Jump to content

Лицензия Радж

(Перенаправлено с Лицензионного Раджа )

Лицензия Радж или Разрешение Радж ( rāj означает «правило» , что на хинди ) [ 1 ] является уничижительным выражением системы строгого государственного контроля и регулирования индийской экономики , действовавшей с 1950-х по начало 1990-х годов. В соответствии с этой системой предприятия в Индии должны были получать лицензии от правительства для своей деятельности, и эти лицензии часто было трудно получить. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

«Лицензионное Радж» было призвано защитить индийскую промышленность, способствовать самообеспеченности и обеспечить региональное равенство. [ 5 ] Прежде чем частные компании смогут что-то производить, должно было быть удовлетворено до 80 правительственных учреждений, и, если оно будет удовлетворено, правительство будет регулировать производство. [ 6 ]

Термин «Лицензионный Радж» представляет собой игру на тему « Британского Раджа », которая относится к периоду британского правления в Индии. Он был придуман индийским борцом за независимость и государственным деятелем Чакраварти Раджагопалачари , который был категорически против системы строгого государственного контроля и регулирования экономики, которую он представлял. Раджагопалачари считал, что Лицензионный Радж потенциально может вызвать политическую коррупцию и экономический застой, и основал партию Сватантра, чтобы противостоять этой практике. [ 7 ]

Реформы, начавшиеся в 1991 году, значительно ослабили регулирование. Тем не менее, индийское трудовое законодательство продолжает защищать работников формального сектора от увольнения со стороны работодателей и накладывает значительные ограничения на способность предприятий сокращать свою рабочую силу, не неся при этом значительных затрат и бремени. Некоторые рассматривают это как барьер для экономического роста и развития, поскольку это может лишить предприятия стимула нанимать работников и затруднить их реагирование на меняющиеся рыночные условия или экономические проблемы. [ 8 ] Следует также отметить, что большинство индийских рабочих заняты в неформальном секторе, где многие меры защиты труда не применяются. [ 9 ] [ 10 ]

После русской революции и индийскими массами , мыслители-социалисты в Индии начали проводить параллели между дореволюционным российским пролетариатом находившимися под колониальным правлением, рассматривая социализм как способ расширения прав и возможностей бедных индийских фермеров. [ 11 ] После обретения Индией независимости эти социалистические фракции, прежде всего концепция демократического социализма Джавахарлала Неру , повлияли на политику Лицензионного Раджа. [ 12 ]

Неру учился в Тринити-колледже в Кембридже и во время своего пребывания там познакомился с социалистическими идеями. Он также посетил Советский Союз в 1927 году, и этот опыт, возможно, еще больше повлиял на его взгляды на социализм. Однако собственные политические взгляды Неру и политика, которую он проводил в качестве премьер-министра, часто были более прагматичными и центристскими, чем строго социалистическими. Он верил в необходимость сильного централизованного правительства и плановой экономики, но он также признавал важность частного предпринимательства и рынка в обеспечении экономического роста и развития. [ 13 ] Неру также считал, что защита отечественной промышленности будет способствовать индустриализации и экономическому развитию Индии, и за время своего пребывания у власти он провел ряд протекционистских мер. [ 14 ]

Он рассматривал такое вмешательство правительства как способ модернизации индийской экономики, которая обеднела за десятилетия колониального правления . [ 15 ] Однако Неру не стремился полностью ликвидировать частный сектор , как это было в Советском Союзе. Скорее, он проводил политику создания смешанной экономики в Индии, где стратегические отрасли промышленности находились под контролем государства, а корпорации государственного сектора направляли инвестиции, а также допускали значительную роль частного сектора и рыночных сил. [ 16 ]

Экономическая централизация и контроль, необходимые для военных действий во время Второй мировой войны, помогли создать бюрократическую и производственную инфраструктуру, необходимую для реализации планов Неру. [ 17 ] и поэтому после обретения независимости и его избрания премьер-министром у него появилась возможность воплотить свои идеи в жизнь. В своей речи на Учредительном собрании Индии он заявил: «Служение Индии означает служение миллионам страдающих. Это означает прекращение бедности, невежества, болезней и неравенства возможностей». [ 18 ]

