Jump to content

Армяне в Шемахе

Армяне в Шемахе
Шамахци Шамахци
Армянка из Шемахи в 19 веке.
Регионы со значительной численностью населения
Шемахы , Медресе , Ширван
Языки
Армянский , Тат-персидский , Азербайджанский
Религия
Христианство (в основном армянское апостольское и протестантское ) и ислам (в основном шиитское )
Родственные этнические группы
Армяне в Азербайджане

Армяне издавна исторически присутствовали в Шамахинском районе ( армянский : Շամախի ). С 16 по 18 век армяне составляли большинство населения столицы Шемахи . [ 1 ] [ 2 ] Армяне сохраняли значительное присутствие в Шамахинском районе вплоть до Первой Нагорно-Карабахской войны , результатом которой стало насильственное перемещение оставшихся неассимилированных шамахинских армян в Армению . [ 3 ]

Изображение Шемахи XVI века из книги Адама Олеария, где он назвал армян как большинство населения.

Что касается происхождения шамахинских армян, Миллер цитирует епископа Месропа Смбатяна, утверждающего, что по крайней мере некоторые группы из них были мигрантами восемнадцатого века из Карабаха . [ 4 ] Армяне Килвара утверждали, что произошли от средневековых мигрантов из Эдессы (современная Шанлыурфа , Турция ). [ 5 ] Миллер пришел к выводу, что армяне медресе, возможно, были ранними мигрантами с Апшеронского полуострова , где исторически было засвидетельствовано присутствие христианской общины. Археолог Владимир Сысоев, посетивший Шемаху в 1925 году и описавший руины средневековой армянской церкви, провел интервью с местными жителями, которые датировали первое поселение армян в Шемахе и ее окрестностях концом шестнадцатого или началом семнадцатого века. [ 6 ]

В 1562 году англичанин Энтони Дженкинсон так описал город Шемахи: «Этот город находится в пяти днях ходьбы на верблюдах от моря, теперь он сильно упал; он населен преимущественно армянами...» [ 7 ] [ 8 ] Адам Олеарий , посетивший Шемаху в 1637 году, писал: «Ее жители отчасти армяне и грузины, имеющие свой особый язык; они не поняли бы друг друга, если бы не пользовались турецким языком, общим для всех и очень знакомым, не только в Ширване, но и повсюду в Персии». [ 9 ] В середине 1700-х годов население Шемахы составляло около 60 000 человек, большинство из которых составляли армяне. [ 10 ]

В Британской «Пенни-энциклопедии» в 1833 году говорилось, что «Основная часть населения Ширвана состоит из тахтарской, или, правильнее говоря, турецкой расы, с некоторой примесью арабов и персов… Помимо мусульман , которые составляют массу населения много армян, немного евреев и немного цыган. Согласно официальным отчетам 1831 года, число мужчин принадлежало к мусульманам. население составляло 62 934 человека; армян - 6 375; евреев - 332; всего мужчин - 69 641 человек. Преобладающим языком Ширвана является то, что называется турки или турецкий, который также используется в Азербайджане». В том же источнике сообщается, что, согласно официальным отчетам 1832 года, в городе Шемахи проживало всего 2233 семьи, в результате опустошения города «самым варварским образом горцами Дагестана» в 1717 году. . [ 11 ] В Британской энциклопедии указано, что в 1873 году в городе проживало 25 087 жителей, «из которых 18 680 были татарами (позже известными как азербайджанцы) и шачсевцами , 5 177 были армянами и 1 230 русскими».

В 1918 году в окрестностях Шамахи насчитывалось 15 сел с однородным армянским населением: Матраса, Мейсари, Каркандж, Калахан, Арпавут, Ханишен, Дара-Каркандж, Миришен, Зарху, Сагян, Пахракуш, Гюрджилар, Гаджар, Тваришен и Балишен. [ 12 ]

В начале Первой Нагорно-Карабахской войны армяне Шамахи оказались во враждебной ситуации. В конце 1980-х – начале 1990-х годов армянонаселенные села Шамахинского района подверглись принудительному обмену селами с азербайджанонаселенными селами Армении. Оставшиеся армяне Шамахи были насильственно изгнаны из своих домов. [ 13 ]

Культура

[ редактировать ]
Традиционное армянское платье из Шемахи, 19 век.

