Нечистота после родов

Нечистота после родов — это концепция во многих культурах и религиях, согласно которой молодая мать находится в состоянии нечистоты в течение определенного периода времени после родов, требуя ритуального очищения . Практика различается, но обычно существуют ограничения относительно того, к чему она может прикасаться, с кем она может взаимодействовать, куда она может идти и какие задачи она может выполнять. Некоторые практики, связанные с нечистотой после родов, такие как изоляция, частично совпадают с более распространенной практикой послеродового заключения .
Практики по культуре
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]Древнегреческий философ Теофраст сравнил нечистоту рождения с нечистотой смерти. [ 1 ] Вся семья, все те, кто помогал при рождении, и новорожденный ребенок подверглись этой нечистоте; закончилось это, скорее всего, ритуальным омовением рук в амфидромии , пять-семь дней спустя. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Тогда же могло произойти и очищение матери. [ 1 ] или она могла оставаться сильно загрязненной до декаты , через десять дней после родов. [ 3 ] Последовал период более легкого загрязнения, в течение которого молодая мать оставалась запертой в своем доме , и ей особенно запрещалось входить в священные места. [ 2 ] Через сорок дней она покинула свой дом, принесла жертву богам (возможно, собаку Гекате ) и снова считалась чистой. [ 3 ]
Древний Рим
[ редактировать ]О послеродовой нечистоте в Древнем Риме известно немного. Фест в своем De verborum Significatione описывает ритуальное очищение новорожденных девочек на восьмой день после рождения и мальчиков на девятый день. Августин Гиппопотамский упоминает традицию подметать порог после рождения ребенка, обряд очищения, который также практиковался римлянами после смерти члена семьи. Наряду с такими обычаями, как украшение двери лавровыми ветвями и зажигание свечи Канделифере , эти очистительные обряды могли указывать на веру в послеродовую нечистоту. Однако такая нечистота, похоже, не распространялась на дом в целом: отец новорожденного мог входить в храмы, а посетителей приветствовали после рождения. [ 2 ]
индуизм
[ редактировать ]В традиционной индуистской практике рожающая или недавно родившая женщина ( джачча ) считается нечистой, это состояние называется сутак . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Основываясь на отрывках из « Айтарея Брахмана» , антрополог Габриэлла Эйхингер Ферро-Луцци делает вывод, что эта практика восходит к ведической эпохе . Пандуранг Ваман Кейн предполагает, что оно, скорее всего, возникло благодаря местной хараппской культуре, а не с приходом индоариев . [ 7 ] Как и во многих индуистских практиках чистоты, с 19 века наблюдается все меньше нечистоты после родов; многие современные индуисты соблюдают сокращенный период нечистоты, приветствуют посетителей после рождения ребенка и готовы прикоснуться к молодой матери и ребенку. [ 8 ]
Традиционно послеродовая нечистота приписывается менструальной крови, скопившейся за девять месяцев беременности, и считается более серьезной, чем даже нечистота, связанная со смертью. [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] Поэтому ожидается, что женщины будут рожать в уединенном месте, чтобы ограничить нечистоту. В зависимости от местных традиций и ресурсов семьи, это может быть отдельная хижина ( атур-гар или сутикагара ), перепрофилированный сарай или пристройка или просто неиспользуемая комната в доме. [ 4 ] [ 10 ] [ 11 ] Традиционная акушерка ( дай ), часто принадлежащая к касте далитов , по ассоциации считается нечистой. [ 4 ] [ 12 ] Она несет особую ответственность за те действия, которые считаются нечистыми, например, перерезание пуповины , прикосновение к гениталиям роженицы и купание матери и ребенка. [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] [ 13 ]
