Jump to content

Цзянши

Цзянши
Два человека, одетые как цзянши. Здесь фулу свисает со лба.
Китайское имя
Традиционный китайский зомби
Упрощенный китайский зомби
Ханью Пиньинь Цзянши
Буквальный смысл окоченевший труп
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinjiāngshī
Bopomofoㄐㄧㄤ ㄕ
Gwoyeu Romatzyhjiangshy
Wade–Gileschiang¹-shih¹
Yue: Cantonese
Yale Romanizationgēung sī
Jyutpinggoeng¹-si¹
Southern Min
Hokkien POJkhiong-si
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит экзамен
Китайские иероглифы зомби
Корейское имя
хангыль Цзянси
Ханджа зомби
Транскрипции
Revised Romanizationgangsi
Японское имя
Нисколько Цзянши
Транскрипции
Romanizationkyonshī

Цзянши jiāngshī ( упрощенный китайский : 僵尸 ; традиционный китайский : 殭屍 ; пиньинь : , ; Джютпин : goeng1 si1 также известный как китайский прыгающий вампир ) , [ 1 ] — тип нежити или ожившего трупа в китайских легендах и фольклоре . Из-за влияния гонконгского кино в современной популярной культуре его обычно изображают как окоченевший труп, одетый в официальную одежду династии Цин . Хотя произношение цзянши различается в разных странах Восточной Азии, все они относятся к китайской версии слова «вампир».

В популярной культуре его обычно представляют как прыжки. Однако в фольклорных рассказах он более грозен, способен преследовать бегом, а если он достаточно древний или впитал в себя достаточно энергии ян, то способен также летать. Согласно фольклорным представлениям, «цзянши пришел с холмов, паря в воздухе, чтобы пожирать младенцев людей». [ 2 ]

И в популярной культуре, и в фольклоре он представлен либо как антропофаг (то есть человекоед), поэтому напоминающий славянских вампиров, либо как убивающий живые существа, поглощая их ци , или «жизненную силу». [ 3 ] Обычно его не представляют кровососущим, как в западноевропейской концепции. Днем он покоится в гробу или прячется в темных местах, таких как пещеры и леса. [ 4 ]

Де Гроот предполагает, что вера в цзянши была результатом естественного ужаса при виде трупов, питаемого присутствием непогребенных трупов в имперском Китае, которые «усеивали ландшафт», идеи жизненной энергии, текущей через вселенной как способной оживлять объекты, в том числе обнаженные трупы, а также строгие культурные табу, касающиеся отсрочки захоронения. [ 5 ] Эти страхи описываются как захватившие «легковерные и суеверные умы Сямэнь».

Вера в цзянши и ее представление в народном воображении также частично возникла из-за привычки «водить трупы». [ 6 ] [ 7 ] практика, предполагающая репатриацию трупов умерших рабочих из провинции Сян (современная Хунань) в их родные города для захоронения в семейных могилах. Трупы были связаны с бамбуковыми палками и перевезены профессионалами, известными как извозчики трупов, и перевезены за тысячи миль в деревни их предков, что производило впечатление прыгающего трупа. Эти профессионалы работали ночью, чтобы избежать скопления людей в течение дня, что усиливало ужасающие последствия их профессии.

Легенды о Цзянши вдохновили создание жанра фильмов и литературы о Цзянши в Гонконге и остальной части Восточной Азии. Такие фильмы, как «Мистер Вампир» и его различные побочные эффекты «Мистер Вампир II» , «Мистер Вампир III» и «Мистер Вампир IV» , стали культовой классикой комедийных ужасов и вдохновили повальное увлечение вампирами в Восточной Азии, включая Тайвань и Японию. Сегодня цзянши появляются в игрушках и видеоиграх. Костюмы Цзянши также иногда используются во время Хэллоуина.

Происхождение

[ редактировать ]

Ученый династии Цин , Цзи Сяолань в своей книге «Юэвэй Цаотан Бицзи» (閱微草堂筆記) (ок. 1789–1798) (The Shadow Book of Ji Yun, Empress Wu Books, 2021) упомянул что причинами реанимации трупа могут быть быть отнесено к одной из двух категорий: недавно умерший человек, вернувшийся к жизни, или труп, который был похоронен в течение длительного времени, но не разлагался.

