Армяне в Шемахе
Шамахци • Шамахци | |
---|---|
![]() Армянка из Шемахи в 19 веке. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Шемахы , Медресе , Ширван | |
Языки | |
Армянский , Тат-персидский , Азербайджанский | |
Религия | |
Христианство (в основном армянское апостольское и протестантское ) и ислам (в основном шиитское ) | |
Родственные этнические группы | |
Армяне в Азербайджане |
Армяне издавна исторически присутствовали в Шамахинском районе ( армянский : Շամախի ). С 16 по 18 век армяне составляли большинство населения столицы Шемахи . [ 1 ] [ 2 ] Армяне сохраняли значительное присутствие в Шамахинском районе вплоть до Первой Нагорно-Карабахской войны , результатом которой стало насильственное перемещение оставшихся неассимилированных шамахинских армян в Армению . [ 3 ]
История
[ редактировать ]
Что касается происхождения шамахинских армян, Миллер цитирует епископа Месропа Смбатяна, утверждающего, что по крайней мере некоторые группы из них были мигрантами восемнадцатого века из Карабаха . [ 4 ] Армяне Килвара утверждали, что произошли от средневековых мигрантов из Эдессы (современная Шанлыурфа , Турция ). [ 5 ] Миллер пришел к выводу, что армяне медресе, возможно, были ранними мигрантами с Апшеронского полуострова , где исторически было засвидетельствовано присутствие христианской общины. Археолог Владимир Сысоев, посетивший Шемаху в 1925 году и описавший руины средневековой армянской церкви, провел интервью с местными жителями, которые датировали первое поселение армян в Шемахе и ее окрестностях концом шестнадцатого или началом семнадцатого века. [ 6 ]
В 1562 году англичанин Энтони Дженкинсон так описал город Шемахи: «Этот город находится в пяти днях ходьбы на верблюдах от моря, теперь он сильно упал; он населен преимущественно армянами...» [ 7 ] [ 8 ] Адам Олеарий , посетивший Шемаху в 1637 году, писал: «Ее жители отчасти армяне и грузины, имеющие свой особый язык; они не поняли бы друг друга, если бы не пользовались турецким языком, общим для всех и очень знакомым, не только в Ширване, но и повсюду в Персии». [ 9 ] В середине 1700-х годов население Шемахы составляло около 60 000 человек, большинство из которых составляли армяне. [ 10 ]
В Британской «Пенни-энциклопедии» в 1833 году говорилось, что «Основная часть населения Ширвана состоит из тахтарской, или, правильнее говоря, турецкой расы, с некоторой примесью арабов и персов… Помимо мусульман , которые составляют массу населения много армян, немного евреев и немного цыган. Согласно официальным отчетам 1831 года, число мужчин принадлежало к мусульманам. население составляло 62 934 человека; армян - 6 375; евреев - 332; всего мужчин - 69 641 человек. Преобладающим языком Ширвана является то, что называется турки или турецкий, который также используется в Азербайджане». В том же источнике сообщается, что, согласно официальным отчетам 1832 года, в городе Шемахи проживало всего 2233 семьи, в результате опустошения города «самым варварским образом горцами Дагестана» в 1717 году. . [ 11 ] В Британской энциклопедии указано, что в 1873 году в городе проживало 25 087 жителей, «из которых 18 680 были татарами (позже известными как азербайджанцы) и шачсевцами , 5 177 были армянами и 1 230 русскими».
