручено всемирно известному хорватскому скульптору Ивану Мештровичу , который изготовил модель в своей загребской мастерской (MeštrovićGallery). [ 13 ] ). Скульптура была отлита из четырнадцати частей в Художественно-литейном цехе Академии художеств в технике выплавляемой модели. Части были соединены, образовав две половины вертикально разделенной скульптуры, перевезены в Белград и собраны вместе на месте. Монументальная фигура высотой более 4 м (13 футов) представляет собой Францию, спешащую на помощь Сербии. [ 2 ] Выразительное движение аллегорической женской фигуры, важный мотив в скульптурном творчестве Мештровича, пробуждает и прославляет национальный дух Франции, предлагая энергию, лидерство, мужество и веру. Монументальность, типичная для скульптурного выражения Мештровича, подчеркивается установкой массивной формы центральной женской фигуры на семиметровый постамент, сложенный из блоков брачского «мрамора» (фактически, серого адриатического известняка, белеющего со временем). Пирамидальная структура его геометрической массы задает ритм постепенного усиления акцентов к центральной сцене и обеспечивает стилистическое единство памятника с окружающим ландшафтом, выложенным в геометрическом узоре французского сада. Благодаря тому, что памятник расположен в дальнем конце главной аллеи, выходящей за пределы парка и впадающей в главную улицу города (Кнеза Михайлова), он становится важной визуальной достопримечательностью.

На его лицевой стороне выгравированы год возведения и посвящение «А ля Франция» , а на оборотной стороне надпись «Мы любим Францию, как она любила нас в 1914–1918 годах» . По бокам постамента расположены сюжетные композиции в барельефе на уровне глаз зрителя. Рельефы были выполнены по рисункам Мештровича скульпторами Франо Кршиничем , руководившими работой, и Антуном Аугустинчичем , а также Гргой Антунац, Шиме Дуймичем и Орландини. Не вторгаясь в окружающее пространство, рельефы образуют органичную часть постамента, при этом резные части подогнаны с точностью, оставляя видимыми стыки в духе египетского монументального рельефа. Повторяющийся ряд фигур в сцене, известной как «Воины» с левой стороны, следует принципу изокефалии по модели барельефа, изображающего ассирийских лучников, мотив, который Мештрович разработал в рельефе и литографии. Это напоминает о связи, сложившейся между сербскими и французскими солдатами на фронте в Салониках. С другой стороны, более мягко смоделированная аллегория Сорбонны намекает на французскую образовательную помощь, оказываемую сербской молодежи во время и после войны. [ 2 ] Оригинальный эскиз этого рельефа, изображающего Францию ​​в виде женщины, кормящей грудью сербских детей (сейчас хранится в галерее Мештровича), был изменен по предложению директора Французского института в Загребе (Раймонда Варнье).

После революции и свержения монархии женская фигура Марианны , национального символа триумфа французского республиканизма, нашла выражение во многих произведениях искусства: она изображена в роли вождя, поющего «Марсельезу», в «Отъезде добровольцев» Франсуа Рюда. [ 14 ] на Триумфальной арке в Париже; в знаменитой картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»; [ 15 ] или как великая мать кормит своих детей в исследовании Домье «Республика» [ 16 ] из Музея Орсе. Эти и подобные аллегорические изображения Франции как решительной женской фигуры с характерной фригийской шляпкой являются явными историческими отсылками, имеющими отношение к концепции Мештровича памятника в Калемегдане.

Манера формальной стилизации и сила движений приближают фигуру к стилю Сесессион. Логика ее энергичного движения вперед, восходящая к позднеэллинистической скульптуре, основана на переносе всего веса фигуры на левую ногу и установлении статического равновесия между доминирующими плоскостями: между скрученными массами верхней части тела с выступающими правое плечо и длинная тугая дуга правой ноги, а также совокупная масса драпировки и левой руки. Расположение основных плоскостей и боковое расположение рельефов смещают взгляд смотрящего в стороны памятника. Несмотря на то, что боковой аспект визуально богаче, Мештрович установил (идеальную) фронтальную точку зрения, чтобы подчеркнуть достоинство и важность центральной фигуры. Отход от натурализма и элементов современного вдохновения наиболее отчетливо заметен в обработке драпировки, которая принимает фантастическую форму, которая, если смотреть сзади, делает фигуру почти неузнаваемой. Слияние левой руки с драпировкой создает почти аэродинамическую форму, а горизонтальная линия складок драпировки указывает на силу движения, которая почти поднимает фигуру в воздух. Использование складок драпировки наталкивает авторскую идею на воскрешение крыльев, приближая тем самым к идеалу победы, знаменитому позднеэллинистическому крылатому мифу. Ника Самофракийская .

Центральная бронзовая фигура имеет высоту 4,35 м (14,3 фута), ширину 4 м (13 футов) и вес 4 тонны. [ 2 ] Он расположен на постаменте высотой 7 метров (23 фута). Сам постамент состоит из цельных блоков брочских скал , наложенных на бетонное ядро. [ 9 ]

Важность

[ редактировать ]

Монумент Благодарности Франции относится к периоду творчества Мештровича после Первой мировой войны, когда было создано наибольшее количество его монументальных работ, отмеченных меньшим вниманием к деталям и акцентом на основной идее. Памятник привнес выразительность вместо привычной до сих пор реалистической и повествовательной концепции, способствуя эволюции общественных памятников в Белграде.