Некоторые причины описаны ниже:

  • Использование сверхъестественных искусств для воскрешения мертвых
  • Одержимость духом мертвого тела.
  • Труп поглощает достаточное количество ян ци (положительной энергии), чтобы вернуться к жизни.
  • Когда низшие части души человека остаются в теле, чтобы взять на себя управление после смерти. Традиционная китайская мысль утверждает, что телом человека управляют три хуня и семь поз . Ученый династии Цин Юань Мэй писал в своей книге Цзы Бу Юй человека , что « хун хороший, но по злой, хун умный, но по не так уж хорош». Когда хун покидает свое тело после смерти, но его душа остается и берет на себя контроль над телом, мертвый человек становится цзянши.
  • Когда умершего не хоронят даже после того, как состоялись похороны. Труп оживает после удара молнии или когда беременная кошка (или черная кошка в некоторых сказках) перепрыгивает через гроб.
  • Когда душа человека не может покинуть умершее тело из-за ненадлежащей смерти, самоубийства или того, что человек просто хочет причинить неприятности. [ 8 ] [ 9 ]
  • Человек, раненный цзянши, заражается «ядом цзянши» и со временем постепенно превращается в цзянши, как это видно в фильмах «Мистер Вампир» .

Внешний вид и атрибуты

[ редактировать ]
Официальная форма мандарина династии Цин, в которой обычно изображают цзянши.

И в фольклоре, и в популярной культуре внешний вид цзянши может варьироваться от облика недавно умершего человека в состоянии трупного окоченения до ужасно разложившегося и гниющего трупа. Цзянши всегда не хватает той гибкости, которая свойственна живому человеку или даже западноевропейскому вампиру. Китайский иероглиф «цзян» ( 殭/僵 ) в слове «цзянши» буквально означает «твердый» или «жесткий».

Фольклор

[ редактировать ]

Цзянши описываются как имеющие зеленовато-белую кожу, возможно, возникшую из-за грибка или плесени, растущей на трупах. У них длинные волосы [ 10 ] и могут вести себя как животные. [ 11 ] Это свирепые, хищные существа, обладающие чрезвычайной силой, которых описывают как нападающих на людей с «грубой силой и неуклюжим насилием». [ 12 ] Его часто изображают способным преследовать бегом. [ 13 ] уклоняться, а иногда и летать - «цзянши прилетел с холмов, паря в воздухе, чтобы пожирать младенцев людей». [ 2 ]

Методы и предметы, используемые для противодействия цзянши

[ редактировать ]
Зеркало Багуа
  • Зеркала: Ли Шичжэня В медицинской книге «Бэнцао Ганму» упоминается: «Зеркало — это сущность жидкого металла. Оно темное снаружи, но яркое внутри». ( 鏡乃金水之精,內明外暗。 ) Говорят, что Цзянши также боятся своих собственных отражений.
  • Предметы, сделанные из древесины персикового дерева: в « Цзинчу Суйши Цзи» ( «Записи годов Цзинчу ») упоминается: «Персик — это сущность Пяти Элементов . Он может подчинить себе злые ауры и отпугнуть злых духов, может победить злых духов». и управляйте сотнями призраков ) .
  • Крик петуха: Юань Мэй в книге Цзы Бу Ю упоминается: «Злые духи удаляются, когда слышат крик петуха» ( 鬼聞雞鳴即縮。 ), потому что крик петуха обычно происходит с восходом солнца.
  • Семена мармеладного : Цзы Бу Ю упоминает: «Приколите в акупунктурные точки на спине трупа семь семян мармеладного » .
  • Огонь: Цзы Бу Ю упоминает: «Когда его поджигают, раздается потрескивающее пламя, кровь льется наружу, а кости плачут » .
  • Копыта черного осла: упоминаются в фантастическом романе Чжан Муе «Призрак, задувающий свет».
  • Уксус: упоминается коронерами в восточной провинции Фуцзянь .
  • Фулу (даосский талисман), прикрепляемый ко лбу, чтобы обездвижить человека, пока он прочно приклеен. Благодаря уникальному заклинанию его можно использовать для транспортировки существ с помощью колокольчика.
  • Задерживает дыхание, из-за чего цзянши не могут вас найти.
  • Ба Гуа Знак
  • Я Цзин
  • Тонг Шу
  • Клейкий рис , рисовая мякина
  • Фасоль адзуки
  • Колокольчик
  • Нить, испачканная смесью черных чернил, куриной крови и сожженного талисмана.
  • Кровь черной собаки
  • шило каменщика
  • Топор
  • Метла
  • Если уронить мешок с монетами, цзянши может пересчитать монеты.

