Ворота Белграда
В этой статье описаны 23 ворот Белграда .
Римские ворота
[ редактировать ]Остатки юго-восточных ворот были замка Сингидунума найдены при перестройке здания Белградской библиотеки : одна из ее башен сейчас находится в библиотечном депо, а другая через дорогу в небольшом парке с Милана Ракича бюстом . Ворота находились точно в конце улицы Князя Михайлова и входа в Калемегдан , на парк 44 ° 49'12 "N 20 ° 27'12" E / 44,82000 ° N 20,45333 ° E . Таким образом, этот вход оставался на том же месте почти 2000 лет. [1]
Северо-западные ворота замка располагались примерно на том же месте, что и сегодняшние Ворота Дефтердара . [2]
Крепостные ворота
[ редактировать ]Верхние городские ворота
[ редактировать ]Это ворота в стенах Верхнего города Белградской крепости . Ворота, соединенные друг с другом, не совсем выровнены. Это было сделано для предотвращения использования осадных машин на внутренних воротах, если внешние ворота будут взломаны.
Имя | Фотография | Построен | Расположение | Описание |
---|---|---|---|---|
Часы Ворота- Комплекс Барочных ворот | 1688 | 44 ° 49'23 "N 20 ° 27'2" E / 44,82306 ° N 20,45056 ° E | Юго-восточные ворота в самой внутренней городской стене, они соединены мостом с Внутренними Стамбольскими воротами . Этот участок вала Верхнего города, который первоначально был построен во времена правления деспота Стефана Лазаревича как стена без ворот, полностью преобразился в ходе реконструкций и обновлений вплоть до XVIII века. Комплекс включает в себя двое ворот, Часы и Барокко (соединенные небольшой боковой комнатой), Часовую башню ( Сахат кула ) и два вала, которые пересекают все три объекта — средневековый и построенный венецианским архитектором Андреа Корнаро . - так называемая Стена Корнаро, построенная перед старым валом в ок. 1700. [3] [4] Ворота также иногда называют Воротами Корнаро. Оригинальный проход был построен впервые в 1688 году, после того как австрийцы отвоевали Белград у османов. После того, как османы вернули крепость в 1690 году, они реконструировали эту часть валов и возвели ворота стеной. После того, как австрийцы вновь завоевали Белград, с 1717 по 1739 год, началась масштабная реконструкция крепости и города в стиле барокко. Рядом со старыми воротами, обнесенными стеной, были выкопаны новые ворота в стиле барокко. Эта новая позиция лучше подходила для новой австрийской конструкции бастионов вдоль юго-восточного фронта артиллерийского укрепления (симметричные бастионы и главные ворота в центре). Новые ворота были построены из кирпича и имели полукруглый потолок. После очередного захвата османами эти ворота были замурованы после 1740 года, и Часовые ворота снова начали действовать. [3] [4] Тогда же башня с часами над воротами, на внешней части вала, была построена , что дало воротам их название. Это была первая башня с часами в Белграде, построенная с 1740 по 1789 год. Она характеризовалась архитектурой в стиле барокко и имитировала религиозные объекты того же периода. Это механические часы, оригинальные стрелки хранятся в Институте охраны памятников культуры в Белграде. В конце 19-го и 1900-х годах вдоль вала сербская армия построила три вспомогательных караульных дома. [3] [4] Ворота в стиле барокко были обновлены в 1987 году, а в 1989 году в них въехала галерея Белградской крепости, которая включала в себя три помещения, центральный проход к воротам и два вспомогательных, боковых помещения. Реставрационные работы проводились в 2003 году, когда стало очевидно, что необходима серьезная реконструкция. В ходе работ 2003 года были обнаружены доказательства того, что в доисторические времена этот район был заселен людьми. Также были обнаружены основания средневекового вала. Земляной насыпь, закрывавшая вал и ворота, была снята, чтобы уменьшить увлажнение внутренних помещений. Предполагалось также вернуть две боковые комнаты, которые считались обрушенными, но оказалось, что они так и не были достроены, хотя на внутренних стенах ворот сделаны проемы для дверей и окон. Над входом в Часовые ворота был построен временный