Jump to content

Тумах и Тахара

(Перенаправлено с Тамей )


В еврейском религиозном законе есть категория особых еврейских законов о чистоте , определяющих, что является ритуально чистым, а что нечистым: ṭum'ah ( ивр .: טומאה , произносится [тума] ) и тахара ( иврит : чистота , произносится [тахарɔ] ) — это состояние ритуально «нечистого» и «чистого» соответственно. [ 1 ] [ 2 ] Еврейское существительное ṭum'ah , означающее «нечистота», описывает состояние ритуальной нечистоты . Человек или предмет, который сжимает тум'а, называется таме ( טמא — еврейское прилагательное , «ритуально нечистый») и поэтому непригодное для определённых святых действий и использования ( кедушах , קְדֻשָּׁה ‎ на иврите) до тех пор, пока не пройдут заранее определенные действия по очищению, которые обычно включают в себя истечение определенного периода времени.

Противоположное еврейское существительное тахара ( טָהֳרָה ‎) описывает состояние ритуальной чистоты , которая характеризует тахора ( טָהוֹר ‎; ритуально чистый человек или предмет), используемый для кедуша . Самый распространенный метод достижения тахары — это погружение человека или предмета в микву (ритуальную ванну). Это понятие связано с ритуальным омовением в иудаизме , причем как ритуально нечистые, так и ритуально чистые состояния имеют параллели с ритуальным очищением в других мировых религиях .

Законы Тум'а и Тахара обычно соблюдались израильтянами , особенно в периоды Первого и Второго Храма . [ нужна ссылка ] и в ограниченной степени являются частью применимой Галахи в наше время .

Этимология

[ редактировать ]

Еврейское существительное тум'а ( טֻמְאָה ‎) происходит от глагола ṭamé ( טָמֵא ‎), в форме кал глагола «стать нечистым»; в нифале «осквернить себя»; и в переходном Piel осквернить что-либо или объявить что-то нечистым. [ 3 ] Основе глагола соответствует прилагательное ṭamé (טָמֵא), «нечистый».

Аналогично еврейское существительное тахара ( טָהֳרָה ‎) также происходит от глагола, в данном случае ṭaher ( טָהֵר ‎) «быть ритуально чистым». и в переходном пиэле «очищать». Глаголу и существительному соответствует прилагательное тахор ( טָהוֹר ‎), «ритуально чистый». Это слово является родственным арабскому слову « طهارة » ṭahāra(h) (произносится почти идентично, с удлинением второй буквы «а»), которое имеет то же значение в исламе.

Некоторые источники, такие как Самсон Рафаэль Хирш в Бытие 7:2, утверждают, что это значение «погребено», то есть человек или предмет, находящийся в прирученном состоянии, заблокирован, а не в состоянии получения священной передачи. Тахор , напротив, определяется как «чистый» в том смысле, что человек или объект находится в ясном состоянии и потенциально может/может служить проводником для Божественного и Божественного проявления. Хотя тум'а и тахара иногда переводятся как нечистый и чистый , это скорее духовное состояние, чем физическое. Однажды начавшись (физические признаки, которые инициируют царат , зав и нидда , см. ниже), оно, как правило, неизмеримо и не поддается количественному измерению с помощью известных механических методов обнаружения, нет никакой меры грязи, антисанитарии или запаха, связанного с состоянием тум'а . ни какой-либо механически измеримый уровень чистоты, ясности или физической чистоты для состояния тахара .

В Библии

[ редактировать ]

Использование

[ редактировать ]

Существительная форма тум'а используется около 40 раз в масоретском тексте еврейской Библии и обычно переводится как «нечистота» в англоязычных Библиях, таких как KJV и JPS Танах. [ 4 ] Большинство использований находится в книге Левит. Хотя использование национальной нечистоты встречается у Ездры и Иезекииля, а Захария пророчествует об удалении «пророков и духа нечистоты ( нечистый дух (из земли), [ 5 ] прилагательное тамэй ( טָמֵא ‎, «нечистый») встречается гораздо чаще.

Глагольная форма тахара ( чистота ), глагол тахер ( טָהֵר ‎) «будьте чисты» впервые используется в еврейской Библии в Бытие 35:2 , где Иаков велит своей семье «отложить чужих богов и быть чистыми».

В целом термин тум'а используется в еврейской Библии двумя разными способами: [ 6 ] [ 7 ]

  • Ритуальная нечистота – противоположность тахара («чистота»), также известная как «нечистота тела».
  • Моральная нечистота – противоположность кедушах («святости»), также известная как «нечистота души»; в эту категорию также входят действия, которые являются отвратительными или отвратительными.