На eHow.com был список из 5 методов: [ 1 ]

  • Чтобы подчинить прыгающего вампира, человек должен взять тонкий желтый лист бумаги и написать куриной кровью отчетливое заклинание, которое затем будет прикреплено ко лбу вампира.
  • Человек, защищающийся от прыгающего вампира/зомби, может использовать восьмистороннее зеркало, называемое зеркалом Ба-ква, которое часто используется в фэн-шуй. Цель зеркала — отражать свет, что, в свою очередь, отпугивает существо.
  • Заряженный под светом луны меч из китайских монет можно использовать в нападении на вампира.
  • Чтобы остановить прыгающего вампира (зомби) на месте, возьмите небольшое количество крови и поместите его на лоб существа.
  • Чтобы прогнать прыгающего вампира, можно бросить в существо клейкий рис, вытягивая из него зло.

Архитектурные особенности

также считают Практикующие фэн-шуй в китайской архитектуре , что порог (традиционный китайский: 門檻 ; упрощенный китайский: 门槛 ; пиньинь: мэнкон ), кусок дерева высотой примерно 15 см (6 дюймов), должен быть установлен по ширине. двери внизу, чтобы не допустить проникновения цзянши в дом. [ 14 ]

Истории происхождения

[ редактировать ]

Табу в отношении непогребенных мертвецов

[ редактировать ]

Де Гроот отмечает, что непогребенные трупы усеивали ландшафт имперского Китая, вызывая большой страх и питая «закоренелую веру в этих призраков». Более того, предполагалось, что трупы, если их оставить незахороненными и подвергнуть воздействию солнца и луны, чтобы поглотить жизненную энергию, пронизывающую вселенную, могут реанимироваться в виде хищных цзянши. Представление о том, что трупы склонны превращаться в цзянши, если их захоронение надолго откладывается, могло бы побудить население быстро хоронить мертвых среди них. [ 5 ]

Вождение трупов в Западной провинции Хунань

[ редактировать ]

Предполагаемый источник историй о цзянши произошел от народной практики «перевозки трупа за тысячу ли » ( традиционный китайский : ; упрощенный китайский : труп, идущий на тысячу миль труп, идущий на тысячу миль ; пиньинь : qiān lǐ xíng shī ). Это тоже было). известный как «вождение трупов в Сянси» ( традиционный китайский : сянси, ездящий трупы ; упрощенный китайский : сянси, ездящий трупы ; пиньинь : Сянси гун ши ).

Во времена династии Цин рабочие со всего Китая часто участвовали в сложных строительных работах в заводях западной провинции Хунань ( Сянси ), и уровень смертности был высоким. [ 15 ] [ 16 ] Китайцы предпочитали, чтобы их хоронили рядом с семьей, отчасти из-за убеждения, что их души могут тосковать по дому, если их похоронят вдали от дома, поэтому вскоре возникла индустрия перевозки этих трупов в их родные деревни, часто за тысячи миль. . Трупы располагали вертикально гуськом и привязывали к длинным бамбуковым прутьям по бокам, а двое мужчин (один спереди и один сзади) несли концы стержней на плечах и шли. Когда бамбук изгибался вверх и вниз, трупы, казалось, «прыгали» в унисон, если смотреть на них издалека. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Два устных рассказа о транспортировке трупов включены в книгу Ляо Иу « Трупоход» . В одном отчете описывается, как трупы перевозила команда из двух человек. Труп несли на спине, надев на них обоих большую мантию и траурную маску сверху. Другой мужчина шел впереди с фонарем и предупреждал своего спутника о препятствиях впереди. Фонарь использовался в качестве визуального ориентира для носильщиков трупов, поскольку они не могли видеть из-за покрывающей их мантии. В отчетах в книге предполагается, что трупы будут переносить ночью, чтобы избежать контакта с людьми, а более прохладный воздух будет более подходящим для транспортировки тел. [ 20 ]

