Моисей в иудео-эллинистической литературе
Библейский персонаж Моисей обсуждается или упоминается в сохранившихся работах ряда иудео-эллинистических или иудео-римских авторов, включая Евполема , Артапана , Иосифа Флавия и Филона , а также нееврейских эллинистических авторов, обсуждаемых в основной статье «Моисей». .
Благодаря контактам евреев с греками в Александрии Моисей стал предметом многих легенд и во многих отношениях вознесся на сверхъестественные высоты.
В этом состоит отличие от Торы , которая представляет Моисея как величайшего из всех пророков, которому Господь открыл Себя лицом к лицу (Втор. 34. 10; ср. Числ. 12. 7), и который, спускаясь с горы, Синай, от лица которого исходил луч света, который наполнил людей таким трепетом, что они не могли смотреть на него (Исх. 34:29); но не делает попыток поднять его над обычным человеком по своей природе. Он прожил на горе сорок дней и сорок ночей без еды и питья (Втор. 9:9), но это произошло благодаря силе, данной ему Богом, когда он получил Закон; он умер и был похоронен, как и любой другой смертный (ib. xxxiv. 5–6).
Авторы
[ редактировать ]Бен Сира
[ редактировать ]Бен Сира , вероятно, был первым, кто сравнил его с ангелами — предположение Исх. xxxiv. 29 (Эккл. xlv. 2; еврейский текст читается как «ке-элохим», а греческий — ἅγιοι = «святые»).
Евполем
[ редактировать ]Особенно благоприятным для обрастания легенд или вымыслов вокруг жизни Моисея было то, что он родился в Египте и воспитывался дочерью царя. Это наводило на мысль, что «он был научен всей мудрости Египтян» (Деян. VII, 22). Но еврейские литераторы, жившие в Александрии, ни в коем случае не были удовлетворены мыслью, что Моисей усвоил мудрость египтян; они приписывали ему заслугу в том, что он передал Египту, Финикии и Элладе всю их культуру. Он научил евреев письму, и они затем стали учителями финикийцев и, косвенно, греков, — говорит Евполем . [ 1 ]
Артапан Александрийский
[ редактировать ]Артапан Александрийский в своей истории евреев зашел так далеко, что отождествил Моисея с Тот-Гермесом (египетским посланником и писцом богов, который изобрел буквы, различные искусства мира и войны, а также философию). ), и с греческим Мусеем , «учителем Орфея». Он даже приписал ему разделение страны на тридцать шесть округов с различными формами поклонения. Приемной матерью Моисея Артапан называет Меррис, жену Ченефра, царя Верхнего Египта; будучи бездетной, она притворялась, что родила его и воспитала как своего ребенка (Евсевий, Лк IX, 27).
«Ревность к превосходным качествам Моисея побудила Ченефра отправить его с неквалифицированным войском в военную экспедицию в Эфиопию, где он одержал великие победы. Построив город Гермополь, он научил людей ценности ибиса как защиты от змей, сделав птицу священным духом-хранителем города, затем он ввел обрезание. После своего возвращения в Мемфис Моисей научил народ ценности волов для земледелия, и освящение их Моисеем породило культ Аписа; Наконец, избежав очередного заговора, убив нападавшего, посланного царем, Моисей бежал в Аравию, где женился на дочери Рагуила, правителя округа.
Тем временем Хенефрес умер от слоновости [сост. Бывший. Р. и. и Тарг. Да. к Исх. ii. 23] — болезнь, которой он заразился первым, — потому что он приказал евреям носить одежду, которая отличала бы их от египтян и тем самым подвергала их жестокому обращению [это характерно для эпохи, в которую это было написано ]. Страдания Израиля затем заставили Бога явиться Моисею в пламени, вырвавшемся из земли (не из куста!), и повелеть ему выступить против Египта для спасения своего народа.
