Ты патриций
Zōstē patrikía ( греч . ζωστὴ πατρικία ) — византийский придворный титул , предназначенный исключительно для женщины, которая была главной служанкой и помощницей императрицы . Очень высокий титул, его обладательница считалась первой женщиной после самой императрицы при императорском дворе. Титул засвидетельствован с 9 по 12 век, но известны лишь немногие его обладатели.
История
[ редактировать ]Титул означает «препоясанная дама-патриция», часто переводится на английский как « Хозяйка мантий » и использовался для высокопоставленных придворных дам, которые были прикреплены к византийским императрицам в качестве своих почётных дам. [1] Его происхождение или дата учреждения неясны. [2]
Несмотря на явно анахроническую ссылку на Антонину , жену великого полководца VI века Велизария , как на zostē patrikia , этот титул впервые засвидетельствован в ок. 830 г. для Феоктисты , матери императрицы Феодоры . [1] [3]
Последний раз этот титул засвидетельствован в литературных источниках ( Скилицская летопись ) в 1018 году, когда он был пожалован Марии , бывшей императрице Болгарии , и, наконец, в серии свинцовых печатей, датированных концом 11 века (см. ниже ). После этого он исчезает вместе со многими другими титулами средневизантийского периода после реформ императора Алексиоса I Комнина ( годы правления 1081–1118 ). [1] [2]
Статус и функции
[ редактировать ]Филофея В «Клеторологионе» 899 года достоинство zostē patrikia занимает очень высокое место в императорском порядке старшинства, стоя перед магистрами и после куропалатов . [4] Ее исключительный статус дополнительно иллюстрируется тем фактом, что она была одной из шести высокопоставленных лиц, обедавших за императорским столом - наряду с Константинопольским Патриархом , Цезарем , нобелиссимосом , куропалатами и базилеопатором - а также выдающейся ролью, которую она играла. в императорских церемониях, особенно в тех, которые вращаются вокруг Императрицы, таких как коронация императрицы или рождение ребенка. [5] [6] Хотя кажется, что, как и в случае с другими высшими санами, с которыми оно связано, в каждый момент времени был один обладатель этого сана, на приеме у Ольги Киевской форма множественного числа zōstai используется , указывающая на присутствие у минимум два. [7] Это можно объяснить тем, что иногда императриц было несколько, и каждая из них должна была иметь zōstē на своей конкретной службе. [6]
Зостэ патрикия выполняла функции главного придворного императрицы (с которой она обычно была родственницей) и главы женского двора ( sekreton ton gynaikōn ), состоявшего в основном из жен высокопоставленных чиновников. [5] [8] [9] Действительно, ее достоинство было единственным чисто женским: другие женщины носили женские версии титулов своих мужей. словам Джона Таким образом, zōstē patrikia, по Б. Бери , «единственная женщина, которая сама по себе была πατρικία», и не следует путать ее с простой patrikia , которая была супругой или вдовой патрикиоса . [3] [10] [11] [12] Действительно, французский ученый Родольф Гийланд отмечает, что сам титул кажется составным, причем источники иногда называют его «zōstē и patrikia » , указывая на то, что дворянский титул patrikia был добавлен к придворному достоинству zōstē . [12]
Зосте дворцовой был возведен в ранг в ходе тщательно продуманной церемонии посвящения в часовню Богородицы во часовне Фароса , которая записана в De Ceremoniis (I.50) императора Константина VII Багрянородного ( годы правления 913–959 ). Церемония завершилась в зале аудиенций Хрисотриклиноса , где она получила из рук императора таблички из слоновой кости , которые были особым знаком ее должности. Затем она посетила собор Святой Софии , где скрижали были благословлены Патриархом, а затем направилась в Магнауру , где получила поздравления от придворных женщин и супруг высокопоставленных лиц. Наконец, она вернулась в часовню Фароса, где положила подношение в размере 70 номизмат , прежде чем удалиться в свои апартаменты. [13] [14] Отличительной одеждой зосте , которая, вероятно, и дала название ее имени, был широкий пояс или лорос , который она надевала на церемонии посвящения в должность. Потомок древнеримской консульской трабеи , золотой лорос был «самым престижным императорским знаком», его также носили византийский император и некоторые из его высших сановников, такие как константинопольский епарх или магистры . [7] [15] [16] Менее вероятное происхождение zōstē может быть связано с ее положением главной фрейлины императрицы, в обязанности которой входило следить за ее платьем или, как выражается в Константинопольской Патрии , «подпоясывать» императрицу. [16]
Зосте . сохраняла свой титул пожизненно, даже после смерти императрицы, которой она была назначена служить Кроме того, как и большинство византийских титулов, это достоинство могло быть присвоено как простая честь без требования службы, как это, скорее всего, было в случае с Феоктистой и Марией , вдовой царя Ивана Владислава Болгарского . [17]