К концу 1950-х годов в оппозиции политике Неру сформировалась партия Сватантра , первая в стране политическая партия, дружественная рынку. Эта партия, состоявшая из бывших землевладельцев, бизнесменов и богатых крестьян, утверждала, что централизованная экономическая политика Неру несовместима с демократией. В меморандуме партийным чиновникам они заявили, что «лучшая гарантия скорости прогресса — это максимум индивидуальной свободы и минимум государственного вмешательства». Они утверждали, что политика Неру подавляет индивидуальную инициативу и свободу и замедляет экономический прогресс. [ 19 ]

Чакраварти Раджагопалачари , основатель партии Сватантра , придумал термин «разрешение-лицензия Радж», чтобы выразить разочарование партии политикой Неру, написав в своем правом журнале «Свараджья» : [ 20 ]

Я хочу, чтобы коррупция, вызванная Законом о разрешениях/лицензиях, исчезла... Я хочу реальных, равных возможностей для всех и никаких частных монополий, созданных Раджем разрешений/лицензий.

Характеристики

[ редактировать ]

Ключевой особенностью Лицензионного Раджа была Комиссия по планированию , которая централизованно управляла экономикой страны. Подобно командной экономике , Индия имела пятилетние планы, аналогичные пятилетним планам Советского Союза . Однако, в отличие от Советского Союза, частный сектор также играл значительную роль. Комиссия по планированию была создана в 1950 году для исследования имеющихся в стране ресурсов и разработки планов по повышению уровня жизни. [ 21 ]

Комиссия по планированию приняла первый пятилетний план в 1951 году, направленный на развитие сельскохозяйственного сектора в условиях острой нехватки продовольствия и притока беженцев из раздела , и этот план привел к увеличению ВВП на 4%, что выше прогнозируемых 2%. [ 22 ] Правительство Неру надеялось развить успех первого пятилетнего плана с помощью своего более амбициозного второго пятилетнего плана, направленного на продолжение инвестиций в сельское хозяйство и инфраструктуру при одновременном развитии тяжелой промышленности и увеличении занятости. [ 23 ] Но этот план не смог достичь своей цели в 5% роста. [ 24 ] а большие расходы, предусмотренные планом, истощили валютные резервы страны, поскольку страна не имела достаточных внутренних ресурсов для финансирования этих проектов и поэтому была вынуждена полагаться на импортный капитал и технологии. [ 23 ]

Еще одной важной характеристикой Лицензионного Раджа было жесткое регулирование промышленности. Законодательство по регулированию промышленности началось с Закона о регулировании промышленного развития 1951 года, который установил лицензионные ограничения для отраслей, обозначенных в Списке I, включая промышленное оборудование, телекоммуникации и химическое производство. [ 25 ] Затем Резолюция о промышленной политике 1956 года расширила эти ограничения, определив определенные отрасли, известные как Список А, как находящиеся исключительно под контролем государства, а некоторые другие отрасли, включенные в Список Б, были в большей степени принадлежат государству. [ 26 ] Отрасли в Списке А включали оборонное производство, металлургию, горнодобывающую промышленность и транспорт. [ 27 ]

В 1960-е годы индийский банковский сектор подвергся критике за то, что он контролировался несколькими крупными промышленниками в крупных городах и, таким образом, не мог удовлетворить потребности сельских жителей Индии и мелкой промышленности. В ответ правительство Индиры Ганди начало осуществлять «социальный контроль» над банковскими учреждениями, а заместитель премьер-министра Морарджи Десаи в 1968 году возглавил законопроект о банковских законах (поправки), регулирующий руководство коммерческими банками. Законопроект предусматривал, что не менее 51% директоров не должны быть напрямую связаны с монополиями и крупным бизнесом, что председатели промышленников должны быть заменены профессиональными банкирами и что банки не могут формировать отношения с компаниями, привязанными к своим собственным директорам. Кроме того, Десаи создал Национальный кредитный совет (NCC), чтобы регулировать распределение кредитов, чтобы предоставить больше кредитов сельским районам и малой промышленности. [ 28 ] [ 29 ] Однако многие из этих изменений оказались спорными, когда Индира Ганди решила полностью национализировать 14 крупных банков в 1969 году, а еще 6 банков перешли под контроль государства в 1980 году. [ 30 ]