Молодая мать остается сильно нечистой в течение трех дней после родов. В течение этого периода Сора она остается изолированной от семьи, ее посещает дай . [ 4 ] Отец новорожденного и его семья также считаются нечистыми в этот период, независимо от того, где произошло рождение. [ 4 ] [ 6 ] Можно считать, что новорожденный разделяет состояние тяжелой нечистоты матери или слишком молод, чтобы быть нечистым. [ 4 ] [ 10 ] На третий день джай омывает и мажет мать и ребенка, доводя их до состояния меньшей нечистоты. [ 4 ] Браслеты матери и все глиняные горшки в доме сломаны; одежду, надетую во время родов, постельное белье и приемное одеяло утилизируют; земляные полы отремонтированы; и инструмент, которым перерезали пуповину, очищается. [ 4 ] [ 7 ] [ 13 ] Купаются и другие домочадцы, возвращая им состояние чистоты. [ 4 ]
После окончания периода Сора молодая мать может вернуться в свой дом, но остается в состоянии меньшей нечистоты в течение примерно сорока дней после рождения. [ 4 ] В этот период она традиционно остается дома, и, хотя она может возобновить многие из своих обычных домашних дел, она продолжает избегать приготовления пищи, измельчения муки и прикосновения к воде. [ 4 ] [ 5 ] Можно ожидать, что она будет избегать различных продуктов, таких как пахта и творог. [ 7 ] Другая женщина может разделить с ней постель, чтобы гарантировать, что муж не вступит в половую связь с молодой матерью, которая считается для него вредной. [ 4 ] Из-за продолжающейся нечистоты хозяйство в этот период не принимает посетителей; Однако хиджра приветствуется, и ей могут заплатить за благословение на новорожденного. [ 6 ] Все члены семьи избегают храмов и благоприятных мероприятий, а молодой матери нельзя заниматься богослужением или прикасаться к святым изображениям. [ 4 ] [ 6 ]
Точная продолжительность периода меньшей нечистоты варьируется в зависимости от местных обычаев; это может зависеть от пола ребенка или касты матери, или дата окончания может быть установлена брамином . [ 4 ] [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ] Ближе к концу этого времени молодая мать может принять участие в ритуальном прикосновении к глиняной посуде, отмечая момент, когда ей разрешается взяться за кастрюли и войти на кухню. [ 7 ] В конце периода нечистоты женщина моется, ее одежда и постельное белье стираются, а некоторые женщины участвуют в ритуале «поклонения колодцу» ( Дагар Пуджа ). [ 4 ] [ 11 ] После этого она и ее домочадцы считаются чистыми и могут вернуться к своей обычной деятельности. [ 4 ]
Папуа-Новая Гвинея
[ редактировать ]Многие коренные жители Новой Гвинеи наблюдают различные формы послеродовой нечистоты, хотя некоторые антропологи утверждают, что лучше всего понимать это не как осквернение, а как опасную близость к священному. Женщины в этих племенах обычно рожают в специальных хижинах на некотором расстоянии от деревни, одни или с нянями; лохии , как и менструальная кровь, считаются опасными для мужчин. [ 14 ]
Каулонг соблюдают некоторые из вместе с соседним Сенгсенгом наиболее интенсивных известных практик в отношении женской нечистоты. [ 15 ] [ 16 ] Среди этих практик есть убеждение, что во время родов женщины распространяют загрязнение горизонтально во всех направлениях. Поэтому женщины Каулонга рожают в отдаленных местах в одноразовой одежде, которую они уничтожают, прежде чем вернуться в деревню. [ 17 ] Подобные обычаи наблюдаются у народов, в том числе у мюриков , [ 18 ] Гадсап , [ 19 ] Мае Энга , [ 20 ] и Вогео . [ 21 ]
Танзания
[ редактировать ]В Танзании женщин племени Бена после родов считают нечистыми, и по этой причине они обычно откладывают грудное вскармливание на один-два дня, пока не произойдет инволюция матки . После этого молодая мать остается в уединении до трех месяцев, обычно в отдельной комнате дома, и избегает готовить или подавать еду. В этот период она часто купается и стирает одежду, а другие люди избегают контактов с ней и ее детьми. Кумлехедзя умвана , ритуал очищения, знаменующий окончание периода уединения, включает в себя традиционные травы ( мугода или мафихо ), которые раздаются всем членам семьи. [ 22 ]