Соответственно, он отправился в Египет, чтобы обсудить со своим братом Аароном план ведения войны, но был заключен в тюрьму. Однако ночью двери тюрьмы открывались сами собой, а охрана умирала или засыпала. Придя в царский дворец и обнаружив там открытые двери и уснувшую стражу, он направился прямо к царю, и когда тот насмешливо спросил его об имени Бога, пославшего его, прошептал ему на ухо Неизреченное Имя. , после чего король потерял дар речи и как мертвый. Тогда Моисей написал это имя на табличке и запечатал ее, а священник, насмехавшийся над этим, умер в конвульсиях. После этого Моисей творил все чудеса, поражая землю и людей язвами, пока царь не отпустил иудеев. В память о жезле, с помощью которого Моисей совершал свои чудеса, в каждом храме Исиды в Египте сохранился жезл — Исида, символизирующая землю, которую Моисей ударил своим жезлом».
Запись завершается описанием личности Моисея: «Ему было восемьдесят девять лет, когда он освободил евреев; высокий и румяный, с длинными седыми волосами и полный достоинства».
Иосиф Флавий
[ редактировать ]Какими бы фантастическими ни были эти истории, едва ли они являются выдумкой только Артапана. Длительные контакты александрийских евреев с египетскими литераторами во времена синкретизма, когда вся мифология подвергалась процессу рационализации, естественным образом породили такие басни (см. Freudenthal, «Hellenistische Studien», 1875, стр. 153–174). и они нашли место как в Палестинской, так и в эллинистической Агаде, у Иосифа Флавия, Филона («De Vita Moysis») и александрийского драматурга Иезекииля (Евсевий, lc ix. 28), а также в Мидраше. (Исх. Р. i.-ii.; Тан., Шмот), Таргум и «Сефер ха-Яшар», или более старые « Хроники Иерахмеила » (xliv.-l.).
Наиболее сложной является Агада, из которой Иосиф Флавий почерпнул свою историю («Ант.», II, 9, § 2-II, 10, § 2): (ср. Sanh. 101b; Ex. R. i.; Targ. Yer. to Исх. I. 14; см. Яннес и Жамбрес).
«Египетские жрецы, искусные в пророчествах, предсказали рождение еврея, который принесет несчастье Египту и тем самым вызвал указ фараона, согласно которому каждый новорожденный ребенок мужского пола должен был топиться в реке» (см. Амрам; Мириам).
«Амрам в своем горе о судьбе каждого новорожденного ребенка молится Богу и получает откровение» (ср. Иезекииль у Евсевия, лк IX. 29; «Хроники Иерахмеила», xliv. 8; Йал?. I. 166). ).
«Термутис — это имя принцессы, которая увидела Моисея в колыбели с водой и полюбила его из-за его поразительной красоты. Однако ребенок отказался сосать грудь из какой-либо другой груди, кроме груди своей матери». «Моисей превосходил всех своим высоким ростом и красотой лица, а также быстротой восприятия». «Термутида, будучи бездетной, воспитала его как своего собственного сына, и однажды, когда она представила его отцу как своего собственного ребенка и наследника престола — подарок, который она получила от речного бога, — фараон взял Царь и жрец-прорицатель восприняли это как дурное предзнаменование, обнаружив, что Моисей будет тем, кто принесет ему на колени, и возложил ему на голову свою диадему; после чего он бросил его на землю и растоптал. на царство предсказанное ему несчастье, желало убить его, но Термутиду удалось спасти ему жизнь» (ср. «Хроники Иерахмеила», xlv.-xlvi.; Ял?. i. 168).
«Нападение эфиопов на Египет заставило всех обратиться к Моисею за помощью, и царь попросил свою дочь позволить ему отправиться в качестве генерала армии в Эфиопию. Моисей выбрал короткую дорогу через пустыню, которую считали непроходимой из-за из ее многочисленных летающих змей («серафимов») и снабдил себя многочисленными корзинами, наполненными ибисами, истребителями змей, с помощью которых он устранил опасности пустыни. Таким образом, он застал эфиопов врасплох и победил их. оттеснив их обратно в Мерве, укрепленный город. Пока он осаждал город, Тербис, дочь короля, увидела его на стенах, влюбилась в него и предложила ему стать его женой. Он принял предложение. при условии, что город сдастся ему, наконец, он женился на ней»;
Очевидно, это мидраш, связанный с Числами. xii. 1, но отрекся на более позднем этапе (см. Сифре, Числа 99 и Targ. ad loc.).