Индийский контроль за капиталом начался с ограничений военного времени, введенных Великобританией на трансграничные операции во время Второй мировой войны, и в конечном итоге перерос в сложную систему ограничений на текущий счет и счет операций с капиталом . [ 31 ] После обретения независимости индийское правительство ввело ограничения на приток валютных резервов , а после кризиса платежного баланса с 1956 по 1957 год правительство стало больше заботиться о тщательном распределении иностранной валюты между различными секторами экономики. [ 32 ] После неудачной попытки либерализации в 1966 году в 1968 году был создан Совет по иностранным инвестициям для тщательного изучения компаний, инвестирующих в Индию с более чем 40% иностранным участием в капитале. Иностранные инвестиции, не связанные с передачей технологий, были строго ограничены, а иностранное сотрудничество с местными компаниями зависело от экспортных квот. [ 33 ] Этот жесткий контроль над иностранными инвестициями стал основной частью более широкой политики импортозамещающей индустриализации , убеждения в том, что таким странам, как Индия, для развития необходимо полагаться на внутренние рынки, а не на международную торговлю. Для достижения этой цели правительство Индии ввело строгие ограничения на импорт и сложную систему тарифов, высокие ставки которых варьировались в зависимости от отрасли. [ 34 ]

Одним из последствий «Лицензионного владычества» было то, что оно принесло выгоду крупным корпорациям за счет более мелкого бизнеса. Поскольку крупным корпорациям часто удавалось лучше ориентироваться в сложной бюрократии Лицензионного Раджа и получать необходимые лицензии, они могли доминировать во многих секторах экономики. Это затрудняло конкуренцию малому бизнесу и способствовало концентрации экономической власти в руках нескольких крупных корпораций. [ 35 ]

Другая критика системы лицензирования в Индии заключалась в том, что она подвержена коррупции, поскольку предприятиям и частным лицам приходится преодолевать сложную бюрократическую систему для получения лицензий и разрешений, а также, возможно, им приходится давать взятки или участвовать в других формах коррупции, чтобы для получения необходимых разрешений. Эта коррупция подпитывалась более широкой коррупционной средой в Индии, которая характеризовалась отсутствием прозрачности и подотчетности в правительстве, слабой правовой системой и культурой коррупции, которой позволялось сохраняться на протяжении многих лет. много лет. [ 36 ]

Падение Лицензионного Раджа

[ редактировать ]

Система License Raj действовала четыре десятилетия. Многие члены Конгресса , в том числе премьер-министр П.В. Нарасимха Рао и министр финансов Манмохан Сингх , были решительными сторонниками либерализации и сыграли ключевую роль в реализации этих изменений. В 1991 году премьер-министр Нарасимха Рао, который также был министром промышленности, инициировал политику либерализации в Индии. Эта политика была направлена ​​​​на сокращение государственного вмешательства в экономику и продвижение рыночных решений экономических проблем. [ 37 ]

Некоторые считали, что Лицензионный Радж препятствует экономическому росту и не позволяет индийской экономике полностью раскрыть свой потенциал. Это убеждение было основано на идее о том, что активное вмешательство правительства в рынок душит экономическую активность и препятствует способности экономики расти и развиваться. [ 38 ]

