Jump to content

Культура Арцаха

Гандзасарский монастырь (1216–1238 гг.)

Культура Арцаха включает в себя артефакты материальной и нематериальной культуры, исторически связанные с Арцахом (исторической провинцией) на Южном Кавказе , контролируемой Азербайджаном . К ним относятся памятники культовой и гражданской архитектуры, мемориальные и оборонные сооружения, различные виды искусства.

Общая информация

[ редактировать ]
Текст с армянской надписью, монастырь Гандзасар (1216–1238 гг.)

Нагорный Карабах и прилегающие территории, принадлежащие историческому Арцаху (некоторые из которых перешли под контроль Республики Арцах в 1992–1994 годах), называют сокровищницей различных форм армянской архитектуры под открытым небом. [ 1 ] [ 2 ] В целом, в Нагорном Карабахе находится несколько тысяч архитектурных артефактов и исторических памятников в более широком смысле. Помимо церковных сооружений, в это число входят образцы гражданской архитектуры, старинные замки и крепости, а также многочисленные хачкары. [ 3 ]

Искусство и архитектура, созданные в Нагорном Карабахе, прошли те же этапы, что и армянское искусство в более широком смысле. Они начали развиваться в дохристианские времена, прошли через принятие христианства в начале IV века и вступили в эпоху современности после расцвета в средние века. [ 4 ] [ 5 ]

Основным выражением искусства Арцаха в средние века была церковная архитектура: церкви, соборы, часовни и монастыри. Большинство других форм искусства того периода, в том числе иллюминированные рукописи, хачкары (по-армянски: խաչքար; уникальные для Армении каменные плиты с выгравированными крестами) и настенные росписи, также были связаны с религиозной жизнью Арцаха и его основным институтом - Армянской Апостольской церковью . [ 6 ] [ 7 ]

Произведения архитектуры в Нагорном Карабахе построены по тем же принципам и с использованием тех же приемов, что и в остальной Армении . [ 8 ] [ нужна цитата для проверки ] Известняк является основным строительным материалом, образующим основу стен. Затем их покрывают облицовкой и/или облицовывают плитами вулканического туфа.

Рельефные скульптуры на куполе Иоанно-Предтеченского собора Гандзасарского монастыря (1216–1238 гг.).

В крупных зданиях в городах или монастырях наружная облицовка может состоять из тщательно вырезанных блоков туфа. Монастыри Гандзасар и Дадиванк служат основными образцами этого стиля. Для более скромных построек, таких как приходские церкви в провинции, обычно использовали менее тщательно ограненный камень, что создает более деревенский вид. [ 9 ] [ 10 ]

Названия монастырей в Нагорном Карабахе , как и в остальной части исторического Арцаха и Армении , обычно включают в себя термин «ванк» (армянский: վանք), что означает «монастырь». Примеры: Дадиванк , Гтичаванк , Хунисаванк, Хадаванк, Хатраванк, Ериц Манканц Ванк и др. [ 6 ] [ 11 ] Монастыри часто расположены в поселениях, носящих имя Ванк (Վանք), или вблизи них; наиболее известные памятники включают монастыри Дадиванк , монастыри Гандзасар и монастыри Спитак-Хач-Ванк. Названия замков и крепостей в Нагорном Карабахе, как и в остальной части исторического Арцаха и Армении, обычно включают термин «берд» (армянский: բերդ), что означает «форт». Примеры: Джраберд, Хандаберд, Майраберд, Хоханаберд и др. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Исторические памятники дохристианской эпохи

[ редактировать ]

Самые ранние памятники в Арцахе относятся к дохристианской эпохе , когда политеизм был самой распространенной формой религии. [ 14 ] Самым любопытным видом искусства того периода, пожалуй, являются большие антропоморфные каменные идолы, найденные в восточных низменностях северных уездов Джраберд (арм. Ջրաբերդ) и Хачен ( арм . Խաչեն). Они датируются железным веком.

На северо-восточных окраинах Республики Арцах и дальше на восток так называемые сахманакары ( арм . սահմանաքար, что означает «пограничные камни»). встречаются [ 15 ] [ 16 ] Первоначально они появились во время правления царской династии Арташесянов ( Арташесидов ) в Армении (190 г. до н. э. – 53 г. н. э.), которые использовали камни с надписями для обозначения границ царства для путешественников. В Арцахе традиция отмечать границы сахманакарами сохранялась на протяжении всего Средневековья. Самый большой из таких средневековых памятников стоит недалеко от города Матагес ( армянский : Մատաղես) в Мардакертском районе. Надпись на камне гласит: «Здесь [провинция] Сюник заканчивается». [ 14 ] [ 17 ]

Монастыри, церкви и часовни в Арцахе и его окрестностях

[ редактировать ]
Монастырь Цицернаванк (4 век) после реставрации.

В раннем средневековье Арцах и соседние провинции Утик и Пайтакаран, известные вместе как Восточные префектуры Армении (арм. Таханк Аревелиц Армени), стали объектом миссионерской деятельности выдающихся религиозных лидеров с материковой Армении. [ 17 ] Наиболее выдающимися из них были св. Григорий Просветитель ( арм .: Св. Григор Лусаворич, умер около 337 г. н. э.), крестивший Армению в первое христианское государство в 301 г. н. э., а св. Месроп Маштоц ( арм .: Св. Месроп Маштоц, 361-440 гг. н.э.), учёный, создавший армянский алфавит . [ 18 ]

Ряд христианских памятников, связанных с этим важным периодом армянской истории, относятся к старейшим в мире местам христианского богослужения. Среди них – монастырь Амарас ( арм . Ամարասի Վանք), который, по мнению древних авторов, таких как праотец армянской истории Мовсес Хоренаци (ок. 410–490), был основан в IV веке нашей эры самим святым Григорием . [ 19 ] Самая старая часть монастыря - это мученик святого Григориса (арм. Սբ. Գրիգորիս), внука святого Григориса и епископа Агванка, который был убит язычниками около 338 года нашей эры во время преподавания Евангелия в стране мазкутов. (нынешняя Республика Дагестан , в России ). [ 20 ] Мавзолей Св. Григориса представляет собой сводчатую погребальную камеру с двумя боковыми притворами, служащую склепом церкви более позднего периода. [ 21 ] Амарас — действующий монастырь Армянской Апостольской церкви .

Путешествуя по Арцаху и соседним провинциям Сюник и Утик , примерно в 410 году нашей эры святой Месроп Маштоц основал школу в Амарасе, где впервые была введена в учебных целях армянская письменность , изобретенная им в 405 году нашей эры. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

В течение 35 лет, вплоть до своей смерти в 440 году, Маштоц набирал команды монахов для перевода религиозных, научных и литературных шедевров древнего мира на этот новый алфавит. Большая часть их работы проводилась в монастыре Амарас...» [ 24 ]

Аббатство Ериц Манканц (построено около 1691 г.)