Филон
[ редактировать ]Филон также демонстрирует знакомство с этими легендами; он говорит о красоте младенца Моисея (lci 3) и упоминает о том, что царевна, будучи бездетной, ухитрилась представить Моисея своим собственным ребенком (i. 4–5). Однако образование Моисея в области науки, искусства и философии приписывается египетским учителям (I, 6); он был огорчен страданиями своих еврейских братьев, многие из которых умерли преждевременной смертью и не имели даже приличного погребения (I. 7); его пророческая сила была засвидетельствована у Красного моря , когда мертвые египтяне были выброшены волнами и действительно были замечены израильтянами, как объявил Моисей (III, 34, со ссылкой на Исх. 14, 13, 30).
Смерть Моисея, или возвышение, или предсуществование
[ редактировать ]Кончина великого законодателя особенно была окружена легендами.
«Когда он, простившись с народом, собирался обнять Елеазара и Иисуса Навина на горе Нево, внезапно нависло над ним облако, и он исчез, хотя в Писании писал, что умер, что было сделано из страха, что люди мог бы сказать, что из-за своей необычайной добродетели он был обращен в божество» (Флавий, «Ант.», IV. 8, § 48).
Филон говорит:
«Он был погребен не руками смертных, а бессмертными силами, так что он не был помещен в могилу своих предков, получив своеобразный памятник [то есть могилу], которого никто никогда не видел» («De Vita Moysis», 39).
Позже распространилось поверье, что Моисей не умер, а был вознесен на небо, как Илия. По-видимому, таково было главное содержание апокрифа под названием « Успение Моисея» , сохранившегося лишь во фрагментарном виде. [ 2 ]
Как только появилась точка зрения, что Моисей был перенесен на небеса, возникла идея, что его душа отличается от души других людей. Говорят, что, как и Мессия, он существовал раньше; таким образом он представлен в Успении Моисея (I. 12–14),
«Он был уготован еще до основания мира быть посредником завета Божия, и как был он ходатаем Израиля перед Богом при жизни [XI. 11, 17], так и будет ему ходатаем во всем будущем».
Хотя смерть его была обыкновенной (I. 15, X. 14), «никто не принял тело его»; «гроб его от восхода солнца до захода его и от юга до пределов севера; вся вселенная — гроб его» (xi. 5–8).
Филон также называет Моисея «посредником и примирителем мира» (там же, III, 19). Особенно в ессейских кругах прославлялся Моисей: «Рядом с Богом, — говорит Иосиф Флавий, — они чтут имя своего законодателя, и если кто-нибудь его богохульствует, того ждет смертная казнь» («БИ», II, 8, § 9; сост. «Ант.» iii. 15, § 3).
Моисей в эллинистической литературе
[ редактировать ]Небиблейские сочинения о евреях со ссылками на роль Моисея впервые появляются в начале эллинистического периода , с 323 г. до н.э. примерно до 146 г. до н.э. Шмуэль отмечает, что «характерной чертой этой литературы является то высокое уважение, которым она пользуется к народам Востока вообще и к некоторым отдельным группам среди этих народов». [ 3 ]
В дополнение к иудео-римским или иудео-эллинским историкам Артапану , Евполему , Иосифу и Филону , несколько историков-неевреев, в том числе Гекатей Абдерский (цитируется Диодором Сицилийским ), Александр Полигистор , Манефон , Апион , Херемон Александрийский , Тацит и Порфирий также упоминает о нем. Степень, в которой какое-либо из этих сообщений опирается на более ранние источники, неизвестно. [ 4 ] Моисей также появляется в других религиозных текстах, таких как Мишна (ок. 200 г. н.э.), Мидраш (200–1200 гг. н.э.), [ 5 ] и Коран (ок. 610–53).
Фигура Осарсефа в эллинистической историографии — египетский священник-отступник, который возглавляет армию прокаженных против фараона и в конце концов изгнан из Египта, сменив имя на Моисей.
