Jump to content

Георгий Псалманазар

Георгий Псалманазар
Георгий Псалманазар (1679–1763)
Рожденный в. 1679–1684 гг.
юг Франции
Умер ( 1763-05-03 ) 3 мая 1763 г. (78–84 года)
Айронмонгер Роу, Лондон , Англия
Род занятий Мемуарист, самозванец
Известный о культуре Формозы Мистификация мемуаров

Джордж Псалманазар ( ок. 1679 – 3 мая 1763) был французом, который утверждал, что был первым уроженцем Формозы (ныне Тайвань ), посетившим Европу. За несколько лет он убедил многих в Британии; однако в конечном итоге выяснилось, что он европейского происхождения. Впоследствии он стал богословским эссеистом, а также другом и знакомым Сэмюэля Джонсона и других известных деятелей литературного Лондона XVIII века.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Хотя Псалманазар намеренно скрыл многие подробности своей молодости, считается, что он родился на юге Франции, возможно, в Лангедоке или Провансе , где-то между 1679 и 1684 годами. [ 1 ] [ 2 ] Его имя при рождении неизвестно. [ 1 ] Согласно его посмертно опубликованной автобиографии, он получил образование во францисканской школе, а затем в иезуитской академии. В обоих этих учреждениях он утверждал, что учителя прославляли его за то, что он называл «моим необычным талантом к языкам». [ 3 ] Действительно, по его собственным словам, Псалманазар был чем-то вроде вундеркинда . Он утверждает, что свободно владел латынью к семи или восьми годам и преуспел в соревнованиях с детьми вдвое старше его. Однако более поздние встречи с преподавателем софистической философии заставили его разочароваться в академизме, и он прекратил свое образование примерно в пятнадцать или шестнадцать лет. [ 4 ]

Карьера самозванца

[ редактировать ]

Континентальная Европа

[ редактировать ]

Чтобы безопасно и недорого путешествовать по Франции, Псалманазар сначала притворился ирландским паломником, направлявшимся в Рим. Выучив английский язык, подделав паспорт и украв плащ и посох паломника из реликвария местной церкви, он отправился в путь, но вскоре обнаружил, что многие люди, которых он встречал, были знакомы с Ирландией и могли разглядеть его маскировку. [ 5 ] Решив, что необходима более экзотическая маскировка, Псалманазар воспользовался миссионерскими отчетами о Восточной Азии, о которых он слышал от своих наставников-иезуитов, и решил выдать себя за новообращенного японца . В какой-то момент он еще больше приукрасил свой новый образ, притворившись «японским язычником » и продемонстрировав ряд достаточно причудливых обычаев, таких как употребление сырого мяса, приправленного кардамоном , и сон, сидя прямо в кресле.

Не сумев добраться до Рима, Псалманазар в период с 1700 по 1702 год путешествовал по различным немецким княжествам. В последний год он появился в Нидерландах, где время от времени служил наемником и солдатом. К этому времени он переместил свою предполагаемую родину из Японии в еще более малоизвестную Формозу ( Тайвань ) и разработал более сложные обычаи, такие как следование иностранному календарю, поклонение Солнцу и Луне с помощью сложных умилостивительных обрядов, изобретенных им самим. , и даже говорить на придуманном языке.

В конце 1702 года Псалманазар встретил шотландского священника Александра Иннеса, который был капелланом шотландского армейского подразделения. Впоследствии Иннес утверждал, что обратил язычников в христианство и окрестил его Георгием Псалманазаром (в честь ассирийского царя Салманасара V , о котором упоминается в Библии). В 1703 году они выехали через Роттердам в Лондон, где планировали встретиться с англиканскими священнослужителями.

Книга Псалманазара

Когда они добрались до Лондона, новости об экзотическом иностранце с причудливыми привычками быстро распространились, и Псалманазар добился высокой известности. Его привлекательность не только проистекала из его экзотического образа жизни, который подпитывал растущий внутри страны интерес к рассказам о путешествиях, описывающих далекие места, но также играл на преобладающих антикатолических и антииезуитских религиозных настроениях в Британии начала XVIII века. похитили его на Формозе Центральное место в его повествовании занимало его заявление о том, что злонамеренные иезуиты и увезли во Францию, где он категорически отказался стать католиком. Псалманазар объявил себя реформированным язычником, который теперь исповедует англиканство . Он стал любимцем епископа Лондона и других уважаемых членов лондонского общества. [ 6 ]

Опираясь на этот растущий интерес к своей жизни, Псалманазар опубликовал в 1704 году книгу « Историческое и географическое описание Формозы», острова, подчинявшегося императору Японии . Эта книга должна была представлять собой подробное описание обычаев, географии и политической экономии Формозы; однако на самом деле это было полное изобретение. «Факты», содержащиеся в книге, представляют собой смесь других отчетов о путешествиях, на которые особенно повлияли отчеты о цивилизациях ацтеков и инков в Новом Свете , а также приукрашенные описания Японии. » Томаса Мора , «Утопия возможно, также послужила источником вдохновения. Некоторые из его утверждений о японской религии, по-видимому, также основаны на неправильной интерпретации китайской идеи трех учений , поскольку он утверждает, что в Японии практиковались три различные формы «идолопоклонства». [ 7 ]

