Реки рая

Реки Рая , [1] четыре реки Рая , [2] или «реки [3] / течет из [4] Эдем » — это четыре реки, описанные в Бытие 2 :10–14. [5] где безымянный поток, вытекающий из Эдемского сада, разделяется на четыре рукава: Фишон , Гихон , Хиддекель ( Тигр ) и Фрат ( Ефрат ). Эти четыре реки образуют особенность Сада, популярную в авраамических религиях . [6]
География
[ редактировать ]Хотя некоторые комментаторы полностью отвергают географическую принадлежность Эдемского сада, [7] [8] был проведен значительный объем исследований по сопоставлению рек в Бытии с реальными, исходя из того, что Сад был «очевидно географической реальностью» для автора стиха Бытия (а также его источника), и, таким образом, отвергая физическое расположение рек является вкладом переводчиков. [9] Для второй группы ученых атрибуция Евфрата не подлежит сомнению, большинство из них сходятся во мнении о Тигре (Хиддекеле), но отождествление Фисона и Гихона неоднозначно. [6]
В койне-греческой Септуагинте , самом раннем древнегреческом переводе Ветхого Завета , в Книге Бытия эти четыре реки фигурируют как Φισῶν для Фисон, Γεῶν для Гихона, Τίγρις для Хиддекеля и Εὐφράτης для Фрата.
У богословов возникает закономерный вопрос: «Как райские реки пришли на Землю?» Ранее были даны различные ответы. [10]
христианство
[ редактировать ]
По следам святого Амвросия [2] (по Коэну, [11] ассоциация была установлена ранее, в письме Киприана в 256 году нашей эры) реки интерпретируются как четыре евангелиста (или Евангелия ), с Водой Жизни, текущей из слова Христа ( Источник Жизни [11] ), чтобы принести спасение . В евангельских рукописях связь осуществлялась либо в титулах (ср. Евангелия Сен-Гозлена, Евангелия Лотаря ), либо в качестве иллюстрации ( Вивианская Библия ). [11] К 11 веку ( Кодекс Ута ) через длинную цепочку толкований Гихон персонифицировался как Матфей (и ассоциировался со счастьем), Тигр как Марк (стремительность), Евфрат как Лука (плодородие), Писон как Иоанн (вдохновение). [12] Комментарий Псевдо-Иеронима к Евангелиям (7 век) содержит различные ассоциации с евангелистами, а также с другими четверками , включая четыре стихии и основные добродетели . [13]
Четыре реки или Рай часто использовались в христианском искусстве в 4-6 веках нашей эры (а позже и в средневековье, особенно в Каролингов ). период [11] ) в нескольких аллегорических значениях. [1]
В изобразительном искусстве реки обычно текут под ногами Христа или от Его трона (ср. апсид мозаики в Санта-Костанца , Санти-Косма-э-Дамиано , Санта-Прасседе , Санта-Пуденциана , Сан-Клементе-аль-Латерано , Архибазилика Святого Иоанна Латерано , Базилика Сан-Витале ) . Иногда изображаются два оленя, пьющие из ручьев, ссылаясь на Псалом 42: [14] «Как олень жаждет текущих ручьев, так душа моя жаждет Тебя, Боже». На северном портале Шартрского собора реки изображены в виде юношей, несущих сосуды с вытекающей водой. [2]
иудаизм
[ редактировать ]Раввинская традиция не интерпретирует реки буквально, вместо этого считается, что они символизируют мед, молоко, бальзам и вино. [15] Бытие Раба идентифицирует реки как четыре угла света: Фисон как Вавилонию , Гихон как Мидию , Хиддекель как Грецию, Евфрат как Рим. В нем также говорится, что все воды в мире текут от подножия Древа Жизни . [16]
ислам
[ редактировать ]Подобно иудаизму, [17] Ислам рассматривает райские реки ( анхар аль-джанна ) как несущие мед, молоко, воду и вино (ср.: Вопрос 47:15). [18] ). [19] Однако Хосейнизаде [20] отмечает, что это не те реки, что в Библии, поскольку четыре типа рек, а не четыре . в этом стихе обсуждаются и другие типы Более того, в Коране (ср. Коран 76:5-6). [21] и Сальсабиль в Вопросе 76:17-18. [22] ), поэтому между библейскими райскими реками и реками Корана нет существенной связи. [23]
В Коране используется выражение «под ними», которое объяснялось тем, что реки текут под деревьями в садах и покоях обитателей рая. [19]

Четыре реки, подобные рекам из Книги Бытия, можно найти в хадисах . Хадис Мухаммеда сообщает, что с небес выходят четыре реки: Евфрат, Нил , Сайхан и Джайхан ; Хосейнизаде подчеркивает, что последние два – это не обязательно Сайхун ( Сырдарья ) и Джайхун ( Амударья ). [23] В хадисе, рассказанном Ибн Аббасом Тигром, также упоминается райские реки, Сайхан идентифицируется как Хиндс , Джайхан — как Балх . [23]
В хадисе Мираджа Мухаммада упоминаются четыре реки воды, молока, вина и меда, текущие из подножия дерева Сидрат аль-Мунтаха . [24]
Охота [25] проводит параллели между райскими реками и дизайном персидского сада Чарбах .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Каждан 1991г .
