Jump to content

Михаил Эпштейн

Михаил Наумович Эпштейн (Эпштейн)
Эпштейн в 2014 году
Эпштейн в 2014 году
Родное имя
Михаил Наумович Эпштейн
Рожденный ( 1950-04-21 ) 21 апреля 1950 г. (74 года)
Москва , Советский Союз
Национальность Русская, Американская
Предмет
  • Континентальная философия
  • Михаил Бахтин и диалогическая поэтика
  • Постмодернистская теория и концептуализм
  • Методология гуманитарных наук
  • Теория культуры
  • Постмодернизм
  • Литература, философия и религия в России
  • Экспериментальные жанры
  • Интернет и творчество
  • Язык и неологизмы
  • Трансформирующие гуманитарные науки
  • Постатеизм и минимальная религия
  • Транскультура и культурология
  • Поссибилизм
  • Метареализм
  • Коллективные импровизации
  • Проективная лингвистика
Заметные награды
Веб-сайт
Интернет

Михаил Наумович Эпштейн (также транслитерируется Эпштейн ; русский : Михаи́л Нау́мович Эпште́йн ; родился 21 апреля 1950 года) — российско-американский литературовед, эссеист и теоретик культуры, наиболее известный своим вкладом в изучение русского постмодернизма . Он является почетным С.С. Доббса профессором теории культуры и русской литературы в Университете Эмори , Атланта , Джорджия. [1] Его труды охватывают русскую литературу и интеллектуальную историю, философию религии, создание новых идей в эпоху электронных средств массовой информации, семиотику и междисциплинарные подходы в гуманитарных науках. Его произведения переведены более чем на 26 языков.

наградила Американская ассоциация современного языка Эпштейна [2] Премия Альдо и Жанны Скальоне за исследования славянских языков и литератур за его книгу «Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднего советского периода (1953–1991)» 6 декабря 2023 года.

Биография

[ редактировать ]

Михаил Наумович Эпштейн родился 21 апреля 1950 года в Москве, СССР, единственный ребенок в семье бухгалтера Наума Моисеевича Эпштейна и экономиста издательства «Транспорт» Марии Самуиловны Лифшиц. [3] В 1972 году он окончил филологический факультет МГУ по специальности «Русский язык» и следующие шесть лет проработал научным сотрудником Отдела теоретических проблем Института мировой литературы АН СССР . В 1978 году вступил в Союз советских писателей . Эпштейн также начал исследовать андеграундную поэзию и арт-сцену Москвы 1970-х годов, развивая на протяжении всей жизни интерес к концептуализму , метареализму и межкультурному взаимодействию идей. [3]

На протяжении 1980-х годов Эпштейн активно участвовал в интеллектуальной жизни Москвы. Он основал Клуб эссеистов в 1982 году. В 1986 году, когда президента Михаила Горбачева политика гласности позволила более открыто подвергать сомнению советские культурные ортодоксальности, Эпштейн основал ассоциацию «Образ и мысль», которая позже дала начало Банку новых идей и терминов. и Лаборатория групп современной культуры в Москве. [4]

В 1990 году Эпштейн эмигрировал в Соединенные Штаты, где провел семестр преподавания в Уэслианском университете в Мидлтауне, штат Коннектикут, а затем поступил на факультет русского и восточноазиатского языков и культур Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия. [5] Почти сразу же он получил годовую стипендию в Международном центре ученых Вудро Вильсона (Вашингтон, округ Колумбия ) для исследования советского идеологического языка. [6] По возвращении в Эмори Эпштейн преподавал различные курсы для аспирантов и студентов по различным предметам: от теории литературы, семиотики и интеллектуальной истории до русской литературы XIX и XX веков. [7]

В 1992–1994 годах Эпштейн исследовал историю русской мысли позднесоветского периода благодаря гранту Национального совета советских и восточноевропейских исследований . [8]

Во второй половине 1990-х годов, когда Всемирная паутина быстро проникла как в академическую, так и в массовую культуру, Эпштейн освоил новую среду межкультурного общения. Его интернет-проекты в это время включают The InteLnet (Интеллектуальная сеть), 1995, [9] «Книга книг» (с 1998 г.), [10] и «Дар слова: Проективная лексика русского языка» (с 2000 г.). [11]

С осени 1999 года по весну 2001 года, а затем с осени 2003 года по весну 2006 года Эпштейн был сопредседателем междисциплинарного факультетского семинара Густавсона в Университете Эмори. [12]

Весной 2011 года он был назначен научным сотрудником IAS и научным сотрудником Проуза в колледже Ван Милдерт Института перспективных исследований Даремского университета в Дареме, Великобритания. [13] Он оставался в Дареме с 2012 по 2015 год в качестве профессора и директора-основателя Центра гуманитарных инноваций, где он основал Репозиторий новых идей.