Описание св. Путешествие Месроба Маштоца в Арцах и соседнюю провинцию Утик занимает центральное место в нескольких главах «Истории Агванка» ( арм . Патмутуюнь Агхваниц), написанной в VII веке одним из самых выдающихся уроженцев Арцаха — армянским историком Мовсесом Каганкатваци ( арм. Армянский : Мовсес Каганакваци). [ 25 ]

Еще один храм, история которого связана с миссией св. Месроп Маштоц — монастырь Таргманчац ( арм . Сб. Тарганчац Ванк) недалеко от Кархата (арм. Кархат, современный Дашкесан в Азербайджане, на севере Республики Арцах ). [ 22 ] [ 26 ] Слово Таргманчатс (арм. Թարգմանչաց), означающее «Святые переводчики», обозначает как Св. Месроба Маштоца, так и Св. Саака Партева (арм. Սբ. Սահակ NC), главу Армянской церкви (387–436 гг. н. э.), спонсировавшего Маштоца Научно-религиозные экспедиции . Используя алфавит Маштоца , св. Саак Партев в 411 году перевел Библию с сирийского языка на армянский (о чем свидетельствует Маштоца ученик Корюн в биографическом труде о своем учителе). [ 27 ] [ 28 ] Главный храм монастыря, реконструированный в 989 году, состоит из одного сводчатого помещения (однонефного) с апсидой на востоке, окруженной двумя небольшими помещениями.

Базилика . Св Геворг (Св. Геворг, Св. Георгий ) в монастыре Цицернаванк (арм. Цицернаванк) в Кашатаге является не только важным религиозным объектом, но и наиболее хорошо сохранившимся образцом армянской базилики с тремя нефами . [ 29 ] Это большое и хорошо сохранившееся строение, датируемое, вероятно, пятым или шестым веками. [ 30 ] Он стоит недалеко от так называемого Лачинского коридора — территории, соединяющей Армению с Республикой Арцах . Слово Цицернаванк происходит от корня «цицерн» (армянский: ծիծեռն), означающего «мизинец» на древнеармянском языке . Это указывает на период в истории монастыря, когда считалось, что в нем хранятся мощи святого Георгия Драконоборца . В прошлом монастырь принадлежал Татевской епархии и упоминается как известный религиозный центр историком 13-го века Стефаносом Орбеляном ( армянский : Սթեփանոս Օրբելյան) и епископом Товмой Ванандеци (армянский: Թովմա). Վանանդեցի) в 1655 году. [ 31 ] Начиная с 1992 года монастырь Цицернаванк подвергся реконструкции и стал местом проведения осенних праздников, проводимых ежегодно в День Святого Георгия. Цицернаванк — действующий монастырь Армянской Апостольской церкви .

Монастырь Гтичаванк, 13 век, Нагорный Карабах.

Церкви с куполом, построенным по лучистой или крестообразной схеме, были многочисленными в Армении в седьмом веке и хорошо представлены в Арцахе. [ 26 ] [ 32 ] [ 33 ] Одним из примеров является часовня в Ванкасаре (арм. Ванкасар), где купол и барабан опираются на центральную площадь крестообразного плана этажа. Часовня расположена на восточной границе Республики Арцах и, по общему мнению, была основана знаменитым монархом Арцаха Вачаганом II Благочестивым (арм. Вачаган Б Барепашт) из раннесредневековой династии Арраншахиков (арм. Араншахик). Другой пример - церковь Охта Трне в Мохренесе (арм. Охта Трне, «Восьмидверная церковь»), датируемая, вероятно, пятым-седьмым веками. [ 34 ] Его стены, грубо вырезанные и склеенные, заключают в себя четырехлистник с четырьмя небольшими диагональными нишами. Менее распространён план свободного креста с куполом, найденный в часовне Святого Спаса (арм. Սբ. Փրկիչ) в Мардакертском районе .

Проекты Арцаха порой отличались от хода архитектурной эволюции материковой Армении . Наблюдения показывают, что некоторые планы этажей, часто использовавшиеся в других регионах Армении в седьмом веке, не встречаются в Арцахе. К ним относятся камера с куполом, поддерживаемым стенными распорками (например, собор в Арудже Арагацотнской области Армении); крестообразный план с куполом на четырех отдельно стоящих колоннах (например, церковь Св. Гаяне в Священном городе Эчмиадзин , Армения) и лучеобразный план с четырьмя помещениями в прямоугольнике (например, церковь Св. Рипсиме в Священном городе Эчмиадзин) , Армения ). [ 35 ]

Церковь Святого Григориса монастыря Амарас

Еще одна особенность региона заключается в том, что лишь немногие памятники Арцаха относятся к постарабскому периоду или к возникновению армянских царств (с девятого по одиннадцатый века), что было очень продуктивной художественной эпохой в других провинциях Армении. К этому периоду можно отнести часовни крестообразного плана с куполом, такие как церковь в Варазгоме (армянский: Վարազգոմ) возле Кашатага, монастырь Хунисаванк (армянский: Խունիսավանք) в Гетабаке (ныне Гедабейский район Азербайджана). , на север от Республики Арцах ) и однонефные церкви, такие как церковь в Париссе (арм. Փարիսոս). [ 36 ]

Именно в постсельджукский период и в начале монгольского периода (конец двенадцатого и тринадцатого веков) архитектура Арцаха расцвела. Монастыри в эту эпоху служили активными центрами искусства и науки. В большинстве из них находились скриптории , где рукописи переписывались и иллюстрировались . Они также были укреплены и часто служили убежищем для населения в трудные времена. [ 4 ] [ 37 ]

Несколько монастырских церквей этого периода приняли модель, наиболее широко распространенную в Армении : собор с куполом в плане вписанного креста с двумя или четырьмя угловыми камерами. Примеры включают крупнейшие и сложнейшие монастыри Арцаха: Дадиванк (арм. Դադիվանք, 1214–1237), Гандзасар (арм. Գանձասար, 1216–1238) и Гтичаванк (арм.: Գտիչավանք, 1241–1246). В случае монастырей Гандзасар и Гтичаванк конус над куполом имеет форму зонтика, живописный дизайн, который первоначально был разработан архитекторами бывшей столицы Армении Ани в десятом веке и впоследствии распространился на другие провинции Армении. страны, включая Арцах. [ 38 ]

Знаменитые двойные хачкары XIII века с армянской надписью Мемориальной колокольни монастыря Дадиванк.

Как и все армянские монастыри, монастыри Арцаха отличаются большой геометрической строгостью в планировке зданий. [ 38 ] тринадцатого века В этом отношении примечательным примером является Дадиванк , крупнейший монастырский комплекс в Арцахе и всей Восточной Армении, расположенный в северо-западном углу Мардакертского района . Дадиванк достаточно хорошо сохранился, чтобы не оставлять сомнений в том, что это был один из наиболее полноценных монастырей на всем Кавказе . с Мемориальным собором Пресвятой Богородицы в центре Дадиванк имеет около двадцати различных построек, которые разделены на четыре группы: церковные, жилые, оборонительные и вспомогательные. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Дадиванк — действующий монастырь Армянской Апостольской церкви .