- ^ Перейти обратно: а б с Мюррей и Мюррей 1998 .
- ^ Хосейнизаде 2012 .
- ^ Грант 1992 , с. 109.
- ^ Gen 2:10–14
- ^ Перейти обратно: а б Хосейнизаде 2012 , с. 36.
- ^ Спейзер 1967 , с. 25: «Бессмысленно утверждать, как это часто делается, что древние имели странные представления о географии».
- ^ Хосейнизаде 2012 , с. 34.
- ^ Спейзер 1967 , с. 23.
- ^ Хосейнизаде, 2012 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коэн 2000 , с. 105.
- ^ Коэн 2000 , с. 106.
- ^ Коэн 2000 , с. 107.
- ^ Пс 42:1
- ^ Спейзер 1967 , с. 27.
- ^ Хосейнизаде 2012 , с. 38.
- ^ Спейзер 1967 , с. 27, 10 класс.
- ^ Коран 47:15
- ^ Перейти обратно: а б Эль-Зейн 2012 .
- ^ Хосейнизаде 2012 , с. 41.
- ^ Коран 76:5-6.
- ^ Коран 76:17-18.
- ^ Перейти обратно: а б с Хосейнизаде 2012 , с. 42.
- ^ Хосейнизаде 2012 , с. 43.
- ^ Хант, Патрик (29 июля 2011 г.). «Персидские райские сады: Эдем и за его пределами в роли Чахар Бага» . Журнал «Электрум» .
Источники
[ редактировать ]- Каждан, Александр П., изд. (1991). "Рай, Реки" . Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 . ISBN 9780195046526 .
- Мюррей, Питер; Мюррей, Линда (1998). «Райские реки, четыре». Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 433. ИСБН 978-0-19-860216-3 . OCLC 1055176997 .
- Коэн, Адам С. (2000). «Райские реки». Кодекс Уты: искусство, философия и реформы в Германии одиннадцатого века . Пенн Стейт Пресс. стр. 105–108. ISBN 978-0-271-04370-8 .
- Спейзер, Эфраим Авигдор (1967). «Райские реки». В Финкельштейне, Джей-Джей; Гринберг, Моше (ред.). Востоковедение и библейские исследования: Собрание сочинений Э. А. Спайзера . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 23–34.
- Хоссейнизаде, Абдол Маджид (15 декабря 2012 г.). «Четыре реки Эдема в иудаизме и исламе». Аль-Баян: Журнал исследований Корана и хадисов . 10 (2): 33–47. дои : 10.11136/jqh.1210.02.03 . эИССН 2232-1969 . ISSN 2232-1950 .
- Дженкинсон, Э.Дж. (апрель 1929 г.). «Райские реки». Мусульманский мир . 19 (2): 151–155. дои : 10.1111/j.1478-1913.1929.tb02327.x . eISSN 1478-1913 . ISSN 0027-4909 .
- Раддей, Иегуда Т. (1982). «Четыре реки рая» . Ивритские исследования . 23 . Национальная ассоциация профессоров иврита : 23–31. JSTOR 27908758 .
- Эль-Зейн, Амира (январь 2012 г.), «Райская вода» , Энциклопедия Корана , Брилл, doi : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00453
- Хаупт, Поль (1896). «Райские реки» . Труды Американского восточного общества . 16 : cii – cv. JSTOR 592493 .
- Эмма Кларк (1996). Под которыми текут реки: символизм исламского сада . Институт архитектуры принца Уэльского. ISBN 978-1-898465-06-5 . OCLC 1023956991 .
- Грант, Роберт М. (1992). «Раннехристианская география». бдения Христианские 46 (2): 105–111. дои : 10.2307/1583784 . JSTOR 1583784 .