Евангелос Заппас
Евангелос Заппас | |
---|---|
![]() Портрет Заппаса 1860 года. | |
Родное имя | Евангелос Заппа |
Псевдоним(а) | Евангелис |
Рожденный | Labovo , Pashalik of Yanina , Ottoman Empire [1] на территории современной Албании | 23 августа 1800 г.
Умер | 19 июня 1865 г. Броштень , Объединенные княжества Молдавии и Валахии на территории современной Румынии. | (64 года)
Похороненный |
|
Верность | Первая Греческая Республика |
Услуга/ | Греческая армия |
Известный |
|
Битвы/войны | |
Отношения | Константинос Заппас (двоюродный брат) |
Другая работа |
|
Евангелос или Евангелис Заппа (23 августа 1800 — 19 июня 1865; греческий : Евангелос или Евангелис Заппа ; румынский : Эвангелис Заппа ) — греческий патриот, филантроп и бизнесмен, проведший большую часть своей жизни в Румынии . [2] [3] Сегодня он признан одним из основателей современных Олимпийских игр , которые проводились в 1859, 1870, 1875 и 1888 годах и предшествовали Олимпийским играм, прошедшим под эгидой Международного олимпийского комитета . [1] [4] Эти Игры , известные в то время просто как Олимпийские игры (греч. Ολύμπια ), проводились до основания самого Международного олимпийского комитета. Наследие Заппаса, а также наследие его двоюродного брата Константиноса также было использовано для финансирования Олимпийских игр 1896 года. [5]
В юности Заппас присоединился к греческой войне за независимость (1821–1832), получив звание майора и приняв участие в нескольких значительных сражениях. После обретения Грецией независимости он переехал в Валахию , где сделал успешную карьеру бизнесмена, став одним из самых богатых людей того времени в Восточной Европе. Помимо того, что Заппас был единственным крупным спонсором возрождения Олимпийских игр в то время, благотворительная деятельность Заппаса также включала вклад в основание нескольких греческих учреждений и школ, а также спортивных и выставочных объектов.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь, военная карьера и более поздняя карьера в Валахии.
[ редактировать ]Евангелис Заппас был одним из троих детей, рожденных Василиосом Заппасом и Сотирой Мекси. [6] [7] греческого [1] [3] [8] [9] [10] [11] [12] или арумынский [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] родословная, 23 августа 1800 года в деревне Лабово , расположенной недалеко от Тепелены (современный округ Гирокастра , Албания), когда этот регион еще находился под властью Османской империи. [20] Заппас не получил никакого образования в детстве. [3] Он покинул свою деревню в 13 лет и поступил наемником в османское ополчение местного правителя Али-паши . [21] [22]
Заппас стал членом греческой патриотической организации «Филики Этерия» и присоединился к своим соотечественникам, когда война за независимость Греции . в 1821 году разразилась [22] В этот период Заппас дослужился до звания майора революционной армии и стал личным другом капитана Маркоса Сулиота Боцариса . [22] [23] После смерти Боцариса в 1823 году Заппас служил под командованием различных военачальников борьбы за независимость, таких как Димитриос Панургиас , Китсос Цавелас и Михаил Спиромилиос . Он участвовал в нескольких крупных конфликтах, таких как осада Сули , первая осада Миссолонги и битва при Пете . В своей более поздней переписке с греческим чиновником он утверждал, что во время войны был ранен пять раз. [21] [24]
В 1831 году Заппас эмигрировал в Валахию и заработал состояние на земле и сельском хозяйстве. [22] В 1850-х годах Заппас считался одним из самых богатых предпринимателей Восточной Европы. [25] На момент его смерти в 1865 году его общее состояние оценивалось в шесть миллионов золотых драхм . [26]
Возрождение Олимпийских игр
[ редактировать ]Идея возрождения древних Олимпийских игр время от времени поднималась в начале и середине XIX века, вдохновленная в определенной степени романтизмом и патриотизмом. [27] В 1833 году поэт-романтик Панайотис Соутсос в своем произведении «Диалог мертвых » предложил возрождение Игр в новообразованном греческом государстве , как часть возрождения древнегреческой традиции. [28] В 1852 году археолог Эрнст Куртиус заявил во время лекции, что олимпийские мероприятия будут возрождены. [23]

