Михаил Эпштейн
Михаил Наумович Эпштейн (Эпштейн) | |
---|---|
![]() Эпштейн в 2014 году | |
Родное имя | Михаил Наумович Эпштейн |
Рожденный | Москва , Советский Союз | 21 апреля 1950 г.
Национальность | Русская, Американская |
Предмет |
|
Заметные награды |
|
Веб-сайт | |
Интернет |
Михаил Наумович Эпштейн (также транслитерируется Эпштейн ; русский : Михаи́л Нау́мович Эпште́йн ; родился 21 апреля 1950 года) — российско-американский литературовед, эссеист и теоретик культуры, наиболее известный своим вкладом в изучение русского постмодернизма . Он является почетным С.С. Доббса профессором теории культуры и русской литературы в Университете Эмори , Атланта , Джорджия. [1] Его труды охватывают русскую литературу и интеллектуальную историю, философию религии, создание новых идей в эпоху электронных средств массовой информации, семиотику и междисциплинарные подходы в гуманитарных науках. Его произведения переведены более чем на 26 языков.
наградила Американская ассоциация современного языка Эпштейна [2] Премия Альдо и Жанны Скальоне за исследования славянских языков и литератур за его книгу «Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднего советского периода (1953–1991)» 6 декабря 2023 года.
Биография
[ редактировать ]Михаил Наумович Эпштейн родился 21 апреля 1950 года в Москве, СССР, единственный ребенок в семье бухгалтера Наума Моисеевича Эпштейна и экономиста издательства «Транспорт» Марии Самуиловны Лифшиц. [3] В 1972 году он окончил филологический факультет МГУ по специальности «Русский язык» и следующие шесть лет проработал научным сотрудником Отдела теоретических проблем Института мировой литературы АН СССР . В 1978 году вступил в Союз советских писателей . Эпштейн также начал исследовать андеграундную поэзию и арт-сцену Москвы 1970-х годов, развивая на протяжении всей жизни интерес к концептуализму , метареализму и межкультурному взаимодействию идей. [3]
На протяжении 1980-х годов Эпштейн активно участвовал в интеллектуальной жизни Москвы. Он основал Клуб эссеистов в 1982 году. В 1986 году, когда президента Михаила Горбачева политика гласности позволила более открыто подвергать сомнению советские культурные ортодоксальности, Эпштейн основал ассоциацию «Образ и мысль», которая позже дала начало Банку новых идей и терминов. и Лаборатория групп современной культуры в Москве. [4]
В 1990 году Эпштейн эмигрировал в Соединенные Штаты, где провел семестр преподавания в Уэслианском университете в Мидлтауне, штат Коннектикут, а затем поступил на факультет русского и восточноазиатского языков и культур Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия. [5] Почти сразу же он получил годовую стипендию в Международном центре ученых Вудро Вильсона (Вашингтон, округ Колумбия ) для исследования советского идеологического языка. [6] По возвращении в Эмори Эпштейн преподавал различные курсы для аспирантов и студентов по различным предметам: от теории литературы, семиотики и интеллектуальной истории до русской литературы XIX и XX веков. [7]
В 1992–1994 годах Эпштейн исследовал историю русской мысли позднесоветского периода благодаря гранту Национального совета советских и восточноевропейских исследований . [8]
Во второй половине 1990-х годов, когда Всемирная паутина быстро проникла как в академическую, так и в массовую культуру, Эпштейн освоил новую среду межкультурного общения. Его интернет-проекты в это время включают The InteLnet (Интеллектуальная сеть), 1995, [9] «Книга книг» (с 1998 г.), [10] и «Дар слова: Проективная лексика русского языка» (с 2000 г.). [11]
С осени 1999 года по весну 2001 года, а затем с осени 2003 года по весну 2006 года Эпштейн был сопредседателем междисциплинарного факультетского семинара Густавсона в Университете Эмори. [12]
Весной 2011 года он был назначен научным сотрудником IAS и научным сотрудником Проуза в колледже Ван Милдерт Института перспективных исследований Даремского университета в Дареме, Великобритания. [13] Он оставался в Дареме с 2012 по 2015 год в качестве профессора и директора-основателя Центра гуманитарных инноваций, где он основал Репозиторий новых идей.
Исследования и стипендии
[ редактировать ]Исследовательские интересы Эпштейна в области гуманитарных наук включают постмодернизм ; современная философия и теология, в частности философия культуры и языка; поэтика и история русской литературы; семиотика . повседневной жизни и эволюция языка
Русский постмодернизм
[ редактировать ]Эпштейн стал пионером в изучении российского постмодернизма, подтвердив его место в глобальном постмодернизме. В своих книгах «После будущего: Парадоксы постмодернизма и современной российской культуры» (1995) и «Русский постмодернизм: новые перспективы постсоветской культуры» (совместно с Александром Генисом и Слободанкой Владив-Гловер, 1999, 2015) он помещал русскую художественную литературу, поэзию , искусство и духовность 1970–1990-х годов как в континууме метафизически ориентированного метареализма и лингвистически саморефлексивного концептуализма, так и в контексте глобального постмодернистского литературно-культурного диалога. По мнению Эпштейна, первая волна российского постмодернизма восходила к социалистическому реализму советской эпохи 1930-1950-х годов, который противостоял «устаревшему» эстетическому индивидуализму модернизма , стирал различия между элитной и массовой культурой и пытался построить пост-модернизм. историческое пространство, где все великие дискурсы прошлого могли быть объединены и решены. [14]
Социалистическому реализму удалось стереть смысловые различия между идеей и реальностью, означающим и означаемым. Несмотря на эти общие черты, социалистическому реализму не хватало игривого, иронически застенчивого аспекта зрелого постмодернизма. Лишь в конце 1950-х и снова в 1970-х годах советские художники и писатели, такие как Илья Кабаков , Виталий Комар , Александр Меламид , Дмитрий Пригов , Всеволод Некрасов и другие, обратили отчетливо постмодернистский, игривый, ироничный взгляд на идеологические симуляции социалистического строя. реализм (героические рабочие, коллективная борьба, коммуналка, славное коммунистическое будущее и т. д.).