Исследования и стипендии

[ редактировать ]

Исследовательские интересы Эпштейна в области гуманитарных наук включают постмодернизм ; современная философия и теология, в частности философия культуры и языка; поэтика и история русской литературы; семиотика . повседневной жизни и эволюция языка

Русский постмодернизм

[ редактировать ]

Эпштейн стал пионером в изучении российского постмодернизма, подтвердив его место в глобальном постмодернизме. В своих книгах «После будущего: Парадоксы постмодернизма и современной российской культуры» (1995) и «Русский постмодернизм: новые перспективы постсоветской культуры» (совместно с Александром Генисом и Слободанкой Владив-Гловер, 1999, 2015) он помещал русскую художественную литературу, поэзию , искусство и духовность 1970–1990-х годов как в континууме метафизически ориентированного метареализма и лингвистически саморефлексивного концептуализма, так и в контексте глобального постмодернистского литературно-культурного диалога. По мнению Эпштейна, первая волна российского постмодернизма восходила к социалистическому реализму советской эпохи 1930-1950-х годов, который противостоял «устаревшему» эстетическому индивидуализму модернизма , стирал различия между элитной и массовой культурой и пытался построить пост-модернизм. историческое пространство, где все великие дискурсы прошлого могли быть объединены и решены. [14]

Социалистическому реализму удалось стереть смысловые различия между идеей и реальностью, означающим и означаемым. Несмотря на эти общие черты, социалистическому реализму не хватало игривого, иронически застенчивого аспекта зрелого постмодернизма. Лишь в конце 1950-х и снова в 1970-х годах советские художники и писатели, такие как Илья Кабаков , Виталий Комар , Александр Меламид , Дмитрий Пригов , Всеволод Некрасов и другие, обратили отчетливо постмодернистский, игривый, ироничный взгляд на идеологические симуляции социалистического строя. реализм (героические рабочие, коллективная борьба, коммуналка, славное коммунистическое будущее и т. д.).

Вместо того, чтобы объявить советскую идеологию ложью, российские писатели и художники-постмодернисты рассматривали идеи и концепции сами по себе как единственную истинную суть советского образа жизни. Таким образом, Эпштейн представляет две отдельные фазы русского постмодернизма: «наивную» — социалистический реализм и «рефлексивную» — концептуализм . Эти два российских постмодернизма, по сути, одновременно дополняют и противоречат друг другу из-за значительного исторического разрыва. Напротив, развитие западного постмодернизма было более прямым и менее сложным, сосредоточенным в пределах одного исторического периода. [14]

Транскультурализм

[ редактировать ]

Эпштейн много писал и читал лекции по культурологии и ее результату — транскультуре. Как отдельная область исследования культурология развивалась в 1960–1970-е годы параллельно с культурологией на Западе и вопреки доминирующей марксистской философии советской эпохи. Культурология, разработанная с разных точек зрения такими мыслителями, как Михаил Бахтин , Юрий Лотман и Сергей Аверинцев , исследует, описывает и связывает разнообразные культурные явления, к которым ранее подходили из отдельных областей, таких как история, философия, социология, литературная и художественная критика. Он стремится подняться над социальными, национальными и историческими различиями, рассматривая как «культуру» как единое целое, так и «культуры» как разнообразные, бесконечно богатые и по своей сути ценные места кодирования человеческих явлений. [15]

Эпштейн построил на фундаменте культурологии свою концепцию транскультурализма , сознательного освобождения от ограничений собственной специфической, по своей сути неполной культуры и культивирования радикальной открытости и диалога с другими. Для Эпштейна эмиграция предоставила возможность воочию изучить взаимодействие культур. Он описывает транскультурную модель как отличную как от американского «плавильного котла», в котором культурные различия сливаются и становятся национальной нормой, так и от мультикультурализма , который постулирует гордость за отдельные культурные идентичности, основанные на расовых, этнических или половых различиях. По словам Эпштейна, «Транскультура — это новая сфера, в которой люди позиционируют себя свободными от ограничений первичной культуры (культур) их родной среды. Элементы транскультуры свободно выбираются людьми, а не диктуются правилами и предписаниями в рамках данной культуры. ." [16] Транскультура признает необходимость видеть себя в другом, допуская умножение возможных миров, безграничную изменчивость дискурсов, ценностей и систем знаний, которые охватывают различия, а не стремятся их стереть. [3]

Это понимание вдохновило Эпштейна вернуться к мероприятиям коллективной импровизации, которые он проводил в Клубе эссеистов и Центре экспериментального творчества в Москве в 1980-х годах. [17] Эпштейн проводил подобные «коллективные мозговые штурмы» в качестве лабораторных моделей транскультурной деятельности в Государственном университете Боулинг-Грин (1996). [18] международная конференция «Будущее гуманитарных наук. Международная школа теории гуманитарных наук», Университет Сантьяго-де-Компостела (1997 г.) и Университет Эмори (1998-2004 гг.). [19] Эти совместные импровизационные занятия были направлены на «исследование творчества, технологий и роли духовности в повседневных психических процессах». [ нужна ссылка ]

Минимальная религия / «плохая вера»

[ редактировать ]

Исследования Эпштейна культурных и духовных условий постсоветской России привели его к концепции «минимальной религии», феномену постатеистической религиозности, зародившемуся в первой стране, испытавшей 70 лет массового, санкционированного государством атеизма . Если не считать значительного числа россиян, обратившихся к традиционным русским православным практикам или другим конфессиям (иудаизму, протестантскому христианству, исламу и т. д.) в 1970–1990-е годы, примерно четверть российских респондентов исповедуют общую веру в Бога, которая является беспристрастной. с любой организованной церковью или религиозной доктриной. [20] Отказавшись от атеизма, эти «минимальные верующие» стремятся заполнить духовную пустоту целостным взглядом на Бога, выходящим за рамки исторических разделений и предписывающих ритуалов организованной религии. [21] Однако, в отличие от западного светского гуманизма или агностицизма , Эпштейн считает минимальную религию в России по существу теистической. Его термин «плохая вера» относится не к неадекватности, а к свободе от материальных атрибутов традиционных религий: имущества, зданий, ритуальных объектов и посредников между человеком и Богом. [22] Минимальный верующий обладает верой только здесь и сейчас, без каких-либо институциональных форм или организаций (в отличие от протестантских конфессий).

