Тумах и Тахара
Часть иудаистской серии статей о |
Ритуальная чистота в иудаизме |
---|
В еврейском религиозном законе есть категория особых еврейских законов о чистоте , определяющих, что является ритуально чистым, а что нечистым: ṭum'ah ( ивр .: טומאה , произносится [тума] ) и тахара ( иврит : чистота , произносится [тахарɔ] ) — это состояние ритуально «нечистого» и «чистого» соответственно. [ 1 ] [ 2 ] Еврейское существительное ṭum'ah , означающее «нечистота», описывает состояние ритуальной нечистоты . Человек или предмет, который сжимает тум'а, называется таме ( טמא — еврейское прилагательное , «ритуально нечистый») и поэтому непригодное для определённых святых действий и использования ( кедушах , קְדֻשָּׁה на иврите) до тех пор, пока не пройдут заранее определенные действия по очищению, которые обычно включают в себя истечение определенного периода времени.
Противоположное еврейское существительное тахара ( טָהֳרָה ) описывает состояние ритуальной чистоты , которая характеризует тахора ( טָהוֹר ; ритуально чистый человек или предмет), используемый для кедуша . Самый распространенный метод достижения тахары — это погружение человека или предмета в микву (ритуальную ванну). Это понятие связано с ритуальным омовением в иудаизме , причем как ритуально нечистые, так и ритуально чистые состояния имеют параллели с ритуальным очищением в других мировых религиях .
Законы Тум'а и Тахара обычно соблюдались израильтянами , особенно в периоды Первого и Второго Храма . [ нужна ссылка ] и в ограниченной степени являются частью применимой Галахи в наше время .
Этимология
[ редактировать ]Еврейское существительное тум'а ( טֻמְאָה ) происходит от глагола ṭamé ( טָמֵא ), в форме кал глагола «стать нечистым»; в нифале «осквернить себя»; и в переходном Piel осквернить что-либо или объявить что-то нечистым. [ 3 ] Основе глагола соответствует прилагательное ṭamé (טָמֵא), «нечистый».
Аналогично еврейское существительное тахара ( טָהֳרָה ) также происходит от глагола, в данном случае ṭaher ( טָהֵר ) «быть ритуально чистым». и в переходном пиэле «очищать». Глаголу и существительному соответствует прилагательное тахор ( טָהוֹר ), «ритуально чистый». Это слово является родственным арабскому слову « طهارة » ṭahāra(h) (произносится почти идентично, с удлинением второй буквы «а»), которое имеет то же значение в исламе.
Некоторые источники, такие как Самсон Рафаэль Хирш в Бытие 7:2, утверждают, что это значение «погребено», то есть человек или предмет, находящийся в прирученном состоянии, заблокирован, а не в состоянии получения священной передачи. Тахор , напротив, определяется как «чистый» в том смысле, что человек или объект находится в ясном состоянии и потенциально может/может служить проводником для Божественного и Божественного проявления. Хотя тум'а и тахара иногда переводятся как нечистый и чистый , это скорее духовное состояние, чем физическое. Однажды начавшись (физические признаки, которые инициируют царат , зав и нидда , см. ниже), оно, как правило, неизмеримо и не поддается количественному измерению с помощью известных механических методов обнаружения, нет никакой меры грязи, антисанитарии или запаха, связанного с состоянием тум'а . ни какой-либо механически измеримый уровень чистоты, ясности или физической чистоты для состояния тахара .
В Библии
[ редактировать ]Использование
[ редактировать ]Существительная форма тум'а используется около 40 раз в масоретском тексте еврейской Библии и обычно переводится как «нечистота» в англоязычных Библиях, таких как KJV и JPS Танах. [ 4 ] Большинство использований находится в книге Левит. Хотя использование национальной нечистоты встречается у Ездры и Иезекииля, а Захария пророчествует об удалении «пророков и духа нечистоты ( нечистый дух (из земли), [ 5 ] прилагательное тамэй ( טָמֵא , «нечистый») встречается гораздо чаще.
Глагольная форма тахара ( чистота ), глагол тахер ( טָהֵר ) «будьте чисты» впервые используется в еврейской Библии в Бытие 35:2 , где Иаков велит своей семье «отложить чужих богов и быть чистыми».
В целом термин тум'а используется в еврейской Библии двумя разными способами: [ 6 ] [ 7 ]
- Ритуальная нечистота – противоположность тахара («чистота»), также известная как «нечистота тела».
- Моральная нечистота – противоположность кедушах («святости»), также известная как «нечистота души»; в эту категорию также входят действия, которые являются отвратительными или отвратительными.
