Jump to content

Конституция Шри-Ланки 1972 года.

Конституция Республики Шри-Ланка
Первая страница Конституции 1972 года.
Обзор
Юрисдикция Шри-Ланка
Ратифицирован 22 мая 1972 г.
Автор(ы) 7-й парламент Шри-Ланки
Заменяет Конституция Соулбери 1947 года

Конституция Шри-Ланки 1972 года была конституцией Шри -Ланки , замененной конституцией 1978 года, действующей в настоящее время. конституция Шри-Ланки Это была первая республиканская и вторая с момента обретения независимости в 1948 году . Конституция изменила название страны с Цейлона на Шри-Ланку и провозгласила ее независимой республикой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Страна была официально обозначена как «Республика Шри-Ланка», в результате чего конституция стала известна как Республиканская конституция 1972 года . Конституция была обнародована 22 мая 1972 года. [ 1 ]

Прибытие португальцев в 1505 году и их интерес к острову изменили политический ландшафт государства Шри-Ланки: островом управляли семь местных королевств подряд (иногда несколько одновременно), при этом Королевство Котте сначала перешло под власть португальцев. занятие. Голландцы британцы положили конец португальскому влиянию и продолжили колониальную оккупацию острова с 1640 по 1796 год, когда . их, в свою очередь, заменили В отличие от португальцев и голландцев, британцы в конечном итоге смогли оккупировать весь остров как колонию Короны , создав Британский Цейлон в 1815 году. [ 6 ]

С британским влиянием пришли идеи демократических принципов и управления, включая концепцию конституции - действительно, движение за независимость Шри-Ланки было известно тем, что требовало самоуправления и реформ на конституционной основе, а не через народные движения, такие как в соседней Индии . [ 7 ] Доминион Цейлон обрел независимость 4 февраля 1948 года, сохранив монархию Соединенного Королевства в качестве главы государства и приняв Конституцию Соулбери в качестве своей конституции. [ 8 ] Исполнительная власть номинально принадлежала суверену Цейлона, а законодательная власть - полунезависимому парламенту. Однако несколько очевидных недостатков Конституции Соулбери 1947 года в конечном итоге привели к призывам к замене, особенно со стороны националистов и левых, причем партии Ланка Сама Самаджа из Колвин Р. де Силва был центральной фигурой в движении. [ 9 ] [ 7 ]

«Мы добиваемся вашего мандата, чтобы позволить избранным вами членам парламента действовать одновременно в качестве Учредительного собрания по разработке, принятию и действию новой Конституции. Эта Конституция провозгласит Цейлон свободной, суверенной и независимой Республикой, обязавшейся реализовать цели социалистической демократии; и это также обеспечит фундаментальные права и свободы всем гражданам».

- Манифест Единого фронта, 1970 г., [ 7 ]

Объединенный фронт , возглавляемый Бандаранаике Сиримаво Партией свободы Шри-Ланки , выиграл всеобщие выборы 1970 года с большинством в две трети. В качестве премьер-министра Бандаранаике созвал ряд комитетов для разработки новой конституции, в том числе редакционный комитет под председательством министра по конституционным вопросам Колвина Р. де Силвы . [ 7 ]

Итоговый документ был внесен в парламент, проголосован и принят 22 мая 1972 года 119 голосами против 16. [ 10 ] [ 2 ] [ 11 ]

Влияние и критика

[ редактировать ]

Конституция 1972 года проложила путь Шри-Ланке к тому, чтобы стать республикой, разорвав окончательные связи с ее колониальным прошлым и британским влиянием, и придала государству твердый левый характер, допуская в значительной степени социалистическую экономическую политику правительства Бандаранаике. [ 7 ] [ 12 ]

Основная оппозиционная партия того времени, Единая национальная партия (ОНП) , проголосовала против принятия конституции по следующим причинам: [ 13 ]

  1. Сделать ту или иную идеологию конституционным принципом и тем самым лишить народ права время от времени определять экономическую политику на периодических выборах,
  2. Включая усеченный список основных прав и практически сводя на нет их действие, подвергая их чрезмерным ограничениям и многочисленным принципам так называемой государственной политики,
  3. Не сумев обеспечить простое и подходящее средство правовой защиты от нарушения основного права,
  4. Сохраняя законы, действовавшие до сих пор, даже если они несовместимы с основными правами,
  5. Отходя от практики всех существующих республик прямого или косвенного избрания главы государства и предусмотрев вместо этого выдвижение кандидатуры политическим миграционным деятелем,
  6. Предоставление членам первого Национального государственного собрания семилетнего срока полномочий.
  7. Введение контроля со стороны Кабинета Министров над нижестоящей судебной властью,
  8. Лишение судебной власти права определять конституционность законов, и
  9. Отказ от принципа нейтральности государственной службы.