Яркой особенностью армянской монастырской архитектуры тринадцатого века является притвор . [ 42 ] Гавиты — это специальные квадратные залы, обычно пристроенные к западному входу в церковь. Они пользовались большой популярностью в крупных монастырских комплексах, где служили притворами , актовыми и лекционными залами, а также вестибюлями для приема паломников. Некоторые из них выглядят как простые сводчатые галереи, открытые на юг (например, в монастыре Мец-Арранк; армянский: Մեծառանից Վանք); у других — асимметричное сводчатое помещение с колоннами (монастырь Гтичаванк); или иметь четырехугольное помещение с четырьмя центральными колоннами, поддерживающими пирамидальный купол (монастырь Дадиванк). В другом типе притвора свод поддерживается парой скрещенных арок – в монастырях Хоррекаванк (армянский: Հոռեկավանք) и Бри Ехце (армянский: Բռի Եղցէ).

Однако самый известный притвор в Нагорном Карабахе является частью монастыря Гандзасар. Он был построен в 1261 году и отличается своими размерами и превосходным качеством изготовления. [ 1 ] [ 43 ] Его планировка в точности соответствует планировке Ахбата (арм. Гагбат) и Мшакаванка (арм. Каткаванк) — двух монастырей, расположенных в северной части Армении . В центре потолка купол освещен центральным окном, украшенным теми же сталактитовыми орнаментами, что и в Гегарде (арм. Гегхард) и Аричаванке (арм. Харичаванк) — монастырях в Армении, построенных в начале тринадцатого века.

Монастырь Гандзасар был духовным центром Хачена (арм. Качен), самого большого и могущественного княжества в средневековом Арцахе, поскольку здесь находился католикосат Агванк. Католикосат Агванк (по-армянски: Агваниц Католикосутюн), также известный как Святой Престол Гандзасара, был одним из территориальных подразделений Армянской Апостольской Церкви . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

Гандзасарский собор Св. Ованес Мкртич (по-армянски: Св. Ованес Мкртич, обозначающий Святого Иоанна Крестителя) — один из самых известных армянских архитектурных памятников всех времен. [ 1 ] [ 47 ] Неудивительно, что Гандзасар является туристической достопримечательностью номер один в Республике Арцах . В его декоре есть элементы, которые роднят его с тремя другими памятниками в Армении начала тринадцатого века: колоннада на барабане напоминает колоннаду Аричаванка (армянский: Հառիճավանք; построен около 1201 года), а также большой крест со скульптурой Распятие в верхней части фасада встречается также в Кечарисе (арм.: Կ֥չառիսի Վանք, построенный около 1214 г.) и Ованаванк (арм. Հովհաննավանք, 1216–1250 гг.). Гандзасар – действующий монастырь Армянской Апостольской Церкви .

Гандзасар и Дадиванк также известны своими барельефами, украшающими их купола и стены. [ 48 ] После собора Святого Креста на озере Ван (также известного как Ахтамар- Ախթամար, в Турции), Гандзасар содержит наибольшее количество скульптурного декора по сравнению с другими архитектурными ансамблями Армении . [ 49 ] Самыми известными скульптурами Гандзасара являются Адам и Ева , Иисус Христос , Лев (символ князей Вахтангиев (арм. Վախթանգյան իշխաններ), построивших и Гандзасар , и Дадиванк ), и Церковные старосты — каждый держит в руках миниатюрную копию собор. В Дадиванке самый главный барельеф изображает покровителей монастыря, чьи каменные изображения очень напоминают те, что высечены на стенах монастырей Ахбат , Кечарис и Аричаванк в Армении . [ 50 ] [ 51 ]

Хотя в этот период акцент в Арцахе сместился на более сложные конструкции, однонефные церкви продолжали строиться в больших количествах. Одним из примеров является монастырь Св. Егише Аракьяла (арм. Սբ. Եղիշե Առաքյալ, также известный как монастырь Джрвштик (Ջրվշտիկ), что по-армянски означает «Тоска по воде»), в историческом уезде Джраберд , который имеет восемь однонефных часовни выровнены с севера на юг. Одна из этих часовен имеет большое значение для армян , поскольку она служит местом захоронения монарха Арцаха V века Вачагана II Благочестивого Арраншахика. Царь Вачаган , также известный как Вачаган Благочестивый за свою преданность христианской вере и поддержку строительства большого количества церквей по всему региону, является эпической фигурой, чьи деяния увековечены во многих легендах и сказках Арцаха. Самая известная из них повествует о том, как Вачаган влюбился в красивую и умную Анаит, которая затем помогла юному царю победить языческих захватчиков. [ 52 ]

После перерыва, продолжавшегося с четырнадцатого по шестнадцатый века, архитектура снова расцвела в семнадцатом веке. Было построено множество приходских церквей, восстановлены и расширены монастыри, служившие оплотами духовной, культурной и научной жизни. Самым примечательным из них является монастырь Ериц Манканц («Монастырь трех младенцев», армянский: Երից Մանկանց Վանք), построенный около 1691 года в уезде Джраберд . Монастырь был основан феодальным родом меликов-израильтян (арм. Մելիք-Իսրաելյան), лордов Джраберда, с явной целью составить конкуренцию Святому Престолу Гандзасара и его потомственным покровителям — Хасан -Джалалянам , лордам Хачена . [ 53 ] [ 54 ]

Архитектура Арцаха девятнадцатого века отличается слиянием новаторства и традиций великих национальных памятников прошлого. Одним из примеров является собор Святого Спасителя, также известный как «Казанчецоц» (арм. Ղազանչեցոց Սբ. Ամենափրկիչ, 1868–1888), поскольку он был построен в историческом Казанчецоце. (Ղազանչեցոց) район Шуши. Она стоит в Шуше , бывшей столице Карабахского ханства , и является одной из крупнейших когда-либо построенных армянских церквей. На архитектурные формы собора повлиял дизайн древнего собора Св. Эчмиадзина (IV–IX вв.), центра Армянской Апостольской церкви , расположенного к западу от столицы Армении Еревана. После Карабахской войны собор подвергся реставрации и в настоящее время служит действующим молитвенным домом Армянской Апостольской церкви.

Помимо собора Святого Спаса, в Шуше располагался Эрмитаж Святых Богородиц (арм.: Кусанац Анапат, 1816 г.) и три другие армянские церкви: Святого Спаса «Мегрецоц» (арм. Мегрецоц Св. Аменапркич, 1838 г.), церковь Св. Ованнес «Канач Жам» (арм.: Св. Оганес, 1847 г.) и Святой Спаситель «Агулецоц» (арм.: Агулецоц Св. Аменапркич, 1882 г.). [ 55 ]

В девятнадцатом веке появляется также несколько мусульманских памятников. Они связаны с возникновением Карабахского ханства , недолговечного мусульманского княжества в Карабахе (1750–1805 гг.). В городе Шуша построены три мечети XIX века, которые вместе с двумя русскими православными часовнями являются единственными неармянскими архитектурными памятниками, обнаруженными на территориях, включающих бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область и нынешнюю Республику Арцах .

Музеи Арцаха

[ редактировать ]

Ниже приведен список музеев, бывших в Арцахе, который включает учреждения (включая некоммерческие организации, государственные учреждения и частный бизнес), которые собирают и хранят объекты, представляющие культурный, художественный, научный или исторический интерес, а также предоставляют доступ к их коллекциям или связанным с ними экспонатам. для публичного просмотра. Музеи, существующие только в киберпространстве (т.е. виртуальные музеи ), не включены. Также включены некоммерческие художественные галереи и выставочные площади.