Заппас был особенно вдохновлен Панайотисом Соутсосом и решил возродить эту древнюю традицию своими собственными усилиями и ресурсами. [29] он направил письмо по дипломатическим каналам Отто королю Греции В начале 1856 года , предлагая профинансировать возрождение Олимпийских игр и предоставить денежные призы победителям. [8] Однако эта инициатива не осталась без сопротивления. Среди некоторых греческих политиков было широко распространено мнение, что спортивные игры являются возвратом к древним временам и не подходят для современной эпохи. Александрос Ризос Рангавис , министр иностранных дел Греции и глава консервативного антиспортивного лобби в Афинах, предложил вместо легкоатлетических соревнований организовать промышленную и сельскохозяйственную выставку. [30] В течение нескольких месяцев официального ответа от греческого государства не было. В июле 1856 года статья Панайотиса Соутсоса в греческой прессе сделала предложение Заппаса широко известным общественности и спровоцировала ряд событий. [3] Король Отто согласился на организацию соревнований по легкой атлетике каждые четыре года при полной поддержке Заппы, приуроченных к промышленным и сельскохозяйственным выставкам. В результате Заппас предоставил греческому правительству необходимые финансовые ресурсы для создания Олимпийского целевого фонда. [23]
прошли первые Олимпийские игры 15 ноября 1859 года на городской площади в центре Афин . Эти спортивные соревнования стали первыми Олимпийскими играми современности, имеющими древнегреческие корни и предназначенными для использования еще не готового древнегреческого стадиона. Этот стадион, Панафинейский стадион , впервые был использован для проведения современных Олимпийских игр в 1870 году и впервые со времен древних Панафинейских и Олимпийских игр. Спортсмены соревновались в различных дисциплинах, аналогичных древним Олимпийским играм: бег, диск , метание копья , борьба , прыжки и лазание по шесту . [3]
Заппас оставил целое состояние на финансирование будущих Олимпиад, которые пройдут на стадионе «Панатинаикос». Он умер в 1865 году. Его огромное состояние было использовано на строительство постоянных спортивных сооружений в Афинах, а также на продолжение Олимпиады. [31] Он также поручил строительство выставочного и конференц-центра Заппейон , названного в его честь и в честь его двоюродного брата Константиноса Заппаса . [5]
Наследие
[ редактировать ]Создание современных Олимпийских игр.
[ редактировать ]
пришлось отремонтировать После смерти Заппаса и полностью из-за того, что греческое правительство проигнорировало инструкции Заппаса по ремонту стадиона из мрамора, Панафинейский стадион во второй раз, заменив дерево мрамором, чтобы подготовиться к Олимпийским играм 1896 года в Афинах. После периода судебных разбирательств по поводу завещаний Заппаса его двоюродный брат Константинос Заппас продолжил и расширил свои пожертвования на Игры и продолжил усилия по продолжению олимпийской концепции . [32] [33] В 1870 году новый стадион вместимостью 30 000 зрителей был готов принять вторые Олимпийские игры Заппаса. [34] Олимпийские игры Заппа 1870 года, помимо того, что они были первыми современными международными Олимпийскими играми, проводившимися на стадионе, были более посещаемыми, принимали больше мероприятий и спортсменов и в целом были гораздо лучше организованы. [34] Кроме того, для поддержки соревнований было построено первое современное олимпийское здание (и принимало соревнования по фехтованию 1896 года), а также промышленная выставка, которую антиспортивные члены греческого правительства навязали концепции Игр. Это здание, расположенное недалеко от городского Национального сада , было полностью профинансировано за счет наследия Заппаса и было названо в его честь Заппейон . [35] Заппейон официально открылся 20 октября 1888 года. [32]

Доктор Уильям Пенни Брукс из Великобритании развил свои спортивные соревнования олимпийского класса, проводившиеся в Мач-Венлоке в 1850-х годах, включив некоторые соревнования Афинских Олимпийских игр 1859 года в программу будущих Венлокских Олимпийских игр. Барон Пьер де Кубертен из Парижа, Франция, частично был вдохновлен доктором Бруксом и в 1894 году основал Международный олимпийский комитет . [36]
Профессор Дэвид К. Янг из Университета Флориды (Гейнсвилл) отметил:
Если бы не Заппас, Афинские игры 1896 года наверняка бы не состоялись. Действия Заппаса, его воля и предыдущая традиция Олимпийских игр Заппаса сделали [наследного принца] Константина [Греции] защитником Олимпийских игр до образования МОК в 1894 году. [37]
Филантропия
