Конституция Шри-Ланки 1972 года.
Конституция Республики Шри-Ланка | |
---|---|
Обзор | |
Юрисдикция | Шри-Ланка |
Ратифицирован | 22 мая 1972 г. |
Автор(ы) | 7-й парламент Шри-Ланки |
Заменяет | Конституция Соулбери 1947 года |
Портал Шри-Ланки |
Конституция Шри-Ланки 1972 года была конституцией Шри -Ланки , замененной конституцией 1978 года, действующей в настоящее время. конституция Шри-Ланки Это была первая республиканская и вторая с момента обретения независимости в 1948 году . Конституция изменила название страны с Цейлона на Шри-Ланку и провозгласила ее независимой республикой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Страна была официально обозначена как «Республика Шри-Ланка», в результате чего конституция стала известна как Республиканская конституция 1972 года . Конституция была обнародована 22 мая 1972 года. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Прибытие португальцев в 1505 году и их интерес к острову изменили политический ландшафт государства Шри-Ланки: островом управляли семь местных королевств подряд (иногда несколько одновременно), при этом Королевство Котте сначала перешло под власть португальцев. занятие. Голландцы британцы положили конец португальскому влиянию и продолжили колониальную оккупацию острова с 1640 по 1796 год, когда . их, в свою очередь, заменили В отличие от португальцев и голландцев, британцы в конечном итоге смогли оккупировать весь остров как колонию Короны , создав Британский Цейлон в 1815 году. [ 6 ]
С британским влиянием пришли идеи демократических принципов и управления, включая концепцию конституции - действительно, движение за независимость Шри-Ланки было известно тем, что требовало самоуправления и реформ на конституционной основе, а не через народные движения, такие как в соседней Индии . [ 7 ] Доминион Цейлон обрел независимость 4 февраля 1948 года, сохранив монархию Соединенного Королевства в качестве главы государства и приняв Конституцию Соулбери в качестве своей конституции. [ 8 ] Исполнительная власть номинально принадлежала суверену Цейлона, а законодательная власть - полунезависимому парламенту. Однако несколько очевидных недостатков Конституции Соулбери 1947 года в конечном итоге привели к призывам к замене, особенно со стороны националистов и левых, причем партии Ланка Сама Самаджа из Колвин Р. де Силва был центральной фигурой в движении. [ 9 ] [ 7 ]
«Мы добиваемся вашего мандата, чтобы позволить избранным вами членам парламента действовать одновременно в качестве Учредительного собрания по разработке, принятию и действию новой Конституции. Эта Конституция провозгласит Цейлон свободной, суверенной и независимой Республикой, обязавшейся реализовать цели социалистической демократии; и это также обеспечит фундаментальные права и свободы всем гражданам».
- Манифест Единого фронта, 1970 г., [ 7 ]
Объединенный фронт , возглавляемый Бандаранаике Сиримаво Партией свободы Шри-Ланки , выиграл всеобщие выборы 1970 года с большинством в две трети. В качестве премьер-министра Бандаранаике созвал ряд комитетов для разработки новой конституции, в том числе редакционный комитет под председательством министра по конституционным вопросам Колвина Р. де Силвы . [ 7 ]
Итоговый документ был внесен в парламент, проголосован и принят 22 мая 1972 года 119 голосами против 16. [ 10 ] [ 2 ] [ 11 ]
Влияние и критика
[ редактировать ]Конституция 1972 года проложила путь Шри-Ланке к тому, чтобы стать республикой, разорвав окончательные связи с ее колониальным прошлым и британским влиянием, и придала государству твердый левый характер, допуская в значительной степени социалистическую экономическую политику правительства Бандаранаике. [ 7 ] [ 12 ]
Основная оппозиционная партия того времени, Единая национальная партия (ОНП) , проголосовала против принятия конституции по следующим причинам: [ 13 ]
- Сделать ту или иную идеологию конституционным принципом и тем самым лишить народ права время от времени определять экономическую политику на периодических выборах,
- Включая усеченный список основных прав и практически сводя на нет их действие, подвергая их чрезмерным ограничениям и многочисленным принципам так называемой государственной политики,
- Не сумев обеспечить простое и подходящее средство правовой защиты от нарушения основного права,
- Сохраняя законы, действовавшие до сих пор, даже если они несовместимы с основными правами,
- Отходя от практики всех существующих республик прямого или косвенного избрания главы государства и предусмотрев вместо этого выдвижение кандидатуры политическим миграционным деятелем,
- Предоставление членам первого Национального государственного собрания семилетнего срока полномочий.
