Иуда Судьи
Иуда Судьи | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1798 |
Умер | 1 сентября 1878 г. | ( 80 лет
Место отдыха | Имейте Ха-Зейтим |
Известный | сионизм |

Иуда бен Соломон Хай Алкалай (1798 – октябрь 1878) был сефардским еврейским раввином и одним из влиятельных предшественников современного сионизма наряду с прусским раввином Цви Хиршем Калишером . [ 1 ] [ 2 ] Хотя он был евреем-сефардом, он сыграл важную роль в процессе, который широко приписывают евреям -ашкенази . [ 2 ] Алкалай стал известен благодаря своей пропаганде в пользу возвращения евреев в Землю Израиля . Благодаря некоторым из его проектов его по праву можно считать одним из предшественников современных сионистов, таких как Теодор Герцль . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Иегуда Алкалай родился в Сараево в 1798 году. [ 3 ] В то время Босния и Герцеговина находилась под властью Османской империи .
Он учился в Иерусалиме , который также принадлежал Османской турецкой империи, у разных раввинов и подвергся влиянию Каббалы . [ 2 ]
В 1825 году он стал чтецом и учителем сефардской общины Семлина, а несколько лет спустя — ее раввином. [ 3 ] Семлин, нынешний Земунский район сербской Австрийской столицы Белграда , в то время был частью империи военной границы . На момент прибытия Алкалаи в регионе переживались сильные националистические движения, а сербская война за независимость , которая привела к созданию нового сербского государства после столетий османской оккупации, дала толчок новым националистическим идеям среди балканских евреев, таких как Алкалай. . [ 2 ]
В 1852 году Алкалай основал в Лондоне Общество урегулирования Эрец Исраэль. [ 4 ]
В 1871 году Алкалай посетил Иерусалим и основал еще одно недолговечное колонизационное общество. [ 3 ] В 1874 году в возрасте 76 лет он переехал туда с женой. [ 3 ] Он умер в 1878 году, [ 3 ] через несколько дней после того, как его родная Босния была оккупирована Австро-Венгерской империей, и был похоронен на древнем еврейском кладбище Елеонской горы .
Влияние на Теодора Герцля
[ редактировать ]Дед Теодора Герцля по отцовской линии, Симон Леб Герцль, как сообщается, посещал синагогу Алкалаи в Землине, и они часто бывали там. Дедушка Симон Леб Герцль «держал в руках» один из первых экземпляров работы Алкалаи 1857 года, предписывающей «возвращение евреев в Святую Землю и обновленную славу Иерусалима». Современные ученые приходят к выводу, что эти отношения, несомненно, повлияли на реализацию Герцлем современного сионизма. [ 5 ]
Религиозная основа активизма
[ редактировать ]Взгляд Алкалаи на возвращение евреев в Землю Израиля был религиозным . Он утверждал, основываясь на обширном объеме религиозной литературы, что пришествие Мессии и божественное искупление евреев потребовали их возвращения в Землю Обетованную . Его каббалистический взгляд заставил его конкретно утверждать, что 1840 год был Годом Искупления , который был не одним годом, а «столетием, от этого дня до 1939 года», представляющим «дни Мессии». Если не будут предприняты мощные практические шаги, эта возможность будет упущена, и следующий продолжительный «год», начинающийся в 1940 году, станет годом больших трудностей, когда «с излиянием гнева соберутся наши рассеянные». Результат – возвращение в Землю Обетованную – будет таким же, но при гораздо более суровых обстоятельствах. [ 6 ]
Политический протосионизм
[ редактировать ]Алкалаи начал писать на языке ладино , что ограничивало его деятельность довольно небольшой европейской сефардской общиной. Лишь позже он принял гораздо более широко понимаемый иврит и активизировал свою политическую работу только после 60 лет, в то время, когда более широкая аудитория, казалось, была готова принять его идеи. [ 6 ]
В своем «Шалом Йерушалаим» («Иерусалимский мир») 1840 года он отвечает тем, кто нападал на его книгу «Дархей Ноам» («Приятные пути»), в которой говорилось об обязанности десятины . [ 1 ] работа, «Минхат Иегуда» («Жертва Иуды»), Вена, 1843 г., представляет собой панегирик Монтефиоре Другая и Кремье , которые спасли евреев Дамаска от обвинения в кровавом навете . [ нужна ссылка ] 1840 года Дамасское дело убедило Алкалаи в том, что евреям нужна собственная земля, которая могла бы служить убежищем, но в то же время положительные последствия интервенции европейских держав и объединенного фронта европейских еврейских деятелей также убедили его в полезность иностранной поддержки для успеха такого предприятия. [ 3 ] В «Рагли мевассере» он особо писал, что «Спасение Израиля заключается в обращении к царям земным с общей просьбой о благополучии нашего народа и наших святых городов, а также о нашем возвращении с покаянием в дом нашей матери... наше спасение скоро придет от царей земных». [ 2 ]
Его план предусматривал создание представительного «Ассамблеи еврейских знатных людей», которое будет выступать за возвращение евреев в Землю Израиля , а также заселение этой земли с использованием средств, собранных от еврейских общин в виде десятины. десятая часть дохода, [ 3 ] практика называется халукка и уже используется для поддержки религиозных групп, населяющих четыре еврейских священных города . В Минхат Иегуда Алкалай предлагает вернуться к истокам: восстановить иврит как еврейский национальный язык, вернуть землю Израиля, купив ее так же, как это сделал Авраам с пещерой и полем Махпела в Хевроне , и сельское хозяйство как основу для возобновлено еврейское поселение. По практическим соображениям и несмотря на то, что он был традиционалистом и выступал против реформистского иудаизма , Алкалай пытался достичь национального единства. [ 2 ] В конце концов, сионизм применил некоторые из принципов Алкалаи, такие как возрождение иврита, покупка земли, занятие сельскохозяйственным трудом (хотя это было мотивировано «возвращением на землю» евреев, которых считали отчужденными от ручного труда, природы, и их исконная земля, а не просто как средство интеграции и существования иммигрантов), а также политические усилия, направленные на получение поддержки со стороны мировых держав и объединение всех евреев вокруг сионистских идеалов.