Миф и легенда

[ редактировать ]

Фактическое перевозка трупов с использованием ручного труда породило легенды и слухи о применении даосского колдовства для перевозки трупов. Согласно этим рассказам, родственники человека, умершего вдали от дома, не могли позволить себе транспортные средства, чтобы перевезти тело умершего домой для захоронения, поэтому нанимали даосского священника, чтобы тот провел ритуал по оживлению умершего и научил его /ее, чтобы "прыгнуть" домой. Жрецы перевозили трупы только ночью и звонили в колокола, чтобы оповестить окружающих о своем присутствии, потому что для живого человека считалось плохой приметой увидеть цзян ши .

Некоторый [ 21 ] предполагают, что истории о Цзян Ши изначально были придуманы контрабандистами, которые замаскировали свою незаконную деятельность под перевозку трупов и хотели отпугнуть сотрудников правоохранительных органов.

Подобные практики

[ редактировать ]

Археологи обнаружили на Кипре ревенантные и, по всей видимости, девиантные захоронения, датируемые 4500–3800 гг. до н.э. [ 22 ] Считалось , что те, кто родился внебрачными детьми, с отклонениями или в неблагоприятные дни, или стали жертвами убийства, утопления, самоубийства, проклятий или Черной смерти , могли стать вампирами . Подозреваемого вампира сжигали или расчленяли, чтобы предотвратить его возвращение. Другие профилактические методы включали захоронение в глубоком захоронении, захоронение лежа на земле, а также связывание, прокалывание или пришпиливание трупов камнями. [ 22 ] Погребения такого типа были обнаружены во многих местах, включая Египет, Грецию и Рим. Славянский фольклор упоминает вампиров и предупреждения, относящиеся к 11 веку, когда Дравско (Польша) является домом для некоторых из этих захоронений и первых открытий таких практик. Тремя основными областями, на которые уделялось внимание при погребении с целью предотвращения вампиризма, были рот, руки и ноги, поскольку рот используется для кормления, руки используются для захвата жертв, а ноги используются для движения. [ 23 ] Фольклор и погребальные практики, связанные с ревенантами, также можно проследить до скандинавской мифологии с драугром или драугами, которые очень напоминают истории о цзянши. [ 24 ] Эти драугры также представляли собой реанимированные трупы, восставшие из могил, и во многих источниках сообщается, что драугров видели далеко от места их первоначального захоронения. [ 24 ]

[ редактировать ]
Костюм Цзянши на Хэллоуин в Осаке.

В популярной культуре, например, в фильмах о цзянши , цзянши имеют стандартный внешний вид. У них есть бумажный талисман ( фулу , с запечатывающим заклинанием), прикрепленный ко лбу и свисающий со лба в портретной ориентации, они носят униформу, похожую на пальто, и высокую шляпу с закругленной вершиной, характерную для мандарина (китайского чиновника времен Цин). династия). Влияние западных историй о вампирах привнесло в китайский миф в более современное время аспект кровососания в сочетании с концепцией голодного призрака , хотя традиционно они питаются исключительно ци живого человека для пропитания и для того, чтобы расти дальше. мощный. Некоторые утверждают, что их современное визуальное изображение ужасающих чиновников Цин могло быть вызвано антиманьчжурскими или антицинскими настроениями ханьского китайского населения во времена династии Цин, поскольку чиновников считали кровожадными существами, мало уважающими человечество, хотя на правдоподобие этого утверждения влияет промежуток времени между современным изображением и концом империи Цин. [ 1 ]

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Легенды о Цзянши вдохновили создание жанра фильмов и литературы о Цзянши в Гонконге и остальной части Восточной Азии. Такие фильмы, как «Мистер Вампир» и его различные побочные эффекты «Мистер Вампир II» , «Мистер Вампир III» и «Мистер Вампир IV» , стали культовой классикой комедийных ужасов и вдохновили недолговечное увлечение вампирами в Восточной Азии, включая Тайвань и Японию. . К середине 1990-х годов это увлечение быстро утихло, но в начале 2000-х годов оно кратковременно возобновилось. Попытки экспериментировать с жанром, создавая чистые фильмы ужасов, такие как «Эра вампиров » Цуя Харка без элементов комикса, встретили критику и не пользовались такой же популярностью.