В 1918 году в окрестностях Шамахи насчитывалось 15 сел с однородным армянским населением: Матраса, Мейсари, Каркандж, Калахан, Арпавут, Ханишен, Дара-Каркандж, Миришен, Зарху, Сагян, Пахракуш, Гюрджилар, Гаджар, Тваришен и Балишен. [ 12 ]
В начале Первой Нагорно-Карабахской войны армяне Шамахи оказались во враждебной ситуации. В конце 1980-х – начале 1990-х годов армянонаселенные села Шамахинского района подверглись принудительному обмену селами с азербайджанонаселенными селами Армении. Оставшиеся армяне Шамахи были насильственно изгнаны из своих домов. [ 13 ]
Культура
[ редактировать ]
Текстиль
[ редактировать ]Производство шелка было основной продукцией Шемахы и значительной частью культурного наследия армян со 130 шелкопрядильными предприятиями, принадлежавшими в основном армянам, хотя с 1864 года промышленность значительно пришла в упадок. [ 14 ]
Шемаха также была одним из центров армянского ковроделия . Стиль Шамахинского ковра был известен своими уникальными мотивами дракона. Армянский ковер-дракон, известный как вишапагорг, был одним из самых популярных стилей ковров на Кавказе и важным представителем армянского культурного наследия. [ 15 ]
Шамахинские танцоры
[ редактировать ]
Шемаха была известна своими уникальными шамахинскими танцорами . Этот вид искусства одинаково нравился как армянам, так и азербайджанцам. Армянские танцоры, такие как Армен Оганян, внесли большой вклад в этот вид искусства. «Шамахинская танцовщица» рассказывает о жизни армянской танцовщицы Армен Оганян , ее танцовочном образовании, детстве в России и путешествиях по Ирану и Египту. Он был опубликован на французском языке под названием « La Danseuse de Shamakha» в 1918 году и переведен на английский язык в 1923 году Роуз Уайлдер . Переехав в Европу, Оганян танцевал для публики традиционные танцы, читал лекции по поэзии и был активным членом интеллектуальных и политических кругов. [ 16 ]
Религия
[ редактировать ]Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (т. 77, стр. 460, издан в 1903 г.), в Шамахе проживало 20 008 жителей (10 450 мужчин и 9 558 женщин), из которых 79% населения составляли мусульмане, из них 22% - сунниты. а остальные шииты; оставшиеся 21% составляли «армяно-григорианцы» (члены Армянской апостольской церкви) и «православы» (православные). [ 17 ] В Шамахе также существовала значительная армянская протестантская община, которая часто конфликтовала с Армянской Апостольской церковью. [ 18 ]
Олеарий, Бакиханов и Миллер отметили высокую степень ассимиляции среди ширванских армян: некоторые приняли мусульманскую веру и распространились в большинстве (это продолжалось и в восемнадцатом веке), а другие перешли на татский язык, оставаясь при этом христианскими . [ 6 ]
Армяно-таты
[ редактировать ]собой отдельную группу татоязычных Армено-таты представляют армян , исторически населявших восточные части Южного Кавказа, особенно в Шамахинском районе. Большинство ученых, исследующих татский язык, такие как Борис Миллер и Играр Алиев , согласны с тем, что армяно-таты — это этнические армяне, которые претерпели языковой сдвиг и приняли тат в качестве своего первого языка. [ 19 ] Это объясняется, с одной стороны, самоидентификацией армяно-татов, заявивших в ходе исследования Миллера, что они считают себя армянами, а также некоторыми языковыми особенностями их диалекта. [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]Адам Олеарий путешествовал по исторической области Ширван (современный центральный Азербайджан ) в 1637 году и упомянул о существовании общины армян в городе Шемахи , которая «имела свой собственный язык», но также «говорила по-тюркски , как и все народы». в Ширване». [ 20 ]
Шамахинский диалект
[ редактировать ]
Шамахинский диалект армянского языка, подобный карабахскому диалекту , составлял значительную часть культурного наследия шамахинских армян. Он хорошо сохранился, когда армяне жили в Шамахе из-за своего статуса меньшинства, но вышел из употребления после принудительного переселения армян в 1988 году. [ 3 ]
Известные уроженцы
[ редактировать ]
- Армен Оганян – армянский танцор, актриса, писательница и переводчик.
- Оганес Абелян - актер
- Александр Ширванзаде – драматург и прозаик, удостоенный званий «Народный писатель Армении» и «Народный писатель Азербайджана».
- Гостан Зарян – армянский писатель и поэт
Галерея
[ редактировать ]-
Армянка из Шемахи, картина Д. Ермакова, 1870-е гг.
-
Благородная армянка из Шемахи в XIX веке.
-
Фотография традиционного наряда армянской девушки в Шемахе конца XIX века, автор Ф. Орден.
-
Армянка из Шемахи, 1883 год.
-
Армянка из Шемахи (ныне Азербайджан). 1883 г.
-
Армянская дама из Шемахи
-
Армянка из Шемахи
-
Армянка из Шемахи, фото Ф. Ордена, 1897 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дорфманн-Лазарев, Игорь (2023). «Прошение удинов царю Петру» . В Гипперте, Джош; Дум-Трагут, Жасмин (ред.). Кавказская Албания: Международный справочник . Германия: Де Грюйтер . п. 262. дои : 10.1515/9783110794687-006 . ISBN 9783110794687 .
