Роза мира (книга 1991 г.)
![]() Схема Шаданакара (системы параллельных миров, связанных с Землей, описанных в Розе Мира ) | |
Автор | Daniil Andreev |
---|---|
Язык | Русский |
Жанр | Религиозная философия Эзотерика |
Дата публикации | 1991 |
Тип носителя | Книга |
Роза Мира ( рус . Роза Мира ) — религиозно-мистическое произведение Даниила Андреева , основанное на его мистических прозрениях во Владимирской тюрьме . Книга создавалась на протяжении многих лет и была завершена в октябре 1958 года. До первого легального издания (1991 год) она распространялась независимым издательством .
Содержание
[ редактировать ]По мнению Григория Померанца , книга Даниила Андреева не имеет точных соответствий в мистико-визионерской литературе, ее ближайшими аналогами являются Данте « Божественная комедия» и «Прохождение Богородицы через муки», но мифологическая, культурно-философская система Андреева не ограничивается системой одно вероучение. Основой мировоззрения Андреева было «новое религиозное сознание» начала 20 века, мистические искания Блока , Белого , Волошина . В основе лежит поэтический текст, которому свойственна «непосредственность видения», а не теологическое размышление. [1] Ольга Дашевская определяет жанр « Розы мира» как метафилософский трактат , который, в первую очередь, должен изучаться филологами, поскольку является частью литературных процессов 1930–1950-х годов, имеющих мощную философско-эстетическую подоплеку. Ключевая категория книги — миф, поскольку по своей природе книга Андреева представляет собой авторскую мифологию нового времени, в которой переосмысливается все предшествующее мифотворчество. Миф о Розе Мира , как космогонический, так и эсхатологический , представляет собой стройную, систематизированную метамифологию с обширной цепочкой персонажей и понятий. [2]
Вселенная представлена в трактате многослойной, средний слой которой – обитель человечества – называется Энроф. Даниил Андреев приложил к своему трактату список из 54 основных понятий и широко используемых неологизмов, происхождение которых до сих пор практически не изучено. По мнению Александра Грицанова, «экстравагантный категориальный и понятийный ряд, присущий конструкциям Андреева, объяснялся его стремлением воспроизвести в спектре традиционного звукового ряда те необычные имена, которые воспринимались духовным слухом». Миры Просветления возвышаются над средним миром, а тяжелые Миры Возмездия ведут вниз. Культура, созданная каждым народом, связана с силами Света, но в земном выражении подвержена влиянию темных сил, особенно демонов государственности. Небесная Россия возвышается над земной Россией, имя ее соборной души – Навна; демон великодержавной государственности – Жругр. Жизнь Вселенной – это постоянная борьба божественных сил Добра и Света со Злом и Тьмой, обреченными на поражение. История человечества – это проекция взаимодействия существ, населяющих светлый и темный миры. Особую роль в тайне становления человечества играют люди искусства, являющиеся посланниками, связывающими силы Света с Энрофом (материальной Вселенной естествознания). Андреев писал, что его предшественниками в роли связных были Alexander Pushkin , [3] Александр Блок , Федор Достоевский , Владимир Соловьев и особенно Михаил Лермонтов ; все они обладали даром «созерцания космических панорам и метаисторических перспектив». Собственно, Роза Мира , с его точки зрения, — это будущее объединенного человечества, в котором на смену государствам придут Братства, а также его религия, которая будет просвещать мир во всем 24 веке. [4] [5]
Переводы
[ редактировать ]- Андреев, Даниил . Роза Мира в английском переводе Дэниела Х. Шубина . ISBN 978-0966275797 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Grigory Pomerants (2009). "Daniil Andreev and His Work «Rose of the World»" . Вестник Культурологии (4) (Bulletin of Cultural Studies ed.): 66.
- ^ Olga Dashevskaya (2000). "The Theory of Myth in the «Rose of the World» by Daniil Andreev" . Вестник Томского Государственного Педагогического Университета (6) (Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University: Humanities (Philology) ed.): 47–51.
- ^ Ольга Дашевская (2003). «Миф о Пушкине в «Розе мира» Даниила Андреева» . Вестник Томского государственного университета (277): 125–128.
- ^ Алла Андреева (2010). «Андреев Даниил Леонидович». Новая философская энциклопедия . Том. 1: A – D (2-е издание, переработанное и расширенное изд.). Москва: Мысль. стр. 109–110.
- ^ Gritsanov 1999 , pp. 27–28.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Gritsanov, Alexander, ed. (1999). "Andreev, Daniil Leonidovich". The Latest Philosophical Dictionary . Minsk: V. M. Skakun. pp. 27–28. ISBN 985-6235-17-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дашевская, Ольга (2006). Жизненная концепция Даниила Андреева в контексте культурно-философских идей и творчества русских писателей первой половины ХХ века: Диссертация доктора филологических наук . Томск: Томский государственный университет.
- Эпштейн, Михаил (1994). «Роза мира и царство антихриста: О парадоксах русской эсхатологии» . Вера и имидж. Религиозное бессознательное в русской культуре ХХ века . Тенафлай (Нью-Джерси): Эрмитаж. стр. 205–250.
- Игнатьева, Анна (1998). «Железная тайна» Даниила Андреева как «сценическое действие нового типа» . Неординарные формы русской драматургии XX века: Межвузовский сборник научных трудов / Вологодский государственный педагогический университет; Ответственный редактор – Юлия Бабичева . Вологда: Рус: 96.
- Розин, Вадим (2011). «Эзотерическая Культура (Даниил Андреев. «Роза Мира»)». Эзотерический мир: семантика священного текста . Москва: Редакция УРСС . стр. 117–172. ISBN 978-5-354-00023-4 .
- Топоров, Владимир (1995). «Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему)». Миф. Ритуал. Символ. Изображение: Исследования в области мифопоэтики: Избранные труды . Москва: Прогресс : Культура. стр. 309–313. ISBN 5-01-003942-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Роза Мира» на сайте Фонда Даниила Андреева
- Энциклопедия Андреева - Составитель Михаил Белгородский (2004).
- Ольга Скибинская, Алла Андреева. «Роза Мира» выросла в сталинских лагерях . « Российская газета »
- О Данииле Андрееве и его книге «Роза мира» из книги Михаила Дунаева «Вера в горниле сомнений: православие и русская литература XVII–XX веков»
- Шаданакар: список 242 миров Шаданакара, упорядоченных и пронумерованных // Энциклопедия Андреева – Автор-составитель – Михаил Белгородский (2004).