Помимо создания впечатляющих литературных произведений, Алкалай также совершил поездку по Западной Европе в 1851–1852 годах, включая Великобританию, и распространял свое послание среди местных сообществ. Успех среди собратьев-евреев был невелик, не в последнюю очередь благодаря другим раввинам, которые считали его идею о человеческих действиях, являющихся катализатором прихода Мессии, еретической, но британские христианские сионисты помогли ему основать недолговечное колонизационное общество. [ 2 ] [ 3 ]
Его работа «Горал ла-Адонай» («Много для Господа»), опубликованная в Вене в 1857 году, представляет собой трактат о возвращении евреев на их исконную родину и предлагает методы улучшения условий в Земле Израиля. После довольно умелого гомилетического обсуждения мессианской проблемы , в котором он демонстрирует значительное знание традиционных писателей, Алкалай предлагает создать акционерную компанию , такую как пароходный или железнодорожный трест, целью которого должно быть побудить Османскую империю султан уступил Землю Израиля евреям в качестве страны-данника по плану, аналогичному тому, по которому Дунайские княжества управлялись . К этому предложению прилагаются похвалы многочисленных еврейских ученых различных школ мысли. [ 1 ] Проблема возвращения евреям Палестины обсуждалась также Алкалаем в «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), 1861 или 1862 гг., и в «Вестнике добрых вестей» (ср. «Еврейские хроники» , 1857 г., стр. 1198, где его имя пишется щелочь). [ 1 ]
Алкалай присоединился к первой еврейской организации по сельскохозяйственному заселению Земли Израиля, Kolonisations-Verein für Palästina (Ассоциация по колонизации Палестины), основанной во Франкфурте-на-Одере в 1860 году Хаимом Лорье. [ 7 ] Хотя Алкалаи и другие, такие как раввин Цви Хирш Калишер, вложили много энергии в продвижение своих целей, ассоциация не смогла достичь каких-либо ощутимых результатов и вскоре распалась. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Х.Г. Энелов (1906). «Алкалай, Иуда Бен Соломон » Еврейская энциклопедия Получено 3 сентября.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ами Иссерофф. «Жизнеописание раввина Йехуды Алкалаи» . Информационный центр сионизма и Израиля . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Иуда Бен Соломон Хай Алкалай» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE) . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «Вестники сионизма» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ Теодор Герцль: Новое чтение, Жорж Ицхак Вайс, Gefen 2013, стр. 47-51.
- ^ Jump up to: а б Ицхак Краус (20 сентября 2014 г.). «Рабби Алкалай о возвращении в Сион и возвращении к Господу» . Университет Бар-Илан, Учебный центр Паршата Хашавуа . Получено 3 сентября.
- ^ «Лорье, Хаим | Энциклопедия.com» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Алкалай, Иуда бен Соломон Хай» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- 1798 рождений
- 1878 смертей
- Евреи-сефарды из Османской империи
- Сефардские раввины из Османской Палестины
- Раввины XIX века из Османской империи
- Похороны на еврейском кладбище на Елеонской горе.
- Еврейские австрийские писатели
- Сефардские раввины
- Предшественники сионизма
- Австро-венгерские евреи-сефарды
- Евреи из Османской Палестины
- Раввины в Османской Сирии
- Раввины из Сараево
- Иудео-испанские писатели
- писатели ивритского языка
- Еврейская боснийская история
- Еврейская сербская история
- Евреи-сефарды Боснии и Герцеговины