Более того, Эпштейн подчеркивает, что советский массовый атеизм был необходимой предпосылкой возрождения веры в форме минимальной религии. «Атеизм использовал разнообразие религий, чтобы аргументировать относительность религии. Следовательно, упадок атеизма ознаменовал возвращение к простейшей, практически пустой и бесконечной форме монотеизма и монофидеизма. Если Бог един, то и вера должна быть единой. ." [22]

Трансформирующие гуманитарные науки

[ редактировать ]

Эпштейн выступает за важность гуманитарных наук и их преобразующего потенциала. В эпоху растущего внимания к предметам STEM (наука, технология, инженерия, математика) в работе Эпштейна утверждается, что гуманитарные науки могут сыграть жизненно важную роль в формировании будущего общества: «Ориентированные на будущее гуманитарные науки не должны ограничиваться наукой, а скорее должны стремиться создавать свои собственные способы изменить то, что они изучают, чтобы преобразовать человеческий мир». [23] По мнению Эпштейна, образовательная программа, объединяющая основные области гуманитарных наук, могла бы быть создана под аббревиатурой PILLAR: философия, интеллектуальная история, язык, литература, искусство, религия. Вместо того, чтобы преподавать шесть гуманистических дисциплин как отдельные предметы, PILLAR интегрирует их в единую парадигму обучения, основанную на реальных и ориентированных на будущее приложениях. Являясь трансдисциплинарной стратегией, дополняющей STEM, PILLAR объединяет не только традиционные области гуманитарных наук, но также научные исследования и изобретательство. [24]

Эпштейн рассматривает преобразующие гуманитарные науки (или трансгуманитарные науки) как практические средства преобразования культуры, подобно тому, как технологии служат практическим применением естественных наук, а политика — социальных наук. Конструктивно трансгуманизм может включать в себя построение новых интеллектуальных сообществ, инициирование новых художественных движений, создание новых способов общения и разработку новых парадигм мышления, а не просто изучение или критику продуктов культуры. [24]

В своей книге «Трансформирующие гуманитарные науки: манифест» (2012) Эпштейн утверждает, что научная дисциплина гуманитарных наук в том виде, в каком она существует, требует радикальных, инновационных идей, исходящих из пределов академических привилегий, чтобы разрушить устаревшие привычки мышления и наполнить гуманитарные науки «прототипом». -глобальный менталитет». [25]

Освободившись от навязанных извне культурных императивов, гуманитарные программы могли бы расширить сферу своих исследований в областях, более отвечающих научно-техническим вызовам XXI века. Практические и экспериментальные отрасли недавно изобретенных областей могут включать «гуманологию» («экология человека и антропология машин»); [26] «экофилология» (изучение роли текстовой среды), [27] «микроника» (наука о качественном значении мельчайших объектов и миниатюризации вещей); [28] и «ужастик», изучение механизмов саморазрушения цивилизации, которые делают ее восприимчивой ко всем формам терроризма и «ужаса», включая его биологические и технологические формы.

Поссибилизм, философия и технология

[ редактировать ]

Эпштейн определяет общее направление своей работы как создание множества альтернатив доминирующим знаковым системам и теоретическим моделям — то, что он называет «поссибилизмом». На этом пути возникают «мыслимые миры» — философские системы, религиозные и художественные движения, жизненные ориентации, новые слова, термины и понятия, новые дисциплины и формы гуманитарных исследований. Поссибилизм предполагает, что вещь или событие приобретает смысл только в контексте своих возможностей — может быть в отличие от есть . Потенциальность не может быть сведена ни к действительности, ни к необходимости. Мир, состоящий исключительно из реальностей, лишился бы смысла и значимости. Он предлагает дисциплину потенциологии как развивающуюся ветвь метафизики, которая концентрируется на потенциальности и дополняет устоявшиеся ветви онтологии и эпистемологии. [29]

Расширяя свою «трансформативную» и «поссибилистическую» методологию, Эпштейн разработал проект «синтетической», или конструктивной философии, в отличие от аналитической традиции, доминирующей в современной западной мысли. Поворотным моментом от анализа к синтезу является проблематизация выявленных в анализе элементов, их критика, замена или перестановка, приводящая к построению альтернативных концепций и положений, расширяющих область мыслимого и осуществимого. Это закладывает основу синтеза философии и технологии, «технософии» (метафизики, применяемой для построения виртуальных миров). [30] Технология XXI века – это не просто инструментальная/утилитарная, а фундаментальная технология («онто-технология»), которая благодаря проникновению науки в микро- и макромир способна изменить основополагающие параметры бытия, приобретая тем самым философское измерение. . Соответственно, философия как исследование общих принципов мироздания становится обязательным условием любых «мирообразующих», синтезирующих актов технологии, включая проектирование компьютерных игр и многонаселенных виртуальных миров (например, « Вторая жизнь » и «Вторая жизнь»). Мета »), которые предполагают новую онтологию, логику, этику и аксиологию. Призвание философии XXI века – не просто постичь наш мир, но и заложить основы новых мирообразующих практик, инициировать и сконструировать онтологию возможных миров, проложить путь альтернативным формам синтетической жизни и искусственный интеллект. Вопреки Гегелю, философия — это уже не «сова Минервы», летящая в сумерках, а жаворонок, возвещающий зарю новой «технософской» эпохи. [31]