Ввиду своей культурно-исторической ценности он был признан памятником культуры в 1965 году , а в 1983 году — памятником культуры большого значения («Сл. гласник РС», № 28/83). [ 2 ] [ 9 ]

В марте 1999 года Франция присоединилась к нападению НАТО на Сербию . В результате группа молодых горожан накрыла памятник черной тканью и разместила надпись «Да будет вечная слава Франции, которой больше нет». К 2010 году некоторые историки пришли к выводу, что наследие 1930 года прошло и что единственное, что осталось, чтобы увековечить память о великой дружбе между Францией и Сербией, - это памятники. [ 3 ]

Во время празднования столетия Первой мировой войны в ноябре 2018 года в Париже график заседаний вызвал серьезные споры в Сербии. Поскольку сербская армия сыграла решающую роль в выводе из войны как Болгарии, так и Австро-Венгрии, самые большие потери по сравнению с численностью населения и исторической дружбой с Францией, отстранение президента Сербии Александра Вучича от центральных мест и размещение там представителей государств, которые были на противостоящей стороне в войне или даже не существовали в то время как отдельные государства, было воспринято в Сербии как оскорбление. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Днем позже недавно отреставрированный памятник подвергся вандализму: черными крестиками надписи на памятнике были разбрызганы . Нижняя часть была обернута пластиковыми листами, но граффити вскоре очистили, а пластик удалили. Сотрудники городской коммунальной полиции несколько дней патрулировали территорию. Посол Франции в Сербии Фредерик Мондолони публично извинился по телевидению за график заседаний, однако публично появились даже предложения о переименовании улиц, названных в честь Франции и Парижа. [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

  1. ^ Институт охраны памятников культуры города Белграда, каталоги 2012 г., Памятник Благодарности Франции, автор Александра Ристанович [1]
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бранка Васильевич (5 апреля 2018 г.). «Реставрация скульптуры в зале «Монтаж» в Калемегдане» [Реставрация скульптуры в зале «Монтаж» в Калемегдане]. Политика (на сербском языке).
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Зорица Янкович (ноябрь 2010 г.). «80 лет Монументу Благодарности Франции – А-ля Франция!» [80 лет Монументу Благодарности Франции – А ля Франция!] (на сербском языке). Время .
  4. Оборона Белграда в 1915 году. Мемориал защитникам Белграда в 1915 году, Politika, по состоянию на 14 октября 2013 г., доступно по адресу [2]
  5. Здание посольства Франции, по состоянию на 14 октября 2013 г., доступно по адресу [3]
  6. Ворота Белградской крепости. Архивировано 28 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Памятник Караджордже
  8. ^ Церковь Ружица [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ Jump up to: а б с Мария Бракочевич (14 ноября 2017 г.), «Реставрация Монумента Благодарности Франции», Politika (на сербском языке), стр. 16
  10. ^ Деян Спалович (26 апреля 2018 г.). «Ноты протеста из Парижа из-за отмены признания Косово» [Дипломатические ноты из Парижа из-за отзыва признания независимости Косово]. Политика (на сербском языке). стр. 01 и 06.
  11. ^ Бранка Васильевич (20 июня 2018 г.). «Омоложение бронзовой француженки из Калемегдана» [Омоложение бронзовой француженки из Калемегдана]. Политика (на сербском языке). п. 14.
  12. ^ «Памятник Благодарности Франции скоро в былой славе» [Памятник Благодарности Франции скоро в былой славе] (на сербском языке). Радио Телевидение Сербии . 10 августа 2018 г.
  13. Галерея «Мештрович» в Загребе, по состоянию на 14 октября 2013 г. Доступно на «Музей Ивана Метровича» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2013 г. Проверено 4 сентября 2015 г.
  14. Отъезд волонтеров, Франсуа Рид, по состоянию на 14 октября 2013 г. Доступно в файле: Le Départ des Volontaires (Марсельеза) par Rude, Триумфальная арка Этуаль Париж.jpg
  15. ^ Свобода ведет народ, Эжен Делакруа, по состоянию на 14 октября 2013 г. Доступно в файле: Эжен Делакруа – La liberté guidant le peuple.jpg
  16. Republika, Honore Domije, Музей Орсе, по состоянию на 14 октября 2013 г., доступно по адресу [4]
  17. ^ Бошко Йкшич (11 ноября 2018 г.). «Париж больше не город огней». Политика (на сербском языке).
  18. ^ Jump up to: а б «Фигаро: Сербия унижена у парижского мемориала» [Фигаро: Сербия унижена у парижского мемориала] (на сербском языке). Н1 . 13 ноября 2018 г.
  19. ^ Жан-Кристоф Бюиссон (14 ноября 2018 г.). «Мемориал 11 ноября: Сербия несправедливо унижена ». Ле Фигаро (на французском языке).
  20. ^ SRNA, FoNet (13 ноября 2018 г.). «Граффити на Монументе Благодарности Франции очищено» (на сербском языке). Н1.
  21. ^ Бета (12 ноября 2018 г.). «Посол Франции: Сожалею о графике заседаний, прошу прощения» [Посол Франции: Сожалею о графике заседаний, прошу прощения] (на сербском языке). Н1.
  22. ^ СУГ (13 ноября 2018 г.). «Пластиковая обертка вокруг Монумента Благодарности Франции». Политика (на сербском языке). п. 16.

Литература

[ редактировать ]
  • Документация ЧПИБ
  • Светислав Мародич, «Памятник Благодарности Франции», БОН №. 21, 21–22 ноября. 1930 год
  • «Перед открытием Монумента Благодарности Франции», «Политика», 9 ноября. 1930 год
  • «Освящение церкви Ружица», «Политика», 12 октября. в 1925 году
  • Мила Ефтович, «Памятник Караджордью Пашко Вучетичу», Наследье 3 (2001)

44 ° 49'16 "N 20 ° 27'04" E  /  44,8212 ° N 20,4512 ° E  / 44,8212; 20.4512

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f13dab5f98864ac9659ccdc1732f5ee7__1711566060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/e7/f13dab5f98864ac9659ccdc1732f5ee7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monument of Gratitude to France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)