защитный деревянный карниз. [3] [4] [5] Тем не менее барочные ворота сильно обветшали, поэтому их закрыли для посетителей. Временный карниз сняли в 2019 году. Полная реконструкция обоих ворот началась в 2020 году и завершилась к декабрю. Крыша обоих ворот адаптирована к плато, с которого посетители могут попасть на Часовую башню. Плато украшено стеклянными фонарями, а одна секция приспособлена под зеленую крышу . Между двумя воротами была помещена защитная плита крыши, чтобы защитить пространство, соединяющее их. На воротах хорошо видны остатки всего, различные реконструкции и приспособления. [3] [4] [6] Несмотря на громоотвод на башне, удар молнии в конце мая 2021 года повредил механизм часов (современный, представленный в 2002 году) и разрушил всю проводку в самой башне. Стрелки остановились на 15:15. Они тоже современные, так как оригинальные были сняты и хранятся в Институте охраны памятников культуры. Из-за отсутствия соответствующих специалистов часы остались неисправными, [7] до ноября 2021 года. Высота башни с часами составляет 27,5 метров (90 футов). [8] | |
Дефтердара Врата | 44 ° 49'26 "с.ш. 20 ° 26'56" в.д. / 44,82389 ° с.ш. 20,44889 ° в.д. | Северо-западные ворота в самой внутренней городской стене, куда можно попасть только по крутой лестнице . Входной комплекс у ворот сохранился частично. | ||
Ворота Деспота | 1404-1427 | 44 ° 49'30 "N 20 ° 27'2" E / 44,82500 ° N 20,45056 ° E | Северо-восточные ворота внутренней городской стены, расположенные рядом с Башней Деспота . Он соединен мостом с воротами Зиндан . Ворота названы в честь деспота Стефана Лазаревича . Ворота и башня — наиболее сохранившаяся средневековая часть крепости и единственные крепостные ворота, сохранившиеся в первозданном виде. Ворота составляют единое архитектурное целое с прилегающей Башней Диздара. Также известные как Пасхальные Верхние городские ворота, они были главными входными воротами в крепость в средние века. [9] Поскольку он был построен в виде двойных валов, он имел две части: внешнюю и внутреннюю. Внутренние ворота имели оборонительный балкон- машинку с нишей внизу для иконы святого защитника города. Прилегающая Башня Диздара представляет собой массивный объект квадратной формы. Он был назван в честь диздаров , командиров крепости, живших в ней во второй половине XVIII века. Башня была повреждена во время австро-венгерской бомбардировки Белграда в 1915 году во время Первой мировой войны. Частично реконструирована в 1938 году, сегодня здесь находится обсерватория астрономического общества «Руджер Бошкович». Зубцы амбразуры башни, включая , реконструированы в 1979 году. [9] Сами ворота были реконструированы в 2020 году, включая работы по внешнему фасаду, внутренним стенам и стабилизации статики объекта. [9] | |
Внутренние ворота Стамбола | в. 1750 г. | 44 ° 49'21 "N 20 ° 27'3" E / 44,82250 ° N 20,45083 ° E | Главные ворота крепости. Юго-восточные ворота во второй городской стене, соединенные мостом с Часовыми воротами и сухопутным мостом с внешним равелином , где путь разветвляется к Караджордже и Внешним Стамбольским воротам . Ворота названы в честь Стамбула . | |
Ворота Караджордже | 18 век | 44 ° 49'18 "N 20 ° 27'3" E / 44,82167 ° N 20,45083 ° E | Южные ворота его равелина , построенного в начале 18 века. В 19 веке он был назван в честь Караджордже , поскольку ошибочно считалось, что он проходил через эти ворота во время освобождения Белграда от османов в 1806 году. Однако в Караджордже въезжал через главную дорогу и внешние Стамбольские ворота. По большей части ворота были обнесены стеной уже в конце 18 века, а затем снова после 1813 года, но их вновь открыли только после Второй мировой войны . Доступ к нему осуществляется через небольшой мост, который регулярно реставрируется (1987, 2005, 2020 гг.). [10] | |
Королевские ворота | в. 1725 г. | 44 ° 49'22 "N 20 ° 26'52" E / 44,82278 ° N 20,44778 ° E | Юго-западные ворота внутренней городской стены. К воротам ведет короткая лестница, которая проходит рядом с римским колодцем . Затем мост соединяет его с Королем Равелином. | |