Проективные словари и неологизмы

[ редактировать ]

Работы Эпштейна часто характеризуются использованием им неологизмов и их лексических предшественников, протологизмов — неологизмов, которые еще не были приняты в качестве полезных или обоснованных дополнений к словарю. Его собственный термин для этого процесса словообразования — «Лексикопея», литературный жанр, который предполагает объединение определенных морфем в новые, значимые слова для ранее неопределенных понятий.

В своем PreDictionary (Atelos, 2011) Эпштейн исследует творческий потенциал неологизмов, а также формирующую роль, которую играют пробелы в языке. Применяя концепцию преобразовательных гуманитарных наук к лингвистике, Эпштейн предполагает переход от анализа существующего языка к синтезу новых слов, которые, в свою очередь, генерируют новые концепции и значения. Например, одна запись в PreDictionary — «Лексипоэма», то есть стихотворение, состоящее из одного слова или лексической единицы.

Эпштейн развил эту филологическую — лингвистическую и философскую — методологию в более поздней книге «Проективный словарь гуманитарных наук » (М.: Новое литературное обозрение, 2017; опубликовано на русском языке), объединяющей более 400 вновь придуманных концепции в гуманитарных науках, философии, культурологии, эстетике, лингвистике, религиоведении и других новых дисциплинах. Словарь содержит систематическое описание понятий и терминов гуманитарных наук, охватывающих философию (в том числе этику и эстетику), культурологию, религиоведение, лингвистику, литературоведение, а также гуманитарные подходы к природе, истории, обществу и технике.

История русской философии

[ редактировать ]

Эпштейн подвергает сомнению общепринятое восприятие русской философии как простого отражения западной философии, в которое можно внести мало оригинальных идей. Он рассматривает Россию как философскую нацию в более фундаментальном и всеобъемлющем смысле: «Возможно, ни одна другая нация в мире [не] так полностью подчинила свою социальную, культурную и даже экономическую жизнь требованиям философских концепций». [32]

В анализе Эпштейна особое внимание уделяется двум противоположным тенденциям, свойственным русской мысли и очевидным на протяжении всей истории страны. Первая тенденция использует обобщение и унификацию для преобразования социальной и культурной реальности, что в конечном итоге приводит к идеократии и тоталитаризму , тогда как вторая пропагандирует непревзойденную ценность индивидуальности, раскрывая относительность и бесполезность всех общих идеологических конструкций. [33]

Первая тенденция, получившая развитие в XIX веке в различных проявлениях («соборность», «тотальное единство» Владимира Соловьева , движение «возвращения к земле» и т. д.), потеряла свою вдохновляющую силу, слившись с официальной советской тенденцией. идеология начала приходить в упадок в 1950-е годы и практически исчезла из философии к концу 1980-х годов. Вторая тенденция (включая такие понятия, как персонализм , концептуализм , полифония и многие другие) достигла пика своего влияния в постсоветский период. Эпштейн утверждает, что контраст и взаимодействие этих двух тенденций — генерализации, тоталитаризма и утопизма против индивидуализации, персонализма и концептуализма — определяют своеобразный характер русской мысли и ее вклад в мировую философию. [33]

В своем двухтомном исследовании русской философии позднего советского периода (1950–1980-е годы) Эпштейн приходит к выводу, что русская интеллектуальная история XX века — это история мысли, отчаянно пытающейся вырваться из тюрьмы идеократической системы, созданной напряженными и жертвенными усилиями. усилия самой мысли. Российская «интеллигенция», или интеллектуальная элита, выступала против «идеократии», правления посредством идеологии; однако собственное мышление интеллигенции непреднамеренно породило идеократию. Этот обреченный на провал цикл мысли не только подрывает свои собственные предпосылки, но и придает русской философии беспрецедентный, парадоксальный, а порой и трагически саркастический характер». [34] [35]

Вторая книга « Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднего советского периода (1953–1991) » стала солауреатом премии Альдо и Жанны Скальоне за исследования славянских языков и литератур, присуждаемой Ассоциацией современного языка MLA, 2023).

Текущие военные события в «Русском Антимире » (2023 г.)

