Jump to content

Социология в Турции

Социология в Турции прошла несколько этапов развития, начиная с протосоциологий в 16 и 17 веках. В середине XIX века социологию преподавали на философских факультетах, и она некритически принимала западные социальные теории и пренебрегала исследованиями. [1] В ответ на рост западного либерализма среди некоторых интеллектуалов султан поддержал социологию и открыл университет. Возникшее в результате разделение между западным либерализмом и панисламизмом в конечном итоге привело к младотурецкой революции 1908 года, в которой последний стал победителем.

После революции 1908 года социологи-мыслители попытались разглядеть основы европеизации. [2] чтобы привить западную социальную организацию османским институтам и турецкой культуре. Социологи того времени находились под сильным влиянием европейских, главным образом французских, социологов. Во время и после событий, приведших к турецкой войне за независимость (1919-1923), предполагаемый отец турецкой социологии Зия Гёкальп выступал за разрыв с османской и западной идеологиями. Вместо этого он утверждал, что пантюркизм был подходящей основой нового национального государства, которое повлияло на кемалистскую основу современной Турции. Эта связь между социологией и развитием национального государства продолжает оставаться важной темой современной социологической мысли в Турции. [3] Социология в Турции снова находилась под сильным влиянием притока немецких мыслителей во время Второй мировой войны. [4] а затем американской социологией. Сегодня турецкая социология преподается как изучение социальных проблем с использованием методов научного исследования.

Хотя в Турции было создано шесть различных ассоциаций для развития социальной мысли, [4] Нынешняя Турецкая социологическая ассоциация была создана в 1990 году в Анкаре и насчитывала 40 членов, к 2010 году в ассоциации насчитывалось 600 членов. [5] ассоциация начала издавать один рецензируемый журнал, выходящий раз в два года, — « 1998 году В Журнал социальных исследований» . [6]

Происхождение

[ редактировать ]

Мустафа Решид Паша

[ редактировать ]

Мустафа Решид-паша (1779–1858) был османским государственным деятелем и дипломатом, наиболее известным как главный архитектор реформ османского правительства, известных как Танзимат . Он был послом во Франции и Великобритании, где познакомился с западной общественной мыслью. Он специально общался с Сильвестром де Саси и Огюстом Контом . «Его общение с Контом относительно методов улучшения османского правительства и общества вполне может представлять собой первый прямой контакт османского лидера с западной социологической мыслью». [7]

Ахмед Риза и позитивизм

[ редактировать ]

Ахмед Риза (1858-1930), получивший образование в престижных учебных заведениях, во время учебы в Париже проникся западноевропейскими интеллектуальными течениями. Под влиянием таких социологов, как Конт, Дюркгейм и Спенсер, он применил социологические принципы для анализа и решения социальных, экономических и политических проблем империи. [8] Его значительная работа - журнал «Мешверет» (Консультация) предложил реформы с упором на образование, модернизацию и социальную справедливость. Кроме того, Риза активно участвовал в политике как ключевая фигура младотурецкого движения , целью которого было установление конституционной монархии и проведение политических реформ. В качестве члена Комитета «Единение и прогресс» он внес свой вклад в Младотурецкую революцию 1908 года, а затем был представителем парламента. [9] Риза был последователем позитивизма Конта.

Принц Сабахаддин и Le Play

[ редактировать ]

Принц Сабахаддин учился в Париже с 1904 по 1906 год у последователей школы Ле Плей под руководством Анри де Турвиля .

Современный

[ редактировать ]

Зия Гёкалп и пантюркизм

[ редактировать ]

После Младотурецкой революции несколько турецких интеллектуалов искали путь вперед. Многие из ключевых игроков пантурецкого движения опирались на французскую социальную мысль. Например, Юсуф Акчура (1876–1935) был сослан из Стамбула в Триполи в 1896 году, но бежал в Париж в 1899 году, где учился у французского историка Альберта Сореля и социолога и политолога Эмиля Бутми .

Зию Гёкальпа (1875-1924) Некоторые считают [2] быть настоящим основателем турецкой социологии, поскольку он установил новые направления теории, а не просто переводил или интерпретировал зарубежную социологию. Большая часть его работ основана на работах Дюркгейма , и он перевел на турецкий язык работы в основном французских мыслителей, в число которых, помимо Дюркгейма, входили Люсьен Леви-Брюль , Поль Фоконне и Марсель Мосс . Первая кафедра социологии в Турции была открыта в Стамбульском университете (известном до 1933 года как Дарульфунун ) специально для Гёкальпа, где он впервые начал преподавать социологию в 1912 году. В 1915 году он основал институт социологических исследований ( Içtimaiyyat Darul-Mesaisi ) и Турции Первый социологический журнал ( Iimaiyat Mecmuasi ). [10] Как утверждает Ниязи Беркес : «В действительности все турецкие социологи последнего времени [1936] являются прямыми или косвенными учениками Гёкальпа». [2]