В общем, перед тум'ах в значении «ритуальная нечистота» стоит буква ламед или вообще отсутствует какой-либо префикс, тогда как тум'ах в значении «моральная нечистота» предваряется буквой бет . [ 6 ]
Ритуальная нечистота
[ редактировать ]Действия, создающие нечистоту
[ редактировать ]Тора, особенно книга Левит , перечисляет различные действия, которые создают «нечистый» ( тамей ) статус:
- Человек, прикоснувшийся к трупу, становится нечистым. [ 8 ]
- Человек, прикасающийся к чему-то, что было осквернено трупом, становится нечистым. [ 9 ]
- Человек, который прикасается к мертвечине или несет ее, становится нечистым. [ 10 ]
- Человек, прикасающийся или передвигающий тушу одного из восьми шерацим . [ 11 ] Сосуд или глиняная печь , на которую упадет одна из этих туш, становится нечистой. [ 12 ]
- Женщина, родив ребенка , становится нечистой на 7 дней для сына или на 14 дней для дочери. [ 13 ]
- Человек, у которого диагностирован цараат , нечист. [ 14 ]
- Дом, в котором диагностирован цараат , нечист, как и его содержимое. [ 15 ]
- Мужчина или женщина с неестественными половыми выделениями из половых органов ( зав/зава ) или женщина с менструацией ( нидда ) нечисты. Человек, прикасающийся к ним, или прикасающийся к их стулу или сосудам, к которым они прикасаются, нечист. [ 16 ]
- Человек, у которого были семенные выделения или одежда, на которую попала сперма, является нечистым. [ 17 ]
- Человек, который ест мясо животных, умерших от себя или убитых зверями, становится нечистым. [ 18 ]
- Священник, выполняющий определенные роли в жертвоприношении рыжей телицы , становится нечистым. [ 19 ]
- Если в доме находится труп, люди и предметы внутри дома становятся нечистыми. [ 20 ]
Некоторые из этих действий запрещены (например, употребление некошерного мяса). [ 21 ] другие разрешены (например, секс между супружеской парой), [ 22 ] а другие неизбежны (т.е. если человек внезапно умирает, пока в доме находятся другие люди). Таким образом, не существует автоматического морального клейма «нечистого»; нечистота «приходит ко всем повсеместно и без исключения в силу биологического существования». [ 23 ]
Последствия нечистого статуса
[ редактировать ]Определенные виды деятельности запрещены в результате приобретения этого «нечистого» статуса. Например:
- Перед дарованием Десяти заповедей людей предупредили не приближаться к своим женам (предположительно из-за того, что сперма вызывает нечистоту). [ 24 ]
- Тот, кто осквернился из-за царата , генитальных поллюций или прикосновения к трупу, должен был жить за пределами лагеря в пустыне. [ 25 ]
- Жрецы могли есть жертвенное мясо только в чистом виде. [ 26 ]
- Тот, кто осквернился из-за трупа, не мог посетить святилище, не сделав его духовно нечистым, что является преступлением, наказуемым каретом . [ 27 ]
Подобно тому, как внесение нечистоты в израильское святилище является серьезным преступлением, «нечистота» также рассматривается как средство свести на нет место поклонения других религий; [ 28 ] хотя правила для этой примеси не ясны.
Очистка
[ редактировать ]Различные формы нечистоты требуют различных ритуалов, чтобы восстановить «чистый» ( тахор ) статус. Например:
- Нечистоту, вызванную семяизвержением, можно очистить, погрузившись в ритуальную ванну после наступления следующей ночи. [ 29 ]
- Нечистота из-за царата требует ожидания семи дней, бритья волос, стирки одежды, омовения тела и принесения храмового жертвоприношения для достижения очищения. [ 30 ]
- Нечистота от прикосновения к трупу требует специального жертвоприношения и ритуала красной телицы для достижения очищения. [ 31 ]
Моральная нечистота
[ редактировать ]Термин тумах также используется для обозначения определенных грехов, для которых не существует специального ритуала для устранения нечистоты. Например:
- Сексуальные грехи, такие как инцест, прелюбодеяние, изнасилование, зоофилия. [ 32 ]
- Консультация Ова или Йидони [ 33 ]
- Доставка ребенка Молоху [ 34 ]
- Убийство/непредумышленное убийство [ 35 ]
- Оставить на ночь труп повешенного преступника на эшафоте [ 36 ]
- Идолопоклонство [ 37 ]
- По мнению Мальбима , законы кашрута подпадают под эту категорию. [ 6 ]
В ряде случаев не упоминается какой-либо конкретный грех; общее греховное поведение привело к нечистоте. [ 38 ]
В Ездре-Неемии
[ редактировать ]Кристин Хейс утверждает, что моральная нечистота является причиной изгнания и отчуждения язычников, которое происходит у Ездры-Неемии . [ 39 ] Однако С.М. Олян утверждает, что это изгнание было вдохновлено более ранними библейскими традициями, касающимися как ритуальной, так и моральной нечистоты. [ 40 ]
В раввинской литературе
[ редактировать ]Мишна посвящает один из своих шести подразделов, названный Тохорот («чистота»), законам ритуальной нечистоты.