По словам Псалманазара, Формоза была процветающей страной со столицей под названием Кстернеца. Мужчины ходили обнаженными, за исключением золотой или серебряной пластины, прикрывающей гениталии. Их основной пищей была змея, на которую они охотились с помощью ветвей. Жители Формозы были полигамны , и мужья имели право съесть своих жен за измену. Они казнили убийц, подвешивая их вниз головой и стреляя стрелами. Каждый год они приносили в жертву богам сердца 18 000 мальчиков, а их жрецы съедали тела . В качестве транспорта они использовали лошадей и верблюдов и жили под землей в круглых домах.

Псевдолексикограф

[ редактировать ]
Формозанский
«Формозский алфавит», изготовленный Псалманазаром.
Создано Георгий Псалманазар
Дата 1704
Цель
Фальсификация
  • Формозанский
Формозский алфавит
Коды языков
ИСО 639-3 qfo [ примечание 1 ] [ 8 ]
IETF art-x-formosan[note 1][8]

В книге Псалманазара также описан формозский язык, ранний пример искусственного языка . Его усилия в этом отношении были настолько убедительными, что немецкие грамматики включили образцы его так называемого «формозского алфавита» в книги о языке еще в XIX веке, даже после того, как его более крупный обман был раскрыт. Вот его «перевод» Молитвы Господней :

Эми Порнио и подбородок Орнио Вице, Гнайорхе

Сай Лори, Эйфодер, Сай Багалин, Хорхе Сай Домион Апо Чин Орнио, Кей Чин Бади Айен, Эми Хацада надакчион тойе муравей надайи, кей муравей Радонайе Эми Сочин, апо ант Радонерн Эми Сочиахина, Бэтмен и Джон Мэнсон, Нэнсон Джонс Уан Броскаси, кенс сай ви Багалин, кей Фари, кей

Барханиан китайния сендабей. Аминь.

Книга Псалманазара имела безоговорочный успех. Он выдержал два английских издания, а затем последовали французское и немецкое издания. После ее публикации Псалманазар был приглашен читать лекции по формозской культуре и языку перед несколькими учеными обществами, и даже предлагалось вызвать его для чтения лекций в Оксфордский университет . В самом известном из этих выступлений он выступал перед Королевским обществом , где ему бросил вызов Эдмонд Галлей .

Скептики часто оспаривали Псалманазара, но по большей части ему удавалось отклонить критику своих основных утверждений. Он объяснил, например, что его бледная кожа возникла из-за того, что высшие классы Формозы жили под землей. Иезуитам, которые на самом деле работали миссионерами на Формозе, не верили, вероятно, из-за антииезуитских предубеждений.

Формозскому искусственному языку присвоены коды qfo и art-x-formosan в реестре кодов ConLang . [ 8 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Капеллан и богословский эссеист

[ редактировать ]

В конце концов Иннес отправился в Португалию в качестве генерального капеллана британских войск. К тому времени, однако, у него развилась опиумная зависимость, и он был вовлечен в несколько ошибочных деловых предприятий, включая неудачную попытку продать украшенных фанатов, предположительно из Формозы. Со временем утверждения Псалманазара становились все менее достоверными, и знания о Формозе из других источников начали противоречить его утверждениям. Его энергичная защита своего обмана начала ослабевать, и в 1706 году он признался сначала друзьям, а затем и широкой публике. К тому времени лондонское общество в значительной степени устало от «формозского увлечения».

В последующие годы Псалманазар какое-то время работал писарем в армейском полку, пока некоторые священнослужители не дали ему денег на изучение богословия. Затем Псалманазар участвовал в литературной среде Груб-стрит , писал брошюры, редактировал книги и выполнял другие низкооплачиваемые и непривлекательные задачи. Он выучил иврит , стал соавтором Сэмюэля Палмера книги « Всеобщая история печати» (1732 г.) и написал ряд статей для « Всеобщей истории» . Он даже внес свой вклад в «Полную систему географии» и написал о реальных условиях на Формозе, резко критикуя мистификацию, которую он сам совершил. [ 9 ] Похоже, он становился все более религиозным и отрекся от своих юношеских обманов. Кульминацией этой новообретенной религиозности стала его анонимная публикация книги богословских эссе в 1753 году.