В Гекатее
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Моисее в греческой литературе встречается в египетской истории Гекатея Абдерского (4 век до н.э.). Все, что осталось от его описания Моисея, — это две ссылки, сделанные Диодором Сицилийским , в которых, как пишет историк Артур Дроге, «он описывает Моисея как мудрого и мужественного лидера, покинувшего Египет и колонизировавшего Иудею». [ 6 ] Среди многих достижений, описанных Гекатеем, Моисей основал города, основал храм и религиозный культ, а также издал законы:
После установления оседлой жизни в Египте в ранние времена, что, согласно мифу, произошло в эпоху богов и героев, первым... убедившим народ пользоваться писаными законами был Мневес, человек, не только великий душой, но и в своей жизни самый общественный из всех законодателей, чьи имена записаны. [ 6 ]
Дроге указывает также, что это заявление Гекатея было похоже на заявления, сделанные впоследствии Евполемом . [ 6 ]
В Артапанусе
[ редактировать ]Еврейский историк Артапан Александрийский (2 век до н.э.) изобразил Моисея как культурного героя, чуждого двору фараонов. По мнению теолога Джона Барклая, Моисей Артапанский «явно несет в себе судьбу евреев и своим личным, культурным и военным величием приносит честь всему еврейскому народу». [ 7 ]
Ревность к превосходным качествам Моисея побудила Ченефра отправить его с неквалифицированным войском в военную экспедицию в Эфиопию , где он одержал великие победы. Построив город Гермополь , он научил людей ценности ибиса как защиты от змей, сделав птицу священным духом-хранителем города; затем он ввел обрезание. После своего возвращения в Мемфис Моисей научил людей ценности волов для земледелия, и освящение их Моисеем породило культ Аписа . Наконец, избежав еще одного заговора, убив нападавшего, посланного царем, Моисей бежал в Аравию , где женился на дочери Рагуила [Иофора], правителя округа. [ 8 ]
Артапан продолжает рассказывать, как Моисей возвращается в Египет с Аароном и попадает в тюрьму, но чудесным образом сбегает благодаря имени ЯХВЕ , чтобы возглавить Исход. Это сообщение также свидетельствует о том, что после этого во всех египетских был жезл храмах Исиды в память о том, который использовался для чудес Моисея. Он описывает Моисея как 80-летнего мужчину, «высокого и румяного, с длинными седыми волосами и полного достоинства».
Некоторые историки, однако, отмечают «апологетический характер большей части работ Артапана». [ 9 ] с добавлением внебиблейских деталей, например, со ссылками на Иофора: нееврей Иофор выражает восхищение храбростью Моисея в помощи своим дочерям и решает усыновить Моисея как своего сына. [ 10 ]
У Страбона
[ редактировать ]Страбон , греческий историк, географ и философ, в своей «Географии» (ок. 24 г. н.э.) подробно писал о Моисее, которого он считал египтянином, сожалевшим о ситуации на своей родине, и тем самым привлек множество последователей, уважавших божество. . Он пишет, например, что Моисей выступал против изображения божества в виде человека или животного и был убежден, что божество — это сущность, охватывающая все — сушу и море: [ 11 ]
35. Египетский жрец по имени Моисей, владевший частью страны, называемой Нижним Египтом, будучи недовольным установленными там учреждениями, покинул ее и пришел в Иудею с большим отрядом людей, поклонявшихся Божеству. Он заявлял и учил, что египтяне и африканцы придерживаются ошибочных представлений, изображая Божество в образе диких зверей и полевого скота; что греки также ошибались, создавая изображения своих богов по человеческому облику. Ибо Бог, [сказал он] может быть тем единственным, что объемлет всех нас, сушу и море, и что мы называем небом, или вселенной, или природой вещей...