Список музеев в округах Арчер-Коллин, Техас
Название музея Город Примечания Ссылки
Мартакертский историко-географический музей Мартакерт Этнография [ 56 ]
Аскеранский историко-геологический музей Солдаты Археология [ 56 ]
Музей армянского драмы Скачать Армянские монеты [ 56 ]
Бердашенский исторический музей Бердашен Археология [ 56 ]
Географический музей Кашатагского района Кашатах Бердзор Археология [ 56 ]
Государственный музей Арцаха Степанакерт Археологическая и культурная история Арцаха народа [ 57 ] [ 56 ]
Дом Хуршидбану Натаван Скачать Памятник истории и архитектуры XVIII или XIX века. [ 56 ]
Дом-музей Узеира Гаджибекова (Скачать) Скачать Узеир Гаджибеков – азербайджанский композитор. [ 58 ]
House of Nikol Duman Tsakhkashat Реконструированные здания XIX века [ 59 ]
Мартунинский историко-географический музей Мартуни Этнография, археология, средневековые артефакты [ 56 ]
Музей имени Тевана Степаняна в Туми Гадрут Посвящается Тевану Степаняну [ 56 ]
Государственный археологический музей Кашатаха Кашатах Артефакты, обнаруженные во время археологических раскопок в Кашатагском районе. [ 59 ]
Шушинский музей ковра Скачать Ковры ткали с 17 века по начало 20 века. [ 56 ]
Шушинский государственный музей изобразительных искусств Скачать Показ местных художников [ 56 ]
Степанакертская галерея Степанакерт Картины арцахских художников [ 56 ]
Выберите Меликян Палас Выбирай (Тьфу) Археологические материалы, обнаруженные при раскопках на территории дворца [ 56 ]
Музей изобразительных искусств Республики Арцах Скачать Художественная галерея местных художников [ 59 ]
Государственный археологический музей Тигранакерта Агдамский район Разрушенный город эллинистического периода [ 59 ]
Музей памяти погибших Азатамартиков Степанакерт Армянский военный музей [ 59 ]
Шушинский исторический музей Скачать Музей был закрыт после взятия Шуши 8 мая 1992 года. [ 60 ] [ 59 ]
Азербайджанский Государственный Музей Истории Карабаха Скачать Несуществующий [ 61 ]

Памятники гражданской архитектуры

[ редактировать ]

В 17-18 веках следует отметить несколько дворцов армянских меликов (по-армянски: мелик, герцог), особенно дворец семьи Мелик-Бегларян (по-армянски: Мелк-Бегларян) в Гюлистане (в Шаумянском районе), дворец Семья Мелик-Аванян (арм. Мелк-Аванян) в Тохе (Гадрутский район), дворец Мелик-Мнацаканян (арм.: Мелк-Мнацаканян) в Геташене, Дворец семьи Мелик-Айказян (арм.: Мелик-Айказян) в Кашатаге (в Кашатаг-Лачинском районе), дворец семьи Мелик-Долуханян (арм.: Мелк-Долуханян) в Тухнакале (близ Степанакерта) и, наконец, Дворец карабахского хана в городе Шуше. [ 62 ] Княжеские дворцы более ранних эпох, хотя и сильно поврежденные временем, не менее, если не более впечатляют. Среди сохранившихся - дворец допийских князей, царских владык, близ Акнаберда (в Мардакертском районе). [ 63 ]

Средневековые постоялые дворы Арцаха (называемые «иджеванатун»; по-армянски: իջևանատուն) составляют отдельную категорию гражданских построек. Самый сохранившийся экземпляр находится недалеко от города Гадрут. [ 64 ]

До его разрушения в 1920 году главным хранилищем гражданской архитектуры региона была Шуша. В конце 19 века Шуша стала одним из крупнейших городов Кавказа . В 1913 году он принял более 42 000 человек.

Архитектура Шуши имела свой неповторимый стиль и дух. Этот особый стиль синтезировал дизайн, использованный при строительстве величественных домов в сельской местности Арцаха (особенно в южном округе Дизак), и элементы неоклассической европейской архитектуры. Типичным примером жилых жилищ Шуши является дом семьи Аванесанц (19 век). Среди примечательных административных зданий Шуши: Королевское училище (1875 г.), Епархиальное училище (1838 г.), Техническое училище (1881 г.), летний и зимний клубы мэрии (1896 и 1901 гг.), Жамхарская больница (1900 г.), Хандамирский театр (1891 г.). ), Женское училище Святой Богородицы (1864 г.) и Дворянская средняя школа Мариам Гукасян (1894 г.). Из этих зданий только Королевский колледж и Жамхарянская больница пережили тюрко-мусульманское нападение на город в 1920 году. [ 65 ]

Наиболее хорошо сохранившиеся образцы сельской гражданской архитектуры Арцаха находятся в исторических поселениях Бананц (арм. Бананц), Геташен (арм. Геташен), Гадрут (арм. Хадут) и Тог (арм. Тог). [ 66 ]

История вандализма и разрушений

[ редактировать ]

Первые записи о повреждении исторических памятников произошли в период раннего средневековья. Во время армяно-персидской войны 451–484 годов нашей эры монастырь Амарас был разрушен персидскими завоевателями, стремившимися вернуть языческие обычаи в Армению . Позже, в 821 году, Армения была захвачена арабами, а Амарас был разграблен. Однако в том же столетии монастырь был перестроен под патронажем князя Есаи (арм. Եսայի Իշխան Առանշահիկ), лорда Дизака, который храбро сражался с захватчиками. В 1223 году, по свидетельству епископа Стефаноса Орбеляна (умер в 1304 году), Амарас был снова разграблен — на этот раз монголами, — которые забрали с собой посох св. Григориса и большой золотой крест, украшенный 36 драгоценными камнями. По словам Орбеляна, жена монгольского вождя, византийская принцесса Деспина, предложила отправить крест и посох в Константинополь. [ 67 ]

В 1387 году Амарас и десять других монастырей Арцаха подверглись нападению орд Тамерлана из Средней Азии . Согласно местной армянской легенде, Тамерлан уничтожил Амарас и приказал своим воинам выстроить линию длиной в несколько миль от монастыря до самой реки Аракс . Солдаты Тамерлана передавали камни разрушенных зданий от одного человека к другому и бросали их в воду, образуя мост. Но как только завоеватели покинули этот регион, гласит легенда, жители региона ринулись к реке, привезли камни обратно и восстановили монастырь в его первоначальном виде. Амараса Должно быть, это было в то время, когда был основан знаменитый скрипторий . [ 68 ]

Вскоре после геноцида армян и окончания Кавказской кампании в 1918 году погром, спровоцированный азербайджанским мусульманским населением в 1920 году, привел к разрушению всего армянского квартала города, что оказало разрушительное воздействие на архитектурное наследие города и его положение как крупный торговый город и производитель шелка в 19 веке. После прихода тюрко-исламских кочевников в высокогорье Карабаха в 1750-х годах город разделился на две части: армянскую и мусульманскую. Хотя исламские тюркские племена (известные с 1930-х годов как «азербайджанцы») [ 69 ] составляли небольшой процент населения высокогорья Арцаха, наибольшая их концентрация была в Шуше, где они жили в мире с тамошним армянским населением. Однако в начале 20-го века космополитический и толерантный подход городов начал разваливаться и стал местом спорадического межобщинного насилия был нанесен в марте 1920 года , но самый смертельный удар . При поддержке экспедиционных османских войск вооружил тюрко-татар («азербайджанцев»). [ 69 ] ) банды сожгли и разрушили армянскую часть города, убив при этом большинство его армянских жителей — всего около 20 000 человек. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]

Три из пяти армянских церквей города были полностью разрушены тюркскими бандами и Эрмитаж Святых Богородиц (арм. Кусанац Анапат, построен в 1816 г.). [ 73 ] Спасо-Спасский собор (1868–1888 гг.) был осквернен и сильно поврежден. Снесено около 7000 зданий, а Шуше так и не удалось вернуть былое величие. Вместо этого он сократился, превратившись в небольшой городок, населенный азербайджанцами (14 тысяч жителей в 1987 году против 42 тысяч в 1913 году). Он простоял в руинах с 1920-х годов до середины 1960-х годов, когда руины армянской половины города были снесены бульдозерами по приказу Баку и на их вершине были построены дешевые жилые комплексы.