Список известных владельцев
[ редактировать ]Несмотря на известность названия, дзостай редко упоминаются в современных источниках. Как пишет Родольф Гийлан, «заключенные в женских покоях императрицы, они почти не имели возможности стать известными. Большого дворца ». [18]
- Антонина , жена Велисария (анахроничная справка из Константинопольской Патрии ). [1] [19] [20]
- Феоктиста , мать императрицы Феодоры, жены императора Феофила ( годы правления 829–842 ). [1] [7] [21]
- Анастасия, известная только по единственному упоминанию в житии Василия Младшего конца века X . Ее можно было бы идентифицировать с Анастасо, дочерью патриция Адралестоса , который позже женился на семье Малейноса и был матерью Константина Малейноса и Михаила Малейноса . [22] [23]
- Иногда считают, что Ольга Киевская была создана зосте во время ее визита в Константинополь . [24]
- Мирослава Болгарская , дочь императора Самуила Болгарского ( годы правления 997–1014 ), перебежавшая в Византию вместе со своим мужем Ашотом Таронитом . [18] [25]
- Императрица Мария , жена императора Ивана Владислава Болгарского ( годы правления 1015–1018 ). Этот титул ей был присвоен после того, как она сбежала к византийскому двору после убийства своего мужа. [25] [26]
- Хоусуса, жена Сенекерима-Ованнеса , последнего правителя Королевства Васпуракан до аннексии его владений Византией в 1022 году. Она известна благодаря печати, на которой она упоминается как « зосте и мать Давида Магистра ». [27]
- Ирина, засвидетельствованная только печатью XI века, на которой она описана как монахиня . [25]
- Мария Мелиссена, засвидетельствовано на печати, датированной ок. 1060–1070 . Было высказано предположение, что она могла быть матерью Никифора Мелиссена , зятя императора Алексиоса I Комнина . [28] [29]
- Анна Радене, близкая подруга Михаила Пселла , вероятно, ок. 1070 . [30]
- Елена Торникина, « zōstē и kouropalatissa », засвидетельствовано на печати, датированной ок. 1070–1110 . [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ODB , "Zoste patrikia" (A. Kazhdan), p. 2231.
- ^ Перейти обратно: а б Чейнет 2000 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Бери 1911 , с. 33.
- ^ Бери 1911 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б МакКланан 2002 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Гилланд 1971 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б с Чейнет 2000 , с. 180.
- ^ Гарланд 1999 , стр. 5, 245, 264.
- ^ Магуайр 2004 , с. 183.
- ^ ODB , "Patrikios" (A. Kazhdan), p. 1600.
- ^ Чейнет 2000 , стр. 179–180.
- ^ Перейти обратно: а б Гилланд 1971 , с. 269.
- ^ Бери 1911 , стр. 22, 33.
- ^ Гилланд 1971 , с. 270.
- ^ Магуайр 2004 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Гилланд 1971 , стр. 269–270.
- ^ Гилланд 1971 , стр. 271–272, 274.
- ^ Перейти обратно: а б Гилланд 1971 , с. 272.
- ^ Чейнет 2000 , стр. 180–181.
- ^ Гилланд 1971 , стр. 272–273.
- ^ Гилланд 1971 , стр. 273–274.
- ^ Чейнет 2000 , стр. 180, 182.
- ^ Гилланд 1971 , с. 274.
- ^ Дэвидс 2002 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б с Чейнет 2000 , с. 181.
- ^ Гилланд 1971 , стр. 271–272, 274–275.
- ^ Чейнет 2000 , с. 182.
- ^ Чейнет 2000 , стр. 181–182.
- ^ Гилланд 1971 , с. 275.
- ^ Чейнет 2000 , с. 183.
- ^ Чейнет 2000 , стр. 184–185.
Библиография
[ редактировать ]- Бери, Дж. Б. (1911). Имперская административная система девятого века – с пересмотренным текстом Клеторологиона Филофея . Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC 1046639111 .
- Шейне, Жан-Клод (2000). «Патриция с поясом: знатная женщина» . В Генриетте, Патрике; Легра, Анн-Мари (ред.). В монастыре и в мире: женщины, мужчины и общества (9-15 века) - Смеси в честь Полетты Л'Эрмит-Леклерк (на французском языке). Париж: Presses de l’Université Paris-Sorbonne. стр. 179–187. ISBN 978-2-84050-180-0 .
- Дэвидс, Адельберт (2002) [1995]. Императрица Феофано: Византия и Запад на рубеже первого тысячелетия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52467-4 .
- Гарланд, Линда (1999). Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-14688-3 .
- Гилланд, Родольф (1971). «Вклад в административную историю Византийской империи: препоясанный патриций, ἠ ζωστὴ πατρικία». Византинославика (на французском языке). 32 : 269–275.
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Магуайр, Генри (2004) [1997]. Византийская придворная культура с 829 по 1204 год . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-308-1 .
- Маккланан, Энн Л. (2002). Представления о ранневизантийских императрицах: образ и империя . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-312-29492-2 .
- Сэйр, PG (1986). «Хозяйка мантий: кто она?». Византийские исследования/Этюды византийцев . 13 : 229–239.