Ворота Леопольда | в. 1690 г. | 44 ° 49'30 "N 20 ° 27'6" E / 44,82500 ° N 20,45167 ° E | Крайние северо-восточные ворота, соединенные мостом с воротами Зиндан . Он был назван в честь Леопольда I. | |
Внешние ворота Стамбола | 1840-1860 | 44 ° 49'20 "с.ш. 20 ° 27'7" в.д. / 44,82222 ° с.ш. 20,45194 ° в.д. | Восточные ворота его равелина , названного в честь Стамбула . | |
Южные ворота | в. 1720-е годы | 44 ° 49'23 "N 20 ° 27'2" E / 44,82306 ° N 20,45056 ° E | Построенные в 15 веке, также называемые Воротами в стиле барокко; [11] он существовал прямо рядом с Часовыми воротами и был закрыт, когда последние открывались. Сегодня он превращен в музей. См. Комплекс Часовых ворот и ворот в стиле барокко выше. | |
Ворота Подземелья | в. 1450 | 44 ° 49'33 "N 20 ° 27'5" E / 44,82583 ° N 20,45139 ° E | Средние юго-восточные ворота, в сторону Дуная, между двумя круглыми башнями , были построены в середине XV века для усиления защиты Восточных ворот, которые в то время были главным входом в город. Он был построен как форпост, или барбакан , состоящий из двух массивных полукруглых башен с проходом между ними. В то время перед воротами был ров, пересеченный разводным мостом , а пространство между воротами и угловой башней Верхнего города было закрыто арочным мостом высотой 11 метров (36 футов). Над аркой ворот находится небольшая прямоугольная ниша с нишей для иконы святого, покровителя города. На башнях и соединяющей их арочной стене имеется семь орудийных проемов. Осада Белграда в 1456 году была первой зарегистрированной артиллерийской обороной (с использованием огнестрельного оружия) крепости, которая помогла защитить город в то время. [12] Ворота были полностью реконструированы во время австрийской оккупации в первой половине XVIII века. Башни были покрыты кирпичом, а защитная арочная стена была усилена земляной насыпью. Для обеих башен были построены каменные лестницы с подходными коридорами. [12] С 18 века османы использовали подвал башни как темницу , зиндан , отсюда и название ворот. [13] Он соединен мостами с Воротами Деспота изнутри и Воротами Леопольда снаружи. Деревянный мост перед воротами реконструировали в 2005 и 2020 годах. [14] Масштабная реконструкция началась в апреле 2022 года. Работы также включают решение проблем с влажностью, восстановление стен и их статики, а также реконструкцию боковых помещений, которые снова станут пригодными для использования. Благодаря необычному названию и уникальному внешнему виду в комплексе форта это одни из самых ярких ворот. Ворота упоминаются в песне «Ружа ветра» группы «Баяга и инструкторы» . [12] |
Нижние городские ворота
[ редактировать ]Имя | Фотография | Построен | Расположение | Описание |
---|---|---|---|---|
Темные Врата | 44 ° 49'19 "N 20 ° 26'49" E / 44,82194 ° N 20,44694 ° E | Южные ворота нижнего города. Ворота и весь окружающий их комплекс были капитально отремонтированы в 2007 и 2008 годах. | ||
Ворота Карла VI (Ворота Карла VI) | 1736 | 44 ° 49'33 "N 20 ° 26'57" E / 44,82583 ° N 20,44917 ° E | Построенное как триумфальная арка Карла VI , это одно из немногих зданий в стиле барокко в Белграде. [15] Он был построен во время реконструкции Белграда Николя Докса по приказу принца Евгения Савойского в первые дни австрийской оккупации, с 1718 по 1720 год, хотя на современной мемориальной доске на воротах указан 1736 год. Он был спроектирован Бальтазаром Нойманом в стиле немецкого барокко, а не венской архитектуры. Монументальные ворота на въезде в город пережили возвращение османов, когда большая часть австрийских обновлений была разрушена в соответствии с мирным соглашением, но позже были разрушены. Она была восстановлена во время следующей австрийской оккупации в 1790-х годах и использовалась воинскими частями, а когда сербская армия вошла в крепость, ее назвали Воротами принца Евгения. [16] [17] [18] Ворота располагались у вновь образованного входа в город, который был объявлен имперским городом, о чем свидетельствует императорская монограмма над входом. На воротах была надпись: «Карл