Карабахская война (1991–1994 гг.) также оставила глубокие шрамы на архитектурном облике Нагорного Карабаха . Азербайджанская армия намеренно нацеливалась на армянские христианские памятники с целью их сноса, используя, среди прочего, тяжелую артиллерию и военные самолеты. Амарас и Гандзасар . При этом пострадали монастыри [ 74 ] Роберт Беван пишет: «Азербайджанская кампания против армянского анклава Нагорного Карабаха, начавшаяся в 1988 году, сопровождалась культурными чистками , в результате которых были разрушены монастырь Егеазар и 21 другая церковь». [ 75 ]

Крепости, замки и княжеские дворцы

[ редактировать ]

Крепости региона (по-армянски называемые «берд») обычно строились на труднодоступных скалах или на вершинах гор, используя пересеченную и густо засаженную деревьями местность региона. Некоторые из крепостей в Нагорном Карабахе включают Джраберд (армянский: Жраберд), Хандаберд (армянский: Хандаберд), Качахакаберд (армянский: Качагакаберд), Шикакар (армянский: Шикакар), Джулистан (армянский: Гулистан), Майраберд (армянский: Майраберд), Тогаберд (армянский: Тогаберд), Акнаберд (армянский: Акнаберд) и Ахчкаберд (арм.: Агчкаберд). Эти замки принадлежали аристократическим семьям Арцаха, защищая свои владения от иностранных захватчиков, пришедших из восточных степей. Форты были основаны очень рано в истории региона, и каждое последующее поколение их хранителей вносило свой вклад в их улучшение. [ 76 ]

Когда Хаченское княжество наладило связи с Киликийским королевством (1080–1375), независимым армянским государством на Средиземном море , которое помогало крестоносцам , небольшое количество укреплений Арцаха в результате приобрело определенный киликийский вид. [ 77 ] [ 78 ]

Замок Хандаберд, традиционная цитадель вахтангианско-допийских князей, расположенный в Карвачаре (по-армянски: րարվաճառ, бывший азербайджанский район Кельбаджар), был перестроен на грант, полученный от короля Киликии Левона I ; за это он был также известен как «Левонаберд» (арм. Լևոնաբերդ).

Однако самыми замечательными оборонительными сооружениями Карабаха являются Цитадель Шуши и крепость Аскеран . Опираясь на сложную систему лагерей, призывных пунктов, сторожевых вышек и укрепленных маяков, оба они принадлежали к так называемому Малому Сыгнаху (армянский: Փոքր Սղնախ), который был одним из двух главных исторических военных округов Арцаха, ответственных за защиту южных округов Варанды. и Дизак. [ 79 ] , основал Цитадель Шуши Когда Панах Али-хан Джаваншир, основатель Карабахского ханства , были построены ее стены и другие укрепления. [ 80 ] [ 81 ]

Большой хачкар XIII века с армянской надписью возле собора Святого Иоанна Крестителя, монастырь Гандзасар.

Хачкары (арм. խաչքար), памятники из каменных плит, украшенные крестом, представляют собой особую главу в истории скульптуры и уникальны для исторической Армении. [ 82 ]

На первом этапе своего развития памятники этого типа уже существовали в Арцахе, о чем свидетельствует один из самых ранних датированных образцов, найденный на восточном берегу озера Севан (в Мец-Мазре, 881 год), которое в то время входило в состав владычество царских князей Арцаха. Очень большое количество хачкаров встречается также на территории нынешней Республики Арцах и прилегающих регионов.

Несколько экземпляров тринадцатого века выглядят особенно изысканно, и некоторые из них заслуживают особого внимания благодаря своему превосходному дизайну. Два хачкара монастыря Гтичаванк (арм. Գտիչավանք), датируемые примерно 1246 годом (один из которых сохранился в Св. Эчмиадзине в Армении), изображают двух епископов, основавших Гтичаванк . (1283 г.) установлены также две высокие плиты- хачкары Внутри Мемориальной колокольни монастыря Дадиванк , представляющие собой настоящее кружево из камня. [ 83 ]

Самый известный пример встроенных хачкаров в Арцахе , где хачкары, стоящие рядом друг с другом, образуют своего рода каменный иконостас с капюшоном, — это монастырь Бри Ехце (арм. Бри Ехце Ванк) в исторической стране Варанда (арм.: Варанда, ныне Мартунинский район Республики Арцах ). Использование встроенных хачкаров в Бри Ехце такое же, как в монастыре Цагац Кар (арм. Цахаг Кари Ванк, в Дзорской области Армении Вайоц ) и в монастыре Оромос близ Карса (арм. Хоромоси Ванк, ныне в Турции). [ 84 ]

Большой хачкар , привезенный из арцахской пустыни Мец Аранц (арм. «Великий без пустыни») в Санкт-Петербург. Эчмиадзин представляет собой редкий тип так называемых «крылатых крестов», напоминающих кельтские хачкары из Шотландии и Ирландии . [ 83 ] Самая большая коллекция стоящих хачкаров в Арцахе находится в местности Цера Наатак, недалеко от села Бадара.

Лапидарные надписи

[ редактировать ]
Армянский текст царицы Арзу Атеркской, монастырь Дадиванк (13 век)

В большинстве случаев на фасадах и стенах церквей и монастырей Арцаха выгравированы тексты на армянском языке, в которых часто указана точная дата постройки, имена покровителей, а иногда даже имя архитектора. Число таких текстов превышает несколько сотен.

Покрытие стен церквей и монастырей орнаментированными текстами на армянском языке превратилось в Арцахе, как и во многих других местах исторической Армении, в своеобразный вид декора. [ 85 ] По сравнению с другими армянскими землями, Арцах содержит очень большое количество армянских лапидарных (высеченных на камне) текстов на единицу территории, датируемых V веком. Самые заметные и обширные из них покрывают целые стены монастырей Дадиванк и Гандзасар .

