Филетизм
Филетизм или этнофилетизм (от греческого : ἔθνος , транслит. этнос , букв. «нация» и φυλετικός , филетикос , «племенной») — это принцип национальностей, применяемый в церковной сфере: другими словами, слияние церкви и нации . Термин «этнофилетизм» обозначает идею о том, что поместная автокефальная церковь должна основываться не на местном ( церковном ) критерии, а на этнофилетическом, национальном или языковом. Он был использован на местном соборе, состоявшемся в Константинополе 10 сентября 1872 года, для квалификации «филетистского (религиозного) национализма», который был осужден как современная церковная ересь : церковь не следует путать с судьбой одной нации или одной расы. .
Появление термина в 19 веке.
[ редактировать ]Термин «филетизм» был впервые использован синодом, созванным Вселенским Патриархатом в Константинополе, тогдашней столице Османской империи , в 1872 году для определения и осуждения предполагаемого еретического учения, поддерживаемого Болгарским Экзархатом в ответ на высказывания последнего. Установление фактической автокефалии 23 мая [ OS 11 мая] 1872 года в Болгарской церкви в Константинополе во исполнение марша 12 [ OS 28 февраля] 1870 г. фирма султана Абдулазиза Османской империи . Одностороннее провозглашение Болгарского экзархата последовало за длительной борьбой болгар против господства греческой иерархии. [ 1 ]
В сентябре 1872 года синод под председательством Константинопольского Патриарха Анфима VI с участием Софрония IV Александрийского , Иерофея Антиохийского , Софрония III Кипрского и представителей Элладской Церкви вынес официальное осуждение ( отлучение ) того, что он считал быть этническим национализмом внутри церкви, или «этнофилетизмом», а также его богословской аргументацией. Осудив «филетизм», Константинопольский синод фактически определил основную проблему современного восточного православия. [ 2 ]
20 и 21 века
[ редактировать ]Условия, лежащие в основе современного филетизма, отличаются от условий решения Константинопольского синода 1872 года. Во второй половине ХХ века среди православных велись энергичные, а иногда и спорные дебаты по поводу проблемы диаспоры , в частности организации Православной Церкви в странах, куда эмигрировали православные верующие. Этот вопрос приобрел актуальность после массовой эмиграции русских беженцев после русской революции 1917 года. Проблема заключалась в том, что православные епархии и более крупные церковные структуры («юрисдикции») в диаспоре часто пересекались, и эта проблема особенно остра в Западной Европе. и США . В результате обычно есть несколько православных епископов разных православных юрисдикций в крупных городах стран, находящихся за пределами надлежащей юрисдикции национальной церкви, несмотря на то, что Вселенский Патриархат претендует на привилегию быть единственной законной канонической властью для всех православных, живущих в диаспоры на основании 28-го канона Халкидонский собор . Такая ситуация нарушает канонический принцип территориальности, согласно которому каждый город и провинция должен иметь своего уникального епископа. [ 3 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах большинство восточно-православных приходов, а также юрисдикций являются этноцентрическими, то есть ориентированы на служение этническому сообществу, иммигрировавшему из-за границы (например, грекам , русским , румынам , финнам , сербам , арабам и т. д.). Многим православным христианам приходится преодолевать большие расстояния, чтобы найти местную общинную церковь, знакомую их этническому происхождению. Все православные церкви с разной степенью успеха предпринимают попытки приспособить традиции других этнических традиций. [ 4 ]
В июне 2008 года Иона митрополит Православной Церкви в Америке выступил с докладом на тему «Епископство, первенство и материнские Церкви: монашеский взгляд» на конференции Братства святителей Албана и преподобного Сергия в Свято-Владимирской духовной семинарии. .
Проблема не столько в множестве пересекающихся юрисдикций, каждая из которых обслуживает различные слои населения. Это можно было бы адаптировать как средство борьбы с законным разнообразием служений внутри поместной или национальной церкви. Проблема в том, что не существует общего выражения единства, которое преодолевало бы этнические, языковые и культурные различия: нет синода епископов, ответственного за все церкви в Америке, и нет первенства или точки подотчетности в православном мире, наделенной полномочиями исправлять ошибки. такая ситуация. [ 5 ]
Джозайя Тренхэм отметил девять подразделений пастырской практики среди восточно-православных юрисдикций в Соединенных Штатах. [ 6 ]
Франция
[ редактировать ]Филипп Салиба , архиепископ Нью-Йоркский и митрополит всей Северной Америки ( Антиохийская православно-христианская архиепархия Северной Америки ), в 2007 году указал на Париж , Франция , как на пример филетизма:
Еще один пример филетизма – Париж, Франция. Есть шесть сосуществующих православных епископов с пересекающимися экклезиологическими юрисдикциями. По моему мнению и по мнению православных канонистов, это филетизм. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Болгарский раскол
- Его страна, его религия
- День славянского алфавита, болгарского просвещения и культуры
- Этническая религия
- кинизм
- Мессианский иудаизм — этнически определенная деноминация евангелического протестантизма.
- Московско-Константинопольский раскол (2018)
- Национальная церковь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хильдо Бос; Джим Форест, ред. (1999). За мир сверху: православный справочник по войне, миру и национализму . Синдесмос.
- ^ «Православный христианский информационный центр: История Православной Церкви - Православные Церкви в XIX веке» . Проверено 27 января 2009 г.
- ^ Столп второй - православные отношения
- ^ «Русская Православная Миссия святителя Серафима Саровского – свобода от филетизма» . Архивировано из оригинала 29 июня 2008 г.
- ^ «АОИ – Наблюдатель» . Архивировано из оригинала 10 августа 2011 г. Проверено 27 января 2009 г.
- ^ Тренхэм, Джозия (15 июня 2006 г.). «Православное воссоединение: преодоление проклятия юрисдикционности в Америке» . Православие сегодня . Архивировано из оригинала 23 июля 2017 г. Проверено 27 января 2009 г.
- ^ «Обращение митрополита Филиппа к Генеральной ассамблее 48-го Архиепископского съезда» . Проверено 27 января 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Русская автокефалия и православие в Америке: оценка решений и формальных мнений . Нью-Йорк: The Orthotic Observer Press, 1972.
- Тремпелас, Панайотис. Автокефалия митрополии в Америке . Бруклин, Массачусетс: Издательство Теологической школы Святого Креста, 1974.
- Феномен этнофилетизма в последние годы
- Уолтерс, Филип (1 декабря 2002 г.). «Заметки об автокефалии и филетизме». Религия, государство и общество . 30 (4): 357–364. дои : 10.1080/09637490120103320 . ISSN 0963-7494 . S2CID 143754836 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Болгарский вопрос» и Константинопольский собор 1872 года, часть 4 (статьи собора можно найти на этой странице)