VI, римский император, август, апостол истинной веры против христианских врагов, построил эти ворота, великолепное сооружение, после завоевания знаменитого города Белграда». Внутренний фасад символизировал входной портал в империю Габсбургов. Над порталом находился картуш с гербом Сербии, как земли австрийской короны. В картуше был орнаментальный мотив, изображавший голову кабана, пронзенную стрелой. [18] Во время оккупации Второй мировой войны нацистская маргинальная организация Аненербе провела многочисленные исследования и раскопки в крепости, в том числе специальные поиски ворот. К 1943 году немцы полностью перестроили ворота, но ворота были повреждены уже во время сильной пасхальной бомбардировки союзников в апреле 1944 года . [16] После войны ворота долгое время были заброшены, некоторые работы проводились в 1964 и 1970-х годах. [17] В мае 2021 года администрация города объявила о его реконструкции. [19] который начался в апреле 2022 года. [18] | |
Внутренние Савские ворота | ||||
Внешние Савские ворота | ||||
Портовые ворота | 44 ° 49'39 "N 20 ° 26'58" E / 44,82750 ° N 20,44944 ° E | Главный вход в порт Белграда. | ||
Видинские ворота | 18 век | 44 ° 49'37 "N 20 ° 27'6" E / 44,82694 ° N 20,45167 ° E | Северо-восточные ворота Нижнего города. | |
Водяные ворота I | 44 ° 49'28 "N 20 ° 26'45" E / 44,82444 ° N 20,44583 ° E | Часть береговых укреплений, построенных в XV-XVIII веках, когда был завершен окончательный облик вала вдоль реки. Когда в 1938 году была построена железная дорога вокруг крепости, ворота были закрыты железнодорожной насыпью. Первоначально они все еще были видны, но когда позже насыпь была засыпана и железная дорога поднята, они были полностью засыпаны. Вновь его раскопали в марте 2022 года, во время строительства линейного парка , хотя археологи знали об этом из старых записей и планов. [20] [21] Он был построен из кирпича австрийского типа (30 см × 15 см × 7 см (11,8 × 5,9 × 2,8 дюйма)) и, как полагают, имел фасад в стиле барокко, который сохранился только фрагментами, поскольку был разрушен во время строительства 4-метрового здания. Земляная насыпь высотой (13 футов) и железная дорога длиной 500 метров (1600 футов), окружавшая ворота в 1930-х годах. Исследование 2022 года показало, что у ворот на самом деле нет фасада в стиле барокко. Насыпь также повредила береговые валы (внешний береговой вал и береговой вал). Сами ворота были построены между 1717 и 1736 годами как вход через береговой вал. [22] [21] [23] Над воротами обнаружены остатки сторожевой будки , относящейся к периоду постройки ворот. Также были найдены остатки еще одного сооружения, датированного XIX веком. Оба были сделаны из тех же материалов, что и сами ворота. Вход был выложен деревянной брусчаткой. Также был обнаружен пандус 18 века, но укрепление внизу, похоже, было построено в 15 веке. Также были обнаружены многочисленные артефакты. [21] | ||
Водяные ворота II | 44 ° 49'36 "N 20 ° 26'49" E / 44,82667 ° N 20,44694 ° E | Он является частью того же берегового вала, но расположен ближе к башне Небойша. Они археологически исследованы и по архитектуре отличаются от Водных ворот I. [22] хотя и сделаны из тех же материалов. Первоначально он был обнаружен в 1980-х годах. [21] |
Внешние городские ворота
[ редактировать ]Когда австрийцы оккупировали северную Сербию, включая Белград, в начале 18 века, помимо восстановления и ремонта крепости, они вырыли ров за пределами крепости в качестве первой линии обороны. Он стал известен как «Лауданский желоб» (серб. Laudanov šanac или просто Шанац ). Оно имело ширину до 6 метров, глубину 2 метра и с внешней стороны имело укрепления в виде земляных насыпей или стен. Чтобы попасть в город и выйти из него, через траншею и на ней была построена система из множества ворот и мостов. Все они имели постоянный военный экипаж и на ночь всегда запирались. [24] Эти внешние городские ворота были снесены с 1862 по 1866 год. [25] вместе с внешней городской стеной, в которой они находились. памятные доски Сейчас на их прежнем месте установлены .