Например, известная надпись подробно описывает фундамент Мемориального собора Дадиванка; он занимает большую площадь южного фасада собора. Он начинается со следующего раздела:

«По милости Всемогущего Бога и Его единородного сына Иисуса Христа, а также по милости Святого Духа, я, Арзу Хатун, смиренная служанка Христа, дочь величайшего принца из принцев Курта и супруга Наследный принц Вахтанг, владыка Хатерка и всего Верхнего Хачена, с большой надеждой построил этот святой собор на месте последнего упокоения моего мужа и двух моих сыновей… Мой старший [сын] Хасан принял мученическую смерть за свою Христианская вера в войне с турками; и через три месяца мой младший сын Григор умер естественной смертью и перешел ко Христу, оставив мать в безутешном трауре, пока [сыновья мои] были живы, они поклялись построить церковь во имя Христа. слава Божия… и я взялся за постройку этого искупительного храма с предельной надеждой и усердием, для спасения их душ, и моей, и всех моих племянников Так умоляю: поклоняясь пред святыми. алтарь, вспомни мои молитвы, начертанные на этой церкви… Завершено в год [современный 1214] по армянскому календарю…» [ 86 ]

Другой исторический текст, написанный на армянском языке, находится на надгробии святого Григориса, епископа Арцаха, в монастыре Амарас . Св. Григорис был внуком св. Григория Просветителя , который принял мученическую смерть за проповедь Евангелия на Северном Кавказе :

«Могила святого Григориса, католикоса Агванка, внука святого Григория, родившегося в [322 г. н.э.], помазанного в год [340 г. н.э.], замученного в год [348 г. н.э.] в Дербенде царем Санесаном из Мазкутс; его святые останки были привезены в Амарас его учениками, дьяконами из Арцаха». [ 87 ]

Фресковое искусство

[ редактировать ]

Арцаха Немногие фрески сохранились, но те, что сохранились, важны для истории армянского фрескового искусства благодаря своим уникальным композиционным особенностям и цветовому решению. Самая большая коллекция фресок Арцаха находится в Мемориальном соборе (1214 г.) монастыря Дадиванк . Мемориальный собор был построен по приказу королевы Арзу Хатеркской. [ 88 ] На картинах изображены Св. Мария, Иисус Христос и Св. Николай с группой ангелов и молящихся.

Фреска XIII века с изображением Пресвятой Богородицы в Мемориальном соборе монастыря Дадиванк.

Фреска на южной стене изображает Пресвятую Богородицу в длинном одеянии с красным платком , повязанным вокруг головы. Она произносит речь, украшенную крестами. Другая фреска изображает Христа, передающего Евангелие Святителю Николаю . Фреска на северной стене изображает рождение Иисуса : святой Иосиф стоит у постели святой Марии, а три волхва преклоняют колени перед ним в поклонении; над ними в небе летают херувимы, поющие Славу в Вышних Небесах. [ 89 ] Уроженец Арцаха и писатель XIII века Киракос Гандзакеци (арм. Киракос Гандзакеци) в своей «Истории Армении» намекает, что царица Арзу (арм. Арзу Тагуи) и ее дочери были одарены исключительным художественным талантом, поэтому предполагалось, что они могли быть среди тех, кто помогал рисовать фрески. [ 90 ] Помимо Дадиванка, некоторые другие фрески находятся в главной приходской церкви города Араджадзор Мардакертского района.

Иллюминированные рукописи

[ редактировать ]

Более тридцати известных средневековых рукописей происходят из Арцаха, многие из которых представляют собой иллюминированные рукописи 13 и 14 веков , созданные во времена Хаченского княжества . [ 88 ] Эти сценарии были созданы в Гяндже (Азербайджан ), а также в карабахских монастырях Гандзасар , Хоранашат (армянский: Хоранашат), Таргманчац, Царская Богородица (армянский: Цара Св. Аствацацин) и Ериц Манканц (армянский: Ериц Манканц Ванк). [ 91 ] Группа иллюминированных работ характерна для регионов Арцаха и Утика; по своему прямолинейному и неприукрашенному стилю они напоминают миниатюры Сюникской и Васпураканской школ . Эти композиции просты и монументальны, часто с оригинальной и отличной от византийских моделей иконографией. Помимо изображения библейских сюжетов, некоторые рукописи Арцаха пытаются передать образы правителей региона, которые часто приказывали переписывать и освещать тексты. Рукопись № 115, хранящаяся в Матенадаран Институте древних рукописей в Ереване , Армения, содержит миниатюрный портрет князя Вахтанга Тангика (армянский: Վախթանգ Թանգիկ, Вахтанга Драгоценного), владыки Атерка. [ 92 ]

В XII–XV веках в Арцахе и соседнем Утике действовало несколько десятков известных скрипторий. [ 93 ] Лучший период миниатюрной живописи Арцаха можно разделить на два основных этапа. К первому относятся вторая половина XII и начало XIII веков. Второй этап включает вторую половину XIII — начало XIV века. Среди наиболее интересных произведений первого этапа можно отметить рукопись Матенадарана № 1. 378, называемое Евангелием князя Вахтанга Хаченци (изготовлено в 1212 г.), и Матенадаранская рукопись № 378. 4829, Евангелие, созданное в 1224 году и связанное с именем принцессы Ванени Яджро. [ 88 ]

Ковры и коврики

[ редактировать ]
Карабахский ковер подгруппы Малибейли. Село Шуша , 1813 год)

Ковры и коврики — это вид искусства, который занимает центральное место в художественной самобытности региона. Известно, что в Х веке крашеные ткани и ковры из Арцаха высоко ценились в арабском мире. В двух отчетах историка Киракоса Гандзакеци упоминаются вышивки и алтарные завесы, изготовленные вручную его современниками Арзу и Хоришах — двумя принцессами Дома Верхнего Хачена (Атерк/Հաթերք) — для монастыря Дадиванк . [ 90 ] В XIX веке местные ковры и образцы изделий из натурального шелка стали частью международных выставок и художественных ярмарок в Москве, Филадельфии и Париже.

Обилие ковров, производимых в современный период, коренится в этой прочной древней традиции. Действительно, недавние исследования начали подчеркивать важность армянского региона Арцах в истории более широкой группы ковров, классифицируемых как «кавказские». Тканые изделия армян Арцаха бывают нескольких видов. Коврики с узором «орлиные полосы» (армянский: արծվագորգ/artzvagorg) или «солнечные лучи» (армянский: արևագորգ/аревагорг) представляют собой подтип армянских ковров с изображением драконов, производственным центром которых с восемнадцатого века был уезд Джраберд в Арцахе. характерно большой излучающие медальоны. Другие ковры имеют орнаменты, напоминающие змей («змеиные ленты»; армянский: օձագորգ/odzagorg) или облака с восьмиугольными медальонами, состоящими из четырех пар змей в форме буквы «S», а также ковры с серией восьмиугольных, крестообразных или ромбовидных медальонов. часто окаймлен красной полосой. [ 94 ]

Арцах также является источником некоторых из старейших ковров с армянскими надписями: ковер с тремя нишами из города Бананц (1602 г.), ковер католикоса Нерсеса Агванкского (1731 г.) и знаменитый ковер Гухар (Гоар) (1700 г.). ). [ 94 ] Следует также добавить, что большинство ковров с армянскими надписями родом из Арцаха. [ 95 ]

