Стиль Плантагенета
Стиль Плантагенетов или Анжуйская готика — архитектурный стиль западной Франции , в основном второй половины 12 и 13 веков. Эжен Виолле-ле-Дюк назвал его «Стиль ogivale Plantagenêt». [ 1 ] что-то вроде «стиля ребрышек Плантагенета». Он назван в честь Дома Анжу-Плантагенетов . Для него характерны поперечно-ребристые своды и чрезвычайно изогнутые относительно куполообразные своды.
Условия
[ редактировать ]Предыдущие способы прыжков
[ редактировать ]
В 11-м и начале 12-го века на юго-западе Франции цилиндрические своды были предпочтительными для церковных потолков, а также для архитектурных базилик и довольно многочисленных заловых церквей . В XII веке на этих бочках могли быть остроконечные арочные рельефы. Очень немногие, но важные церкви, собор Перигё , собор Ангулема и аббатство Фонтевро , были сводчаты другим способом; не только их пересечения , но и нефы , а в двух из них трансепты и хоры были покрыты сложными куполами , возможно, по византийским образцам.
Политические условия
[ редактировать ]В 1128 году свадьба нормандской принцессы, вдовы римско-германского императора и наследницы английского престола Матильды с Джеффри Плантагенетом, графом Анжуйским , заложила основу правления Дома Анжу-Плантагенетов в Англии и некоторых частях Франции. . Их сын Генрих , женившись на Элеоноре Аквитанской в 1152 году, получил власть над юго-западом Франции. Но после битвы при Бувине в 1214 году герцогство Анжуйское к северу от реки Луары перешло под контроль французской короны.
Под властью Людовика VII , с 1131 г. и исключительно с 1137 г., короля Франции, разведенного первого мужа Элеоноры, около 1140 г. началось строительство готической архитектуры в окрестностях Парижа, Иль-де-Франс , в те времена земли французской короны и некоторые прилегающие территории. Он характеризуется остроконечными арками и поперечно-ребристыми сводами , происходящими от крестовых сводов .
Хранилища
[ редактировать ]

В Анжуйской Западной Франции был усвоен принцип ребристых сводов, так как он позволял строить своды легче, чем раньше. Но здесь предпочтение отдавалось рельефам, полученным из купола. В конечном итоге жесткость состояла из четырех ребер, но чаще применялись восемь ребер: четыре теменных в дополнение к четырем диагональным ребрам. Анжерский собор , основанный в 1148 году, имеет планировку, похожую на купольные здания Ангулема, Перигё и Фонтевро, но вместо куполов имеются ребристые своды.
Для зальных церквей применение купольных ребристых сводов вместо бочкообразных обеспечило эстетическое улучшение: залы стали столь же прозрачны как в поперечном, так и в продольном направлении. Наиболее ярким примером является собор Пуатье , основанный в 1162 году. Лишь немногие из старых церквей имеют крестовые своды, хотя склепы с давних времен строились как залы с крестовыми сводами.
В некоторых отдельных анжуйских зданиях ребра использовались для бочкообразных сводов, а также в часовнях и хорах с потолками, состоящими из бочки и половины купола, что привело к появлению первых видов сетчатых сводов .

Хотя анжуйская готика в основном является разновидностью ранней готики , в регионе, где она была создана, форма восьми реберных сводов сохранялась до конца готического стиля, но кривизна и крутизна уменьшились. Хорошим примером является церковь Богоматери Ф.Р. в Ньоре , построенная с 1491 по 1550 год в ярком стиле .
Стены
[ редактировать ]Поскольку стороны сводов Анжуйских сводов были более крутыми, чем у сводов в стиле Иль-де-Франс, они вызывали меньшие горизонтальные силы и, следовательно, требовали меньшего количества (внешних) контрфорсов . Соединение ребристых сводов и остроконечных арок дверей и окон было менее последовательным, чем в Париже. На фасадах западнофранцузских церквей первые остроконечные арки появились уже в структурно полностью романских зданиях, таких как Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, с другой стороны, готические сводчатые части не только собора Пуатье имеют круглые арочные окна.
Влияние за рубежом – «Вестфальские» своды
[ редактировать ]

Около 1200 сводов по примеру Анжуйского были построены в Вестфалии . Предполагаемым стимулом было то, что Бернар II, лорд Липпе , как последователь Генриха Льва , сопровождал герцога около года в его «английской» ссылке и там увидел строительство собора Пуатье. [ 2 ] Первыми примерами являются Große Marienkirche DE в Липпштадте и церковь цистерцианского аббатства Мариенфельд . Оба изначально снаружи имели романский дизайн. Тип сводов распространился на северную Германию и (в то время не отделенную от Германии) северные Нидерланды , характеризуя раннюю готику этих регионов. В Нидерландах их иногда называют «дынеобразными» или «Вестфальскими» сводами. Стиль зданий часто считают романо-готическим . Адаптация анжуйских сводов к востоку от Рейна включала в себя дальнейшие разработки: уже в Мариенфельде ребра выполнены из песчаника , но оболочки из кирпича (как и стены этой ныне оштукатуренной церкви). Аналогичным образом используется использование материалов в церкви Богоматери (вероятно, с 1220 года) в Бремене , первой готической четырехколонной зальной церкви северной Германии. Во многих деревенских церквях своды начинались намного ниже половины верхнего уровня сводов, что также встречается в деревенских церквях со сводами по примеру Иль-де-Франс.
См. также
[ редактировать ]Внешние источники
[ редактировать ]- ^ Виолле-ле-Дюк: Dictionnaire raisonné de l'architecture, IV, S. 117–122 и IX, S. 521–337, резюме в Anthyme Saint-Paul, Annuaire de l'Archéologue français , первый год (1. Jg) .) 1877, S 125–127, Происхождение стрельчатого стиля Плантагенета.
- ^ Хольгер Кемпкенс, Бернхард II цур Липпе и архитектура церкви аббатства Мариенфельд в: Ютта Приер (редактор), Липпе и Ливланд , Билефельд, 2008, ISBN 9783895347528 ( содержание )