У народа суахили с острова Пемба женщины считаются нечистыми до тех пор, пока не прекратятся выделения лохий, обычно примерно через 40 дней после рождения. Ожидается, что в течение этого периода молодая мать будет оставаться в уединении и избегать молитв, приготовления еды, занятий сексом или совместного сна с мужем. Особенно в случае рождения первого ребенка женщина суахили часто соблюдает этот период уединения в доме своих родителей. Ей предписана особая диета, включающая некоторые продукты (специальные чаи, осьминоги, кальмары, губаны , маниока , курица, рис и кукурузная мука) и исключающая другие (угорь, мандази , мясо, фасоль и бананы). После остановки кровотечения она очищается ритуальной ванной с водой, настоянной на травах. [ 23 ]
Еврейские и христианские практики
[ редактировать ]Библейский закон о нечистоте после родов
[ редактировать ]Согласно книге Левит 12, женщина, родившая сына, остается нечистой в течение недели, а затем погружается в водоем, чтобы очиститься. В раввинской интерпретации Левита 12 любая последующая кровь, которую она увидит в течение следующих 33 дней, будет считаться дам тохар (דַּם טׂוהַר - ритуально чистая кровь), и эта кровь не запрещает ей вступать в сексуальные отношения с мужем. Закон для женщины, родившей дочь, тот же, однако сроки удваиваются. Мать становится нечистой на 2 недели, и после погружения в воду любая кровь, которую она увидит в течение следующих 66 дней, является плотинным тохаром .
В отношении библейского закона, включая разницу между рождением сыновей и дочерей, не существует единого мнения среди ученых. Тиква Фраймер-Кенский предположил, что «подобно человеку, прикоснувшемуся к смерти, человек, переживший рождение, находился на границе жизни/нежизни…». [ 24 ]
Другие причины включают моменты кризиса или опасности, страх перед демонами, здоровье и отсутствие целостности. [ 25 ] [ 26 ]
Еврейский закон и практика
[ редактировать ]В сфере библейского закона и постбиблейского еврейского религиозного дискурса, касающегося тумах и тахара , нечистота на иврите называется тумат йоледет . Галаха относится к йоледет (женщине, которая рожает) так же, как и к любой женщине со нидды статусом .
В некоторых еврейских общинах к послеродовым женщинам применялись церемонии и определенная степень изоляции. Например, в Сане существовал йеменский обычай, согласно которому женщины навещали мать в течение 4–6 недель после родов. Мать посещали в специальной комнате в ее доме, и она сидела в украшенной треугольной коробке. [ 27 ]
Христианские практики
[ редактировать ]Некоторые ранние церкви следовали еврейскому обычаю запрещать женщинам богослужение после родов до церемонии очищения. [ 28 ] [ 29 ] Сегодня многие христиане отмечают Сретение — праздник очищения Богородицы . Некоторые продолжают праздновать церемонию воцерковления женщин , заимствованную из еврейской традиции, но не обязательно подразумевающую ритуальную нечистоту. [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Филиппини, Надя (14 июля 2020 г.). Беременность, роды, роды: гендерная и культурная история от древности до пробирки в Европе . Рутледж. п. 114 118. ISBN 978-0-429-56047-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Леннон, Джек (2011). «2». Плотские, кровавые и противоестественные действия: религиозное осквернение в Древнем Риме (кандидатская диссертация). Университет Ноттингема . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мудрая, Сьюзен Дж. (2007). «2». Вотивы и ритуалы родов в Древней Греции (кандидатская диссертация). Университет Цинциннати . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джейкобсон, Доранн; Уодли, Сьюзан С. (1980). «Золотые отпечатки рук и окрашенные в красный цвет ноги: индуистские ритуалы родов в Центральной Индии». В Фальке, Северная Каролина; Гросс, Р.М. (ред.). Невысказанные слова: религиозная жизнь женщин в незападных культурах . стр. 73–93.