[ редактировать ]

Вторжение России в Украину в феврале 2022 года кристаллизовало многие мысли Эпштейна о развитии российской цивилизации. В своей книге «Русский Анти-мир : Политика на Грани Апокалипсиса» (2023 г., опубликовано на русском языке) Эпштейн рассматривает войну через философскую призму. [36]

В книге Эпштейн утверждает, что лозунг Кремля «Русский мир» (Русский мир), относящийся к постоянно расширяющейся сфере российской территории и влияния, противопоставляемой декадентскому, «сатанинскому» Западу, [37] представляет собой пример радикальной идеологической риторики (включая открытые ядерные угрозы), невиданной даже в советское время. Российские политики и пропагандисты идеализируют мифологизированную «великую империю» прошлого (как царского, так и советского), несовместимую с современным миром. Вместо того, чтобы разрабатывать свой собственный цивилизационный проект для России, Владимир Путин и его союзники определяют «Русский мир» только как «антимир»: отрицание Запада и всего, что он символизирует. [38] Эпштейн считает, что в риторике вокруг «специальной военной операции» России на Украине «русский мир» выступает как антитеза современному миру; он отрицает современные идеалы, такие как мир, современные геополитические нормы, такие как территориальный суверенитет, современные представления об отделении церкви и государства, международное гуманитарное право; он даже переворачивает концептуальные определения таких терминов, как «война» и «фашизм». [39]

Эпштейн определяет идеологическую основу вторжения России на Украину как «шизофашизм» или «фашизм, замаскированный под борьбу с фашизмом»; «целое мировоззрение, сочетающее в себе теорию морального, этнического или расового превосходства, божественной миссии, империализма, национализма, ксенофобии, стремления к сверхдержаве, антикапитализма, антидемократии, антилиберализма». [40]

Усиливающаяся апокалиптическая риторика путинского режима пронизывает российскую культуру как внутри, так и снаружи. [41] В то время как над миром нависла явная угроза ядерного уничтожения со стороны России, лидеры Русской православной церкви, как часть государственного аппарата, проповедуют апокалиптические идеи, которые приравнивают потерю Украины к «концу света». [42] Эпштейн интерпретирует их как угрозы не только против нерусских «других», но, в конечном счете, против самих русских людей, которых систематически лишают основных свобод, фактической информации, значимого политического выбора, материальных благ и, в конечном итоге, их жизни, поскольку все больше и больше все больше молодых людей призываются для использования в качестве пушечного мяса на поле боя.

Библиография

[ редактировать ]

Книги и монографии

[ редактировать ]

По-английски

[ редактировать ]
  • Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднесоветского периода (1953–1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2022, 280 стр. ISBN   978-1-5013-5059-7
  • Феникс философии: русская мысль позднесоветского периода (1953-1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2019, 312 стр. ISBN   978-1-5013-1639-5
  • Философия возможного: модальности в мышлении и культуре . Перевод с русского Верна В. МакГи и Марины Эскиной. Бостон, Лейден и др.: Brill Academic Publishers (серия книг Value Inquiry, том 333), 2019, 365 стр. ISBN   978-90-04-39834-4
  • Ирония идеала: Парадоксы русской литературы . Перевод А.С. Брауна. Бостон: Academic Studies Press, 2017, 438 стр. ISBN   978-1-61811-982-7
  • Русский постмодернизм: новые взгляды на постсоветскую культуру . Перевод Слободанки Владив-Гловер (Перед. ред.). Нью-Йорк; Оксфорд: Книги Бергана. 2016 [1999]. ISBN  978-1-78238-864-7 . (совместно с Александром Генисом и Слободанкой Владив-Гловер) 578 стр.
  • Трансформирующие гуманитарные науки: Манифест . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2012, 318 стр. ISBN   978-1-4411-5507-8
  • PreDictionary: исследование пробелов в языке . Сан-Франциско: Ателос, 2011, 155 стр. ISBN   1-891190-34-2
  • Русская духовность и секуляризация культуры . Нью-Йорк: FrancTireur-США, 2011, 135 стр. ISBN   978-1-257-85060-0
  • Крики в новой пустыне: из материалов Московского института атеизма . Перевод и введение Евы Адлер. Филадельфия: Книги Пола Драй, 2002, 236 стр. ISBN   0-9679675-4-6
  • Транскультурные эксперименты: российские и американские модели творческой коммуникации (совместно с Эллен Берри). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 1999, 340 стр. ISBN   0-312-21808-7
  • После будущего: парадоксы постмодернизма и современной российской культуры (том из серии «Критические перспективы современной культуры» , введение и перевод Анесы Миллер-Погакар), Амхерст: The University of Massachusetts Press, 1995, 392 стр. Твердый переплет и мягкая обложка. издания. Электронное издание, Боулдер, Колорадо: NetLibrary, Inc., 2000. ISBN   0-585-15509-7
  • Релятивистские модели в тоталитарном мышлении: исследование языка советской идеологии . Институт перспективных исследований России Кеннана, Периодическая статья, № 243. Вашингтон: Международный центр ученых Вудро Вильсона, 1991, 94 стр. [2]

На английском и русском языках

[ редактировать ]
  • Америка: Избранные очерки . / Амеророссия. Избранная эссеистика. (параллельные тексты на английском и русском языках). Москва: Серебряные нити, 2007. 504 с.
  • Конструктивный потенциал гуманитарных наук . Конструктивный потенциал гуманитарных наук. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. 74 с.

