Каста Бодхиванша
Бодхи Вамса или Бодхахара — каста в Шри-Ланке . Первоначально члены были назначены хранителями дерева Шри Маха Бодхи .
История
[ редактировать ]Каста ведет свое происхождение от прибытия Дерева Шри Маха Бодхи в Шри-Ланку. В Дипавамсе , самом раннем документе истории Шри-Ланки, говорится, что следующие люди прибыли на остров вместе со Шри Махабодхи или были связаны с ним. [ 1 ]
- Восемь кшатриев , которым было поручено защищать Древо Бодхи.
- Бодхигупта и Чандрагуптха
- Шестнадцать Ланкийских Махалекхов ( Ламбакарнас )
- Касты (или семьи), получившие золотые барабаны, используемые для королевских коронаций ( Ламбакарнас )
В записях Махавамсы говорится, что во время правления короля Паракрамабаху I три ламбакарны (или махалекхи) были отправлены в южную Индию на фестиваль коронации. [ 2 ] Соответственно, они либо потомки Бодхигупты, Чандрагупты, восьми кшатриев, либо готра ламбакарнас . Сама Махавамса содержит повествование об этом инциденте, которое менее достоверно, чем Дипавамса. восемнадцать семей богов, восемнадцать семей министров, восемь семей брахманов, восемь семей келемби и т. д. В нем говорится, что из Индии были посланы [ 3 ] Однако только некоторые «восемь местных семей конкретно упоминаются как каста Бодахара» . [ 4 ] Согласно более поздним источникам, этими кланами ситу являются Бодхигупта, Чандрагупта, Самудрагупта, Сумитта, Девагупта, Сурьягупта, Дхармагупта и Джутиндара, родственники царя Дхармашоки. Считалось, что члены этой касты являются потомками этого клана (в частности, Бодхигуптхи), а также связаны с ламбакарнами. [ 5 ] [ 6 ]
Связь с сингальской королевской семьей
[ редактировать ]Многие сингальские члены королевской семьи до эпохи Канди заявляли о своем происхождении из семей, которые сопровождали Шри Маха Бодхи . Например, Кавьяшекарая , литературный источник эпохи Котте, упоминает:
Чтобы защитить Махабо Дождь будет идти долго Эмаха Бо Абияса Касты, жившие здесь, прижились
Извините, Сири Продаю всё дороже Кицири чиста Буджас Маханамама Кумара Дас Ранду
Два приведенных выше стиха относятся к кастам, которым было поручено защищать дерево Бодхи, пускающее корни в стране и порождающее таких царей, как Сирисангабо, Махасен, Китсири меван, Будддаса, Маханама и Кумарадаса. Однако из-за отсутствия прямых потомков, претендующих на принадлежность к этой касте, трудно доказать, что это тот самый королевский род, потерявший власть к 17 веку.
Следующее дает дополнительные доказательства королевского происхождения:
- Термин «паннадура» буквально означает чиновников, назначенных при храмах, или паннасала . В исторических источниках подобные должностные лица называются арамиками , а надписи - вехерками . [ 7 ] говорится В исторической хронике Махавамсы , что царь Агабодхи I назначил сотню своих родственников арамиками .
- Некоторые из людей, принадлежащих к этой касте, до сих пор выполняют обязанности, возложенные на святое дерево Джая Шри Маха Бодхи . Глава клана, обслуживающего Шри Маха Бодхи, известен как Махая . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] это старый термин, используемый для обозначения следующей по родству страны.
- Клан Мехенавара (потомки принца Бодхигуптхи) был последней линией традиционных королей, правивших из Канди . [ 11 ] по-видимому, сохранилась в деревне Мавела в Котмале . Медная пластина Коббекадува, подаренная Мехенаваре Мавеле Ратнавалли королем Сеной Самматхой Викрамабаху из того же клана, [ 12 ] Это деревня, связанная с королем Дутугемуну. Члены этой касты и касты Некати по сей день живут в Мавеле. [ 13 ] По одной из легенд, король Дутугемуну жил в Мавеле в доме, принадлежавшем человеку этой касты. [ 14 ]
- Диванаватте Ланкадикара (надпись Мадавалы) - это деревня, где родился Джотия Ситу, правитель провинций Канди во время правления короля Паракрамабаху VI. [ 15 ] принадлежал к этой касте. [ 16 ]
Колониальный период
[ редактировать ]Начиная с 17 века, статус касты Бодхиванша постепенно снижался в результате социальных изменений, произошедших из-за западного колониального влияния. На протяжении всего колониального периода, особенно в британскую колониальную эпоху, они изображались как несколько разрозненных каст с такими названиями, как паннадура, виллидура и дура, которые не использовались до 17 века. Работа типа стрижки травы [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] были предложены различными авторами без ссылки на исторические и литературные источники, такие как Дипавамса , Махавамса или Пуджавалия . В это время упадка они действовали в основном как солдаты, причем некоторые из них имели высокие звания. [ 20 ] Их военный потенциал заметен даже после распада королевства Канди, поскольку они активно поддерживали восстания 1818, 1834 и 1848 годов. [ 21 ] Они также выполняли функции королевских офицеров, прикрепленных к различным ведомствам, таким как Куруве (люди-слоны), королевские конюшни и тюрьмы. [ 22 ] Некоторые заботились о королевском сарае для скота [ 23 ] а другие занимали должности мананны , или мерителей зерна, в царских складах. [ 24 ] Еще несколько человек жили в королевских деревнях типа Бисогам (деревни Квинса), [ 25 ] Габадагам (цари владеют деревнями) и особенно Вихара/девала гам (храмовые деревни). [ 26 ] В результате между жителями деревни и ведущими буддийскими учреждениями до сих пор продолжаются споры. [ 27 ] [ 28 ] Самараккоди , второй адигар короля Кирти Шри Раджасинхи , сыгравший важную роль в восстановлении буддизма в Шри-Ланке, является высокопоставленным офицером из этой касты. [ 29 ]
Известные участники
[ редактировать ]- Ихагама Уннансе (также известный как Ихагама Бабаса), лидер восстаний 1816, 1818 и 1834 годов с целью изгнания британцев.