Вместо того, чтобы объявить советскую идеологию ложью, российские писатели и художники-постмодернисты рассматривали идеи и концепции сами по себе как единственную истинную суть советского образа жизни. Таким образом, Эпштейн представляет две отдельные фазы русского постмодернизма: «наивную» — социалистический реализм и «рефлексивную» — концептуализм . Эти два российских постмодернизма, по сути, одновременно дополняют и противоречат друг другу из-за значительного исторического разрыва. Напротив, развитие западного постмодернизма было более прямым и менее сложным, сосредоточенным в пределах одного исторического периода. [14]
Транскультурализм
[ редактировать ]Эпштейн много писал и читал лекции по культурологии и ее результату — транскультуре. Как отдельная область исследования культурология развивалась в 1960–1970-е годы параллельно с культурологией на Западе и вопреки доминирующей марксистской философии советской эпохи. Культурология, разработанная с разных точек зрения такими мыслителями, как Михаил Бахтин , Юрий Лотман и Сергей Аверинцев , исследует, описывает и связывает разнообразные культурные явления, к которым ранее подходили из отдельных областей, таких как история, философия, социология, литературная и художественная критика. Он стремится подняться над социальными, национальными и историческими различиями, рассматривая как «культуру» как единое целое, так и «культуры» как разнообразные, бесконечно богатые и по своей сути ценные места кодирования человеческих явлений. [15]
Эпштейн построил на фундаменте культурологии свою концепцию транскультурализма , сознательного освобождения от ограничений собственной специфической, по своей сути неполной культуры и культивирования радикальной открытости и диалога с другими. Для Эпштейна эмиграция предоставила возможность воочию изучить взаимодействие культур. Он описывает транскультурную модель как отличную как от американского «плавильного котла», в котором культурные различия сливаются и становятся национальной нормой, так и от мультикультурализма , который постулирует гордость за отдельные культурные идентичности, основанные на расовых, этнических или половых различиях. По словам Эпштейна, «Транскультура — это новая сфера, в которой люди позиционируют себя свободными от ограничений первичной культуры (культур) их родной среды. Элементы транскультуры свободно выбираются людьми, а не диктуются правилами и предписаниями в рамках данной культуры. ." [16] Транскультура признает необходимость видеть себя в другом, допуская умножение возможных миров, безграничную изменчивость дискурсов, ценностей и систем знаний, которые охватывают различия, а не стремятся их стереть. [3]
Это понимание вдохновило Эпштейна вернуться к мероприятиям коллективной импровизации, которые он проводил в Клубе эссеистов и Центре экспериментального творчества в Москве в 1980-х годах. [17] Эпштейн проводил подобные «коллективные мозговые штурмы» в качестве лабораторных моделей транскультурной деятельности в Государственном университете Боулинг-Грин (1996). [18] международная конференция «Будущее гуманитарных наук. Международная школа теории гуманитарных наук», Университет Сантьяго-де-Компостела (1997 г.) и Университет Эмори (1998-2004 гг.). [19] Эти совместные импровизационные занятия были направлены на «исследование творчества, технологий и роли духовности в повседневных психических процессах». [ нужна ссылка ]
Минимальная религия / «плохая вера»
[ редактировать ]Исследования Эпштейна культурных и духовных условий постсоветской России привели его к концепции «минимальной религии», феномену постатеистической религиозности, зародившемуся в первой стране, испытавшей 70 лет массового, санкционированного государством атеизма . Если не считать значительного числа россиян, обратившихся к традиционным русским православным практикам или другим конфессиям (иудаизму, протестантскому христианству, исламу и т. д.) в 1970–1990-е годы, примерно четверть российских респондентов исповедуют общую веру в Бога, которая является беспристрастной. с любой организованной церковью или религиозной доктриной. [20] Отказавшись от атеизма, эти «минимальные верующие» стремятся заполнить духовную пустоту целостным взглядом на Бога, выходящим за рамки исторических разделений и предписывающих ритуалов организованной религии. [21] Однако, в отличие от западного светского гуманизма или агностицизма , Эпштейн считает минимальную религию в России по существу теистической. Его термин «плохая вера» относится не к неадекватности, а к свободе от материальных атрибутов традиционных религий: имущества, зданий, ритуальных объектов и посредников между человеком и Богом. [22] Минимальный верующий обладает верой только здесь и сейчас, без каких-либо институциональных форм или организаций (в отличие от протестантских конфессий).