[ редактировать ]Своей благотворительной деятельностью Заппас способствовал национальному пробуждению греков, румын и албанцев. [38] Помимо своих усилий по возрождению Олимпийских игр, Евангелос Заппас сделал несколько благотворительных пожертвований на создание школ, библиотек и других подобных учреждений по всему оккупированному Османской империей миру, и особенно в месте их рождения, Эпире . Греческие школы были основаны и расширены в нескольких греконаселенных деревнях и городах, таких как Лабово, Лекли, Нивани, Дровиани, Филиатес , Дельвина , Пермет . В Константинополе также были основаны образовательные учреждения, в том числе детские сады, начальные и средние школы, известные под общим названием Институт Заппейон. [39] Кроме того, большая сумма денег была депонирована в Национальном банке Греции для предоставления стипендий греческим студентам-аграриям для проведения последипломного образования в Западной Европе. [26]
Во время антигреческого погрома в Стамбуле в 1955 году помещения женского колледжа Заппейон в турецкой столице подверглись вандализму со стороны фанатичной толпы, а его статуя была разбита на куски. [40]
Помимо пожертвований греческому государству, Заппас также был финансистом Румынской академии , где сегодня установлена его статуя. [41] [42] [43] Заппас был ярым греческим националистом, на которого повлияли произведения Панайотиса Соутсоса , греческого поэта XIX века. [44] Среди академических проектов, финансируемых им, были новый синтез истории румын и румынский словарь. [38] Он также финансировал газету и книги на албанском языке в Румынии. [38] В этом контексте Заппас принял несколько идентичностей, связанных с местом его рождения (Албания), этническим происхождением (грек) и приемной страной (Румыния). [38]
Личность и место отдыха
[ редактировать ]Евангелиса Заппаса часто описывали как одинокую и эксцентричную личность, не имевшую детей. С другой стороны, он был человеком дальновидным, решительным и патриотом, который хорошо осознавал масштабы своих деяний. [5] Его двоюродный брат Константинос Заппас был исполнителем его воли и продолжил благотворительную деятельность Евангелиса Заппаса через свое наследие. Заппас хотел, чтобы его сначала похоронили в Румынии , где он прожил большую часть своей жизни. Но через четыре года его кости были эксгумированы и перезахоронены во дворе школы в Лабово, где он родился, а его череп был помещен под мемориальную статую возле Заппеона в Афинах, Греция. Церемония погребения состоялась в 10 часов утра 20 октября 1888 года в Заппейоне. [33] Барон Пьер де Кубертен сделал аналогичный жест, похоронив свое сердце в Олимпии . [35] В практически безлюдном Лабово есть старое, но разборчивое надгробие с надписью на албанском языке: «Здесь лежат кости филантропа Евангелиса Заппаса». [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Декер 2005 , с. 273: «Э. Заппас, грек, родившийся в Албании (Османская империя), но живший в Румынии, основал современные Олимпийские игры, которые проводились в 1859, 1870, 1875 и 1888 годах».
- ^ Золотой 2009 , с. 129; Трагер 1979 , с. 654.
- ^ Jump up to: а б с д и Янг 1991 , с. 103.
- ^ Янг 1991 , с. 108: «Заппас, настоящий основатель современных Игр, старел и болел, готовый передать эстафету преемнику».
- ^ Jump up to: а б с «Культурно-выставочный центр Заппейон» . 2007. Архивировано из оригинала 27 марта 2009 года . Проверено 3 ноября 2010 г.
- ^ Мекси, Федхон (2010). Лабова и Мадхе и лабовцы: следы по годам . Спать. п. 115. ИСБН 9789995671891 .
Вангжель Жапа родился 23 августа 1800 года. Его отца звали Васил Жапа, а мать - Сотира Мекси, оба из Лабова-э-Мадхе.
- ^ Янг 2005 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б Герлах 2004 , с. 25.
- ^ Хилл 1992 , с. 15.
- ^ Герлах 2004 , с. 37: «Заппас родился в греческой семье в 1800 году [...]»
- ^ Хациефстатиу, Д.; Генри, И. (30 июля 2012 г.). Дискурсы олимпизма: от Сорбонны 1894 года до Лондона 2012 года . Спрингер. п. 23. ISBN 978-1-137-03556-1 .
Евангелиос Заппас, богатый купец греческого происхождения.
- ^ Запутанная история Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. 15 июля 2013 г. с. 148. ИСБН 978-90-04-25076-5 .
его этническое происхождение (греческое)
- ^ Элейн Томопулос (2012). История Греции . Абк-Клио. п. 85. ИСБН 9780313375118 .
Наконец, Евангелис Заппас, валах по происхождению, подхватил эту идею и реализовал ее, проложив путь к современным Олимпийским играм.