Армянский ковер "Гоар" с армянской надписью, 1700 г., Арцах ( Нагорный Карабах )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с АЛ Якобсон. Из истории средневековой армянской архитектуры: Монастырь Гандзасар. В кн.: «Очерки по истории культуры народов Востока». Москва-Ленинград. 1960. С. 140–158.
  2. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антела: Ливан, 1991, с. 4-6
  3. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антела: Ливан, 1991. с. 4
  4. ^ Jump up to: а б Том 19: Карабах. Документы армянского искусства/Документы армянской архитектуры. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, издательство OEMME; 1980, ISBN   978-88-85822-25-2
  5. ^ Джон Халаджян. Армянская церковная архитектура: от покоя к возрождению. Tate Publishing & Enterprises (август 2006 г.), ISBN   978-1-59886-090-0 , с. 28.
  6. ^ Jump up to: а б Замри. Амазасп Воскян. Монастыри Арцаха, Вена, 1953 г., глава 1.
  7. ^ Том 17: Гандзасар. Документы армянского искусства. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, OEMME Edizioni; 1987, ISBN   978-88-85822-25-2
  8. ^ Том Мастерс, Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан (Путеводители Lonely Planet). Публикации Lonely Planet; 2-е издание (июль 2004 г.). ISBN   978-1-74059-138-6
  9. ^ Том 19: Карабах. Документы армянского искусства. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, издательство OEMME; 1980, ISBN   978-88-85822-25-2
  10. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998
  11. ^ Jump up to: а б Роберт Х. Хьюсен. Армения: Исторический атлас, Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета, 2001, карта 10, стр. 3
  12. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998, p. 45
  13. ^ Том 19: Карабах. Документы армянского искусства. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, издательство OEMME; 1980, ISBN   978-88-85822-25-2 , Преамбула
  14. ^ Jump up to: а б Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антела: Ливан, 1991, с. 11
  15. ^ Мурад Асратян. Ранненовейшая христианская архитектура Армении . Москва, Инкомбук, 2000, с. 5
  16. ^ Пол Бедукян. Чеканка Арташесидов Армении, Лондон, 1978, с. 2-14
  17. ^ Jump up to: а б Уокер, Кристофер Дж.: «Армянское присутствие в горном Карабахе», в книге «Закавказские границы», Джон Ф. Райт, Сюзанна Гольденберг, Рочард Шофилд (редакторы), (Нью-Йорк, St Martin's Press, 1996), 89–112.
  18. ^ Мовсес Дашшуранчи (1961). История кавказских албанцев (перевод CFJ Dowsett). Лондон: (Лондонская восточная серия, Том 8).
  19. ^ История армян Мовсеса Хоренаци . Перевод со староармянского Р.В. Томсона, английский перевод, 1978 г. (Гарвард, ISBN   978-0-674-39571-8 )
  20. ^ Кэтрин Батчер. Книга Кокса современных святых и мучеников. Международная издательская группа Continuum (4 июля 2006 г.), с. 99, ISBN   978-0-8264-8788-9
  21. ^ Jump up to: а б Армения и Карабах. Stone Garden Productions; 2-е издание (1 сентября 2006 г.), с. 265. ISBN   978-0-9672120-9-8
  22. ^ Jump up to: а б Замри. Амазасп Воскян. Монастыри Арцаха, Вена, 1953, с. 12
  23. ^ В.А.Шнирельман, "Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье", М., ИКЦ, "Академкнига", 2003
  24. ^ Журнал National Geographic. Март 2004. с. 43
  25. ^ Мовсес Дашшуранчи (1961). История кавказских албанцев (перевод CFJ Dowsett). Лондон: (Лондонская восточная серия, том 8), главы 27–29.
  26. ^ Jump up to: а б Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антеле: Ливан, 1991 г.
  27. ^ «Корюн, «Жизнь Маштоца», перевод на русский язык и предисловие Ш.В.Смбатяна и К.А.Мелик-Огаджаняна, Москва, 1962, сноски 15–21» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 2 декабря 2007 г.
  28. ^ Самвел Карапетян. Памятники армянской культуры в регионе Карабаха. Ереван: Издательство «Гитутюн», 2001. с. 77
  29. ^ Том 21.: Цицернаванк. Документы армянского искусства/Серия Documenti di Architettura Armena. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, OEMME Edizioni; 1989 год
  30. ^ Кунео, П. «Базилика Цицернаванка (Цицернаванка) в Карабахе», Revue des Etudes Armeniennes.
  31. ^ Самвел Карапетян. Памятники армянской культуры в регионе Карабаха, Ереван: Издательство «Гитутюн», 2001, глава: Цицернаванк.
  32. ^ Шаген Мкртчян. Сокровища Арцаха, Ереван: Издательство Тигран Мец, 2002, с. 9
  33. ^ Мурад Асратян. Раннесовременная христианская архитектура Армении. Москва, Инкомбук, 2000, с. 22
  34. ^ Мурад Асратян. Раннесовременная христианская архитектура Армении. Москва, Инкомбук, 2000, с. 53
  35. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антела: Ливан, 1991, с. 121
  36. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антела: Ливан, 1991, с. 87
  37. ^ Том Мастерс, Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан (Путеводители Lonely Planet). Публикации Lonely Planet; 2-е издание (июль 2004 г.). ISBN   978-1-74059-138-6 , Глава: Нагорный Карабах.
  38. ^ Jump up to: а б Том 17: Гандзасар. Документы армянского искусства/Документы армянской архитектуры. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, OEMME Edizioni; 1987, ISBN   978-88-85822-25-2 , с. 14
  39. ^ Николас Холдинг. Армения с Нагорным Карабахом. Путеводитель Брэдта. Издание второе (1 октября 2006 г.). ISBN   978-1-84162-163-0 , Дадиванк
  40. ^ Самвел Карапетян. Памятники армянской культуры в регионе Карабаха, Ереван: Издательство «Гитутюн», 2001, глава: Дадиванк.
  41. ^ Преподобный. Амазасп Воскян. Монастыри Арцаха, Вена, 1953 г., глава: Дадиванк.
  42. ^ Жан-Мишель Тьерри и Патрик Донабедян. Армянское искусство, Париж, 1987, с. 61
  43. ^ Том 17: Гандзасар. Документы армянского искусства/Документы армянской архитектуры. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, OEMME Edizioni; 1987, с. 6
  44. ^ Роберт Х. Хьюсен. Этноистория и армянское влияние на кавказских албанцев, в: Самуэлян, Томас Дж. (Херст), Классическая армянская культура. Влияния и творчество, Чико: 1982, 27–40.
  45. ^ Роберт Х. Хьюсен. Армения: Исторический атлас, Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета, 2001, стр. 80, 119.
  46. ^ Джордж А. Бурнутян. Армяне и Россия, 1626–1796: Документальный отчет. Mazda Publishers, 2001. стр. 49–50.
  47. ^ Преподобный. Амазасп Воскян. Монастыри Арцаха, Вена, 1953 г., глава: Гандзасар.
  48. ^ Армения и Карабах. Stone Garden Productions; 2-е издание (1 сентября 2006 г.), глава: Нагорный Карабах, ISBN   978-0-9672120-9-8