Более того, Эпштейн подчеркивает, что советский массовый атеизм был необходимой предпосылкой возрождения веры в форме минимальной религии. «Атеизм использовал разнообразие религий, чтобы аргументировать относительность религии. Следовательно, упадок атеизма ознаменовал возвращение к простейшей, практически пустой и бесконечной форме монотеизма и монофидеизма. Если Бог един, то и вера должна быть единой. ." [22]
Трансформирующие гуманитарные науки
[ редактировать ]Эпштейн выступает за важность гуманитарных наук и их преобразующего потенциала. В эпоху растущего внимания к предметам STEM (наука, технология, инженерия, математика) в работе Эпштейна утверждается, что гуманитарные науки могут сыграть жизненно важную роль в формировании будущего общества: «Ориентированные на будущее гуманитарные науки не должны ограничиваться наукой, а скорее должны стремиться создавать свои собственные способы изменить то, что они изучают, чтобы преобразовать человеческий мир». [23] По мнению Эпштейна, образовательная программа, объединяющая основные области гуманитарных наук, могла бы быть создана под аббревиатурой PILLAR: философия, интеллектуальная история, язык, литература, искусство, религия. Вместо того, чтобы преподавать шесть гуманистических дисциплин как отдельные предметы, PILLAR интегрирует их в единую парадигму обучения, основанную на реальных и ориентированных на будущее приложениях. Являясь трансдисциплинарной стратегией, дополняющей STEM, PILLAR объединяет не только традиционные области гуманитарных наук, но также научные исследования и изобретательство. [24]
Эпштейн рассматривает преобразующие гуманитарные науки (или трансгуманитарные науки) как практические средства преобразования культуры, подобно тому, как технологии служат практическим применением естественных наук, а политика — социальных наук. Конструктивно трансгуманизм может включать в себя построение новых интеллектуальных сообществ, инициирование новых художественных движений, создание новых способов общения и разработку новых парадигм мышления, а не просто изучение или критику продуктов культуры. [24]
В своей книге «Трансформирующие гуманитарные науки: манифест» (2012) Эпштейн утверждает, что научная дисциплина гуманитарных наук в том виде, в каком она существует, требует радикальных, инновационных идей, исходящих из пределов академических привилегий, чтобы разрушить устаревшие привычки мышления и наполнить гуманитарные науки «прототипом». -глобальный менталитет». [25]
Освободившись от навязанных извне культурных императивов, гуманитарные программы могли бы расширить сферу своих исследований в областях, более отвечающих научно-техническим вызовам XXI века. Практические и экспериментальные отрасли недавно изобретенных областей могут включать «гуманологию» («экология человека и антропология машин»); [26] «экофилология» (изучение роли текстовой среды), [27] «микроника» (наука о качественном значении мельчайших объектов и миниатюризации вещей); [28] и «ужастик», изучение механизмов саморазрушения цивилизации, которые делают ее восприимчивой ко всем формам терроризма и «ужаса», включая его биологические и технологические формы.
Поссибилизм, философия и технология
[ редактировать ]Эпштейн определяет общее направление своей работы как создание множества альтернатив доминирующим знаковым системам и теоретическим моделям — то, что он называет «поссибилизмом». На этом пути возникают «мыслимые миры» — философские системы, религиозные и художественные движения, жизненные ориентации, новые слова, термины и понятия, новые дисциплины и формы гуманитарных исследований. Поссибилизм предполагает, что вещь или событие приобретает смысл только в контексте своих возможностей — может быть в отличие от есть . Потенциальность не может быть сведена ни к действительности, ни к необходимости. Мир, состоящий исключительно из реальностей, лишился бы смысла и значимости. Он предлагает дисциплину потенциологии как развивающуюся ветвь метафизики, которая концентрируется на потенциальности и дополняет устоявшиеся ветви онтологии и эпистемологии. [29]
Расширяя свою «трансформативную» и «поссибилистическую» методологию, Эпштейн разработал проект «синтетической», или конструктивной философии, в отличие от аналитической традиции, доминирующей в современной западной мысли. Поворотным моментом от анализа к синтезу является проблематизация выявленных в анализе элементов, их критика, замена или перестановка, приводящая к построению альтернативных концепций и положений, расширяющих область мыслимого и осуществимого. Это закладывает основу синтеза философии и технологии, «технософии» (метафизики, применяемой для построения виртуальных миров). [30] Технология XXI века – это не просто инструментальная/утилитарная, а фундаментальная технология («онто-технология»), которая благодаря проникновению науки в микро- и макромир способна изменить основополагающие параметры бытия, приобретая тем самым философское измерение. . Соответственно, философия как исследование общих принципов мироздания становится обязательным условием любых «мирообразующих», синтезирующих актов технологии, включая проектирование компьютерных игр и многонаселенных виртуальных миров (например, « Вторая жизнь » и «Вторая жизнь»). Мета »), которые предполагают новую онтологию, логику, этику и аксиологию. Призвание философии XXI века – не просто постичь наш мир, но и заложить основы новых мирообразующих практик, инициировать и сконструировать онтологию возможных миров, проложить путь альтернативным формам синтетической жизни и искусственный интеллект. Вопреки Гегелю, философия — это уже не «сова Минервы», летящая в сумерках, а жаворонок, возвещающий зарю новой «технософской» эпохи. [31]
Проективные словари и неологизмы
[ редактировать ]Работы Эпштейна часто характеризуются использованием им неологизмов и их лексических предшественников, протологизмов — неологизмов, которые еще не были приняты в качестве полезных или обоснованных дополнений к словарю. Его собственный термин для этого процесса словообразования — «Лексикопея», литературный жанр, который предполагает объединение определенных морфем в новые, значимые слова для ранее неопределенных понятий.