На русском языке

[ редактировать ]
Научные работы
[ редактировать ]
  • Pervoponiatiia: Kliuchi к kul'turnomu kodu (Primary Concepts: Keys to the Cultural Code). Москва: Kolibri, Azbuka-Attikus, 2022 (July), 720 pp. ISBN   978-5-389-15248-9
  • Философский проективный словарь. Новые термины и понятия. Выпуск 2 (Философский проективный словарь. Новые термины и понятия. Том 2). Соредактор (совместно с Г. Л. Тульчинским), автор 143 статей (из 200). СПб.: Алетейя, 2020 (июль), 544 с. ISBN   978-5-00165-110-9
  • Гомо Скриптор. Сборник статей и материалов в честь 70-летия Михаила Эпштейна . ФЕСТШРИФТ. Составил и отредактировал Марк Липовецкий. Москва: Новое литературное обозрение, 2020, 688 с. Автор, соавтор или компилятор в настоящем издании стр. 536–669 (письма, интервью, библиография и хронология). ISBN   978-5-4448-1202-0
  • Постмодернизм в России (Постмодернизм в России). СПб: Азбука (серия «Новый культурный код»), 2019, 608 с. ISBN   978-5-389-15249-6
  • Переработанное и дополненное издание «Постмодерн в русской литературе». Москва: Высшая школа, 2005. 495 с.
  • Budushchee gumanitarnykh nauk: Tekhnogumanizm, kreatorika, erotologiia, elektronnaia filologiia i drugie nauki XXI veka . (The Future of the Humanities: Technohumanism, Creatorics, Erotology, Digital Philology and Other Disciplines of the XXI c.). Moscow: Ripol–klassik, 2019, 240 pp.  ISBN   978-5-386-12485-4
  • Proektivnyi slovar' gumanitarnykh nauk (The Projective Dictionary of the Humanities). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017, 616 pp. ISBN   978-5-4448-0632-6
  • Ot znania k tvorchestvu. Kak gumanitarnye nauki mogut izmeniat' mir (From Knowledge to Creativity: How the Humanities Can Change the World). Moscow–St.Petersburg, izd. Tsentr gumanitarnykh initsiativ (series Humanitas), 2016, 480 pp. ISBN   978-5-98712-601-1
  • Poeziia i sverkhpoeziia: O mnogoobrazii tvorcheskikh mirov (Poetry and Superpoetry: On the Variety of Creative Worlds). St. Petersburg: Azbuka (the series Cultural Code), 2016,  478 pp. ISBN   978-5-389-12825-5
  • Ironia Ideala. Paradoksy russkoi literatury . (The Irony of the Ideal: Paradoxes of Russian Literature). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015, 384 pp. ISBN   978-5-4448-0254-0
  • Religiia posle ateizma: Novye vozmozhnosti teologii (Religion after Atheism: New Possibilities for Theology). Moscow: AST-Press, 2013, 415 pp. ISBN   978-5-462-01429-1
  • Slovo i molchanie. Metafizika russkoi literatury (Word and Silence: The Metaphysics of Russian Literature). Moscow: Vysshaia shkola, 2006, 550 pp. ISBN   5-06-005220-6
  • Философия тела (Философия тела). СПб.: Алетейя, 2006. 194 с. ISBN   5-89329-908-6
  • Znak probela: O budushchem gumanitarnykh nauk (Mapping Blank Spaces: On the Future of the Humanities). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004, 864 pp. ISBN   5-86793-302-4
  • Проективный философский словарь. Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с. (соред. с Г. Л. Тульчинским; автор предисловия и 90 статей). ISBN   5-89329-634-6
  • Filosofiia vozmozhnogo. Modal'nosti v myshlenii i kul'ture (The Philosophy of the Possible: The Modalities in Thought and Culture). St. Petersburg: Aleteia, 2001, 334 pp. ISBN   5-89329-424-6
  • Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре XX века (Вера и образ: религиозное бессознательное в русской культуре двадцатого века), Tenafly (Нью-Джерси): Hermitage Publishers, 1994, 270 стр.
  • 'Priroda, mir, tainik vselennoi. . .' Sistema peizazhnykh obrazov v russkoi poezii ('Nature, the World, the Mystery of the Universe...': The System of Landscape Images in Russian Poetry). Moscow: Vysshaia Shkola [the central university press of Russia], 1990, 304 pp. ISBN   5-06-001588-2
  • Stikhi i Stikhii. Priroda v russkoi poezii 18 – 20 cc .: (Verses and Elements: Nature in Russian Poetry of the 18-20 cc.) (Second revised edition). Samara: Bakhrakh-M, 2007, 352 pp.