  49. ^ Жан-Мишель Тьерри и Патрик Донабедян. Армянское искусство, Париж, 1987, с. 34, 35
  50. ^ Шаген Мкртчян. Сокровища Арцаха, Ереван: Издательство Тигран Мец, 2002, глава: Гандзасар.
  51. ^ Том 1: Ахбат. Документы армянского искусства/Документы армянской архитектуры. Серия. Политехнический институт и Армянская академия наук, Милан, издательство OEMME; 1968 год
  52. ^ Роберт Д. Сан-Суси (автор), Рауль Колон (иллюстратор). переплетение слов. Пересказанная армянская сказка, Orchard Books, 1998.
  53. ^ Шаген Мкртчян. Сокровища Арцаха, Ереван: Издательство Тигран Мец, 2002, глава: Гандзасар.
  54. ^ Борис Баратов. Пустыни рая: Путешествие в Карабах, Издательство Лингвист, Москва, 1998, глава: Монастырь Трех Отроков
  55. ^ Армения и Карабах. Stone Garden Productions; 2-е издание (1 сентября 2006 г.), с. 264. ISBN   978-0-9672120-9-8
  56. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «АУА Музеи наследия Арцаха» . АУА «Наследие Арцаха» . Проверено 15 августа 2022 г.
  57. ^ Туры, Барев Армения. «Историко-геологический музей Арцаха | Барев Армения Турс» . barvarmenia.com . Проверено 6 апреля 2018 г.
  58. ^ «Дом-музей Узеира Гаджибекова в Шуше» (на азербайджанском языке). 1905.az. Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 11 мая 2022 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д и ж «МУЗЕИ — Карабах Трэвел» . artsakh.travel . Архивировано из оригинала 06 апреля 2018 г. Проверено 6 апреля 2018 г.
  60. ^ "Агрессия против Азербайджана" . Retrieved 5 August 2010 .
  61. ^ «Азербайджанский государственный музей истории Карабаха» (на азербайджанском языке). 1905.az. Проверено 3 февраля 2018 г.
  62. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998, p. 79-83
  63. ^ Артак Гулян. Замки/дворцы) меликов Арцаха и Сюника. Ереван. 2001 г.
  64. ^ Раффи Коджян, Брэди Кислинг. Путеводитель «Открытие Армении заново». CD-Rom. HAY-013158. Глава: Гадрут-Физули
  65. ^ Шаген Мкртчян. Сокровища Арцаха, Ереван: Издательство Тигран Мец, 2002. С. 3–6.
  66. ^ Самвел Карапетян. Северный Арцах. Ереван: Издательство Гитутюн, 2004.
  67. ^ Степанос Орбелян, "История области Сисакан", Тифлис, 1910
  68. ^ Степан Лисицян. Армяне Нагорного Карабаха. Ереван. 1992
  69. ^ Jump up to: а б Стюарт Дж. Кауфман. Современные ненависти: символическая политика этнической войны. Издательство Корнельского университета (июнь 2001 г.). ISBN   978-0-8014-8736-1 , страницы 50–65.
  70. ^ Уокер, Армения и Карабах, стр.91.
  71. ^ Гольденберг, Гордость малых народов, стр.159.
  72. ^ Современные ненависти: символическая политика этнической войны Стюарт Дж. Кауфман, стр.51
  73. ^ Кэролайн Кокс (январь 1997 г.). «Нагорный Карабах: забытые люди в забытой войне». Современный обзор. «Например, также в 1920-е годы азербайджанцы жестоко вырезали и выселили армян из города Шуши, который был известным и историческим центром армянской культуры»
  74. ^ Армения и Карабах. Stone Garden Productions; 2-е издание (1 сентября 2006 г.). п. 267, ISBN   978-0-9672120-9-8
  75. ^ Роберт Беван. Уничтожение памяти: архитектура на войне. Книги реакции. 2006, с. 57
  76. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998, pp. 50
  77. ^ Роберт Эдвардс. Укрепления Армянской Киликии, Думбартон-Оукс, Вашингтон, 1987, с. 73
  78. ^ Киракос, Гандзакеци, 1201–1271. История армян Киракоса Гандзакеци (Нью-Йорк: Источники армянской традиции, 1986). Гандзакеци рассказывает историю дружбы Хетума, царя Киликии, и Хасана Джалала, принца Хачена.
  79. ^ Джордж А. Бурнутян. Армяне и Россия, 1626–1796: Документальный отчет. Mazda Publishers, 2001. В книге представлены переписка и другие оригинальные документы о военной инфраструктуре Карабаха и оборонной деятельности знаменитого армянского полководца Авана Спарапета в персидско-османской войне 1720-х годов; см. стр. 124–129; 143–146, 153–156.
  80. ^ Mirza Adigozel-bek, Karabakh-name (1845)
  81. ^ Мирза Джамал Джаваншир (1847), История Карабаха
  82. ^ Анатолий Л. Якобсон. Армянские хачкары, Москва, 1986 г.
  83. ^ Jump up to: а б Жан-Мишель Тьерри и Патрик Донабедян. Армянское искусство, Париж, 1987. с. 231
  84. ^ Преподобный. Амазасп Воскян. Монастыри Арцаха, Вена, 1953 г., глава 3.
  85. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998. p. 63-73
  86. ^ Самвел Карапетян. Памятники армянской культуры в регионе Карабаха, Ереван: Издательство «Гитутюн», 2001, глава: Дадиванк.
  87. ^ Преподобный. Амазасп Воскян. Монастыри Арцаха, Вена, 1953, Глава 1.
  88. ^ Jump up to: а б с Лидия А. Дурново, Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. Москва. 1979. [На русском языке]
  89. ^ Николас Холдинг. Армения с Нагорным Карабахом. Путеводитель Брэдта. Издание второе (1 октября 2006 г.). Дадиванк. ISBN   978-1-84162-163-0
  90. ^ Jump up to: а б Киракос, Газа, 1201–1271 гг. История армян Киракоса Гандзакеци (Нью-Йорк: Источники армянской традиции, 1986)
  91. ^ Гравард Агопян. Миниатюры Арцаха и Утика: тринадцатый-четырнадцатый века, Ереван, 1989, с. 136 [На армянском языке]
  92. ^ Гравард Агопян. Миниатюры Арцаха и Утика: тринадцатый-четырнадцатый века, Ереван, 1989, с. 137 [На армянском языке]
  93. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыри Карабаха, Антела: Ливан, 1991. с. 63
  94. ^ Jump up to: а б Люси Дер Мануэлян и Мюррей Эйланд . Ткачи, торговцы и короли: ковры с надписью Армении, Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, 1984 г.
  95. ^ Люси Дер Мануэлян и Мюррей Эйланд . Ткачи, купцы и короли: ковры с надписью Армении, Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, 1984, в интерпретации П. Донабедяна в «Кавказском узле: история и геополитика Нагорного Карабаха». Книги Зеда. 1994. с. 103

Библиография

[ редактировать ]
  • Армения: 1700 лет христианской архитектуры. Издательство Мугни, Ереван, 2001 г.
  • Том Мастерс и Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан, Lonely Planet Publications; 2-е издание (июль 2004 г.)
  • Николас Холдинг. Армения с Нагорным Карабахом, Путеводители Брэдт; Второе издание (октябрь 2006 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8b6823522c7d5e505d04d13e6ba602d__1720545960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/2d/c8b6823522c7d5e505d04d13e6ba602d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Artsakh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)