Текстиль

[ редактировать ]

Производство шелка было основной продукцией Шемахы и значительной частью культурного наследия армян со 130 шелкопрядильными предприятиями, принадлежавшими в основном армянам, хотя с 1864 года промышленность значительно пришла в упадок. [ 14 ]

Шемаха также была одним из центров армянского ковроделия . Стиль Шамахинского ковра был известен своими уникальными мотивами дракона. Армянский ковер-дракон, известный как вишапагорг, был одним из самых популярных стилей ковров на Кавказе и важным представителем армянского культурного наследия. [ 15 ]

Шамахинские танцоры

[ редактировать ]
Изображение Армена Оганяна на латинском издании книги «Танцы Шамахи» , 1921 год.

Шемаха была известна своими уникальными шамахинскими танцорами . Этот вид искусства одинаково нравился как армянам, так и азербайджанцам. Армянские танцоры, такие как Армен Оганян, внесли большой вклад в этот вид искусства. «Шамахинская танцовщица» рассказывает о жизни армянской танцовщицы Армен Оганян , ее танцовочном образовании, детстве в России и путешествиях по Ирану и Египту. Он был опубликован на французском языке под названием « La Danseuse de Shamakha» в 1918 году и переведен на английский язык в 1923 году Роуз Уайлдер . Переехав в Европу, Оганян танцевал для публики традиционные танцы, читал лекции по поэзии и был активным членом интеллектуальных и политических кругов. [ 16 ]

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (т. 77, стр. 460, издан в 1903 г.), в Шамахе проживало 20 008 жителей (10 450 мужчин и 9 558 женщин), из которых 79% населения составляли мусульмане, из них 22% - сунниты. а остальные шииты; оставшиеся 21% составляли «армяно-григорианцы» (члены Армянской апостольской церкви) и «православы» (православные). [ 17 ] В Шамахе также существовала значительная армянская протестантская община, которая часто конфликтовала с Армянской Апостольской церковью. [ 18 ]

Олеарий, Бакиханов и Миллер отметили высокую степень ассимиляции среди ширванских армян: некоторые приняли мусульманскую веру и распространились в большинстве (это продолжалось и в восемнадцатом веке), а другие перешли на татский язык, оставаясь при этом христианскими . [ 6 ]

Армяно-таты

[ редактировать ]

собой отдельную группу татоязычных Армено-таты представляют армян , исторически населявших восточные части Южного Кавказа, особенно в Шамахинском районе. Большинство ученых, исследующих татский язык, такие как Борис Миллер и Играр Алиев , согласны с тем, что армяно-таты — это этнические армяне, которые претерпели языковой сдвиг и приняли тат в качестве своего первого языка. [ 19 ] Это объясняется, с одной стороны, самоидентификацией армяно-татов, заявивших в ходе исследования Миллера, что они считают себя армянами, а также некоторыми языковыми особенностями их диалекта. [ 4 ]

Адам Олеарий путешествовал по исторической области Ширван (современный центральный Азербайджан ) в 1637 году и упомянул о существовании общины армян в городе Шемахи , которая «имела свой собственный язык», но также «говорила по-тюркски , как и все народы». в Ширване». [ 20 ]

Шамахинский диалект

[ редактировать ]
Армянские диалекты в 1909 году, причем шамахинский диалект выделен под номером 4 светло-зеленым цветом.

Шамахинский диалект армянского языка, подобный карабахскому диалекту , составлял значительную часть культурного наследия шамахинских армян. Он хорошо сохранился, когда армяне жили в Шамахе из-за своего статуса меньшинства, но вышел из употребления после принудительного переселения армян в 1988 году. [ 3 ]