Имя | Фотография | Построен | Расположение | Описание |
---|---|---|---|---|
Савские ворота | 44 ° 49'6 "N 20 ° 26'58" E / 44,81833 ° N 20,44944 ° E | Южные городские ворота. Именно через эти ворота революционеры вошли в Белград, чтобы захватить его во время Осады Белграда (1806 г.) , в Первом сербском восстании , после того как их открыли Узун-Мирко и Конда Бимбаша . Он соединял Савамалу , бывшую деревню, а позже и первый район Белграда за пределами крепости, построенной в 1834 году, с крепостью. Ворота были снесены в 1862 году. [25] | ||
Стамбольские ворота | 1723-1739 [26] | 44 ° 48'59 "N 20 ° 27'37" E / 44,81639 ° N 20,46028 ° E | Юго-восточные и главные городские ворота, они располагались перед сегодняшним Национальным театром . Его построила Австрия . [26] Позже ворота использовались для публичных казней . Символ турецкого угнетения, [26] он был снесен в апреле – мае 1866 года. [26] | |
Варосские ворота | 44 ° 48'59,5728 "с.ш. 20 ° 27'11,1276" в.д. / 44,816548000 ° с.ш. 20,453091000 ° в.д. | Ворота находились в стене между воротами Стамбол и Сава. Он располагался там, где сегодня Поп Лукина переходит Маршала Бирюзова улицу . Остатки ворот до сих пор можно найти в фундаменте соседних домов. Варошские ворота (по-сербски Варош Капия) дали название окрестностям. [24] Его снесли в 1862 году. [25] | ||
Видинские ворота | 44 ° 49'14 "N 20 ° 27'55" E / 44,82056 ° N 20,46528 ° E | Восточные городские ворота , расположенные недалеко от сегодняшней Первой белградской гимназии . Дорога, начинавшаяся от ворот, называлась Видинской дорогой ( Видинский барабан ). Участок дороги между Тадеушей Кощушкой и «рынком Байлони» позже был переименован в Кара Душана , а оставшийся участок, ведущий к Таковской , сегодня носит название Джорджа Вашаингтона . Ворота были снесены в 1862 году. [25] |
Современные ворота
[ редактировать ]Имя | Фотография | Построен | Расположение | Описание |
---|---|---|---|---|
Восточные ворота Белграда | 1980 | 44 ° 47'3 ″ с.ш. 20 ° 30'44 ″ в.д. / 44,78417 ° с.ш. 20,51222 ° в.д. | Комплекс из трех высотных жилых домов хорошо виден на подъезде к Белграду с востока по шоссе E75 . | |
Западные ворота Белграда | 1977 | 44 ° 49'13 "N 20 ° 24'17" E / 44,82028 ° N 20,40472 ° E | , Высотное здание хорошо видное на подъезде к Белграду с запада по шоссе E70 /E75. Хотя здание выглядит как ворота с двумя соединенными наверху башнями, на самом деле шоссе проходит к юго-западу от здания. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Белград-Сингидунум, третья часть
- ^ Белград-Сингидунум, четвертая часть
- ^ Jump up to: а б с д и Бранка Васильевич (27 декабря 2019 г.). Наконец, реставрация Часов и Барочных ворот. [Наконец реконструкция Часов и ворот в стиле барокко]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и Далиборка Мучибабич (19 июля 2020 г.). «Туристический [информационный] центр у Барочных ворот». Политика (на сербском языке).