Либерализация привела к существенному росту индийской экономики, который продолжается и сегодня. [ 39 ] Считается, что лицензионное владычество значительно сократилось в 1991 году, когда у Индии оставалось всего две недели валютных резервов. В обмен на помощь МВФ Индия передала золотые слитки Лондону в качестве залога, девальвировала рупию и согласилась на экономические реформы. [ 40 ] Федеральное правительство во главе с Манмоханом Сингхом в качестве министра финансов сократило правила лицензирования; снизил тарифы, пошлины и налоги и открылся для международной торговли и инвестиций. [ 40 ]

Политика реформ, введенная после 1991 года, устранила многие экономические ограничения. Промышленное лицензирование было отменено почти для всех категорий продукции, за исключением алкоголя, табака, опасных химикатов, промышленных взрывчатых веществ, электроники, аэрокосмической и фармацевтической продукции.

Утверждая, что Комиссия по планированию изжила себя, правительство Моди распустило ее в 2014 году. [ 41 ] 6 августа 2014 года парламент Индии повысил лимит на прямые иностранные инвестиции в оборонный сектор до 49%. [ 42 ] и сняты ограничения на определенные классы инфраструктурных проектов: высокоскоростные железные дороги, включая строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание проектов высокоскоростных поездов; [ 43 ] проекты пригородных коридоров через ГЧП; выделенные грузовые линии; подвижной состав, включая составы поездов; предприятия по производству и техническому обслуживанию локомотивов; системы железнодорожной электрификации и сигнализации; грузовые и пассажирские терминалы; инфраструктура в индустриальных парках, относящаяся к железнодорожным линиям и системам скоростного общественного транспорта.

Последствия падения Лицензионного Раджа

[ редактировать ]

Падение Лицензионного правления и реализация политики экономической либерализации способствовали усилению регионального неравенства в Индии. Некоторые эксперты утверждают, что эта политика принесла пользу определенным регионам страны, таким как крупные города и промышленные центры, за счет других, что привело к увеличению разрыва между сельскими и городскими районами. [ 44 ]

Это способствовало массовой миграции из сельских районов в города, поскольку люди стремились воспользоваться новыми экономическими возможностями и повысить уровень жизни в городских районах. Эта массовая миграция может стать бременем для городов, поскольку им может быть сложно приспособиться к притоку новых жителей и предоставить им адекватное жилье, образование и другие базовые услуги. Трущобы в Индии являются обычным явлением во многих городах и часто встречаются в районах, уязвимых к наводнениям или другим стихийным бедствиям. Они часто являются домом для маргинализированных сообществ, включая рабочих-мигрантов, работников неформального сектора и других групп, которые могут быть исключены из основного общества. [ 45 ]