В своем PreDictionary (Atelos, 2011) Эпштейн исследует творческий потенциал неологизмов, а также формирующую роль, которую играют пробелы в языке. Применяя концепцию преобразовательных гуманитарных наук к лингвистике, Эпштейн предполагает переход от анализа существующего языка к синтезу новых слов, которые, в свою очередь, генерируют новые концепции и значения. Например, одна запись в PreDictionary — «Лексипоэма», то есть стихотворение, состоящее из одного слова или лексической единицы.
Эпштейн развил эту филологическую — лингвистическую и философскую — методологию в более поздней книге «Проективный словарь гуманитарных наук » (М.: Новое литературное обозрение, 2017; опубликовано на русском языке), объединяющей более 400 вновь придуманных концепции в гуманитарных науках, философии, культурологии, эстетике, лингвистике, религиоведении и других новых дисциплинах. Словарь содержит систематическое описание понятий и терминов гуманитарных наук, охватывающих философию (в том числе этику и эстетику), культурологию, религиоведение, лингвистику, литературоведение, а также гуманитарные подходы к природе, истории, обществу и технике.
История русской философии
[ редактировать ]Эпштейн подвергает сомнению общепринятое восприятие русской философии как простого отражения западной философии, в которое можно внести мало оригинальных идей. Он рассматривает Россию как философскую нацию в более фундаментальном и всеобъемлющем смысле: «Возможно, ни одна другая нация в мире [не] так полностью подчинила свою социальную, культурную и даже экономическую жизнь требованиям философских концепций». [32]
В анализе Эпштейна особое внимание уделяется двум противоположным тенденциям, свойственным русской мысли и очевидным на протяжении всей истории страны. Первая тенденция использует обобщение и унификацию для преобразования социальной и культурной реальности, что в конечном итоге приводит к идеократии и тоталитаризму , тогда как вторая пропагандирует непревзойденную ценность индивидуальности, раскрывая относительность и бесполезность всех общих идеологических конструкций. [33]
Первая тенденция, получившая развитие в XIX веке в различных проявлениях («соборность», «тотальное единство» Владимира Соловьева , движение «возвращения к земле» и т. д.), потеряла свою вдохновляющую силу, слившись с официальной советской тенденцией. идеология начала приходить в упадок в 1950-е годы и практически исчезла из философии к концу 1980-х годов. Вторая тенденция (включая такие понятия, как персонализм , концептуализм , полифония и многие другие) достигла пика своего влияния в постсоветский период. Эпштейн утверждает, что контраст и взаимодействие этих двух тенденций — генерализации, тоталитаризма и утопизма против индивидуализации, персонализма и концептуализма — определяют своеобразный характер русской мысли и ее вклад в мировую философию. [33]
В своем двухтомном исследовании русской философии позднего советского периода (1950–1980-е годы) Эпштейн приходит к выводу, что русская интеллектуальная история XX века — это история мысли, отчаянно пытающейся вырваться из тюрьмы идеократической системы, созданной напряженными и жертвенными усилиями. усилия самой мысли. Российская «интеллигенция», или интеллектуальная элита, выступала против «идеократии», правления посредством идеологии; однако собственное мышление интеллигенции непреднамеренно породило идеократию. Этот обреченный на провал цикл мысли не только подрывает свои собственные предпосылки, но и придает русской философии беспрецедентный, парадоксальный, а порой и трагически саркастический характер». [34] [35]
Вторая книга « Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднего советского периода (1953–1991) » стала солауреатом премии Альдо и Жанны Скальоне за исследования славянских языков и литератур, присуждаемой Ассоциацией современного языка MLA, 2023).
Текущие военные события в «Русском Антимире » (2023 г.)