Друг Сэмюэля Джонсона и других

[ редактировать ]

Хотя этот последний этап жизни Псалманазара принес ему гораздо меньшую известность, чем его предыдущая карьера мошенника, он привел к некоторым примечательным историческим совпадениям. Пожалуй, самым известным из них является маловероятная дружба пожилого Псалманазара с молодым Сэмюэлем Джонсоном , который также был наемным работником на Граб-стрит. В последующие годы Джонсон вспоминал, что Псалманазар был хорошо известен в своем районе как эксцентричная, но святая личность, «при этом он был настолько хорошо известен и почитаем, что едва ли кто-либо, даже дети, проходил мимо него, не выказав ему знаков уважения». [ 10 ]

Псалманазар также общался с рядом других важных английских литературных деятелей своего времени. В первые месяцы 1741 года он, по-видимому, послал писателю Сэмюэлю Ричардсону незапрошенную пачку из сорока рукописных страниц, в которых он пытался продолжить сюжетную линию чрезвычайно популярного эпистолярного романа Ричардсона «Памела» . Ричардсон назвал попытку продолжения Псалманазара «смехотворной и невероятной». [ 11 ] В «Скромном предложении» Джонатан Свифт мимоходом высмеивает Псалманазара, сардонически цитируя «знаменитого Саламанаазора, уроженца острова Формоза, приехавшего оттуда в Лондон более двадцати лет назад», как выдающегося сторонника каннибализма. [ 12 ] В романе Тобиаса Смоллетта насмешливо упоминается «Псалманазар, который, проработав полвека на литературной фабрике со всей простотой и воздержанием азиата, существует на благотворительность нескольких книготорговцев, достаточную ровно настолько, чтобы удержать его от прихода». ". [ 13 ]

Смерть и воспоминания

[ редактировать ]
Титульный лист Воспоминаний ****, широко известного под именем Георгия Псалманазара; известный уроженец Формозы

Джордж Псалманазар умер 3 мая 1763 года в Айронмонгер-Роу, Лондон , Англия . [ 14 ] [ 15 ] В своем завещании, составленном в прошлом году, он назвал себя бедным, грешным и никчемным существом; он приказал, чтобы его тело было предано общему захоронению самым скромным и дешевым способом; и он торжественно заявил, что его «История Формозы» является подлым и постыдным обманом, обманом общественности. Он оставил после себя автобиографию « Мемуары ****, широко известного под именем Георгия Псалманазара»; известный уроженец Формозы, который впервые появился в 1764 году. В книге не указано его настоящее имя при рождении, которое до сих пор неизвестно, но содержится множество подробностей о его молодости и развитии его подделок. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Коды qfo и art-x-formosan предназначены для локального использования и зарегистрированы в реестре кодов ConLang.
  1. ^ Перейти обратно: а б «Собираем коллекцию» . Библиотека Университета Делавэра. 3 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2019 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
  2. ^ «Фэнтезийные приключения Уолтера Митти раннего Нового времени демонстрируются» . Кембриджский университет . 13 марта 2014 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
  3. ^ Джордж Псалманазар, Мемуары , Лондон, 1764, стр. 79
  4. ^ Уроженец Формозы Алекса Бозе. Музей мистификаций. Последнее изменение: 2002 г. По состоянию на 3 ноября 2003 г.
  5. Ориентализм как перформанс. Архивировано 5 января 2012 года в Wayback Machine Джеком Линчем . Доставлено 29 января 1999 года на семинаре CUNY по литературе восемнадцатого века. Доступ 2007 г. – 3–11.
  6. ^ «Великие мистификации истории». Питтсбург Пресс . 18 января 1910 г.
  7. ^ Джозефсон, Джейсон (2012). Изобретение религии в Японии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 14–15.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Бетанкур, Ребекка Г. «Реестр кодов ConLang» . www.kreativekorp.com . Проверено 6 апреля 2021 г.
  9. ^ Джордж Псалманазар, Мемуары , Лондон, 1764, стр. 339
  10. ^ Фоли, Фредерик Дж., Великий формозский самозванец . Нью-Йорк: Частное издание, 1968, с. 65
  11. ^ Фоли 53
  12. ^ Дэвис, Леннард Дж. Фактическая фантастика: истоки английского романа. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1983, 113.
  13. ^ Фоли 59
  14. ^ Ли, Сидней (1896). «Псалманазар, Георгий» . Словарь национальной биографии . Том. 46. ​​стр. 439–442.
  15. ^ Стаут, Георг (1998). «Контекстуализация видения: Псалманаазар, Формоза и антропология» . Азиатский журнал социальных наук . 26 (2): 85–101. дои : 10.1163/030382498X00175 . ISSN   1568-4849 .
  16. ^ Брейси, Роберт (май 1924 г.). «ГЕОРГИЙ Псалманазар, самозванец и кающийся» . Новые Блэкфрайерс . 5 (50): 82–88. дои : 10.1111/j.1741-2005.1924.tb03564.x . ISSN   0028-4289 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38fd9651f98ad7e8ea76f04a045e9976__1721475000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/76/38fd9651f98ad7e8ea76f04a045e9976.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
George Psalmanazar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)