Планировалось облегчить продвижение российских войск к Шамахе, городу с армянским большинством.
- ^ Карапетян, Самвел (1997). «Шамахи». Армянские лапидарные надписи Боон-Агванка (на армянском языке). Том. 1. Издательство «Гитутюн» НАН РА . п. 54. ИСБН 5-8080-0144-7 .
- ^ Jump up to: а б Наринэ Власян (5 февраля 2019 г.). «Шамахы: утраченный диалект, утраченная идентичность» . evnreport.com .
- ^ Jump up to: а б Борис Миллер. Таты: их расселение и диалекты . Азербайджанское научно-исследовательское общество. Баку, 1929 год.
- ^ Artem Dvinov. Stavropol Krai Armenians Marking 210th Anniversary of Edissia Archived 2015-04-19 at the Wayback Machine . Kavkazsky Uzel . 2 September 2007. Retrieved 15 July 2012.
- ^ Jump up to: а б С. Гучман. История трех Шамахинских икон ; п. 113
- ^ Извѣстiя Англичанъ о Россiи во второй половинѣ XVI вѣка. Переводъ съ Англiйскаго, съ предисловiемъ С. М. Середонина, p. 63
- ^ Ричард Хаклайт (1972). Путешествия и открытия (2-е изд.). Лондон: Penguin Books Limited. стр. 91–101 . ISBN 978-0-14-043073-8 .
- ^ Адам Олеарий (1666 г.). Сообщение о путешествии Адама Олеария по Московии, Татарии и Персии.. . Полет. 1. Париж: перевод с немецкого А. де Викфора. стр. 405–406.
- ^ «Шамаки, считающийся столицей этой провинции, стоит на реке, впадающей в Каспийское море, и находится примерно в шестидесяти шести милях от Дербента на юг и в девяноста двух милях от Гангеи на юго-восток. Этот город был один из лучших и самых густонаселенных городов Персии до того, как он был разрушен землетрясением. Однако предполагается, что в нем проживает около 60 000 жителей, в основном армян и иностранцев, которых привлекает красота этой страны. и движение пригласило туда » («Всеобщая история: от самых ранних отчетов до наших дней», Джордж Сейл , Джордж Псалманазар , Арчибальд Бауэр , Джордж Шелвок , Джон Кэмпбелл , Джон Суинтон , т. 43, Лондон, 1765, стр. 138). )
- ^ Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний, том. XI, Лондон, 1833 г., стр. 174–175.
- ^ Карапетян, С (1997). Армянские лапидарные надписи Боон-Агванка . Ереван: Издательство Государственной академии наук Армении «Гитутюн». п. 46. ИСБН 5-8080-0144-7 .
- ^ Севиль Гусейнова, Арсен Акопян, Сергей Румянцев (2008). ПОСЛЕ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА: История обмена деревнями (PDF) . Региональное отделение Фонда Генриха Бёлля на Южном Кавказе. ISBN 978-9941050435 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Британская энциклопедия, том. 21, Филадельфия, 1894 г., с. 831, статья "Ширван".
- ^ Сиамак Рахими, Мейсам Садегпур и Асгар Панахзаде (22 апреля 2018 г.). «Исследование значения мотива дракона, нанесенного на ковры в Аране и Армении (Южный Кавказ)» . Журнал фундаментальных и прикладных научных исследований Jbasr . Тегеран: Факультет искусств Университета Паям Нур. ISSN 2090-4304 .
- ^ Оганян, Армен (1918). Шамахинская танцовщица (Предисловие Анатоля Франса) . Париж: Бернар Грассе. ОЛ 24549255М .
- ^ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Шемаха
- ^ Амбарцумов, Иван (2018). «Армянский протестантизм и религиозный кризис в Шемахе (1840–1860-е годы): к вопросу о российском имперском конфессионализме» . Государственная религия и церковь в России и мире . 36 . Государство, религия, церковь в России и за рубежом 36(1): 229–252. дои : 10.22394/2073-7203-2018-36-1-229-252 .
- ^ Юго-западные иранские языки .
- ^ Адам Олеарий. Путешествие послов, отправленных Фридрихом, герцогом Голштинским, к великому князю Московскому и королю Персии . Книга IV. Глава 20.