[ редактировать ]Вторжение России в Украину в феврале 2022 года кристаллизовало многие мысли Эпштейна о развитии российской цивилизации. В своей книге «Русский Анти-мир : Политика на Грани Апокалипсиса» (2023 г., опубликовано на русском языке) Эпштейн рассматривает войну через философскую призму. [36]
В книге Эпштейн утверждает, что лозунг Кремля «Русский мир» (Русский мир), относящийся к постоянно расширяющейся сфере российской территории и влияния, противопоставляемой декадентскому, «сатанинскому» Западу, [37] представляет собой пример радикальной идеологической риторики (включая открытые ядерные угрозы), невиданной даже в советское время. Российские политики и пропагандисты идеализируют мифологизированную «великую империю» прошлого (как царского, так и советского), несовместимую с современным миром. Вместо того, чтобы разрабатывать свой собственный цивилизационный проект для России, Владимир Путин и его союзники определяют «Русский мир» только как «антимир»: отрицание Запада и всего, что он символизирует. [38] Эпштейн считает, что в риторике вокруг «специальной военной операции» России на Украине «русский мир» выступает как антитеза современному миру; он отрицает современные идеалы, такие как мир, современные геополитические нормы, такие как территориальный суверенитет, современные представления об отделении церкви и государства, международное гуманитарное право; он даже переворачивает концептуальные определения таких терминов, как «война» и «фашизм». [39]
Эпштейн определяет идеологическую основу вторжения России на Украину как «шизофашизм» или «фашизм, замаскированный под борьбу с фашизмом»; «целое мировоззрение, сочетающее в себе теорию морального, этнического или расового превосходства, божественной миссии, империализма, национализма, ксенофобии, стремления к сверхдержаве, антикапитализма, антидемократии, антилиберализма». [40]
Усиливающаяся апокалиптическая риторика путинского режима пронизывает российскую культуру как внутри, так и снаружи. [41] В то время как над миром нависла явная угроза ядерного уничтожения со стороны России, лидеры Русской православной церкви, как часть государственного аппарата, проповедуют апокалиптические идеи, которые приравнивают потерю Украины к «концу света». [42] Эпштейн интерпретирует их как угрозы не только против нерусских «других», но, в конечном счете, против самих русских людей, которых систематически лишают основных свобод, фактической информации, значимого политического выбора, материальных благ и, в конечном итоге, их жизни, поскольку все больше и больше все больше молодых людей призываются для использования в качестве пушечного мяса на поле боя.
Библиография
[ редактировать ]Книги и монографии
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднесоветского периода (1953–1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2022, 280 стр. ISBN 978-1-5013-5059-7
- Феникс философии: русская мысль позднесоветского периода (1953-1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2019, 312 стр. ISBN 978-1-5013-1639-5
- Философия возможного: модальности в мышлении и культуре . Перевод с русского Верна В. МакГи и Марины Эскиной. Бостон, Лейден и др.: Brill Academic Publishers (серия книг Value Inquiry, том 333), 2019, 365 стр. ISBN 978-90-04-39834-4
- Ирония идеала: Парадоксы русской литературы . Перевод А.С. Брауна. Бостон: Academic Studies Press, 2017, 438 стр. ISBN 978-1-61811-982-7
- Русский постмодернизм: новые взгляды на постсоветскую культуру . Перевод Слободанки Владив-Гловер (Перед. ред.). Нью-Йорк; Оксфорд: Книги Бергана. 2016 [1999]. ISBN 978-1-78238-864-7 . (совместно с Александром Генисом и Слободанкой Владив-Гловер) 578 стр.
- Трансформирующие гуманитарные науки: Манифест . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2012, 318 стр. ISBN 978-1-4411-5507-8
- PreDictionary: исследование пробелов в языке . Сан-Франциско: Ателос, 2011, 155 стр. ISBN 1-891190-34-2
- Русская духовность и секуляризация культуры . Нью-Йорк: FrancTireur-США, 2011, 135 стр. ISBN 978-1-257-85060-0
- Крики в новой пустыне: из материалов Московского института атеизма . Перевод и введение Евы Адлер. Филадельфия: Книги Пола Драй, 2002, 236 стр. ISBN 0-9679675-4-6
- Транскультурные эксперименты: российские и американские модели творческой коммуникации (совместно с Эллен Берри). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 1999, 340 стр. ISBN 0-312-21808-7
- После будущего: парадоксы постмодернизма и современной российской культуры (том из серии «Критические перспективы современной культуры» , введение и перевод Анесы Миллер-Погакар), Амхерст: The University of Massachusetts Press, 1995, 392 стр. Твердый переплет и мягкая обложка. издания. Электронное издание, Боулдер, Колорадо: NetLibrary, Inc., 2000. ISBN 0-585-15509-7
- Релятивистские модели в тоталитарном мышлении: исследование языка советской идеологии . Институт перспективных исследований России Кеннана, Периодическая статья, № 243. Вашингтон: Международный центр ученых Вудро Вильсона, 1991, 94 стр. [2]
На английском и русском языках
[ редактировать ]- Америка: Избранные очерки . / Амеророссия. Избранная эссеистика. (параллельные тексты на английском и русском языках). Москва: Серебряные нити, 2007. 504 с.
- Конструктивный потенциал гуманитарных наук . Конструктивный потенциал гуманитарных наук. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. 74 с.
На русском языке
[ редактировать ]Научные работы
[ редактировать ]- Pervoponiatiia: Kliuchi к kul'turnomu kodu (Primary Concepts: Keys to the Cultural Code). Москва: Kolibri, Azbuka-Attikus, 2022 (July), 720 pp. ISBN 978-5-389-15248-9
- Философский проективный словарь. Новые термины и понятия. Выпуск 2 (Философский проективный словарь. Новые термины и понятия. Том 2). Соредактор (совместно с Г. Л. Тульчинским), автор 143 статей (из 200). СПб.: Алетейя, 2020 (июль), 544 с. ISBN 978-5-00165-110-9
- Гомо Скриптор. Сборник статей и материалов в честь 70-летия Михаила Эпштейна . ФЕСТШРИФТ. Составил и отредактировал Марк Липовецкий. Москва: Новое литературное обозрение, 2020, 688 с. Автор, соавтор или компилятор в настоящем издании стр. 536–669 (письма, интервью, библиография и хронология). ISBN 978-5-4448-1202-0
- Постмодернизм в России (Постмодернизм в России). СПб: Азбука (серия «Новый культурный код»), 2019, 608 с. ISBN 978-5-389-15249-6
- Переработанное и дополненное издание «Постмодерн в русской литературе». Москва: Высшая школа, 2005. 495 с.