Ни Вавилонский , ни Иерусалимский Талмуд не содержат систематических комментариев к трактатам Тохорот (за исключением Нидды, которая также является неотъемлемой частью Вавилонского и Иерусалимского Талмуда), поскольку после разрушения Храма эти законы не имели большого практического значения. Однако эти законы много раз обсуждаются в других трактатах, а также в более поздней раввинской литературе.
Маймонид поясняет, что, помимо всего Израиля, священники должны быть хорошо осведомлены и свободно владеть общими и конкретными законами Тума и Тахара . Учитывая его роль в храмовом служении и круглогодичное употребление терума , каждый священник должен был находиться в состоянии тахора . [ 41 ]
Обязательный или необязательный
[ редактировать ]Основная точка зрения среди ришонимов [ 42 ] и некаббалистические авторитеты [ 43 ] заключается в том, что человеку разрешено стать тамей (за исключением тех случаев, когда нужно посетить Храм или прикоснуться к святым предметам), и, таким образом, нет обязанности пытаться оставаться тахором . [ 44 ] Например, не только разрешено, но и мицва заботиться об умершем человеке, даже если это вызывает нечистоту.
Однако некоторые раввины выступают за соблюдение некоторых законов чистоты даже при отсутствии храма в Иерусалиме и даже в диаспоре. [ 45 ]
Одна категория, которая обычно сохранялась в талмудические и доталмудические времена, - это тумат охлин в'машкин (употребление еды и питья, которые не стали тамей ). [ 46 ] Такие мудрецы, как Раббан Гамалиэль. [ 47 ] и Хийя Великий [ 48 ] рекомендовал всегда есть только чистую пищу. Таргум Йонатан считал, что это подразумевается в Исходе 22:30 . [ 49 ] Того, кто соблюдал эту строгость, называли поруш , что означает «отделенный» (от тумах ). [ 50 ] Это также было одним из критериев того, чтобы быть хавером («другом» или «товарищем», с которым раввины могли есть, не рискуя нарушить законы чистоты). [ 51 ] и по мнению некоторых, главный критерий. [ 52 ]
воздержание от мидраса ниды Кроме того, некоторые раввины выступали за . [ 53 ] Раввин Менахем Шнеерсон не рекомендовал воздерживаться от любых предметов, оскверненных менструирующей женщиной в наше время, за исключением уникальных людей. [ 54 ]
Иерархия примесей
[ редактировать ]Раввины описывают иерархию уровней нечистоты. В общем, каждый уровень может возникнуть в результате прикосновения уровня, расположенного выше него. Уровни:
- Ави авот хатумах (дедушка нечистоты) — человеческий труп
- Ав ХаТума (отец нечистоты) — Маймонид перечисляет 11 объектов, имеющих этот статус: [ 55 ]
- Таме встретил – живой человек, прикоснувшийся к трупу
- Тумат шерец — труп роящегося животного ( шерец ), указанный в книге Левит 11:29–30.
- Тумат невелах – тело наземного животного, умершего без ритуального забоя; тело некошерного наземного животного, умершего каким-либо образом; кошерная птица, умершая без ритуального забоя, получает этот статус в отношении ее потребления, но не прикосновения к ней
- Шичват зера — человеческое семя, вышедшее из тела.
- Мэй хатат пепел рыжей телицы. – вода, в которую смешали
- Люди, принимавшие участие в процедуре рыжей телицы и в некоторых процедурах Йом Кипур. жертвоприношения
- Нида – женщина с менструацией; мужчина, имевший половой контакт с такой женщиной; кровь, слюна и моча женщины; предметы, на которых она сидела, полулежала или ехала
- Йоледет – женщина в период после родов; те же связанные категории, что и с ниддой
- Зава – женщина с аномальными выделениями из половых органов; те же связанные категории, что и с ниддой
- Зав – мужчина с аномальными выделениями из половых органов; его слюна, моча, сперма и выделения; предметы, на которых он сидел или ехал [или полулежал??]