Сокращение предприятий государственного сектора могло также привести к снижению способности правительства направлять инвестиции и ресурсы в приоритетные области и защищать интересы работников, меньшинств и других заинтересованных сторон. [ 44 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский словарь английского языка, 2-е издание, 1989: от Skr. радж : править, править; родственный с L. rēx , rēg-is , OIr. , риг -король (см. БОГАТЫЙ).
  2. ^ Мэтью, Джордж Эби (2010). Инновационный план Индии: как крупнейшая демократия становится инновационной сверхдержавой . Оксфорд: Издательство Chandos. стр. 13 и далее. ISBN  978-1-78063-224-7 . OCLC   867050270 .
  3. ^ Неру, С., изд. (2019). Экономические реформы в Индии: достижения и проблемы . Ченнаи: Издательство MJP. п. 271. ИСБН  978-81-8094-251-8 . OCLC   913733544 .
  4. Уличные хокинги обещают рабочие места в будущем. Архивировано 29 марта 2008 г., в Wayback Machine , The Times of India , 25 ноября 2001 г.
  5. ^ Агион, Филипп; Берджесс, Робин; Реддинг, Стивен; Зилиботти, Ф. (2005). «Неравные последствия либерализации: данные демонтажа лицензионного владычества в Индии» . STICERD — Документы по экономике развития — с 2008 г. Эта серия была заменена документами для обсуждения экономической организации и государственной политики .
  6. ^ «Индия: экономика» . Би-би-си. 1998.
  7. ^ Партия Сватантра и индийский консерватизм . Издательство Кембриджского университета . 2007. с. 131. ИСБН  978-0-521-04980-1 .
  8. ^ «Влияние трудового законодательства на производственный сектор Индии» . www.ideasforindia.in . Проверено 20 марта 2022 г.
  9. ^ «Неорганизованный сектор Индии поглощается и подвергается дальнейшей маргинализации» . Проволока . Проверено 23 апреля 2023 г.
  10. ^ «Неформальная экономика в Южной Азии (МОТ в Индии)» . www.ilo.org . Проверено 23 апреля 2023 г.
  11. ^ Саксена, Чандни (2011). «Возникновение социализма в начале 20-х годов». Труды Индийского исторического конгресса . 72 : 1515–1516. JSTOR   44145782 .
  12. ^ Кошик, П.Д. (1985). «Экономическое кредо Конгресса после обретения независимости: фаза Неру-Индиры». Индийский журнал политической науки . 46 (4): 474–486. JSTOR   41855200 .
  13. ^ Шарма, Бридж Кишор (2012). «Модель развития Джавахарлала Неру». Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 1292–1302. JSTOR   44156330 .
  14. ^ Сингх, Кулдип. «Модель экономического роста и глобализации индийской экономики Неру» (PDF) .
  15. ^ Ахангер, Джавид Ахмад (2018). «Возвращение к Неру: политика неприсоединения и секуляризма». Мировые дела: Журнал международных проблем . 22 (2): 24–33. JSTOR   48520062 .
  16. ^ Тхакур, Рамеш (январь 1993 г.). «Восстановление экономического здоровья Индии». Ежеквартальный журнал третьего мира . 14 (1): 137–157. дои : 10.1080/01436599308420317 . JSTOR   3992587 .
  17. ^ Камтекар, Индивар (2016). «Отцовство индийского «лицензионного раджа» во время войны ». Труды Индийского исторического конгресса . 77 : 403–409. JSTOR   26552665 .
  18. ^ «Джавахарлал Неру - Свобода в полночь (Свидание с судьбой) Речь перед Ассамблеей Индии» . www.americanrhetoric.com . Проверено 1 ноября 2020 г.
  19. ^ Баласубраманян, Адитья (26 апреля 2021 г.). «Оспорение« Раджа разрешений и лицензий »: экономический консерватизм и идея демократии в Индии 1950-х годов». Прошлое и настоящее . 251 (1): 189–227. doi : 10.1093/pastj/gtaa013 .
  20. ^ Катияр, Прерна. «ET@50: Предпринимательство больше не является отклонением от нормы» . Экономические времена . Проверено 1 ноября 2020 г.
  21. ^ Бхаван, Йоджана (19 октября 2019 г.). «Комиссия по планированию правительства Индии: история» . Проверено 1 ноября 2020 г.
  22. ^ Кришнан, Ревати (9 июля 2020 г.). «Все о первой пятилетке, представленной сегодня Неру почти 70 лет назад» . Печать . Проверено 2 ноября 2020 г.
  23. ^ Jump up to: а б ТАЙСОН, ДЖОФРИ (1958). «Вторая индийская пятилетка». Журнал Королевского общества искусств . 106 (5024): 609–621. JSTOR   41368676 .