- Budushchee gumanitarnykh nauk: Tekhnogumanizm, kreatorika, erotologiia, elektronnaia filologiia i drugie nauki XXI veka . (The Future of the Humanities: Technohumanism, Creatorics, Erotology, Digital Philology and Other Disciplines of the XXI c.). Moscow: Ripol–klassik, 2019, 240 pp. ISBN 978-5-386-12485-4
- Proektivnyi slovar' gumanitarnykh nauk (The Projective Dictionary of the Humanities). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017, 616 pp. ISBN 978-5-4448-0632-6
- Ot znania k tvorchestvu. Kak gumanitarnye nauki mogut izmeniat' mir (From Knowledge to Creativity: How the Humanities Can Change the World). Moscow–St.Petersburg, izd. Tsentr gumanitarnykh initsiativ (series Humanitas), 2016, 480 pp. ISBN 978-5-98712-601-1
- Poeziia i sverkhpoeziia: O mnogoobrazii tvorcheskikh mirov (Poetry and Superpoetry: On the Variety of Creative Worlds). St. Petersburg: Azbuka (the series Cultural Code), 2016, 478 pp. ISBN 978-5-389-12825-5
- Ironia Ideala. Paradoksy russkoi literatury . (The Irony of the Ideal: Paradoxes of Russian Literature). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015, 384 pp. ISBN 978-5-4448-0254-0
- Religiia posle ateizma: Novye vozmozhnosti teologii (Religion after Atheism: New Possibilities for Theology). Moscow: AST-Press, 2013, 415 pp. ISBN 978-5-462-01429-1
- Slovo i molchanie. Metafizika russkoi literatury (Word and Silence: The Metaphysics of Russian Literature). Moscow: Vysshaia shkola, 2006, 550 pp. ISBN 5-06-005220-6
- Философия тела (Философия тела). СПб.: Алетейя, 2006. 194 с. ISBN 5-89329-908-6
- Znak probela: O budushchem gumanitarnykh nauk (Mapping Blank Spaces: On the Future of the Humanities). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004, 864 pp. ISBN 5-86793-302-4
- Проективный философский словарь. Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с. (соред. с Г. Л. Тульчинским; автор предисловия и 90 статей). ISBN 5-89329-634-6
- Filosofiia vozmozhnogo. Modal'nosti v myshlenii i kul'ture (The Philosophy of the Possible: The Modalities in Thought and Culture). St. Petersburg: Aleteia, 2001, 334 pp. ISBN 5-89329-424-6
- Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре XX века (Вера и образ: религиозное бессознательное в русской культуре двадцатого века), Tenafly (Нью-Джерси): Hermitage Publishers, 1994, 270 стр.
- 'Priroda, mir, tainik vselennoi. . .' Sistema peizazhnykh obrazov v russkoi poezii ('Nature, the World, the Mystery of the Universe...': The System of Landscape Images in Russian Poetry). Moscow: Vysshaia Shkola [the central university press of Russia], 1990, 304 pp. ISBN 5-06-001588-2
- Stikhi i Stikhii. Priroda v russkoi poezii 18 – 20 cc .: (Verses and Elements: Nature in Russian Poetry of the 18-20 cc.) (Second revised edition). Samara: Bakhrakh-M, 2007, 352 pp.
- Paradoksy novizny. O literaturnom razvitii XIX-XX vekov (The Paradoxes of Innovation: On the Development of Literature in the 19th and 20th Centuries). Moscow: Sovetskii Pisatel', 1988, 416 pp. ISBN 5-265-00166-2
Художественная литература, эссе, общественная стипендия
[ редактировать ]- От Библии до пандемии : Поиск ценностей в мире катастроф. Москва–Св. СПб: Пальмира, 2023. 378 с. ISBN 978-5-517-08662-4
- Русский Антимир: Политика на границе Апокалипсиса . Нью-Йорк: FrancTireurUSA, 2023 (январь), 250 стр. ISBN 978-1-365-62846-7
- Detskie voprosy: dialogi (Children's Questions: Dialogues). Moscow: ArsisBooks, 2020, 176 pp. ISBN 978-5-904155-94-0
- Отцовство: Опыт, чувство, таина. (Отцовство: опыт, чувство и тайна). Москва: Никеа, 2020. 320 с. (третье переработанное издание). Предыдущие издания: « Отцовство », Tenafly (Нью-Джерси): Hermitage Publishers, 1992, 160 стр.; Отцовство. Метафизический дневник (Отцовство. Метафизический журнал); второе переработанное издание. СПб.: Алетейя, 2003. 248 с.