- ^ Перейти обратно: а б с д Линденбаум, Ширли; Лок, Маргарет М. (4 октября 1993 г.). Знание, сила и практика: антропология медицины и повседневной жизни . Университет Калифорнии Пресс. п. 13. ISBN 978-0-520-07785-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кунихиро, Акико (март 2015 г.). «Аномические связи между мирянами и хиджрами в Гуджарате, Индия» . ЗИНБУН . 45 : 149–160. дои : 10.14989/197512 . ISSN 0084-5515 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ферро-Луцци, Габриэлла Эйхингер (1974). «Периоды женского загрязнения в Тамилнаде (Индия)» . Антропос . 69 (1/2): 113–161. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40458513 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Шах, AM (сентябрь 2007 г.). «Чистота, нечистота, неприкасаемость: тогда и сейчас» . Социологический вестник . 56 (3): 99–112. дои : 10.1177/0038022920070302 . ISSN 0038-0229 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лаллоо, Шернин (2000). «2». Как женственность формируется религией и культурой: сравнительное исследование представлений о «загрязнении» во время родов и менструации в индуизме и христианстве (докторская диссертация). Университет Кейптауна . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шарма, Рукмани (2022). «Практика ритуалов рождения детей: воспроизведение материнства и патриархата» . Развитие общества и культуры в Индии . 2 (2): 339–353. дои : 10.47509/scdi.2022.v02i02.08 . ISSN 2583-0694 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хридой, Умма Сальма (2021). «Взаимосвязь между здоровьем и гигиеной женщин во время беременности и после родов с младенческой смертностью: социальные стереотипы и меняющиеся обстоятельства в колониальной Бенгалии (1870-1950)». Журнал искусств Университета Джаганнатхи . 11 (2): 207–229.
- ^ Ажер, Шармин (5 апреля 2017 г.). «Дифференциация профессиональной ниши: понимание выживания дай (традиционной акушерки) в сельском Раджастане» . ASIANetwork Exchange: журнал азиатских исследований в области свободных искусств . 24 (1): 132–150. дои : 10.16995/ane.240 . ISSN 1943-9946 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жюльен, Клеманс (2017). «Работа с нечистотами родов. Современные изменения отвращения в Индии» . Скепси : 39–51. дои : 10.5167/уж-143434 . ISSN 1758-2679 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Лукере, Вики; Джолли, Маргарет (30 ноября 2001 г.). Рождение в Тихом океане: за пределами традиций и современности? . Издательство Гавайского университета. стр. 14–15, 21–22, 58–59. ISBN 978-0-8248-2484-6 .
- ^ Монтгомери, Рита Э. (1974). «Межкультурное исследование менструации, менструальных табу и связанных с ними социальных переменных» . Этос . 2 (2): 140. doi : 10.1525/eth.1974.2.2.02a00030 . ISSN 0091-2131 . JSTOR 639905 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Линденбаум, Ширли (1972). «Колдуны, призраки и оскверняющие женщины: анализ религиозных убеждений и контроля над населением» . Этнология . 11 (3): 248. дои : 10.2307/3773218 . ISSN 0014-1828 . JSTOR 3773218 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Гудейл, Джейн К. (17 августа 2015 г.). Петь со свиньями — это человечно: концепция человека в Папуа-Новой Гвинее . Вашингтонский университет Press. стр. 154–155. ISBN 978-0-295-80159-9 .
- ^ Томас, Памела; Чарльзуорт, Хилари (2006). «Гендер и процесс реформ в Вануату и Соломоновых Островах». Политология: женщины, гендер и развитие в Тихоокеанском регионе: ключевые вопросы : 47. S2CID 85452731 .