- Мецора — человек, заразившийся цараатом , и находящийся в периоде очищения после выздоровления; одежда или дом, зараженный цараатом
- Вспомогательные типы Ав Хатума включают:
- Кроме того, раввины провозгласили несколько раввинских категорий ав хатума .
- Ришон летума (первая степень нечистоты) или влад хатумах (дитя нечистоты) — человек, сосуды, еда или питье, соприкоснувшиеся с ав хатумой .
- Шени летума (второй уровень нечистоты):
- Еда или питье, затронувшие ришон летума
- Руки человека всегда считаются шени летума , пока он или она не совершит нетилат ядаим . [ 56 ]
- Шлиши летума (третий уровень нечистоты) – освященные блага, прикоснувшиеся к шени летума.
- Ревии летума (четвертый уровень нечистоты) - освященные блага, прикоснувшиеся к шлиши летума.
- Хамиши летума (пятый уровень нечистоты). Согласно Маймониду, этого статуса не существует, и реви летума не может осквернять другие объекты. [ 57 ] Однако некоторые источники предполагают, что такой статус может существовать. [ 58 ] Кроме того, красные тёлочные воды. аналогичный статус могут иметь
Нечистота свитков
[ редактировать ]Раввины объявили свитки Торы нечистыми по раввинскому закону. Этот, казалось бы, странный закон имел практическую цель: он отговаривал евреев хранить свои продукты терума рядом со свитками Торы, что привлекало мышей и заставляло грызть свитки Торы. [ 59 ]
В наше время
[ редактировать ]После разрушения Второго Храма статус ритуальной нечистоты перестал иметь практические последствия, за исключением нидды и зава/завы , а также правил, запрещающих делать Коэна нечистым. Эти правила до сих пор практикуются в ортодоксальном иудаизме .
В консервативном иудаизме , хотя концепция ниды и запрет на сексуальные отношения в период ниды (включая рождение детей) все еще согласованы, недавние решения Комитета по еврейскому законодательству и стандартам подтвердили многочисленные взгляды на концепцию зава , а также как тумы нидды . статус Либеральная точка зрения заключалась в том, что понятия тума и тахара не актуальны вне контекста Священного храма (в отличие от синагоги ; следовательно, нида не может передавать туму сегодня), считали, что концепция завы больше не применима, и разрешали супругам прикасаться друг к другу так же, как братья и сестры в период нидды (сохраняя при этом запрет на сексуальное поведение). Традиционная точка зрения сохранила применимость концепций тумах , тахара и зава , а также сохранила запрет на любые контакты.
См. также
[ редактировать ]- Трупная нечистота
- Восемь шерацим
- Ритуальное омовение в иудаизме
- Тахара (Ислам) – арабское слово, обозначающее то же понятие в Исламе.
- Кегаре
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин С. Джаффи Ранний иудаизм: религиозные миры первого иудейского тысячелетия 2006–277 «Для концептуальной основы раввинских представлений о чистоте и нечистоте, включая связь этих концепций с моральными условиями»
- ^ Вавилонский Талмуд: Американский перевод IV: Песахим изд. Якоб Нойснер - 1993 "П. Если израильтяне были наполовину чистыми, наполовину нечистыми, они готовят приношение сами,... Постановление Кахуны : Р. Ло, если половина израильтян была чиста, а половина нечиста, то чистые соблюдайте первую Пасху и
- ^ Брауна Драйвера Бриггса о лексиконе иврита Статья ṭa'ama
- ^ Джонсон М. Кимуху Левит: Священнические законы и запреты с точки зрения древнего Ближнего Востока и Африки . 2008 Том. 115 - страница 352 со ссылкой на Хельмера Ринггрена в Болтервековском богословском словаре Ветхого Завета.
- ↑ Майкл Кац (раввин), Гершон Шварц В поисках смысла в Мидраше: уроки для повседневной жизни, 2002 г., стр. 166 «Этот дух — дух нечистоты, как написано: «И я сделаю также «пророков» и нечистого духа». исчезни с земли» ( Захария 13:2 ) окропят его очистительной водой, и он убежит».
- ^ Jump up to: а б с Мальбим , ХаТора ВеХаМицва , комментарий к Ваикре 11:43 , Ваикра 5:2-3
- ^ Дэвид Цви Хоффман , введение в Левит 11 ( Р. Давид Цви Хоффман, Левит 11:1 ); его термин «моральная нечистота» Нечистота святости .
- ^ Числа 19:11 , 19:16.
- ^ Левит 5:13 , Числа 19:22 , Аггей 2:13.
- ^ Левит 11: 24–40.
- ^ Левит 11: 29–30.
- ^ Левит 11:32–33.