36. Таким учением Моисей убедил большую группу здравомыслящих людей сопровождать его к тому месту, где сейчас стоит Иерусалим... [ 12 ]
В сочинениях Страбона об истории иудаизма в его понимании он описывает различные этапы его развития: от первого этапа, включая Моисея и его прямых наследников; до финальной стадии, когда «Иерусалимский Храм продолжал окружен ореолом святости». «Положительная и недвусмысленная оценка личности Моисея Страбоном является одной из самых симпатичных во всей древней литературе». [ 13 ] Говорят, что его изображение Моисея похоже на сочинение Гекатея , который «описывал Моисея как человека, отличавшегося мудростью и мужеством». [ 13 ]
Египтолог Ян Ассманн заключает, что Страбон был историком, «который подошел ближе всего к истолкованию религии Моисея как монотеизма и ярко выраженной контррелигии». Он признавал «только одно божественное существо, которое не может представлять ни один образ… [и] единственный способ приблизиться к этому богу — жить в добродетели и справедливости». [ 14 ]
У Тацита
[ редактировать ]Римский историк Тацит (ок. 56–120 гг. н.э.) ссылается на Моисея, отмечая, что еврейская религия была монотеистической и не имела четкого образа. Его основной работой, в которой он описывает еврейскую философию, являются « Истории» (около 100 г.), в которых, по словам Мерфи, в результате еврейского поклонения единому Богу « языческая мифология стала объектом презрения». [ 15 ] Тацит утверждает, что, несмотря на различные мнения, бытовавшие в его время относительно этнической принадлежности евреев, большинство его источников согласны с тем, что имел место исход из Египта. По его словам, фараон Бокхорис , страдавший от чумы, изгнал евреев в ответ на оракул бога Зевса -Амона.
Таким образом, разношерстная толпа была собрана и брошена в пустыне. Пока все остальные изгои лежали, праздно причитая, один из них, по имени Моисей , посоветовал им не искать помощи ни у богов, ни у людей, поскольку оба их покинули, а лучше довериться себе и принять как божественное руководство первого. существо, с помощью которого они должны выбраться из своего нынешнего тяжелого положения. [ 16 ]
В этой версии Моисей и евреи блуждают по пустыне всего шесть дней, захватив Святую Землю на седьмой. [ 16 ]
В Лонгине
[ редактировать ]Септуагинта , который , , греческая версия еврейской Библии, оказала влияние на Лонгина возможно, был автором великой книги литературной критики « О возвышенном» . Дата создания неизвестна, но обычно ее относят к концу I века н.э. [ 17 ]
Писатель цитирует Бытие в «стиле, который представляет природу божества в манере, соответствующей его чистому и великому существу», однако он не упоминает Моисея по имени, называя его «неслучайным человеком» (οὐχ ὁ τυχὼν ἀνήρ), но «Законодатель» (θεσμοθέτης) евреев», термин, который ставит его в один ряд с Ликургом и Миносом . [ 18 ] Если не считать ссылки на Цицерона , Моисей — единственный писатель негреческого происхождения, цитируемый в произведении, контекстуально он ставится в один ряд с Гомером. [ 19 ] и он описан «с гораздо большим восхищением, чем даже греческие писатели, которые относились к Моисею с уважением, такие как Гекатей и Страбон . [ 20 ]
У Иосифа Флавия
[ редактировать ]В книге Иосифа Флавия (37 – ок. 100 г. н.э.) «Иудейские древности » Моисей упоминается повсюду. Например, книга VIII гл. IV описывает Храм Соломона , также известный как Первый Храм, в то время, когда Ковчег Завета был впервые перенесен в недавно построенный храм:
Когда царь Соломон завершил эти работы, эти большие и красивые здания, и сложил свои пожертвования в храм, и все это в течение семи лет, и продемонстрировал там свое богатство и рвение; ...он также написал начальникам и старейшинам Еврейским и повелел всему народу собраться в Иерусалим , чтобы осмотреть храм, который он построил, и перенести в него ковчег Божий; и когда это приглашение всего народа прийти в Иерусалим было повсюду разнесено... праздник кущей В то же время выпал , который евреи соблюдали как самый святой и самый выдающийся праздник. И отнесли ковчег и скинию, которые поставил Моисей, и всю утварь, служащую для жертвоприношений Божиих, и перенесли их в храм. ... В ковчеге не было ничего иного, как те две каменные скрижали, на которых хранились десять заповедей , которые Бог сказал Моисею на горе Синай. и которые были на них выгравированы... [ 21 ]
По словам Фельдмана, Иосиф Флавий также придает особое значение обладанию Моисеем «главных добродетелей мудрости, мужества, умеренности и справедливости». Он также включает благочестие в качестве дополнительной пятой добродетели. Кроме того, он «подчеркивает готовность Моисея к тяжелому труду и его тщательное избегание взяточничества. Подобно царю-философу Платона , Моисей превосходен как педагог». [ 22 ]
В Нумениусе
[ редактировать ]Нумений , греческий философ, уроженец Апамеи в Сирии, писал во второй половине II века нашей эры. Историк Кенниет Гатри пишет, что «Нумений, пожалуй, единственный признанный греческий философ, который подробно изучал Моисея, пророков и жизнь Иисуса…» [ 23 ] Он описывает свое прошлое:
Нумений был светским человеком; он не ограничивался греческими и египетскими мистериями, но дружески рассказывал о мифах о браминах и волхвах. Однако именно его знание и использование еврейских писаний отличало его от других греческих философов. Он называет Моисея просто «пророком», точно так же, как для него Гомер — поэт. Платон описывается как греческий Моисей. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Моисей» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Евсевий, Евангелическая подготовка , ix. 26.