- Введение контроля со стороны Кабинета Министров над нижестоящей судебной властью,
- Лишение судебной власти права определять конституционность законов, и
- Отказ от принципа нейтральности государственной службы.
Ключевой момент критики конституции был сосредоточен вокруг неинклюзивного и непредставительного характера процесса ее разработки. [ 7 ] Комитеты, которым было поручено разработать проект, в подавляющем большинстве состояли из членов УФ: Руководящий и предметный комитет, ответственный за разработку резолюций об основных принципах, на которых будет основана новая конституция, состоял из 17 депутатов , 12 из которых были членами кабинета правительства УФ. , один член от меньшинства UF , партнер Всецейлонского тамильского конгресса , один независимый представитель (также от правящей коалиции) и три депутата от оппозиции ( Дж.Р. Джаевардене и Дадли Сенанаяке от ОНП и SJV Челванаякам от Федеральной партии ). [ 7 ] Более того, проекты резолюций об основных конституционных принципах были составлены в ходе процесса, в результате которого Руководящий и предметный комитет лишился собственных истинных полномочий: [ 10 ]
- Проекты резолюций были подготовлены редакционным комитетом под руководством Министерства конституционных дел Колвина Р. де Сильвы.
- Затем проекты резолюций были представлены на проверку и одобрение группе высокопоставленных депутатов ШЛПС, а также руководству ЛССП и КП — двух младших партнеров по коалиции ОФ.
- Проверенные резолюции были представлены на официальное одобрение кабинета министров через министерский подкомитет из 12 членов.
- Наконец, представлено на заседаниях Руководящего и Тематического комитета.
Федеральная партия вышла из Учредительного собрания в июне 1971 года, ссылаясь на эти и другие причины. [ 7 ] ОНП также подала несколько жалоб на невнимание комитетов к рекомендациям оппозиции и с самого начала предупредила, что они не будут голосовать за конечный продукт. [ 10 ] Кроме того, как сообщается, значительная часть отзывов общественности была проигнорирована на том основании, что такие рекомендации противоречат основным принципам. [ 10 ]
Еще одним важным моментом критики стало отсутствие внимания и гарантий в отношении меньшинств страны и их основных прав, включая религию и язык: новая конституция в значительной степени упразднила несколько таких положений, присутствовавших в предыдущей. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
В целом конституция 1972 года рассматривается как ключевой поворотный момент в управлении страной, ведущий к снижению беспристрастности исполнительной, законодательной и судебной систем. [ 7 ] Некоторые характеристики этой конституции можно заметить в новой конституции .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Конституционные реформы с момента обретения независимости» . Правительство Шри-Ланки . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Цейлон стал «Республикой Шри-Ланка» » . Ежедневные новости . 22 мая 2009 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Юбер Пейрис, Джеральд. «Республика Шри-Ланка» . Британская энциклопедия . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Шри-Ланка» . Энциклопедия.com . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Конституция 1978 года» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ М. Леонард, Томас (2013). Энциклопедия развивающегося мира . Рутледж. п. 2184. ИСБН 978-1-135-20508-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Удагама, Дипика, доктор «Фрагментированная республика: размышления о Конституции Шри-Ланки 1972 года» . Groundviews.org . Вид на землю . Проверено 22 августа 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Независимость» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Витарана, Тисса. «Почему мы забыли наш День Республики – 22 мая?» . Остров . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Витарана, Тисса (19 мая 2012 г.). «Республика Шри-Ланка: сорок лет полной независимости» . Остров . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Джаявикрама, Нихал (2012). «1». В Великале, Асанга (ред.). Размышления о создании и содержании Конституции 1972 года: взгляд изнутри (PDF) . Коломбо: Центр политических альтернатив.
- ^ Викрамаратне, Джаямпати. «Конституция 1972 года в ретроспективе» (PDF) . Тисса Джаятиллеке . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Фонд Дадли Сенанаяке (2011). Дадли Сенаньяке: Биография . Коломбо: Издательство Сарасави. п. 331.
- ^ Кумарасвами, Радхика. «Республиканская конституция 1972 года в постколониальной конституционной эволюции Шри-Ланки» (PDF) . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ «Провозглашена первая республиканская конституция» . ПАКТ . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ШРИ-ЛАНКИ: Конституция Шри-Ланки 1972 года» . Тамилнация.орг . Проверено 22 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лакшман, В.Д.; Аллан Тисделл, Клемент (2000). Развитие Шри-Ланки с момента обретения независимости: социально-экономические перспективы и анализ . Издательство Нова. п. 301. ИСБН 978-1-56072-784-2 .
- Омар, Имтиаз (1996). Права, чрезвычайные ситуации и судебный контроль . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 395. ИСБН 9789041102294 .