Известные уроженцы

[ редактировать ]
Армен Оганян

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дорфманн-Лазарев, Игорь (2023). «Прошение удинов царю Петру» . В Гипперте, Джош; Дум-Трагут, Жасмин (ред.). Кавказская Албания: Международный справочник . Германия: Де Грюйтер . п. 262. дои : 10.1515/9783110794687-006 . ISBN  9783110794687 . Планировалось облегчить продвижение российских войск к Шамахе, городу с армянским большинством.
  2. ^ Карапетян, Самвел (1997). «Шамахи». Армянские лапидарные надписи Боон-Агванка (на армянском языке). Том. 1. Издательство «Гитутюн» НАН РА . п. 54. ИСБН  5-8080-0144-7 .
  3. ^ Jump up to: а б Наринэ Власян (5 февраля 2019 г.). «Шамахы: утраченный диалект, утраченная идентичность» . evnreport.com .
  4. ^ Jump up to: а б Борис Миллер. Таты: их расселение и диалекты . Азербайджанское научно-исследовательское общество. Баку, 1929 год.
  5. ^ Artem Dvinov. Stavropol Krai Armenians Marking 210th Anniversary of Edissia Archived 2015-04-19 at the Wayback Machine . Kavkazsky Uzel . 2 September 2007. Retrieved 15 July 2012.
  6. ^ Jump up to: а б С. Гучман. История трех Шамахинских икон ; п. 113
  7. ^ Извѣстiя Англичанъ о Россiи во второй половинѣ XVI вѣка. Переводъ съ Англiйскаго, съ предисловiемъ С. М. Середонина, p. 63
  8. ^ Ричард Хаклайт (1972). Путешествия и открытия (2-е изд.). Лондон: Penguin Books Limited. стр. 91–101 . ISBN  978-0-14-043073-8 .
  9. ^ Адам Олеарий (1666 г.). Сообщение о путешествии Адама Олеария по Московии, Татарии и Персии.. . Полет. 1. Париж: перевод с немецкого А. де Викфора. стр. 405–406.
  10. ^ «Шамаки, считающийся столицей этой провинции, стоит на реке, впадающей в Каспийское море, и находится примерно в шестидесяти шести милях от Дербента на юг и в девяноста двух милях от Гангеи на юго-восток. Этот город был один из лучших и самых густонаселенных городов Персии до того, как он был разрушен землетрясением. Однако предполагается, что в нем проживает около 60 000 жителей, в основном армян и иностранцев, которых привлекает красота этой страны. и движение пригласило туда » («Всеобщая история: от самых ранних отчетов до наших дней», Джордж Сейл , Джордж Псалманазар , Арчибальд Бауэр , Джордж Шелвок , Джон Кэмпбелл , Джон Суинтон , т. 43, Лондон, 1765, стр. 138). )
  11. ^ Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний, том. XI, Лондон, 1833 г., стр. 174–175.
  12. ^ Карапетян, С (1997). Армянские лапидарные надписи Боон-Агванка . Ереван: Издательство Государственной академии наук Армении «Гитутюн». п. 46. ​​ИСБН  5-8080-0144-7 .
  13. ^ Севиль Гусейнова, Арсен Акопян, Сергей Румянцев (2008). ПОСЛЕ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА: История обмена деревнями (PDF) . Региональное отделение Фонда Генриха Бёлля на Южном Кавказе. ISBN  978-9941050435 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Британская энциклопедия, том. 21, Филадельфия, 1894 г., с. 831, статья "Ширван".
  15. ^ Сиамак Рахими, Мейсам Садегпур и Асгар Панахзаде (22 апреля 2018 г.). «Исследование значения мотива дракона, нанесенного на ковры в Аране и Армении (Южный Кавказ)» . Журнал фундаментальных и прикладных научных исследований Jbasr . Тегеран: Факультет искусств Университета Паям Нур. ISSN   2090-4304 .
  16. ^ Оганян, Армен (1918). Шамахинская танцовщица (Предисловие Анатоля Франса) . Париж: Бернар Грассе. ОЛ   24549255М .
  17. ^ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Шемаха
  18. ^ Амбарцумов, Иван (2018). «Армянский протестантизм и религиозный кризис в Шемахе (1840–1860-е годы): к вопросу о российском имперском конфессионализме» . Государственная религия и церковь в России и мире . 36 . Государство, религия, церковь в России и за рубежом 36(1): 229–252. дои : 10.22394/2073-7203-2018-36-1-229-252 .
  19. ^ Юго-западные иранские языки .
  20. ^ Адам Олеарий. Путешествие послов, отправленных Фридрихом, герцогом Голштинским, к великому князю Московскому и королю Персии . Книга IV. Глава 20.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18d600dd53222ce546794cae66336c11__1719666060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/11/18d600dd53222ce546794cae66336c11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenians in Shamakhi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)