- ^ Бранка Васильевич (27 сентября 2020 г.). Часы – незаменимые хронометристы [Часы - незаменимые измерители времени]. Политика (на сербском языке).
- ^ Мина Чурчич (24 декабря 2020 г.). «Часы и ворота в стиле барокко отреставрированы». Политика (на сербском языке). стр. 17.
- ^ Бранка Васильевич (27 сентября 2021 г.). «Скоро ожидается ремонт часов на Часовой башне» [Скоро ожидается ремонт часов на Часовой башне]. Политика (на сербском языке). стр. 15.
- ^ Бранка Васильевич (27 ноября 2021 г.). « Башня с часами снова работает». Политика (на сербском языке). стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Далиборка Мучибабич (15 июля 2020 г.). Реставрация ворот деспота [Реконструкция ворот Деспота]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Ана Вукович (4 февраля 2020 г.). Мост у ворот Караджордже ремонтируется. [Мост у ворот Караджордже отремонтирован]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Далиборка Мучибабич (23 марта 2011 г.), «Гонка со временем, чтобы спасти Южные ворота» , Politika (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с Бранка Васильевич (26 марта 2022 г.). Врата подземелья «завоеваны» мастерами [Рабочие «завоевывают» ворота Зиндан]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Бранка Васильевич (19 февраля 2020 г.). Реконструкция мостов Белградской крепости. [Восстановление мостов в Белградской крепости]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Далиборка Мучибабич (14 апреля 2020 г.). Восстановленный мост у ворот Зиндан [Мост у ворот Зиндан был реконструирован]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Попович, Марко (ноябрь 2012 г.). «Ворота императора Карла VI в Белграде» (PDF) . Наследие (XIII). Белград: Институт охраны памятников культуры Белграда: 9 . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Бранко Богданович (29 марта 2020 г.). Что искала «Аненербе» в Белграде? [Что Аненербе искала в Белграде]. Политика-Магазин, № 1174 (на сербском языке). стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Александра Куртеш (8 декабря 2021 г.). Реконструкция ворот Карла Шестого [Реконструкция ворот Карла VI]. Политика (на сербском языке). п. 17.
- ^ Jump up to: а б с Далиборка Мучибабич (23 марта 2022 г.). «Эшафоты на барочных воротах Карла VI». Политика (на сербском языке). стр. 15.
- ^ Далиборка Мучибабич (22 мая 2021 г.). Коронная корона и Светосаво плато – культурные ценности [Крунский Венац и плато Святого Саввы - памятники культуры]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Бранка Васильевич (31 марта 2021 г.). « Водные ворота были похоронены на столетие из-за железной дороги». Политика (на сербском языке). стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с д Бранка Васильевич (21 июня 2022 г.). «Водяные ворота меняют маршрут пешеходной и велосипедной дорожки» [Водяные ворота меняют маршрут пешеходной и велосипедной дорожки]. Политика (на сербском языке). стр. 14.
- ^ Jump up to: а б Бранка Васильевич (6 апреля 2022 г.). "Водена капия из 18 века" . Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Бранка Васильевич (2 апреля 2023 г.). «Бетонные дорожки и стены рядом с Водяными воротами» [Бетонные дорожки и стены рядом с Водяными воротами]. Политика (на сербском языке). стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Драган Перич (23 апреля 2017 г.), «Прогулка по рынкам и паркам», «Политика» - журнал № 1021 (на сербском языке), стр. 28–29
- ^ Jump up to: а б с д Горан Весич (3 января 2019 г.). Белградская крепость [Белградская крепость]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Jump up to: а б с д Райкович, Любинка (1973). «Еще раз о двух памятниках старого Белграда» (PDF) . Ежегодник города Белграда (XX). Белград: Городской музей Белграда : 229 . Проверено 6 декабря 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]