Сегодня цзянши появляются в игрушках и видеоиграх, например Цици в Genshin Impact и Йошика Мияко из Touhou Project . Костюмы Цзянши также иногда используются во время Хэллоуина.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Лам, Стефани (2009). «Hop on Pop: фильмы Цзянши в транснациональном контексте». CineAction (78): 46–51.
  2. ^ Jump up to: а б Де Гроот. Религиозная система Китая, Том 5 . п. 745.
  3. ^ Де Гроот. «10, Призраки с материальным телом, Вампиризм». Религиозная система Китая, Том 5 . п. 745.
  4. ^ «Результаты поиска – Путеводитель по мифическим существам» . [ мертвая ссылка ]
  5. ^ Jump up to: а б Де Гроот. Религиозная система Китая, Том 5 . п. 744.
  6. ^ «Тайна Западной Хунани: Ходячий труп» . ru.chinacultural.org . Проверено 10 июля 2024 г.
  7. ^ «Древняя китайская практика выпаса трупов для перевозки тел в родной город для захоронения» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 2024-06-02 . Проверено 10 июля 2024 г.
  8. ^ « Полно странных красок: документирование легенды об ужасной деревне зомби Шонана» (на китайском языке, 2 февраля 2009 г.). Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 г. Проверено 21 февраля 2021 г.
  9. ^ «愛上廁所的小孩» [Ребенок, который влюбился в туалет] (на китайском языке). Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
  10. ^ де Гроот, JJM (1892–1910). Религиозная система Китая . Гаага.
  11. ^ «Действительно ли в мире зомби?» [Действительно ли в мире зомби?] (На китайском языке. Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 г. Проверено 21 февраля 2021 г. ).
  12. ^ Де Гроот. Религиозная система Китая, Том 5 . п. 724.
  13. ^ Де Гроот. Религиозная система Китая, Том 5 . п. 736.
  14. ^ «С ума сойти: краткий обзор китайских фильмов о вампирах» . Журнал «Пенни Кровь» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 г. Проверено 16 декабря 2007 г.
  15. ^ «Обычаи перевозки трупов в западной провинции Хунань» , 26 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 г. Проверено 2 апреля 2021 г. .
  16. ^ «Раскрыто загадочное и устрашающее «вождение трупов» в западной провинции Хунань (фотографии)» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
  17. ^ Разоблачено мошенничество с удалением трупов в Сянси (на китайском языке) [ мертвая ссылка ]
  18. Три зла в западной провинции Хунань, которые невозможно расшифровать: гонять трупы, распространять яд и падать цветы в пещере! (на китайском языке) [ мертвая ссылка ]
  19. ^ Потомки «экзорциста трупа Сянси» раскрывают правду (фото)» . Архивировано из оригинала 9 января 2018 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
  20. ^ Ляо, Иу. Ходок по трупам: истории из реальной жизни, Китай снизу вверх . Нью-Йорк: Книги Пантеона, 2008. OCLC   233578030 .
  21. ^ «Удаление трупа из Сянси» . liubowen.tripod.com Проверено 30 марта 2024 г. .
  22. ^ Jump up to: а б Геггель, Лаура (июнь 2015 г.). «Древнегреческие захоронения, подготовленные к восстанию зомби» . www.cbsnews.com .
  23. ^ Бетсингер, Трейси К.; Скотт, Эми Б. (октябрь 2010 г.). «Управление из могилы: захоронения вампиров и социальный порядок в постсредневековой Польше» . Кембриджский археологический журнал . 24 (3): 467–476. дои : 10.1017/S0959774314000754 . ISSN   0959-7743 .
  24. ^ Jump up to: а б Чедвик, Северная Каролина (1946). «Скандинавские призраки (Этюд в Драугре и Хаугбуи)». Фольклор . 57 (2): 50–65. дои : 10.1080/0015587X.1946.9717812 . ISSN   0015-587X . JSTOR   1256952 .
[ редактировать ]
  • Словарное определение цзянши в Викисловаре
  • Словарное определение зомпира в Викисловаре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86c60740f8d04b0997684c1091d15e71__1723131120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/71/86c60740f8d04b0997684c1091d15e71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jiangshi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)