- Любовь (Любовь). Москва: Рипол Классик, серия «Философия жизни», 2018, 568 с. ISBN 978-5-386-10735-2
- Solo Amore: Любовь в пяти измерениях (Solo Amore: Любовь в пяти измерениях), переработанное и дополненное издание. Москва: Эксмо, 2011. 492 с.; переиздано в двух томах, март 2021 г.
- Том 1. Эрос: Между любовью и сексуальностью. Рипол Классик, серия «Философия жизни», 272 стр. ISBN 978-5-386-13892-9
- Том 2. Прав ли Фрейд? Языки любви . (Прав ли Фрейд? Языки любви) Риполь Классик, серия «Философия жизни», 304 стр. ISBN 978-5-386-13893-6
- Энциклопедия юности (Энциклопедия молодежи) с Сергеем Юриененом. Переработанное и дополненное издание. Москва: Эксмо, 2017. 590 с. ISBN 978-5-699-99091-7
- 1-е изд. Нью-Йорк: Franc-Tire USA, 2009, 477 стр.
- От совки к бобку . Политика на грани гротеска (От Homo Soveticus до бобока Достоевского. Политика на грани гротеска). 2-е, исправленное и дополненное издание. Киев. Дух и литера, 2016. 312 с. ISBN 978-966-378-450-2
- 1-е изд. Нью-Йорк: FrancTireur-США, 2015, 253 стр.
- Prosto proza (Simply the Prose). New York: FrancTireurUSA, 2016, 194 pp.
- Kleikie listochki: Mysli vrazbros i vopreki . (Sticky Leaves: Scattered Untimely Reflections). Moscow: ArsisBooks, 2014, 266 pp.
- Каталог (Каталог), с Ильей Кабаковым. Вологда: Библиотека московского концептуализма, изд. Германа Титова, 2010, 344 с.
- Все очерки , в 2-х томах, т. 1. В России, 1970-е – 1980-е годы; т. е. 2. Из Америки, 1990-е-2000-е (Все эссе, или Все есть эссе), в 2-х томах. Екатеринбург: Ю-Фактория, 2005.
- том. 1. В России, 1970-1980-е гг., 544 с. ISBN 5-94799-419-4
- том. 2. Из Америки, 1990-2000-е. + 704 стр. ISBN 5-94799-420-8
- Болото подробно. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи . Нью-Йорк: Слово/Word, 1997, 248 стр. 2-е, исправленное и дополненное издание. Москва: ЛИА Елинина, 1998, 240 с.
- Na granitsakh kul'tur. Rossiiskoe - amerikanskoe - sovetskoe (On the Borders of Cultures: Russian - American - Soviet). New York, Slovo/Word, 1995, 343 pp.
- Novoe sektantstvo: tipy religiozno-filosofskikh umonastroenii v Rossii, 1970-80-e gody (New Sectarianism: The Varieties of Religious-Philosophical Consciousness in Russia, the 1970s-1980s). Holyoke (Massachusetts): New England Publishing Co., 1993, 179 pp.
- 2-е издание, репринт, Москва: Лабиринт, 1994, 181 с.
- 3-е исправленное и дополненное издание. Самара: Бахрах-М, 2005. 255 с. ISBN 5-94648-039-1
- Velikaia Sov'. Filosofsko-mifologicheskii ocherk (Great Sov'. A Philosophical-Mythological Essay). New York: Word/Slovo, 1994, 175 pp.
- 2-е исправленное и дополненное издание: Великая Совь. Советская мифология (Большая сова. Советская мифология). Самара: Бахрах-М, 2006. 272 с. ISBN 5-94648-049-9
- Novoe v klassike. Derzhavin, Pushkin, Blok v sovremennom vospriiatii (The Classics Renovated: Derzhavin, Pushkin, and Blok in Contemporary Perception). Moscow: Znanie, 1982, 40 pp.
Избранные переводы
[ редактировать ]немецкий
[ редактировать ]- Дневник для Ольги. Хроника отцовства. Перевод с русского Отто Маркуса . Мюнхен: Ройтман Верлаг, 1990, 256 стр.
корейский
[ редактировать ]- После будущего: парадоксы постмодернизма и современной российской культуры. Пер. с русского и английского Чо Джун-Рэ. Сеул, Издательская группа Хануль, 2009 г., 878 стр.
Греческий
[ редактировать ]- Гуманистические изобретения и этика уникальности в переводе Джорджа Пинакуласа. Афины (Греция): Print Roes, 2017, 232 стр.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Михаил Эпштейн» . www.comparativelit.emory.edu . Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ [1]
- ^ Jump up to: а б с Бейнс, Дженнифер (октябрь 2004 г.). "Литературно-биографический словарь. Том 285: Русские писатели с 1980 года М. Балина М. Липовецкий (рецензия)" . Славянское и восточноевропейское обозрение . 82 (4). дои : 10.1353/см.2004.0020 . ISSN 2222-4327 .