- ^ Чарльз, Успение Моисея , 1897, Введение; Второзаконие Рабба xi.; Еллинек, «БХ» и. 115-129, VI. 71-78; М. Р. Джеймс, Apocrypha Anecdota , стр. 166–173, Кембридж, 1893).
- ^ Шмуэль 1976 , с. 1102.
- ^ Шмуэль 1976 , с. 1103.
- ^ Хаммер, Реувен (1995), Классический Мидраш: Таннаитские комментарии к Библии , Paulist Press, стр. 15 .
- ^ Jump up to: а б с Сухой 1989 , с. 18.
- ^ Барклай, Джон М.Г. Евреи в средиземноморской диаспоре: от Александра до Траяна (323 г. до н.э. – 117 г. н.э.) , University of California Press (1996), стр. 130
- ^ «Моисей» . Еврейская энциклопедия . Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Фельдман 1998 , с. 40.
- ^ Фельдман 1998 , с. 133.
- ^ Шмуэль 1976 , с. 1132.
- ^ Страбон. География , XVI 35, 36, перевод Х.К. Гамильтона и В. Фалконера, стр. 177–78,
- ^ Jump up to: а б Шмуэль 1976 , с. 1133.
- ^ Ассманн 1997 , с. 38.
- ^ Тацит, Корнелий. Работы Корнелиуса Тацита: с очерком о его жизни и гении Артура Мерфи, Thomas Wardle Publ. (1842) с. 499
- ^ Jump up to: а б Тацит, Корнелий. Тацит, «Истории», том 2 , книга V. Главы 5, 6 с. 208.
- ^ Генри Дж. М. Дэй, Лукан и возвышенное: сила, представление и эстетический опыт, Cambridge University Press, 2013, стр. 12.
- ^ Луи Х. Фелкдман, Евреи и неевреи в древнем мире: отношения и взаимодействие от Александра до Юстиниана, Princeton University Press, 1996, стр.239.
- ^ Фельдман, Луи Х. (1998), Толкование Библии Иосифом Флавием , University of California Press, стр. 133 .
- ^ Шмуэль 1976 , с. 1140.
- ^ Иосиф Флавий (1854), «IV», Сочинения: «Составление еврейских древностей» , том. VIII, пер. Уильям Уистон, стр. 254–55 .
- ^ Фельдман 1998 , с. 130.
- ^ Гатри 1917 , с. 194.
- ^ Гатри 1917 , с. 101.
Источники
[ редактировать ]- Ассманн, январь (1997), Моисей-египтянин: память о Египте в западном монотеизме , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-58738-0
- Дроге, Артур Дж. (1989), Гомер или Моисей?: Раннехристианские интерпретации истории культуры , Мор Зибек
- Гатри, Кеннет Сильван (1917), Нумений из Апамеи: отец неоплатонизма , Джордж Белл и сыновья
- Шмуэль, Сафрай (1976), Стерн, М. (редактор), Еврейский народ в первом веке , Van Gorcum Fortress Press