В общем, перед тум'ах в значении «ритуальная нечистота» стоит буква ламед или вообще отсутствует какой-либо префикс, тогда как тум'ах в значении «моральная нечистота» предваряется буквой бет . [ 6 ]

Ритуальная нечистота

[ редактировать ]

Действия, создающие нечистоту

[ редактировать ]

Тора, особенно книга Левит , перечисляет различные действия, которые создают «нечистый» ( тамей ) статус:

  • Человек, прикоснувшийся к трупу, становится нечистым. [ 8 ]
  • Человек, прикасающийся к чему-то, что было осквернено трупом, становится нечистым. [ 9 ]
  • Человек, который прикасается к мертвечине или несет ее, становится нечистым. [ 10 ]
  • Человек, прикасающийся или передвигающий тушу одного из восьми шерацим . [ 11 ] Сосуд или глиняная печь , на которую упадет одна из этих туш, становится нечистой. [ 12 ]
  • Женщина, родив ребенка , становится нечистой на 7 дней для сына или на 14 дней для дочери. [ 13 ]
  • Человек, у которого диагностирован цараат , нечист. [ 14 ]
  • Дом, в котором диагностирован цараат , нечист, как и его содержимое. [ 15 ]
  • Мужчина или женщина с неестественными половыми выделениями из половых органов ( зав/зава ) или женщина с менструацией ( нидда ) нечисты. Человек, прикасающийся к ним, или прикасающийся к их стулу или сосудам, к которым они прикасаются, нечист. [ 16 ]
  • Человек, у которого были семенные выделения или одежда, на которую попала сперма, является нечистым. [ 17 ]
  • Человек, который ест мясо животных, умерших от себя или убитых зверями, становится нечистым. [ 18 ]
  • Священник, выполняющий определенные роли в жертвоприношении рыжей телицы , становится нечистым. [ 19 ]
  • Если в доме находится труп, люди и предметы внутри дома становятся нечистыми. [ 20 ]

Некоторые из этих действий запрещены (например, употребление некошерного мяса). [ 21 ] другие разрешены (например, секс между супружеской парой), [ 22 ] а другие неизбежны (т.е. если человек внезапно умирает, пока в доме находятся другие люди). Таким образом, не существует автоматического морального клейма «нечистого»; нечистота «приходит ко всем повсеместно и без исключения в силу биологического существования». [ 23 ]

Последствия нечистого статуса

[ редактировать ]

Определенные виды деятельности запрещены в результате приобретения этого «нечистого» статуса. Например:

  • Перед дарованием Десяти заповедей людей предупредили не приближаться к своим женам (предположительно из-за того, что сперма вызывает нечистоту). [ 24 ]
  • Тот, кто осквернился из-за царата , генитальных поллюций или прикосновения к трупу, должен был жить за пределами лагеря в пустыне. [ 25 ]
  • Жрецы могли есть жертвенное мясо только в чистом виде. [ 26 ]
  • Тот, кто осквернился из-за трупа, не мог посетить святилище, не сделав его духовно нечистым, что является преступлением, наказуемым каретом . [ 27 ]

Подобно тому, как внесение нечистоты в израильское святилище является серьезным преступлением, «нечистота» также рассматривается как средство свести на нет место поклонения других религий; [ 28 ] хотя правила для этой примеси не ясны.

Различные формы нечистоты требуют различных ритуалов, чтобы восстановить «чистый» ( тахор ) статус. Например:

  • Нечистоту, вызванную семяизвержением, можно очистить, погрузившись в ритуальную ванну после наступления следующей ночи. [ 29 ]
  • Нечистота из-за царата требует ожидания семи дней, бритья волос, стирки одежды, омовения тела и принесения храмового жертвоприношения для достижения очищения. [ 30 ]
  • Нечистота от прикосновения к трупу требует специального жертвоприношения и ритуала красной телицы для достижения очищения. [ 31 ]

Моральная нечистота

[ редактировать ]

Термин тумах также используется для обозначения определенных грехов, для которых не существует специального ритуала для устранения нечистоты. Например:

В ряде случаев не упоминается какой-либо конкретный грех; общее греховное поведение привело к нечистоте. [ 38 ]

В Ездре-Неемии

[ редактировать ]

Кристин Хейс утверждает, что моральная нечистота является причиной изгнания и отчуждения язычников, которое происходит у Ездры-Неемии . [ 39 ] Однако С.М. Олян утверждает, что это изгнание было вдохновлено более ранними библейскими традициями, касающимися как ритуальной, так и моральной нечистоты. [ 40 ]

В раввинской литературе

[ редактировать ]

Мишна посвящает один из своих шести подразделов, названный Тохорот («чистота»), законам ритуальной нечистоты.