- ^ Левит 12: 2–5.
- ^ Левит 13
- ^ Левит 14:36–47.
- ^ Левит 15
- ^ Левит 15: 16–17.
- ^ Левит 17:15.
- ^ Числа 19:7,10,21
- ^ Числа 19:14
- ^ Левит 11:8
- ^ Левит 15:16 , Второзаконие 24:1.
- ^ Мэри Дуглас , «Искупление в Левите», Jewish Studies Quarterly, Vol. 1, № 2 (1993/94), стр.114
- ^ Исход 19:15
- ^ Левит 13:46 , Числа 5:2–3.
- ^ Числа 18:11,13
- ^ Числа 19:13,20
- ^ 2 Царств 23:8,10,13 ; Исаия 30:22 ; 2 Паралипоменон 34:5
- ^ Левит 15:16
- ^ Левит 14:9
- ^ Номера 19
- ^ Бытие 34:5,13,27 ; Левит 18 ; цифры 5 ; Второзаконие 24:4 ; Иезекииля 8:6 , 18:11 , 22:11 , 33:26
- ^ Левит 19:31
- ^ Левит 20:2
- ^ Числа 35:34
- ^ Второзаконие 21:23
- ^ Иеремия 2:23 , 7:30 , 32:34 ; Иезекииля 20:18
- ^ Например, Иезекииль 14:11 , 36:17 , Осия 6:10 , Псалмы 106:39.
- ^ Хейс, К. (1999). Смешанные браки и нечистота в древних еврейских источниках. Гарвардское теологическое обозрение , 92(01), 11.
- ^ Олян, С.М. (2004). Идеология чистоты у Ездры-Неемии как инструмент восстановления сообщества. Журнал изучения иудаизма , 35 (1), 1–16.
- ^ Маймонид, конец введения к Седер Тахарот
- ^ Р'Аарон Лихтенштейн, Таарот: Основные понятия (1) . Полный текст: Суть в том, что в первом случае преобладает мнение, что нет никакого запрета на осквернение и никакой обязанности очищать, пока человек не находится в контакте с миром храма и его святилищ.
- ^ Мартин Л. Гордон, Нетилат ядаим шел шахарит: Ритуал кризиса или посвящения? Гешер: Журнал иудаики Университета Ешивы , т.8, стр.36-72 (1981); см. стр. 39 и сноски 35-36.
- ^ Мишне Тора , Тумат Охлин 16:8-9; Сефер Хамицвот, Мицват Асе 109; Рамбан , комментарий к Левит 11:33.
- ^ Маймонид Глава. 13 трактата Негаим . Меир Лейбуш бен Йехиэль Михал Сифре . к книге Левит 22:3 минор, гл 66. б
- ^ Сефер ха-Чинух, глава. 160
- ^ Тосефта , Агига 3:3 - Рабби Гамлиэль все свои дни посвятил чистоте больных.
- ^ Иерусалимский Талмуд , Шаббат 1:3, страница 8b: «Раввин Хайя Руба приказывает раввину: вам не разрешается есть какую-либо часть блюда, которое нечистоплотно. Если нет, то употребление субботы будет происходить через два дня после блюдо."
- ↑ Таргум Йонатан в Исходе 22:30 перевел «Вы будете для меня святыми людьми» как «Вы будете для меня святыми людьми, вкушающими внехрамовую пищу в чистоте».
- ^ Мишне Тора , Хилчот Тумат Охлин 16:12
- ^ Тосефта , Дамай 2:2 - Тот, кто принимает четыре вещи о себе, они принимают его как друга, чтобы он не давал пожертвований и десятины народу земли и не совершал очищения с народом земли, и есть пищу в чистоте.
- ^ Энциклопедия Талмудит: Хавер
- ^ Исайя Горовиц, том. 1 р. 452; Менахем Реканати Питкей Разрушительный Глава. 586; Исаак Альфаси Тешуват ХаРиф Глава 297
- ^ Менахем Мендель Шнеерсон Игрот Кодеш том. 3 р. 374
- ^ Маймонид, комментарий к Мишне, введение в Тахарот; см. также Мишна Келим 1:1-4, Маймонид, Мишне Тора Хилхот Авот ХаТумаот 6:12.
- ^ Maimonides, Mishneh Torah , Hilchot Avot HaTuma'ot 8:2
- ^ Мишне Тора Хилхот Шеар Авот Хатумот 11:4
- ^ Песахим 18
- ^ Шаббат 14а
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нойснер, Джейкоб (1974–1977). История Мишнынского закона чистоты . Лейден: Э. Дж. Брилл. Часть I–XXII.