  • Paradoksy novizny. O literaturnom razvitii XIX-XX vekov (The Paradoxes of Innovation: On the Development of Literature in the 19th and 20th Centuries). Moscow: Sovetskii Pisatel', 1988, 416 pp. ISBN   5-265-00166-2
Художественная литература, эссе, общественная стипендия
[ редактировать ]
  • От Библии до пандемии : Поиск ценностей в мире катастроф. Москва–Св. СПб: Пальмира, 2023. 378 с. ISBN   978-5-517-08662-4
  • Русский Антимир: Политика на границе Апокалипсиса . Нью-Йорк: FrancTireurUSA, 2023 (январь), 250 стр. ISBN   978-1-365-62846-7
  • Detskie voprosy: dialogi (Children's Questions: Dialogues). Moscow: ArsisBooks, 2020, 176 pp. ISBN   978-5-904155-94-0  
  • Отцовство: Опыт, чувство, таина. (Отцовство: опыт, чувство и тайна). Москва: Никеа, 2020. 320 с. (третье переработанное издание). Предыдущие издания: « Отцовство », Tenafly (Нью-Джерси): Hermitage Publishers, 1992, 160 стр.; Отцовство. Метафизический дневник (Отцовство. Метафизический журнал); второе переработанное издание. СПб.: Алетейя, 2003. 248 с.
  • Любовь (Любовь). Москва: Рипол Классик, серия «Философия жизни», 2018, 568 с. ISBN   978-5-386-10735-2
  • Solo Amore: Любовь в пяти измерениях (Solo Amore: Любовь в пяти измерениях), переработанное и дополненное издание. Москва: Эксмо, 2011. 492 с.; переиздано в двух томах, март 2021 г.
    • Том 1. Эрос: Между любовью и сексуальностью. Рипол Классик, серия «Философия жизни», 272 стр. ISBN   978-5-386-13892-9
    • Том 2. Прав ли Фрейд? Языки любви . (Прав ли Фрейд? Языки любви) Риполь Классик, серия «Философия жизни», 304 стр. ISBN   978-5-386-13893-6
  • Энциклопедия юности (Энциклопедия молодежи) с Сергеем Юриененом. Переработанное и дополненное издание. Москва: Эксмо, 2017. 590 с. ISBN   978-5-699-99091-7
    • 1-е изд. Нью-Йорк: Franc-Tire USA, 2009, 477 стр.
  • От совки к бобку . Политика на грани гротеска (От Homo Soveticus до бобока Достоевского. Политика на грани гротеска). 2-е, исправленное и дополненное издание. Киев. Дух и литера, 2016. 312 с. ISBN   978-966-378-450-2
    • 1-е изд. Нью-Йорк: FrancTireur-США, 2015, 253 стр.
  • Prosto proza (Simply the Prose). New York: FrancTireurUSA, 2016, 194 pp.
  • Kleikie listochki: Mysli vrazbros i vopreki . (Sticky Leaves: Scattered Untimely Reflections). Moscow: ArsisBooks, 2014, 266 pp.
  • Каталог (Каталог), с Ильей Кабаковым. Вологда: Библиотека московского концептуализма, изд. Германа Титова, 2010, 344 с.
  • Все очерки , в 2-х томах, т. 1. В России, 1970-е – 1980-е годы; т. е. 2. Из Америки, 1990-е-2000-е (Все эссе, или Все есть эссе), в 2-х томах. Екатеринбург: Ю-Фактория, 2005.
  • Болото подробно. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи . Нью-Йорк: Слово/Word, 1997, 248 стр. 2-е, исправленное и дополненное издание. Москва: ЛИА Елинина, 1998, 240 с.
  • Na granitsakh kul'tur. Rossiiskoe - amerikanskoe - sovetskoe (On the Borders of Cultures: Russian - American - Soviet). New York, Slovo/Word, 1995, 343 pp.
  • Novoe sektantstvo: tipy religiozno-filosofskikh umonastroenii v Rossii, 1970-80-e gody (New Sectarianism: The Varieties of Religious-Philosophical Consciousness in Russia, the 1970s-1980s). Holyoke (Massachusetts): New England Publishing Co., 1993, 179 pp.
    • 2-е издание, репринт, Москва: Лабиринт, 1994, 181 с.
    • 3-е исправленное и дополненное издание. Самара: Бахрах-М, 2005. 255 с. ISBN   5-94648-039-1
  • Velikaia Sov'. Filosofsko-mifologicheskii ocherk (Great Sov'. A Philosophical-Mythological Essay). New York: Word/Slovo, 1994, 175 pp.
    • 2-е исправленное и дополненное издание: Великая Совь. Советская мифология (Большая сова. Советская мифология). Самара: Бахрах-М, 2006. 272 ​​с. ISBN   5-94648-049-9
  • Novoe v klassike. Derzhavin, Pushkin, Blok v sovremennom vospriiatii (The Classics Renovated: Derzhavin, Pushkin, and Blok in Contemporary Perception). Moscow: Znanie, 1982, 40 pp.