  24. ^ Л. Н. Даш (2000). Всемирный банк и экономическое развитие Индии . Издательство АПХ. п. 375. ИСБН  81-7648-121-1 .
  25. ^ «АКТ О ПРОМЫШЛЕННОСТИ (РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ) 1951 ГОДА» (PDF) . Нью-Дели: Парламент Индии. 31 октября 1951 года.
  26. ^ Шивадасан, Джагадиш (2006). «Режим регулирования в Индии: с 1947 по 1998 год» (PDF) . Журнал экономического анализа и политики BE . 9 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 ноября 2020 г. Получено 28 сентября 2020 г. - через Мичиганский университет.
  27. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2015 года . Проверено 29 марта 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  28. ^ Торри, Микельгульельмо (1 декабря 1975 г.). «Фракционная политика и экономическая политика: случай национализации банков Индии». Азиатский опрос . 15 (12): 1077–1096. дои : 10.2307/2643585 . JSTOR   2643585 .
  29. ^ Центральный офис Резервного банка Индии. (2005). Глава 2: Расширение банковской деятельности . В Резервном банке Индии, 1967–1981 (стр. 54–59).
  30. ^ Кеткар, Кусум В.; Кеткар, Сухас Л. (1992). «Национализация банков, финансовые сбережения и экономическое развитие: пример Индии». Журнал развивающихся регионов . 27 (1): 69–84. JSTOR   4192167 .
  31. ^ ПАТНАЙК, ИЛА; ШАХ, АДЖАЙ (2012). «УГОЛ ПОЛИТИКИ: Работал ли индийский контроль за движением капитала как инструмент макроэкономической политики?». Экономический обзор МВФ . 60 (3): 439–464. дои : 10.1057/imfer.2012.16 . JSTOR   23279077 . S2CID   17865492 .
  32. ^ Королевство, Арвинд (2004). «Торговая реформа Индии» . В Берри, Суман; Босворт, Барри П.; Королевство, Арвинд (ред.). Индийский политический форум 2004: Vol . Издательство Брукингского института. стр. 100-1 1–68. ISBN  978-0-8157-9762-3 .
  33. ^ Мукерджи, Рахул (2000). «Прерванная либерализация Индии-1966». Тихоокеанские дела . 73 (3): 375–392. дои : 10.2307/2672025 . JSTOR   2672025 .
  34. ^ Каллен, Тимоти; Кашин, Пол (январь 2002 г.). «Контроль за движением капитала, потоки капитала и внешние кризисы: данные из Индии». Журнал международной торговли и экономического развития . 11 (1): 77–98. дои : 10.1080/09638190110093172 . S2CID   154055604 .
  35. ^ Каппарашетти, Шри Б.В. (01 апреля 2018 г.). «Влияние Закона о MRTP на развитие нации – исследование» . Рочестер, Нью-Йорк. ССНР   3690822 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  36. ^ Джордан, Джошуа (24 января 2022 г.). «От разрешительного раджа к миллиардерскому раджу: коррупция, либерализация и неравенство доходов в Индии» . ГАБ | Глобальный антикоррупционный блог . Проверено 6 января 2023 г.
  37. Обращение г-на Сомака Гоша. Архивировано 19 мая 2006 г. в Wayback Machine.
  38. ^ Дас, Гурчаран (2006). «Индийская модель». Иностранные дела . 85 (4): 2–16. дои : 10.2307/20032037 . JSTOR   20032037 .
  39. ^ «25 лет либерализации: взгляд на рост Индии в 14 диаграммах» . 7 июля 2016 г.
  40. ^ Jump up to: а б «Отчет Индии» (PDF) . Исследования Астера. Архивировано из оригинала (PDF) 24 августа 2009 года.
  41. ^ Чоудхури, Чандрахас (29 августа 2014 г.). «Централизованное планирование Индии заслуживает похвалы» . livemint.com/ . Проверено 11 апреля 2018 г.
  42. ^ «Деловые новости сегодня: читайте последние деловые новости, деловые новости Индии в прямом эфире, новости рынка и экономики» . Архивировано из оригинала 7 августа 2015 г. Проверено 31 августа 2014 г.
  43. ^ «Правительство уведомляет об ослаблении лимита ПИИ на железных дорогах» . 28 августа 2014 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Неравные последствия либерализации: данные об отмене лицензионного владычества в Индии» (PDF) .
  45. ^ Колмер, Джонатан. «Урбанизация, рост и развитие: данные из Индии» (PDF) .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d33571b4283d6c040e1fe8c6b42f230c__1721765640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/0c/d33571b4283d6c040e1fe8c6b42f230c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Licence Raj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)