Ни Вавилонский , ни Иерусалимский Талмуд не содержат систематических комментариев к трактатам Тохорот (за исключением Нидды, которая также является неотъемлемой частью Вавилонского и Иерусалимского Талмуда), поскольку после разрушения Храма эти законы не имели большого практического значения. Однако эти законы много раз обсуждаются в других трактатах, а также в более поздней раввинской литературе.

Маймонид поясняет, что, помимо всего Израиля, священники должны быть хорошо осведомлены и свободно владеть общими и конкретными законами Тума и Тахара . Учитывая его роль в храмовом служении и круглогодичное употребление терума , каждый священник должен был находиться в состоянии тахора . [ 41 ]

Обязательный или необязательный

[ редактировать ]

Основная точка зрения среди ришонимов [ 42 ] и некаббалистические авторитеты [ 43 ] заключается в том, что человеку разрешено стать тамей (за исключением тех случаев, когда нужно посетить Храм или прикоснуться к святым предметам), и, таким образом, нет обязанности пытаться оставаться тахором . [ 44 ] Например, не только разрешено, но и мицва заботиться об умершем человеке, даже если это вызывает нечистоту.

Хижина нида (Мергем Гого) в еврейской деревне Амбобер на севере Эфиопии.

Однако некоторые раввины выступают за соблюдение некоторых законов чистоты даже при отсутствии храма в Иерусалиме и даже в диаспоре. [ 45 ]

Одна категория, которая обычно сохранялась в талмудические и доталмудические времена, - это тумат охлин в'машкин (употребление еды и питья, которые не стали тамей ). [ 46 ] Такие мудрецы, как Раббан Гамалиэль. [ 47 ] и Хийя Великий [ 48 ] рекомендовал всегда есть только чистую пищу. Таргум Йонатан считал, что это подразумевается в Исходе 22:30 . [ 49 ] Того, кто соблюдал эту строгость, называли поруш , что означает «отделенный» (от тумах ). [ 50 ] Это также было одним из критериев того, чтобы быть хавером («другом» или «товарищем», с которым раввины могли есть, не рискуя нарушить законы чистоты). [ 51 ] и по мнению некоторых, главный критерий. [ 52 ]

воздержание от мидраса ниды Кроме того, некоторые раввины выступали за . [ 53 ] Раввин Менахем Шнеерсон не рекомендовал воздерживаться от любых предметов, оскверненных менструирующей женщиной в наше время, за исключением уникальных людей. [ 54 ]

Иерархия примесей

[ редактировать ]

Раввины описывают иерархию уровней нечистоты. В общем, каждый уровень может возникнуть в результате прикосновения уровня, расположенного выше него. Уровни:

  • Ави авот хатумах (дедушка нечистоты) — человеческий труп
  • Ав ХаТума (отец нечистоты) — Маймонид перечисляет 11 объектов, имеющих этот статус: [ 55 ]
    • Таме встретил – живой человек, прикоснувшийся к трупу
    • Тумат шерец — труп роящегося животного ( шерец ), указанный в книге Левит 11:29–30.
    • Тумат невелах – тело наземного животного, умершего без ритуального забоя; тело некошерного наземного животного, умершего каким-либо образом; кошерная птица, умершая без ритуального забоя, получает этот статус в отношении ее потребления, но не прикосновения к ней
    • Шичват зера — человеческое семя, вышедшее из тела.
    • Мэй хатат пепел рыжей телицы. – вода, в которую смешали
    • Люди, принимавшие участие в процедуре рыжей телицы и в некоторых процедурах Йом Кипур. жертвоприношения
    • Нида – женщина с менструацией; мужчина, имевший половой контакт с такой женщиной; кровь, слюна и моча женщины; предметы, на которых она сидела, полулежала или ехала
    • Йоледет – женщина в период после родов; те же связанные категории, что и с ниддой
    • Зава – женщина с аномальными выделениями из половых органов; те же связанные категории, что и с ниддой
    • Зав – мужчина с аномальными выделениями из половых органов; его слюна, моча, сперма и выделения; предметы, на которых он сидел или ехал [или полулежал??]
    • Мецора — человек, заразившийся цараатом , и находящийся в периоде очищения после выздоровления; одежда или дом, зараженный цараатом
    • Вспомогательные типы Ав Хатума включают:
    • Кроме того, раввины провозгласили несколько раввинских категорий ав хатума .
  • Ришон летума (первая степень нечистоты) или влад хатумах (дитя нечистоты) — человек, сосуды, еда или питье, соприкоснувшиеся с ав хатумой .
  • Шени летума (второй уровень нечистоты):
    • Еда или питье, затронувшие ришон летума
    • Руки человека всегда считаются шени летума , пока он или она не совершит нетилат ядаим . [ 56 ]
  • Шлиши летума (третий уровень нечистоты) – освященные блага, прикоснувшиеся к шени летума.
  • Ревии летума (четвертый уровень нечистоты) - освященные блага, прикоснувшиеся к шлиши летума.
  • Хамиши летума (пятый уровень нечистоты). Согласно Маймониду, этого статуса не существует, и реви летума не может осквернять другие объекты. [ 57 ] Однако некоторые источники предполагают, что такой статус может существовать. [ 58 ] Кроме того, красные тёлочные воды. аналогичный статус могут иметь