- ^ Перикл Смерлас (1999). О Греции .
Некоторые из крупнейших национальных благотворителей и деятелей греческой истории принадлежат семьям влахов, например, Павлос Мелас, Евангелос и Константинос Заппас, Стефанос и Ион.
- ^ Иоаннис Капецопулос (2000). Борьба за Северный Эпир . Генеральный штаб греческой армии, Управление истории армии. п. 21. ISBN 9789607897404 .
Неоспоримым фактом является то, что влахи соединили свою судьбу с судьбой Греции и продемонстрировали свою идентичность своей борьбой и жертвами, а также другими способами... Коллет и Спиридон Лампрос были влахами. Так же поступали великие национальные благодетели Джордж Аверов, Николаос Стурнарес, Тосицас, Синас, Евангелос и Константинос Заппас...
- ^ Томара-Сидерис, Матула. «Вклад благотворителей Влаха в формирование современной Греции» – через Academia.edu.
- ^ Влахи Греции: сепаратистское движение принца Диамантиса, интервенции Румынии и Италии в 1860-1994 годах, национальное сопротивление греков и греческих влахов в 1941-1945 годах (на греческом языке). Маллиарес падейа. 1998. с. 28. ISBN 9789602393581 .
Евангелос Заппас Влахос родился в Ламбово, Южная Албания (Северный Эпир), в 1804 году, где до сих пор проживают 200 000 валахов.
- ^ Хацефотес, Иоаннес М. (2002). Hē kathēmerinē zōē tōn Hellēnōn stēn Tourkokratia (на греческом языке). п. 167.
Из валахов вышли такие видные деятели эллинизма, как: [...] Г. Авероф, Г. Арсакис, Стергиос Думбас, Евангелос и Кон. Заппас, Ч. Залокостас, Георгий и Кристакис.
- ^ Люшня, Кристиан Стефан (2020). «Госпел Заппа – филантроп и предшественник современных Олимпийских игр» . Богословие и образование в Нижнем Дунае (на румынском языке). 18 (18): 235. doi : 10.35219/teologie.2020.13 . S2CID 235033121 .
О Евангелии Заппе говорили как об арумынине из Эпира, который также говорит по-албански.
- ^ Браунелл 2008 , Сьюзен Браунелл, «Введение: Тела до удавов, спорт до того, как пусковая установка ушла», стр. 1–58: [стр. 36] «Богатый греческий купец, основавший Олимпиаду, Евангелис Заппас, намеревался возродить древние Олимпийские игры.»; Александр Китроев, «Глава 8: Греция и «Американские Олимпийские игры 1904 года», стр. 301–323: [стр. 303] «Возрождение древних Олимпийских игр в Греции в форме Олимпийских игр Заппаса, названных в честь Евангелиса Заппаса, Купец из греческой диаспоры, предоставивший средства [...]"
- ^ Jump up to: а б Рюши 1967 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз 1904 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Хилл 1992 , с. 16.
- ^ Декер 2005 , с. 277.
- ^ Янг 1996 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Рюши 1967 , с. 80.
- ^ Золотой 2009 , с. 133.
- ^ Мэтьюз 1904 , с. 42; Янг 1991 , стр. 102, 114.
- ^ Мэтьюз 1904 , с. 46.
- ^ Браунелл 2008 , с. 36.
- ^ Герлах 2004 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Рюль 2004 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Янг 1996 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Янг 1996 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Рупрехт 2002 , с. 152.
- ^ Янг 1991 , с. 102.
- ^ Янг 1996 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д Иордачи 2013 , стр. 148.
- ^ Вассиадис 2007 , с. 119.
- ^ «Сентябрь 1955 года: третье падение» (PDF) . Ежедневник: семь дней. 10 сентября 1995 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2012 г. . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Константиною, Марина (20 февраля 2020 г.). «Первый крупный спонсор Румынского литературного общества, ставшего Румынской академией, Мекканцем на румынской земле» . Историческое событие .
- ^ Румынская академия (6 февраля 2020 г.). «Пресс-релизы 2020» . Румынская академия .
- ^ Попеску, Джордж (1 ноября 2016 г.). «Эвангелия Заппа – арумынская Мекцена для Валахии» . Новости Радио Румыния онлайн .
- ^ Рейслер 2012 , с. 24: «Яростный националист, Заппас был вдохновлен произведениями греческого поэта 1830-х годов Панайотиса Соутсоса».
- ^ Янг 2008 , с. 149.