Избранные переводы

[ редактировать ]
немецкий
[ редактировать ]
  • Дневник для Ольги. Хроника отцовства. Перевод с русского Отто Маркуса . Мюнхен: Ройтман Верлаг, 1990, 256 стр.
корейский
[ редактировать ]
  • После будущего: парадоксы постмодернизма и современной российской культуры. Пер. с русского и английского Чо Джун-Рэ. Сеул, Издательская группа Хануль, 2009 г., 878 стр.
Греческий
[ редактировать ]
  • Гуманистические изобретения и этика уникальности в переводе Джорджа Пинакуласа. Афины (Греция): Print Roes, 2017, 232 стр.
  1. ^ «Михаил Эпштейн» . www.comparativelit.emory.edu . Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
  2. ^ [1]
  3. ^ Jump up to: а б с Бейнс, Дженнифер (октябрь 2004 г.). "Литературно-биографический словарь. Том 285: Русские писатели с 1980 года М. Балина М. Липовецкий (рецензия)" . Славянское и восточноевропейское обозрение . 82 (4). дои : 10.1353/см.2004.0020 . ISSN   2222-4327 .
  4. ^ «В гостях у УРИ выдающийся русский писатель, теоретик» . Проверено 20 ноября 2023 г.
  5. ^ «Эпштейн, Михаил Н. | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 ноября 2023 г.
  6. ^ «Михаил Наумович Эпштейн | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 20 ноября 2023 г.
  7. ^ "cv_courses.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  8. ^ «Михаил Эпштейн» . Realc.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  9. ^ «Интелнет» . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  10. ^ "книга_книг.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  11. ^ "dar0.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  12. ^ «Семинары Густавсона несут междисциплинарное наследие» . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  13. ^ «Профессор Михаил Эпштейн | IAS Дарем» . Проверено 20 ноября 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б www.emory.edu https://www.emory.edu/INTELNET/af.rus.postmodernism.html . Проверено 20 ноября 2023 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  15. ^ "tc_1.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  16. ^ «Транскультура – ​​Философия: Энциклопедия русской мысли» . Апрель 2019 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
  17. ^ Устинова, Ирена; Берри, Эллен Э.; Эпштейн, Михаил Н. (2000). «Транскультурные эксперименты: российская и американская модели творческой коммуникации» . Славянский и восточноевропейский журнал . 44 (4): 667. дои : 10.2307/3086299 . ISSN   0037-6752 . JSTOR   3086299 .
  18. ^ Государственный университет Боулинга, ICS; Эпштейн, Михаил; Берри, Эллен (1 октября 1996 г.). «Транскультурные мероприятия с Михаилом Эпштейном» . События ИКС .
  19. ^ "impro_home.html" . www.emory.edu . Проверено 20 ноября 2023 г.
  20. ^ Эпштейн, Михаил (2018). «Постатеизм и феномен минимальной религии в России» . philarchive.org . Проверено 20 ноября 2023 г.
  21. ^ https://philpapers.org/archive/EPSPAT-2.pdf , стр. 74-75
  22. ^ Jump up to: а б Эпштейн Михаил., Владив-Гловер, Слободанка., Генис, Александр. Русский постмодернизм: новые взгляды на постсоветскую культуру. Соединенное Королевство: Berghahn Books, 1999. с. 386
  23. ^ Эпштейн, Михаил. «О будущем гуманитарных наук». Идеи, том. 4, нет. 13 (2011), с. 6. https://www.iasdurham.org/wp-content/uploads/2021/03/Epstein_On-the-Future-of-the-Humanities.pdf .
  24. ^ Jump up to: а б Эпштейн, Михаил. «Футуристический поворот в гуманитарных науках». Студенческая литература , том. 48 нет. 3, 2021, с. 593-622. Проект МУЗА , https://doi.org/10.1353/lit.2021.0022.
  25. ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012. с. 46.
  26. ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012. стр. 137–139.
  27. ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Bloomsbury, 2012. стр. 80–81.
  28. ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012, с. 93.
  29. Эпштейн, М. (7 июня 2019 г.). Философия возможного. Лейден, Нидерланды: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004398344
  30. ^ Эпштейн, Михаил. Трансформирующие гуманитарные науки: манифест. Лондон: Блумсбери, 2012, с. 155.
  31. ^ Эпштейн, Михаил (2020). От анализа к синтезу: концепция преобразующей метафизики XXI века. В русской философии XXI века. Антология. Лейден, Бостон: Брилл, Родопи. стр. 74–100. https://philpapers.org/archive/EPSFAT.pdf
  32. ^ https://www.ucis.pitt.edu/nceeer/1993-807-21-3-Epstein.pdf
  33. ^ Jump up to: а б «Обзор русской философии» . www.emory.edu .
  34. ^ Идеи против идеократии: немарксистская мысль позднего советского периода (1953–1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2022, 280 стр. ISBN   978-1-5013-5059-7 https://www.bloomsbury.com/us/ideas-against-ideocracy-9781501350597/ https://www.bloomsbury.com/us/ideas-against-ideocracy-9781501380914/
  35. ^ Феникс философии: русская мысль позднесоветского периода (1953-1991) . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic, 2019, 312 стр. ISBN   978-1-5013-1639-5
  36. ^ Частичный английский перевод: Михаил Эпштейн. Политика Апокалипсиса: О русском антимире. Общие знания (Duke UP), 29 февраля 2023 г., стр. 41–72.
  37. ^ "Медведев дал новое объяснение войны: борьба с Сатаной. Что с ним происходит?" . BBC News Русская Служба .
  38. ^ Вадим Штепа, «Почему российская политика склоняется к представлениям о конце света?», Eurasia Daily Monitor, том 20, выпуск 31 (22 февраля 2023 г.) https://jamestown.org/program/why-do- российская-политика-склонна-к-понятиям-конца-света/
  39. ^ Михаил Эпштейн, «Шизофренический фашизм: о войне России с Украиной», Исследования восточноевропейской мысли, том 74, номер 4 (2022): 475-481. https://philpapers.org/rec/EPSSFO
  40. ^ Стефано Каприо, «Новая орда Путина и вызов невраждебной идентичности», Asia News, 19 марта 2022 г. https://www.asianews.it/news-en/Putins-new-horde-and-the -вызов-не-враждебной-идентичности-55392.html
  41. ^ Дэвид Барон, «Россия стала пропастью, и мы все можем в нее упасть» [интервью с Михаилом Эпштейном], Израиль ха-Йом, 16 апреля 2023 г. https://www.israelhayom.com/2023/04/16/russia- стал-пропастью-и-мы-можем-все-в-упасть/
  42. ^ "Новая апокалиптика" . Регион.эксперт .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c84a3802ebb2b245ec531c8e1b4e2057__1722422940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/57/c84a3802ebb2b245ec531c8e1b4e2057.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Epstein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)