- Пуран Аппу (лидер восстания 1848 года) [ 30 ]
- Дост. Хариспаттуве Арияваншаланкара Теро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дипавамса, Древние буддийские исторические записи, Герман Ольдернберг, Азиатские образовательные службы, Четвертое переиздание, Нью-Дели, 2006, стр. 88, стр. 195
- ^ Махаванша (сингальский), Буддийский культурный центр, 7-е переиздание, 2010, стр. 382.
- ^ Махаванша (сингальский), Буддийский культурный центр, 7-е переиздание, 2010 г., стр. 81.
- ^ Махаванша (сингальский), Буддийский культурный центр, 7-е переиздание, 2010 г., стр. 84.
- ^ Арияваншаланкара Теро из Хариспатту . Силумина . Архивировано из оригинала 4 декабря 2014 года . Проверено 13 июня 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Думбара Харишпаттува Амарапура Пуранайя, HSS Ниссанка, Департамент по делам культуры, 2000, стр. 89
- ^ Надписи Цейлона, Том V. Отдел археологии. 2004.
- ^ archives.dailynews.lk/2009/06/16/fea28.asp
- ^ archives.dailynews.lk/2009/06/17/fea12.asp
- ^ archives.dailynews.lk/2009/06/19/fea16.asp
- ^ Раджаратнакарая, Карунадаса Рупасингхе, С. Годадж и братья, 1995, стр. 129.
- ^ Надписи Цейлона, Том IX . Отдел археологии. 2015. с. 11.
- ^ «Справочник центральной провинции Цейлона (исключая Валапейн)» . ГДжА Скин. 1898.
- ^ Путешествие на родину в поисках дома, где скрывался принц Гемуну в Котмале . Газета новостей Маубима . Архивировано из оригинала 25 мая 2014 года . Проверено 13 июня 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ "сия01" . www.divaina.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 г.
- ^ «Справочник центральной провинции Цейлона (исключая Валапейн)» . ГДжА Скин. 1896.
- ^ Брайс Райан, Каста на современном Цейлоне , издательство Университета Рутгерса, 1953.
- ^ Цейлонский географический справочник 1855 г.
- ^ Иверс, Р.В., Руководство северо-центральной провинции Цейлон, 1899 г.
- ^ Пуджача Пуджаниян . www.budusarana.lk . Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ Мейер, Эрик П. (2014). «Исторические аспекты каст в регионах Канди с особым упором на касты нетогойгама округа Кагалла» . Шриланкийский гуманитарный журнал . 40 : 21–54. дои : 10.4038/sljh.v40i0.7229 . Получено 15 июня.
- ^ Вино http://www.divaina.com/2011/04/11/mano06.html . Проверено 10 февраля 2020 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ мертвая ссылка ] - ^ А.Нимал Ф. Перера; А.Нимхани К. Перера; Э. Р. Кальяни Перера (апрель – май 2010 г.). «Традиционные системы содержания крупного рогатого скота и местная ветеринария Шри-Ланки» . Экономическое обозрение . S2CID 19860673 .
- ^ «Справочник центральной провинции Цейлона (исключая Валапейн)» . ГДжА Скин. 1898.
- ^ «Справочник центральной провинции Цейлона (исключая Валапейн)» . ГДжА Скин. 1896.
- ^ Храм Амарапати . dinamina.lk . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Жители деревни борются за традиционные права на землю . slpi.lk. Институт прессы Шри-Ланки . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ «Полиция поддерживает захват земли рабочим» . Peoplesforumsl.blogspot.com . 15 мая 2012 года . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Думбара Хариспаттува Амарапура Пуранайя, HSS Нишшанка, Департамент по делам культуры, 2000, стр. 63
- ^ «функция1» . www.divaina.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 г.