Источники
[ редактировать ]- Браунелл, Сьюзен (2008). Дни антропологии 1904 года и Олимпийские игры: спорт, раса и американский империализм . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0-8032-1098-1 .
- Декер, Вольфганг (2005). Фестиваль Вольфганга Декера к его 65-летию: подаренный студентами, друзьями и коллегами . Берлин: Вайдманн. ISBN 3-615-00326-8 .
- Герлах, Ларри Р. (2004). Зимние Олимпийские игры: от Шамони до Солт-Лейк-Сити . Солт-Лейк-Сити, Юта: Издательство Университета Юты. ISBN 0-87480-778-6 .
- Голден, Марк (2009). Греческий спорт и социальный статус . Остин, Техас: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71869-2 .
- Хилл, Кристофер Р. (1992). Олимпийская политика . Нью-Йорк и Манчестер: Издательство Манчестерского университета . ISBN 0-7190-3792-1 .
- Иордаки, Константин (2013). «От имперских затруднений к национальному размежеванию: «греческий вопрос» в Молдавии и Валахии, 1611–1863». В Даскалове, Румен; Маринов, Чавдар (ред.). Запутанная история Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . Библиотека балканских исследований. Лейден и Бостон: Брилл. стр. 67–148. ISBN 9789004250765 .
- Мэтьюз, Джордж Р. (1904). Первые Олимпийские игры Америки: Игры в Сент-Луисе 1904 года . Колумбия, Миссури: Издательство Университета Миссури . ISBN 0-8262-1588-2 .
- Филологикос Силлогос «Парнас» (1977). Парнас (по-гречески). Афины: Philologikos Syllogos Parnassos.
- Рейслер, Джим (2012). Зажигая пламя: первая олимпийская сборная Америки . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press. ISBN 978-0-7627-8660-2 .
- Рюш, Пирр Дж. (1967). Албанские исторические народные песни, 1716–1943: Обзор устной эпической поэзии Южной Албании с оригинальными текстами . Чикаго, Иллинойс: Argonaut Incorporated.
- Рюль, Иоахим К. (2004). «Олимпийские игры до Кубертена». В Финдлинге, Джон Э.; Пелле, Кимберли Д. (ред.). Энциклопедия современного олимпийского движения . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . стр. 3–16. ISBN 978-0-313-32278-5 .
- Рупрехт, Луи А. (2002). Была ли греческая мысль религиозной?: Об использовании эллинизма и злоупотреблении им, от Рима до романтизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-312-29563-9 .
- Трагер, Джеймс (1979). Народная хронология: ежегодная запись человеческих событий от доисторических времен до наших дней . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030178115 .
- Вассиадис, Джордж А. (2007). Движение Силлогос в Константинополе и османское греческое образование 1861–1923 гг . Афины: Центр исследований Малой Азии. ISBN 978-960-87610-6-3 .
- Янг, Дэвид С. (2008). Краткая история Олимпийских игр . Уайли Краткие истории древнего мира. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. ISBN 978-047-07777-5-6 .
- Янг, Дэвид С. (2005). «Евангелис Заппас: олимпийский спонсор современных Олимпийских игр». Никифор: Журнал спорта и культуры в древности . 18 :273-288. ISSN 0934-8913 .
- Янг, Дэвид С. (1996). Современные Олимпийские игры – борьба за возрождение . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 0-8018-5374-5 .
- Янг, Дэвид С. (1991). «Мифы и туман, окружающие Олимпийские игры: скрытая история». В Ландри, Фернан; Лэндри, Марк; Йерлес, Магделейн (ред.). Спорт...Труазьер Милленера . Квебек: Presss Université Laval . стр. 99–115. ISBN 2-7637-7267-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мэллон, Билл; Хейманс, Йерун (2011). «ЗАППАС, ЕВАНГЕЛОС (GRE)». Исторический словарь олимпийского движения . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 397. ИСБН 978-0-8108-7522-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1800 рождений
- 1865 смертей
- Арумынский народ во время греческой войны за независимость
- Арумыны из Османской империи
- Основатели современных Олимпийских игр
- Греческие бизнесмены
- Иммигранты в Княжество Валахия
- Греческие эмигранты в Румынию
- Греческий народ арумынского происхождения
- Греческий народ в войне за независимость Греции
- Греческие филантропы
- Греческие революционеры
- Члены Филики Этерия
- Люди из Гирокастры
- Люди из Османской империи греческого происхождения
- Румынский народ арумынского происхождения
- Румынский народ греческого происхождения