- ^ «В гостях у УРИ выдающийся русский писатель, теоретик» . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Эпштейн, Михаил Н. | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Михаил Наумович Эпштейн | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ "cv_courses.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Михаил Эпштейн» . Realc.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Интелнет» . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ "книга_книг.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ "dar0.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Семинары Густавсона несут междисциплинарное наследие» . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Профессор Михаил Эпштейн | IAS Дарем» . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б www.emory.edu https://www.emory.edu/INTELNET/af.rus.postmodernism.html . Проверено 20 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ "tc_1.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Транскультура – Философия: Энциклопедия русской мысли» . Апрель 2019 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Устинова, Ирена; Берри, Эллен Э.; Эпштейн, Михаил Н. (2000). «Транскультурные эксперименты: российская и американская модели творческой коммуникации» . Славянский и восточноевропейский журнал . 44 (4): 667. дои : 10.2307/3086299 . ISSN 0037-6752 . JSTOR 3086299 .
- ^ Государственный университет Боулинга, ICS; Эпштейн, Михаил; Берри, Эллен (1 октября 1996 г.). «Транскультурные мероприятия с Михаилом Эпштейном» . События ИКС .
- ^ "impro_home.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Эпштейн, Михаил (2018). «Постатеизм и феномен минимальной религии в России» . philarchive.org . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ https://philpapers.org/archive/EPSPAT-2.pdf , стр. 74-75
- ^ Jump up to: а б Эпштейн Михаил., Владив-Гловер, Слободанка., Генис, Александр. Русский постмодернизм: новые взгляды на постсоветскую культуру. Соединенное Королевство: Berghahn Books, 1999. с. 386
- ^ Эпштейн, Михаил. «О будущем гуманитарных наук». Идеи, том. 4, нет. 13 (2011), с. 6. https://www.iasdurham.org/wp-content/uploads/2021/03/Epstein_On-the-Future-of-the-Humanities.pdf .
- ^ Jump up to: а б Эпштейн, Михаил. «Футуристический поворот в гуманитарных науках». Студенческая литература , том. 48 нет. 3, 2021, с. 593-622. Проект МУЗА , https://doi.org/10.1353/lit.2021.0022.
- ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012. с. 46.
- ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012. стр. 137–139.
- ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Bloomsbury, 2012. стр. 80–81.
- ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012, с. 93.
- ↑ Эпштейн, М. (7 июня 2019 г.). Философия возможного. Лейден, Нидерланды: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004398344
- ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012, с. 155.
- ^ Эпштейн, Михаил (2020). От анализа к синтезу: концепция преобразующей метафизики XXI века. В русской философии XXI века. Антология. Лейден, Бостон: Брилл, Родопи. стр. 74–100. https://philpapers.org/archive/EPSFAT.pdf
- ^ https://www.ucis.pitt.edu/nceeer/1993-807-21-3-Epstein.pdf
- ^ Jump up to: а б «Обзор русской философии» . www.emory.edu .
- ^ Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднего советского периода (1953–1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2022, 280 стр. ISBN 978-1-5013-5059-7 https://www.bloomsbury.com/us/ideas-against-ideocracy-9781501350597/ https://www.bloomsbury.com/us/ideas-against-ideocracy-9781501380914/
- ^ Феникс философии: русская мысль позднесоветского периода (1953-1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2019, 312 стр. ISBN 978-1-5013-1639-5
- ^ Частичный английский перевод: Михаил Эпштейн. Политика Апокалипсиса: О русском антимире. Общие знания (Duke UP), 29 февраля 2023 г., стр. 41–72.
- ^ "Медведев дал новое объяснение войны: борьба с Сатаной. Что с ним происходит?" . BBC News Русская Служба .
- ^ Вадим Штепа, «Почему российская политика склоняется к представлениям о конце света?», Eurasia Daily Monitor, том 20, выпуск 31 (22 февраля 2023 г.) https://jamestown.org/program/why-do- российская-политика-склонна-к-понятиям-конца-света/
- ^ Михаил Эпштейн, «Шизофренический фашизм: о войне России с Украиной», Исследования восточноевропейской мысли, том 74, номер 4 (2022): 475-481. https://philpapers.org/rec/EPSSFO
- ^ Стефано Каприо, «Новая орда Путина и вызов невраждебной идентичности», Asia News, 19 марта 2022 г. https://www.asianews.it/news-en/Putins-new-horde-and-the -вызов-не-враждебной-идентичности-55392.html
- ^ Дэвид Барон, «Россия стала пропастью, и мы все можем в нее упасть» [интервью с Михаилом Эпштейном], Израиль ха-Йом, 16 апреля 2023 г. https://www.israelhayom.com/2023/04/16/russia- стал-пропастью-и-мы-можем-все-в-упасть/
- ^ "Новая апокалиптика" . Регион.эксперт .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница
- Статья о М. Эпштейне в «Хронике высшего образования» (ноябрь 2002 г.)
- Работы Михаила Эпштейна в сети:
- На английском языке: [3]
- На русском языке: [4]
- Дагнино, Арианна. Эпштейн, Михаил (2012). Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери. Обзор. Корневища , Выпуск 28, 2015 г.
- Articles by Mikhail Epstein in Novaya Gazeta
- 1950 рождений
- Писатели-мужчины 20-го века
- Академики Даремского университета
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Преподаватели Университета Эмори
- Американские историки-евреи
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Живые люди
- Русские философы ХХ века.
- Русские философы XXI века
- Семиотики
- советские историки литературы
- Советские писатели-мужчины
- Писатели из Москвы.
- Еврейские украинские социологи