Ключевой момент критики конституции был сосредоточен вокруг неинклюзивного и непредставительного характера процесса ее разработки. [ 7 ] Комитеты, которым было поручено разработать проект, в подавляющем большинстве состояли из членов УФ: Руководящий и предметный комитет, ответственный за разработку резолюций об основных принципах, на которых будет основана новая конституция, состоял из 17 депутатов , 12 из которых были членами кабинета правительства УФ. , один член от меньшинства UF , партнер Всецейлонского тамильского конгресса , один независимый представитель (также от правящей коалиции) и три депутата от оппозиции ( Дж.Р. Джаевардене и Дадли Сенанаяке от ОНП и SJV Челванаякам от Федеральной партии ). [ 7 ] Более того, проекты резолюций об основных конституционных принципах были составлены в ходе процесса, в результате которого Руководящий и предметный комитет лишился собственных истинных полномочий: [ 10 ]

  1. Проекты резолюций были подготовлены редакционным комитетом под руководством Министерства конституционных дел Колвина Р. де Сильвы.
  2. Затем проекты резолюций были представлены на проверку и одобрение группе высокопоставленных депутатов ШЛПС, а также руководству ЛССП и КП — двух младших партнеров по коалиции ОФ.
  3. Проверенные резолюции были представлены на официальное одобрение кабинета министров через министерский подкомитет из 12 членов.
  4. Наконец, представлено на заседаниях Руководящего и Тематического комитета.

Федеральная партия вышла из Учредительного собрания в июне 1971 года, ссылаясь на эти и другие причины. [ 7 ] ОНП также подала несколько жалоб на невнимание комитетов к рекомендациям оппозиции и с самого начала предупредила, что они не будут голосовать за конечный продукт. [ 10 ] Кроме того, как сообщается, значительная часть отзывов общественности была проигнорирована на том основании, что такие рекомендации противоречат основным принципам. [ 10 ]

Еще одним важным моментом критики стало отсутствие внимания и гарантий в отношении меньшинств страны и их основных прав, включая религию и язык: новая конституция в значительной степени упразднила несколько таких положений, присутствовавших в предыдущей. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

В целом конституция 1972 года рассматривается как ключевой поворотный момент в управлении страной, ведущий к снижению беспристрастности исполнительной, законодательной и судебной систем. [ 7 ] Некоторые характеристики этой конституции можно заметить в новой конституции .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Конституционные реформы с момента обретения независимости» . Правительство Шри-Ланки . Проверено 23 января 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Цейлон стал «Республикой Шри-Ланка» » . Ежедневные новости . 22 мая 2009 года . Проверено 21 мая 2014 г.
  3. ^ Юбер Пейрис, Джеральд. «Республика Шри-Ланка» . Британская энциклопедия . Проверено 23 января 2015 г.
  4. ^ «Шри-Ланка» . Энциклопедия.com . Проверено 23 января 2015 г.
  5. ^ «Конституция 1978 года» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 25 января 2015 г.
  6. ^ М. Леонард, Томас (2013). Энциклопедия развивающегося мира . Рутледж. п. 2184. ИСБН  978-1-135-20508-9 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Удагама, Дипика, доктор «Фрагментированная республика: размышления о Конституции Шри-Ланки 1972 года» . Groundviews.org . Вид на землю . Проверено 22 августа 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ «Независимость» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 25 января 2015 г.
  9. ^ Витарана, Тисса. «Почему мы забыли наш День Республики – 22 мая?» . Остров . Проверено 25 января 2015 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Витарана, Тисса (19 мая 2012 г.). «Республика Шри-Ланка: сорок лет полной независимости» . Остров . Проверено 25 января 2015 г.
  11. ^ Джаявикрама, Нихал (2012). «1». В Великале, Асанга (ред.). Размышления о создании и содержании Конституции 1972 года: взгляд изнутри (PDF) . Коломбо: Центр политических альтернатив.
  12. ^ Викрамаратне, Джаямпати. «Конституция 1972 года в ретроспективе» (PDF) . Тисса Джаятиллеке . Проверено 25 января 2015 г.
  13. ^ Фонд Дадли Сенанаяке (2011). Дадли Сенаньяке: Биография . Коломбо: Издательство Сарасави. п. 331.
  14. ^ Кумарасвами, Радхика. «Республиканская конституция 1972 года в постколониальной конституционной эволюции Шри-Ланки» (PDF) . Проверено 25 января 2015 г.
  15. ^ «Провозглашена первая республиканская конституция» . ПАКТ . Проверено 25 января 2015 г.
  16. ^ «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ШРИ-ЛАНКИ: Конституция Шри-Ланки 1972 года» . Тамилнация.орг . Проверено 22 августа 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лакшман, В.Д.; Аллан Тисделл, Клемент (2000). Развитие Шри-Ланки с момента обретения независимости: социально-экономические перспективы и анализ . Издательство Нова. п. 301. ИСБН  978-1-56072-784-2 .
  • Омар, Имтиаз (1996). Права, чрезвычайные ситуации и судебный контроль . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 395. ИСБН  9789041102294 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23a5322275c695646e04befb58834b9c__1706419980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/9c/23a5322275c695646e04befb58834b9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sri Lankan Constitution of 1972 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)