- ^ Данцигер, Джанет (2012). «Мифы о родах во всем мире» . Акушерки . 15 (4): 42–43. ISSN 1479-2915 . ПМИД 24868689 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Меггитт, MJ (1964). «Отношения между мужчиной и женщиной в высокогорьях Австралийской Новой Гвинеи» . Американский антрополог . 66 (4): 208. ISSN 0002-7294 . JSTOR 668438 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Хогбин, Х. Ян (1943). «Младенчество Новой Гвинеи: от зачатия до отлучения от груди в Вогео» . Океания . 13 (4): 289. doi : 10.1002/j.1834-4461.1943.tb00391.x . ISSN 0029-8077 . JSTOR 40328005 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Мвасеба, Девота Дж.Б.; Каархус, Рэнди; Мвена, Зебедайо, СК (2 апреля 2016 г.). «Культура питания и практика кормления детей в районах Ньомбе и Мвомеро, Танзания» . Журнал восточноафриканских исследований . 10 (2): 325–342. дои : 10.1080/17531055.2016.1184834 . hdl : 11250/2455320 . ISSN 1753-1055 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Тайру, Люси; Пелто, Гретель (июль 2008 г.). «Практика ухода за новорожденными на острове Пемба (Танзания) и ее значение для здоровья и выживания новорожденных» . Питание матери и ребенка . 4 (3): 194–208. дои : 10.1111/j.1740-8709.2008.00135.x . ISSN 1740-8695 . ПМК 6860798 . ПМИД 18582353 .
- ^ Фраймер-Кенски с. 401
- ^ Милгром, Джейкоб (1993). «Обоснование библейской нечистоты» (PDF) . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 22 (1).
- ^ Махт, Дэвид И. (1933). «Научная оценка Левита 12: 1-5». Журнал библейской литературы . 52 (4): 253–260. дои : 10.2307/3259207 . JSTOR 3259207 .
- ^ Голдберг, Харви (2003). Еврейские отрывки: циклы еврейской жизни . унив. Калифорнии. стр. 64–65 . ISBN 9780520206939 .
- ^ Сьюзен К. Ролл, «Старый обряд воцерковления женщин после родов», в Де Тройер, Кристин, изд. (2003). Полностью женщина, святая кровь: феминистская критика чистоты и нечистоты . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 9781563384004 .
- ^ Ньюэлл, Рэйчел К. «Благодарение женщин после родов: скрытое благословение». Изучение грязной стороны женского здоровья. Лондон, Нью-Йорк (2007): 44–59.
- ^ Кресси, Дэвид (1993). «Очищение, День благодарения и воцерковление женщин в постреформационной Англии». Прошлое и настоящее (141): 106–146. дои : 10.1093/прошлое/141.1.106 . JSTOR 651031 .
- ^ Кнедель, Натали (1997). «Пересмотр устаревшего обряда: воцерковление женщин и феминистское литургическое богословие». Феминистская теология . 5 (14): 106–125. дои : 10.1177/096673509700001406 . S2CID 143711308 .
- Купер, Алан (октябрь 2004 г.). «Средневековая еврейская версия первородного греха: Ефрем Луншицкий на книге Левит 12». Гарвардское богословское обозрение . 97 (4): 445–459. дои : 10.1017/S0017816004000781 . JSTOR 4495099 . S2CID 161058529 .
- Гольдберг, Харви Э. Еврейские отрывки: циклы еврейской жизни . Университет Калифорнии Пресс, 2003.
- Магоне, Джонатан. «А если девица, то она нечиста дважды по семь дней…»: Загадка Левит 12:5». Чтение книги Левит: разговор с Мэри Дуглас (1996): 144–52.
- Тиква Фраймер-Кенски, «Загрязнение, очищение и очищение в библейском Израиле», в книге «Слово Господа выйдет вперед: очерки в честь Д.Н. Фридмана в честь его шестидесятилетия» (под ред. К.Л. Мейерса и М. О'Коннора) Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс, 1983), 399–414.