Нечистота свитков

[ редактировать ]

Раввины объявили свитки Торы нечистыми по раввинскому закону. Этот, казалось бы, странный закон имел практическую цель: он отговаривал евреев хранить свои продукты терума рядом со свитками Торы, что привлекало мышей и заставляло грызть свитки Торы. [ 59 ]

В наше время

[ редактировать ]

После разрушения Второго Храма статус ритуальной нечистоты перестал иметь практические последствия, за исключением нидды и зава/завы , а также правил, запрещающих делать Коэна нечистым. Эти правила до сих пор практикуются в ортодоксальном иудаизме .

В консервативном иудаизме , хотя концепция ниды и запрет на сексуальные отношения в период ниды (включая рождение детей) все еще согласованы, недавние решения Комитета по еврейскому законодательству и стандартам подтвердили многочисленные взгляды на концепцию зава , а также как тумы нидды . статус Либеральная точка зрения заключалась в том, что понятия тума и тахара не актуальны вне контекста Священного храма (в отличие от синагоги ; следовательно, нида не может передавать туму сегодня), считали, что концепция завы больше не применима, и разрешали супругам прикасаться друг к другу так же, как братья и сестры в период нидды (сохраняя при этом запрет на сексуальное поведение). Традиционная точка зрения сохранила применимость концепций тумах , тахара и зава , а также сохранила запрет на любые контакты.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мартин С. Джаффи Ранний иудаизм: религиозные миры первого иудейского тысячелетия 2006–277 «Для концептуальной основы раввинских представлений о чистоте и нечистоте, включая связь этих концепций с моральными условиями»
  2. ^ Вавилонский Талмуд: Американский перевод IV: Песахим изд. Якоб Нойснер - 1993 "П. Если израильтяне были наполовину чистыми, наполовину нечистыми, они готовят приношение сами,... Постановление Кахуны : Р. Ло, если половина израильтян была чиста, а половина нечиста, то чистые соблюдайте первую Пасху и
  3. ^ Брауна Драйвера Бриггса о лексиконе иврита Статья ṭa'ama
  4. ^ Джонсон М. Кимуху Левит: Священнические законы и запреты с точки зрения древнего Ближнего Востока и Африки . 2008 Том. 115 - страница 352 со ссылкой на Хельмера Ринггрена в Болтервековском богословском словаре Ветхого Завета.
  5. Майкл Кац (раввин), Гершон Шварц В поисках смысла в Мидраше: уроки для повседневной жизни, 2002 г., стр. 166 «Этот дух — дух нечистоты, как написано: «И я сделаю также «пророков» и нечистого духа». исчезни с земли» ( Захария 13:2 ) окропят его очистительной водой, и он убежит».
  6. ^ Jump up to: а б с Мальбим , ХаТора ВеХаМицва , комментарий к Ваикре 11:43 , Ваикра 5:2-3
  7. ^ Дэвид Цви Хоффман , введение в Левит 11 ( Р. Давид Цви Хоффман, Левит 11:1 ); его термин «моральная нечистота» Нечистота святости .
  8. ^ Числа 19:11 , 19:16.
  9. ^ Левит 5:13 , Числа 19:22 , Аггей 2:13.
  10. ^ Левит 11: 24–40.
  11. ^ Левит 11: 29–30.
  12. ^ Левит 11:32–33.
  13. ^ Левит 12: 2–5.
  14. ^ Левит 13
  15. ^ Левит 14:36–47.
  16. ^ Левит 15
  17. ^ Левит 15: 16–17.
  18. ^ Левит 17:15.
  19. ^ Числа 19:7,10,21
  20. ^ Числа 19:14
  21. ^ Левит 11:8
  22. ^ Левит 15:16 , Второзаконие 24:1.
  23. ^ Мэри Дуглас , «Искупление в Левите», Jewish Studies Quarterly, Vol. 1, № 2 (1993/94), стр.114
  24. ^ Исход 19:15