Гёкальп боролся с главным вопросом своего времени – как действовать после упадка Османской империи – и его ответом была отчетливо «националистическая социология». Он утверждал, что «традиции» — это способы поведения, навязанные людям общими элементами их цивилизации». [2] В данном случае цивилизация представляла собой империю, объединяющую различные группы. Культура, с другой стороны, состояла из «нравов» определенной национальной/этнической группы и была в значительной степени сентиментальной. «Социальные проблемы» возникли, когда возникли конфликты между «традициями» и «нравами». Таким образом, «когда «традиции» конкретной цивилизации соответствуют «нравам» определенной нации, они включаются в «институты»; в противном случае они остаются просто «ископаемыми». [2] Он утверждал, что «нации» - это прежде всего «этнические группы», которые снова начинают ощущать свою уникальность по мере распада имперского государства, хотя их идентичность теряет большую часть своей оригинальности и характера, находясь под властью цивилизации.

Он выступал за разрыв с османской и западной идеологиями, а также с исламской идеологией арабских империй. Вместо этого он пришел к выводу, что пантюркизм является подходящей основой нового национального государства и что те элементы западной и исламской культуры, которые дополняли турецкую культуру, будут приняты, а остальные отброшены. Это стало известно благодаря трехстороннему лозунгу: «Туркифицировать, исламизировать, модернизировать», адаптированному из серии его статей, опубликованных в журнале «Тюрк Юрду». [11] с 1912 по 1914 годы, позднее собранные в книгу под названием Тюркификация -Исламизация-Модернизация ( Тюркификация-Исламлашмак-Моасырлашмак ), изданную в 1918 году. [10] Он перенял этот лозунг у азербайджанского интеллектуала Али бека Гусейнзаде , «одного из своих важнейших учителей». [12] Это сильно повлияло на Турецкое национальное движение и кемалистский фонд современной Турецкой Республики .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Турецкая социологическая ассоциация: 20 лет» . Международная социологическая ассоциация . Проверено 13 августа 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Беркес, Ниязи (сентябрь 1936 г.). «Социология в Турции». Американский журнал социологии . 42 (2): 238–246. дои : 10.1086/217392 . JSTOR   2768789 . S2CID   145804422 .
  3. ^ Пирс, Сьюзан К. (декабрь 2012 г.). «Турецкая модель социологии: наука Востока-Запада, формирование государства и постсекуляризм». Американский социолог . 43 (4): 406–427. дои : 10.1007/s12108-012-9163-4 . S2CID   144082227 .
  4. ^ Jump up to: а б Челеби, Нилгюн (июнь 2002 г.). «Социологические ассоциации в Турции: преемственность за прерывистостью». Международная социология . 17 (2): 253–267. дои : 10.1177/0268580902017002007 . S2CID   146681514 . ИНИСТ   13710816 .
  5. ^ «Проект глобального диалога ИИСУС» .
  6. ^ «Социологическая ассоциация» (PDF) .
  7. ^ Магнарелла, Пол Дж.; Туркдоган, Орхан; Захра, Надя Абу; Эберхард, Вольфрам; Эрдентуг, Нермин; Гувенч, Бозкурт; Яса, Ибрагим (1976). «Развитие турецкой социальной антропологии» . Современная антропология . 17 (2): 263–274. дои : 10.1086/201715 . S2CID   147258531 . Проверено 13 августа 2014 г.
  8. ^ Беркес, Ниязи (1936). «Социология в Турции» . Американский журнал социологии . 42 (2): 238–246. дои : 10.1086/217392 . ISSN   0002-9602 .
  9. ^ Малкок, Эминальп (2007). «Османский интеллектуал на оси Восток-Запад: жизнь и мир мысли Ахмета Ризы» . Турецкие исследования новейшего периода . 11 :93–162 – через Magazine Park.
  10. ^ Jump up to: а б Булут, Юдже. «Энциклопедия Османской империи» . fofweb.com . Факты в файле, Inc. Проверено 13 августа 2014 г.
  11. ^ Эрсой, Ахмет; Гёрни, Мацей; Кехириотис, Вангелис (2010). Модернизм: Создание национальных государств: дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе 1770–1945: Тексты и комментарии, Том III/1 . Издательство Центральноевропейского университета. п. 111. ИСБН  978-963-7326-61-5 .
  12. ^ Шаффер, Бренда (2002). Границы и братья: Иран и вызов азербайджанской идентичности . МТИ Пресс. п. 31. ISBN  978-0-262-26468-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ab6e73e0086a03fefe722df14e1e856__1713712080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/56/2ab6e73e0086a03fefe722df14e1e856.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociology in Turkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)