  25. ^ Левит 13:46 , Числа 5:2–3.
  26. ^ Числа 18:11,13
  27. ^ Числа 19:13,20
  28. ^ 2 Царств 23:8,10,13 ; Исаия 30:22 ; 2 Паралипоменон 34:5
  29. ^ Левит 15:16
  30. ^ Левит 14:9
  31. ^ Номера 19
  32. ^ Бытие 34:5,13,27 ; Левит 18 ; цифры 5 ; Второзаконие 24:4 ; Иезекииля 8:6 , 18:11 , 22:11 , 33:26
  33. ^ Левит 19:31
  34. ^ Левит 20:2
  35. ^ Числа 35:34
  36. ^ Второзаконие 21:23
  37. ^ Иеремия 2:23 , 7:30 , 32:34 ; Иезекииля 20:18
  38. ^ Например, Иезекииль 14:11 , 36:17 , Осия 6:10 , Псалмы 106:39.
  39. ^ Хейс, К. (1999). Смешанные браки и нечистота в древних еврейских источниках. Гарвардское теологическое обозрение , 92(01), 11.
  40. ^ Олян, С.М. (2004). Идеология чистоты у Ездры-Неемии как инструмент восстановления сообщества. Журнал изучения иудаизма , 35 (1), 1–16.
  41. ^ Маймонид, конец введения к Седер Тахарот
  42. ^ Р'Аарон Лихтенштейн, Таарот: Основные понятия (1) . Полный текст: Суть в том, что в первом случае преобладает мнение, что нет никакого запрета на осквернение и никакой обязанности очищать, пока человек не находится в контакте с миром храма и его святилищ.
  43. ^ Мартин Л. Гордон, Нетилат ядаим шел шахарит: Ритуал кризиса или посвящения? Гешер: Журнал иудаики Университета Ешивы , т.8, стр.36-72 (1981); см. стр. 39 и сноски 35-36.
  44. ^ Мишне Тора , Тумат Охлин 16:8-9; Сефер Хамицвот, Мицват Асе 109; Рамбан , комментарий к Левит 11:33.
  45. ^ Маймонид Глава. 13 трактата Негаим . Меир Лейбуш бен Йехиэль Михал Сифре . к книге Левит 22:3 минор, гл 66. б
  46. ^ Сефер ха-Чинух, глава. 160
  47. ^ Тосефта , Агига 3:3 - Рабби Гамлиэль все свои дни посвятил чистоте больных.
  48. ^ Иерусалимский Талмуд , Шаббат 1:3, страница 8b: «Раввин Хайя Руба приказывает раввину: вам не разрешается есть какую-либо часть блюда, которое нечистоплотно. Если нет, то употребление субботы будет происходить через два дня после блюдо."
  49. Таргум Йонатан в Исходе 22:30 перевел «Вы будете для меня святыми людьми» как «Вы будете для меня святыми людьми, вкушающими внехрамовую пищу в чистоте».
  50. ^ Мишне Тора , Хилчот Тумат Охлин 16:12
  51. ^ Тосефта , Дамай 2:2 - Тот, кто принимает четыре вещи о себе, они принимают его как друга, чтобы он не давал пожертвований и десятины народу земли и не совершал очищения с народом земли, и есть пищу в чистоте.
  52. ^ Энциклопедия Талмудит: Хавер
  53. ^ Исайя Горовиц, том. 1 р. 452; Менахем Реканати Питкей Разрушительный Глава. 586; Исаак Альфаси Тешуват ХаРиф Глава 297
  54. ^ Менахем Мендель Шнеерсон Игрот Кодеш том. 3 р. 374
  55. ^ Маймонид, комментарий к Мишне, введение в Тахарот; см. также Мишна Келим 1:1-4, Маймонид, Мишне Тора Хилхот Авот ХаТумаот 6:12.
  56. ^ Maimonides, Mishneh Torah , Hilchot Avot HaTuma'ot 8:2
  57. ^ Мишне Тора Хилхот Шеар Авот Хатумот 11:4
  58. ^ Песахим 18
  59. ^ Шаббат 14а

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нойснер, Джейкоб (1974–1977). История Мишнынского закона чистоты . Лейден: Э. Дж. Брилл. Часть I–XXII.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e64a957858c8b704de891452515a269e__1723295880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/9e/e64a957858c8b704de891452515a269e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tumah and taharah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)